Министерство образования Калининградской области
государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж информационных технологий и строительства»
рабочая программа учебной дисциплины
Основы проектной деятельности
по специальности
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
Калининград 2016 г.
«Утверждаю» «___» _________ 20___г. Заместитель директора по УМР Л.Г. Алсынбаева___________ | | Рассмотрено и согласовано на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин Протокол № _________ «___» ___________ 20__г. Председатель ПЦК Гайдай М.Ю.___________ |
Программа общепрофессиональной учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» предназначена для изучения специфики проектной деятельности и создания проекта по образовательной программе среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» в ГБУ КО ПОО «Колледж информационных технологий и строительства».
Программа разработана на основе требований работодателей.
Организация-разработчик: ГБУ КО ПОО «Колледж информационных технологий и строительства»
Разработчик:
С.Ю. Мананников, преподаватель ГБУ КО ПОО «Колледж информационных технологий и строительства»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы проектной деятельности»
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ), а также для дополнительной профессиональной подготовки и профильного обучения школьников.
- 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
-
Учебная дисциплина «Основы проектной деятельности» входит в вариативную часть общепрофессионального цикла учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Основы проектной деятельности» направлено на:
ознакомление студентов с видами и задачами проектов, основами управления проектами, а так же с особенностями документирования различных этапов и уровней проектной деятельности;
создание проекта, т.е. практическое применение изучения учебной дисциплины «Компьютерная графика»;
оценку проекта общественностью.
Цели дисциплины «Основы проектной деятельности»:
Формирование системы знаний в области проектной деятельности.
Практическое закрепление знаний и навыков проектной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.
Приобретение опыта работы в составе команды, управления проектом.
Задачи дисциплины:
Освоить ключевые термины проектной деятельности.
Познакомить с областями применения современных подходов проектной деятельности и управления проектами на примерах из реальной практики.
Сформировать навыки применения ряда инструментов проектной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент:
должен знать:
должен уметь:
применять инструменты проектной деятельности на практике;
планировать проект, определять цель и задачи проекта;
разрабатывать проект, анализировать и оценивать его
определять результаты и затраты.
Новизна данной программы состоит в том, что она предоставляет возможность освоения проектной деятельности обучающимся средствами компьютерной графики.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы внимание обучающихся акцентируется на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе, освоении методов и приемов при выполнении индивидуальных заданий. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные средства компьютерной графики, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и представления информации.
Все занятия построены по принципу сочетания теоретических и практических занятий. Практические занятия проводятся в виде поэтапного выполнения проекта. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы проводятся в форме сбора и обработки информации, разработки эскизов, выполнения и оформления проекта.
В работу над проектом по инициативе исполнителя проекта в качестве заказчиков (возможных, потенциальных) и экспертов включаются посторонние люди и студенты колледжа, что дает возможность совершенствовать коммуникативную компетенцию, развивает способности конструктивно воспринимать критику, управлять своей познавательной деятельностью и др.
По окончании курса подводится итог в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в виде публичной защиты проектов.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 22 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: |
1. Поиск и обработка информации |
2. Разработка и оформление проекта |
3. Подготовка проекта к публичной защите |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
- 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1 Специфика проектной деятельности | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Понятия «проект». Основные признаки проекта. Условия реализации проекта. Классификация проектов | 1 |
2 | Примеры проектов (исследовательские, социальные, инновационные, бизнес-проекты, гражданских инициатив, образовательные и т.д.) | 1 |
3 | Определение целей и задач проекта. Разработка технического задания на проект. | |
4 | Методы работы с источниками информации | 2 |
Практические занятия | 4 | |
1 | Практическая работа №1 Закрепление тем проектов. Определения вида продукта и формы презентации. Определение целей и задач проекта. Разработка технического задания на проект. |
2 | Практическая работа №2 Разработка идеи проекта. Визуализация проектной идеи (схемы, варианты, виды). Разработка альтернативных вариантов |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
Подготовить сообщения/презентации о проектах. Привести примеры проектов. Выбор тем проектов из перечня или самостоятельное формирование темы проекта. Уточнение технического задания у потенциальных заказчиков |
Тема 2 Работа над проектом | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Основные требования к проекту. Критерии успешности проекта. Этапы работы над проектом. «Шесть П проекта»: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация – Портфолио. | 2 |
2 | Планирование проекта. Уточнение содержания и состава работ | 2 |
Практические занятия | 10 | |
1 | Практическая работа №3 Ролевая игра «исполнитель-заказчик». Оценка эскизов и их доработка. Утверждение проекта |
2 | Практическая работа № 4 Составление плана работы над проектом |
3 | Практическая работа № 5 Работа над проектом |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 |
Доработка эскизов. Составление плана работы. Работа над проектом. |
Тема 3 Определение стоимости проекта | Содержание | 2 |
1 | Бюджет или смета расходов как ключевой этап разработки проекта. Общие требования к составлению бюджета | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Практическая работа № 6 Расчет стоимости проекта, ориентируясь на приблизительную стоимость на рынке |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Поиск информации о стоимости ресурсов. Оформление сметы на проект |
Тема 4 Оформление и защита проекта | Содержание | 4 |
1 | Правила оформления проекта. Паспорт проекта | 1 |
2 | Критерии оценки проекта | 1 |
Практические занятия | 6 | |
1 | Практическая работа № 7 Оформление проекта |
2 | Практическая работа № 8 Оценка и самооценка проекта в соответствии с критериями |
3 | Практическая работа № 9 Публичная защита проектов |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 |
Разработка и оформление паспорта проекта. Самооценка проекта. Оценка проекта потенциальными заказчиками. Подготовка проекта к презентации |
Всего: | 60 | |
- 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Информационно-коммуникационных систем»
Оборудование лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Методические указания по выполнению практических работ в графическом редакторе Adobe Photoshop
Сборник практических заданий в графическом редакторе CorelDRAW Graphics Suite
Авторский комплект презентаций Power Point по темам курса
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением:
мультимедиа проектор
интерактивная доска SmartBoard.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебные пособия:
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2011
Дополнительная литература
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов. Технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
Основы проектной деятельности. Теория и практика разработки проектов по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД». Учебно-методическое пособие
Литвинова О.В. Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время./ О.В. Литвинова, И.А. Шенбергер, И.Б. Фомичева/ Молодой ученый, -2014-№2
Интернет-ресурсы:
http://1973.mskobr.ru/files/metodicheskoe_posobie_po_proektnoj_deyatel_nosti_na_urokah_tehnologii.pdf Основы проектной деятельности. Теория и практика разработки проектов по направлению «Технология. Обслуживающий труд»
http://citforum.ru/SE/project/arkhipenkov_lectures/4.shtml Лекции по управлению программными проектами
http://studopedia.org/7-43976.html Формирование инвестиционного замысла или идеи проекта
http://lugin.ru/help/work-with-source-of-information.html Работа с источниками информации
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
должен уметь: | Наблюдение Оперативный контроль Оценка выполнения практических заданий на учебном занятии и самостоятельной работы во внеучебное время Оценка подготовки и защиты проекта |
применять инструменты проектной деятельности на практике |
планировать проект, определять цель и задачи проекта |
разрабатывать проект, анализировать и оценивать его |
определять результаты и затраты |
должен знать: | Устный опрос, тестирование, собеседование |
ключевые термины проектной деятельности |
области применения современных подходов проектной деятельности и управления проектами на примерах из реальной практики |
6