Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32»
Копейского городского округа
(структурное подразделение)
Рабочая программа
Предмет астрономия
Образовательная область естествознание
Форма обучения очно-заочная
Класс 12
Учитель Талипов Рашит Рафикович
Количество часов по учебному плану – 1час
Количество часов по учебному плану на 2017-2018 учебный год - 35часов
Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка ……………………………………………
2. Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………
3. Содержание учебного предмета , курса …………………………………
4. Календарно-тематическое планирование ………………………………
5.Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся …………………
6. Характеристика контрольно-измерительных материалов………………………………………………………………
1.Пояснительная записка
Нормативная база Рабочая программа по «Астрономия» составлена на основании следующих нормативных правовых документов:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ9(ред. 19.12.2016))
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529. от 26.01.2016 г. №38, от 21.04.21016 г. № 459, от 29.12.2016 г. № 1677).
3. . Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81)
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. №729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987)
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки Росии от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08.2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 10.11.2011 г. № 2643, от 24.01.2012 г. № 39, от 31.01.2012 г.№ 69, от 23.06.2015 г. № 609)
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 г. № 581 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.20114 г. № 253»
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. №1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 г. № 31206)
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2016 г. № 1525 (Министерства юстиции Российской Федерации № 274) «Об утверждении порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы» (Зарегистрирован Минюстом России 15.12.2016 г. № 44775)
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543. 2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. №01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»
2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. №01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
4. Приказ Главного управления образования и науки Челябинской области от 27.07.2003г. № 05-2229 «О базисном учебном плане вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2003-2004 учебный год».
5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 06.06.2017 г. № 1213/5227 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2017-2018 учебном году».
6. Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.
Школьный уровень:
1. Образовательная программа среднего общего образования (очно-заочная форма обучения) муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 32 Копейского городского округа (структурное подразделение). Срок реализации 2014-2019 г. (приказ от 30.08.2014 г. №293-ОД).
2. Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ № 32 Копейского городского округа.
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих в классах очно-заочной системы обучения по учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута.
Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.
Программа составлена в соответствии с изменениями в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования.
Учебник Астрономия 11 класс, БА Воронцов-Вельяминов, ЕК Страут 2017г.
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам,
в первую очередь по физике. Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Изучение курса рассчитано на 35 часов Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ)
Учащиеся должны:
1. Знать, понимать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
3. Содержание учебного предмета.
СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ 12 классе (35 ч, 1 ч в неделю)
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
( Звездочкой помечен материал, который содержится только в электронной форме учебника)
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера.
Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характерис тики и их взаимосвязь. Годичный параллакс
и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет
и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и неста цио нарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени. 2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп 1. Рельеф Луны. 2. Фазы Венеры. 3. Марс. 4. Юпитер и его спутники. 5. Сатурн, его кольца и спутники. 6. Солнечные пятна (на экране). 7. Двойные звезды. 8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады). 9. Большая туманность Ориона. 10. Туманность Андромеды.
№ п/п | Зачётный раздел | Кол -во часов (нагрузка) |
ауди торная | внеаудиторная |
1 | Зачётный раздел№1 « Практические основы астрономии» | 7 | 0 |
2 | Зачётный раздел№2 « Строение и природа тел Солнечной системы» а) « Строение Солнечной системы» б) « Природа тел Солнечной системы» | 14 7 7 | 0 0 0 |
3 | Зачётный раздел№3 « Солнце и звезды » | 8 | 0 |
4 | Зачётный раздел №4 «Строение и эволюция Вселенной» | 6 | 0 |
| Итого | 35 | 0 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Вид контроля | Обязательный минимум содержания образования | Дата |
план | факт |
Зачётный раздел№1 « Практические основы астрономии» ( 7ч.) |
1/1 | Предмет астрономии. Наблюдения — основа астрономии. |
| Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии. Что такое созвездие, основные созвездия. Понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат. Мнемо- нические приемы определения угловых размеров расстояний между точками небесной сферы. Виды телескопов и их характеристики. | | |
2/2 | Звездное небо. Изменение вида звездного неба в течение суток Практическая работа №1 «Изучение видимого звездного неба» | Пр/ раб | Небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил. Определение понятия «звездная величина». Введение понятия «созвездие». | | |
3/3 | Изменение вида звездного неба в течение года Практическая работа №2 «Определение экваториальных (горизонтальных) координат светил звездного неба» | Пр/ раб | Экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба | | |
4/4 | Способы определения географической. Широты. Видимое движение звезд на различных географических широтах |
| Высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой. | | |
5/5 | Основы измерения времени. Годичное движение Солнца. Эклиптика |
| Связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении. Введение | | |
|
|
| понятий «дни равноденствия» и «дни солнцестояния», анализ астрономического смысла дней равноденствия и солнцестояния. Введение понятия «эклиптика». Исследование движени Солнца в течение года на фоне созвездий с использованием подвижной карты. Обсуждение продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности в течение года. | | |
6/6 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
| | Анализ модели взаимодействия Земли и Луны. Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунно го затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли. Введение понятий «местное время», «поясное вре мя», «зимнее время» и «летнее время». Бытовое и научное понятие «местное время». Летоисчисление в древности. Использование продолжительных периодических процессов для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Старый и новый стили. Современный календарь. | | |
7\7 | Зачёт № 1 "Введение в астрономию. Практические основы астрономии " | Зачёт
| Способы определения географической. Основы измерения времени. Сравнительная характеристика физических свойств Земли и Луны. Анализ явлений солнечного и лунного затмений, условия их наступления и наблюдения на различных широтах Земли | | |
Зачётный раздел№2 « Строение и природа тел Солнечной системы» (14ч) |
« Строение Солнечной системы» (7ч) |
8/1 | Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе |
| Петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет. Астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения. Проблемы принятия гелиоцентрической системы мира. Преимущества и недостатки системы мира Коперника. Границы применимости гелиоцентрической системы мира. | | |
9/2 | Законы Кеплера — законы движения небесных тел |
| Три закона Кеплера .Эмпирический характер научного исследования Кеплера. Эллипс, его свойства. Эллиптические орбиты небесных тел. Формулировка законов Кеплера. Значение и границы применимости законов Кеплера. | | |
10/3 | Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. Конфигурации планет. Синодический период. |
| Закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона.Условия видимости планет при различных конфигурациях. Синодический и сидерический периоды обращения планет. Аналитическая связь между синодическим и и сидерическим периодами для внешних и внутренних планет | | |
11/4 | Практическая работа №3 «Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел» | Пр/ раб | Определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы. Определение расстояний до планет Солнечной системы с использованием справочных материалов. Определение положения планет Солнечной системы с использованием данных «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год. Графическое представление положения планет Солнечной системы . | | |
12/5 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе. |
| Общая характеристика орбит и космических скоростей искусственных спутников Земли. История освоения космоса. Достижения СССР и России в космических исследованиях. История исследования Луны. Запуск космических аппаратов к Луне. Современный этап освоения межпланетного пространства космическими аппаратами. | | |
13/6 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | | Требования к научной гипотезе о происхождении Солнечной системы. Общие сведения о существующих гипотезах происхождения Сол- нечной системы. Гипотеза О. Ю. Шмидта о происхождении тел Солнечной системы. Научные подтверждения справедливости космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы. | | |
14/7 | Контрольная работа №1 «Строение Солнечной системы» | Кр/р | Строение Солнечной системы. Границы применимости гелиоцентрической системы мира. Эллипс, его свойства. Эллиптические орбиты небесных тел. Формулировка законов Кеплера. Значение и границы применимости законов Кеплера. | | |
Природа тел Солнечной системы (7ч.) |
15/8 | Система «Земля — Луна» Природа Луны | | Основные движения Земли, форма Земли. Луна - спутник Земли. Солнечные и лунные затмения. Физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы. Сравнительная характеристика атмосферы, астрофизических и геологических следствий различия Луны и Земли Сравнительная характеристика их рельефа , химического состава. Обоснование системы «Земля — Луна» как уникальной двойной планеты Солнечной системы. | | |
16/9 | Планеты земной группы. Две группы планет | | Общая характеристики атмосферы, поверхности.. Внутригрупповая общность планет земной группы и планет-гигантов по физическим характеристикам. Сходства и различия планет Солнечной системы по химическому составу, вызванные единством происхождения тел Солнечной системы. Выделение критериев, по которым планеты максимально отличаются. | | |
17/10 | Планеты-гиганты,их спутники и кольца. | | Общая характеристика, особенности строения, спутников.Спутники планет-гигантов и их особенности. Происхождение спутников и их колец.Кольца планет-гигантов и их особенности. | | |
18/11 | Астероиды и метеориты | | Закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов,движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты. . | | |
19/12 | Метеоры, болиды, кометы. |
| Открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет. Метеоры и болиды, метеорные потоки. Определение явлений, наблюдаемых при движении малых тел Солнечной системы в атмосфере Земли. Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков. Особенности явления болида и характеристики метеоритов. Геологические следы столкновения Земли с метеоритами | | |
20/13 | Контрольная работа№2 «Природа тел Солнечной системы» | Кр/р | Физическая природа тел Солнечной системы. Определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы | | |
21/14 | Зачёт №2 « Строение и природа тел Солнечной системы» | Зачёт | Синодический и сидерический периоды обращения планет Определение положения планет Солнечной системы.. Характеристика природы и особенностей явления метеоров, метеорных потоков. | | |
Зачётный раздел№3 « Солнце и звезды » (8ч.) |
22/1 | Общие сведения о Солнце Строение атмосферы Солнца |
| Вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность. | | |
23/2 | Солнечная активность и ее влияние на Землю. Источники энергии и внутреннее строение Солнца | | Формы проявления солнечной активности. Физические основы взаимодействия потока заряженных частиц с магнитным полем Земли и частицами ее атмосферы. Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические объекты на Земле. Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других направлениях. Протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца. | | |
24/3 | Солнце и жизнь Земли. Практическая работа№4 : «Определение количества солнечной энергии, падающей на поверхности » | Пр/ раб | Перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце — Земля» | | |
25/4 | Расстояние до звезд Пространственные скорости звезд | | Определение расстояний по годичным параллаксам,видимые и абсолютные звездные величины. Собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд. | | |
26/5 | Физическая природа звезд |
| Цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности | | |
27/6 | Связь между физическими характеристиками звезд Практическая работа №5 «Определение параметров звезд с помощью диаграммы Герцшпрунга - Рассела» | Пр/ раб | Диаграмма «спектр—светимость», соотношение «масса— светимость», вращение звезд различных спектральных классов | | |
28/7 | Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды | | Оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд. Цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые. Основы классификации переменных и нестационарных звезд. Затменно двойные системы. Цефеиды — нестационарные звезды. Новые и сверхновые звезды. Пульсары. | | |
39/8 | Зачёт № 3 «Солнце и звезды» | Зачёт
| Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические объекты на Земле. Собственные движения и тангенциальные скорости звезд,эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд. | | |
Зачётный раздел №4 Строение и эволюция Вселенной (6 ч.) |
30/1 | Наша Галактика Другие галактики. Метагалактика. | | Состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение. Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары. Системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной. | | |
31/2 | Происхождение и эволюция звезд. Происхождение планет | | Возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд. Возраст Земли и других тел Солнечной системы. Первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет. | | |
32/3 | Зачёт №4 "Строение и эволюция Вселенной» | Зачёт | Определение расстояний по годичным параллаксам,видимые и абсолютные звездные величины. Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик | | |
33/4 | Жизнь и разум во Вселенной | | Эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций | | |
34/5 | Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | Урок-конференция | Уникальность условий Земли для зарождения и развития жизни. Методы поиска планет, населенных разумной жизнью. Радиотехнические методы поиска сигналов разумных существ. Перспективы развития идей о внеземном разуме и заселении других планет. | | |
35/6 | Итоговая контрольная работа № 3 | Кр/р | | | |
5.Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся
Программа | Учебник | Методическое пособие для учителя | Пособие для учащихся |
1.Примерная программа учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. Авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2013г. 2.Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018г. | 1. Учебник Астрономия 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К .Страут 2017г. | 1. Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2018г. 2. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г. 3. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г. 4. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г. 5. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии. 6.Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Парадоксальная Вселенная. 175 задач по астрономии. — СПб.: 1997. 7.Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 8.Сурдин В. Г. Астрономические олимпиады: Задачи с решениями. — М.: МГУ, 1995. | 1. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г. 2. Разведка далеких планет. - М.: Физматлит, 2013г. 3. Дидактические материалы по астрономии. Е. П. Левитан, 2002г.
|
Интернет-ресурсы:
Программы-планетарии:
VIRTUAL SKY(www.virtualskysoft.de),ALPHA
CENTAURE (www.astrosurf.com).
Интернет-ресурсы:
а) Stellarium — бесплатная программа для просмотра звездно неба,виртуальный планетарий
б) WorldWide Telescope — программа помогающая любителям астрономии исследовать Вселенную.
Адреса сайтов в интернете:
http://festival.1september.ru/- фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
http://www.astrogalaxy.ru/index.html - Астрогалактика, информационный сайт об астрономии и не только;
http://www.astrolab.ru – астрономическая лаборатория в интернете;
http://www.space.rin.ru - информационный астрономический сайт.
http://class-fizika.narod.ru/astr.htm-увлекательная астрономия; http://www.openclass.ru - цифровые образовательные ресурсы. А http://www.afportal.ru/astro- астрофизический портал. Новости астрономии. http://www.vokrugsveta.ru - вокруг света http://www.astroolymp.ru - Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. http:// spacegid.com - МКС онлайн. http://mks-onlain.ru - интерактивный гид в мире космоса. http://астрономия.рф - общероссийский астрономический портал.
Учебное оборудование
Глобус Земли физический
Глобус Луны
Теллурий
Карты звёздного неба(подвижная и неподвижная)
Астрономический календарь(действующая часть)
Рисунки, картины, фотографии с изображением небесных тел, космических аппаратов, космонавтов
Программа « Интерактивная модель Солнечной системы»
Дополнительная литература для учащихся:
1. Белонучкин В. Е. Кеплер, Ньютон и все-все все…- Вып. 78. --М.: Изд-во «Наука». 2. Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. -- М.: Физматлит, 2013. 3. Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса. -- Вып. 85. -- М.: Бюро Квантум, 1993. -- (Квант). 4.Истории астрономии. --М.: Белый город, 2002. 5. Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах: Ориентирование по небу. - М.: Наука, 1978. 6. Сурдин В. Г. Галактики. --М.: Физматлит, 2013. Сурдин В. Г.
6. Характеристика контрольно-измерительных материалов
Тексты контрольных и зачётных работ по физике взяты из следующих пособий для учителя:
1. Рымкевич А.П.
Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобраз. учреждений/ А.П. Рымкевич.- 17-е изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2013.
2. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 11 класс/ Сост. Н. И. Зорин. – 2-е изд. перераб. М.: ВАКО, 2014 г.
Марон А.Е.
3. Контрольные работы по физике: 10-11 класс: кн. Для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон.-- 3 изд.-- М.: Просвещение, 2012.
4. Парфентьева Н.А. Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 11 класс2013г.
Контрольные работы представлены в двух вариантах, примерно одинаковые по уровню сложности. В контрольной работе приводится на одну задачу больше, чем необходимо для получения высшей оценки. Наличие лишней задачи подразумевает некоторую свободу выбора у учащихся.
Оценка контрольной работы может быть выполнена следующим образом: за любые пять решенных задач ставится оценка «5», за четыре задачи – оценка «4», за три задачи – оценка «3».
В зачётные работы включены и качественные задачи, вопросы.
Также зачёты составлены в виде тестов в 2-х вариантах.
Тесты разделены на три уровня сложности А, В и С. Задания уровня В (базового) предполагают краткий ответ . В уровне С необходимо привести обоснованное решение.
Каждое задание уровня А оценивается в 1 балл, а уровня В в 2 балла, а уровня С - 3 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценка ответов учащихся
Количественные отметки за уровень освоения курса, предмета выставляются в соответствии с закреплённой в МБОУ СШ №6 г. Димитровграда Ульяновской области бальной системой оценивания: «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
Оценка тестовых работ учащихся
«5» - 85% - 100%
«4» - 65% - 84%
«3» - 41% - 64%
«2» - 21% - 40%
«1» - 0% - 20%
Перечень ошибок:
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показания измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки