ГБООУ «Верхнесантуйская санаторная школа - интернат»
Согласовано на заседании ШМО протокол № ______ от ___ __________ ____ г | Рекомендована к использованию м/с ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа - интернат» прокол № ________ от ___ __________ ____ г | Утверждаю ______________ директор ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа - интернат» протокол № _______ от ___ _________ _____ г |
Рабочая программа педагога-психолога
с. Верхний Саянтуй
2017 – 2018 учебный год
Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Нормативно-правовая база разработки программы | Данная программа написана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании»; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010г., с изменениями и дополнениями утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1644 от 29 декабря 2014г., - Положением о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106); - Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Постановлением Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ». - Уставе школы-интерната, локальных актов, положением о ПМПк школы-интерната, положением о родительской общественности, положении об Управляющем совете; - Положением о психологической службе образования №636 от 22.10.99; опирающемся на Международную конвенцию о правах ребёнка, принятую Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. в защиту прав детей, на выживание, развитие, активное участие в жизни общества, и условия жизни, достойные человека. Согласно конвенции, решения, затрагивающие здоровье, благополучие, достоинство детей, должны приниматься исходя, прежде всего, из интересов ребёнка. |
Разработчики и исполнители программы | Педагог-психолог Буянтуева Э.Ц |
Целевая аудитория программы | Воспитанники школы-интерната; педагоги; родители воспитанников. |
Цель программы | Создание системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса для создания социально – психологических условий нормального личностного развития воспитанников (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности воспитанника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью. Повышение открытости, гибкости и эффективности системы психолого-педагогического сопровождения для обеспечения удовлетворения изменяющихся образовательных запросов семей. |
Задачи | 1. Организация психологического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей на этапе внедрения ФГОС ООО; 2.Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов. 3.Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у воспитанников основной школы. 4.Сопровождение в условиях основной школы: - адаптация к новым условиям обучении; - поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; - помощь в решении проблем социализации; - оказание помощи по проблемам, возникающим с учебными трудностями, с выбором образовательного и профессионального маршрута; - формирование жизненных навыков; формирования навыков позитивного коммуникативного общения; - профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы; - помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; - профилактика девиантного поведения. - предпрофильная ориентация. - сопровождение одаренных воспитанников, детей «группы риска», - сопровождение детей,находящихся под опекой. 5. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий. |
Сроки реализации программы | 2017-2018 учебный год |
Пояснительная записка
Актуальность программы продиктована тем, что в школу-интернат приходят дети из разных школ республики, из разных семей. Вследствие этого, в основу поставлено регулирование межличностных отношений между воспитанниками, содействие общему благоприятному психологическому климату в классе, созданий условий для развития у детей потребности к самореализации и саморазвитию на основе учета их социально- психологических, физических способностей, учебных возможностей, формирования навыков здорового образа жизни.
Особенность программы в том, что наша школа-интернат - это учреждение санаторного типа, которое обеспечивает кроме образовательных задач комплексную работу по сохранению, укреплению и повышению уровня здоровья учащихся. Контингент учащихся школы-интерната в большинстве представлен детьми из малообеспеченных и неблагополучных семей. Социальный статус родителей представлен в основном рабочими разных специальностей, безработными и пенсионерами.
Цель деятельности: обеспечение психолого - педагогических условий для успешного обучения и развития каждого воспитанника на средней ступени образования.
Задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус воспитанника и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
- создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей;
- консультирование и просвещение педагогов, родителей и воспитанников по проблемным вопросам.
Теоретико-методологической основой разработки программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса стали: общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова), методического пособия Серякина А.В. «Примерная программа психолого - педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО».
Анализ литературных источников позволил определить систему психолого-педагогического сопровождения воспитанников, которое включает диагностическую, коррекционно - развивающую, просветительскую и профилактическую работу. Обобщение современного состояния психолого-педагогического сопровождения учащихся представляет сложную, теоретическую и практическую проблему, не имеющую однозначного ответа (Э.М. Александровская, С.В. Алехина, М.М. Безруких, Е.В. Новикова, Р.В. Овчарова, М.М. и Н.Я. Семаго и др.). Были рассмотрены различные концепции психологического сопровождения школьников (Е.И. Казаковой (1995-2001), М.Р. Битяновой (1997), В.Е. Летуновой (1998) и др.).
1.Диагностический блок
Диагностический блок включает в себя известные методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества.
Диагностический блок включает в себя программу мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий и другие методики изучения уровня психологического развития личности воспитанников.
Мониторинг уровня универсальных учебных действий проходит с целью получения объективной информации о состоянии и динамике уровня их сформированности у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов.
Задачи мониторинга: Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;
Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у воспитанников основного общего образования.
Объекты мониторинга: Универсальные учебные действия воспитанников 5-9 классов;
Психолого- педагогические условия обучения;
Педагогические технологии, используемые в среднем звене.
Условия реализации программы мониторинга: банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
Срок реализации программы 5 лет (ступень основного общего образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД: Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у воспитанников выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у воспитанников, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации: анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
2. Развивающий блок
Развивающий блок основан на развивающих программах, утвержденных директором школы-интерната.
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
- с воспитанниками классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс.
- воспитанники категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала.
- с воспитанниками 9 класса во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
- среднее звено ( 5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
- старшее звено ( 8-9 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультативный блок
Данный блок составляют три направления:
1. Работа с воспитанниками.
2. Работа с родителями.
3. Работа с педагогами.
4. Работа с персоналом.
I направление. Работа с воспитанниками включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам воспитанников для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры воспитанников, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
III направление. Работа с педагогами включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции педагогов, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Просветительский блок
Данный блок составляют три направления:
1. Работа с воспитанниками.
2. Работа с родителями.
3. Работа с педагогами.
I направление. Работа с воспитанниками:
- включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации воспитанников.
II направление. Работа с родителями:
- заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с педагогами:
- включает в себя выступления по теме педагогического совета, МО; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
Методический блок
1. Оформление документации:
Пополнение базы данных по психологическому сопровождению воспитанников различных категорий.
Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
Разработка, подготовка и проведение: родительских собраний, классных часов, занятий с педагогами.
Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса воспитанников на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки воспитанников к экзаменам .
Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
Участие в работе РМО педагогов-психологов, посещение Школы молодого специалиста, посещение семинаров, круглых столов.
Проведение "недели психологии".
Анализ научной и практической литературы.
Работа над темой самообразования.
2. Оформление кабинета:
приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
оформление уголка психолога, стендов.
3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение РМО, ШМП; проведение открытых занятий.
Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО: Гармоничное развитие воспитанников, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
самоопределение — сформированность внутренней позиции воспитанника — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения воспитанниками на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально - этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у воспитанников указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий воспитанников, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность воспитанников принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно - познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Успешная адаптация воспитанников в учебно-воспитательном процессе;
Успешная адаптация и социализация выпускников школы;
Создание мониторинга психологического статуса воспитанника.
Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Учебно-методическое обеспечение: данная программа разработана в соответствии с примерной программой психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО, составитель Серякина А. В..
I Организационно-методическая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Сроки | Планируемый результат. Примечание. | Отметка о выполнении |
1 | Ознакомление с планом работы школы на учебный год. Планирование работы в соответствие с приоритетными направлениями учреждения | Сентябрь | Согласованность работы разных специалистов и администрации | |
2 | Индивидуальные консультации с педагогами по сопроводительной работе с воспитанниками в течение года | Сентябрь | Составление еженедельной сетки сопроводительной работы с воспитанниками, педагогами, родителями в течение учебного года | |
3 | Составление совместного плана работы социально-психологической службы школы на учебный год. | Сентябрь | Планирование профилактических мероприятий с детьми «группы риска» | |
4 | Участие в проведении МО педагогов: «Особенности адаптационного периода у воспитанников 5-х классов. Рекомендации классным руководителям по оказанию помощи детям с низким уровнем адаптации» «Проблема профессионального самоопределения» | По плану школьных методических объединений | Взаимодействие с классными руководителями и воспитателями . Повышение психологической компетентности педагогов в работе с детьми с трудностями в обучении и проблемами в поведении | |
5 | Индивидуальные и групповые консультации педагогов по вопросам взаимодействия с воспитанниками. | В течение года | Выработка эффективных форм взаимодействия между педагогами и воспитанниками. | |
6 | Выступления на педагогических советах школы (по запросу администрации) | В течение года | Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с воспитанниками по различным направлениям | |
7 | Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний | В течение года | Методические рекомендации классным руководителям в проведении просветительской работы. | |
8 | Участие в работе педагогов-психологов района, участие в семинарах, конференциях, открытых родительских собраниях | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетенции | |
9 | Изучение нормативных документов и психологической литературы | В течение года | Осведомленность в области психологических знаний на современном этапе | |
10 | Изготовление пособий к занятиям. Оборудование кабинета. | В течение года | | |
II Диагностическая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | УУД | Планируемый результат. Примечание | Сроки |
| | | | | |
Получение объективной информации о состоянии и динамике сформированности УУД у воспитанников в условиях реализации ФГОС ООО |
| - Наблюдение за адаптацией и эффективностью учебной деятельности воспитанников (Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э.М Александровская, Ст. Громбах) | воспитанники 5-го класса | Познавательные Регулятивные Коммуникативные | Определение уровня сформированности УУД у воспитанников 5 класса при переходе из начального в среднее звено школы. | Сентябрь |
| - Тест на оценку сформированности навыков чтения | 5 класс | Познавательные | Изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД | Сентябрь |
| - Оценка самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой | 5 класс | Познавательные | Изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД | Сентябрь |
| -Методика самооценки и уровня притязаний Дембо – Рубинштейн | 5 класс | Личностные | Изучение самооценки | Сентябрь |
| - Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г Лускановой | 5 класс | Личностные | Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД | Сентябрь |
| - Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С.Н.Костроминой. | 5-8 классы | Регулятивные | Выявление умения ориентироваться на условия задачи, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков, как одной из составляющих регулятивных УУД. | Сентябрь |
| - Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р Гинсбурга «Изучение учебной мотивации» | 5 класс | Познавательные Личностные | Изучение сформированности словестно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД. Изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД | Сентябрь |
| - Личностный опросник Кеттела в модификации Л.Я Ясюковой | 5 класс | Регулятивные | Изучение личностных особенностей школьников | |
| Методика «Оценка отношений подростка с классом» | 5-9 классы | Коммуникативные | Изучение межличностных отношений | Октябрь Март |
| Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора | 5-9 классы | Коммуникативные | Определение индекса групповой сплоченности Сишора | Октябрь Март |
| Изучение уровня школьной мотивации | воспитанники 6-8 классов | Познавательные | Определение причин низкой мотивации. Индивидуальное консультирование кл. руководителей и родителей | Сентябрь-Октябрь |
| Прослеживание хода адаптации воспитанников вновь прибывших в школу | 5-9 класс | Личностные | Выявление дезадаптированных детей. Выявление причин дезадаптации. Последовательная коррекционно-развивающая работа. | Октябрь-ноябрь |
| Проведение методики на выявление интересов и склонностей «Карта интересов» | воспитанники 9 класса | Личностные | Определение учебных и профессиональных интересов. Выработка рекомендаций воспитанникам по профессиональному самоопределению | Сентябрь |
| Проведение тестов на выявление характерологических особенностей детей | 5-9 классы | Личностные | Помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении | Декабрь |
| Диагностические методики выявления уровня актуального развития воспитанников | Воспитанники школы | Познавательные Личностные Регулятивные | Подготовка документов на ПМПК. Выработка рекомендаций по дальнейшему обучению воспитанников | В течение года Сентябрь Январь Апрель |
| Диагностические методики на выявление интеллектуальных возможностей и способностей воспитанников: - Методика «Палитра интересов» - Методика «Профиль» | Способные и одаренные воспитанники | Познавательные Личностные Регулятивные | Помощь перспективным детям в определении возможностей | Ноябрь Март |
| Диагностика личностных качеств детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Дети группы риска | Личностные | Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям, родителям | В течение года |
| Диагностические методики на выявление воспитанников, склонных к суицидальному поведению. | Воспитанники школы | Личностные | Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям, родителям | В течение года |
III Коррекционно-развивающая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат | Отметка о выполнении |
1. | Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе | 5-9 классы | Октябрь-декабрь | Повышение уровня школьной мотивации. Снятие тревожности. | |
2. | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с асоциальным поведением | 5-9 классы | В течение года | Развитие коммуникативных и личностных качеств у детей «группы риска» | |
3. | Групповые и индивидуальные занятия с воспитанниками, показавшими высокий уровень тревожности и низкий уровень самочувствия | 5-9 классы | Ноябрь-декабрь | Снятие тревожности и повышение положительного самочувствия | |
4. | Групповые занятия с воспитанниками 9-х классов по подготовке к экзаменам «Путь к успеху» | 9 класс | В течение года | Повышение стрессовоустойчивости и уверенности в себе | |
5. | Индивидуальные и групповые занятия с одаренными воспитанниками | 5-9 классы | В течение года | Развитие интеллектуального потенциала. формирование личностных и коммуникативных качеств | |
7. | Коррекционно-развивающие занятия по развитию интеллектуальных возможностей и формированию коммуникативной сферы | По запросу | В течение года | Формирование коммуникативных навыков и интеллектуальных умений | |
IV Профилактическая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат | Отметка о выполнении |
1. | Посещение уроков в 5-9 классах. Выявление неуспевающих детей | 5-9 классы | Сентябрь-октябрь | Выявление неуспевающих детей Индивидуальная помощь детям. | |
2. | Коммуникативный мини-тренинг «Я и мой класс!» | 5 класс | Сентябрь | Формирование позитивного отношения к школе и к одноклассникам | |
3. | Беседа о здоровом образе жизни | 5-е классы | Октябрь | Формирование полезных привычек | |
4. | Групповая беседа «Ценностные ориентации» | 9-е классы | ноябрь | Помощь воспитанникам в самоопределении своих возможностей | |
5. | Индивидуальные беседы: «Правила поведения в школе», «Я и мои друзья», «Мои увлечения» | 5-6 классы | В течение года | Формирование правильного отношения к себе и другим | |
6. | Индивидуальные беседы «Мои интересы», «Какой я?», «За что меня можно уважать?», «Мой круг общения» | 5-8 классы | В течение года | Формирование адекватной самооценки | |
7. | Индивидуальные и групповые беседы «Моя будущая профессия», «Мой темперамент», «Характер и профессия», «Когда опасен гнев», «Мама твой защитник», «Обида», «О любви», «О чувствах», « О чувстве стыда», «Можно ли научиться управлять собой», «Можно ли справиться со злом»,»Мудрые советы», «Всегда ли мы поступаем правильно» | 7-9 классы | В течение года | Формирование профессионального интереса, исходя из личностных возможностей воспитанников | |
8. | Участие в заседаниях ПМПк | 5-9 классы | В течение года | Взаимодействие с другими специалистами школы по оказанию индивидуальной помощи воспитанников | |
9. | Участие в профилактической работе | 5-9 классы | В течение года | Взаимодействие с социально-педагогической службой школы в работе с детьми «группы риска» | |
10 | Неделя психологии (по утвержденному плану) | 5-9 классы | апрель | Повышение психологической компетентности воспитанников и учителей школы | |
11 | Психолого-педагогические тренинги для педагогов с целью профилактики эмоционального и профессионального выгорания и поддержания благоприятного эмоционального климата в коллективе | педагоги | В течение учебного года | Профилактика профессионального выгорания | |
V Консультативная и просветительская работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат | Отметка о выполнении |
1. | Родительский лекторий «Особенности адаптации пятиклассников к обучению в школе-интернат, компоненты готовности к переходу в среднее звено» | Родители воспитанники 5-го класса | октябрь | Осведомленность родителей о методах и способах поддержания детей в период адаптации | |
3. | Психологический час «Курение: мифы и реальность» | 6-е классы | ноябрь | Просвещение младших подростков о вреде курения | |
4. | Родительский лекторий «Возрастные особенности подростка. Правила жизни ребенка» (по запросу классных руководителей) | Родители | Декабрь, январь | Информирование родителей о методах правильного взаимоотношения с детьми | |
5. | Занятие-практикум «Принятие ответственности за собственный образ жизни» | 7-е классы | ноябрь | Формирование ответственности детей за свою жизнь | |
6. | Занятие с элементами тренинга «Познай себя и окружающих» | 8,9-е классы | декабрь | Формирование у детей наблюдательности и умения анализировать свое поведение | |
7. | Родительский лекторий «Помощь родителей в профессиональном самоопределении воспитанников» (по запросу кл. руководителей) | Родители 9 класса | декабрь | Рекомендации родителям в учете индивидуальных особенностей воспитанников при выборе профессии» | |
8. | Индивидуальное консультирование воспитанников | 5-9 классы | В течение года | Психологическая поддержка | |
9. | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей | Родители воспитанников | В течение года | Психологическая поддержка | |
10. | Индивидуальное консультирование учителей по вопросам обучения и взаимодействия с воспитанниками | Учителя. Кл. руководители. Администрация | В течение года | Психологическая поддержка | |
VI Методическая работа
Утверждение плана работы на 2017– 2018 учебный год. |
Подготовка материалов к проведению диагностических исследований, родительских собраний, выступлений на МО, семинаров, занятий, консультаций. |
Обработка и оформление полученных результатов диагностики |
Разработка обобщающих таблиц результатов диагностики и рекомендаций для учителей |
Составление программ работы с группами 5 - 9 классов и по запросу |
Выступление на МО педагогов, педсоветах. |
Оформление документации |
Список используемой литературы:
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.