СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по астрономии разработана  для классов очно-заочной системы обучения  с зачётной системой занятий.Программа для 12 классарассчитана на 35часов на учебный год.Учебник Б.А. Воронцова-Вильяминова, Е.К.Страута.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32»

Копейского городского округа

(структурное подразделение)




Рабочая программа



Предмет астрономия

Образовательная область естествознание

Форма обучения очно-заочная

Класс 12

Учитель Талипов Рашит Рафикович







Количество часов по учебному плану – 1час

Количество часов по учебному плану на 2017-2018 учебный год - 35часов
























Содержание рабочей программы



1. Пояснительная записка ……………………………………………

2. Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………

3. Содержание учебного предмета , курса …………………………………

4. Календарно-тематическое планирование ………………………………

5.Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся …………………

6. Характеристика контрольно-измерительных материалов………………………………………………………………













































1.Пояснительная записка

Нормативная база Рабочая программа по «Астрономия» составлена на основании следующих нормативных правовых документов:

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ9(ред. 19.12.2016))

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529. от 26.01.2016 г. №38, от 21.04.21016 г. № 459, от 29.12.2016 г. № 1677).

3. . Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81)

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. №729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987)

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки Росии от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08.2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 10.11.2011 г. № 2643, от 24.01.2012 г. № 39, от 31.01.2012 г.№ 69, от 23.06.2015 г. № 609)

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 г. № 581 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.20114 г. № 253»

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. №1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 г. № 31206)

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2016 г. № 1525 (Министерства юстиции Российской Федерации № 274) «Об утверждении порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы» (Зарегистрирован Минюстом России 15.12.2016 г. № 44775)

Региональный уровень

1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543. 2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. №01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»

2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. №01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».

4. Приказ Главного управления образования и науки Челябинской области от 27.07.2003г. № 05-2229 «О базисном учебном плане вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2003-2004 учебный год».

5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 06.06.2017 г. № 1213/5227 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2017-2018 учебном году».

6. Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.



Школьный уровень:

1. Образовательная программа среднего общего образования (очно-заочная форма обучения) муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32 Копейского городского округа (структурное подразделение). Срок реализации 2014-2019 г. (приказ от 30.08.2014 г. №293-ОД).

2. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ № 32 Копейского городского округа.


Рабочая программа предназначена для учителей, работающих в классах очно-заочной системы обучения по учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута.

Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.

Программа составлена в соответствии с изменениями в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования.

Учебник    Астрономия 11 класс,  БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2017г.

Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год.


Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам,

в первую очередь по физике. Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.

Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.

Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:

— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

— формирование научного мировоззрения;

— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Изучение курса рассчитано на 35 часов Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.




2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ)


Учащиеся должны:

1. Знать, понимать

- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

- смысл физического закона Хаббла;

- основные этапы освоения космического пространства;

- гипотезы происхождения Солнечной системы;

- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;


  1. Уметь


- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.




3. Содержание учебного предмета.


СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ 12 классе (35 ч, 1 ч в неделю)

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.  А.  Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

( Звездочкой помечен материал, который содержится только в электронной форме учебника)

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера.

Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характерис тики и их взаимосвязь. Годичный параллакс

и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет

и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и неста цио нарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.



Примерный перечень наблюдений


Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. 2. Движение Луны и смена ее фаз.


Наблюдения в телескоп 1. Рельеф Луны. 2. Фазы Венеры. 3. Марс. 4. Юпитер и его спутники. 5. Сатурн, его кольца и спутники. 6. Солнечные пятна (на экране). 7. Двойные звезды. 8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады). 9. Большая туманность Ориона. 10. Туманность Андромеды.

















п/п

Зачётный раздел

Кол -во

часов (нагрузка)

ауди торная

внеаудиторная


1

Зачётный раздел№1 « Практические основы астрономии»

7

0

2

Зачётный раздел№2 « Строение и природа тел Солнечной системы»

а) « Строение Солнечной системы»


б) « Природа тел Солнечной системы»

14

7

7

0

0

0

3

Зачётный раздел№3 « Солнце и звезды »

8

0

4

Зачётный раздел №4 «Строение и эволюция Вселенной»

6

0


Итого

35

0





























4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Вид контроля

Обязательный минимум содержания образования

Дата


план

факт

Зачётный раздел№1 « Практические основы астрономии» ( 7ч.)

1/1

Предмет астрономии. Наблюдения — основа астрономии.









Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии. Что такое созвездие, основные созвездия. Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Мнемо- нические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы. Виды телескопов и их характеристики.




2/2

Звездное небо. Изменение вида звездного неба в течение суток

Практическая работа №1 «Изучение видимого звездного неба»

Пр/ раб

Небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил. Определение понятия «звездная величина». Введение понятия «созвездие».




3/3

Изменение вида звездного неба в течение года

Практическая работа №2 «Определение экваториальных (горизонтальных) координат светил звездного неба»

Пр/ раб

Экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба



4/4

Способы определения географической. Широты. Видимое движение звезд на различных географических широтах







Высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой.




5/5

Основы измерения времени.

Годичное движение Солнца. Эклиптика






Связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении. Введение














понятий «дни равноденствия» и «дни солнцестояния», анализ астрономического смысла дней равноденствия и солнцестояния. Введение понятия «эклиптика». Исследование движени Солнца в течение года на фоне созвездий с использованием подвижной карты. Обсуждение продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности в течение года.



6/6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.











Анализ модели взаимодействия Земли и Луны. Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунно го затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли. Введение понятий «местное время», «поясное вре мя», «зимнее время» и «летнее время». Бытовое и научное понятие «местное время». Летоисчисление в древности. Использование продолжительных периодических процессов для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Старый и новый стили. Современный календарь.




7\7

Зачёт № 1 "Введение в астрономию. Практические основы астрономии "

Зачёт




Способы определения географической. Основы измерения времени.

Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунного затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли




Зачётный раздел№2 « Строение и природа тел Солнечной системы» (14ч)

« Строение Солнечной системы» (7ч)

8/1

Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе






Петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет. Астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения. Проблемы принятия гелиоцентрической системы мира. Преимущества и недостатки системы мира Коперника. Границы применимости гелиоцентрической системы мира.




9/2

Законы Кеплера — законы движения небесных тел




Три закона Кеплера .Эмпирический характер научного исследования Кеплера. Эллипс, его свойства. Эллиптические орбиты небесных тел. Формулировка законов Кеплера. Значение и границы применимости законов Кеплера.




10/3

Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. Конфигурации планет. Синодический период.











Закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона.Условия видимости планет при различных конфигурациях. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Аналитическая связь между синодическим и и сидерическим периодами для внешних и внутренних планет



11/4

Практическая работа №3 «Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел»

Пр/ раб

Определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы. Определение расстояний до планет Солнечной системы с использованием справочных материалов. Определение положения планет Солнечной системы с использованием данных «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год. Графическое представление положения планет Солнечной системы .



12/5





Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной

системе.






Общая характеристика орбит и космических скоростей искусственных спутников Земли. История освоения космоса. Достижения СССР и России в космических исследованиях. История исследования Луны. Запуск космических аппаратов к Луне. Современный этап освоения межпланетного пространства космическими аппаратами.



13/6


Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение


Требования к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы. Общие сведения о существующих гипотезах происхождения Сол- нечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы.




14/7

Контрольная работа №1 «Строение Солнечной системы»

Кр/р

Строение Солнечной системы. Границы применимости гелиоцентрической системы мира. Эллипс, его свойства. Эллиптические орбиты небесных тел. Формулировка законов Кеплера. Значение и границы применимости законов Кеплера.




Природа тел Солнечной системы (7ч.)

15/8

Система «Земля — Луна» Природа Луны



Основные движения Земли, форма Земли. Луна - спутник Земли.

Солнечные и лунные затмения.

Физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы. Сравнительная характеристика атмосферы, астрофизических и геологических следствий различия Луны и Земли Сравнительная характеристика их рельефа , химического состава. Обоснование системы «Земля — Луна» как уникальной двойной планеты Солнечной системы.




16/9

Планеты земной группы. Две группы планет



Общая характеристики атмосферы, поверхности.. Внутригрупповая общность планет земной группы и планет-гигантов по физическим характеристикам. Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отличаются.




17/10

Планеты-гиганты,их спутники и кольца.


Общая характеристика, особенности строения, спутников.Спутники планет-гигантов и их особенности. Происхождение спутников и их колец.Кольца планет-гигантов и их особенности.




18/11

Астероиды и метеориты






Закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс

астероидов,движение астероидов, физические характеристики астероидов,

метеориты.

.



19/12



Метеоры, болиды, кометы.





Открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет. Метеоры и болиды, метеорные потоки. Определение явлений, наблюдаемых при движении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли. Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков. Особенности явления болида и характеристики метеоритов. Геологические следы столкновения Земли с метеоритами




20/13

Контрольная работа№2

«Природа тел Солнечной системы»

Кр/р

Физическая природа тел Солнечной системы. Определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы



21/14

Зачёт №2 « Строение и природа тел Солнечной системы»

Зачёт

Синодический и сидерический периоды обращения планет Определение положения планет Солнечной системы.. Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков.



Зачётный раздел№3 « Солнце и звезды » (8ч.)

22/1



Общие сведения о Солнце

Строение атмосферы Солнца







Вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость,

температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав

Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность.




23/2



Солнечная активность и ее влияние на Землю. Источники энергии и внутреннее строение Солнца


Формы проявления солнечной активности. Физические основы взаимодействия потока заряженных частиц с магнитным полем Земли и частицами ее атмосферы. Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические объекты на Земле. Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях. Протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца.



24/3


Солнце и жизнь Земли.

Практическая работа№4 : «Определение количества солнечной энергии, падающей на поверхности »


Пр/ раб

Перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце — Земля»



25/4


Расстояние до звезд

Пространственные скорости звезд



Определение расстояний по годичным

параллаксам,видимые и абсолютные звездные величины. Собственные движения и тангенциальные скорости звезд,

эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд.



26/5


Физическая природа звезд





Цвет, температура, спектры и химический

состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности



27/6


Связь между физическими характеристиками звезд

Практическая работа №5 «Определение параметров звезд с помощью диаграммы Герцшпрунга - Рассела»

Пр/ раб

Диаграмма «спектр—светимость», соотношение

«масса— светимость», вращение звезд различных спектральных классов



28/7

Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды


Оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд. Цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые. Основы классификации переменных и нестационарных звезд. Затменно двойные системы. Цефеиды — нестационарные звезды. Новые и сверхновые звезды. Пульсары.



39/8

Зачёт № 3

«Солнце и звезды»

Зачёт




Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические объекты на Земле. Собственные движения и тангенциальные скорости звезд,эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд.



Зачётный раздел №4 Строение и эволюция Вселенной (6 ч.)

30/1

Наша Галактика Другие галактики. Метагалактика.


Состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение. Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары. Системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной.













31/2

Происхождение и эволюция звезд. Происхождение планет


Возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд. Возраст Земли и других тел Солнечной системы. Первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет.






32/3

Зачёт №4 "Строение и эволюция Вселенной»

Зачёт


Определение расстояний по годичным

параллаксам,видимые и абсолютные звездные величины. Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик




33/4

Жизнь и разум во Вселенной


Эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций



34/5

Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Урок-конференция

Уникальность условий Земли для зарождения и развития жизни. Методы поиска планет, населенных разумной жизнью. Радиотехнические методы поиска сигналов разумных существ. Перспективы развития идей о внеземном разуме и заселении других планет.




35/6

Итоговая контрольная работа № 3

Кр/р





























5.Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся



Программа

Учебник

Методическое пособие для учителя

Пособие для учащихся

1.Примерная программа учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. Авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2013г. 2.Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018г.

1. Учебник    Астрономия 11 класс,  Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К .Страут 2017г.


1. Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2018г.

2. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г. 3. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г.

4. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г.

5. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии.

6.Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Парадоксальная Вселенная. 175 задач по астрономии. — СПб.: 1997. 7.Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 8.Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады: Задачи с решениями. — М.: МГУ, 1995.


1. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г. 2. Разведка далеких планет. - М.: Физматлит, 2013г.

3. Дидактические материалы по астрономии. Е. П. Левитан, 2002г.








Интернет-ресурсы:

  1. Программы-планетарии:

VIRTUAL SKY(www.virtualskysoft.de),ALPHA

CENTAURE (www.astrosurf.com).

Интернет-ресурсы:

а) Stellarium — бесплатная программа для просмотра звездно неба,виртуальный планетарий
б) WorldWide Telescope — программа помогающая любителям астрономии исследовать Вселенную.

  1. Адреса сайтов в интернете:



http://festival.1september.ru/- фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

http://www.astrogalaxy.ru/index.html - Астрогалактика, информационный сайт об астрономии и не только;

http://www.astrolab.ruастрономическая лаборатория в интернете;

http://www.space.rin.ru - информационный астрономический сайт.

http://class-fizika.narod.ru/astr.htm-увлекательная астрономия; http://www.openclass.ru - цифровые образовательные ресурсы. А http://www.afportal.ru/astro- астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.vokrugsveta.ru - вокруг света http://www.astroolymp.ru - Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. http:// spacegid.com - МКС онлайн. http://mks-onlain.ru - интерактивный гид в мире космоса. http://астрономия.рф - общероссийский астрономический портал.



Учебное оборудование

Глобус Земли физический

Глобус Луны

Теллурий

Карты звёздного неба(подвижная и неподвижная)

Астрономический календарь(действующая часть)

Рисунки, картины, фотографии с изображением небесных тел, космических аппаратов, космонавтов

Программа « Интерактивная модель Солнечной системы»



Дополнительная литература для учащихся:

1. Белонучкин В.  Е. Кеплер, Ньютон и все-все все…- Вып.  78. --М.: Изд-во «Наука». 2. Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. -- М.: Физматлит, 2013. 3. Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса.  -- Вып. 85. -- М.: Бюро Квантум, 1993. -- (Квант). 4.Истории астрономии. --М.: Белый город, 2002. 5. Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах: Ориентирование по небу. - М.: Наука, 1978. 6. Сурдин В. Г. Галактики. --М.: Физматлит, 2013. Сурдин В. Г.

6. Характеристика контрольно-измерительных материалов

Тексты контрольных и зачётных работ по физике взяты из следующих пособий для учителя:

1. Рымкевич А.П.

Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобраз. учреждений/ А.П. Рымкевич.- 17-е изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2013.

2. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 11 класс/ Сост. Н. И. Зорин. – 2-е изд. перераб. М.: ВАКО, 2014 г.

Марон А.Е.

3. Контрольные работы по физике: 10-11 класс: кн. Для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон.-- 3 изд.-- М.: Просвещение, 2012.

4. Парфентьева Н.А. Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 11 класс2013г.


Контрольные работы представлены в двух вариантах, примерно одинаковые по уровню сложности. В контрольной работе приводится на одну задачу больше, чем необходимо для получения высшей оценки. Наличие лишней задачи подразумевает некоторую свободу выбора у учащихся.

Оценка контрольной работы может быть выполнена следующим образом: за любые пять решенных задач ставится оценка «5», за четыре задачи – оценка «4», за три задачи – оценка «3».

В зачётные работы включены и качественные задачи, вопросы.

Также зачёты составлены в виде тестов в 2-х вариантах.

Тесты разделены на три уровня сложности А, В и С. Задания уровня В (базового) предполагают краткий ответ . В уровне С необходимо привести обоснованное решение.

Каждое задание уровня А оценивается в 1 балл, а уровня В в 2 балла, а уровня С - 3 балла.











ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценка ответов учащихся

Количественные отметки за уровень освоения курса, предмета выставляются в соответствии с закреплённой в МБОУ СШ №6 г. Димитровграда Ульяновской области бальной системой оценивания: «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.


Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.


Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.


Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».


Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.


Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.


Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4 - 5 недочётов.


Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.


Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.


Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.


Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.


Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

Оценка тестовых работ учащихся

«5» - 85% - 100%

«4» - 65% - 84%

«3» - 41% - 64%

«2» - 21% - 40%

«1» - 0% - 20%



Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  • Неумение выделять в ответе главное.

  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

  • Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  • Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  • Неумение определить показания измерительного прибора.

  • Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.



Негрубые ошибки


  • Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  • Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  • Орфографические и пунктуационные ошибки