Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физической культуре. Программа по баскетболу предусматривает: содействие гармоничному, физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями; подготовку и выполнение нормативов; подготовку общественного актива организаторов спортивно-массовой работы (инструкторов и судей) по баскетболу для коллективов физической культуры, общеобразовательных школ, по месту жительства.
Основной показатель программы по баскетболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, теоретической подготовленности.
Основной принцип работы в группах – универсальность. Исходя из этого, для учащихся 5-6 классов ставятся следующие частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, ловли и передач мяча, ведению мяча, броскам мяча; привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом; подготовка и выполнение нормативов по видам подготовки. В соответствии с перечисленными задачами происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке документов годового и текущего планирования. В этом возрасте основное внимание уделяется физической и технической подготовке.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия баскетблом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремлённость, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
В конце изучения программы занимающиеся узнают о современном баскетболе, мини-баскетболе, олимпийском баскетболе, профессиональном баскетболе.
Получат необходимый минимум знания для физического самосовершенствования, знания правил игры, навыки простейшего судейства. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
В программе предусмотрено уменьшение часов ( вместо 153 часов 136 часов) за счёт исключения раздела ОФП. Добавлены часы на изучение технической подготовки (96 часов вместо 88).
История возникновения баскетбола, развитие баскетбола, Правила мини-баскетбола. Баскетбол на пороге 21 века. Содержание и формы игры. Баскетбол «Дворов и улиц». Олимпийский баскетбол. Профессиональный баскетбол.
Передвижение в стойке. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении шагом. Ведение мяча правой и левой рукой в движении по прямой. Бросок двумя руками от груди с места с отражением от щита.
Основная стойка для быстрого реагирования. Положения ног. Распределение веса. Положение головы и туловища. Взаимодействие рук и ног. Быстрый старт. Шаги, повороты и остановки. Быстрые шаги. Быстрые повороты и финты. Быстрые остановки. Силовые прыжки.
Тактика свободного нападения. Нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита 1х1. Двухсторонняя игра по упрощённым правилам.
Умения и навыки проверяются во время участия занимающихся в соревнованиях, в организации и проведении школьных соревнований. Подведение итогов проводится в течение всего периода обучения (учащиеся выполнят контрольные нормативы).
1. | | 2 | Основы знаний. Знания об игре. Вводный. | Техника безопасности на занятиях баскетболом. Исторические этапы развития игры Стритбол. | Знать правила поведения при проведении занятий | | Приготовить форму на улицу |
2-3. | | 2 | Передвижения. Основы техники. Совершенствование. | Повторение основной стойки и техники передвижений. Повторение передач мяча на месте. Ведение мяча по прямой. Стритбол | Уметь двигаться в основной стойке. | | |
4-5. | | 2 | Передвижения. Основы техники. Совершенствование. | Повторение поворотов и остановок без мяча. Ведение мяча с остановкой и броском по кольцу. Броски мяча после ведения с двух шагов. Стритбол | Уметь останавливаться и бросать без нарушения правил. | | |
6-7. | | 2 | Передвижения. Основы техники. Контрольный (бег 60 метров) | Повторение прыжков толчком одной и двух ног. Передачи после ведения. Броски из-под кольца с места двумя руками от груди. Стритбол | Уметь прыгать с двух ног в указанном месте. | М Оценка Д 9.4 5 9.8 9.7 4 10.2 10.0 3 10.5 | |
8-9. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Обучение | Обучение передаче с отскоком от пола. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Эстафеты. | Уметь передавать мяч с отскоком от пола. | | |
10-11. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Совершенствование | Закрепление навыков в передачах мяча с отскоком от пола. Ведение мяча с переводом перед собой. Игра «Борьба за мяч». | Уметь переводить мяч с правой руки на левую и наоборот. | | |
12-13. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Контрольный (бег 20 метров) | Совершенствование передач с отскоком от пола. Обучение ведению мяча с изменением направления движения. Броски с 5-ти точек. Игра «5 передач». | Уметь бросать после ловли мяча. | М Оценка Д 4.2 5 4.2 4.4 4 4.5 4.6 3 4.8 | |
14-15. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Обучение. | Обучение передачам мяча одной рукой от плеча. Повторение ведения мяча с изменением направления. Повторение броска после ведения и остановки двумя руками от груди. Игра «Самый меткий». | Уметь вести мяч, изменяя направление. | | |
16-18. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Совершенствование | Повторение передач одной рукой от плеча Ведение мяча с изменением направления. Эстафеты. Подвижные и спортивные игры. | Уметь передавать мяч одной рукой. | | |
19. | | 2 | ТБ на занятиях История баскетбола.. Вводный. | История возникновения баскетбола. Предупреждение травм при занятиях. Правила поведения и техника безопасности на уроках. | Знать ТБ. Знать о возникновении баскетбола. | | |
20-21. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Контрольный ( длина с места). | Обучение ведению мяча после поворотов на месте. Передачи мяча после поворотов. Мини баскетбол. | Уметь начинать ведение не нарушая правил. | М Оценка Д 155 5 155 150 4 145 140 3 135 | |
22-23. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Обучение. | Обучение передаче и ловле мяча во встречном движении. Ведение мяча после поворотов на месте. Повторение бросков двумя руками от груди с отражением от щита. Игра в мини-баскетбол. | Уметь ловить на первом, а передавать на втором шаге. | |
|
24-25. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Совершенствование. | Ведение мяча с переводами перед собой. Броски мяча после ведения и остановки. Игра «5 передач» | Уметь переводить мяч с одной руки на другую. | | |
26-27. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Совершенствование | Повторение передач на месте различными способами. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Мини баскетбол. | Уметь вести мяч, изменяя высоту отскока. | | |
28-29. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Контрольный (высота подскока с места). | Обучение броскам с точек двумя руками от груди. Ведение мяча с изменением направления движения. Игра «Мяч капитану». | Уметь вести мяч , изменяя направление движения. | М Оценка Д 38 5 35 35 4 32 30 3 28 | |
30-32. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Обучение. | Повторение бросков с точек. Ведение мяча с изменением скорости передвижения. Мини баскетбол. Подвижные игры и эстафеты. | Знать точки и последовательность перехода. | | |
33. | | 2 | Правила поведения. История баскетбола. Вводный. | Правила поведения и техника безопасности на уроках. Баскетбол в России. Правила соревнований. | ТБ на занятиях. Знать историю развития в России. | | |
34-35. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Обучение | Обучение ведению с поворотом. Передачи мяча на месте в парах. Броски с точек Эстафеты. | Уметь поворачиваться во время ведения. | | |
36-37. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Контрольный (ведение 20 метров) | Повторение ведения с поворотами. Передачи мяча в тройках со сменой мест. Игра «Борьба за мяч» | Уметь двигаться после передачи. | М Оценка Д 9.6 5 10.5 10 4 11 10.3 3 11.5 | |
38-39. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Обучение. | Ведение мяча с поворотом и сменой направления. Броски мяча в движении. Обучение штрафному броску Игра в мини баскетбол | Уметь при смене направления разворачиваться. | | |
40-41. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Совершенствование. | Совершенствование ведения с поворотом и сменой направления. Повторение бросков после ведения и остановки. Повторение штрафного броска. Игра «Самый меткий». | Уметь бросать не заступая за линию. | | |
42-43. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Совершенствование. | Передачи мяча различными способами. Повторение броска в движении двумя руками от груди. Мини баскетбол. | Уметь бросать на снижая скорости. | | |
44-45. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Контрольный (штрафные броски) | Ведение мяча с изменением направления Совершенствование передач во встречном движении. Броски после ведения и после остановки. Подвижные игры и эстафеты. | Уметь передавать не меняя ритма движения. | М Оценка Д 3 5 3 2 4 2 1 3 1 | |
46-47. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Совершенствование | Совершенствование бросков с точек. Совершенствование передач во встречном движении. Игра «точно в цель». | Уметь передавать на скорости. | | |
48-49. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Совершенствование. | Повторение ведения мяча с поворотами. Передачи мяча во встречном движении. Броски с точек Мини баскетбол | Уметь поворачиваться в движении на скорости. | | |
50-52. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Контрольный (броски с точек). | Повторение ведения с поворотами. Передачи мяча в тройках со сменой мест. Мини баскетбол. Подвижные игры и эстафеты. | М Оценка Д 3 5 3 2 4 2 1 3 1 | | |
53. | | 2 | Знания о физической культуре. Российский баскетбол. | Правила поведения и техника безопасности на уроках. Успехи Российских баскетболистов на международной арене. | Знать правила ТБ. Знать о достижениях Российских баскетболистов. | | |
54-55. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Совершенствование | Повторение ведения мяча с изменением высоты отскока, направления и скорости движения. Баскетбольные эстафеты. | Уметь надёжно вести мяч в любом направлении. | | |
56-57. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Обучение. | Обучение передачам мяча в движении в парах. Броски в парах с точек. Игра в мини баскетбол | Уметь передавать партнёру в движении. | | |
58-59. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Контрольный (Броски в движении из 5 раз) | Обучение передачам мяча в движении в тройках. Соревнования в бросках на точность. Стритбол | Уметь передавать мяч через центр. | М Оценка Д 3 5 2 2 4 1 1 3 без ошиб | |
60-61. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Совершенствование. | Повторение и совершенствование передач в парах в движении и в тройках в движении. Броски в парах . Эстафеты с мячом. | Уметь передавать на скорости. | | |
62-63. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Совершенствование | Передачи в парах и в тройках в движении. Ведение с поворотами и остановками. Совершенствование штрафного броска. Учебная игра. | Уметь останавливаться и поворачиваться по сигналу. | | |
64-65. | | 2 | Овладение основными техническими приёмами. Обучение. | Обучение взаимодействию «Передал мяч-выход на свободное место». Броски после ведения из-под кольца. Стритбол | Уметь пробегать защитника после передачи. | | |
66-68. | | 2 | Игровая подготовка. | Совершенствование взаимодействия. Броски после ведения и остановки из-под кольца. Игра 5х5. Спортивные игры и эстафеты. Подведение итогов учебного года. | Уметь применять изученные элементы в игре. | | |