СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа педагога-психолога для детей с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы (с нарушением слуха после кохлеарной имплантации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для слабослышащих детей и детей после кохлеарной имплантации предназначена для педагогов-психологов специализированных групп в которых воспитываются слабослышащие дети и дети после кохлеарной имплантации от 3 до 8 лет.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа педагога-психолога для детей с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы (с нарушением слуха после кохлеарной имплантации)»



Содержание:





ОГЛАВЛЕНИЕ.


1. Пояснительная записка……………………..…………………….…………....2

2. Организация образовательной деятельности…………………………………5

3. Методическое обеспечение…………………………………………………...28

4. Приложение …………………………………………………………………...30




1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа педагога-психолога для слабослышащих детей и детей после кохлеарной имплантации (далее Программа) предназначена для педагогов-психологов специализированных групп (группа «Особый ребенок»), в которых воспитываются слабослышащие дети и дети после кохлеарной имплантации от 3-х до 8 лет.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Гулькевичи обеспечивает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Оказывает помощь в необходимой коррекции отклонений в развитии детей, укреплении их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей, всестороннего воспитания, на основе организации разнообразных видов творческой деятельности.

Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ;

-Конвенцией о правах ребенка ООН;

-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10;

-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)

-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

-Устава Учреждения, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 28.05.2015 № 659.

Рабочая программа разработана на период 2017-2018 учебного года (с

01.09.2016 по31.08.2017 года)

Рабочая программа разработана на основе следующих образовательных программ:

  • Программа под ред. Э.И. Леонгард «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду».

  • Программа Л. А. Головчиц «Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом».

  • «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (бщим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет/ Н.В.Нищева - Спб, «Детство-Пресс», 2016.



Особенности развития детей с особыми возможностями здоровья.

Психолого-педагогическая характеристика детей после кохлеарной имплантации.

Дети состояние, после кохлеарной имплантации- это дети перенёсшие систему мероприятий включающую: комплексное диагностическое обследование и отбор пациентов – кандидатов на кохлеарную имплантацию; хирургическая операция; послеоперационная слухоречевая реабилитация пациентов.

До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в соответствии с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее). После включения и настройки процессора кохлеарного импланта пороги слуха ребенка составляют 25-40 дБ и, значит, соответствуют 1 степени тугоухости.

Однако ребенок после кохлеарной имплантации по уровню развития понимания речи и собственной речи – соответствует глухому ребенку. Для них по-прежнему важны зрительные опоры и привычные средства восприятия речи и коммуникации: чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать произношение при помощи кинестетических опор и др. До тех пор, пока не завершится первоначальный этап реабилитации, т.е. пока не произойдет перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на естественный лад, он сохраняет этот особый (переходный) статус.

Перенеся операцию, они представляют собой качественно своеобразную группу детей с нарушением слуха — глухих с возникшим слухом, на базе которого возможно дальнейшее развитие слухового восприятия и устной речи. Звуки и речь, передаваемые кохлеарным имплантом в слуховую систему, искажены. Поэтому дети медленнее обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения.

У ребенка с кохлеарным имплантом происходит быстрое спонтанное развитие слуховых навыков, а впоследствии понимание речи и собственной речи, что не характерно для глухих со слуховым аппаратом.

Дети с кохлеарным имплантом быстро обучаются имитировать отдельные звуки речи, слова и даже короткие фразы в процессе занятий. Во всех заданиях по развитию слухового восприятия должны быть две стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку слухо-зрительно, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он их воспринимает только на слух. Для того чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы.

Ребенок должен овладеть языковой системой, т. е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении для адекватного использования языковых средств в процессе общения.

В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям, и в самом начале важно объяснить им значение этой работы для развития понимания речи. Важность семейного общения как средства создания стимулирующей речевой среды невозможно переоценить. В отличие от тугоухих детей с со слуховым аппаратом, быстро растущие слуховые возможности ребенка с кохлеарным имплантом в целом позволяют ему воспринимать наиболее тихие части речевых сигналов - окончания слов, приставки, предлоги, которые являются формообразующими элементами и определяют синтаксическую структуру высказывания. Это обеспечивает возможность овладения ребенком правилами морфологии и синтаксиса уже на ранних этапах работы, особенно при работе с детьми, имеющими слуховой опыт.

Особенности психо-речевого развитие детей с сочетанными (комплексными) нарушениями.

Клинико-психолого-педагогические обследования дошкольников со слуховой недостаточностью свидетельствуют о том, что у 25 —30 % из них выявляются сочетания первичного дефекта — нарушения слуха — с другими первичными нарушениями развития.

В группе встречаются сочетания:

• Снижения слуха с первичной задержкой психического развития (ЗПР);

• Снижение слуха с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

• Снижение слуха с опорно-двигательным аппаратом;

• Снижение слуха с умственной отсталостью, локальными речевыми дефектами.

Развитие дошкольников с сочетанными (комплексными) отклонениями происходит замедленно; при этом наблюдается значительное отставание познавательных процессов, детских видов деятельности, речи. Наиболее очевидно проявляется задержка в формировании наглядно-образного мышления. Особые трудности слабослышащих дошкольников с ЗПР возникают при овладении речью. Их устную речь отличает воспроизведение отдельных звуков и слогосочетаний, подкрепляемых естественными жестами и указаниями на предметы. Как правило, интерес к общению отсутствует. При овладении письменной формой речи также возникают значительные трудности.

В психическом развитии таких дошкольников наблюдаются индивидуальные различия, обусловленные выраженностью интеллектуальных, эмоциональных, слуховых и речевых отклонений. Для многих из них характерны нарушения поведения; у других отмечается отставание в становлении различных видов деятельности.

2. Организация образовательной деятельности.

Цель и задачи реализации программы.

Цель программы:

Целью реализации программы является, обеспечение оптимальных коррекционно-развивающих и психолого-педагогических условий, способствующих преодолению слухоречевых нарушений, своевременного полноценного личностного развития слабослышащих воспитанников и детей после кохлеарной имплантации и предупреждение возможных трудностей в усвоении программы школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.

Задачи программы:

    1. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с нарушениями слуха.

    2. Развитие коммуникативности, успешности в общении со сверстниками и взрослыми.

    3. Развитие речевого слуха и способности осуществлять речевое общение (в речевом потоке) не только на основе слухо-зрительного, но и слухового восприятия.

    4. Развитие высших психических функций(мышление, внимание, память) с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

    5. Развитие эмоционально-волевой сферы.


Принципы формирования программы.

-Принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы.

-Принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений.

-Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;

-Принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;

-Принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

-Принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

-Принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.


Здоровьесберегающие технологии используемые в программе.


  • Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических

условий жизнедеятельности детей на занятиях;

  • Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка;

  • Дыхательная гимнастика;

  • Пальчиковая гимнастика;

  • Гимнастика для глаз;

  • Психогимнастика;

  • Физминутки;

  • Песочная терапия;

  • Релаксация.


Технические средства и наглядный материал обучения.


1. Магнитофон.

2. СД и аудио материал.

3. Дидактический материал.

4. Раздаточный материал.

5. Игровые атрибуты.

6. Рабочие тетради.


Организация режима пребывания детей в группе «Особый ребенок».

Организация жизнедеятельности воспитанников группы компенсирующей направленности «Особый ребенок».

время

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1 половина дня (с 7.00 до 13.00)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

7.00. – 7.50

Утренняя прогулка воспитанников на свежем воздухе ( в соответствии с рекомендациями по продолжительности прогулок в Д0У зимой, при неблагоприятных погодных условиях в группе организуются сюжетно-ролевые, дидактические игры, проводится индивидуальная работа с детьми) - наблюдения на участке за погодой, прохожими, за живой и неживой природой, развитие психических процессов (воображения, памяти, мышления, слухового и зрительного внимания), двигательной активности, координационных способностей при проведении подвижных и хороводных игр.

Образовательные области: социально-коммуникативное, физическое, познавательное развитие

7.50 – 8.10

Возвращение с утренней прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к утренней гимнастике .

Образовательные области: физическоеразвитие

8.10 – 8.25

Утренняя гимнастика с включением упражнений на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, развитие опорно – двигательного аппарата, координационных способностей, мелкой моторики, слухового внимания.

Образовательные области: физическое развитие

8.25 – 8.40

Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку (знакомство с меню), завтрак детей.

Образовательные области: физическое развитие

Образовательная деятельность осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, самостоятельная деятельность детей

8.40 – 9.00

пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики, беседы.

пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, рассматривания альбомов, игры на развитие мелкой моторки, беседы.

пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, настольно-печатных игр, игры малой подвижности, беседы.

пальчиковая, артикуляционная дыхательная гимнастика, чтение худ литературы, игры на развитие мелкой моторики, беседы.

пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, беседы.

Образовательная область: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие

Организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

9.00 – 10.30

Непосредственно образовательная деятельность воспитанников в соответствии с расписанием, рабочей программой педагогов. Во время непосредственно образовательной деятельности обязательное соблюдение ортопедического и речевого режима. В зависимости от вида деятельности – трехминутная физминутка на коррекцию осанки: растяжка и расслабление позвоночника, профилактика плоскостопия, пальчиковая и зрительная гимнастики, релаксация, музыкотерапия, элементы сказкотерапии (развитие и коррекция психических процессов, развитие эмоциональной сферы).

Перерыв между непосредственно образовательной деятельностью10 минут. Один раз в две недели игры с психологом на коррекцию психических познавательных процессов в сенсорной комнате, два раза в неделю– лечебная физкультура.

Индивидуальная работа педагогов с детьми (после организованной образовательной деятельности), дидактические игры, сюжетно-ролевые, строительные игры.

Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

10.30-11.40

Физиопроцедуры по назначениям педиатра, врача-ортопеда. Воздушные ванны во время переодевания, босохождение в группе по коррекционным массажным дорожкам. БОС – коррекция дыхательных навыков, снятие эмоционального напряжения, развитие дыхания.

Прогулка на свежем воздухе детей (ежедневные наблюдения за объектами живой и неживой природы, опыты, сюжетно-ролевые и дидактические игры природоведческого характера, коллективный труд, индивидуальная работа по развитию координационных способностей, коммуникативной стороны речи, развитию и коррекции психических познавательных процессов, закаливающие мероприятия организма во время прогулки, свободная двигательная активность, снятие мышечного напряжения.).

Образовательные области: познавательное, физическое развитие

11.40-12.00

Возвращение детей с прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к обеду.

Образовательные области: физическая культура, здоровье

12.00-12.30

Обед воспитанников, подготовка к дневному сну.

Образовательные области: познавательное, физическое развитие

2 половина дня (с 13.00 до 17.00)

Перед засыпанием чтение медитативных сказок – переход от активной деятельности ко сну, релаксация. Пробуждение под музыку – выравнивание фаз пробуждения, эмоционально положительный настрой детей на дальнейшую деятельность.

12.30-15.00

Дневной сон детей (режимный момент не входит в образовательную деятельность).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

15.00-15.30

Постепенный подъем детей, закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры, подготовка к полднику (знакомятся с меню).

Ежедневная гимнастика пробуждения проводится с использованием коррекционно-профилактических упражнений, направленных на развитие мелкой и общей моторики, коррекцию дыхания, осанки, формирование способности к ориентировке в пространстве в течение 5-10 минут. Точечный массаж, закаливающие процедуры (контрастное обливание ног водой), босохождение по массажным коррекционным дорожкам (профилактика плоскостопия).

Приём лечебно – профилактических мероприятий по назначению врача.

Образовательныеобласти: физическоеразвитие

15.30-15.45

Прием пищи (полдник) детей, гигиенические процедуры после полдника.

Образовательныеобласти: здоровье

15.45 -16.30

Непосредственно образовательная деятельность воспитанников в соответствии с расписанием, рабочей программой педагога.

Индивидуальная работа с детьми, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, чтение худ. Литературы

Работа педагога с детьми по заданию психолога, сюжетно-ролевые игры детей

Работа педагога с детьми по заданию учителя-логопеда,

строительные игры, развитие мелкой моторики, конструирование, опытно-экспериментальная деятельность

Работа педагога с детьми по заданию муз. рук-ля,

Творческая деятельность (рисование, аппликация)

Работа педагога с детьми по заданию учителя-логопеда, чтение художественной литературы, с\ролевая игра досуги, развивающие дидактические игры

Работа педагога с детьми по заданию психолога, муз.рук-ля, праздники,

Театрализованная деятельность

Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

16.30-17.00

Организация прогулки воспитанников. Спортивные игры, подвижные игры на развитие координационных способностей. Игры малой подвижности и подвижные игры.

Взаимодействие с семьями (работа с родителями) детей (консультации, беседы, рекомендации).

Образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие


Технология реализации рабочей программы

Технология реализации рабочей программы педагога-психолога включает три взаимосвязанных этапа.

Диагностический этап

В начале и в конце учебного года (1—30 сентября и 15—30 мая) проводится диагностическое обследование:

  • поведения и эмоциональной сферы (например, сразу ли и как легко ребенок вступает в контакт со взрослыми и детьми);

  • слухового восприятия (например, узнавание и различение контрастного звучания нескольких звучащих игрушек или детских музыкальных инструментов);

  • зрительного восприятия-сенсорика (например, узнавание и различение ребенком цветов);

  • восприятия пространственных представлений (например, выявление навыков ориентировки в пространстве — показ предметов, которые находятся внизу, вверху, впереди и сзади по отношению к нему);

  • общей моторики (например, как ребенок прыгает на двух ногах);

  • ручной моторики (например, умение держать карандаш).







Коррекционный этап

Содержание работы:

  1. Подготовительный этап.

Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе.

Основные направления на этом этапе:

- формирование интереса к психологическим занятиям, потребности в них;

- развитие слухового внимания, памяти, восприятия, мышления;

- развитие тонкой моторики рук, пальчиковая гимнастика;

- развитие графических навыков;

- укрепление физического здоровья (применение методов лечебной педагогики, массажа, самомассажа).

II. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном материале.

III. Сенсорное развитие:

  • обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов, совершенствование осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния;

  • освоение сенсорных эталонов — цвета, формы, размера; развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей;

  • развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение маленьких и больших предметов, предметов разных форм, окрашенных в разные цвета, умения сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку.

IV. Развитие высших психических функций:

  • развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков, зрительного внимания и памяти при работе с разрезными картинками, мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

V. Развитие общей и мелкой моторики:

  • выполнение упражнений на физкультурных минутках, совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками, тонкой пальцевой моторики в пальчиковой гимнастике, изобразительных навыков, умения передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.


Консультационно-просветительское направление.

  • Комплексная помощь воспитаннику, родителям, педагогам.

  • Включение родителей в образовательный процесс.


Комплексно-тематическое планирование работы


Месяц

Тема

Сентябрь

Оценка индивидуального развития детей

Октябрь

Овощи

Фрукты

Ноябрь

Семья

Части тела

Декабрь

Игрушки

Новый год

Январь

Зимние забавы

Одежда, обувь

Февраль

Дикие животные

Домашние животные

Март

Мебель

Посуда

Апрель

Птицы

Транспорт

Май

Насекомые

Летние забавы



Используемые формы планирования занятий.

Психологическая работа с детьми с нарушениями слуха осуществляется на занятиях (подгрупповых и индивидуальных). Индивидуальные занятия проводятся 3 раза в неделю и подгрупповые занятия 1 раз в неделю. Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся в первой половине дня. В зависимости от слухоречевого развития педагог-психолог делит детей на фронтальных занятиях на подгруппы. Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся по времени 15-20 минут с перерывами в 5 минут.

Форма работы

Направление

Индивидуальные и

подгрупповые занятия

-Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).

-Динамические упражнения (различные упражнения на развитие крупной моторики).

-Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие мелкой моторики пальцев рук).

-Мимическая гимнастика (упражнения на развитие мимики, эмоций).

-Психогимнастика (упражнения на развитие и коррекцию различных сторон психики).

-Релаксация (система расслабляющих упражнений выполняемых под музыку).

-Закрепление знаний, полученных детьми на подгрупповых занятиях. На индивидуальных занятиях используется и развивается остаточный слух у детей с нарушением слуха и применяться ЗУА индивидуального пользования. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.



В специализированных группах для детей с нарушениями слуха коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

Перспективное планирование (второй год обучения).

Познавательное развитие

Сенсорное воспитание

Задачи обучения и воспитания

1. Продолжать организовывать практические действия детей с различными предметами и непрерывными множествами (песок, вода и т. д.).

2. Совершенствовать и расширять познавательные и речевые возможности детей: формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане; продолжать обучать практическим способам ориентировки (пробы, примеривание); развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); формировать сопровождающую и фиксирующую функции речи.

3. Учить сравнивать множества по количеству, устанавливая равенство или неравенство.

4. Учить осуществлять преобразования множеств, изменяющих и сохраняющих количество.

5. Для сравнения и преобразования множеств учить детей использовать практические способы проверки - приложение и наложение.

6. Учить пересчитывать предметы и выполнять различные операции с множествами (сравнение, объединение и разъединение) в пределах трех.


Квартал

Основное содержание работы

I


 Закреплять представления детей о количествах 1, 2, много, мало, пустой, полный, используя для этого дискретные и непрерывные множества

 Учить детей сравнивать две неравные группы предметов по количеству (отличающиеся между собой на две единицы: 1 и 3, 4 и 6), устанавливая, каких предметов больше, меньше, используя приемы наложения и приложения

 Учить сравнивать по количеству непрерывные множества (в большом ведерке больше песка, в маленьком — меньше)

 Учить детей преобразовывать дискретные и непрерывные множества путем уменьшения и увеличения их количества

II

 Учить детей сравнивать две равные и неравные группы предметов по количеству, устанавливая, каких предметов поровну, больше, меньше, используя приемы наложения и приложения

 Учить детей преобразовывать дискретные и непрерывные множества путем уравнивания, уменьшения и увеличения их количества

 Учить пересчету предметов в пределах двух; соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке (сначала учить осуществлять пересчет однородных предметов, а затем — предметов, различных по назначению, цвету, размеру)

 Продолжать учить сравнивать две группы предметов по количеству: без счета, используя приемы приложения и наложения, и на основе пересчета

 Продолжать учить сравнивать по количеству непрерывные множества.

 Продолжать формировать умение преобразовывать дискретные и непрерывные множества, из неравных множеств делать равные и наоборот

 Учить группировать предметы по количественному признаку Учить выполнять операции объединения и разъединения в пределах двух (операции должны носить развернутый характер и иметь открытый результат)

 Упражнять детей в пересчете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений: сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения


III

 Формировать у детей представление о том, что определенное количество предметов не меняется независимо от их расположения; количество предметов не зависит от их размера; определенное количество жидких и сыпучих тел не зависит от объема сосудов; учить использовать прием приложения как практический способ проверки

 Учить детей выделять 3 предмета из группы по подражанию, по образцу, по слову; соотносить количество предметов с количеством пальцев

 Учить детей соотносить две группы предметов по количеству в пределах трех без пересчета (столько ..., сколько ...)

 Учить пересчитывать предметы в пределах трех; осуществлять пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по назначению, цвету, размеру

 Учить детей определять количество предметов и изображений на картинках в пределах трех без пересчета, использовать пересчет как способ провер

 Продолжать учить сравнивать две группы предметов по количеству без счета, используя приемы наложения и приложения, и на основе пересчета; сравнивать непрерывные множества (в большом — больше, в маленьком — меньше, в одинаковых — поровну)

 Совершенствовать умение преобразовывать дискретные (на основе счета) и непрерывные множества, из неравных множеств делать равные и наоборот, используя разные способы преобразования

 Продолжать формировать представления о сохранении количества, использовать прием приложения и счет (для дискретных множеств) как способы проверки Продолжать учить группировать предметы по количественному признаку (1—много, 2—3 и т. п.)

 Учить выполнять действия объединения и разъединения с закрытым результатом в пределах двух и в пределах трех с открытым и закрытым результатами

 Упражнять детей в пересчете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений в пределах трех; сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения



Планируемые результаты освоения детьми программы

Показатели развития к концу

II года обучения.

Дети должны научиться:

 различать свойства и качества предметов: маленький - большой — самый большой; сладкий — горький — соленый;

 доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из двух);

 учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование);

 складывать разрезную предметную картинку из трех частей;

 выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, вкус, цвет);

 пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;

 выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под («Поставь матрешку под стол»);

 называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов («Лимон какой?» — «Лимон кислый и желтый». «Яблоко какое?» - «Яблоко круглое и сладкое»);

 дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон, барабан, дудочка), реагируя на изменение звучания определенным действием;

 дифференцировать слова, разные по слоговому составу: матрешка, кот, домик (с использованием картинок);

 выделять знакомое (заданное) слово из фразы.




Развитие слухового восприятия и внимания

Работа по развитию слухового восприятия у детей проводится в соответствии с этапами становления функций слухового анализатора в онтогенезе. Сначала у ребенка развивают ориентировку на слуховые раздражители, затем проводят работу по различению звуковых характеристик предметов или явлений.

Материал по развитию слухового восприятия и внимания представлен в программе по следующему алгоритму:

А) развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;

Б) восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо — громко, близко — далеко, быстро — медленно, долго — кратко);

В) опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам;

Г) дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам;

Д) восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения;

Е) формирование представлений о воспринятом.


Квартал

Основное содержание работы

I

 Знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан).

 Учить детей реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен).

 Вырабатывать у детей по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен).

 Учить детей дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух).

II

 Учить детей реагировать на звучание детского пианино (в ответ на звучание дети «пляшут»).

 Учить детей дифференцированно реагировать (выполнять действия) на звучание определенных инструментов (выбор из трех: пианино, барабан, металлофон).

 Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» — собака; «мяу» — кошка; «ку-ка-ре-ку» — петух; «пи-пи-пи».— цыпленок (игра «Кто в домике живет?»).

III


 Развивать фонематический слух детей (глобальное различение на слух резко различных по слоговому и звуковому составу слов, без фонетического анализа).

 Учить детей различать на слух слова: дом — барабан, рыба — машина, шар — самолет, дом — мишка, мяч — кукла.

 Учить детей различать на слух три слова с опорой на картинки.

 Учить детей дифференцировать звукоподражания (игра «Кто тебя позвал: кошка, лягушка, собака?»: выбор из двух-трех предметов или картинок)


Развитие тактильно-двигательного восприятия

Квартал

Основное содержание работы

I

 Учить детей воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб.

 Учить детей воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух).

II

 Учить детей выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай (матрешку, юлу, машинку, шарик и т. п.) без предъявления образца (выбор из двух предметов).

 Учить детей различать на ощупь шар, куб; проводить выбор из двух шаров (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.

 Учить детей различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.

III

 Учить детей производить выбор по величине и форме по образцу (предъявляемые предметы: две матрешки, кубик или шарик, две юлы).

 Учить детей производить выбор по величине и форме по слову («Дай большой мяч», «Дай маленький мяч») на ощупь.

 Учить детей дифференцировать предметы по признаку «мокрый — сухой» (полотенце, шарики, камешки).

 Учить детей различать температуру предметов (горячий— холодный).


Развитие вкусовой чувствительности


Квартал

Основное содержание работы

I

 Знакомить детей с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания (сладкий, горький).

II

 Знакомить детей с тем, что пища бывает горячая и холодная.

 Учить детей дифференцировать горячие и холодные напитки (чай — сок)

III

 Учить детей определять пищу на вкус (сладкий, горький), называть это свойство словом (игра «Угадай на вкус»)


Формирование мышления


Перспективное планирование (второй год обучения).

Задачи обучения и воспитания

1. Продолжать учить детей анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения.

2. Формировать у детей навык использования предметов-заместителей в игровых и бытовых ситуациях.

3. Продолжать учить детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач.

4. Продолжать учить детей обобщать практический опыт в словесных высказываниях.

5. Создавать предпосылки для развития наглядно-образного мышления: формировать фиксирующую и сопровождающую функции речи.


квартал

Основное содержание работы

I


 Продолжать знакомить детей с проблемно-практическими ситуациями, учить анализировать эти ситуации, формировать практические способы их решения

 Продолжать учить детей использовать предметы-заместители в игровых и бытовых ситуациях

 Учить детей решать проблемно-практические задачи методом проб: приближать к себе предметы с помощью веревки, тесьмы («Достань игрушку!», «Покатай мишку!»)

 Учить детей давать речевой отчет о последовательности выполненных ими практических действий

II

 Учить детей пользоваться методом проб при решении проблемно-практических задач, пользоваться палками с разными рабочими концами («Построй забор вокруг дома!», «Достань тележку!»)

 Учить детей выполнять предметную классификацию по образцу на знакомом материале (две группы: предметы, с которыми можно действовать, и предметы, с которыми действовать нельзя, они сломаны)

 Продолжать формировать фиксирующую функцию речи

III

 Учить детей определять причину нарушения обычного хода явления, когда причина хорошо видна («Машина не едет, потому что спустило колесо», «Стул падает, потому что сломана ножка», «Ящик стола не задвигается, потому что мешает брусок»)

 Учить детей доставать предметы из сосуда (в который нельзя засунуть руку), используя в качестве орудия палку с крючком, сачок для аквариума, ложку, вилку (учитывать свойства предмета-цели)

 Учить детей самостоятельно находить решение проблемно-практической ситуации, требующей изготовления и применения прочного орудия (сделать из двух коротких палок одну длинную, связать две короткие веревки, чтобы получить одну длинную, и т. п.)

 Учить детей в своих высказываниях планировать решение наглядно-действенных задач, рассказывать о предстоящих действиях



Планируемые результаты освоения детьми программы


Показатели развития к концу

II года обучения.

Дети должны научиться:

 использовать предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях;

 использовать предметы-заместители в проблемно-практических ситуациях;

 пользоваться методом проб как основным способом решения

проблемно-практических задач;

фиксировать в речи результаты своей практической деятельности.




Формирование элементарных количественных представлений


Перспективное планирование (второй год обучения).

Задачи обучения и воспитания

1. Продолжать организовывать практические действия детей с различными предметами и непрерывными множествами (песок, вода и т. д.).

2. Совершенствовать и расширять познавательные и речевые возможности детей: формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане; продолжать обучать практическим способам ориентировки (пробы, примеривание); развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); формировать сопровождающую и фиксирующую функции речи.

3. Учить сравнивать множества по количеству, устанавливая равенство или неравенство.

4. Учить осуществлять преобразования множеств, изменяющих и сохраняющих количество.

5. Для сравнения и преобразования множеств учить детей использовать практические способы проверки - приложение и наложение.

6. Учить пересчитывать предметы и выполнять различные операции с множествами (сравнение, объединение и разъединение) в пределах трех.


Квартал

Основное содержание работы

I


 Закреплять представления детей о количествах 1, 2, много, мало, пустой, полный, используя для этого дискретные и непрерывные множества

 Учить детей сравнивать две неравные группы предметов по количеству (отличающиеся между собой на две единицы: 1 и 3, 4 и 6), устанавливая, каких предметов больше, меньше, используя приемы наложения и приложения

 Учить сравнивать по количеству непрерывные множества (в большом ведерке больше песка, в маленьком — меньше)

 Учить детей преобразовывать дискретные и непрерывные множества путем уменьшения и увеличения их количества

II

 Учить детей сравнивать две равные и неравные группы предметов по количеству, устанавливая, каких предметов поровну, больше, меньше, используя приемы наложения и приложения

 Учить детей преобразовывать дискретные и непрерывные множества путем уравнивания, уменьшения и увеличения их количества

 Учить пересчету предметов в пределах двух; соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке (сначала учить осуществлять пересчет однородных предметов, а затем — предметов, различных по назначению, цвету, размеру)

 Продолжать учить сравнивать две группы предметов по количеству: без счета, используя приемы приложения и наложения, и на основе пересчета

 Продолжать учить сравнивать по количеству непрерывные множества.

 Продолжать формировать умение преобразовывать дискретные и непрерывные множества, из неравных множеств делать равные и наоборот

 Учить группировать предметы по количественному признаку Учить выполнять операции объединения и разъединения в пределах двух (операции должны носить развернутый характер и иметь открытый результат)

 Упражнять детей в пересчете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений: сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения


III

 Формировать у детей представление о том, что определенное количество предметов не меняется независимо от их расположения; количество предметов не зависит от их размера; определенное количество жидких и сыпучих тел не зависит от объема сосудов; учить использовать прием приложения как практический способ проверки

 Учить детей выделять 3 предмета из группы по подражанию, по образцу, по слову; соотносить количество предметов с количеством пальцев

 Учить детей соотносить две группы предметов по количеству в пределах трех без пересчета (столько ..., сколько ...)

 Учить пересчитывать предметы в пределах трех; осуществлять пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по назначению, цвету, размеру

 Учить детей определять количество предметов и изображений на картинках в пределах трех без пересчета, использовать пересчет как способ провер

 Продолжать учить сравнивать две группы предметов по количеству без счета, используя приемы наложения и приложения, и на основе пересчета; сравнивать непрерывные множества (в большом — больше, в маленьком — меньше, в одинаковых — поровну)

 Совершенствовать умение преобразовывать дискретные (на основе счета) и непрерывные множества, из неравных множеств делать равные и наоборот, используя разные способы преобразования

 Продолжать формировать представления о сохранении количества, использовать прием приложения и счет (для дискретных множеств) как способы проверки Продолжать учить группировать предметы по количественному признаку (1—много, 2—3 и т. п.)

 Учить выполнять действия объединения и разъединения с закрытым результатом в пределах двух и в пределах трех с открытым и закрытым результатами

 Упражнять детей в пересчете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений в пределах трех; сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения



Планируемые результаты освоения детьми программы


Показатели развития к концу

II года обучения.

Дети должны научиться:

 сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше, поровну;

 осуществлять преобразования множеств, изменяющие количество, использовать один из способов преобразования;

 выделить 3 предмета из группы по слову;

 пересчитывать предметы в пределах трех;

 осуществлять группировку предметов по количественному признаку на основе образца;

 выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех с открытым и закрытым результатами.



Ознакомление с окружающим миром


Перспективное планирование (второй год обучения).

Задачи обучения и воспитания

1. Продолжать расширять ориентировку детей в окружающем. Начать формирование у детей представлений о целостности человеческого организма.

2. Учить детей наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде.

3. Знакомить детей с предметами окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель).

4. Учить детей последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию.

5. Формировать у детей временные представления (лето, осень, весна, зима).

6. Развивать умение детей действовать с объектами природы на основе выделенных признаков и представлений о них.

7. Формировать у детей представления о живой и неживой природе; учить выделять характерные признаки объектов живой и неживой природы.

8. Учить детей наблюдать за изменениями в природе и погоде.

9. Воспитывать у детей основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе.

квартал

Основное содержание работы

I

 Продолжать формировать у детей умения наблюдать за изменениями в природе, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), закрепить представление о лете

 Формировать представление об изменчивости погоды, знакомить с признаками осени

 Учить детей праздновать свой день рождения (организовать в группе праздник — поздравить ребенка с днем рождения, преподнести подарки, устроить детям праздничный чай)

 Учить детей наблюдать за действиями и поведением людей (человек идет, едет на машине, бежит; мама ведет ребенка в детский сад, везет в колясочке)

 Знакомить детей с работой шофера

 Начать знакомить детей с фамилиями сверстников по группе

 Расширять представления об основных частях тела и лица

 Знакомить детей со строением тела и его частями (туловище, живот, спина, волосы, язык, пальцы, зубы, плечи)

 Закреплять представления детей о домашних животных: кошке, собаке, корове, лошади, козе, свинье (части тела — голова, туловище, лапы, хвост; глаза, уши, нос, рога)

 Учить узнавать знакомых животных по их голосам (звукоподражание)

 Знакомить детей с овощами и фруктами (морковь, лук, огурец, картошка, яблоко, груша, апельсин, лимон, помидор)

 Учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу

 Знакомить детей с помещениями группы и детского сада: прихожей, залом, кабинетом врача

 Ввести в активный словарь детей обобщающее слово: игрушки

II

 Продолжать формировать умения детей наблюдать за объектами живой и неживой природы, за изменчивостью природы

 Закреплять представления детей о том, что в группе есть девочки и мальчики, любимые занятия которых могут различаться

 Знакомить детей с профессиями врача, воспитателя

 Формировать у детей представление о детском саде (для чего он нужен, что в нем имеется, кто в нем работает)

 Знакомить детей с дикими животными: зайцем, ежом, медведем, лисой (строение, образ жизни)

 Формировать у детей представления о зиме как о времени года, закреплять представления детей о праздниках зимы

 Расширять представления детей о посуде: познакомить их с блюдцами, ножом, кастрюлей, чайником, половником, сковородой; ввести в активный словарь обобщающее слово: посуда

 Закреплять у детей представления об игрушках; познакомить их с ведром, совком, лопатой, лошадкой, рыбкой, санками, неваляшкой, кошкой, собакой, белкой

 Знакомить детей с игрушечной посудой, одеждой, мебелью: кроватью, столом, стулом, шкафом и их назначением (без обобщающего слова)

II

 Учить детей взаимодействовать со сверстниками на основе их представлений о свойствах и качествах природных материалов («Из песочка делаем куличики, для этого песок поливаем»)

 Знакомить детей с предметами одежды и обуви: пальто, шапка, шарф, варежки, валенки, сапоги, ботинки, туфли

 Ввести в активную речь ребенка обобщающее слово: одежда

 Закреплять у детей понятие о пище

 Знакомить их с блюдами (салат, щи, макароны, картофель, сыр, печенье, масло, пирог)

 Знакомить детей с повадками и образом жизни животных: козы, коровы, лошади, свиньи, медведя, лисы, волка, зайца, белки, ежа

 Учить детей наблюдать за повадками и поведением птиц и отражать результаты наблюдений в речевой и изобразительной деятельности

 Закреплять у детей знание об овощах и фруктах (капуста, помидор, репа, свекла, лимон, мандарин, слива)

 Знакомить детей с отдельными признаками весны

 Формировать представление детей о зиме и лете как о временах года

 Учить детей дифференцировать деревья, траву и цветы

 Учить детей определять состояние природы и погоды (солнечный день, дождливая погода, хмурое небо)



Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму


Перспективное планирование (второй год обучения).

Задачи обучения и воспитания

1. Формировать у детей специфические навыки в действиях рук - захват предметов (или сыпучих материалов) указательным типом хватания.

2. Продолжать развивать у детей зрительно-двигательную координацию.

3. Продолжать формировать у детей навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.

4. Формировать у детей умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

5. Формировать у детей графические навыки.

6. Воспитывать у детей оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений

7.Учить детей выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции

.

Квартал

Основное содержание работы

I


 Учить детей нанизывать крупные бусы из разного материала на шнурок по образцу

 Продолжать учить детей катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию)

 Продолжать учить детей бросать мелкие предметы (горох, фасоль, орехи) в сосуд с широким горлышком, используя захват предметов щепотью

 Учить детей захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания («Приготовим обед», «Опусти бусинки»)

 Учить детей проводить пальцами по дорожке на листе бумаги, от ее начала до конца (ширина дорожки от 2,5—2 до 1,5— 1 см)

 Учить детей проводить карандашом непрерывную линию от ее начала до конца дорожки (ширина дорожки от 2,5—2 до 1,5—1 см)

II

 Учить детей выкладывать дорожки из мелких предметов (гороха, фасоли, семечек) по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу («Грядки»)

 Продолжать проводить с детьми игры с пальцами с речевым сопровождением по подражанию и образцу (пальчиковая гимнастика)

 Учить детей выкладывать из мозаики дорожки, используя захват мозаики щепотью, чередуя мозаику по цвету, ориентируясь на образец («Дорожки для зайки», «Цыплята пойдут по дорожке к маме»)

 Продолжать учить детей проводить непрерывную линию по центру дорожки сначала пальцами, а затем карандашом от начала до конца (дорожки различной ширины), линия не должна быть прерывистой и выходить за края дорожки («Дорожки для ежика (муравья)»)

 Учить детей проводить прямые линии по пунктирам до определенной точки сверху вниз, слева направо («Дождик», «Светит солнышко», «Заборчик»)

III

 Учить детей захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания («Испечем блины»)

 Продолжать учить детей выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию (пальчиковая гимнастика)

 Продолжать учить детей выкладывать из мозаики простые предметы по образцу («Цыпленок», «Морковка», «Зайчик»)

 Учить детей проводить карандашом по образцу прямые линии до определенной точки в направлении сверху вниз (развивать зрительно-двигательную координацию)

 Продолжать учить детей проводить прямые линии по пунктирным линиям в направлении сверху вниз

 Учить детей проводить прямые линии до определенной точки самостоятельно в направлении слева направо (обращать особое внимание на непрерывность проведения линии)


Планируемые результаты освоения детьми программы


Показатели развития к концу

II года обучения.

Дети должны научиться:

 брать мелкие предметы указательным типом хватания;

 выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;

 показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать (мизинец, средний, безымянный);

 проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;

 проводить прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз.




Взаимодействие с другими специалистами образовательного учреждения. Направления деятельности педагога-психолога с воспитателями:


1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.


2. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.


3. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.


4. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.


5.Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка.


6.Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.


7.Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.


8.Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

9.Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, режима жизнедеятельности детей).


10.Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

Направления деятельности педагога-психолога с учителем-логопедом.

Совместно с учителем-логопедом:

1. Планирует и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

2. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

3. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.

4. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

5. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных психологических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.

6. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с учителем-логопедом.

7. Совместно осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.

9. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.

Направления деятельности педагога-психолога с родителями.


Обучать родителей:

-способам применения разных видов игровых средств и оборудования;

-умению организовывать и направлять разные игры детей;

-методам игрового взаимодействия с ребенком;


-созданию оптимальной развивающей среды дома;

-правилам выбора игровых средств и оборудования.


Проводить:


-индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;


-групповые тематические консультации для родителей;


-игровые детско-родительские сеансы;

-психологическую диагностику детей.


Знакомить родителей:

-с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;


-со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Объяснять родителям значимость:

-создания условий для успешной социализации детей;


-обучения игровому взаимодействию с детьми с нарушением слуха (после КИ).



Формировать:


-психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей с нарушением слуха;


-потребность к овладению психологическими знаниями.


Проводить:

-групповые тематические консультации для родителей:


-индивидуальные консультации для родителей по запросу;

Виды взаимодействия с семьями

Виды

Формы

Сотрудничество

Консультации, анкетирование, родительские собрания, беседы.

Взаимодействие

День открытых дверей, экскурсии, выставки, мастер-классы, проектная деятельность, различного рода праздники.



Методическое обеспечение

  1. Программа под ред. Э.И. Леонгард «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду».

  2. Программа Л. А. Головчиц «Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом».

  3. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (бщим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет/ Н.В.Нищева - Спб, «Детство-Пресс», 2016.

  4. Баряева Л. Б., Волосовец Т.В., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под. ред. проф. Лопатиной Л.В. — СПб.: КАРО, 2014. —386 с.

  5. Зонтова О.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. СПб. 2010.

  6. Подвижные игры «Азбука дошкольного воспитания» под ред. И.А. Гирченко М., 2008 г.

  7. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста под ред. Теплюк С.Н., М., 2005г.

  8. Сенсорное развитие Е.А. Янушко, М., 2011 г.

  9. Развивающие игры с малышами до 3 лет, Т.В. Галанова, Ярославль, 1998 г.

  10. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития под ред. Л.Б. Баряевой, СПб, 2001г.

  11. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста под ред. Е.Е. Хомяковой, СПб, 2011 г.

  12. Развивающие игры для детей раннего возраста, под ред. Е.Н. Соляник, СПб, 2010

  13. 13.О.В. Закревская «Развивайся, малыш!» Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.- М. 2008.

  14. Матвеева Н.Н. «Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет: Пособие для воспитателей и родителей.-М:АРКТИ, 2005.

  15. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком» - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997

  16. Т.А.Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с ЗРР» -СПб, 2004.


21