МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №12
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ЛИЦЕЯ №12
_______________А.И. Буданова
«____» ____________ 20 ____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по астрономии для 11 класса базового уровня
2017 - 2018 учебный год
Учитель Рябов Артём Васильевич
Пояснительная записка.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Рабочая программа по астрономии для 11 класса создана на основе «Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» под редакцией Е.К. Страута и рассчитана на 35 часов в год 1 час в неделю.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь:
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта
Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенно-
го пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
содержание рабочей программы.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Предмет астрономии | 2 |
2 | Практические основы астрономии | 6 |
3 | Строение Солнечной системы | 5 |
4 | Природа тел Солнечной системы | 7 |
5 | Солнце и звезды | 7 |
6 | Строение и эволюция Вселенной | 5 |
Календарно - тематическое планирование
к рабочей программе по астрономии для 9 класса
на 2017-2018 учебный год (1 ч в неделю, 35 часов)
Учитель Рябов А.В.
Учебник: Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, Астрономия – 11 кл, 2017, М. Дрофа
№ | Тема курса | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения темы | Скорректированные сроки прохождения темы | Примечания |
| Введение в астрономию (2 ч.) | | | | |
1 | Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. | 1 | Сен | | |
2 | Наблюдения - основа астрономии. | 1 | Сен | | |
| Практические основы астрономии (6 ч.) | | | | |
3 | Видимые движения светил как следствие их собственного движения в пространстве, вращения земли и ее вращения вокруг Солнца. | 1 | Сен | | |
4 | Звезды и созвездия. Наблюдения. | 1 | Сен | | |
5 | Небесные координаты и звездные карты. | 1 | Окт | | |
6 | Годичное движение Солнца. Эклиптика. | 1 | Окт | | |
7 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Наблюдения. | 1 | Окт | | |
8 | Время и календарь. | 1 | Окт | | |
| Строение Солнечной системы (5 ч.) | | | | |
9 | Гелиоцентрическая система мира Коперника. Ее значение для науки и мировоззрения. | 1 | Ноя | | |
10 | Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и звездный периоды. | 1 | Ноя | | |
11 | Законы Кеплера. | 1 | Ноя | | |
12 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. | 1 | Ноя | | |
13 | Движение космических объектов под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. | 1 | Дек | | |
| Природа тел Солнечной системы (7 ч.) | | | | |
14 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 1 | Дек | | |
15 | Система Земля-Луна. | 1 | Дек | | |
16 | Планеты земной группы. Наблюдения. | 1 | Дек | | |
17 | Планеты-гиганты. | 1 | Янв | | |
18 | Спутники и кольца планет-гигантов. | 1 | Янв | | |
19 | Малые тела Солнечной системы. Болиды и метеориты. | 1 | Янв | | |
20 | Физическая обусловленность важнейших особенностей тел Солнечной системы. | 1 | Янв | | |
| Солнце и звезды (7 ч.) | | | | |
21 | Звезды - основные объекты Вселенной. Солнце - ближайшая звезда. Строение Солнца и его атмосферы. | 1 | Фев | | |
22 | Активные образования на Солнце: пятна, вспышки, протуберанцы. | 1 | Фев | | |
23 | Роль магнитных полей на Солнце. Периодичность Солнечной активности и ее прямая связь с геофизическими явлениями. | 1 | Фев | | |
24 | Звезды, их основные характеристики. | 1 | Фев | | |
25 | Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс. | 1 | Март | | |
26 | Внутреннее строение звезд и источники их энергии. | 1 | Март | | |
27 | Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Белые карлики, нейтронные звезды и черные дыры. | 1 | Март | | |
| Строение и эволюция Вселенной (5 ч.) | | | | |
28 | Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. | 1 | Апр | | |
29 | Другие галактики и их основные характеристики. Активность ядер галактик. Квазары. | 1 | Апр | | |
30 | Крупномаштабная структура Вселенной. Красное смещение. | 1 | Апр | | |
31 | Строение и эволюция Вселенной как проявление физической закономерностей материального мира. | 1 | Апр | | |
32 | Жизнь и разум во Вселенной Астрономическая картина мира. Заключительная лекция.. | 1 | Май | | |
33 | контрольная работа № 1 « Строение и эволюция Вселенной» | 1 | Май | | |
34 | Обобщающее повторение по курсу астрономии | 1 | Май | | |
35 | Резерв | 1 | Май | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей …………………
от «___»__________ 2017 г. № ____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______________/Колчанова И.Г./
______________2017 г.