Пояснительная записка
к рабочей программе алгебра 9 класс.
Рабочая программа по алгебре составлена на основе федерального образовательного стандарта 2004 года и Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра. 7-9 кл./ Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва, «Просвещение» 2009 г
Рабочая программа опирается на УМК:
- Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Составители:.Макарычев Ю. Н. и др., 2009.
- Дидактические материалы по алгебре.9 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 2008
Цели:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи:
Развитие:
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Математической речи;
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
Внимания; памяти;
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры по учебнику Макарычева Ю. Н. и др. «Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений», 2012. В программу включены все рекомендуемые темы для 9 класса.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа: 3 часа в неделю.
В течение года планируется провести 8 контрольных работ.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления моделей с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Содержание материала
1. Повторение курса 8 класса (3 ч)
2. Квадратичная функция (22 ч)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, ее свойства и график. Степенная функция.
О с н о в н а я ц е л ь — расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции — функций у = ах2 + b ,
у = а (х - т)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приемы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции у = хn при четном и нечетном натуральном показателе п. Вводится понятие корня п-ой степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида √-27, √81. Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
3.Уравнения и неравенства с одной переменной. (14 ч)
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с О или ах2 + bх + с О, где а ≠ 0.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приёмами решения таких уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + c 0 или ах2 + bх + с а ≠ 0, осуществляется с опорой на введения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).
Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
4.Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 ч)
Основная цель: выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменное и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
5. Прогрессии (15 ч)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы п-го члена и суммы первых п членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель — дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых п членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
6.Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 ч)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель — ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.
При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание учащихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
7. Повторение (18 ч)
Календарно - тематическое планирование
по алгебре в 9 классе
№ урока | Содержание материала | Кол-во часов | Сроки проведения |
По плану | фактически |
| Повторение курса 8 класса | 3 | | |
-
| Квадратные корни | 1 | | |
-
| Квадратные уравнения | 1 | | |
-
| Дробно-рациональные уравнения. Входящий контрольный срез | 1 | | |
| Глава I. Квадратичная функция | 22 | | |
| Функции и их свойства | 5 | | |
-
| Функция. Область определения и область значений. | 1 | | |
-
| Нахождение области определения и области значений функции. | 1 | | |
-
| Свойства функций. Графики функций и их свойства. | 1 | | |
-
| Возрастание и убывание функции. Промежутки знакопостоянства. | 1 | | |
-
| Свойства функций. Тест | 1 | | |
| Квадратный трёхчлен и его корни. | 5 | | |
-
| Квадратный трёхчлен и его корни | 1 | | |
-
| Выделение квадрата двучлена из квадратного трёхчлена. | 1 | | |
-
| Разложение квадратного трёхчлена на множители. | 1 | | |
-
| Использование формулы разложения квадратного трёхчлена на множители при сокращении дробей. | 1 | | |
-
| Контрольная работа № 1 «Функции и их свойства. Квадратный трёхчлен и его корни». | 1 | | |
| Квадратичная функция и её график. | 8 | | |
-
| Функция у=ах2, её свойства и график. | 1 | | |
-
| Построение графика функции у=ах2 | 1 | | |
-
| Графики функций у=ах2+n и у=a(х-m)2 | 1 | | |
-
| Построение графиков функций у=ах2+n , у=a(х-m)2 и у= а(х-m)2+n. | 1 | | |
-
| Практикум по теме «Построение графиков функций у=ах2+n , у=a(х-m)2 и у= а(х-m)2+n». | 1 | | |
-
| Построение графика квадратичной функции. Формулы для нахождения вершины параболы. | 1 | | |
-
| Практикум по теме «Построение графика квадратичной функции» | 1 | | |
-
| Построение графика квадратичной функции. Самостоятельная работа | 1 | | |
| Степенная функция. Корень n-й степени. | 4 | | |
-
| Функция у=хn | 1 | | |
-
| Определение корня n-ой степени и его свойства. | 1 | | |
-
| Практикум по теме «Определение корня n-ой степени и его свойства» | 1 | | |
-
| Контрольная работа № 2 по теме «Квадратичная функция. Степенная функция. Корень n-й степени ». | 1 | | |
| Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной» | 14 | | |
| Уравнения с одной переменной | 8 | | |
-
| Целое уравнение и его корни. | 1 | | |
-
| Решение уравнений различными способами. | 1 | | |
-
| Решение уравнений способом разложения на множители | 1 | | |
-
| Решение уравнений способом замены переменной | 1 | | |
-
| Уравнения, приводимые к квадратным. уравнениям. | 1 | | |
-
| Биквадратные уравнения. | 1 | | |
-
| Дробные рациональные уравнения. | 1 | | |
-
| Дробные рациональные уравнения. Тест | 1 | | |
| Неравенства с одной переменной | 6 | | |
-
| Решение неравенств второй степени, используя график квадратичной функции. | 1 | | |
-
| Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | | |
-
| Решение неравенств методом интервалов. | 1 | | |
-
| Практикум по теме «Решение неравенств методом интервалов». | 1 | | |
-
| Решение неравенств методом интервалов. Самостоятельная работа. | 1 | | |
-
| Контрольная работа № 3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 | | |
| Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | | |
| Уравнения с двумя переменными и их системы. | 12 | | |
-
| Уравнение с двумя переменными и его график. | 1 | | |
-
| Решение систем уравнений графическим способом. Основные понятия. | 1 | | |
-
| Решение систем уравнений графическим способом. | 1 | | |
-
| Решение систем уравнений второй степени. | 1 | | |
-
| Практикум по теме «Решение систем уравнений второй степени». | 1 | | |
-
| Применение различных способов к решению систем уравнений второй степени. Самостоятельная работа | 1 | | |
-
| Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | | |
-
| Практикум по теме «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени». | 1 | | |
-
| Решение геометрических задач при помощи систем уравнений второй степени. | 1 | | |
-
| Решение задач на работу при помощи систем уравнений второй степени. | 1 | | |
-
| Решение задач на движение при помощи систем уравнений второй степени. | 1 | | |
-
| Решение задач на смеси и сплавы помощи систем уравнений второй степени. | 1 | | |
| Неравенства с двумя переменными и их системы. | 5 | | |
-
| Неравенства с двумя переменными. Основные понятия. | 1 | | |
-
| Неравенства с двумя переменными. | 1 | | |
-
| Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | | |
-
| Практикум по теме «Системы неравенств с двумя переменными». | 1 | | |
-
| Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными». | 1 | | |
| Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | | |
| Арифметическая прогрессия | 8 | | |
-
| Последовательности. | 1 | | |
-
| Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена. | 1 | | |
-
| Нахождение n-го члена арифметической прогрессии по формуле | 1 | | |
-
| Практикум по теме «Нахождение n-го члена арифметической прогрессии по формуле». | 1 | | |
-
| Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии. | 1 | | |
-
| Нахождение суммы n первых членов арифметической прогрессии. Тест. | 1 | | |
-
| Обобщающий урок по теме «Арифметическая прогрессия». | 1 | | |
-
| Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия» | 1 | | |
| Геометрическая прогрессия | 7 | | |
-
| Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии | 1 | | |
-
| Нахождение n-го члена геометрической прогрессии по формуле | 1 | | |
-
| Практикум по теме «Нахождение n-го члена геометрической прогрессии по формуле». | 1 | | |
-
| Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии. | 1 | | |
-
| Нахождение суммы n первых членов геометрической прогрессии. Тест | 1 | | |
-
| Обобщающий урок по теме «Геометрическая прогрессия» | 1 | | |
-
| Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия». | 1 | | |
| Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | | |
| Элементы комбинаторики | 9 | | |
-
| Примеры комбинаторных задач. | 1 | | |
-
| Решение комбинаторных задач. | 1 | | |
-
| Перестановки. | 1 | | |
-
| Решение задач на перестановки. | 1 | | |
-
| Размещения. | 1 | | |
-
| Решение задач на размещения. | 1 | | |
-
| Сочетания. | 1 | | |
-
| Решение задач на сочетания. | 1 | | |
-
| Решение задач. Самостоятельная работа. | 1 | | |
| Начальные сведения из теории вероятностей. | 4 | | |
-
| Относительна частота случайного события. | 1 | | |
-
| Вероятность события. | 1 | | |
-
| Решение задач по теме «Начальные сведения из теории вероятностей» | 1 | | |
-
| Контрольная работа № 7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». | 1 | | |
| Итоговое повторение | 18 | | |
-
| Преобразование выражений, содержащих степени с целым показателем и квадратные корни. | 1 | | |
-
| Решение целых и дробно-рациональных уравнений. | 1 | | |
-
| Графическое решение уравнений. Тест. | 1 | | |
-
| Решение систем уравнений способами подстановки и сложения. | 1 | | |
-
| Решение квадратных неравенств и их систем. | 1 | | |
-
| Решение задач составлением уравнения. | 1 | | |
-
| Решение задач составлением системы уравнений | 1 | | |
-
| Арифметическая и геометрическая прогрессии | 1 | | |
-
| Применение уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии | 1 | | |
-
| Построение графиков изученных функций. | 1 | | |
-
| Построение графиков изученных функций | 1 | | |
-
| Итоговая контрольная работа (№8) | 1 | | |
-
| Итоговая контрольная работа (№8) | 1 | | |
-
| Составление уравнения прямых и парабол по заданным условиям. | 1 | | |
-
| Составление уравнения прямых и парабол по заданным условиям. | 1 | | |
-
| Решение задач на движение | 1 | | |
-
| Решение задач на работу | 1 | | |
-
| Решение задач на смеси и сплавы | 1 | | |
Контрольная работа №1 по алгебре в 9 классе
по теме «Функции и их свойства, квадратный трехчлен»
Вариант 1
• 1. Дана функция f (х) = 17х - 51. При каких значениях аргумента f (х) =0, f (х) , f (х) 0? Является ли эта функция возрастающей или убывающей?
• 2. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х2 - 14х + 45; б) 3у2 + 7у - 6.
• 3. Сократите дробь
.

Рис.1
4. Область определения функции g (рис. 1) отрезок [-2; 6]. Найдите нули функции, промежутки возрастания и убывания, область значений функции.
5. Сумма положительных чисел а и b равна 50. При каких значениях а и b их произведение будет наибольшим?
Контрольная работа №1 по алгебре в 9 классе
по теме «Функции и их свойства, квадратный трехчлен»
Вариант 2
• 1. Дана функция g(х) = -13х + 65. При каких значениях аргумента g(х) = 0, g (х) g (х) 0? Является ли эта функция возрастающей или убывающей?
• 2. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х2 - 10х + 21; б) 5у2 + 9у - 2.
• 3. Сократите дробь
.

Рис. 2
Область определения функции f (рис. 2) отрезок [-5; 4]. Найдите нули функции, промежутки возрастания и убывания, область значений функции.
5
Рис. 2
. Сумма положительных чисел
с и
d равна 70. При каких значениях
с и
d их произведение будет наибольшим?
Контрольная работа №2 по алгебре
по теме «Квадратичная функция и ее график»
Вариант 1
1. Постройте график функции у = х2 - 6х + 5.
Найдите с помощью графика:
а) значение у при х = 0,5;
б) значения х, при которых у = -1;
в) нули функции; промежутки, в которых у 0 и в которых у
г) промежуток, на котором функция возрастает.
2. Найдите наименьшее значение функции у = х2 - 8х + 7.
3. Найдите область значений функции у = х2 - 6х - 13, где x
[-2; 7].
4. Не выполняя построения, определите, пересекаются ли парабола у =
х2 и прямая у = 5х -16. Если точки пересечения существуют, то найдите их координаты.
5. Найдите значение выражения
.
Контрольная работа №2 по алгебре
по теме «Квадратичная функция и ее график»
Вариант 2
Постройте график функции у = х2 - 8х + 13.
Найдите с помощью графика:
а) значение у при х = 1,5; б) значения х, при которых у = 2;
в) нули функции; промежутки, в которых у 0 и в которых y
г) промежуток, в котором функция убывает.
2. Найдите наибольшее значение функции у = -х2 + 6х – 4.
3. Найдите область значений функции у = x2 - 4х - 7, где х
[-1; 5].
4. Не выполняя построения, определите, пересекаются ли парабола у =
х2 и прямая у =20-3х. Если точки пересечения существуют, то найдите их координаты.
5. Найдите значение выражения
.
Контрольная работа №3 по алгебре в 9 классе
по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»
Вариант 1
• 1. Решите уравнение: а) х3 - 81х = 0; б)
.
•2. Решите неравенство: а) 2х2 - 13х + 6 х2 9.
• 3. Решите неравенство методом интервалов:
а) (х + 8) (х - 4) (х - 7) 0; б)
• 4. Решите биквадратное уравнение х4 - 19х2 + 48 = 0.
5. При каких значениях т уравнение 3х2 + тх + 3 = 0 имеет два корня?
6. Найдите область определения функции
.
7. Найдите координаты точек пересечения графиков функций у =
и
y = x2 - 3x+1.

Контрольная работа №3 по алгебре в 9 классе
по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»
Вариант 2
• 1. Решите уравнение: а) x3 - 25x = 0; б)
.
• 2. Решите неравенство: а) 2х2 - х - 15 0; б) х2
•3. Решите неравенство методом интервалов:
а) (х + 11) (х + 2) (х - 9) 0.
• 4. Решите биквадратное уравнение х4 - 4х2 - 45 = 0.
5. При каких значениях п уравнение 2х2 + пх + 8 = 0 не имеет корней?
6. Найдите область определения функции 
7. Найдите координаты точек пересечения графиков функций y =
и
y =
.
Контрольная работа №4 по алгебре в 9 классе
по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
Вариант 1
• 1. Решите систему уравнений: 2x + y = 7, х2 - у = 1. | • 2. Периметр прямоугольника равен 28 м, а его площадь равна 40 м2. Найдите стороны прямоугольника. |
•3. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств: х 2 + у2 9, y x + 1. | 4. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения параболы у = х2 + 4 и прямой х + у = 6. |
5. Решите систему уравнений:
2
y - х = 7,
х2 – ху - у2= 20.
Вариант 2
• 1. Решите систему уравнений x - 3y = 2, xy + y = 6. | • 2. Одна из сторон прямоугольника на 2 см больше другой стороны. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 120 см2. |
•3. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств: x 2 +у2 16, х + у -2. | 4. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности х2 + у2 = 10 и прямой х + 2у = 5. |
5. Решите систему уравнений:
y
- 3x = l,
х2 - 2ху + у2 = 9.
Контрольная работа №5 по алгебре в 9 классе
по теме «Арифметическая прогрессия»
Вариант 1
• 1. Найдите двадцать третий член арифметической прогрессии (аn), если а1 = -15 и d = 3.
• 2. Найдите сумму шестнадцати первых членов арифметической прогрессии: 8; 4; 0; ....
3. Найдите сумму шестидесяти первых членов последовательности (bn), заданной формулой bn = 3п - 1.
4. Является ли число 54,5 членом арифметической прогрессии (аn), в которой а1 = 25,5 и а9 = 5,5?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 3 и не превосходящих 100.
Вариант 2
• 1. Найдите восемнадцатый член арифметической прогрессии (аn),, если
а1 = 70 и d = -3.
• 2. Найдите сумму двадцати первых членов арифметической прогрессии:
-21; -18; -15; ....
3. Найдите сумму сорока первых членов последовательности (bn), заданной формулой bn = 4п - 2.
4. Является ли число 30,4 членом арифметической прогрессии (аn), в которой
а1 = 11,6 и а15 = 17,2?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 7 и не превосходящих 150.
Контрольная работа №6 по алгебре в 9 классе
по теме «Геометрическая прогрессия»
Вариант 1
• 1. Найдите седьмой член геометрической прогрессии (bn), если b1 = -32 и q =.
• 2. Первый член геометрической прогрессии (bn), равен 2, а знаменатель равен 3. Найдите сумму шести первых членов это прогрессии.
3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: 24; -12; 6; ....
4. Найдите сумму девяти первых членов геометрической прогрессии (bn), с положительными членами, зная, что b2 = 0,04 и b4 = 0,16.
5. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь: а) 0,(27); б) 0,5(6).
Вариант 2
• 1. Найдите шестой член геометрической прогрессии (bn), если b1 = 0,81 и
q = - .
• 2. Первый член геометрической прогрессии (bn), равен 6, а знаменатель равен 2. Найдите сумму семи первых членов это прогрессии.
3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: -40; 20; -10; ... .
4. Найдите сумму восьми первых членов геометрической прогрессии (bn), с положительными членами, зная, что b2 = 1,2 и b4 = 4,8.
5. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь: а) 0,(153); б) 0,3(2).
Контрольная работа №7 по алгебре в 9 классе
по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятности»
Вариант 1
• 1. Сколькими способами могут разместиться 5 человек в салоне автобуса на пяти свободных местах.
• 2. Сколько трехзначных чисел, в которых нет одинаковых цифр, можно составить из цифр 1, 2, 5, 7, 9?
• 3. Победителю конкурса книголюбов разрешается выбрать две книги из 10 различных книг. Сколькими способами он может осуществить этот выбор?
• 4. В доме 90 квартир, которые распределяются по жребию. Какова вероятность того, что жильцу не достанется квартира на первом этаже, если таких квартир 6?
5. Из 8 мальчиков и 5 девочек надо выделить для работы на пришкольном участке 3 мальчиков и 2 девочек. Сколькими способами это можно сделать?
6. На четырех карточках записаны цифры 1, 3, 5, 7. Карточки перевернули и перемешали. Затем наугад последовательно положили эти карточки в ряд одну за другой и открыли. Какова вероятность того, что в результате получится число 3157?
Вариант 2
• 1. Сколько шестизначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 5, 7, 9 без повторений цифр?
• 2. Из 8 учащихся класса, успешно выступивших на школьной олимпиаде, надо выбрать двух для участия в городской олимпиаде. Сколькими способами можно сделать этот выбор?
• 3. Из 15 туристов надо выбрать дежурного и его помощника. Какими способами это можно сделать?
• 4. Из 30 книг, стоящих на полке, 5 учебников, а остальные художественные произведения. Наугад берут с полки одну книгу. Какова вероятность того, что она не окажется учебником?
5. Из 9 книг и 6 журналов надо выбрать 2 книги и 3 журнала. Сколькими способами можно сделать этот выбор?
6. На пяти карточках написаны буквы а, в, и, л, с. Карточки перевернули и перемешали. Затем наугад последовательно эти карточки положили в ряд и открыли. Какова вероятность того, что в результате получится слово "слива"?
Итоговая контрольная работа по алгебре в 9 классе
Вариант 1
• 1. Упростите выражение: .
• 2. Решите систему уравнений: x - у = 6, ху = 16. | • 3. Решите неравенство: 5х - 1,5 (2х + 3) х + 1,5. |
•4. Представьте выражение в виде степени с основанием а.
5. Постройте график функции у = х2 - 4. Укажите, при каких значениях х функция принимает положительные значения.
6. В фермерском хозяйстве под гречиху было отведено два участка. С первого участка собрали 105 ц гречихи, а со второго, площадь которого на 3 га больше, собрали 152 ц. Найдите площадь каждого участка, если известно, что урожайность гречихи на первом участке была на 2 ц с 1 га больше, чем на втором.
Вариант 2
• 1. Упростите выражение: .
•2. Решите систему уравнений: x - у = 2, ху = 15. | • 3. Решите неравенство: 2х - 4,5 6х - 0,5 (4х - 3). |
•4. Представьте выражение в виде степени с основанием у.
5. Постройте график функции у = -х2 + 1. Укажите, при каких значениях х функция принимает отрицательные значения.
6. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 45 км, выехал велосипедист. Через 30 мин вслед за ним выехал второй велосипедист, который прибыл в пункт B на 15 мин раньше первого. Какова скорость первого велосипедиста, если она на 3 км/ч меньше скорости второго?
Список литертуры.
1. Программа для общеобразовательных учреждений: Алгебра. 7-9 кл.”/ Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва, «Просвещение» 2009 г
2. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Составители:.Макарычев Ю. Н, 2009.
3. «Алгебра. Контрольные работы 7-9» - М. Просвещение, 2008. Авторы: Л. В. Кузнецова, С.С. Минаев, Л. О. Рослова
4. Дидактические материалы по алгебре.9 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 2008
5. Тесты «Алгебра 7-9» под редакцией Алтынова П.И. 2004 г.
6. «Тесты для промежуточной аттестации» -Легион. Ростов-на-Дону 2013 г. под редакцией Ф. Ф. Лысенко.
7. Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, под редакцией С.А. Теляковского.
8. Подготовка к ГИА под редакцией Семеновой А.Л.