Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Губернский колледж»
«Согласовано» «Утверждаю»
1-ый заместитель директора Директор ГАПОУ МО
____________Т.Ю. Лебедева «Губернский колледж»
____________ А.И. Лысиков «__» _______________ 20___г. «__»______________ 20___г
Рассмотрено на заседании
ПЦК общественных дисциплин
протокол № __ от _________ 20__г.
Председатель _____________ Н.В. Янкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
«общепрофессионального цикла»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Серпухов
2017 г.
Составитель: Тимофеев А.В., преподаватель ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Светлова Т.А., председатель ПЦК специальных дисциплин ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Содержательная экспертиза: Светлова Т.А., председатель ПЦК специальных дисциплин ГАПОУ МО «Губернский колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной
дисциплины «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России № 975 от «11» августа 2014 года.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
- 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
| 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Материаловедение» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы и направлена на обеспечение у обучающихся знаний, умений, навыков необходимых для удовлетворения потребностей рынка труда и с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных федеральным Государственным образовательным стандартом.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
область применения, методы измерения параметров и свойств материалов;
способы получения материалов с заданным комплексом свойств;
особенности испытания материалов.
Техник-механик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 86 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: | |
лекции практические работы | 34 32 |
контрольные работы | 4 |
Итоговая аттестация в форме: экзамена | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
Поиск информации по заданной теме из различных источников. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. Выполнение индивидуальных заданий. Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к контрольной работе/ Подготовка к зачету. | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование тем | Содержание учебного материала, практических работ, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Раздел 1. Основы материаловедения | 47 | |
Тема 1.1 Введение | Содержание учебного материала | 2 |
Предмет и задачи дисциплины, его значение. Из истории материаловедения. Структура дисциплины. Классификация материалов. Область применения материалов. Литература для изучения дисциплины. | 2 |
Тема 1.2 Строение и свойства металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 8 |
Предмет и задачи дисциплины, его значение для техника. Из истории материаловедения. Структура дисциплины. Классификация материалов. Область применения материалов. Литература для изучения дисциплины. Основные сведения о металлах и сплавах. Атомно-кристаллическое строение металлов. Основные типы кристаллических решеток. Физические и химические свойства. Деформация и разрушение. Механические свойства. Технологические и эксплуатационные свойства. Электрические свойства. Тепловые свойства. Магнитные свойства. Определение кристаллизации. Схема процесса кристаллизации. Полиморфные превращения в металлах. Диаграммы состояния. Коррозия и способы защиты. | 2 |
Практические работы | 10 |
Исследование макроструктуры (макро-анализ) металлов и сплавов. Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и сплавов. Определение твердости металлов и сплавов. Ознакомление с современными методами и приборами определения твердости материалов. Исследование свариваемости металлов и сплавов. Анализ диаграммы состояния сплавов системы железо – цементит. |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 |
Поиск информации по заданной теме из различных источников. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. |
Тема 1.3 Основы выбора материалов | Содержание учебного материала | 3 |
Схема выбора материала для производства. Экономическая эффективность материалов. Производство материалов и экология. | 2 |
Практические работы | 3 |
Определение пригодности конструкционных материалов к операциям деформации. Выбор материалов для профессиональной деятельности. |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 |
Поиск информации по заданной теме из различных источников. Подготовка к контрольной работе. |
Контрольная работа по разделу «Основы материаловедения» | 1 |
| Раздел 2. Обработка металлов и сплавов | 26 |
Тема 2.1 Обработка металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 8 |
Виды и назначение термической обработки. Характеристика отжига, нормализации, закалки и отпуска. Режимы обработки. Дефекты и брак при термической обработке. Химико-термическая обработка. Механические испытания металлов. Технологические испытания и пробы. Методы исследования металлов. Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием. | 2 |
Практические работы | 10 |
Определение режимов отжига, закалки и отпуска стали. Подбор способов и режимов обработки металлов. Проба на обрабатываемость стали резанием. Механические испытания образцов материалов. Физико-химические методы исследования металлов. |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 |
Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка к контрольной работе. | | |
Контрольная работа по разделу «Обработка металлов и сплавов» | 1 |
| Раздел 3. Конструкционные материалы | 39 |
Тема 3.1 Чугуны | Содержание учебного материала | 4 |
Производство чугуна. Классификация чугунов. Структура и свойства чугуна. Маркировка. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Поиск информации по заданной теме из различных источников. Выполнение индивидуальных заданий. |
Тема 3.2 Стали | Содержание учебного материала | 9 |
Производство стали. Общая классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали. Инструментальные стали и твердые сплавы. Стали, устойчивые против коррозии. Стали и сплавы с магнитными и электрическими свойствами. Высокопрочные стали. Жаростойкие и жаропрочные стали и сплавы. Сплавы «с памятью». Аморфные сплавы (металлические стекла). | 2 |
Практические работы | 3 |
Определение марки стали по искре. Анализ микроструктуры углеродистой стали. |
Самостоятельная работа обучающегося | 5 |
Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. Выполнение индивидуальных заданий. |
Тема 3.3 Цветные металлы и сплавы | Содержание учебного материала | 7 |
Алюминий и его сплавы. Медь и ее сплавы. Титан и его сплавы. Магний и его сплавы. Баббиты. Маркировка область применения, свойства цветных металлов и сплавов. | 2 |
Практические работы | 2 | |
Определение характеристик диэлектрических материалов. |
Самостоятельная работа обучающегося | 5 |
Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. Подготовка к контрольной работе. |
Контрольная работа по разделу «Конструкционные материалы» | 1 |
| Раздел 4. Технические материалы. | 30 |
Тема 4.1 Неметаллические материалы | Содержание учебного материала | 4 |
Пластмассы: виды, свойства, применение. Резина: свойства, область применения. Древесина и древесные изделия. Технические клеи. Лакокрасочные материалы. Графитоуглеродные материалы. Абразивные материалы. Прокладочные, уплотнительные: классификация, свойства, применение. |
Практические работы | 2 |
Определение характеристик неметаллических материалов. |
Самостоятельная работа обучающегося | 5 |
Поиск информации по заданной теме из различных источников. |
Тема 4.2 Электротехнические материалы | Содержание учебного материала | 3 |
Классификация электроматериалов. Проводниковые материалы. Полупроводниковые материалы. Диэлектрики. |
Практические работы | 2 |
Определение характеристик электротехнических материалов. |
Самостоятельная работа обучающегося | 4 |
Поиск информации по заданной теме из различных источников. |
Тема 4.3 Технологические материалы. | Содержание учебного материала | 4 |
Технологические материалы: область применения, классификация и требования к свойствам. |
Самостоятельная работа обучающегося | 5 |
Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. Подготовка к контрольной работе/ Подготовка к зачету. |
Контрольная работа по разделу «Технические материалы» | 1 |
Всего: | 132 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедение».
Оборудование лаборатории:
Рабочее место преподавателя: 1.
Рабочие места обучающихся: 15.
Учебная документация:
Документы Государственного стандарта профессионального образования РФ по специальности;
Рабочий учебный план;
Рабочая учебная программа;
Перспективно - тематические планы;
Планы уроков.
Комплект плакатов (стендов) для оформления лаборатории.
Комплект рисунков, схем, таблиц, кодотраспарантов для демонстраций.
Доска маркерная.
Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды, диафильмы).
Объемные наглядные пособия:
Оборудование для проведения практических работ:
Разрывная машина или гидравлический пресс;
Маятниковый копер;
Твердомеры для определения твёрдости по методу Бринелля;
Твердомер Роквелла;
Твердомеры типа ТП (ТВ);
Твердомеры иностранного производства или твердомеры мод. УЗИТ – 3, ЭЛИТ -2Д, ТЭМП – 2;
Образцы для проведения практических работ;;
Устройство для определения растекаемости припоя;
Заточной станок;
Токарно - винторезный станок;
Микрометр
Средства обучения для обучающихся:
Учебники, учебные пособия;
Сборники задач, заданий, упражнений;
Руководство по выполнению практических работ;
Образцы выполненных работ.
Учебно-методическая литература для преподавателя.
Электронные учебники.
Технические средства обучения:
Демонстрационный (мультимедийный) комплекс.
Телевизор с видеомагнитофоном и DVD – плеером.
Диапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Заплатин В. Н. Сапожков Ю. И. и др. Лабораторный практикум по
материаловедению в машиностроении и металлообработке. - М.:
Издательский центр «Академия», 2010
Заплатин В. Н. Сапожков Ю. И. Справочное пособие по материаловедению. – М.: Издательский центр «Академия», 2009
Моряков О.С. Материаловедение. – М.: Издательский центр «Академия», 2010
www.dic.aсademic.ru- поисковик по энциклопедиям и словарям.
www.material.ru - все о материаловедении
www.wikipedia.org - энциклопедия
Дополнительные источники:
Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело. – М.: Ростов н/Д., 2005
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в производстве. | Оценка выполнения практической работы. Оценка прохождения учебной и производственной практики. |
Знание области применения, методов измерения параметров и свойств материалов. | Оценка контрольной работы. |
Знание способов получения материалов с заданным комплексом свойств. | Оценка реферата на описание способов получения материалов с заданным комплексом свойств. |
Знание особенностей испытания материалов. | Оценка результатов практической работы на определение умений проведения испытаний материалов. Оценка за дифференцированный зачет по дисциплине. |
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения, № страницы с изменением |
Было | Стало |
Основание: Подпись лица, внесшего изменения |
6