Краснодарский край, Кущёвский район, х. Красная Поляна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 имени Полевого П.Г,
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29. 08. 2016 года протокол № 1
Председатель _______/Долгополов А.С./
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному курсу «Основы предпринимательства»
Уровень образования (класс) среднее общее образование 11 класс
Количество часов 34 часа Уровень базовый
Учитель Кравцова Анна Сергеевна
Программа разработана на основе: программы элективного курса для 10, 11 классов общеобразовательных школ (для любого профиля обучения), автор программы – В.Д. Симоненко /сборник программно – методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ сост. Л.Н. Поташева. – 3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008;
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Основы предпринимательства» составлена на основе следующих документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (для VI-XI (XII) классов или ФКГОС-2004;
Программы элективного курса для 10, 11 классов общеобразовательных школ (для любого профиля обучения), автор программы – В.Д. Симоненко /сборник программно – методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ сост. Л.Н. Поташева. – 3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008;
образовательной программы МБОУ СОШ № 10.
Цели и задачи курса:
формирование научного мировоззрения, способствующее осознанию возможностей человека и его места в новых социально- экономических условиях;
формирование у старшеклассников знания о предпринимательской деятельности как важнейшей сфере человеческой деятельности;
развивать экономическую, технологическую и правовую культуру;
воспитывать творческую, конкурентоспособную личность, обладающую такими качествами, как самостоятельность, предприимчивость, деловитость, ответственность, расчет риска при принятии решений, эффективные действия в условиях конкуренции;
развивать предпринимательскую инициативу старшеклассников, их потенциальные возможности и способности к самообразованию и саморазвитию;
решать задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности с учетом профессиональных предпочтений.
Задачи изучения курса:
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в сфере предпринимательской деятельности, для интерпретации экономических данных и информации;
формирование функциональной экономической грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики и предпринимательства, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
освоение технологии создания своего собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирование предпринимательской деятельности и составления бизнес- планов;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации, прогнозирования развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности предпринимателя.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Становление и развитие в России предпринимательства являются закономерным и объективным процессом реализации экономических реформ и формирования в перспективе цивилизованной рыночной экономики.
Переход к экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное – новых знаний.
В этих условиях особенно важно соответствие содержания образования потребностям общества в формировании нового типа работников – предприимчивых, экономически грамотных, профессионально образованных, способных быстро адаптироваться в различных ситуациях.
В связи с этим одним из приоритетных направлений современного образования является обучение учащихся основам предпринимательства, их адаптация и ориентация в рыночных условиях, формирование экономического мышления, развития экономической культуры населения.
Курс «основы предпринимательства» направлен на решение образовательных задач расширения кругозора учащихся о современном мире и роли предпринимательства в нем. Изучение курса способствует воспитанию экономически грамотного гражданина страны, обладающего качествами лидера, умеющего принять решение и прогнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы других людей, готового поделиться своими знаниями и опытом, предприимчивого и ответственного хозяина своего бизнеса.
Изучение данной дисциплины рекомендуется в старших классах общеобразовательной школы, гимназии, лицея, независимо от выбранного профиля обучения, так как экономическая и правовая подготовка необходима каждому гражданину России для успешной деятельности в условиях рыночной экономики.
В процессе преподавания этой дисциплины используются различные формы и методы обучения: деловые игры, тесты, практикумы, закрепляющие полученные теоретические знания посредством решения экономических задач, анализа ситуаций и математических расчетов, разнообразные кроссворды по экономическим терминам.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Элективный курс «Основы предпринимательства» для 11 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета, курса:
Тема 1. Становление предпринимательства (6 час)
Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условия предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства. История развития предпринимательства в России. Виды предпринимательской деятельности. Организационно - правовые формы предпринимательства. Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства. Налогообложение малых предприятий
Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства (5 час)
Понятие о предпринимательской идее. Банк предпринимательских идей. Технология принятия решений. Понятие о бизнес-планах. Проект создания собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие об инновациях и инновационное деятельности. Внутренние и внешние причины нововведений. Технология выбора прибыльной идеи. Понятие об информационных технологиях в предпринимательстве, основные функции информационных технологиях в предпринимательской деятельности, основные программы, используемые в бизнесе. Интернет- технологии в деятельности предпринимателя.
Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности (6час)
Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками и составляющие процесса управления. Способы снижения риска в предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательства. Формы государственного регулирования в экономике. Позитивные и негативные вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции. Ценовые и неценовые методы конкуренции. Типы конкурентного поведения на рынке. Понятие об антимонопольном регулировании, методы борьбы с конкуренцией и обеспечения конкурентоспособности продукции. Понятие об издержках производства и реализации продукции. Себестоимость продукции. Виды, структура себестоимости. Калькуляция, статьи расходов для калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегия ценообразования. Методика образования цен. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Классификация налогообложения в РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц.
Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства (5 час)
Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия. Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии. Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставной и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования. Внешние источники финансирования предприятия: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Использование финансовых ресурсов. Показатели эффективного использования трудовых ресурсов предприятия: производительность труда, норма времени, норма выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэффициент использования материалов. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Понятие о счете, отражение в счетах бухгалтерских операциях.
Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности (4час)
Понятие о менеджменте. Основные элементы управления: объекты и субъекты управления, структура управления персоналом. Понятие о маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых исследований. Концепция маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Характеристика деловых качеств предпринимателя. Понятие о рекламе. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе.
Тема 6. Мотивация предпринимательской деятельности (6час)
Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность предпринимателей: уголовная, административная, налоговая, гражданско- правовая, материальная, дисциплинарная. Обучение предпринимательству в зарубежных странах. Бизнес-школы а США, Англии, Франции. Самоменеджмент в деятельности предпринимателя. Основные цели самоменеджмента. Основные этапы процесса самоменеджмента. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Моральное и материальное стимулирование.
Резерв времени – 2 часа.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Основное содержание по темам | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Тема 1. Становление предпринимательства | Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условия предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства. История развития предпринимательства в России. Виды предпринимательской деятельности. Организационно - правовые формы предпринимательства. Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства. Налогообложение малых предприятий | 6 | 6 |
2 | Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства | Понятие о предпринимательской идее. Банк предпринимательских идей. Технология принятия решений. Понятие о бизнес-планах. Проект создания собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие об инновациях и инновационное деятельности. Внутренние и внешние причины нововведений. Технология выбора прибыльной идеи. Понятие о информационных технологиях в предпринимательстве, основные функции информационных технологиях в предпринимательской деятельности, основные программы, используемые в бизнесе. Интернет- технологии в деятельности предпринимателя. | 5 | 5 |
3 | Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности | Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками и составляющие процесса управления. Способы снижения риска в предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательства. Формы государственного регулирования в экономике. Позитивные и негативные вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции. Ценовые и неценовые методы конкуренции. Типы конкурентного поведения на рынке. Понятие об антимонопольном регулировании, методы борьбы с конкуренцией и обеспечения конкурентоспособности продукции. Понятие об издержках производства и реализации продукции. Себестоимость продукции. Виды, структура себестоимости. Калькуляция, статьи расходов для калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегия ценообразования. Методика образования цен. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Классификация налогообложения в РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц. | 6 | 6 |
4 | Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства | Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия. Функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии. Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставной и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования. Внешние источники финансирования предприятия: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Использование финансовых ресурсов. Показатели эффективного использования трудовых ресурсов предприятия: производительность труда, норма времени, норма выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэффициент использования материалов. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Понятие о счете, отражение в счетах бухгалтерских операциях. | 5 | 5 |
5 | Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности | Понятие о менеджмент. Основные элементы управления: объекты и субъекты управления, структура управления персоналом. Понятие о маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых исследований. Концепция маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Характеристика деловых качеств предпринимателя. Понятие о рекламе. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе. | 4 | 4 |
6 | Тема 6. Мотивация предпринимательской деятельности | Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность предпринимателей: уголовная, административная, налоговая, гражданско- правовая, материальная, дисциплинарная. Обучение предпринимательству в зарубежных странах. Бизнес-школы а США, Англии, Франции. Самоменеджмент в деятельности предпринимателя. Основные цели самоменеджмента. Основные этапы процесса самоменеджмента. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Моральное и материальное стимулирование. | 6 | 6 |
7 | Резерв времени | | 2 | - |
8 | Контрольная работа или защита проекта «Основы предпринимательства» | | - | 1 |
9 | Обобщающее повторение по теме «Мотивация предпринимательской деятельности» | | - | 1 |
| ИТОГО | | 34 | 34 |
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.
Печатные пособия:
Сборник программно – методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ сост. Л.Н. Поташева. –
3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Технические средства обучения:
1) Компьютер SAMSUNG
2) Интерактивная доска CONSUL
3) Мультимедийный проектор OPTOMA
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
http://www.bestreferat.ru/referat-192932.html
http://4du.ru/books/knigi_po_menedzhmentu/kurs_lekciy
http://www.studmed.ru/docs/document29488/cc1
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ___________ /Кульбачная А.А./
учителей _______________СОШ № 9 подпись Ф.И.О.
от 30. 08. 2016года № 1 29. 08.. 2016 года
_______________/Калюта Т.И./
подпись руководителя МО Ф.И.О.
Согласовано
заместитель директора по УВР
______________ /Кульбачсная А.А./
от 29. 08. 2016 года
Муниципальное образование Кущевский район х. Красная Поляна
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 имени Полевого П.Г.
(полное наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По элективному курсу «Основы предпринимательства»
Класс 11
Учитель Кравцова Анна Сергеевна
Количество часов: всего 34 часа ; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы Кравцовой Анны Сергеевны учителя МБОУ СОШ № 9 имени Полевого П.Г, утвержденной решением педагогического совета школы № 1 от 29.08. 2016г.
Планирование составлено на основе: программы элективного курса для 10, 11 классов общеобразовательных школ (для любого профиля обучения), автор программы – В.Д. Симоненко /сборник программно – методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ сост. Л.Н. Поташева. – 3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (для VI-XI (XII) классов или ФКГОС-2004) , образовательной программой образовательного учреждения для преподавания обществознания как профильного предмета,
7