МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕШКОВИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» Руководитель МО: ________/Н.В. Пархутина/ Протокол № 1 от «28 » августа 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ………/А.П. Иванова/ «___»____________2017г. | «Утверждаю» И.о. Директора …………. /Т.Е. Чечуева/ Приказ № ___ от «___»____________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Пархутина Нина Викторовна, первая квалификационная категория
По алгебре , 7 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __1_от «_30»_августа__2017г.
с. Алешковичи
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре составлена для учащихся 7 класса в соответствии с положениями Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике с опорой на допущенную МО РФ «Программы по математике для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы» (Авторы-составители Бурмистрова Т.А., М.Просвещение, 2012). Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры по учебнику авторов Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б., под редакцией Теляковского С.А. «Алгебра 7 класс» (издательство «Просвещение» 2017 год).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Развитие представлений о математике как форме описания и методе познаний действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основной познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
Критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии при решении задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
В предметном направлении:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
Переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную - в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
Устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
Интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область « Алгебра»
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
Решать линейные уравнения, системы линейных уравнений с двумя переменными;
Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
Изображать числа точками на координатной прямой;
Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
Моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
Описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.
Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
Проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
Решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
Вычислять средние значения результатов измерений;
Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
Находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
Распознавания логически некорректных рассуждений;
Записи математических утверждений, доказательств;
Анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
Решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
Решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
Сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
Понимания статистических утверждений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В результате изучения курса алгебры 7 класса учащиеся должны знать/понимать:
как используются математические формулы, уравнения, системы уравнений для решения математических и практических задач;
как с помощью свойств функций описывать реальные процессы и приводить примеры таких описаний;
как определяется понятие алгоритма; приводить примеры алгоритмов (описание правил и действий в различных математических преобразованиях);
как выполняются доказательства в курсе алгебры 7 класса; проводить примеры доказательств (доказательство формул, свойств).
Уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через другую;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями; многочленами; разложение многочленов на множители; тождественные преобразования целых выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений;
решать задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
строить графики изученных функций.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам (на уроках алгебры, геометрии, физики); составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения конкретной формулы в учебнике, справочнике;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
В результате изучения раздела «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности» учащиеся должны знать/понимать:
статистические характеристики: среднего арифметического, размаха и моды, медианы и их использование для анализа и описания информации статистического характера;
как связаны статистические характеристики между собой и с реальной жизнью, приводить примеры статистических закономерностей.
Уметь:
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
определять средние значения результатов измерений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств.
Содержание учебного предмета, курса
Повторение курса математики 6 класса (3 часа).
Выражения, тождества, уравнения (23ч )
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Функции(10ч) Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Основная цель - ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
4. Степень с натуральным показателем (11 часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.
Основная цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
5. Многочлены (17 часов)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
6. Формулы сокращенного умножения (19 часов)
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель - выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
7. Системы линейных уравнений (16 часов)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель - ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
8. Повторение (6 часов)
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.
Тематическое планирование
по алгебре на 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Повторение курса математики 6 класса (3 часа) | 3 | | |
-
| Повторение «Вычисление значений выражений» | 1 | 04.09. | |
-
| Повторение темы «Положительные и отрицательные числа » | 1 | 06.09. | |
-
| Входная контрольная работа. | 1 | 07.09. | |
| Глава I. Выражения, тождества, уравнения | 23 | | |
-
| Числовые выражения | 1 | 11.09 | |
-
| Числовые выражения | 1 | 13.09 | |
-
| Числовые выражения | 1 | 14.09 | |
-
| Выражения с переменными | 1 | 18.09 | |
-
| Выражения с переменными | 1 | 20.09. | |
-
| Сравнение значений выражений | 1 | 21.09. | |
-
| Сравнение значений выражений | 1 | 25.09. | |
-
| Свойства действий над числами | 1 | 27.09 | |
-
| Свойства действий над числами | 1 | 28.09 | |
-
| Тождества. Тождественные преобразования выражений | 1 | 02.10 | |
-
| Тождества. Тождественные преобразования выражений | 1 | 04.10 | |
-
| Контрольная работа №1 по теме «Числовые выражения. Выражения с переменными» | 1 | 05.10 | |
-
| Уравнение и его корни | 1 | 09.10 | |
-
| Линейное уравнение с одной переменной | 1 | 11.10 | |
-
| Линейное уравнение с одной переменной | 1 | 12.10 | |
-
| Решение задач с помощью уравнений | 1 | 16.10 | |
-
| Решение задач с помощью уравнений | 1 | 18.10 | |
-
| Решение задач с помощью уравнений | 1 | 19.10 | |
-
| Среднее арифметическое, размах, мода | 1 | 23.10 | |
-
| Среднее арифметическое размах, мода | 1 | 25.10 | |
-
| Медиана как статистическая характеристика | 1 | 26.10 | |
-
| Решение задач по теме «Статистические характеристики» | 1 | | |
-
| Контрольная работа №2 «Уравнения. Статистические характеристики» | 1 | | |
| Глава II Функции (10 часов) | 10 | | |
-
| Что такое функция | 1 | | |
-
| Вычисление значений функции по формуле | 1 | | |
-
| График функции | 1 | | |
-
| График функции | 1 | | |
-
| Прямая пропорциональность и её график | 1 | | |
-
| Прямая пропорциональность и её график | 1 | | |
-
| Линейная функция и её график | 1 | | |
-
| Линейная функция и её график | 1 | | |
-
| Линейная функция и её график | 1 | | |
-
| Контрольная работа №3 по теме «Функции» | 1 | | |
| Глава III. Степень с натуральным показателем (11 часов) | 11 | | |
-
| Определение степени с натуральным показателем | 1 | | |
-
| Умножение и деление степеней | 1 | | |
-
| Умножение и деление степеней | 1 | | |
-
| Возведение в степень произведения и степени | 1 | | |
-
| Возведение в степень произведения и степени | 1 | | |
-
| Одночлен и его стандартный вид | 1 | | |
-
| Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | | |
-
| Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | 1 | | |
-
| Функции y = x ² и y = x ³ и их графики | 1 | | |
-
| Функции y = x ² и y = x ³ и их графики | 1 | | |
-
| Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем» | 1 | | |
| Глава IV. Многочлены (17 часов) | 17 | | |
-
| Многочлен и его стандартный вид | 1 | | |
-
| Сложение и вычитание многочленов | 1 | | |
-
| Сложение и вычитание многочленов | 1 | | |
-
| Умножение одночлена на многочлен | 1 | | |
-
| Умножение одночлена на многочлен | 1 | | |
-
| Умножение одночлена на многочлен | 1 | | |
-
| Вынесение общего множителя за скобки | 1 | | |
-
| Вынесение общего множителя за скобки | 1 | | |
-
| Вынесение общего множителя за скобки | 1 | | |
-
| Контрольная работа №5 по теме «Многочлены. Произведение одночлена на многочлен» | 1 | | |
-
| Умножение многочлена на многочлен | 1 | | |
-
| Умножение многочлена на многочлен | 1 | | |
-
| Умножение многочлена на многочлен | 1 | | |
-
| Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | | |
-
| Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | | |
-
| Разложение многочлена на множители способом группировки | 1 | | |
-
| Контрольная работа №6 по теме «Произведение многочленов» | 1 | | |
| ГлаваV. Формулы сокращённого умножения (19 часов) | 19 | | |
-
| Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | 1 | | |
-
| Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | 1 | | |
-
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | | |
-
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | | |
-
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 1 | | |
-
| Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | | |
-
| Умножение разности двух выражений на их сумму | 1 | | |
-
| Разложение разности квадратов на множители | 1 | | |
-
| Разложение разности квадратов на множители | 1 | | |
-
| Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | | |
-
| Разложение на множители суммы и разности кубов | 1 | | |
-
| Контрольная работа №7 по теме «Формулы сокращенного умножения» | 1 | | |
-
| Преобразование целого выражения в многочлен | 1 | | |
-
| Применение различных способов для разложения многочлена на множители | 1 | | |
-
| Применение различных способов для разложения многочлена на множители | 1 | | |
-
| Применение преобразований целых выражений | 1 | | |
-
| Применение преобразований целых выражений | 1 | | |
-
| Применение преобразований целых выражений | 1 | | |
-
| Контрольная работа №8 по теме «Преобразование целых выражений» | 1 | | |
| Глава VI. Системы линейных уравнений (16 часов) | 16 | | |
-
| Линейные уравнения с двумя переменными | 1 | | |
-
| График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | | |
-
| График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | | |
-
| Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | | |
-
| Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | | |
-
| Способ подстановки | 1 | | |
-
| Способ подстановки | 1 | | |
-
| Способ подстановки | 1 | | |
-
| Способ сложения | 1 | | |
-
| Способ сложения | 1 | | |
-
| Способ сложения | 1 | | |
-
| Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | |
-
| Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | |
-
| Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | |
-
| Решение систем уравнений различными способами | 1 | | |
-
| Контрольная работа №9 по теме «Решение систем линейных уравнений» | 1 | | |
| Повторение за курс 7 класса -6 часов | 6 | | |
-
| Решение линейных уравнений | 1 | | |
-
| Формулы сокращенного умножения | 1 | | |
-
| Решение систем линейных уравнений | 1 | | |
-
| Итоговый зачёт за курс 7 класса | 1 | | |
-
| Итоговая контрольная работа | 1 | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | |