СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОП.ВЧ.13 Охрана труда

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ОП.ВЧ.13 Охрана труда                               

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОП.ВЧ.13 Охрана труда»

Государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Губернский колледж»


«Согласовано» «Утверждаю»

1-ый заместитель директора Директор ГАПОУ МО

____________Т.Ю. Лебедева «Губернский колледж»

____________ А.И. Лысиков «__» _______________ 20___г. «__»______________ 20___г


Рассмотрено на заседании

ПЦК общественных дисциплин

протокол № __ от _________ 20__г.

Председатель _____________ Т.А. Светлова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОХРАНА ТРУДА»


«общепрофессионального цикла»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)















Серпухов

2017 г.

Составитель: Тимофеев А.В., преподаватель ГАПОУ МО «Губернский колледж»

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Светлова Т.А., председатель ПЦК специальных дисциплин ГАПОУ МО «Губернский колледж»


Содержательная экспертиза: Светлова Т.А., председатель ПЦК специальных дисциплин ГАПОУ МО «Губернский колледж»


Рабочая программа учебной дисциплины «ОХРАНА ТРУДА» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной

дисциплины «ОХРАНА ТРУДА» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России № 975 от «11» августа 2014 года.


Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.











СОДЕРЖАНИЕ




стр.

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

15

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

18

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

20























1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной

профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:

Дисциплина «Охрана труда» принадлежит к профессиональному циклу.

1. 3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен

уметь:

-выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие

им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами

профессиональной деятельности;

-использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в

соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

-проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала),

инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

- разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание

установленных требований охраны труда;

- контролировать навыки необходимые для достижения требуемого уровня для безопасности труда;

-вести документацию, установленного образца по охране труда, соблюдать

сроки его заполнения и условия хранения.

знать:

-систему управления охраны труда в организации;

- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные

нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

-обязанности работников в области охраны труда;

-фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

-возможные последствия несоблюдения технологических процессов и

производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

-порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала)

- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

- порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе;

методику оценки условий труда и травмобезопасности.


Техник-механик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



1. 4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 44 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося 10 часов.





























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:


теоретических занятий

24

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося

1. Основные понятия и термины предмета охрана труда.

2. Основные права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

3. Льготы и компенсации, предоставляемые работникам при выполнении работ с вредными и опасными условиями труда.

4. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда.

5. Факторы, определяющие микроклимат в производственном помещении.

6. Методы измерения и борьбы с шумом.

7. Пути снижения влияния вибрации на работающих.

8. Рабочее время, его продолжительность.

9. Правила предоставления работникам ежегодного отпуска.

10. Особенности условий и режима работы работников автомобильного транспорта.

11. Особенности организации времени отдыха водителей.

12. Безопасность организации труда при выполнении отдельных операций технического обслуживания и ремонта автомобилей.

13. Безопасность дорожного движения.

14. Факторы, определяющие безопасность движения.

15. Характерные источники пожаров.

16. Правила, которые необходимо соблюдать при тушении пожаров огнетушительными веществами.

10

Итоговая аттестация в форме экзамена













2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда».




Наименование разделов и тем



Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся


Объем часов


Уровень

усвоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала

3


Цели, задачи и предмет изучения охраны труда. Безопасность труда как область знаний. Основные понятия безопасности труда: труд, производственная деятельность, рабочая зона, рабочее место, производственная безопасность, производственная санитария, гигиена труда, травма, несчастный случай, профессиональное заболевание, негативные факторы, опасность, опасные производственные факторы, вредные производственные факторы, риск. Идентификация опасностей. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды.

2

Раздел 1. Охрана труда на предприятиях агропромышленного комплекса



Тема 1.1.

Система нормативно-правовых актов по охране труда.

Содержание учебного материала:

1

Основные законодательства об охране. Основные направления государственной политики в области охраны труда.

2


Тема 1.2.

Организация охраны труда, основы управления ею.

Практическое занятие №1

1


Государственное управление охраной труда. Основные задачи службы охраны труда. Гарантии прав работников в области охраны труда. Организация службы охраны труда.






Тема 1.3.

Государственный надзор, контроль за выполнением Законодательства Российской Федерации об охране труда.

Содержание учебного материала:

1

Общие положения. Органы государственного специализированного надзора. Ростехнадзор. Роспотребнадзор.

2

Тема 1.4.

Показатели учета и анализа состояния охраны труда.

Практическое занятие №2

1


Показатели учета и анализа состояния охраны труда. Расчет показателей травматизма и методы изучения его причин. Экономический метод материального стимулирования работ по охране труда.

Тема 1.5.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Практическое занятие 3

1

Классификация несчастных случаев. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Оформление материалов расследования несчастных случаев и их учет.


Тема 1.6.

Эксплуатация паровых и водонагрейных котлов. Эксплуатация сосудов, работающих под давлением.

Содержание учебного материала:

2

Эксплуатация паровых и водонагрейных котлов. Эксплуатация сосудов, работающих под давлением. Эксплуатация автоклавов. Безопасность при внутрихозяйственной перевозке грузов.

2

Самостоятельная работа обучающегося

4



1. Основные понятия и термины предмета охрана труда.

2. Основные права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

3. Льготы и компенсации, предоставляемые работникам при выполнении работ с вредными и опасными условиями труда.

4. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда.





Раздел 2. Производственная санитария.



Тема 2.1.

Основы производственной санитарии.

Содержание учебного материала:

1

Основные сведения о производственной санитарии. Обеспечение микроклимата рабочей зоны.

2

Тема 2.2.

Защита от вредных факторов производственной сферы.

Практическое занятие 4

1


Защита от вредных факторов производственной сферы. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

Тема 2.3.

Производственная вентиляция и кондиционирование. Производственный шум и вибрация.

Содержание учебного материала:

2

Система приточно-вытяжной вентиляции. Дефлекторы. Естественная вентиляция. Звуковое давление. Инфразвук. Измерение шума. Нормирование и измерение вибрации. Защита от шума и вибрации.




2

Тема 2.4.

Вредные излучения и защита от них. Электромагнитные излучения.

Практическое занятие №5

1


Вредные излучения и защита от них. Электромагнитные излучения. Ионизирующее излучения.


Тема 2.5.

Производственное освещение.

Практическое занятие №6

1

Понятия светового потока, освещенности и яркости. Общие сведения. Гигиеническое нормирование освещения. Расчет освещения.

Тема 2.6.

Льготы и компенсация за работу с вредными и тяжелыми условиями труда.

Содержание учебного материала:

1

Льготы и компенсация за работу с вредными и тяжелыми условиями труда. Режим труда и отдыха.





2


Тема 2.7.

Основные опасные факторы при работе с компьютером.

Содержание учебного материала:

1

Опасные излучения монитора компьютера. Влияние экранных защитных фильтров. Специфическая нагрузка на зрение. Нагрузка на костно-мышечную систему. Влияниена психику человека.

2


Тема 2.8.

Общие рекомендации эргономики по организации труда и рабочего места пользователя компьютером.

Содержание учебного материала:

2


Ограничение продолжительности работы с компьютером в зависимости от её вида. Рекомендации по климатическим условиям работы. Рекомендации по уровню освещенности. Рекомендации по снижению нагрузки на зрение.


Самостоятельная работа обучающегося:

3



5. Факторы, определяющие микроклимат в производственном помещении.

6. Методы измерения и борьбы с шумом.

7. Пути снижения влияния вибрации на работающих.




Раздел 3. Пожарная безопасность в агропромышленном комплексе.


Тема 3.1.

Организационные и технические противопожарные мероприятия.

Содержание учебного материала:

1

Организационные и технические противопожарные мероприятия. Огнестойкость зданий.

2

Тема 3.2.

Классификация производственных помещений и зон по взрывной и пожарной опасности.

Практическое занятие 7

1


Классификация производственных помещений и зон по взрывной и пожарной опасности.

Взрывоопасные зоны. Эксплуатация электрооборудования во взрывоопасных и пожароопасных зонах.

Тема 3.4.

Средства обнаружения и тушения пожаров.

Практическое занятие №8

1

Средства обнаружения и тушения пожаров. Огнетушащие вещества. Пожарные гидранты. Огнетушители.


Тема 3.5.

Организация пожарной охраны на селе. Требования пожарной безопасности на складах и в ремонтных мастерских.

Содержание учебного материала:

2

Организация пожарной охраны на селе. Требования пожарной безопасности на складах и в ремонтных мастерских. Склады нефтепродуктов. Склады торфа и угля. Склады лесоматериалов и деревянной тары. Склады ядохимикатов и минеральных удобрений.

2


Самостоятельная работа обучающегося:

5


8. Рабочее время, его продолжительность.

9. Правила предоставления работникам ежегодного отпуска.

10. Особенности условий и режима работы работников автомобильного транспорта.

11. Особенности организации времени отдыха водителей.


Раздел 4. Электробезопасность в сельском хозяйстве


Тема 4.1.

Основы электробезопасности в сельском хозяйстве.

Содержание учебного материала:

1

Общие сведения. Схемы возможного включения человека в электрическую сеть и основные меры защиты от электропоражения. Напряжение прикосновения.

2

Тема 4.2.

Защитные меры при работе на электроустановках.

Практическое занятие №9

1


Защитные меры при работе на электроустановках. Защита от статического электричества.

Тема 4.3.

Освобождение пораженного током от его воздействия.

Содержание учебного материала:

1

Освобождение пораженного током от его воздействия. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. Доврачебная помощь при ожогах.

2

Тема 4.4.

Первая помощь при обморожении, ранениях и других несчастных случаях.

Содержание учебного материала:


2


Первая помощь при обморожении, ранениях и других несчастных случаях. При переломах и вывихах. При падении человека или при ударе. При тепловом или солнечном ударе, при отравлении ядовитыми газами, при пищевых отравлениях, при укусах змей или ядовитых насекомых, при спасании тонущего.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

4



12. Безопасность организации труда при выполнении отдельных операций технического обслуживания и ремонта автомобилей.

13. Безопасность дорожного движения.

14. Факторы, определяющие безопасность движения.


Раздел 5. Безопасность при эксплуатации и ремонте сельскохозяйственных машин и оборудования


Тема 5.1.

Общие сведения о технических средствах безопасности.

Содержание учебного материала:

2

Опасная зона машин. Технические средства безопасности труда. Знаки безопасности и производственной санитарии. Требования безопасности к конструкции сельскохозяйственной техники. Тормозная система. Длина тормозного пути.





Тема 5.2.

Требования безопасности к работе в особых условиях.

Содержание учебного материала:

1


Общие требования. Работа на склонах. Вождение тракторов в сложных дорожных условиях.

2

Тема 5.3.

Проезд через железнодорожные пути и полевые мосты.

Содержание учебного материала:

1


Проезд через железнодорожные пути и полевые мосты. Переправа по броду и на плавучих средствах.

2

Тема 5.4.

Работы сборочно-разборочные и слесарные.

Практическое занятие №10

1


Работы сборочно-разборочные и слесарные. Обеспечение безопасности при работе на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках.

Самостоятельная работа обучающегося:




15. Характерные источники пожаров.

16. Правила, которые необходимо соблюдать при тушении пожаров огнетушительными веществами.

2





Тема 5.5.

Организация погрузочно-разгрузочных работ.

Содержание учебного материала:

1

Организация погрузочно-разгрузочных работ.

2



ИТОГО





3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализация программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет «Охрана труда и промышленная безопасность».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся – 30 посадочных мест;

- рабочее место преподавателя – 1 место;

- комплекты стендов: «Медико-санитарная подготовка», «Гражданская оборона»;

- комплекты плакатов: «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда», «Медико-санитарная подготовка», «Гражданская оборона»;

- комплект табельных и подручных средств для оказания первой доврачебной медицинской помощи;

- комплект средств индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, противодымные маски);

- комплект первичных средств пожаротушения;

- комплект бланков документации;

- комплект дидактического материала (карточки-задания, тесты, раздаточный материал для

выполнения практических и контрольных работ);

- комплект мультимедийных презентаций, медиатека.

1.Комплект плакатов.

2. Видеофильмы по тематике.

3.Средства защиты, работающих в сельском хозяйстве.

4.Влагомер МВ-4М

5.Манометр Ю-116

6.Мегометр

7.Огнетушители.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Девисилов В.А.Охрана труда – М.: ФОРУМ- 2009 ( Гриф МинОбрНауки)

  2. Тургиев А.К. охрана труда в сельском хозяйстве. – М.,2012, Академия.

Дополнительные источники:

1. А.А.Раздорожный Охрана труда и производственная безопасность – М: «Колос»,

2007

2. Безопасность производственных процессов: Справочник под общей редакцией

С.В.Белова – М.: «Машиностроение», 2007

3. Г.Ф. Денисенко Охрана труда. Учебное пособие для ВУЗов – М.: «Высшая

школа», 2008

4. Основные законодательные, нормативные акты.

5. Г.И.Беликов Охрана труда- М.: «Колос», 2007

6. А.И.Колошин Охрана труда- М.: «Агропромиздат», 2008

Периодические издания:

1. Журнал «Сельский механизатор»

2. Журнал «Техника и оборудование для села»

3. Журнал «Среднее профессиональное образование» (с приложением)

4. Методист/ Научно-методический журнал (Academia, АПК и ППРО)

Учредитель: Издательский дом «Методист». М.: Изд.дом «Методист»

5. Среднее профессиональное образование /Ежемесячный теоретический и

научно-методический журнал. Учредитель: Российская академия образования

Союз директоров ССУЗов России. М.:РАО

6. Среднее профессиональное образование /Приложение к ежемесячному

теоретическому и научно-методическому журналу. Учредитель: Российская

академия образования Союз директоров ССУЗов России. М.:РАО

7. Газета «Вестник среднего профессионального образования». Учредитель:

Российская академия образования, Союз директоров ССУЗов России. М.: РАО












4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Наименование

разделов и тем

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Раздел 1 Общие вопросы охраны труда на автомобильном транспорте

(Темы №1.1 - № 1.8)

Должен знать:

- Основные законодательства об охране на автомобильном транспорте. Основные направления государственной политики в обл

Должен уметь:

Использовать основные законодательства об охране на автомобильном транспорте. Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Фронтальный устный

опрос.

Тестирование.

Реферат.

Работа с карточками-заданиями. Практическая работа №1-№4, самостоятельная работа №1-№4.




Раздел 2. Производственная санитария.

(Темы №2.1 - №2.7)

Должен знать:

Микроклимат в производственных помещениях.

Должен уметь:

Распознавать запыленность и загазованность воздуха в производственных помещениях.

Практическая работа№5 - №7.

Внеаудиторная самостоятельная работа №5-№6.

Раздел 3. Организация труда и отдыха работников автомобильного транспорта. (Темы №3.1 - №3.4)

Должен уметь:

- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности

Должен знать:

Основы трудового законодательства о рабочем времени, режиме труда и отдыха. Рабочее время.


Практическая работа№7-№10.

Внеаудиторная самостоятельная работа №7-№11.

Раздел 4. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава. (Темы №4.1 -№4.5)

Должен знать:

- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации

Должен уметь:

Пользоваться территориями, зданиями и помещениями, открытым площадкам для хранения автомобилей.

Фронтальный устный

опрос.

Реферат.

Тестирование.

Работа с карточками-заданиями. Практическая работа №11-№12.

Раздел 5. Основные требования безопасности при погрузке, перевозке и разгрузке грузов. (Темы №5.1 - №5.2)

Должен знать:

Классификация грузов. Общие положения. Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам.

Должен уметь:

Безопасно погрузить, перевозить и разгружать грузы при контейнерных перевозках.

Практическая работа№13-№14.

Внеаудиторная самостоятельная работа №12 - №14













5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения, № страницы с изменением


Было



Стало


Основание:



Подпись лица, внесшего изменения





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!