СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАбочая программа разработана на основе программы УМК Л. В. Занкова и авторской программы по технологии Н. А. Цирулик
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Харанорская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40
| | Утверждена Директор МОУ Харанорская СОШ №40________ / Черенцова Л. И. / «___»________________2015г. |
Рабочая программа педагога
По технологии
1-4 классс
Срок реализации данной программы: 4 года
Рабочая программа разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы УМК система Л. В. Занкова и авторской программы по технологии Н.А. Цирулик
Ф.И.О. учителя Золотухина Наталия Геннадьевна
Рассмотрено на Согласовано на
заседании мО заседании МС:
Руководитель МО Зам. директора по УВР
«___»________________г. « __»___________________г.
2015-2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии и на основе авторской программы «Технология» Н.А. Цирулик.
1. Общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета
Цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности. Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.
В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:
Духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.
Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в 1 классе) на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается «изощренная наблюдательность»/
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
2 Общая характеристика учебного предмета.
Предметные знания
В результате изучения курса технологии дети получат представление о материальной культуре как о продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций.
Дети узнают об общих правилах создания предметов рукотворного мира: соответствие обстановке, удобство, прочность, эстетическая выразительность. Они получат общее представление о мире профессий, их социальном значении.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, будет важным вкладом в развитие речи детей.
При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые «бросовые» материалы.
В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (нитки, сутаж, веревка), проволоки, природных материалов (солома, трава), бумажного шпагата.
Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, объемной, контурной.
С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.
Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию и освоению.
Предметные действия
Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и по кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.
Чаще всего основную работу выполняет ведущая рука, а другая осуществляет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые
движения (обрывание по нарисованному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для выполнения одних операций требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить по линейке, вырезать по нарисованному контуру), для выполнения других такой точности не требуется (например, сплести косичку).
Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание формируется при любых движениях. В процессе работы дети получают опыт организации собственной творческой практической деятельности: ориентировки в задании, планирования, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий. Эти действия являются и предметными, и универсальными.
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: точное повторение образца, представленного в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа; выполнение работы по заданному учителем условию; выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике. Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит (программа предусматривает выполнение изделия в технике оригами, задания на конструирование из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.). При выполнении работ на творческое воображение ребенок встает перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Особое значение на уроках ручного труда придается художественной деятельности как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также доступных проектов ученики получат опыт использования коммуникативных универсальных учебных действий: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми.
Дети овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных), поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д.
Работая с модулем по компьютерной грамотности, ученики познакомятся с персональным компьютером, с его основными устройствами, их назначением; приобретут опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком; овладеют приемами поиска и использования информации. Источниками информации в процессе исследовательской и проектной деятельности служат научно-популярные книги, энциклопедии, газеты, журналы, материалы музеев и выставок, Интернет и т.д.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут развиваться такие социально ценные личностные и нравственные качества, как трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных показателей успешности достигнутых результатов является участие учеников в различных формах досуговой деятельности семьи, внеклассной работы класса, школы (подготовка к праздникам, участие в конкурсах, фестивалях, технических выставках), проектная деятельность, общественно-полезная деятельность (подарки близким людям, друзьям, ветеранам, пенсионер
3 Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МОУ Харанорская СОШ №40 предмет «Технология» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. 1 класс – 33 часа, 2 класс - 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов
4 ОПИСАНИЕ ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
5. Личностные и метапредметные
результаты освоения учебного предмета
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
личностные ууд
| |||
У обучающегося будут сформированы: | |||
|
|
|
|
Обучающийся получит возможность для формирования: | |||
|
|
|
|
регулятивные ууд
| |||
Обучающийся научится: | |||
|
|
|
|
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
|
|
|
|
познавательные ууд | |||
Обучающийся научится: | |||
|
|
|
|
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
|
|
|
|
коммуникативные ууд | |||
Обучающийся научится: | |||
|
|
|
|
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
|
|
|
|
Элементы содержания | Планируемые предметные результаты | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться: | |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (34 ч.) | ||
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями. Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
|
|
|
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (58 ч.) | ||
Элементы содержания | Выпускник научится:
| Выпускник получит возможность научиться: |
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. |
|
|
Конструирование и моделирование (32 ч.) | ||
Элементы содержания | Выпускник научится:
| Выпускник получит возможность научиться: |
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
|
|
|
Практика работы на компьютере (11 ч.) | ||
Элементы содержания | Выпускник научится:
| Выпускник получит возможность научиться: |
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера. |
|
|
7. Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Планируемые результаты. | Характеристика деятельности уч-ся | дата | ||||
| Мир природы 7 часов |
|
|
|
| ||||
1 | Аппликация. Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Чудо-дерево. Анютины глазки. Береза. Море. | 1 | Подбирать материалы по декоративно-хужественным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов. Изготавливать аппликацию по рисункам, схемам, эскизам. Выстраивать последовательность реализации собственного замысла. | Освоение приемов изготовления аппликации путем обрывания бумаги. Повторение правил безопасной работы. Узнавание и называние технологических приемов ручной обработки материалов. Изготовление плоскостных изделий по рисункам, схемам, эскизам.
|
| ||||
2 | Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги. Жгутики из бумаги. | 1 | Подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов. Изготавливать объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам.
| Выполнение объемной аппликации, используя бумагу. Освоение техники «скручивание бумаги» (трубочка, жгутик). Освоение способов выполнения объемной аппликации: спираль (скручивание), сминание, обрывание. Совершенствование приемов работы с бумагой. Создание аппликации по выбору: коровка, петушок, лебеди. |
| ||||
3 | Способы выполнения объемной аппликации. Аппликация Коровка, Петушок. | 1 |
Подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов. Изготавливать объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам. Выстраивать последовательность реализации собственного замысла. | Изготовление изделий из бумаги по образцам, эскизам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия. |
| ||||
4 | Аппликация из птичьих перьев. | 1 |
Подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов. Изготавливать объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам. Выстраивать последовательность реализации собственного замысла | Изготовление изделий из бумаги по образцам, эскизам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия, экономная разметка заготовки, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок. |
| ||||
5 | Лепка. Рисунок на пластилине. | 1 | Подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей; Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов. Изготавливать объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам.
| Изготовление изделий из бумаги по образцам, эскизам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия, экономная разметка заготовки, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок. |
| ||||
6-7 | Лепка из теста. | 2 | Понимать правила создания рукотворных предметов. Организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы. Соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами. Узнавать и называть освоенные материалы, их свойства. Экономно расходовать используемые материалы. | Изготовление изделий из пластичных материалов, подготовка однородной массы. |
| ||||
Подарок своими руками 9 ч |
|
| |||||||
8 | Мозаика из обрывных кусочков. | 1 | Понимать правила создания рукотворных предметов. Организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы. Соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами. Узнавать и называть освоенные материалы, их свойства. Экономно расходовать используемые материалы. | Осуществляется переход к технике обрывания бумаги для изображения природных объектов |
| ||||
9 | Мозаика из газетных комочков. | 1 | Понимать правила создания рукотворных предметов. Организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы. Соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
| Дети открывают для себя новые практические способы выполнения мозаики. |
| ||||
10 | Мозаика из яичной скорлупы | 1 | Соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами. Узнавать и называть освоенные материалы, их свойства; Экономно расходовать используемые материалы. | Дети открывают для себя новые практические способы выполнения мозаики. Навыки окрашивания яичной скорлупы. |
| ||||
11 | Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. Собачка. | 1 | Соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами. Узнавать и называть освоенные материалы, их свойств. Экономно расходовать используемые материалы. | Поэтапное выполнение работы над картиной, созданной из обрывных кусочков бумаги. |
| ||||
12 | Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. Птичка питта. | 1 | Понимать правила создания рукотворных предметов. Организовывать свое рабочее место Экономно расходовать используемые материалы. | Конструирование из природного материала, но на более сложном уровне, создание и классификация объектов живой природы по разным признакам, используя уже накопленный опыт |
| ||||
13 | Объемная мозаика из гофрированной бумаги. Филин на ветке. | 1 | Организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы. Соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами. Узнавать и называть освоенные материалы, их свойства. Экономно расходовать используемые материалы. | Первоначальные навыки работы с кусочками (обрывная мозаика) гофрированной бумаги. Выполнение экспериментов с таким видом Бумаги. |
| ||||
14 | Художественное складывание. Складываем «гармошкой» | 1 | Выстраивать последовательность реализации собственного замысла. | Работа с материалом тетради для практических работ. |
| ||||
15 | Из истории оригами. Условные обозначения оригами. Складываем из квадрата. Рыбка. Лягушка. | 1 | Организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы. Соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами. Узнавать и называть освоенные материалы, их свойства. Экономно расходовать используемые материалы. | Создание объектов живой природы в технике оригами с привлечением различных видов бумаги |
| ||||
16 | Складываем из ткани. Водяная лилия. | 1
| Выстраивать последовательность реализации собственного замысла. | Складывание праздничной салфетки по схеме |
| ||||
Мир сказочных героев 10ч | |||||||||
17 | Лепка. История появления. С.56-57 | 1 | Понимать правила создания рукотворных предметов. Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов. | Создание аппликации из различных видов бумаги: журнальной, оберточной (фантики от конфет), фольги. |
| ||||
18 | Лепка конструктивным способом. Обрубовка. С. 58-59 | 1 | Понимать правила создания рукотворных предметов. Организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы. Экономно расходовать используемые материалы. | Поэтапное создание художественных образов из кружева. Различные способы наклеивания деталей. |
| ||||
19 | Налепные украшения. С.60-63 |
| Узнавать и называть освоенные материалы, их свойства. Называть новые свойства изученных ранее материалов; Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; Применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментам. | Лепка узоров, волшебной кошки, универсального робота, принцессы. Использование различных видов налепных украшений. Определение свойств различных материалов. Определение видов причесок. Создание гардероба для принцессы. |
| ||||
20 | Лепка из целого куска пластилина способом вытягивания. С.64-65 | 1 | Называть новые свойства изученных ранее материалов. Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов. Применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментам. С помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология». | Конструирование из различных материалов. Работа над созданием композиции. |
| ||||
21 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе. С. 66-67 | 1 | Узнавать и называть освоенные материалы, их свойства. Называть новые свойства изученных ранее материалов; Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов. Применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментам. | Оклеивание предмета (например, баночку из-под пищевых продуктов) в технике мозаики. |
| ||||
22 | Аппликация из разных материалов. С.68-69 | 1 | Называть новые свойства изученных ранее материалов.
| Работа с фольгой, создание образа. |
| ||||
23 | Мозаика из частей квадрата. С.70 | 1 | Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов. Применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментам. | Работа с яичной скорлупой по образцу. |
| ||||
24 | Мозаика из частей прямоугольника. С. 71 | 1 | Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов. Применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментам. | Конструирование из различных материалов. Формирование навыка скатывать плотные ровные ватные шарики одинакового размера. |
| ||||
25 | Аппликация из частей круга. С.72 | 1 | Применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментам. | Плетение различных поделок из четырех прядей. |
| ||||
26 | Аппликация из разных геометрических фигур. С. 73 | 1 | Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов.
| Выполнение разметки и на ее основе создание художественных образов с помощью прямого плетения. |
| ||||
| Уютный дом (8часов) |
| |||||||
28 | Шов «вперед иголку». С.80-81 | 2 | Узнавать и называть освоенные материалы, их свойства; Называть новые свойства изученных ранее материалов; Узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов.
| Плетение из шнура. Завязывание различных узлов. Использование узелкового плетения в поделках. |
| ||||
29 | Двойной шов «вперед иголку». С.81 | 1 | Узнавать и называть освоенные материалы, их свойства. Называть новые свойства изученных ранее материалов. | Завязывание различных видов узлов. |
| ||||
30 | Пуговицы в поделках. С.82-85 | 1 | Ухаживать за своей одеждой, пришивать пуговицы. Правильно работать иголкой, вышивать различными способами. | Выполнение поделок из бумажных полосок. Поэтапное выполнение игрушек из бумажных полосок |
| ||||
31 | Аппликация. Делаем прическу. С. 86 | 1 | Создавать прически из бумаги; Правильно работать ножницами; С помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология». | Индивидуальная работа по формированию умений пришивать разные пуговицы (с двумя дырочками, с четырьмя, с ушком). |
| ||||
32 | Аппликация. Выбираем прическу. С. 87 | 1 | Создавать прически из бумаги. Правильно работать ножницами. С помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология». | Создание художественных образов с помощью пуговиц. Использование приемов безопасной работы с иглой. |
| ||||
33 | Модели из крупных коробок. Многоэтажный дом. С. 88 | 1 | Выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ соединения. Изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу. Создать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале. | Выполнение моделей из готовых форм. |
| ||||
34 | Модели из крупных коробок. Гараж. С. 89 |
| Выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ соединения. Изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств. Изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу.
| Разновидности конструктора: металлический, деревянно-пластиковый, из геометрических фигур, лего. Профессия конструктор. |
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОе ОБЕСПЕЧЕНИе УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1, 2, 3, 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1,2, 3, 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Цирулик Н.А., Цирулик Г.Э., Хлебникова С.И. Бумажные фантазии. Тетрадь для практических работ (приложение к учебнику «Технология. Умные руки». 1, 2, 3, 4 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Все учебники рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствуют федеральному компоненту Государственного Образовательного стандарта для начальной школы.