СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОП.05 Материаловедение

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ОП.05 Материаловедение.                       

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОП.05 Материаловедение»

Государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Губернский колледж»


«Согласовано» «Утверждаю»

1-ый заместитель директора Директор ГАПОУ МО

____________Т.Ю. Лебедева «Губернский колледж»

____________ А.И. Лысиков «__» _______________ 20___г. «__»______________ 20___г


Рассмотрено на заседании

ПЦК общественных дисциплин

протокол № __ от _________ 20__г.

Председатель _____________ Н.В. Янкина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»


«общепрофессионального цикла»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

















Серпухов

2017 г.

Составитель: Тимофеев А.В., преподаватель ГАПОУ МО «Губернский колледж»

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Светлова Т.А., председатель ПЦК специальных дисциплин ГАПОУ МО «Губернский колледж»


Содержательная экспертиза: Светлова Т.А., председатель ПЦК специальных дисциплин ГАПОУ МО «Губернский колледж»


Рабочая программа учебной дисциплины «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной

дисциплины «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России № 975 от «11» августа 2014 года.


Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.






СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


11

  1. 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

13



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Материаловедение»


1.1. Область применения программы


Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)».


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Материаловедение» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы и направлена на обеспечение у обучающихся знаний, умений, навыков необходимых для удовлетворения потребностей рынка труда и с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных федеральным Государственным образовательным стандартом.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в производстве.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • область применения, методы измерения параметров и свойств материалов;

  • способы получения материалов с заданным комплексом свойств;

  • особенности испытания материалов.


Техник-механик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.






















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

86

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66

в том числе:


лекции

практические работы

34

32

контрольные работы

4

Итоговая аттестация в форме: экзамена


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:


Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Оформление практических работ.

Выполнение индивидуальных заданий.

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к контрольной работе/

Подготовка к зачету.




2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»

Наименование тем

Содержание учебного материала, практических работ, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4


Раздел 1.

Основы материаловедения


47


Тема 1.1

Введение

Содержание учебного материала

2


Предмет и задачи дисциплины, его значение. Из истории материаловедения. Структура дисциплины. Классификация материалов. Область применения материалов. Литература для изучения дисциплины.

2

Тема 1.2

Строение и свойства металлов и сплавов

Содержание учебного материала

8

Предмет и задачи дисциплины, его значение для техника. Из истории материаловедения. Структура дисциплины. Классификация материалов. Область применения материалов. Литература для изучения дисциплины. Основные сведения о металлах и сплавах. Атомно-кристаллическое строение металлов. Основные типы кристаллических решеток. Физические и химические свойства. Деформация и разрушение. Механические свойства. Технологические и эксплуатационные свойства. Электрические свойства. Тепловые свойства. Магнитные свойства. Определение кристаллизации. Схема процесса кристаллизации. Полиморфные превращения в металлах. Диаграммы состояния. Коррозия и способы защиты.

2

Практические работы

10

  1. Исследование макроструктуры (макро-анализ) металлов и сплавов.

  2. Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и сплавов.

  3. Определение твердости металлов и сплавов.

  4. Ознакомление с современными методами и приборами определения твердости материалов.

  5. Исследование свариваемости металлов и сплавов.

  6. Анализ диаграммы состояния сплавов системы железо – цементит.

Самостоятельная работа обучающихся

5

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Тема 1.3

Основы выбора материалов

Содержание учебного материала

3

Схема выбора материала для производства. Экономическая эффективность материалов. Производство материалов и экология.

2

Практические работы

3

  1. Определение пригодности конструкционных материалов к операциям деформации.

  2. Выбор материалов для профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся

5

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа по разделу «Основы материаловедения»

1


Раздел 2.

Обработка металлов и сплавов


26

Тема 2.1

Обработка металлов и сплавов

Содержание учебного материала

8

Виды и назначение термической обработки. Характеристика отжига, нормализации, закалки и отпуска. Режимы обработки. Дефекты и брак при термической обработке. Химико-термическая обработка. Механические испытания металлов. Технологические испытания и пробы. Методы исследования металлов. Сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием.

2

Практические работы

10

  1. Определение режимов отжига, закалки и отпуска стали.

  2. Подбор способов и режимов обработки металлов.

  3. Проба на обрабатываемость стали резанием.

  4. Механические испытания образцов материалов.

  5. Физико-химические методы исследования металлов.

Самостоятельная работа обучающихся

7

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Подготовка к контрольной работе.



Контрольная работа по разделу «Обработка металлов и сплавов»

1


Раздел 3.

Конструкционные материалы


39

Тема 3.1

Чугуны

Содержание учебного материала

4

Производство чугуна. Классификация чугунов. Структура и свойства чугуна. Маркировка.

2

Самостоятельная работа обучающихся

3

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Выполнение индивидуальных заданий.

Тема 3.2

Стали

Содержание учебного материала

9

Производство стали. Общая классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали. Инструментальные стали и твердые сплавы. Стали, устойчивые против коррозии. Стали и сплавы с магнитными и электрическими свойствами. Высокопрочные стали. Жаростойкие и жаропрочные стали и сплавы. Сплавы «с памятью». Аморфные сплавы (металлические стекла).

2

Практические работы

3

  1. Определение марки стали по искре.

  1. Анализ микроструктуры углеродистой стали.

Самостоятельная работа обучающегося

5

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Оформление практических работ.

Выполнение индивидуальных заданий.

Тема 3.3

Цветные металлы и сплавы

Содержание учебного материала

7

Алюминий и его сплавы. Медь и ее сплавы. Титан и его сплавы. Магний и его сплавы. Баббиты. Маркировка область применения, свойства цветных металлов и сплавов.

2

Практические работы

2


  1. Определение характеристик диэлектрических материалов.

Самостоятельная работа обучающегося

5

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Оформление практических работ.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа по разделу «Конструкционные материалы»

1


Раздел 4.

Технические материалы.

30

Тема 4.1

Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

4

Пластмассы: виды, свойства, применение. Резина: свойства, область применения. Древесина и

древесные изделия. Технические клеи. Лакокрасочные материалы. Графитоуглеродные материалы. Абразивные материалы. Прокладочные, уплотнительные: классификация, свойства, применение.

Практические работы

2

  1. Определение характеристик неметаллических материалов.

Самостоятельная работа обучающегося

5

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Тема 4.2 Электротехнические материалы

Содержание учебного материала

3

Классификация электроматериалов. Проводниковые материалы. Полупроводниковые материалы. Диэлектрики.

Практические работы

2

  1. Определение характеристик электротехнических материалов.

Самостоятельная работа обучающегося

4

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Тема 4.3

Технологические материалы.

Содержание учебного материала

4

Технологические материалы: область применения, классификация и требования к свойствам.

Самостоятельная работа обучающегося

5

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Оформление практических работ.

Подготовка к контрольной работе/

Подготовка к зачету.

Контрольная работа по разделу «Технические материалы»

1

Всего:

132

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедение».

Оборудование лаборатории:

  1. Рабочее место преподавателя: 1.

  2. Рабочие места обучающихся: 15.

  3. Учебная документация:

  • Документы Государственного стандарта профессионального образования РФ по специальности;

  • Рабочий учебный план;

  • Рабочая учебная программа;

  • Перспективно - тематические планы;

  • Планы уроков.

  1. Комплект плакатов (стендов) для оформления лаборатории.

  2. Комплект рисунков, схем, таблиц, кодотраспарантов для демонстраций.

  3. Доска маркерная.

  4. Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды, диафильмы).

  5. Объемные наглядные пособия:

  • Модели;

  • Макеты, муляжи;

  • Наборы деталей и элементов конструкций;

  • Демонстрационные установки (стенды)

  1. Оборудование для проведения практических работ:

  • Разрывная машина или гидравлический пресс;

  • Маятниковый копер;

  • Твердомеры для определения твёрдости по методу Бринелля;

  • Твердомер Роквелла;

  • Твердомеры типа ТП (ТВ);

  • Твердомеры иностранного производства или твердомеры мод. УЗИТ – 3, ЭЛИТ -2Д, ТЭМП – 2;

  • Образцы для проведения практических работ;;

  • Устройство для определения растекаемости припоя;

  • Заточной станок;

  • Токарно - винторезный станок;

  • Микрометр

  1. Средства обучения для обучающихся:

  • Учебники, учебные пособия;

  • Сборники задач, заданий, упражнений;

  • Руководство по выполнению практических работ;

  • Образцы выполненных работ.

  1. Учебно-методическая литература для преподавателя.

  2. Электронные учебники.


Технические средства обучения:

  1. Демонстрационный (мультимедийный) комплекс.

  2. Телевизор с видеомагнитофоном и DVD – плеером.

  3. Диапроектор


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Заплатин В. Н. Сапожков Ю. И. и др. Лабораторный практикум по

материаловедению в машиностроении и металлообработке. - М.:

Издательский центр «Академия», 2010

  1. Заплатин В. Н. Сапожков Ю. И. Справочное пособие по материаловедению. – М.: Издательский центр «Академия», 2009

  2. Моряков О.С. Материаловедение. – М.: Издательский центр «Академия», 2010

  3. www.dic.aсademic.ru- поисковик по энциклопедиям и словарям.

  4. www.material.ru - все о материаловедении

  5. www.wikipedia.org - энциклопедия


Дополнительные источники:

  1. Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

  2. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело. – М.: Ростов н/Д., 2005














4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в производстве.

Оценка выполнения практической работы.


Оценка прохождения учебной и производственной практики.

Знание области применения, методов измерения параметров и свойств материалов.

Оценка контрольной работы.

Знание способов получения материалов с заданным комплексом свойств.

Оценка реферата на описание способов получения материалов с заданным комплексом свойств.

Знание особенностей испытания материалов.

Оценка результатов практической работы на определение умений проведения испытаний

материалов.


Оценка за дифференцированный зачет по дисциплине.



























5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения, № страницы с изменением


Было



Стало


Основание:



Подпись лица, внесшего изменения


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!