Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнеграчинская основная общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР _____________Бондарева Г.Г. ________________________ дата | | УТВЕРЖДЕНА приказом от 29.08.2017 г № 75 Директор школы _________ Дьякова О.И. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
7 класс
на 2017 -2018 учебный год
Учитель:
Бондарева Галина Григорьевна
Первая категории
х. Верхние Грачики
2017 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОН РФ №1897 от 17.12.2010) с изменениями и дополнениями.
Примерной программы по учебным предметам «Математика 5 – 9 класс: проект» – М.: Просвещение, 2014 г
Авторской программы под редакцией Ю.М.Колягина
(М:. Просвещение).
Устава МБОУ Верхнеграчинской ООШ.
Федерального перечня учебников на 2017-2018 учебный год.
Учебного плана МБОУ Верхнеграчинской ООШ на 2017 – 2018 учебный год.
Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Верхнеграчинской ООШ.
Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по алгебре, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Учебно-методический комплект (УМК).
Алгебра. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/[ Ю. М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин.]. – 3-е изд. - М.: Просвещение,2017
Учебный план (количество часов)
7 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в год.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием уроков на 2017-2018 учебный год программа будет выполнена за 131 час.
Цели:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
Овладение навыками дедуктивных рассуждений;
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой, в частности, для освоения курса информатики;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов;
Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
Развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Требования к результатам обучения
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание курса
Алгебраические выражения.
Числовые выражения. Алгебраические выражения. Алгебраические равенства. Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок.
Уравнения с одним неизвестным.
Уравнение и его корни. Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным. Решение задач с помощью уравнений.
Одночлены и многочлены.
Степень с натуральным показателем. Свойства степени с натуральным показателем. Одночлен. Стандартный вид одночлена. Умножение одночленов. Многочлены. Приведение подобных членов.
Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен. Деление одночлена и многочлена на одночлен.
Разложение многочленов на множители.
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Формула разности квадратов. Применение нескольких способов разложения многочлена на множители.
Алгебраические дроби.
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей.
Линейная функция и ее график.
Прямоугольная система координат на плоскости. Понятие функции. Функция у=kx и ее график. Линейная функция и ее график.
Системы двух уравнений с двумя неизвестными.
Уравнение первой степени с двумя неизвестными. Системы уравнений. Способ подстановки и способ сложения. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.
Элементы комбинаторики.
Различные комбинации из трех элементов. Таблица вариантов и правило произведения. Подсчет вариантов с помощью графов.
Планируемые результаты изучения курса алгебры в 7 классе
Алгебраические выражения
Учащиеся научатся:
1) владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями;
3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
4) выполнять разложение многочленов на множители.
Учащиеся получат возможность:
5) научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
6) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Учащиеся научатся:
1) решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
2) понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
3) применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Учащиеся получат возможность:
4) овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
5) применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Функции
Учащиеся научатся:
1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
2) строить графики линейных функций; исследовать свойства линейных функций на основе изучения поведения их графиков;
3) понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира.
Учащиеся получат возможность:
4) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера;
Комбинаторика
Учащиеся научатся:
1) решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Учащиеся получат возможность:
2)научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Тематическое планированиек
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
1 | Повторение курса 6 класса | 4 |
2 | Алгебраические выражения | 16 |
3 | Уравнения с одним неизвестным | 13 |
4 | Одночлены и многочлены | 22 |
5 | Разложение многочленов на множители | 17 |
6 | Алгебраические дроби | 18 |
7 | Линейная функция | 11 |
8 | Системы двух уравнений с двумя неизвестными | 18 |
9 | Элементы комбинаторики | 4 |
10 | Итоговое повторение | 9 |
| Итого | 131 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Факт |
| | 1 четверть (33 ч) | | 2017 г | |
1-4 | 1-4 | Повторение курса математики 5,6 классов | 4 | 01.09, 04.09 05.09, 06.09 | |
| Глава I. Алгебраические выражения (16 часов) | |
5-8 | 1/1 1/2 1/3 1/4 | §1. Числовые выражения | 4 | 08.09 11.09 12.09 13.09 | |
9-11 | 1/5 1/6 1/7 | §2. Алгебраические выражения | 3 | 15.09 18.09 19.09 | |
12,13 | 1/8 1/9 | §3. Алгебраические равенства. Формулы. | 2 | 20.09 22.09 | |
14,15 | 1/10 1/11 | §4. Свойства арифметических действий | 2 | 25.09 26.09 | |
16,17 | 1/12 1/13 | §5. Правила раскрытия скобок | 2 | 27.09 29.09 | |
18 | 1/14 | Обобщающий урок по теме «Алгебраические выражения» | 1 | 02.10 | |
19 | 1/15 | Контрольная работа №1 по теме «Алгебраические выражения» | 1 | 03.10 | |
20 | 1/16 | Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | 04.10 | |
| Глава II. Уравнения с одним неизвестным (13 часов) | | |
21 | 2/1 | §6. Уравнение и его корни | 1 | 06.10 | |
22-25 | 2/2 2/3 2/4 2/5 | §7. Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным | 4 | 09.10 10.10 11.10 13.10 | |
26-29 | 2/6 2/7 2/8 2/9 | §8. Решение задач с помощью уравнений | 4 | 16.10 17.10 18.10 20.10 | |
30, 31 | 2/10 2/11 | Обобщающий урок по теме «Уравнения с одним неизвестным» | 2 | 23.10 24.10 | |
32 | 2/12 | Контрольная работа №2 по теме «Уравнения с одним неизвестным» | 1 | 25.10 | |
33 | 2/13 | Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | 27.10 | |
| 2 четверть (29 ч) Глава III. Одночлены и многочлены (22 часа) | | |
34 | 3/1 | §9. Степень с натуральным показателем | 1 | 07.11 | |
35-37 | 3/2 3/3 3/4 | §10. Свойства степени с натуральным показателем | 3 | 08.11 10.11 13.11 | |
38 | 3/5 | §11. Одночлен. Стандартный вид одночлена. | 1 | 14.11 | |
39,40 | 3/6 3/7 | §12. Умножение одночленов. Самостоятельная работа | 2 | 15.11 17.11 | |
41 | 3/8 | §13. Многочлены | 1 | 20.11 | |
42-44 | 3/9 3/10 3/11 | §14. Приведение подобных членов | 3 | 21.11 22.11 24.11 | |
45,46 | 3/12 3/13 | §15.Сложение и вычитание многочленов | 2 | 27.11 28.11 | |
47,48 | 3/14 3/15 | §16.Умножение многочлена на одночлен | 2 | 29.11 01.12 | |
49-51 | 3/16 3/17 3/18 | §17.Умножение многочлена на многочлен | 3 | 04.12 05.12 06.12 | |
52,53 | 3/19 3/20 | §18.Деление одночлена и многочлена на одночлен | 2 | 08.12 11.12 | |
54 | 3/21 | Обобщающий урок по теме «Одночлены и многочлены» | 1 | 12.12 | |
55 | 3/22 | Контрольная работа №3 по теме «Одночлены и многочлены» | 1 | 13.12 | |
| Глава IV. Разложение многочлена на множители (17 часов) | | |
56-58 | 4/1 4/2 4/3 | Анализ результатов контрольной работы. §19.Вынесение общего множителя за скобки | 3 | 15.12 18.12 19.12 | |
59-61 | 4/4 4/5 4/6 | §20.Способ группировки | 3 | 20.12 22.12 25.12 | |
62 | 4/7 | §21.Формула разности квадратов | 1 | 26.12 | |
| | 3 четверть (39 ч) | | 2018 г | |
63-67 | 4/8 4/9 4/10 4/11 4/12 | §22.Квадрат суммы. Квадрат разности. | 5 | 12.01 15.01 16.01 17.01 19.01 | |
68-70 | 4/13 4/14 4/15 | §23.Применение нескольких способов разложения многочлена на множители | 3 | 22.01 23.01 24.01 | |
71 | 4/16 | Обобщающий урок по теме «Разложение многочлена на множители» | 1 | 26.01 | |
72 | 4/17 | Контрольная работа №4 по теме «Разложение многочлена на множители» | 1 | 29.01 | |
| Глава V. Алгебраические дроби (18 часов) | | |
73-75 | 5/1 5/2 5/3 | Анализ результатов контрольной работы. §24. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. | 3 | 30.01 31.01 02.02 | |
76,77 | 5/4 5/5 | §25. Приведение дробей к общему знаменателю. | 2 | 05.02 06.02 | |
78-80 | 5/6 5/7 5/8 | §26. Сложение и вычитание алгебраических дробей. Самостоятельная работа | 3 | 07.02 09.02 12.02 | |
81-84 | 5/9 5/10 5/11 5/12 | §27. Умножение и деление алгебраических дробей. | 4 | 13.02 14.02 16.02 19.02 | |
85-88 | 5/13 5/14 5/15 5/16 | §28. Совместные действия над алгебраическими дробями | 4 | 20.02 21.02 26.02 27.02 | |
89 | 5/17 | Обобщающий урок по теме «Алгебраические дроби» | 1 | 28.02 | |
90 | 5/18 | Контрольная работа №5 по теме «Алгебраические дроби» | 1 | 02.03 | |
| Глава VI. Линейная функция и её график (11 часов) | | |
91 | 6/1 | Анализ результатов контрольной работы. §29. Прямоугольная система координат на плоскости | 1 | 05.03 | |
92,93 | 6/2 6/3 | §30. Функция | 2 | 06.03 07.03 | |
94,95 | 6/4 6/5 | §31. Функция y=kx и её график | 2 | 12.03 13.03 | |
96-98 | 6/6 6/7 6/8 | §32. Линейная функция и её график | 3 | 14.03 16.03 19.03 | |
99 | 6/9 | Обобщающий урок по теме «Линейная функция и ее график» | 1 | 20.03 | |
100 | 6/10 | Контрольная работа №6 по теме «Линейная функция и ее график» | 1 | 21.03 | |
101 | 6/11 | Анализ результатов контрольной работы. | 1 | 23.03 | |
| | 4 четверть (30 ч) | | | |
Глава VII. Системы двух уравнений с двумя неизвестными (18 часов) |
102,103 | 7/1 7/2 | §33. Системы уравнений | 2 | 02.04 03.04 | |
104-107 | 7/3 7/4 7/5 7/6 | §34. Способ подстановки | 4 | 04.04 06.04 09.04 10.04 | |
108-111 | 7/7 7/8 7/9 7/10 | §35. Способ сложения | 4 | 11.04 13.04 16.04 17.04 | |
112-114 | 7/11 7/12 7/13 | §36. Графический способ решения систем уравнений | 3 | 18.04 20.04 23.04 | |
115-116 | 7/14 7/15 7/16 | §37. Решение задач с помощью систем уравнений | 3 | 24.04 25.04 27.04 | |
117 | 7/17 | Обобщающий урок по теме «Системы двух уравнений с двумя неизвестными» | 1 | 30.04 | |
118 | 7/18 | Контрольная работа №7 по теме «Системы двух уравнений с двумя неизвестными» | 1 | 02.05 | |
| Глава VIII. Элементы комбинаторики (4 часа) | | |
119 | 8/1 | Анализ результатов контрольной работы. §38. Различные комбинации из трёх элементов. | 1 | 04.05 | |
120 | 8/2 | §39. Таблица вариантов и правило произведения | 1 | 07.05 | |
121 | 8/3 | §40. Подсчет вариантов с помощью графов | 1 | 08.05 | |
122 | 8/4 | Решение задач. | 1 | 11.05 | |
| Повторение (9 часов) | | |
123,124 | 1 2 | Линейная функция и её график | 2 | 14.05 15.05 | |
125,126 | 3 4 | Действия над многочленами | 2 | 16.05 18.05 | |
127,128 | 5 6 | Разложение многочленов на множители | 2 | 21.05 | |
129 | 7 | Действия над алгебраическими дробями | 1 | 22.05 | |
130 | 8 | Контрольная работа №8 (итоговая) | 1 | 23.05 | |
131 | 9 | Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками | 1 | 25.05 | |