Рабочая программа по бадминтону
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКа
Наименование образовательного модуля ( раздела программы): «Бадминтон»
Трудоёмкость (объём часов): 9
Выполнение модуля: январь, февраль, март.
Программа по предмету «Физическая культура» на основе бадминтона для обучающихся 5–9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и для обучающихся 10–11 классов, которая соответствует государственному образовательному стандарту среднего полного образования. Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет обучающимся, не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Цель: формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, а в частности бадминтона, в организации здорового образа жизни
В рамках реализации этой цели модульный курс по бадминтону для обучающихся основной школы будет способствовать решению следующих задач:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с обще-развивающей и корригирующей направленностью, посредством технических действий игры в бадминтон;
– освоение знаний о физической культуре и спорте в целом и, об игре в бадминтон в частности, истории бадминтона и его современном развитии, роли формирования здорового образа жизни средствами бадминтона;
– обучение навыкам, умениям, техническим действиям игры в бадминтон, в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, организации самостоятельных занятий по бадминтону;
– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия бадминтоном для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по бадминтону..
Планируемые результаты изучения модульного курса «Бадминтон»
– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
– способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
– составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
– выполнять технические действия по бадминтону;
– выполнять комплексы обще-развивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
– соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений по бадминтону;
– проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
– включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Форма организации совзаимодействия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Стуктура и примерное содержание модульного курса:
- объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 9 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) | 9 |
В том числе практические занятия | 8 |
Тематический план и содержание учебного модуля «Бадминтон»
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | теория | практика |
1 | Знакомство с видом спорта. Техника безопасности на занятиях по бадминтону. Требования к одежде и инвентарю. | 1 | 1 | |
2 | Представление о правильном хвате ракетки, положение кисти. Обучение игровым стойкам | 1 | | 1 |
3 | Ознакомление со способами перемещения вперед и назад по площадке. Обучение короткой подаче. Игра в бадминтон. | 1 | | 1 |
4 | Обучение высоко-далеким ударом. Правила игры. Игра в бадминтон | 1 | | 1 |
5 | Обучение мягким ударом перед собой. Обучение удару над головой справа. Игра в бадминтон | 1 | | 1 |
6 | Обучение нападающему удару над головой справа. Обучение плоским ударом. Игра в бадминтон | 1 | | 1 |
7 | Обучение перемещением вперед к сетке с возвращением в центральную позицию. Обучение высокодалекой подаче. Игра в бадминтон | 1 | | 1 |
8 | Обучение перемещению назад при ударе над головой справа. Игра в бадминтон | 1 | | 1 |
9 | Использование технических приёмов в учебной игре. | 1 | | 1 |
| ИТОГО: | 9 | 1 | 8 |
Поурочное планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид конт-роля |
Предметные | Межпредметные УУД | Личностные УУД | |
план | факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 16.01 | | История развития бадминтона. Правила игры. Способы держания (хватки) ракетки. Игровые стойки в бадминтоне. Передвижения по площадке | Вводный | Основные этапы развития бадминтона. Правила игры в бадминтон. Хватка для ударов Упражнения с различными видами жонглирования с воланом. Стойки при выполнении подачи: открытой и закрытой стороной ракетки. Игровые: основная стойка; высокая, средняя, низкая; правосторонняя, левосторонняя стойка. Передвижения. | Знать историю развития бадминтона. Излагать общие правила игры в бадминтон | Коммуникативные: обеспечить бесконфликтную совместную работу, слушать и слышать друг друга. Регулятивные: адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, сохранять заданную цель. Познавательные: владеть приёмами и способами игры | Формирование установки на здоровый образ жизни, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Текущий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 23.01 | | Представление о правильном хвате ракетки, положение кисти. Обучение игровым стойкам | Комбинированный | Хватка для ударов Универсальная хватка. Стойки при выполнении подачи: открытой и закрытой стороной ракетки. Игровые стойки. | Демонстрировать основные способы хватки ракетки. Демонстрировать основные игровые стойки бадминтониста, стойки при выполнении подачи. | Коммуникативные: обеспечить бесконфликтную совместную работу. Регулятивные: адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, сохранять заданную цель. Познавательные: владеть приёмами и способами игры | Формирование установки на здоровый образ жизни, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Текущий |
3 | 30.01 | | Способы перемещения по площадке. Техника ударов. | Комбинированный | Ознакомление со способами перемещения вперед и назад по площадке. Обучение ударам . Игра в бадминтон. | Демонстрировать технику передвижения на площадке, технику выполнения ударов | Коммуникативные: обеспечить бесконфликтную совместную работу. Регулятивные: адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Познавательные: владеть приёмами и способами игры | Формирование установки на здоровый образ жизни, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Текущий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | 6.02 | | Техника выполнения подачи | Комбинированный | Техника выполнения короткой подачи открытой и закрытой стороной ракетки; высоко-далекой подачи. | Демонстрировать технику выполнения высоко-далекой подач | Коммуникативные: обеспечить бесконфликтную совместную работу, слушать и слышать друг друга. Регулятивные: адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, сохранять заданную цель. Познавательные: владеть приёмами и способами игры | Формирование установки на здоровый образ жизни, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Текущий |
5 | 13.02 | | Техника ударов и подачи. Игра в бадминтон. | Комбинированный | Обучение мягким ударом перед собой. Обучение удару над головой справа. Игра в бадминтон. Техника выполнения короткой подачи открытой и закрытой стороной ракетки; высоко-далекой подачи | Уметь выполнять удары и подачу, играть в бадминтон по правилам. | Коммуникативные: обеспечить бесконфликтную совместную работу, слушать и слышать друг друга. Регулятивные: адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, сохранять заданную цель. Познавательные: владеть приёмами и способами игры | Формирование установки на здоровый образ жизни, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Текущий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6 | 20.02 | | Нападающий удар над головой справа. Плоский удар. Игра в бадминтон | Комбинированный | Мягкие удары перед собой, удар над головой справа. Игра в бадминтон. Нападающий удар над головой справа. Плоский удар. Игра в бадминтон | Уметь выполнять удары и подачу, играть в бадминтон по правилам. | Коммуникативные: обеспечить бесконфликтную совместную работу, слушать и слышать друг друга. Регулятивные: адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, сохранять заданную цель. Познавательные: владеть приёмами и способами игры. | Формирование установки на здоровый образ жизни, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Текущий |
7 | 27.02 | | Техника перемещений, ударов и подачи. Игра в бадминтон | Комбинированный | Перемещение вперед к сетке с возвращением в центральную позицию, высокодалекая подача. Игра в бадминтон | Уметь выполнять удары и подачу, играть в бадминтон по правилам. | Коммуникативные: обеспечить бесконфликтную совместную работу, слушать и слышать друг друга. Регулятивные: адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, сохранять заданную цель. Познавательные: владеть приёмами и способами игры. | Формирование установки на здоровый образ жизни, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Текущий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8 | 5.03 | | Техника перемещений, ударов и подачи. Игра в бадминтон | Комбинированный | Перемещение назад при ударе над головой справа, высокодалекая подача. Игра в бадминтон | Уметь выполнять удары и подачу, играть в бадминтон по правилам. | Коммуникативные: обеспечить бесконфликтную совместную работу, слушать и слышать друг друга. Регулятивные: адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, сохранять заданную цель. Познавательные: владеть приёмами и способами игры | Формирование установки на здоровый образ жизни, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Оценка техники подачи |
9 | 12.03 | | Учебно-тренировочная игра | Комбинированный | Перемещение назад при ударе над головой справа, высокодалекая подача, удары. Игра в бадминтон | Уметь выполнять удары и подачу, играть в бадминтон по правилам. | Коммуникативные: обеспечить бесконфликтную совместную работу, слушать и слышать друг друга. Регулятивные: адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, сохранять заданную цель. Познавательные: владеть приёмами и способами игры | Формирование установки на здоровый образ жизни, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Текущий |
Контроль и оценка результатов освоения учебного модуля «Бадминтон»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Контрольные нормативы для определения технической подготовленности в бадминтоне
№ п/п | Контрольные упражнения | 5 класс |
1. | Набивание (жонглирование) волана, кол-во раз | 8–10 |
2. | Передвижение в четыре точки из центра площадки (приставным, крестным и простым шагом), перенося воланы в каждый угол площадки | 22 |
3. | Выполнение короткой передачи волана из правой передней зоны площадки в левую переднюю зону (по диагонали), кол-во раз | 4–6 |
4. | Выполнение короткой подачи открытой стороной ракетки, по 5 ударов из двух квадратов, кол-во раз | 2 |
5. | Выполнение короткой подачи закрытой стороной ракетки, по 5 ударов из двух квадратов, кол-во раз | 2 |
6. | Выполнение высоко-далекой подачи на заднюю линию площадки, кол-во раз | 1–3 |
Условия реализации учебного модуля «Бадминтон»
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
информационно-коммуникативные средства: видеофильмы по разделам курса, слайды (диапозитивы) по тематике курса, мультимедийный проектор; технические средства обучения, ракетки, воланы, сетка, секундомер, аптечка.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Игра бадминтон: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И. Щербакова. – М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. – 121 с.
Тристан В.Г. Физиология спорта: учеб. пособие / В.Г. Тристан, О.В. Погадаева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.
Учимся играть в бадминтон / В.Г. Турманидзе., А.В. Турманидзе. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.: ил. – (Библиотека «первого сентября». Серия «Спорт в школе», вып. 25).