СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии. 6 класс. Учебник: Е.А.Андреева, Д.Ш.Трайтак "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники". 

         Количество часов по  учебному  плану  школы 34 часа, из расчета 1 час в неделю + 34 часа этнокультурного компонента (ЭКК).

Этнокультурный компонент призван помочь учащимся лучше понять взаимоотношение природы и человека.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, на основе программы, разработанной А.Е.Андреевой под редакцией Трайтак Д.Ш. («Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» М: Мнемозина- 2008г. И используется для обучения учащихся МБОУ СОШ №7 в 6 классах.

Количество часов по учебному плану школы 34 часа, из расчета 1 час в неделю + 34 часа этнокультурного компонента (ЭКК).

Этнокультурный компонент призван помочь учащимся лучше понять взаимоотношение природы и человека.

Преподавание ведется на основе учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» под редакцией Р.Н. Хрыповой, М.: Мнемозина – 2012г. Курс обеспечивает наилучшую преемственность курсов окружающего мира в начальной школе и курсов биологии в последующих классах, позволяет проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курсов биологии в старших классах, а также смежных дисциплин – физики, химии, географии и др., использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Удмуртской Республики.

Цели и задачи преподаваемого предмета

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.





Содержание тем учебного курса биология.

  1. Введение (1 ч)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Признаки живых организмов, их проявление у растений. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.


  1. Клеточное строение живых организмов (3ч)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Проведение простых биологических исследований: приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом, сравнивание строения клеток растений.


  1. Растения : Общее знакомство с растениями (2 ч)

Царство растений. Признаки живых организмов, их проявление у растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Усложнение растений в процессе эволюции. Биологическое разнообразие растений как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.

  1. Низшие растения (5ч)

Признаки живых организмов, их проявление у водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Усложнение водорослей в процессе эволюции Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие водорослей.

Проведение простых биологических исследований: распознавание низших растений разных групп; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

  1. Высшие растения (40 ч)

Признаки живых организмов, их проявление у высших растений. Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяй­ственное значение семян.

Виды, типы корней. Внешнее и внутреннее строение корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.Разнообразие, видоизменения корней у растений.

Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения: строение, виды. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Многообразие, видоизменения побегов.

Цветок, его значение и строение. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Цветение и опыление растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод: строение, значение, разнообразие . Приспособления у растений к распростра­нению плодов и семян.

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений.

Воздушное питание растений – фотосинтез. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов.

Дыхание растений. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ — обеспечение связи организма с окружающей средой.

Экологические группы растений.

Размножение растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование веге­тативного размножения в растениеводстве.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Приемы выращивания и размножения растений, ухода за ними.

Моховидные. Признаки живых организмов, их проявление у моховидных. Общая характеристика мхов. Усложнение моховидных в процессе эволюции. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность моховидных. Значение моховидных в природе и народном хозяйстве. Многообразие моховидных..

Папоротникообразные. Признаки живых организмов, их проявление у папоротникообразных. Общая характеристика папоротникобразных. Усложнение папоротникообразных в процессе эволюции Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность папоротникообразных. Значение папоротникобразных в природе и народном хозяйстве. Многообразие папоротникобразных.

Голосеменные растения. Признаки живых организмов, их проявление у п голосеменных. Общая характеристика голосеменных растений. Усложнение голосеменных в процессе эволюции Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность голосеменных растений . Значение голосеменных в природе и народном хозяйстве. Многообразие голосеменных растений.

Покрытосеменные (цветковые). Признаки живых организмов, их проявление у покрытосеменных. Общая характеристика покрытосеменных растений. Усложнение покрытосеменных в процессе эволюции Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность цветковых растений . Значение покрытосеменных в природе и народном хозяйстве. Многообразие покрытосеменных растений

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений; распознавание органов, систем органов растений; выявление изменчивости организмов.


  1. Царство Грибы. Лишайники (7ч)

Признаки живых организмов, их проявление у грибов и лишайников. Общая характеристика грибов, лишайников. Усложнение грибов, лишайников в процессе эволюции Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность грибов, лишайников. Значение грибов, лишайников в природе и народном хозяйстве. Многообразие грибов, лишайников.

Проведение простых биологических исследований: распознавание съедобных и ядовитых грибов наиболее распространенных грибов и лишайников своей местности, определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).


  1. Царство Бактерии (5 ч)

Признаки живых организмов, их проявление у бактерий. Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий в биотехнологии.

Проведение простых биологических исследований: распознавание бактерий разных видов, типов и определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).


  1. Природные сообщества (5ч)


Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на растения.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

Приспособления растительных организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Многообразие природных сообществ.

Экологические проблемы, их влияние на растительные организмы. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.



Тематическое планирование учебного материала

Раздел

Кол-во часов

№ урока


№ урока в теме

Темы уроков

Примечание

1.Введение.

1

1

1

Введение. Наука о растениях – ботаника.


2. Клеточное строение живых организмов.




3

2

1

Строение клетки.



3


2

Изучение биологических объектов с помощью микроскопа.



4


3

Лаб. Раб. № 1. Приготовление микропрепарата растительных клеток



3. Растения


2


5


1

Общее знакомство с растительным организмом.

ЭКК: Растительный мир Удмуртии.


6

2

Химический состав растений.



4. Низшие растения.


5


7


1

Одноклеточные водоросли. ЭКК: Одноклеточные водоросли Удмуртии.



8


2

Лаб. Раб. № 2. Разнообразие форм одноклеточных водорослей.



9


3

Многоклеточные водоросли



10


4

Многообразие водорослей. ЭКК: Многообразие водорослей на территории Удмуртии.


11

5

Контрольная работа №1. «Низшие растения.»









5. Высшие растения.









40


12


1

Работа над ошибками. Особенности строения высших растений.



13


2

Экскурсия. ЭКК: Осенние явления в жизни растений

г. Воткинска и Удмуртии.



14


3

Лаб.раб.№3. "Внешнее строение луковицы и клубня"



15


4

Рост растений и образование тканей.



16


5

Фотосинтез.



17


6

Лист. Внешнее строение листа. ЭКК: Разнообразие видов листьев в УР.



18


7

Внутреннее строение листа.



19


8

Лаб. раб.№4. "Покровные ткани листа"



20


9

Минеральное питание растений. Корень.

ЭКК: Способы обработки почвы, агротехника Удмуртии.



21


10

Внутреннее строение корня.



22


11

Значение корней и их разнообразие.

ЭКК: Борьба с вредителями сельхозугодий в Удмуртии.



23


12

Контрольная работа №2 " Корень, лист".



24


13


Работа над ошибками. Дыхание растений, обмен веществ.




25


14

Значение воды в жизни растений.

ЭКК: Экогруппы растений по отношению к воде на территории г.Воткинска.



26


15

Стебель: строение, значение.



27


16

Многообразие стеблей у надземных побегов.

ЭКК: Видоизменения стеблей на территории УР.



28


17

Лаб.раб.№5 "Внутреннее строение древесного стебля".



29


18

Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.



30


19

Размножение растений.

ЭКК: Способы вегетативного размножения в Удмуртии.



31


20

Цветок-генеративный орган растений. Его строение, значение.



32


21

Соцветия растений.

КК: Виды соцветий растений Удмуртии.



33


22

Цветение, опыление растений.

ЭКК: Способы опыления в Удмуртии.



34


23

Плоды.

ЭКК: Виды плодов, растений Удмуртии.



35


24

Индивидуальное развитие цветкового растения.



36


25

Семя: внешнее и внутреннее строение.

Лаб.раб.№6 "Изучение строения семени фасоли".



37


26

Условия прорастания семян. ЭКК: Значение семян УР.



38


27

Расселение и распространение растений.

ЭКК: Способы распространения семян в Удмуртии.



39


28

Растение - целостный организм.



40


29

Контрольная работа№3 по теме "Цветок. Плод."



41


30

Работа над ошибками. ЭКК: Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды в УР.



42


31

Многообразие растений и их классификация.

ЭКК: Многообразие растений УР.



43


32

Высшие споровые растения. Отдел моховидные: общая характеристика, значение.



44


33

Отдел моховидные.

ЭКК: Мхи Удмуртии.



45


34

Отдел папоротниковидные: общая характеристика, значение.



46


35

Разнообразие папоротниковидных.

ЭКК: Разнообразие папоротниковидных на территории Удмуртии.



47


36

Семенные растения. Голосеменные.

ЭКК: Лесное хозяйство-основная отрасль Удмуртии.



48


37

Лаб.раб.№7" Внешнее строение хвойных растений".



49


38

Цветковые, или Покрытосеменные растения. Семейства класса Двудольные. ЭКК: Двудольные растения УР.



50


39

Однодольные. ЭКК: Представители класса Однодольных в Удмуртии.



51


40

Развитие растительного мира на Земле.

ЭКК: Эволюция растительного мира в Удмуртии.



6. Грибы лишайники.



7


52



1

Особенности строения и питания грибов.

ЭКК: Строение грибов УР.





53


2

Одноклеточные грибы.ЭКК: Одноклеточные грибы УР.





54


3

Многоклеточные грибы.ЭКК: Многоклеточные грибы УР.





55


4

Шляпочные грибы. ЭКК: Первая помощь при отравлении грибами УР.





56


5

Распространенные съедобные и ядовитые грибы.

ЭКК: Распространенные съедобные и ядовитые грибы в Удмуртии.





57


6

Лишайники-симбиотические организмы.





58


7

Лишайники. ЭКК: Лишайники УР.



7. Бактерии


5


59


1

Особенности строения бактерий.





60


2

Питание бактерий.





61


3

Аэробные и анаэробные бактерии. Размножение и спорообразование.





62


4

Роль бактерий в природе и жизни человека.

ЭКК: Значение бактерий, представителей Удмуртии.





63


5

Контрольная работа №4 по теме

"Грибы. Бактерии. Лишайники."


8 Природные сообщества


5


64


1

Работа над ошибками. Понятие о природном сообществе, биоценозе, экосистеме.





65


2

Природные сообщества. ЭКК: Природные сообщества Удмуртии.





66


3

Приспособленность растений к совместной жизни. ЭКК: Смена природных сообществ УР.





67


4

Красная книга. ЭКК: Красная книга УР.





68


5

Охраняемые территории. ЭКК: Охраняемые территории Удмуртии.








Перечень учебно – методического обеспечения


Материально-техническое обеспечение учебного процесса.


Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно - коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, выход в Интернет.

Использование электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образовательной программы.

Комплекты печатных демонстрационных пособий:

(таблицы, портреты выдающихся учёных-биологов).

Натуральные объекты:

Гербарии Коллекции

Основные группы растений Семена и плоды

Сельскохозяйственные растения

Чучела позвоночных животных Наборы муляжей

Сорока Плоды, овощи, грибы

Раздаточные

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Дидактические материалы

Карточки с заданиями, тесты




Контрольно – измерительные материалы.


Контрольная работа по теме «Низшие растения – водоросли»


Вариант 1.
      1. Для каких организмов характерны следующие органоиды: ядро, цитоплазма, хроматофоры, митохондрии:
А)  бактерии В) водоросли

С) грибы Д) мхи

Е) вирусы

2.  Что такое таллом- слоевище:
А) тело, разделенное на ткани и органы  В) тело, не разделенное на ткани и органы

С) тело, имеющее проводящую систему Д) побег

Е) листья

3. Какие из водорослей могут жить на самой большой глубине:
А) зеленые  В) красные

С) бурые Д) сине-зеленые водоросли

Е) зеленые нитчатые водоросли

4. Благодаря наличию каких пигментов, красные и бурые водоросли могут жить в морях на большой глубине:
А) ксантофиллов   В) каротиноидов

С) хлорофилла Д) фикобиллинов

Е) ксантофиллов и каротиноидов

5. К одноклеточным зеленым водорослям относятся:
А) спирогира  В) хлорелла

С) улотрикс Д) кладофора

Е) порфира

6. Примером  одноклеточных двужгутиковых водорослей являются:
А) хлороккок   В) хламидомонада 

С) цистококк Д) хлорелла

Е) фукус

7. Размноженеи одноклеточных водорослей происходит:
А) бесполым путем  В) половым путем

С) бесполым и половым Д) почкованием

Е) спорами

8. Из многоклеточных водорослей в морях встречаются:
А) бурые и красные водоросли  В) зеленые, бурые, красные

С) зеленые и бурые Д) зеленые и красные
Е) только бурые

9. Тело многоклеточных морских водорослей:
А) не имеет корней, стеблей, листьев   В) имеет небольшие корни и листья 

С) имеет листья  Д) корни и слоевище

Е) только ризоиды

10. Какие растения были первыми наземными растениями:
А) грибы  В) лишайники

С) псилофиты Д) мхи

Е) водоросли

11. Хроматофор это-
А) зеленый пигмент растений  В) один крупный хлоропласт и несколько маленьких

С) много округлых хлоропластов Д) всегда спирально закрученная лента  

Е) органоид водорослей

12. Что является объектом изучения альгологии:
А) микроорганизмы  В) растения

С) водоросли Д) грибы

Е) человек

13. Как вольвокс передвигается в толще воды:
А) с помощь. ложноножек  В) с помощью мышц

С) с помощью жгутиков Д) не передвигается
Е) с помощью ресничек

14. Живые существа используют кислород атмосферы для:
А) питания  В) дыхания

С) размножения Д) для фотосинтеза

Е) для пластического обмена

15. Сократительные вакуоли необходимы:
А) для пищеварения  

В) для газообмена

С) для поглощения воды из окружающей среды

Д) для удаления избытка воды с растворенными продуктами окисления

Е) для переваривания питательных веществ

16. Какой способ питания характерен для водорослей:
А) хемотрофный   В) фототрофный

С) гетеротрофный Д) автотрофный

Е) сапрофитный

17. Какой тип ветвления стебля встречается у низших растений:
А) дихотомическое  В) моноподиальное

С) симподиальное Д) кущение

Е) все ответы верны

18. Нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде спирально закрученных лент – это:
А) улотрикс   В) спирогира

С)  хламидомонада  Д) ламинария

Е) хлорелла

19. Низшие растения:
А) мхи  В) папаротники

С) водоросли Д) хвощи

Е) плауны

20.Хроматофоры в виде браслета:
А) спирогиры  В) хлореллы

С) ламинарии Д) хламидомонады

Е) улотрикса
 
 

Вариант 2.

1. Бурая водоросль:
А) хламидомонада  В) ламинария С) спирогира Д) хлорелла Е) улотрикс

2. Размножается с помощью зооспор:
А) кукушкин лен  В) улотрикс С) папоротник Д) хвощ Е) сфагнум

3. Ламинария прикрепляется к почве дна:
А) грибокорнем  В) корнями С) корневищами Д) грибницей Е) ризоидами

4. Красная водоросль:
А) саргассум  В) порфира С) алярия Д) ламинария Е) арагум

5. Отдел ботаники, изучающий водоросли:
А) дендрология   В) микробиология С) микология Д) геоботаника Е) альгология

6. Большинство водорослей обитает:
А) в почве  В) на крышах домов С) в пресных и соленых водоемах Д) в лесной подстилке Е) на стволах деревьев

7. Водоросли поглащают воду и минеральные вещества:
А) ризоидами  В) листьями С) корнями Д) всей поверхностью тела Е) корневищем

8. Тело водорослей:
А) таллом или слоевище  В) колония С) мицеллий Д) гифы Е) побег

9. Водоросли представляют собой:
А) класс растений  В) отдел растений С) группу растений, включающую несколько отделов
Д) отдельное царство живых организмов Е) род растений

10. тип питания водорослей:
А) хемотрофный  В) гетеротрофный С) миксоторофный Д) аутогетеротрофный Е) автотрофный

11. У водорослей отсутствует:
А) стебель  В) листья С) корни Д) цветы Е) все эти органы

12. Ризоиды водоросли это:
А) корнеобразные выросты тела, прикрепляющие к подводным скалам  В) корневая система С) подводные корни Д) подводное корневище Е) стержневой корень

13. Ризоиды служат для:
А) всасывания питательных веществ  В) вегетативного размножения С) образования гамет Д) фотосинтеза Е) прикрепления к субстрату

14. Водоросли размножаются:
А) с помощью зооспор   В) половым путем С) вегетативно, кусочками слоевища Д) конъюгацией
Е) всеми указанными путями

15. Одноклеточные водоросли:
А) улотрикс, спирогира   В) хламидомонада, хлорелла С) ламинария, фукус Д) саргассум, макроцистис Е) порфира, немалион

16. Колониальная водоросль:
А) хламидомонада  В) хлорелла С) вольвокс Д) улотрикс Е) спирогира

17. Многоклеточные водоросли:
А) хламидомонада, хлорелла  В) порфира, хламидомонада С) улотрикс, хлорелла Д) улотрикс, спирогира Е) вольвокс, хлорелла

18. Нитчатая водоросль:
А) плеврококк  В) хламидомонада С) хлорелла Д) спирогира Е) вольвокс

19.Зеленая водоросль:
А) ламинария  В) фукус С) порфира Д) улотрикс Е) немалион

20. Бурая водоросль:
А) ламинария  В) порфира С) улотрикс Д) спирогира Е) хлорелла
 

 

Вариант 3.

1. Красная водоросль:
А) ламинария  В) порфира С) улотрикс Д) спирогира Е) хлорелла

2. Употребляемая человеком в пищу водоросль:
А) вольвокс   В) хлорелла С) ламинария Д) хламидомонада Е) спирогира

3. Йод и целлюлозу получают из:
А) зеленых водорослей  В) одноклеточных водорослей С) многоклеточных водорослей Д) пресноводных водорослей Е) морских водорослей

4. Агар – агар получают из:
А) красных водорослей  В) бурых водорослей С) зеленых водорослей Д) колониальных водорослей
Е) одноклеточных водорослей

5. Клетки зеленых водорослей содержит пигменты:
А) хлорофилл а, в   В) хлорофилл а, в, каротиноиды С) хлорофилл а, в, каратиноиды, ксантофиллы
Д) хлорофилл а, в, с, д, каротиноиды Е) хлорофилл а, в, каротиноиды, фикобилины

6. У хламидомонады светочувствительный глазок:
А) находится в оболочке  В) целиком погружен в цитоплазму С) находится в выделительной вакуоли
Д) находится в хроматофоре Е) глазок отсутствует

7. На большой глубине обитают:
А) красные водоросли  В) бурые водоросли С) зеленые водоросли Д) колониальные водоросли
Е) нитчатые водоросли

8. Запасные питательные вещества и багрянковый крахмал характерны для водорослей:
А) зеленых  В) красных С) бурых Д) диатомовых Е) желтых

9. Значение зеленых водорослей для живых организмов обитающих в воде:
А) они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов  В) они поглощают кислород и выделяют углекислый газ, необходимый для дыхания живых организмов С) они поглощают и выделяют кислород и углекислый газ необходимый для дыхания живых организмов Д) они поглощают и выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов
Е) они поглощают азот из воздуха и обогащают им водоемы

10. Тело водорослей, не имеющее корней, стеблей, листьев:
А) мицелий  В) таллом С) нити   Д) гифы   Е) спорангии

11. К низшим растениям относятся:

А) мхи  В) водоросли  С) папоротники   Д) плауны   Е) хвощи

12. Одноклеточные колониальные и многоклеточные организмы, тело которых называют талломом:
А) плауны  В) хвощи С) водоросли   Д) папоротники    Е) нет верного ответа

13. К одноклеточным зеленым водорослям относится:
А) спирогира  В) ламинария С) хламидомонада   Д) улотрикс   Е) все ответы верны

14. К многоклеточным зеленым водорослям относятся:
А) спирогира  В) хлорелла С) хламидомонада   Д) ламинария  Е) нет верного ответа

15. К многоклеточным нитевидным водорослям относится:
А) ламинария  В) спирогира С) хламидомонада   Д) улотрикс  Е)  хлорелла

16. Съедобная красная водоросль:
А) саргассум  В) кораллина С) хондрус   Д) порфира  Е) плюмария

17. Органоидом, реагирующим на свет, у хламидомонады является:
А) хроматофор  В) жгутик С) глазок    Д) цитоплазма    Е) ядро

18. Хлорелла отличается от хламидомонады тем, что:
А) у нее нет хроматофора   В) у нее нет жгутиков С) не образует спор    Д) вырабатывает меньше органических веществ   Е) нет ядра

19. Фотосинтез у водорослей происходит:
А) в хлоропластах  В) в стигме (светочувствительном глазке)   С) в листе    Д) в хроматофоре 
Е) в цитоплазме

20. Бесполое размножение одноклеточных водорослей происходит:
А) слиянием гамет  В) спорами С) частями тела    Д) хроматофором  Е) всеми указанными способами
  
Ключи    
 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

В

В

В

Е

В

В

С

А

А

С

Е

С

С

В

Д

В

А

В

С

Е

2

В

В

Е

В

Е

С

Д

А

С

Е

Е

А

Е

Е

В

С

Д

Д

Д

А

3

В

С

Е

А

С

Д

А

В

А

В

В

С

С

А

Д

Д

С

В

Д

В



















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 ПО ТЕМЕ «Корень. Побег. Лист». ВАРИАНТ 1

Задание 1. Выберите правильный ответ:

1. Вода и минеральные соли поступают в растение из почвы:

а) через корни;

б) через корни и нижнюю часть стебля;

в) через корни и другие органы растения, соприкасающиеся с почвой.

2. Боковые корни развиваются:

а) только на главном корне;

б) только на придаточных корнях;

в) как на главном, так и на придаточных, корнях.

3. Главный корень развивается:

а) из зародышевого корешка;

б) из боковых корней;

в) из придаточных корней.

4. Клетки зоны деления:

а) мелкие, расположены рыхло;

б) мелкие, плотно прилегающие друг к другу;

в) крупные, округлые.

5. Пример корнеплода:

а) картофель;

б) морковь;

в) корневище одуванчика.

6. Корень растет в длину:

а) только верхушкой;

б) участком, отходящим от стебля;

в) верхушкой и всеми другими участками.

Задание 2. Напишите значение зоны корня.


Зона деления -



Зона проведения -

Задание 3. Выберите верный вариант ответа.

1. Участок стебля между двумя ближайшими узлами одного побега называется:

а – междоузлием; б – пазухой листа.

2. Угол между листом и находящимся выше междоузлием называется:

а – междоузлием; б – пазухой листа.

3. Расположение листьев на стебле по спирали и по одному в узле называется:

а – мутовчатым; б – очередным.

4. Почки, которые развиваются на междоузлиях, листьях и корнях, называются:

а – пазушными; б – придаточными.

Задание 4. Подпишите название частей побега (соотнесите название части побега и его номер на рисунке).

Узел,

Междоузлие,

Верхушечная почка,

Боковая почка,

Пазуха листа,

Лист,

Стебель.


Задание 5. Напишите значение тканей стебля.


1) Кожица,

2) Камбий,

3) Сердцевина


Задание 6. Выберите верный вариант ответа.

Опишите лист растения (крапивы) по плану:

1. Форма листа.

2. Тип жилкования.

3. Форма края листа.

4. Наличие черешка.

Задание 7. Подпишите части клубня картофеля.















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 ПО ТЕМЕ «Корень. Побег. Лист». ВАРИАНТ 2

Задание 1. Выберите правильный ответ:

1. У моркови, свеклы, репы развиваются:

а) все виды корней;
б) только главный корень;
в) главный и боковые корни.

2. На поставленных в воду черенках ивы, тополя развиваются:

а) главные корни;
б) боковые корни;
в) придаточные, а на них боковые корни.

3. Корневой выполняет функцию:

а) защиты зоны деления корня;
б) обеспечивает рост корня;
в) проводит воду и минеральные вещества.

4. Корневые волоски обеспечивают:

а) прочность корня;
б) всасывание воды и минеральных веществ из почвы;
в) удерживают растение в почве.

5. Прочность и упругость корня обеспечивает:

а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.

6. Регенерация корней:

а) восстановление корневой системы;
б) образование корнеплодов;
в) запас питательных веществ.

Задание 2. Напишите значение зоны корня.


Зона роста -



Зона всасывания -

Задание 3. Напишите верный вариант ответа.

1. Если зимой на стебле почки расположены супротивно, то отрастающие весной листья будут располагаться на этом же стебле:

а – супротивно; б – очередно.

2. Если зимой на стебле почки расположены поочередно, то расположение отрастающих весной листьев будет:

а – мутовчатым; б – очередным.

3. Почка – это:

а – зачаток будущего растения; б – зачаточный побег.

4. Листорасположение, при котором в каждом узле развивается три и более листьев, называется:

а – мутовчатым; б – очередным.

Задание 4. Подпишите название частей побега (соотнесите название части побега и его номер на рисунке).





















Зачаточный стебель,

Зачаточные почки,

Чешуйки,

Зачаточные листья.

Задание 5. Напишите значение тканей стебля.


1) Пробка,

2) Луб,

3) Древесина.


Задание 6. Выберите верный вариант ответа.

Опишите лист растения (клёна) по плану:

1. Форма листа.

2. Тип жилкования.

3. Форма края листа.

4. Наличие черешка.

Задание 7. Подпишите части луковицы лука.



















Контрольная работа №3 по теме « Цветок. Плод ».

I вариант


1. Выберите правильное утверждение ( “да” или “нет” ):

Коноплю, тополь, иву называют двудомными растениями,

т.к. у них тычиночные цветки расположены на одних растениях,

а пестичные – на других.

А) да

Б) нет


2. Закончить предложение (определение):

Околоцветник называют двойным, если он состоит из ……………..


3. Цветок – это:

А) яркий венчик В) часть стебля

Б) видоизменённый побег Г) околоцветник


4. Простое соцветие:

А) Метёлка В) Сложный зонтик

Б) Сложный колос Г) Кисть


5. Главные части цветка:

А) лепестки и чашелистики В) столбик и рыльце

Б) пестик и тычинки Г) цветоножка и цветоложе


6. Цветы, у которых есть и пестик и тычинки называются:

А) пестичными В) раздельнополыми

Б) тычиночными Г) обоеполыми


7. Семена образуются из:

А) пыльцы В) околоцветника

Б) столбика пестика Г) семязачатка


8. Сухой односемянной плод:

А) боб В) семянка

Б) ягода Г) тыквина


9. Сочный многосемянной плод:

А) коробочка В) померанец

Б) орех Г) стручок

10. Задание: выбери правильные суждения, выпишите их номера



  1. Любой цветок имеет лепестки и чашелистики.

  2. Цветы, в которых есть и пестики, и тычинки, называют обоеполыми.

3. У самоопыляемых растений на рыльце пестика попадает пыльца с другого цветка..

4. Из завязи развивается семя.

5. Орех – односемянный плод.

6. Если цветок имеет лепестки и чашелистики, то его околоцветник называют двойным.

7. У одуванчика соцветие – корзинка.

8. Цветки, собранные в соцветия, лучше привлекают насекомых, чем отдельные цветки.

9. Ветроопыляемые растения имеют цветы с ярким околоцветником и липкой пыльцой.

10. Околоцветник защищает главные части цветка.

11. Спермии образуются в завязи пестика.

12. После опыления происходит оплодотворение.

13. Главные части цветка – это пестики и тычинки.

14. Тычинки и пестики бывают в каждом цветке.

15. Околоплодник образуется из стенок завязи.

16. Плоды ягоды относятся к сочным плодам.

17. Плоды гороха называют бобами.

18. У двудомных растений пестичные и тычиночные цветы расположены на одном растении.

19. Насекомоопыляемые растения имеют яркую окраску и сладкий нектар.

20. Плоды одуванчика распространяются с помощью ветра.





Контрольная работа №3 по теме « Цветок. Плод ».

II вариант


1. Выберите правильное утверждение ( “да” или “нет” ):

Такие растения, как огурцы и кукуруза называют однодомными,

т.к. пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на

одном растении.

А) да

Б) нет


2. Закончить предложение (определение):

Околоцветник называют простым, если он состоит из……………………….


3. Сложное соцветие:

А) метёлка В) кисть

Б) корзинка Г) початок


4. Зачаточные бутоны находятся в:

А) листовой почке В) цветочной почке

Б) любой почке Г) любом зачаточном побеге


5. Главные части цветка защищены:

А) околоцветником В) цветоложем

Б) цветоножкой Г) чашечкой


6. Сухой многосемянной плод:

А) коробочка В) померанец

Б) орех Г) тыквина

7. Раздельнополые цветки имеют:

А) всегда только тычинки В) или тычинки или пестики

Б) всегда только пестики Г) и тычинки и пестики одновременно


8. Соцветия нужны для:

А) защиты растения В) привлечения насекомых

Б) размножения Г) питания растения


9. Сочный односемянной плод:

А) яблоко В) костянка

Б) боб Г) стручок



10. Выбери правильные суждения, выпишите их номера:



  1. У цветка тюльпана и чашечка и венчик имеют яркую окраску.

  2. У однодомных растений пестичные и тычиночные цветы расположены на одном растении.

  3. Плод груши называют яблоком.

  4. Все вкусные и ароматные сочные плоды называют ягодами.

  5. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи.

  6. Головка и початок – простые соцветия.

  7. На рябине образуются плоды, называемые яблочками.

  8. Все самоопыляемые растения опыляются при помощи ветра.

  9. Насекомоопыляемые растения не имеют аромата и нектара.

  10. Цветок – это генеративный орган растения.

  11. Цветки, содержащие пестики, называются женскими.

  12. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

  13. Пыльца созревает в завязи пестика.

  14. У ветроопыляемых растений много мелкой и лёгкой пыльцы.

  15. Околоплодник образуется из стенок завязи.

  16. Плод коробочка относится к односемянным плодам.

  17. Плоды рябины распространяются с помощью ветра.

  18. У двудомных растений пестичные и тычиночные цветки находятся на разных растениях.

  19. Стенки завязи разрастаются и образуют околоплодник.

  20. Цветок шиповника имеет двойной околоцветник.




Контрольная работа по теме: «Корень»

Вариант 1

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. Темная окраска почвы зависит от наличия в ней перегноя.
4. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
5. Корневой чехлик покрывает всю зону роста.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы ... и ... .
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется ... .
3. Почва отличается от горных пород наличием ... .
4. Корень растет в длину своей ... .
5. Под чехликом находится ... .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Вода и минеральные соли поступают в растение из почвы:

а) через корни;
б) через корни и нижнюю часть стебля;
в) через корни и другие органы растения, соприкасающиеся с почвой.

2. Боковые корни развиваются:

а) только на главном корне;
б) только на придаточных корнях;
в) как на главном, так и на придаточных, корнях.

3. Главный корень развивается:

а) у однолетних растений;
б) у двулетних и многолетних;
в) у двудольных растений, выросших из семян.

4. Клетки зоны деления:

а) мелкие, расположены рыхло;
б) мелкие, плотно прилегающие друг к другу;
в) крупные, округлые.

5. В результате утолщения боковых и придаточных корней развиваются:

а) клубни;
б) корневые «шишки» или корневые клубни;
в) боковые и придаточные корни не разрастаются.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Корень.
2. Мочковая корневая система.
3. Зона деления.
4. Ризодерма.
5. Суперфосфат.

Вариант 2

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
3. Перегной – это отмершие и гниющие корешки, листья растений, погибшие насекомые, микроорганизмы.
4. Все, что у растения находится в почве, – это корни.
5. Клетки корневого чехлика недолговечны: одни разрушаются, а другие образуются.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Все корни растения составляют его ... .
2. На главном корне и придаточных корнях развиваются ... .
3. При дыхании клетки корня поглощают..., а выделяют ... .
4. Длинные, мертвые полые клетки с толстыми оболочками без поперечных перегородок называются ... .
5. Поступлению воды из корня в стебель способствует ... .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. У большинства однодольных растений корневая система:

а) стержневая;
б) мочковатая;
в) смешанная.

2. Придаточные корни образуются:

а) только на главном корне;
б) только на нижней части стебля;
в) как на стебле, так и на листьях.

3. Главный корень хорошо заметен в корневой системе:

а) фасоли;
б) пшеницы;
в) смородины, выросшей из черенка.

4. Культурные растения садов и огородов лучше поливать:

а) утром;
б) вечером;
в) днем.

5. Прочность и упругость корня обеспечивает:

а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Главный корень.
2. Почва.
3. Зона всасывания.
4. Корневое давление.
5. Корнеклубни.

Вариант 3

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня.
2. Боковые корни развиваются в нижней части стебля.
3. Корнеплод моркови образует разросшийся в длину и толщину главный корень.
4. Если бы в почве не было микроорганизмов, то не было бы и перегноя.
5. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

Задание 2. Закончите предложения.

1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен ... .
2. Кончик корня покрыт ... .
3. Зона деления корня образована тканью, которая называется ....
4. У георгина, чисяка некоторые придаточные корни превращены в ... .
5. При прорастании семени первым появляется ... .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. У моркови, свеклы, репы развиваются:

а) все виды корней;
б) только главный корень;
в) главный и боковые корни.

2. На поставленных в воду черенках ивы, тополя развиваются:

а) главные корни;
б) боковые корни;
в) придаточные, а на них боковые корни.

3. Корневой чехлик можно увидеть:

а) невооруженным глазом;
б) с помощью лупы;
в) только с помощью микроскопа.

4. Корневые волоски живут:

а) около месяца;
б) несколько дней;
в) около суток.

5. Огородные растения нужно поливать:

а) редко и понемногу;
б) редко, но обильно;
в) часто и обильно.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Придаточные корни.
2. Корневой чехлик.
3. Корневой волосок.
4. Удобрения.
5. Пикировка.

Вариант 4

Задание 1. Решите, верно или неверно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
2. В почве с большим содержанием песка вода и минеральные соли сохраняются лучше, чем в глинистой почве.
3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
4. Корневые волоски — длинные выросты клеток ризодермы.
5. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Корневая система одуванчика называется ... .
2. Верхний плодородный слой земли называется ... .
3. Почва обладает особым свойством, называемым ... .
4. Под чехликом находится зона ... .
5. В зоне проведения корня развивается ткань ... .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Боковые корни развиваются:

а) только на главном корне;
б) только на придаточных корнях;
в) как на главном, так и на придаточных корнях.

2. Корень растет в длину:

а) только верхушкой;
б) участком, отходящим от стебля;
в) верхушкой и всеми другими участками.

3. Клетки корневого чехлика:

а) живые;
б) мертвые, с толстыми оболочками;
в) наряду с живыми имеются и мертвые.

4. Корневые волоски обычно не бывают длиннее:

а) 10 мм;
б) 20 мм;
в) 30 мм.

5. Прочность и упругость корня обеспечивает:

а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Стержневая корневая система.
2. Зона роста.
3. Зона проведения.
4. Корнеплоды.
5. Подкормка.



Ответы

Вариант 1

Задание 1.

1; 2; 3; 4.

Задание 2.

1 – воду и минеральные соли;
2 – мочковатая;
3 – перегноя (гумуса);
4 – верхушкой;
5 – зона деления.

Задание 3.

1–а; 2–в; 3–в; 4–б; 5–б.

Задание 4.

1 – осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным ростом, положительным геотропизмом, служащий для удержания растений в почве;
2 – корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней;
3 – зона, расположенная между корневым чехликом и зоной роста, состоящая из делящихся клеток;
4 – покровная ткань в зоне всасывания;
5 – минеральное удобрение, содержащее фосфор.

Вариант 2

Задание 1.

1; 3; 5.

Задание 2.

1 – корневую систему;
2 – боковые корни;
3 – кислород, углекислый газ;
4 – сосуды;
5 – корневое давление.

Задание 3.

1– б; 2– в; За; 4– б; 5– в.

Задание 4.

1 – корень, развивающийся из корешка зародыша;
2 – верхний плодородный слой земли;
3 – зона, находящаяся между зоной роста и зоной проведения;
4 – давление, благодаря которому, вода и минеральные соли поднимаются вверх по стеблю;
5 – разросшиеся боковые или придаточные корни.

Вариант 3

Задание 1.

1; 3; 4.

Задание 2.

1 – главный корень;
2 – корневым чехликом;
3 – меристематической (образовательной);
4 – корнеклубни;
5 – корешок зародыша (главный корень).

Задание 3.

1–б; 2–в; 3–а; 4–а; 5–б.

Задание 4.

1 – корни, отрастающие от стеблей или листьев;
2 – колпачок из клеток, который защищает зону деления;
3 – длинный вырост наружной клетки корня в зоне всасывания;
4 – у вещества, повышающие плодородие почвы;
5 – отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений.

Вариант 4

Задание 1.

1; 4; 5.

Задание 2.

1 – стержневой;
2 – почвой;
3 – плодородием;
4 – деления;
5 – проводящая.

Задание 3.

1–в; 2–а; 3–в; 4–а; 5–в.

Задание 4.

1 – система, образованная главным и боковыми корнями;
2 – зона, в которой клетки увеличиваются в размерах, находится между зоной деления и зоной всасывания;
3 – зона, в которой располагаются сосуды и ситовидные трубки, располагается над зоной всасывания;
4 – разросшийся главный корень;
5 – внесение удобрений во время роста и развития растений.































Контрольная работа№4 по теме «Бактерии, грибы, лишайники».

1 вариант.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

  1. Какая группа организмов самая древняя на нашей планете?

А. растения В. лишайники

Б. грибы Г. бактерии

  1. Где заключена наследственная информация бактерий?

А. в ядре В. в кольцевой хромосоме

Б. в ядрышке Г. в вакуоли

  1. Как называются бактерии, для жизни которых не нужен кислород?

А. анаэробы В. эфемероиды

Б. аэробы Г. склерофиты

  1. Что отличает строение клетки бактерии от строения растительной клетки?

А. имеется клеточная мембрана В. отсутствие ядра

Б. способность к фотосинтезу Г. имеется ядро

  1. Как называются округлые бактерии?

А. бациллы В. спириллы

Б. кокки Г. вибрионы

  1. В клетках каких бактерий содержится хлорофилл?

А. сапрофитов В. патогенных

Б. симбионтов Г. цианобактерий

  1. Грибы – это представители:

А. сапрофитов В. самых древних организмов

Б. автотрофов Г. растений

  1. Что образуется при сожительстве мицелия гриба и корней растений?

А. микропиле В. зигота

Б. микориза Г. ризоиды

  1. Как грибы поглощают питательные вещества?

А. корневыми волосками В. микропиле

Б. устьицами Г. всей поверхностью тела

  1. Какой гриб оказал огромную помощь в развитии медицины?

А. дрожжи В. мухомор

Б. мукор Г. пеницилл

  1. Чем представлено тело лишайников?

А. корнем, стеблем, листьями В. слоевищем

Б. пеньком и шляпкой Г. корнем, стеблем, листьями, цветком

  1. Какие лишайники имеют вид корочки, тесно сросшийся с субстратом?

А. кустистые В. листоватые

Б. накипные Г. сложные

  1. Как происходит размножение лишайников?

А. спорами В. спорами и кусочками слоевища

Б. семенами Г. корнями

  1. Каков отличительный признак лишайников?

А. сожительство гриба и корня растения В. обитание в организме хозяина

Б. сожительства гриба и водоросли

  1. Защитными приспособлениями бактериальной клетки являются

А. Клеточная стенка В. Жгутики

Б. Ворсинки Г. капсула

  1. Споры бактерий – это приспособление к:

А. размножению В, распространению

Б. переживанию неблагоприятных условий Г. питанию



Часть В. Ответьте на вопросы.

  1. Как называются бактерии палочковидной формы?

  2. Какое размножение присуще грибам?

  3. Объедините название грибов и группу к которой они принадлежат.




Названия гриба

Название группы грибов

А.

Белый гриб


1.Шляпочные трубчатые грибы


2.Шляпочные пластинчатые грибы


3.Плесневые грибы


4.Грибы - паразиты

Б.

Опята

В.

Мукор

Г.

Головня

Д.

Бледная поганка

Е.

Спорынья

Ж.

Пеницилл

З.

Подберезовик

И.

Трутовик


К.

Дрожжи



Часть С.

  1. Что общего у растений и гриба?



Контрольная работа по теме №4 «Бактерии, грибы, лишайники».

2 вариант.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

  1. Бактерии – это представители:

А. Эукариот В. эфемероидов

Б. прокариот Г. склерофитов

  1. Какая часть клетки бактерии придает ей форму, выполняет защитную и опорную функции?

А. клеточная оболочка В. клеточная стенка

Б. клеточная мембрана

  1. Как называются бактерии, для жизни которых необходим кислород?

А. аэробы В. ксерофиты

Б. анаэробы Г. суккуленты

  1. что общего в клеточном строении бактерии и растения?

А. одинаковый размер клеток В. подвижная цитоплазма

Б. наличие ядра Г. наличие мембранных органелл

  1. Как называется форма бактерий в виде запятой?

А. спириллы В. бациллы

Б. кокки Г. вибрионы

  1. Как называются бактерии, живущие в корнях бобовых растений?

А. гниения В. клубеньковые

Б. молочно - кислые Г. болезнетворные

  1. Как называются бактерии. Живущие внутри другого организма и вызывающие заболевания?

А. цианобактерии В. симбионты

Б. сапрофиты Г. паразиты

  1. Какие бактерии особенно важны для получения сметаны и простокваши?

А. железобактерии В. патогенные

Б. серобактерии Г. молочно – кислые

  1. Какие грибы используют в хлебопечении?

А. пеницилл В. мукор

Б. дрожжи Г. рыжик

  1. В чем состоит отличие грибов от животных?

А. содержание хитина В. запас углеводов в виде гликогена

Б. гетеротрофный способ питания Г. способность расти в течении всей жизни

  1. Как называются грибы, мирно уживающиеся с различными видами растений?

А. паразиты В. сапрофиты

Б. симбионты Г. хищники

  1. Как называется наука, изучающая грибы?

А. ботаника В. экология

Б. палеоботаника Г. микология

  1. Что такое лишайник?

А. симбиоз гриба и корня растения В. грибокорень

Б. симбиоз гриба и водоросли Г. мохообразное растение

  1. У каких лишайников слоевище имеет вид веточки дерева или травы?

А. кустистых В. листоватых

Б. накипных Г. простых

  1. С помощью чего лишайники поглощают воду с минеральными веществами?

А. корневых волосков В. устьиц

Б. гифов гриба Г. микропиле

  1. К каким лишайникам относится ягель?

А. к кустистым В. к накипным

Б. к листоватым Г. к простым

Часть В. Ответьте на вопросы.

  1. Как называются бактерии округлой формы?

  2. Какое размножение присуще лишайникам?

  3. Объедините название гриба и группу грибов к которой они принадлежат.




Название гриба


Группа грибов

А.

Мукор

1.Съедобные грибы


2.Ядовитые грибы


3.Плесневые грибы


4.Грибы - паразиты

Б.

Бледная поганка

В.

Пеницилл

Г.

Мучнистая роса

Д.

Подберезовик

Е.

Мухомор

Ж.

Дрожжи

З.

Трутовик

И.

Лисичка

К.

Рыжик



Часть С.

  1. Каково значение лишайников в природе и жизни человека?



Ключ ответов

1 вариант.

Часть А.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

в

а

в

б

г

а

б

г

Г

11

12

13

14

15

16





в

б

в

б

г

б





Часть В.

  1. Бациллы.

  2. Бесполое: спорами и вегетативное – частью гифов гриба, половое – особыми половыми клетками.

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

1

2

3

4

2

4

3

1

4

3



Часть С.

Рост в течение всей жизни, прикрепленный образ жизни, питание путем всасывания питательных веществ из почвы, размножение половым и вегетативным путем.



2 вариант.

Часть А.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

в

а

в

г

в

г

г

б

а

11

12

13

14

15

16





б

г

б

а

б

а





Часть В.

  1. Кокки.

  2. Слоевищем, половое – особыми клетками водорослей и гриба.

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

3

2

3

4

2

2

3

4

1

1



Часть С.

Растения пионеры суши, подготавливают почву для других растений, корм для оленей, изготовление краски, лакмуса, используются в медицине и парфюмерной промышленности, имеются съедобные лишайники.