СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа педагога-психолога за 2017-2018 учебный год

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена программа работы педагога-психолога образовательного учреждения 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа педагога-психолога за 2017-2018 учебный год»

ГБООУ «Верхнесантуйская санаторная школа - интернат»

Согласовано на заседании ШМО

протокол № ______ от

___ __________ ____ г


Рекомендована к использованию м/с ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа - интернат»

прокол № ________ от

___ __________ ____ г


Утверждаю ______________

директор ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа - интернат»

протокол № _______ от

___ _________ _____ г












Рабочая программа педагога-психолога













с. Верхний Саянтуй

2017 – 2018 учебный год

Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Нормативно-правовая база разработки программы

Данная программа написана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010г., с изменениями и дополнениями утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1644 от 29 декабря 2014г.,

- Положением о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 Приказ Минобрнауки России
от 28 декабря 2010 г. №2106);

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Постановлением Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».

- Уставе школы-интерната, локальных актов, положением о ПМПк школы-интерната, положением о родительской общественности, положении об Управляющем совете;

- Положением о психологической службе образования №636 от 22.10.99; опирающемся на Международную конвенцию о правах ребёнка, принятую Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. в защиту прав детей, на выживание, развитие, активное участие в жизни общества, и условия жизни, достойные человека. Согласно конвенции, решения, затрагивающие здоровье, благополучие, достоинство детей, должны приниматься исходя, прежде всего, из интересов ребёнка.

Разработчики и исполнители программы


Педагог-психолог Буянтуева Э.Ц


Целевая аудитория программы

Воспитанники школы-интерната; педагоги; родители воспитанников.

Цель программы

  1. Создание системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса для создания социально – психологических условий нормального личностного развития воспитанников (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации.

  2. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности воспитанника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.

  3. Повышение открытости, гибкости и эффективности системы психолого-педагогического сопровождения для обеспечения удовлетворения изменяющихся образовательных запросов семей.

Задачи

1. Организация психологического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей на этапе внедрения ФГОС ООО;

2.Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.

3.Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у воспитанников основной школы.

4.Сопровождение в условиях основной школы:

- адаптация к новым условиям обучении;

- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

- помощь в решении проблем социализации;

- оказание помощи по проблемам, возникающим с учебными трудностями, с выбором образовательного и профессионального маршрута;

- формирование жизненных навыков; формирования навыков позитивного коммуникативного общения;

- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;

- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

- профилактика девиантного поведения.

- предпрофильная ориентация.

- сопровождение одаренных воспитанников, детей «группы риска»,

- сопровождение детей,находящихся под опекой.

5. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.

Сроки реализации программы

2017-2018 учебный год


















Пояснительная записка

Актуальность программы продиктована тем, что в школу-интернат приходят дети из разных школ республики, из разных семей. Вследствие этого, в основу поставлено регулирование межличностных отношений между воспитанниками, содействие общему благоприятному психологическому климату в классе, созданий условий для развития у детей потребности к самореализации и саморазвитию на основе учета их социально- психологических, физических способностей, учебных возможностей, формирования навыков здорового образа жизни.

Особенность программы в том, что наша школа-интернат - это учреждение санаторного типа, которое обеспечивает кроме образовательных задач комплексную работу по сохранению, укреплению и повышению уровня здоровья учащихся. Контингент учащихся школы-интерната в большинстве представлен детьми из малообеспеченных и неблагополучных семей. Социальный статус родителей представлен в основном рабочими разных специальностей, безработными и пенсионерами.

Цель деятельности: обеспечение психолого - педагогических условий для успешного обучения и развития каждого воспитанника на средней ступени образования.

Задачи:

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус воспитанника и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

- создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей;

- консультирование и просвещение педагогов, родителей и воспитанников по проблемным вопросам.

Теоретико-методологической основой разработки программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса стали: общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова), методического пособия Серякина А.В. «Примерная программа психолого - педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО».

Анализ литературных источников позволил определить систему психолого-педагогического сопровождения воспитанников, которое включает диагностическую, коррекционно - развивающую, просветительскую и профилактическую работу. Обобщение современного состояния психолого-педагогического сопровождения учащихся представляет сложную, теоретическую и практическую проблему, не имеющую однозначного ответа (Э.М. Александровская, С.В. Алехина, М.М. Безруких, Е.В. Новикова, Р.В. Овчарова, М.М. и Н.Я. Семаго и др.). Были рассмотрены различные концепции психологического сопровождения школьников (Е.И. Казаковой (1995-2001), М.Р. Битяновой (1997), В.Е. Летуновой (1998) и др.).


1.Диагностический блок

Диагностический блок включает в себя известные методики выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества.

Диагностический блок включает в себя программу мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий и другие методики изучения уровня психологического развития личности воспитанников.

Мониторинг уровня универсальных учебных действий проходит с целью получения объективной информации о состоянии и динамике уровня их сформированности у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

Задачи мониторинга:
  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;

  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у воспитанников основного общего образования.

Объекты мониторинга:
    1. Универсальные учебные действия воспитанников 5-9 классов;

    2. Психолого- педагогические условия обучения;

    3. Педагогические технологии, используемые в среднем звене.

Условия реализации программы мониторинга: банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 5 лет (ступень основного общего образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД:

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у воспитанников выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

  3. сформированность учебной деятельности у воспитанников, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Методы сбора информации:
  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • беседа.


2. Развивающий блок

Развивающий блок основан на развивающих программах, утвержденных директором школы-интерната.

Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

- с воспитанниками классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс.

- воспитанники категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала.

- с воспитанниками 9 класса во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.

В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

- среднее звено ( 5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;

- старшее звено ( 8-9 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.

Консультативный блок

Данный блок составляют три направления:

1. Работа с воспитанниками.

2. Работа с родителями.

3. Работа с педагогами.

4. Работа с персоналом.

I направление. Работа с воспитанниками включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам воспитанников для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры воспитанников, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

III направление. Работа с педагогами включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции педагогов, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Просветительский блок

Данный блок составляют три направления:

1. Работа с воспитанниками.

2. Работа с родителями.

3. Работа с педагогами.

I направление. Работа с воспитанниками:

- включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

- направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации воспитанников.

II направление. Работа с родителями:

- заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;

- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с педагогами:

- включает в себя выступления по теме педагогического совета, МО; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;

- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.

Методический блок

1. Оформление документации:

  • Пополнение базы данных по психологическому сопровождению воспитанников различных категорий.

  • Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.

  • Разработка, подготовка и проведение: родительских собраний, классных часов, занятий с педагогами.

  • Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса воспитанников на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.

  • Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

  • Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.

  • Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки воспитанников к экзаменам .

  • Составление выводов, рекомендаций, характеристик.

  • Участие в работе РМО педагогов-психологов, посещение Школы молодого специалиста, посещение семинаров, круглых столов.

  • Проведение "недели психологии".

  • Анализ научной и практической литературы.

  • Работа над темой самообразования.

2. Оформление кабинета:

    • приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;

    • изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала

    • оформление уголка психолога, стендов.

3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение РМО, ШМП; проведение открытых занятий.

Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО:
  1. Гармоничное развитие воспитанников, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции воспитанника — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения воспитанниками на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

  • морально - этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у воспитанников указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий воспитанников, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность воспитанников принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно - познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

  1. Успешная адаптация воспитанников в учебно-воспитательном процессе;

  2. Успешная адаптация и социализация выпускников школы;

  3. Создание мониторинга психологического статуса воспитанника.

  4. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.

Учебно-методическое обеспечение: данная программа разработана в соответствии с примерной программой психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО, составитель Серякина А. В..
















I  Организационно-методическая работа

 

п/п

Планируемые мероприятия

Сроки

Планируемый результат. Примечание.

Отметка о выполнении

1

Ознакомление с  планом работы школы на учебный год. Планирование работы в соответствие с приоритетными направлениями учреждения

Сентябрь


Согласованность работы разных специалистов и администрации


2

Индивидуальные консультации с педагогами по сопроводительной работе с воспитанниками в течение года

Сентябрь

Составление еженедельной сетки сопроводительной работы с воспитанниками, педагогами, родителями в течение учебного года


3

Составление совместного плана работы социально-психологической службы школы на учебный год.

Сентябрь

Планирование профилактических мероприятий с детьми «группы риска»


4

Участие в проведении МО педагогов:

«Особенности адаптационного периода у воспитанников 5-х классов. Рекомендации классным руководителям по оказанию помощи детям с низким уровнем адаптации»

«Проблема профессионального самоопределения»

 

По плану школьных методических объединений

Взаимодействие с классными руководителями и воспитателями . Повышение психологической компетентности педагогов в работе с детьми с трудностями в обучении и проблемами в поведении

 

 

 

  


5

Индивидуальные и групповые консультации педагогов по вопросам взаимодействия с воспитанниками.

В течение года

Выработка эффективных форм взаимодействия между педагогами и воспитанниками.


6

Выступления на педагогических советах школы (по запросу администрации)

В течение года

Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с воспитанниками по различным направлениям


7

Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний

В течение года

Методические рекомендации классным руководителям в проведении просветительской работы.


8

Участие в работе педагогов-психологов района, участие в семинарах, конференциях, открытых родительских собраниях

В течение года

Повышение уровня профессиональной компетенции


9

Изучение нормативных документов и психологической литературы

В течение года

Осведомленность в области психологических знаний на современном этапе


10

Изготовление пособий к занятиям. Оборудование кабинета.

В течение года






II Диагностическая работа

п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

УУД

Планируемый результат. Примечание

Сроки








Получение объективной информации о состоянии и динамике сформированности УУД у воспитанников в условиях реализации ФГОС ООО


- Наблюдение за адаптацией и эффективностью учебной деятельности воспитанников (Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э.М Александровская, Ст. Громбах)

воспитанники 5-го класса

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Определение уровня сформированности УУД у воспитанников 5 класса при переходе из начального в среднее звено школы.

Сентябрь

- Тест на оценку сформированности навыков чтения

5 класс

Познавательные

Изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД

Сентябрь

- Оценка самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой

5 класс

Познавательные

Изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД

Сентябрь

-Методика самооценки и уровня притязаний Дембо – Рубинштейн


5 класс

Личностные


Изучение самооценки


Сентябрь

- Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г Лускановой


5 класс

Личностные


Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД


Сентябрь

- Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С.Н.Костроминой.

5-8 классы

Регулятивные


Выявление умения ориентироваться на условия задачи, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков,

как одной из составляющих регулятивных УУД.

Сентябрь

- Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р Гинсбурга «Изучение учебной мотивации»


5 класс

Познавательные

Личностные


Изучение сформированности словестно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

Изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД


Сентябрь

- Личностный опросник Кеттела в модификации Л.Я Ясюковой

5 класс

Регулятивные

Изучение личностных особенностей школьников


Методика «Оценка отношений подростка с классом»

5-9 классы

Коммуникативные

Изучение межличностных отношений

Октябрь

Март

Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора


5-9 классы

Коммуникативные

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Октябрь

Март

Изучение уровня школьной мотивации

воспитанники 6-8 классов

Познавательные

Определение причин низкой мотивации. Индивидуальное консультирование кл. руководителей и родителей

Сентябрь-Октябрь

Прослеживание хода адаптации воспитанников вновь прибывших в школу

5-9 класс

Личностные

Выявление дезадаптированных детей. Выявление причин дезадаптации. Последовательная коррекционно-развивающая работа.

Октябрь-ноябрь

Проведение методики на выявление интересов и склонностей «Карта интересов»

воспитанники 9 класса

Личностные

Определение учебных  и профессиональных интересов. Выработка рекомендаций воспитанникам по профессиональному самоопределению

Сентябрь

Проведение тестов на выявление характерологических особенностей детей

5-9 классы

Личностные

Помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении

Декабрь

Диагностические методики выявления уровня актуального развития воспитанников

Воспитанники

школы

Познавательные

Личностные Регулятивные

Подготовка документов на ПМПК. Выработка рекомендаций  по дальнейшему обучению воспитанников

В течение года

Сентябрь

Январь

Апрель

Диагностические методики на выявление интеллектуальных возможностей и способностей воспитанников:

- Методика «Палитра интересов»

- Методика «Профиль»


Способные и одаренные воспитанники

Познавательные

Личностные Регулятивные

Помощь перспективным детям в определении возможностей





Ноябрь


Март

Диагностика личностных качеств детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Дети группы риска

Личностные

Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям,  родителям

В течение года

Диагностические методики на выявление воспитанников, склонных к суицидальному поведению.

Воспитанники

школы

Личностные

Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям,  родителям

В течение года




III Коррекционно-развивающая работа

п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

Отметка о выполнении

1.

Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе

5-9 классы

Октябрь-декабрь

Повышение уровня школьной мотивации. Снятие тревожности.


2.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с асоциальным поведением

5-9 классы

В течение года

Развитие коммуникативных и личностных качеств у детей «группы риска»


3.

Групповые и индивидуальные занятия с воспитанниками, показавшими высокий уровень тревожности и низкий уровень самочувствия

5-9 классы

Ноябрь-декабрь

Снятие тревожности и повышение положительного самочувствия


4.

Групповые занятия с воспитанниками 9-х классов по подготовке к экзаменам «Путь к успеху»

9 класс

В течение года

Повышение стрессовоустойчивости и уверенности в себе


5.

Индивидуальные и групповые занятия с одаренными воспитанниками

5-9 классы

В течение года

Развитие интеллектуального потенциала. формирование личностных и коммуникативных качеств


7.

Коррекционно-развивающие занятия по развитию интеллектуальных возможностей и формированию коммуникативной сферы

По запросу

В течение года

Формирование коммуникативных навыков и интеллектуальных умений


 

IV Профилактическая работа

п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

Отметка о выполнении

1.

Посещение уроков в 5-9 классах. Выявление  неуспевающих детей

5-9 классы

Сентябрь-октябрь

Выявление  неуспевающих детей

Индивидуальная помощь детям.


2.

Коммуникативный мини-тренинг «Я и мой класс!»

5 класс

Сентябрь

Формирование позитивного отношения к школе и к одноклассникам


3.

Беседа о здоровом образе жизни

5-е классы

Октябрь

Формирование полезных привычек


4.

Групповая беседа «Ценностные ориентации»

9-е классы

ноябрь

Помощь воспитанникам в самоопределении своих возможностей


5.

Индивидуальные беседы: «Правила поведения в школе», «Я и мои друзья», «Мои увлечения»

5-6 классы

В течение года

Формирование правильного отношения к себе и другим


6.

Индивидуальные беседы «Мои интересы», «Какой я?», «За что меня можно уважать?», «Мой круг общения»

5-8 классы

В течение года

Формирование адекватной самооценки


7.

Индивидуальные и групповые беседы «Моя будущая профессия», «Мой темперамент», «Характер и профессия», «Когда опасен гнев», «Мама твой защитник», «Обида», «О любви», «О чувствах», « О чувстве стыда», «Можно ли научиться управлять собой», «Можно ли справиться со злом»,»Мудрые советы», «Всегда ли мы поступаем правильно»

7-9 классы

В течение года

Формирование профессионального интереса, исходя из личностных возможностей воспитанников


8.

Участие в заседаниях ПМПк

5-9 классы

В течение года

Взаимодействие с другими специалистами школы по оказанию индивидуальной помощи воспитанников


9.

Участие в профилактической работе

5-9 классы

В течение года

Взаимодействие с социально-педагогической службой школы в работе с детьми «группы риска»


10

Неделя психологии (по утвержденному плану)

5-9 классы

апрель

Повышение психологической компетентности воспитанников и учителей школы 


11

Психолого-педагогические тренинги для педагогов с целью профилактики эмоционального и профессионального выгорания и поддержания благоприятного эмоционального климата в коллективе


педагоги

В течение учебного года

Профилактика профессионального выгорания



V Консультативная и просветительская работа

п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

Отметка о выполнении

1.

Родительский лекторий «Особенности адаптации пятиклассников к обучению в школе-интернат, компоненты готовности к переходу в среднее звено»

Родители воспитанники 5-го класса

октябрь

Осведомленность родителей о методах и способах поддержания детей в период адаптации


3.

Психологический час «Курение: мифы и реальность»

6-е классы

ноябрь

Просвещение младших подростков о вреде курения


4.

Родительский лекторий «Возрастные особенности подростка. Правила жизни ребенка»

(по запросу классных руководителей)

Родители


Декабрь, январь

Информирование родителей о методах правильного взаимоотношения с детьми


5.

Занятие-практикум «Принятие ответственности за собственный образ жизни»

7-е классы

ноябрь

Формирование ответственности детей за свою жизнь


6.

Занятие с элементами тренинга «Познай себя и окружающих»

8,9-е классы

декабрь

Формирование у детей наблюдательности и умения анализировать свое поведение


7.

Родительский лекторий «Помощь родителей в профессиональном самоопределении воспитанников» (по запросу кл. руководителей)

Родители 9 класса

декабрь

Рекомендации родителям в учете индивидуальных особенностей воспитанников при выборе профессии»


8.

Индивидуальное консультирование воспитанников

5-9 классы

В течение года

Психологическая поддержка


9.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей

Родители воспитанников

В течение года

Психологическая поддержка


10.

Индивидуальное консультирование учителей по вопросам обучения и взаимодействия с воспитанниками

Учителя.

Кл. руководители. Администрация

В течение года

Психологическая поддержка


VI Методическая работа

  1. Утверждение плана работы на 2017– 2018 учебный год.

  1. Подготовка материалов к проведению диагностических исследований, родительских собраний, выступлений на МО, семинаров, занятий, консультаций.

  1. Обработка и оформление полученных результатов диагностики

  1. Разработка обобщающих таблиц результатов диагностики и рекомендаций для учителей

  1. Составление программ работы с группами 5 - 9 классов и по запросу

  1. Выступление на МО педагогов, педсоветах.

  1. Оформление документации





Список используемой литературы:

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.

    2. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.

    3. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.

    4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.

    5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.

    6. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.

    7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.

    8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.

    9. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.

    10. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.

    11. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

    12. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.

    13. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.

    14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.

    15. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.

    16. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.

    17. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.

    18. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.

    19. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.

    20. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.

    21. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.

    22. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

    23. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.

    24. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.

    25. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.

    26. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.

    27. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

    28. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.

    29. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.

    30. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.

    31. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.

    32. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.

    33. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.

    34. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.

    35. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.

    36. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.

    37. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.

    38. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    39. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.

    40. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.

    41. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.

    42. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.

    43. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.

    44. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.

    45. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.

    46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

    47. Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.

    48. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.

    49. Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.

    50. Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.

    51. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.

    52. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

    53. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.

    54. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.

    55. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.

    56. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.

    57. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.

    58. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.

    59. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

    60. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.