Рабочая программа по астрономии для 11 класса (базовый уровень).
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2001).
Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс, Е. П. Левитан, 2010 г .
35 часов, 1 час в неделю
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы по астрономии предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теориифизики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физикии обеспечивающие развитие учебно-познавательной ирефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физическихпроцессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.
На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.
Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения физических процессов «всеобщее — общее— единичное».
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.
Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень)
должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Содержание курса
I. Введение в астрономию (6ч)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).
Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).
II. Строение солнечной системы (5 ч)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).
111. Физическая природа тел солнечной системы (6 ч)
Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лунь! (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).
1V. Солнце и звезды (10 ч)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
V. Строение и эволюция Вселенной (6 ч)
Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Заключительная лекция – 1 ч
№ п/п | Тема и тип урока | Элементы содержания | | Требования к уровню подготовки учащихся | Текущий и промежуточ-ный контроль | Дом. задан | Деятельность учащихся | Материалы к уроку |
ЦОР | |
1. | ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ – 6 ЧАСОВ Предмет астрономии. Изучения нового материала | Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии. | 1ч 6. 09 | Знать, что изучает астрономия. Первые астрономические обсерватории Стоунхендж, Тихо Браге, Улугбек | Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями Принимают участие в обсуждении презентации | | Анализируют текст учебника и знакомятся с основами науки астрономия, определяют ее связь с другими науками и ее значение. | Презентация «Вселенная» | Иллюстрации |
2 | Звездное небо Комбинированный | Что такое созвездие, основные созвездия | 1ч 13.09 | Знать, что такое созвездия | Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями и рисунком в учебнике. Принимают участие в обсуждении презентации | | Анализируют текст учебника и иллюстрации рисунок в учебнике и делают вывод, что небо разделено на 88 участков, имеющих строго определенные границы. Тысячи лет назад люди мысленно соединили наиболее яркие звезды в разнообразные фигуры (созвездия) По ПКНЗ узнают, какие созвездия видны в данный момент времени | Презентация «Легенды и мифы о созвездиях» | Рисунок в учебнике Иллюстрации Подвижная карта звездного неба |
3 | Изменение вида звездного неба в течение суток Комбинированный | Небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил | 1ч 20.09 | Знать, что такое небесная сфера | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками, фотографиями, иллюстрациями Принимают участие в обсуждении презентации | | Анализируют текст учебника и иллюстрации и делают вывод о вращении небесной сферы. Характеризуют горизонтальную систему координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил. | Презентация «Небесная сфера» | Рисунки и фотографии в учебнике Иллюстрации |
4 | Изменение вида звездного неба в течение года Комбинированный | Экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба | 1ч 27.09 | Знать годичное движение Солнца и вид звездного неба | Устный опрос Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками в учебнике и иллюстрациями Решают задачи: с помощью ПКЗН выяснить до какого склонения нанесены звезды на карту | | Анализируют текст учебника и иллюстрации и выделяют экваториальную систему координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение С. и вид звездного неба | | Рисунки Иллюстрации Подвижная карта звездного неба |
5. | Способы определения географической широты Комбинированный | Высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой. | 1ч 4. 10 | Знать, что такое географические координаты – широта и долгота | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника Решают задачу: Какой наибольшей высоты достигает Вега в Москве | | Анализируют текст учебника и иллюстрации и определяют высоту Полюса мира и географической широты места наблюдения. Характеризуют суточное движение звезд на разных широтах. | | Рисунки Иллюстрации |
6 | Основы измерения времени Комбинированный | Связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении | 1ч 11.10 | Знать понятие «летоисчисление», юлианский и григорианский календари | Устный опрос .Беседа. Работа с текстом учебника ,рисунками и иллюстрациями Решают задачи на определение поясного и летнего времени | | Анализируют текст учебника и определяют связь времени с географической долготой. Характеризуют системы счета времени, понятие о летоисчислении | | Иллюстрации |
7 | ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ 5 ЧАСОВ Видимое движение планет Изучения новых знаний | Петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет | 1ч 18.10 | Знать строение Солнечной системы | Беседа. Работа с текстом учебника, иллюстрациями и рисунками Обсуждают презентации Принимают участие в обсуждении презентаций | | Анализируют текст учебника и характеризуют петлеобразное движение планет, конфигурацию, сидерические и синодические периоды обращения планет. | Презентация «Солнечная система» | Рисунки Иллюстрации «Строение Солнечной системы» |
8 | Развитие представлений о Солнечной системе Комбинированный | Астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения | 1ч 25.10 | Знать: астрономия в древности. Первые астрономы Николай Коперник, Галилео Галилей, М.В.Ломоносов, Иоганн Кеплер | Фронтальный опрос, Беседа. Работа с текстом учебника. Принимают участие в обсуждении презентации | | Работа с текстом учебника – характеризуют геоцентрические системы мира, гелиоцентрическую систему Характеризуют становление гелиоцентрического мировоззрения | Презентация «Астрономия в древности» | Иллюстрации |
9 | Законы Кеплера — законы движения небесных тел Комбинированный | Три закона Кеплера | 1ч 11 | Знать законы движения небесных тел | Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника Принимают участие в обсуждении презентации | | Работают с учебником и характеризуют законы движения небесных тел | Презентация «Законы Кеплера» | Рисунок «Орбита планеты – эллипс» Иллюстрации |
10 | Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера Применения знаний и умений | Закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона | 1ч 15.11 | Знать кто такой Исаак Ньютон Характеристику закона всемирного тяготения | Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками и иллюстрациями Решение задач | | Анализируют текст и характеризуют закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна. Законы Кеплера в формулировке Ньютона Решают задачу: вычислить массу Юпитера, зная, что спутник Ио совершает оборот вокруг планеты за 1,77 суток на расстоянии 422 тыс.км от Юпитера | Презентация «Исаак Ньютон» | Рисунки Иллюстрации |
11 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел Комбинированный | Определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы | 1ч 22.11 | Уметь определять размеры тел Солнечной системы | Фронтальный опросБеседа. Работа с текстом учебника ,рисунками и иллюстрациями Решение задач | | Анализируют текст учебника и Иллюстрации и определяют расстояния по параллаксам светил. Характеризуют радиолокационный метод. Определяют размеры тел С.системы Решают задачу: Зная горизонтальный параллакс Луны и экваториальный радиус Земли (6378 км), найти расстояние от Земли до Луны | | Рисунки Иллюстрации |
12 | ТЕМА 3. ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ – 6 ЧАСОВ Система «Земля — Луна» Изучения нового материала | Основные движения Земли, форма Земли. Луна — спутник Земли. Солнечные и лунные затмения. | 1ч 29.11 | Знать, строение солнечной системы | Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками, иллюстрациями Принимают участие в обсуждении презентаций | | Анализируют текст учебника и выделяют основные движения Земли, форму Земли, Луна – спутник З. | Презентация «Система «Земля-Луна» | Глобус Луны Иллюстрации Рисунки |
13 | Природа Луны Комбинированный | Физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы. | 1ч 6. 12 | Знать строение поверхности Луны | Фронтальный опрос, Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками, иллюстрациями Работа с глобусом Луны Принимают участие в обсуждении презентаций | | Анализируют текст учебника и иллюстрации и характеризуют физические условия Луны, условия на Луне, лунные породы. Находят на глобусе Луны: Океан бурь, Море Дождей, кратеры Тихо и Коперник и другие лунные объекты | Презентация «Поверхность Луны» | Глобус Луны Рисунки Иллюстрации |
14 | Планеты земной группы Комбинированный | Общая характеристика: наличие атмосферы, особенности строения, спутники | 1ч 13.12 | Знать планеты земной группы | Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника рисунками, иллюстрациями. Принимают участие в обсуждении презентаций | | Анализируют текст учебника, рисунки, иллюстрации характеризуют особенности строения, наличие атмосферы, спутники. Выделяют черты сходства и различия | «Планеты земной группы» | Рисунки Иллюстрации |
15 | Планеты-гиганты Комбинированный | Общая характеристика: наличие атмосферы, особенности строения, спутники | 1ч 20.12 | Знать планеты-гиганты | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника Принимают участие в обсуждении презентаций | | Анализируют текст учебника, рисунки и иллюстрации и выделяют планеты-гиганты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун – дают общую хар-ку, выделяют особенности строения, спутники, кольца | «Планеты-гиганты» | Рисунки Иллюстрации |
16 | Астероиды и метеориты Комбинированный | Закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов. движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты. | 1ч 27.12 | Знать небесные тела: астероиды и метеориты | Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника Принимают участие в обсуждении презентаций | | Работают с текстом учебника, рисунками, иллюстрациями и выделяют два пояса астероидов – Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна. Выделяют, что Плутон – один из крупных астероидов этого пояса | «Небесные тела» | Рисунки Иллюстрации |
17 | Кометы и метеоры Комбинированный | Открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки. | 1ч | Знать небесные тела: кометы и метеориты | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника Принимают участие в обсуждении презентаций | | Принимают участие в обсуждении презентации Анализируют текст учебника и иллюстрации и характеризуют – вид, строение, орбиты. Характеризуют открытие и природу комет. Метеоры и болиды, метеорные потоки | «Небесные тела» | Рисунки Иллюстрации |
18. | ТЕМА 4. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ – 10 ЧАСОВ Общие сведения о Солнце Изучения новых знаний | Вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав | 1ч | Знать расстояние от Земли до Солнца | Беседа. Работа с текстом учебника рисунками, иллюстрациями, Принимают участие в обсуждении презентации | | Обсуждают презентации. Анализируют текст учебника и иллюстрации и характеризуют – вид в телескоп, вращение, размеры, массу, светимость и температуру Солнца,состояние веществ на нем, химический состав | «Звезда – по имени Солнце» | Рисунки Иллюстрации |
19 | Строение атмосферы Солнца Комбинированный | Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность. | 1ч | Знать общие характеристики Солнца Солнечные затмения | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника рисунками, иллюстрациями Принимают участие в обсуждении презентации | | Анализируют текст учебника и иллюстрации И характеризуют фотосферу, хромосферу, солнечную корону, определяют солнечную активность | Презентация «Строение атмосферы Солнца» | Рисунки Иллюстрации |
20. | Источники энергии и внутреннее строение Солнца Комбинированный | Протон -протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца. | 1ч | Уметь анализировать модели внутреннего строения Солнца | Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками, иллюстрациями | | Анализируют текст учебника, рисунки и иллюстрации и характеризуют протон-протонный цикл, характеризуют понятия о моделях внутреннего строения Солнца | | Рисунки Иллюстрации |
21 | Солнце и жизнь Земли Комбинированный | Перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце — Земля» | 1ч | Знать значение Солнца для жизни на Земле | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками, иллюстрациями | | Анализируют текст учебника, рисунки и иллюстрации и определяют перспективы использования С.энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение. Выделяют проблему «Солнце-Земля» | Презентация Проблема «Солнце – Земля» | Рисунки Иллюстрации |
22 | Расстояние до звезд Комбинированный | Определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины | 1ч | Уметь анализировать звездные величины | Устный опрос Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками и иллюстрациями Принимают участие в обсуждении презентации | | Анализируют текст учебника, рисунки и иллюстрации и определяют расстояния по годичным параллаксам. Выделяют видимые и абсолютные звездные величины | Презентация «Звездное небо» | Рисунки Иллюстрации |
|
23 | Пространственные скорости звезд Комбинированный | Собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд | 1ч | Знать, что звезды движутся с определенной скоростью | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками, иллюстрациями | | Анализируют текст учебника и иллюстрации и выделяют собственные движения звезд и тангенциальные скорости звезд. Характеризуют эффект Доплера и определяют лучевые скорости звезд | | Рисунки Иллюстрации |
24. | Физическая природа звезд Комбинированный | Цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности | 1ч | Понимать, что все звезды различаются между собой по различным характеристикам | Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками, иллюстрациями Решение задач | | Анализируют текст учебника и иллюстрации и определяют, что звезды различаются по цвету, температуре, светимости, спектрам и химическим составом, массой, средней плотностью. Решают задачу: Вычислить светимость Сириуса,. | | Рисунки Иллюстрации |
25 | Связь между физическими характеристиками звезд Комбинированный | Диаграмма «спектр—светимость», соотношение «масса— светимость», вращение звезд различных спектральных классов | 1ч | Уметь анализировать диаграмму «спектр – светимость» | Фронтальный опрос .Беседа. Работа с текстом учебника, диаграммой «спектр – светимость» Принимают участи в обсуждении презентации | | Анализируют текст учебника и анализируют диаграмму «спектр-светимость», соотношение «масса – светимость», Определяют вращение звезд различных спектральных классов | Презентация «Вращение звезд различных спектральных классов» | Диаграмма «Спектр – светимость» Рисунки Иллюстрации |
26. | Двойные звезды Комбинированный | Оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд. | 1ч | Понимать, что звезды различаются между собой | Устный опрос Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками, иллюстрациями Обсуждают презентацию | | Анализируют текст учебника, рисунки и иллюстрации и выделяют оптические и физические двойные звезды. Определяют массу звезд из наблюдений двойных звезд. Невидимые спутники звезд. | «Двойные звезды» | Рисунки Иллюстрации |
27 | Физические переменные, новые и сверхновые звезды Комбинированный | Цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые. | 1ч | Знать определение цефеиды | Фронтальный опрос . Беседа. Работа с текстом учебника рисунками, иллюстрациями | | Работа с учебником, рисунками и иллюстрациями – характеризуют Цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые. Выделяют черты сходства и различия | Презентация «Цефеиды – важный тип физических переменных звезд» | Рисунки Иллюстрации |
28 | Тема 5. Строение и эволюция вселенной – 6 часов Наша Галактика Изучения нового материала | Состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение | 1ч | Знать, что во Вселенной много галактик и все они различаются между собой | Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками, иллюстрациями Принимают участие в обсуждении презентации | | Анализируют текст учебника и иллюстрации и определяют состав – звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля | «Наша Галактика» | Рисунки Иллюстрации |
29. | Другие галактики Комбинированный | Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары | 1ч | Знать, что другие галактики это – туманные пятна, видимые в телескоп в разных участках неба, находящиеся вне нашей Галактики | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками, иллюстрациями Принимают участие в обсуждении презентации | | Анализируют текст учебника и иллюстрации и характеризуют открытие других галактик, определяют размеры, расстояние и массу галактик. Выделяют радиогалактики и квазары, сверхмассивные черные дыры и ядра галактик | «Другие Галактики» | Рисунки Иллюстрации |
30 | Метагалактика Комбинированный | Системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной. | 1ч | Знать структуру Вселенной | Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками, иллюстрациями. Решение задач | | Анализируют текст учебника и иллюстрации и выделяют системы галактик и крупномасштабную структуру Вселенной. Характеризуют расширение Метагалактики, гипотезу «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной Решают задачу на определение расстояния от нашей галактики до другой | | Рисунки Иллюстрации |
31 | Происхождение и эволюция звезд Комбинированный | Возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд. | 1ч | Понимать происхождение галактик и звезд | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника | | Анализируя текст учебника, рисунки и иллюстрации определяют возраст галактик и звезд, характеризуют эволюцию и происхождение звезд | | Рисунки Иллюстрации |
32 | Происхождение планет Применения знаний и умений | Возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет. | 1ч | Знать планеты Солнечной системы и основные закономерности в Солнечной системе | Устный опрос Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками и иллюстрациями Принимают участие в презентации | | Анализируют текст учебника, рисунки и иллюстрации и определяют возраст Земли и других тел С.системы. Выделяют основные закономерности в С.системе, первые космогонические гипотезы. Характеризуют современные представления о происхождении планет | Презентация «Планеты Солнечной системы» | Рисунки Иллюстрации |
|
33 | Жизнь и разум во Вселенной Комбинированный | Эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций | 1ч | Знать гипотезы о внеземных цивилизациях | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками и иллюстрациями. Принимают участие в презентации | | Анализируют текст учебника, рисунки и иллюстрации и характеризуют эволюцию Вселенной и проблемы внеземных цивилизаций | Презентация «НЛО» | Рисунки Иллюстрации |
34. | Обобщающий урок Урок контроля | Строение и эволюция Вселенной | 1ч | | Беседа. | | Обобщают и систематизируют знания | | |
35. | Заключительная лекция Астрономическая картина мира | Итоговое тестирование | 1ч | | Беседа. Итоговое тестирование | | | | |