СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10-11 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 10-11 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 класс.»

Структура документа

Рабочая программа по биологии представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:

Раздел Ι. Пояснительная записка

Раздел II. Основное содержание программы

Раздел III. Учебно-тематический план

Раздел IV. Национально-региональные этнокультурные особенности учебного предмета;

Раздел V. Календарно-тематическое планирование;

Раздел VI. Требования к уровню подготовки учащихся;

Раздел VII. Норма оценок по предмету;

Раздел VIII.Учебно-методический комплекс.


Раздел Ι. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандата общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и авторской программы И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова ( Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд.,стереотип.. – М.: Дрофа, 2010)

Согласно федеральному базисному учебному плану, областному базисному плану и учебному плану гимназии, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает изучение курса биологии в объеме 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 35 часов (1 час в неделю).


Нормативная и инструктивно-методическая база рабочей программы:

1. Приказ Министерства образования и науки России № 1994 от 09.06.2011г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МОиН РФ от 09 марта 2004 года №1312».

2. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по …. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004г. № 1089)

3. Приказ МОиН РФ №2885 от 27.12.2011г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

5. Приказ МОиН Челябинской области №04-997 от 16 июня 2011г. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год»

6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»

7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Биология» в 2013-2014 учебном году» от 24.07.2013 № 03-02\5639

  1. 8. Учебный план гимназии № 10 на 2014-2015 учебный год (протокол педагогического совета № 1 от 29.08.2014).



Цель программы: формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде




Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации; 

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

В 10 и 11 классах предусматривается продолжение изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В 10 классе изучаются разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм»; в 11 классе – «Вид», «Экосистемы».

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской программой и Примерной программой. При составлении календарно – тематического планирования проведено соотнесение лабораторных и практических работ авторской линии и Примерной программы.

Лабораторные и практические работы по биологии делятся на две группы:

направленные на формирование у учащихся общих учебных умений и навыков, обобщенных способов деятельности;

направленные на определение уровня готовности обучающихся на практике применять полученные знания.

В связи с вышеизложенным оцениванию подлежат только практические работы, относящиеся ко второй группе. Практические работы, рассчитанные на полный урок и предусматривающие достижение учащимися требований к уровню подготовки, записываются в журнале в графе «Тема урока» и подлежат обязательному оцениванию. В календарно – тематическом планировании в соответствующем столбце указаны оценочные и обучающие лабораторные работы. Все практические работы выделены в самостоятельные уроки, подлежат обязательному оцениванию.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся предусмотрены демонстрации. Планированием предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по теме.








Раздел II. Основное содержание программы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)


БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

КЛЕТКА (8 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы:
  • Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

  • Сравнение строения клеток растений и животных

  • Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

ОРГАНИЗМ (18 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

ВИД (20 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

ЭКОСИСТЕМЫ (10 час)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Примерные темы экскурсий

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).


Раздел III. Учебно-тематический план


10 класс

№ п/п

Разделы программы


Теоретическая часть

Практическая часть

(лабораторные и практические работы)

Контроль

Программа

По КТП

Программа

По КТП


1

Биология как наука. Методы научного познания.

3

3

-

-


2

Клетка

10

10

3

3

тест., контр.раб

3

Организм

18

21

5

5

контр.раб

4

Заключение

-

1

-

-



Итого:

31

35

8

8

3

11 класс

№ п/п

Разделы программы


Теоретическая часть

Практическая часть

(лабораторные и практические работы)

Программа

По КТП

Программа

По КТП

1

Вид

19

21

5

5

2

Экосистемы

11

13

6

6

3

Заключение

-

1

-

-


Итого:

30

35

11

11


Распределение часов практической части

Рекомендуется минимум лабораторных и практических работ по биологии в 10 классе – 8 работ; в 11 классе – 11 работ (базовый уровень)


Раздел Клетка. Лабораторные и практические работы:

  • Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

  • Сравнение строения клеток растений и животных

  • Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений




Раздел Организм. Лабораторные и практические работы:

- Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

- Составление простейших схем скрещивания

- Решение элементарных генетических задач

- Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

- Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии


Раздел Вид. Лабораторные и практические работы:

- Описание особей вида по морфологическому критерию

- Выявление изменчивости у особей одного вида

- Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

- Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

- Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека


Раздел Экосистемы. Лабораторные и практические работы:

- Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

- Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

- Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

- Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

- Решение экологических задач

- Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения


Раздел IV. Национально-региональные и этнокультурные особенности учебного предмета

Тематическое планирование включает региональный компонент. Основной формой учета национально-региональных этнокультурных особенностей в содержании биологического образования является включение разделов и тем национально-регионального и этнокультурного компонента в содержании федерального компонента биологического образования. В программе по биологии для 10-11 классов до 30 %времени занимает реализация национально – региональных этнокультурных особенностей.

Цели учета национально-региональных этнокультурных особенностей в содержании общего среднего образования:

  • повышение интереса к природе региона и страны в целом;

  • усиление самостоятельности и творческого начала в работе с учащимися;

  • создание коллектива единомышленников, имеющих общие интересы, способного решать серьёзные проблемы, в том числе и научно-исследовательского характера;

  • воспитание патриотизма, чувства хозяина, бережливого отношения к природе и памятникам природы.

Национально-региональный компонент призван способствовать выполнению следующих задач:

  • расширение, углубление и конкретизация знаний учебной дисциплины «Биология», предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта;

  • реализация гарантированного права на получение комплекса знаний о природе Челябинской области каждым учащимся независимо от типа учебного заведения;

  • углубление навыков естественнонаучных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, оформление результатов собственных изысканий;

  • формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация материала.

Национально-региональные этнокультурные особенности (НРЭО) в предметной области биология должны обеспечить овладение учащимися основами научных исследований в области биологии и экологии, умение узнавать и формулировать проблемы в контексте региональной, национальной тематики, а также видеть возможные пути решения этих проблем, осознанно излагать их.


Распределение НРЭО по темам

10 класс

№ урока

Тема урока

Содержание НРК

1.

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.


Использование данных по вирусным инфекциям в Челябинской области

2.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Использование статистических данных по распространении алкоголизма и наркомании среди населения области, города

3.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации. Мутагенные факторы.


Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

4.

Экскурсия в музей эмбриологии при ЧГМА.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на эмбриональное развитие человека.

5.

Причины нарушений развития организмов.


Медико-генетическая служба в г. Челябинске


11 класс


№ урока

Тема урока

Содержание НРК

5

Вид, его критерии

Изучение объектов местной флоры


9

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

Использование живых растительных объектов и коллекций – природные материалы Челябинской области.

11

Сохранение многообразия видов как основа

устойчивого развития биосферы

Охраняемые виды животных и растений Челябинской области.

15

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.


Демонстрация объектов местного геологического материала (коллекции

26

Видовая и пространственная структура экосистем.


Экосистемы Челябинской области.

28

Причины устойчивости и смены экосистем

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

29

Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.


Искусственные экосистемы Челябинска и Челябинской области.

33

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.


Примеры природоохранной деятельности на территории Челябинской области. Демонстрация карт области

34

Последствия деятельности человека для окружающей среды.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности


При реализации НРЭО использованы материалы сайтов:


- Комплексный доклад о состояние окружающей среды Челябинской области 2009г. (Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области)

- Левит А.И.. Южный Урал география, экология, природопользования.

- Учебное пособие. Челябинск. Южно- Уральское книжное издательство 2005г

- Природные системы Южного Урала: Сб. науч.тр/ Под.ред. Л.Л. Гайдученко. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999.

- www.igz.ilmeny.ac.ru. Ильменский государственный заповедник им. В.И. Ленина.

- http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

- http://www.chelpogoda.ru Оперативные данные об экологической обстановке в Челябинске и городах области.

- redbook.ru Красная книга Челябинской области.


Раздел VI. Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Раздел VII. Норма оценок по предмету


Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии


Отметка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объ­ёме программы и учебника;

чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины;

для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

раскрыто содержание материала;

правильно даны определения понятие и использованы научные термины;

определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, не­большие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

от­вет самостоятельный.

Отметка «3»:

усвоено основное содержание учебного мате­риала, но изложено фрагментарно;

не всегда последовательно определение понятии недостаточ­но чёткие;

не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

допущены ошибки и неточности в использовании научной тер­минологии, определении понятии.

Отметка «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто;

не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

допущены грубые ошибка в определении понятий, при использо­вании терминологии.


Оценка практических умений учащихся

Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта;

самостоятель­но проведена работа по подбору оборудования, объектов при зак­ладке опыта допускаются1-2 ошибки;

в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.


Отметка «3»:

правильно определена цель опыта, подбор обору­дования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наб­людение, формировании выводов.


Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта;

не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его офор­млении. 


Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

правильность проведения;

уме­ние выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта;

самостоятель­но проведена работа по подбору оборудования, объектов при зак­ладке опыта допускаются1-2 ошибки;

в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.


Отметка «3»:

правильно определена цель опыта, подбор обору­дования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наб­людение, формировании выводов.


Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта;

не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его офор­млении. 

 При составлении текстов проверочных работ промежуточного или тематического контроля используется формат, близкий к ЕГЭ. Такая форма позволяет объективно оценить учебные достижения учащихся. Тесты сгруппированы по тематическим разделам, соответствующим учебнику и Программе. Контрольно-измерительные материалы можно использовать на любом этапе урока (проверка домашнего задания, закрепление материала, контроль и оценка знаний). Тематические тесты содержат задания и вопросы, разделенные на три уровня сложности:

  • Уровень А – базовый, К каждому заданию даются варианты ответов, только один из которых верный.

  • Уровень В – более сложный. Каждое задание этого уровня требует краткого ответа (в виде 1-2 слов, сочетания букв или цифр)

  • Уровень С – повышенной сложности. Как правило, состоит из одного вопроса с развернутым ответом.

На выполнение тематических тестов отводится 15-20 минут в рамках уроков обобщающего повторения. В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание группы А – 1 балл; группы В – от 1до 4 баллов; группы С – можно оценивать по пятибалльной системе. Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентирует на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем, чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений. Допускается гибкая система оценивания результатов тестирования, которая допускает за учеником право на ошибку:

80% от максимальной суммы баллов – «5»;

60-80% - «4»; 40-60% - «3»; менее 40% - «2».

Раздел VIII. Учебно-методический комплекс

Класс



Программа (автор,название программы, в каком сборнике опубликована


Учебник (автор, название, издательство, год издания)


Учебная

дополнительная

литература для

учащихся)


Учебно-методическая литература для учителя

Инструментарий для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания)

10

И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов

Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд.,стереотип.. – М.: Дрофа,2010.

Сивоглазов В.И.,Агафонова И.Б. , Захарова Е.Т. Биология. Общая Биология. Базовый уровень: учеб. для 10 -11кл. общеобразовательных учреждений. – 7е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

Агафонова И.Б. Биолгия. Общая биолгия. Базовый уровень. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2012


Мультимедийное проиложение к учебнику В.И.Сивоглазова и др. Биология 10-11 классы. ООО «Дрофа», 2011

ЦОР Экология. Учебное пособие. Под. ред. Ахлебина А.К., В.И. Сивоглазова. ЗАО «1С», 2009

ООО «Дрофа», 2009


Козлова Т.А., Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. «Методическое пособие к учебнику «Общая биология. Базовый уровень. 10—11 кл. М.: Дрофа, 2009

Лернер Г.И.

ЕГЭ. 2011. Биология: тематические тренировочные задания / Г.И. Лернер.- М.: Эксмо, 2010.


ЭУИ «Подготовка к ЕГЭ по биологии». – М.:Дрофа, 2011

11

И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов

Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд.,стереотип.. – М.: Дрофа,2010

.И.,Агафонова И.Б. , Захарова Е.Т. Биология. Общая Биология. Базовый уровень: учеб. для 10 -11кл. общеобразовательных учреждений. – 7е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

Агафонова И.Б. Биолгия. Общая биолгия. Базовый уровень. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2012


Мультимедийное проиложение к учебнику В.И.Сивоглазова и др. Биология 10-11 классы. ООО «Дрофа», 2011

ЦОР Экология. Учебное пособие. Под. ред. Ахлебина А.К., В.И. Сивоглазова. ЗАО «1С», 2009

ООО «Дрофа», 2009


Козлова Т.А., Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. «Методическое пособие к учебнику «Общая биология. Базовый уровень. 10—11 кл. М.: Дрофа, 2009

Лернер Г.И.

ЕГЭ. 2011. Биология: тематические тренировочные задания / Г.И. Лернер.- М.: Эксмо, 2010.


ЭУИ «Подготовка к ЕГЭ по биологии». – М.:Дрофа, 2011


1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!