СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе

программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,  Основы светской этики (автор Студеникин М.Т. -

Москва. « Русское слово» 2012 год) 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс»


Морозовский район х.Донской

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


Донсковская ООШ филиал МБОУ СОШ №6

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №_____

Приказ от_____________ №____

Подпись руководителя __________ФИО

Печать




РАБОЧАЯ ПРОГРАММA

по основам духовно-нравственной культуры народов России, основы светской этики

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

начальное общее (4 класс)

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 34

Учитель Айдналиева Инна Петровна

(ФИО)

Программа разработана на основе

программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» основы светской этики (автор Студеникин М.Т. -

Москва. « Русское слово» 2012 год)







2015/2016 уч.год



1. Пояснительная записка

Рабочая программа по основе религиозных культур и светской этике ( основы светской этики) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

  • Приказ Минобрнауки России от 17.1.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Развернутое тематическое планирование составлено на основе: авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». М.Т.Студеникина «Русское слово», 2012.


Цель начального курса основы светской этики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета (основы светской этики), направленную на:

  • Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;

  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.



2. Общая характеристика предмета.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее

многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.

Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, – его жизни.

В учебнике «Основы светской этики», методическом пособии обращается внимание на отработку таких основополагающих понятий, как Отечество, нация, народ, национальность, нравственность, религия и многие другие. Причем определения понятий даются в доступном для учеников 4 класса понимании.

Они узнают, что народ – это жители страны; нация — общность людей; нравственность — система норм и правил поведения, выработанных и охраняемых обществом.

Учебник содержит также «Словарь вещей и предметов», в котором имеются сведения о происхождении старинных предметов и вещей, столовых приборов. Рекомендации по работе со словарем даны в методическом пособии.

Содержание материала, выносимого на урок, должно быть доступно по объему, интересно изложено для учеников 10–11 лет, значимо для их образования и воспитания. Чтобы повысить интерес к основному материалу, дается интересный дополнительный материал, иллюстрирующий основные идеи учебного текста. Это сказки и былины с поучительным содержанием, фрагменты из детской литературы, отрывки из периодических изданий. Дети с интересом знакомятся с фрагментом былины о богатыре Добрыне Никитиче, читают отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери», сказку «О дружбе журавля и лягушки», китайскую притчу «Ладная семья». Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом.

Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные

знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности – воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить

полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников – это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов – выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать соб-

ственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками

информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

Выполнение заданий практического характера связано с сопереживанием учеников, желанием проявить заботу об окружающих, родных и знакомых, проявить свое сострадание и милосердие по отношению к больным и немощным, престарелым и инвалидам (например, тема «Гордость и гордыня»). Ученики получают опыт переживания и позитивного отношения к важнейшим ценностям нашего общества, у них

развивается личная ответственность за свои поступки, происходит развитие доброжелательности и отзывчивости, они сопереживают чувствам родных и близких.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического.

На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника – это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей

терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине – России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия – Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование

гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ. На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование ценностей многонационального российского общества;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.


Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;

  • высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).


Предметные результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности России;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.

По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.

По ОРКСЭ безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.

В школьную документацию (классный журнал, личное дело) по окончании курса ОРКСЭ вносится запись «зачет»


Формы контроля и возможные варианты его проведения:

  • Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа

(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная;

эвристическая; творческая).

  • Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

  • Самоконтроль;

  • Фронтальный контроль;

  • Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

  • Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по

индивидуальной теме в рамках курса.



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

( ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ)

Ценностные ориентиры нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).





3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.





Рабочая программа реализуется в соответствии с учебным планом на 2015 – 2016 учебный год и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном плане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классе (1 час в неделю).






4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ( ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ).



Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Последовательность изучения тем, нашедшая отражение в учебнике, позволяет органически включить в каждую следующую тему ранее пройденный материал и тем самым выстроить знания, умения и навыки в определённую систему.

Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

Ученики получают опыт переживания и позитивного отношения к важнейшим ценностям нашего общества, у них развивается личная ответственность за свои поступки, происходит развитие доброжелательности и отзывчивости, они сопереживают чувствам родных и близких.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей.

В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

Курс «Основы светской этики» небольшой, однако и он требует итогового повторения, на которое отводится заключительный урок. Как подчеркивают психологи, без систематического повторения нельзя прочно и надолго запомнить учебный материал, всего лишь один раз изложенный учителем и хорошо понятый учащимися. Как известно, в основе памяти находится не механическое запоминание, а мыслительный процесс. Поэтому важно для запоминания отсроченное, повторное уяснение содержания и

смысла материала. Именно такой подход, наряду с предыдущими рекомендациями, даст положительные результаты в изучении светской этики и норм этикета в начальной школе.








5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР и

СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ




Тема

Кол-во часов

1

Введение в предмет «Основы светской этики»

1

2

Россия - Родина моя.

1

3

Этика и этикет.

1

4

Вежливость.

2

5

Добро и зло.

2

6

Дружба и порядочность.

2

7

Честность и искренность.

2

8

Гордость и гордыня.

2

9

Обычаи и обряды русского народа.

2

10

Терпение и труд.

2

11

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

2

12

Семейные традиции.

2

13

Сердце матери.

2

14

Правила твоей жизни.

2

15

Праздники народов России.

3

16

Защитники Отечества.

3

17

Основы светской этики. Итоговый урок.

2

18

Основы светской этики. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

1

Итого: 34








6. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР и СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ

( ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ).









Дата




Тема



Количество часов



Понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС).


Предметные

результаты.



Универсальные

учебные

действия.



Личностные

результаты.

1.

3.09

Введение в предмет.


1

Этика, этикет, светский

народ, национальность

нравственность.

Ознакомление с

основными общечеловеческими

нормами поведения, правилами,

принятыми в

обществе.


Регулятивные: при

помощи учителя

определить последовательность анализа

мультфильма «Крошка Енот».

Познавательные: анализировать по плану

иллюстрации учебника, выразительно

читать; осуществлять

словарную и графическую работу.

Коммуникативные:

знать правила коллективной работы;

читать по ролям и обсуждать сказку «Вежливый кролик».

Компетенции:

дружелюбное

отношение

друг к другу; знание

практической

пользы этики

и этикета.


2.

10.09.15.

Россия - наша Родина.

1

Родина,

народ, раса, Русь,

Россия,

Российская

Федерация,

предки

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме

Регулятивные: определение алгоритма

составления простого

плана.

Познавательные:

работа с физической

настенной картой

«Россия в XXI веке», атласом для

3—5 классов, текста-

ми и иллюстрациями

учебника, с плаката-

ми, с загадками.

Коммуникативные:

взаимопомощь и

доброжелательность

общения в коллективе.

Компетентность: интерес

к познанию

родной страны, усвоение

понятий патриот, патриотизм.

3.

17.09.15.

Этика и этикет.


1

Этика, эти-

кет, манеры,

мораль, тактичность.


Ознакомление с

основными общечеловеческими нормами поведения, правилами,

принятыми в

обществе.

Регулятивные:

при

помощи учителя

определить последовательность анализа

мультфильма «Крошка Енот».

Познавательные: анализировать по плану

иллюстрации учебника, выразительно

читать; осуществлять

словарную и графическую работу.

Коммуникативные:

знать правила коллективной работы;

читать по ролям и обсуждать сказку «Вежливый кролик».

Компетенции:

дружелюбное

отношение

друг к другу; знание

практической

пользы этики

и этикета.

4.

24.09.15

Вежливость.

1

Вежливость,

тактичность,

скромность,

грубость,

уважение.

Воспитание вежливого поведения,

доброжелательного отношения

к окружающим,

потребности не-

формального соблюдения правил

вежливости и

этикета


Регулятивные: определение правил от-

работки терминов и

понятий.

Познавательные: работа с табличками;

выполнение заданий

по закреплению материала; отработка

терминов и понятий;

чтение текста и составление схемы;

проведение инсценировки с цветами.

Коммуникативные:

неформальное общение, соблюдение

правил вежливости и

этикета.


Компетентность осознанно использовать

слова вежливости в разных жизненных

ситуациях;

соблюдение правила вежливости и эти-

кета на улице,

в школе и дома.


5.

1.10.15.

Вежливые слова.

1

Вежливость,

тактичность,

скромность,

грубость,

уважение.

Воспитание вежливого поведения,

доброжелательного отношения

к окружающим,

потребности не-

формального соблюдения правил

вежливости и

этикета.

Регулятивные: определение правил отработки терминов и

понятий.

Познавательные: работа с табличками;

выполнение заданий

по закреплению материала; отработка

терминов и понятий;

чтение текста и составление схемы;

проведение инсценировки с цветами.

Коммуникативные:

неформальное общение, соблюдение

правил вежливости и

этикета.

Компетентность осознанно использовать

слова вежливости в разных

жизненных

ситуациях;

соблюдение

правила вежливости и этикета на улице,

в школе и дома.


6.

7.

8.10.15.

15.10.15.

Добро и зло

2

Добро,

доброта,

забота, щедрость,

зло


Формирование

представлений о

нравственной ответственности человека за содеянное. Воспитание

доброты и милосердия, добро-

желательности,

уважения друг к другу и окружающим, стремление

совершать добрые

дела.

Регулятивные: вы-

явление алгоритма

сложного плана изучения нового.

Познавательные:

работа с карточками по определению

терминов и понятий;

практическая работа с

предметами.

Коммуникативные:

художественное чтение и обсуждение

стихов; работа в парах; применение правил разговорной речи


Компетенции:

выявлять элементы общечеловеческих

ценностей; объяснять

смысл пословиц и поговорок; определять

значения слов;

соотносить понятия с определениями; соотносить текст

с рисунком;

проявлять заботу о родных и близких, о

нуждающихся в

помощи людях


8.

22.10.15.

Дружба и порядочность.

1

Дружба, бескорыстие,

порядочность, друг,

приятель,

товарищ.


Формировать

нравственные качества личности:

умение дружить,

беречь дружбу,

дружески общаться в коллективе.

Воспитывать

среди учащихся

доброжелательность, уважение

друг к другу.


Регулятивные: разработка правил работы

в парах.

Познавательные: ответы на вопросы и

задания к текстам;

выполнение практического задания;

работа с таблицей,

материалами блок-

пакетов; анализ правил дружбы; объяснение пословиц.

Коммуникативные:

работа в парах; определение правил соревнования команд.


Компетенции:

выявлять элементы общечеловеческих

ценностей;

соблюдать

правила дружбы; дружески

общаться в

коллективе;

проявлять

доброжелательность

в классном

коллективе,

уважение друг

к другу.


9.

29.10.15.

Дружба литературных героев.

1

Дружба, бескорыстие,

порядочность, друг,

приятель,

товарищ.


Формировать

нравственные качества личности:

умение дружить,

беречь дружбу,

дружески общаться в коллективе.

Воспитывать

среди учащихся

доброжелательность, уважение

друг к другу.


Регулятивные: разработка правил работы

в парах.

Познавательные: ответы на вопросы и

задания к текстам;

выполнение практического задания;

работа с таблицей,

материалами блок-

пакетов; анализ правил дружбы; объяснение пословиц.

Коммуникативные:

работа в парах; определение правил соревнования команд.


Компетенции:

выявлять элементы общечеловеческих

ценностей;

соблюдать

правила дружбы; дружески

общаться в коллективе;

проявлять

доброжелательность

в классном

коллективе,

уважение друг

к другу.




2 четверть.






10./1

11./2

12.11.15

19.11.15.

Честность и искренность.

2

Честность,

искренность,

репутация,

закон



Формирование

умения критически осмысливать

свои поступки,

учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Вырабатывать потребность быть

честным и объективным в оценке

своих действий и

поступков.

Воспитание нравственных принципов собственного

развития.


Регулятивные:

при помощи учителя определение нравственных

принципов собственного развития.

Познавательные:

составление схемы; от-

работка терминов и

понятий; выполнение

практических заданий;

этическая беседа по

рисункам учебника;

соотнесение иллюстрации с текстом;

работа с пословицами

и поговорками.

Коммуникативные:

работа в группах и парах;

художественное чтение

и обсуждение стихов;

сравнение и сопоставление различных высказываний.


Компетенции:

критически

осмысливать

свои поступки; оценивать

позитивные

качества честности; проявлять честность

по выполнению правил

поведения в

школе и дома,

соблюдению

законов.


12./3

13./4

26.11.15.

3.12.15.

Гордость и гордыня.

2

Гордость,

гордыня,

гордец, самоуважение,

тщеславие,

скромность.


Формирование

эмоционально положительной концепции развития

личности: «Я могу,

способен, значу»;

умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять

в нем этические

понятия гордость

и гордыня; реализация межпредметных связей с окружающим

миром, литературным чтением,

русским языком.

Регулятивные:

определение правила составления схемы.

Познавательные: от-

работка терминов и

понятий; выполнение

заданий, работа по

составлению схем;

заполнение плаката;

составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника.

Коммуникативные:

применение правил

соревнования команд; чтение и обсуждение стихов; работа с

пословицами.


Компетенции

по проявлению порядочности и

скромности,

гордости за

поступки героев России;

умение раскрывать авторский замысел

художественного произведения, вы-

являть в нем

этические понятия гордость

и гордыня.


14./5

15./6

10.12.15

17.12.15.

Обычаи и обряды русского народа.

2

Обычай, обряд, венчание, помолвка, икона,

молитва,

бракосочетание, Благовещение.

Раскрытие меж-

предметных

связей с литературным чтением,

музыкой.

Пробуждение у

учащихся интереса к народным

праздникам.

Воспитание уважения к традициям своего народа



Регулятивные:

с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных

связей.

Познавательные:

работа с учебником;

чтение стихов, текстов

народного фольклора

(заклички); просмотр

фрагмента видеофильма А. Роу «Морозко»

(сватовство невесты,

свадьба); игра «Бояре»;

применение схем; про-

ведение беседы; лепка

из соленого теста; рас-

краска и рисование,

прослушивание музы-

ки; составление плана

изучения нового.

Коммуникативные:

правила общения во

время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями.


Компетенции:

подобрать

нужные пословицы и

поговорки;

соотносить

рисунок с

текстом; пользоваться словарем в конце

учебника; составлять план

для сообщения.


16./7

24.12.15.

Терпение и труд.


1

Труд, терпение, отдых, лентяй.

Реализация межпредметных связей с музыкой,

технологией,

литературным

чтением.

Воспитание

трудолюбия, целеустремленности

и деловитости,

ответственности

за порученное

дело, уважения к

людям труда


Регулятивные:

определение принципов применения блок-пакетов

на уроках этики.

Познавательные:

использование блок-

пакетов с заданиями,

работа на карточках;

заполнение схем и

таблиц.

Коммуникативные:

основы анкетирования (заполнение

анкеты); сообщения

учащихся; чтение тек-

ста по ролям .

Компетенции:

знать основы

самообслуживающего труда; выполнять

порученное

дело, практические задания; давать

определения

понятий; отгадывать ребусы,

решать кроссворды.




3 четверть






17./1

14.01.16.

Терпение и труд.

1

Труд, терпение, отдых, лентяй


Реализация меж-

предметных связей с музыкой,

технологией,

литературным

чтением.

Воспитание

трудолюбия, целеустремленности

и деловитости,

ответственности

за порученное

дело, уважения к

людям труда



Регулятивные:

определение принципов применения блок-пакетов

на уроках этики.

Познавательные:

использование блок-

пакетов с заданиями,

работа на карточках;

заполнение схем и

таблиц.

Коммуникативные:

основы анкетирования (заполнение

анкеты); сообщения

учащихся; чтение тек-

ста по ролям.



Компетенции:

знать основы

самообслуживающего труда; выполнять

порученное

дело, практические задания; давать

определения

понятий; отгадывать ребусы,

решать кроссворды.


18./2

19./3

21.01.16

28.01.16.

Семья.

2

Род, родословие,

семья, фамилия, христианство,

христиане.


Формирование

умения соизмерять свои потребности с потребностями членов

семьи.

Разыгрывая жизненные ситуации,

усваивать образцы

поведения членов

семьи.

Уважительно

относиться к родителям, членам

семьи, к близким

людям.


Регулятивные:

правила анализа текстов по

выявлению разумных

потребностей.

Познавательные:

ответы на вопросы анкеты; отгадывание ребуса; составление схем;

подбор к иллюстрациям слов из текста.

Коммуникативные:

дружеское общение,

взаимопомощь учеников в ходе подготовки фотовыставки,

древа родословия.


Компетенции:

проявлять взаимопомощь,

стремиться

совершать добрые дела; соизмерять свои

потребности

с потребностями членов

семьи.


20./4

21./5

4.02.16.

11.02.16.

Семейные традиции


2

Традиция,

семья, любовь, забота


Подводить учеников к мысли о

важности сохранения дружеских

взаимоотношений

в семье.

Продолжить работу по изучению

семей классного

коллектива.

Развитие у учащихся интереса

к истории семьи,

семейным традициям, воспитание

чувства гордости

за свою семью.


Регулятивные:

определение задач по

выявлению и сохранению традиций.

Познавательные: работа с табличками;

выполнение заданий

развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями

на карточках; составление схем, таблиц;

графическая работа.

Коммуникативные:

правила выступления

с сообщениями; умение отвечать на вопросы; правила проведения словесных игр.


Компетенции:

поддерживать

дружеские

взаимоотношения в

семье; подготовить мини-сочинение; со-

отнести части

пословиц.


22./6

23./7

18.02.16.

25.02.16.

Сердце матери


2

Семья, любовь, счастье, забота,

терпение.


Обучение детей

ценить и дорожить великим да-

ром общения.

Воспитание у учащихся чуткого,

внимательного и

уважительного от-

ношения к своим

близким, к маме.


Регулятивные:

определение правил

изучения общечеловеческих норм.

Познавательные: выполнение графического задания; работа

в группах с раздаточным материалом;

анализ текста и выделение основных

идей; определение

частей речи; работа с

анкетой, со схемами

и таблицами; просмотр фрагмента

видеофильма «Марья-

искусница»; проведение игры «Моя

семья»; сценка «Мама

и солнышко».

Коммуникативные:

определение правил

работы в группах.


Проявлять

компетентность во внимательном и

уважительном

отношении к

своим близким, к маме;

анализировать

рассказы для

детей; участвовать в классных играх.


24./8

25./9

3.03.16.

10.03.16.

Правила

твоей

жизни.


2

Правила,

дисциплина,

вежливость.


Развитие умения

замечать, кому

нужна помощь, не

дожидаясь под-

сказки взрослых.

Формирование

навыков выполнения основных

правил поведения

учащихся на улице, дороге с целью

предупреждения

детского дорожно-

транспортного

травматизма.

Воспитание у учащихся этических

норм поведения

в школе, дома, на

улице, внимательное, чуткое от-

ношение к своим

близким.


Регулятивные:

составление практических

заданий по решению

жизненных ситуаций.

Познавательные: выполнение практических заданий на доске;

работа с текстом учебника, беседа по картине Ф.П. Решетникова

«За уроками»; участие

в игре, отработка логических операций.

Коммуникативные:

определение правил

работы в командах.


Компетенции по соблюдению

требований

дисциплины,

выполнению

правил самообслуживания; умение и

желание поддерживать чистоту в школе

и дома; соблюдать рас-

порядок дня;

выполнять

правила личной безопасности.



26./10

17.03.16.

Праздники народов России.

1

Праздники

светские

и религиозные,

религия,

христианство, мусульманство,

буддизм,

Масленица,

Рождество,

Курбан-байрам, день Сангхи,

обряды народов, свобода

совести.

Активизация

межпредметных

связей с окружающим миром,

литературным

чтением.

Воспитание желания узнавать

новое о жизни

разных народов,

уважительно от-

носиться к любой

религии.

Воспитание у

детей чувства радости от общения

с людьми, чувства

бескорыстного,

уважительного,

терпимого отношения к людям

любой национальности и религии.

Регулятивные:

усвоение основ комплексной работы с

текстами, с открытками, карточками и

схемами.

Познавательные: анализ нового материала;

чтение стихов, пословиц; разыгрывание

сценок; работа в группах с блок-пакетами;

выполнение заданий

в парах.

Коммуникативные:

развитие культуры

поведения на праздниках

Компетенции:

выполнять

правила поведения на праздниках;

проявлять

чувство уважительного,

терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать

праздничный

застольный

этикет.



4 четверть.






27./1

28./2

31.03.16.

7.04.16.

Праздники народов России.

2

Праздники

светские

и религиозные,

религия,

христианство, мусульманство,

буддизм,

Масленица,

Рождество,

Курбан-байрам, день Сангхи,

обряды народов, свобода

совести.

Активизация

межпредметных

связей с окружающим миром,

литературным

чтением.

Воспитание желания узнавать

новое о жизни

разных народов,

уважительно от-

носиться к любой

религии.

Воспитание у

детей чувства радости от общения

с людьми, чувства

бескорыстного,

уважительного,

терпимого отношения к людям

любой национальности и религии.

Регулятивные:

усвоение основ комплексной работы с

текстами, с открытками, карточками и

схемами.

Познавательные: анализ нового материала;

чтение стихов, пословиц; разыгрывание

сценок; работа в группах с блок-пакетами;

выполнение заданий

в парах.

Коммуникативные:

развитие культуры

поведения на праздниках

Компетенции:

выполнять

правила поведения на праздниках;

проявлять

чувство уважительного,

терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать

праздничный

застольный

этикет.

29./3

30./4

31./5

14.04.16.

21.04.16.

28.04.16.

Защитники Отечества.

3

Отечество,

защитник,

патриот-

воин, отчизна.

Реализация

межпредметных

связей с окружающим миром,

музыкой, литературным чтением,

изобразительным

искусством.

Развитие умения

находить в тексте

знания этического

характера, знание

основных правил

этикета.

Воспитание у учащихся уважительного отношения к

защитникам Отечества, ветеранам

Великой Отечественной войны,

чувства гордости

за своих предков,

жертвовавших

собой во имя свободы и независимости Родины.

Регулятивные:

основы составления простого и сложного

плана.

Познавательные:

работа с учебником, с

иллюстрациями, с ре-

продукцией картины

В. Васнецова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата,

памятника Г.К. Жукову; с изображением

Георгия Победоносца;

чтение стихов и былин, слушание музыки и рисование.

Коммуникативные:

основы фронтальной

и групповой работы в

классе.

Компетенции:

проявление

уважительного

отношениия

к защитникам

Отечества,

ветеранам Великой Отечественной войны. Умение

подготовить

сообщение о

патриотах России; определять значение

красных дат

календаря; на-

ходить в тексте

детских произведений знания этического характера.

32./6

33./7

5.05.16.

12.05.16.

Презентация творческих работ.

2

Основные

понятия

курса.

Выявление основных знаний и умений учащихся по

курсу, проведение

их актуализации.

Обобщение и

систематизация

знаний по курсу

этики и этикета.


Регулятивные:

составление тестового

задания.

Познавательные:

выполнение заданий

тестового характера,

ответы на вопросы,

соотнесение пословицы с темой.

Коммуникативные:

основы работы в парах и группах.

Компетенции владения

основами

этики и эти-

кета: знание

понятий и

определений,

соотнесение

определения

с понятиями,

пословиц с

изученными

темами; выполнение

тестовых заданий.


34./8

19.05.16.

Итоговый урок.

1

Основные

понятия

курса.

Выявление основных знаний и умений учащихся по

курсу, проведение

их актуализации.

Обобщение и

систематизация

знаний по курсу

этики и этикета.


Регулятивные:

составление тестового

задания.

Познавательные:

выполнение заданий

тестового характера,

ответы на вопросы,

соотнесение пословицы с темой.

Коммуникативные:

основы работы в парах и группах.

Компетенции владения

основами

этики и эти-

кета: знание

понятий и

определений,

соотнесение

определения

с понятиями,

пословиц с

изученными

темами; выполнение

тестовых заданий.




Всего

34












7. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ и МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

.

Учебно-методические издания:

  1. Программа курса к учебнику М. Т. Студеникина «Основы светской этики», 4 класс, автор-составитель Студеникин Михаил Тимофеевич.

  2. Учебные пособия «Основы светской этики» подготовленные для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 классов школы.

  3. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя.

  4. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета.

  5. Уроки ОРКСЭ проводятся в кабинетах, оборудованных экранно-звуковым оборудованием, телевизором.

  6. Учебник «Основы светской этики» М. Т. Студеникина.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса « Основы религиозных культур и светской этики » должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения ( предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CDи DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и видеотехника (по возможности) и др. • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

электронное пособие к каждому модулю курса « Основы религиозных культур и светской этики

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

нормати библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);

вные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики.



Планируемые результаты на выходе 4 класса

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и

современности России;

• первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нрав-

ственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования

различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.