Комитет по образованию администрации Бурлинского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
«Согласовано» Зам.директора по УР Головенко Е.А. _____________________ «_____»_________2017год | «Утверждаю» Директор школы Заплатникова И.К. _____________________ Приказ № « » августа 2017г. |
Рабочая программа
по алгебре для 8 А класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
учитель математики
высшей категории
Околович В.А.
Бурла
2017 г
Рабочая программа составлена на основе:
Авторской программы по алгебре к учебнику «Алгебра 8 класс», Ю.Н.Макарычев ,Н.Г.Миндюк,К.И.Нешков,С.Б.Суворова .
//Сборник программ по алгебре 7-9 классы. М.: Просвещение, 2010г составитель Т.А. Бурмистрова.//
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
1. В направлении личностного развития:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах,
в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
3. В предметном направлении:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные
и действительные числа, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями, находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема, выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием (при необходимости) справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать в формулах одну переменную через остальные;
• выполнять: основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; разложение многочленов на множители; тождественные преобразования рациональных выражений;
• решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат,
проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами, нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций.
Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
• проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
• решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
• вычислять средние значения результатов измерений;
• находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
• находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
• распознавания логически некорректных рассуждений;
• записи математических утверждений, доказательств;
• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
• решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
• решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
• сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
• понимания статистических утверждений.
В результате изучения алгебры обучающийся научится:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный
результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Обучающийся получит возможность:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа
объектов;
информации;
проблем.
узнать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
узнать значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
применять универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Содержание программы
Содержание курса алгебра
1. Рациональные дроби (23 ч.)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление дробей.
Преобразование рациональных выражений. Функция
и её график.
Цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Знать основное свойство дроби, рациональные, целые, дробные выражения; правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь. Знать и понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь, свойства обратной пропорциональности
Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия сложения и вычитания с алгебраическими дробями, сокращать дробь, выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения, выполнять преобразование рациональных выражений. Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия умножения и деления с алгебраическими дробями, возводить дробь в степень, выполнять преобразование рациональных выражений; правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции), строить график обратной пропорциональности, находить значения функции y=k/x по графику, по формуле.
2. Квадратные корни (19 ч)
Понятие об иррациональном числе. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень, приближённое значение квадратного корня. Свойства квадратных корней, преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция
и её график.
Цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие числа; выработать умение выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Знать определения квадратного корня, арифметического квадратного корня, какие числа называются рациональными, иррациональными, как обозначается множество рациональных чисел; свойства арифметического квадратного корня.
Уметь выполнять преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнения вида x2=а; находить приближенные значения квадратного корня; находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, строить график функции
и находить значения этой функции по графику или по формуле; выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня; выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
3. Квадратные уравнения (21 ч)
Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным и рациональным уравнениям.
Цель – выработать умения решать квадратные уравнения, простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
Знать, что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, теорему Виета и обратную.
Уметь решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена, решать квадратные уравнения по формуле, решать неполные квадратные уравнения, решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета, использовать теорему Виета для нахождения коэффициентов и свободного члена квадратного уравнения; решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений.
Знать какие уравнения называются дробно-рациональными, какие бывают способы решения уравнений, понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь решать дробно-рациональные уравнения, решать уравнения графическим способом, решать текстовые задачи с помощью дробно-рациональных уравнений.
4. Неравенства (20 ч)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Применение свойств неравенств к оценке значения выражения. Линейное неравенство с одной переменной. Система линейных неравенств с одной переменной.
Цель – выработать умения решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Знать определение числового неравенства с одной переменной, что называется решением неравенства с одной переменной, что значит решить неравенство, свойства числовых неравенств, понимать формулировку задачи «решить неравенство».
Уметь записывать и читать числовые промежутки, изображать их на числовой прямой, решать линейные неравенства с одной переменной, решать системы неравенств с одной переменной.
Уметь применять свойства неравенства при решении неравенств и их систем.
5. Степень с целым показателем. Элементы статистики. (11 ч)
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Запись приближенных значений. Действия над приближенными значениями.
Цель – сформировать умение выполнять действия над степенями с целыми показателями, ввести понятие стандартного вида числа.
Знать определение степени с целым и целым отрицательным показателем; свойства степени с целым показателями.
Уметь выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями; записывать числа в стандартном виде, записывать приближенные значения чисел, выполнять
действия над приближенными значениями.
Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации
6. Повторение. Решение задач (8 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 8 класса).
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Дата | Содержание | Количество часов |
По плану | Фактически |
| | | Глава I. Рациональные дроби. | 23 |
| | | § 1. Рациональные дроби и их свойства | 5 |
1/1 | | | Рациональные выражения. | 1 |
2/2 | | | Рациональные выражения. | 1 |
3/3 | | | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 1 |
4/4 | | | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 1 |
5/5 | | | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 1 |
| | | § 2. Сумма и разность дробей. | 6 |
6/1 | | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 |
7/2 | | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 |
8/3 | | | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 |
9/4 | | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 |
10/5 | | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 |
11/6 | | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 |
12/1 | | | Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание дробей" | 1 |
| | | § 3. Произведение и частное дробей. | 10 |
13/1 | | | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | 1 |
14/2 | | | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | 1 |
15/3 | | | Деление дробей. | 1 |
16/4 | | | Деление дробей. | 1 |
17/5 | | | Преобразование рациональных выражений. | 1 |
18/6 | | | Преобразование рациональных выражений. | 1 |
19/7 | | | Преобразование рациональных выражений. | 1 |
20/8 | | | Преобразование рациональных выражений. | 1 |
21/9 | | | Функция и ее график. | 1 |
22/10 | | | Функция и ее график. | 1 |
23/1 | | | Контрольная работа № 2 по теме «Преобразование рациональных выражений». | 1 |
| | | Глава II. Квадратные корни. | 19 |
| | | § 4. Действительные числа. | 2 |
24/1 | | | Рациональные числа. | 1 |
25/2 | | | Иррациональные числа. | 1 |
| | | § 5. Арифметический квадратный корень. | 5 |
26/1 | | | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | 1 |
27/2 | | | Уравнение  | 1 |
28/3 | | | Нахождение приближенных значений квадратного корня. | 1 |
29/4 | | | Функция и ее график. | 1 |
30/5 | | | Функция и ее график. | 1 |
| | | § 6. Свойства арифметического квадратного корня. | 3 |
31/1 |
| | Квадратный корень из произведения и дроби. | 1 |
32/2 | | Квадратный корень из произведения и дроби. | 1 |
33/3 | | | Квадратный корень из степени. | 1 |
34/1 | | | Контрольная работа № 3 по теме «Свойства арифметического квадратного корня». | 1 |
| | | § 7. Применение свойств арифметического квадратного корня. | 7 |
35/1 | | | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня. | 1 |
36/2 | | | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня. | 1 |
37/3 | | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 |
38/4 | | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 |
39/5 | | | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня. | 1 |
40/6 | | | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня. | 1 |
41/7 | | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 1 |
42/1 | | | Контрольная работа № 4 по теме «Применение свойств арифметического квадратного корня». | 1 |
| | | Глава III. Квадратные уравнения. | 21 |
| | | § 8. Квадратное уравнение и его корни. | 10 |
43/1 | | | Неполные квадратные уравнения. | 1 |
44/2 | | | Неполные квадратные уравнения. | 1 |
45/3 | | | Формула корней квадратного уравнения. | 1 |
46/4 | | | Формула корней квадратного уравнения. | 1 |
47/5 | | | Формула корней квадратного уравнения. | 1 |
48/6 | | | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 |
49/7 | | | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 |
50/8 | | | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 1 |
51/9 | | | Теорема Виета. | 1 |
52/10 | | | Теорема Виета. | 1 |
53/1 | | | Контрольная работа № 5 по теме «Квадратное уравнение и его корни». | 1 |
| | | § 9. Дробные рациональные уравнения. | 9 |
54/1 | | | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 |
55/2 | | | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 |
56/3 | | | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 |
57/4 | | | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 |
58/5 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 1 |
59/6 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 1 |
60/7 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 1 |
61/8 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 1 |
62/9 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 1 |
63/1 | | | Контрольная работа № 6 по теме «Решение рациональных уравнений». | 1 |
| | | Глава IV. Неравенства. | 20 |
| | | § 10. Числовые неравенства и их свойства. | 8 |
63/1 | | | Числовые неравенства. | 1 |
65/2 | | | Числовые неравенства. | 1 |
66/3 | | | Свойства числовых неравенств. | 1 |
67/4 | | | Свойства числовых неравенств. | 1 |
68/5 | | | Сложение и умножение числовых неравенств. | 1 |
69/6 | | | Сложение и умножение числовых неравенств. | 1 |
70/7 | | | Погрешность и точность приближения. | 1 |
71/8 | | | Погрешность и точность приближения. | 1 |
72/1 | | | Контрольная работа № 7 по теме «Числовые неравенства». | 1 |
| | | § 11. Неравенства с одной переменной и их системы. | 10 |
73/1 | | | Пересечение и объединение множеств. | 1 |
74/2 | | | Пересечение и объединение множеств. | 1 |
75/3 | | | Числовые промежутки. | 1 |
76/4 | | | Числовые промежутки. | 1 |
77/5 | | | Решение неравенств с одной переменной. | 1 |
78/6 | | | Решение неравенств с одной переменной. | 1 |
79/7 | | | Решение неравенств с одной переменной. | 1 |
80/8 | | | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 |
81/9 | | | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 |
82/10 | | | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 |
83/1 | | | Контрольная работа № 8 по теме «Решение неравенств». | 1 |
| | | Глава V. Степень с целым показателем. Элементы статистики. | 11 |
| | | § 12. Степень с целым показателем и ее свойства. | 6 |
84/1 | | | Определение степени с целым отрицательным показателем. | 1 |
85/2 | | | Определение степени с целым отрицательным показателем. | 1 |
86/3 | | | Свойства степени с целым показателем. | 1 |
87/4 | | | Свойства степени с целым показателем. | 1 |
88/5 | | | Стандартный вид числа. | 1 |
89/6 | | | Стандартный вид числа. | 1 |
90/1 | | | Контрольная работа № 9 по теме «Степень с целым показателем и ее свойства». | 1 |
| | | § 13. Элементы статистики. | 4 |
91/1 | | | Сбор и группировка статистических данных. | 1 |
92/2 | | | Сбор и группировка статистических данных. | 1 |
93/3 | | | Наглядное представление статистической информации. | 1 |
94/4 | | | Наглядное представление статистической информации. | 1 |
| | | Повторение | 8 |
95/1 | | | Квадратные корни и квадратные уравнения | 1 |
96/2 | | | Неравенства | 1 |
97/3 | | | Итоговая контрольная работа | 1 |
98/4 | | | Итоговая контрольная работа. | 1 |
99/5 | | | Преобразование рациональных выражений | 1 |
100/6 | | | Функции , и их графики | 1 |
101/7 | | | Системы неравенств | 1 |
102/8 | | | Решение текстовых задач | 1 |
График контрольных работ по алгебре
№ п/п | Дата |
Тема |
Кол-во часов |
По плану | Фактически |
1 | | | Контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание дробей" | 1 |
2 | | | Контрольная работа № 2 по теме «Преобразование рациональных выражений». | 1 |
3 | | | Контрольная работа № 3 по теме «Свойства арифметического квадратного корня». |
1 |
4 | | | Контрольная работа № 4 по теме «Применение свойств арифметического квадратного корня». | 1 |
5 | | | Контрольная работа № 5 по теме «Квадратное уравнение и его корни». | 1 |
6 | | | Контрольная работа № 6 по теме «Решение рациональных уравнений». |
1 |
7 | | | Контрольная работа № 7 по теме «Числовые неравенства». | 1 |
8 | | | Контрольная работа № 8 по теме «Решение неравенств». | 1 |
9 | | | Контрольная работа № 9 по теме «Степень с целым показателем и ее свойства». |
1 |
10 | | | Итоговая контрольная работа. | 2 |
Лист корректировки Рабочей программы
№ урока | Дата проведения по плану | Дата проведения фактич. | Причина внесения изменений* | Корректирующие мероприятия | Подпись внёсшего изменения | Подпись зам. директора по УВР |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
*Указываются конкретные обоснования