№ | Дата/факт | Тема урока | Содержание урока | Знания и умения учащихся | Виды контроля за уровнем усвоенного | НРК | ИКТ |
Основы учения об эволюции (10 часов) |
1 | | Развитие эволюционного учения Чарлза Дарвина | Происхождение видов. Эволюция. Факторы эволюции | Знать основные этапы становления и развития эволюционной теории Чарлза Дарвина и основные положения эволюционной теории. Уметь на примерах жизни животных и растений приводить доказательства эволюции | Конспект | | Презентация |
2 | | Вид. Критерии вида. Структура. Практическая работа «Описание особей вида по морфологическому критерию» | Биологический вид. Критерии вида. Структура | Знать определение биологического вида и его критерии. Уметь доказывать целостность вида, значение видового разнообразия в природе | Таблица. Практическая работа | Биологические виды Хакасии | |
3 | | Популяции | Популяция. Структура. Свойства | Знать характеристику популяций, значение популяций для вида, структуру и свойства популяций. Уметь описывать структуру популяций по ее критериям | Таблица - схема | | |
4 | | Генетический состав и изменение генофонда популяций | Генофонд популяций. Генетическое равновесие. Дрейф генов. Изменение генофонда | Знать причины нарушения генетического равновесия в популяциях. Знать биологическую значимость этого процесса. Уметь раскрывать причины последствия нарушения генетического равновесия в популяции | Таблица – схема. Доклад | | Презентация |
5 | | Борьба за существование и ее формы | Виды борьбы за существование: Межвидовая, внутривидовая, с неблагоприятными условиями | Знать основные формы борьбы за существование. Уметь приводить примеры различных форм борьбы за существование | Таблица | | Презентации |
6 | | Естественный отбор и его формы | Естественный отбор. Биологические адаптации. Формы естественного отбора | Знать сущность и формы естественного отбора как движущей силы эволюции. Уметь приводить примеры движущего и стабилизирующего отбора, уметь показать творческую роль естественного отбора | Таблица - схема | Творческая роль естественного отбора в Хакасии | |
7 | | Изолирующие механизмы. Видообразование | Репродуктивная изоляция. Микроэволюция. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование | Знать виды и значение изолирующих механизмов, основные формы видообразования. Показать значение различных механизмов изоляции в видообразовании | Схема | | |
8 | | Макроэволюция и ее доказательства | Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды | Знать отличительные особенности макроэволюции и ее доказательства. Уметь привести примеры переходных форм и их роли в эволюционном процессе | Конспект Доклад | | Презентация |
9 | | Система растений и животных – отображение эволюции | Бинарная номенклатура, естественная классификация | Знать основные систематические группы, используемые при классификации растений и животных | Схема Таблица | | Презентация |
10 | | Главные направления эволюции органического мира | Параллелизм. Конвергенция. Дивергенция. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация. Биологический прогресс и регресс | Знать главные направления биологической эволюции. Уметь дать краткую характеристику основных типов эволюционных изменений, описать их роль в видообразовании | Реферат Схема | | Презентация |
Основы селекции и биотехнологии (4 часа) |
11 | | Основные методы селекции и биотехнологии | Селекция. Сорт. Порода. Штамм. Гибридизация. Аутбридинг. Гетерозис. Биотехнология. Клеточная инженерия | Познакомиться с работами и достижениями современных ученых – селекционеров. Рассмотреть основные методы селекции. Уметь объяснить значение новых терминов и понятий | Таблица | Применение основных методов селекции и биотехнологии в Хакасии | Презентация |
12 | | Методы селекции растений | Центры происхождения культурных растений. Закон гомологичных рядов наследственности. Полиплоидия. Гибридизация | Знать основные методы. применяемые в селекции растений: гибридизация, отбор, полиплоидизация. Уметь показать значение закона гомологичных рядов наследственности и знания о центрах происхождения культурных растений | Таблица | | Диск Растения |
13 | | Методы селекции животных | Генетическое клонирование. Гибридизация. Индивидуальный отбор Полиэмбриония | Знать основные методы и особенности селекции животных. Уметь показать особенности, проблемы, перспективы и значение метода клеточной инженерии в селекции животных | Схема Таблица Рисунок | | Презентация |
14 | | Селекция микроорганизмов | Биотехнология. Генная инженерия Модифицированные продукты | Знать основные достижения современной биотехнологии. Значение генной инженерии в жизни человека | Доклады Рефераты | | |
Антропогенез (4 часа) |
15 | | Положение человека в системе животного мира. Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | Антропология. Система животного мира | Знать систематическое положение человека в системе животного мира, отличия человека от животных. Уметь привести доказательства происхождения человека от животных | Практическая работа Схема Реферат | | |
16 | | Основные стадии антропогенеза | Парапитеки. Дриопитеки. Австралопитеки. Архантропы. Палеоантропы. Неандертальцы. Кроманьонцы. Человек умелый | Знать основные стадии эволюции человека, признаки и отличия каждой из эволюционных групп. Уметь показать поэтапное развитие человека от парапитеков до человека разумного | Самостоятельная работа Схема Таблица | | Презентация |
17 | | Движущие силы антропогенеза | Социальные факторы антропогенеза | Знать основные факторы эволюции человека. Трудовая деятельность, речь, мышление. Уметь показать роль биологических и социальных факторов в антропогенезе | Таблица | | |
18 | | Прародина человека. Расы и их происхождение | Человеческие расы | Знать основные гипотезы и предложения о родине предков человека. Знать основные отличительные черты представителей различных рас. Показать зависимость формирования отличительных признаков рас с условиями жизни | | Происхождение людей, проживающих на территории Хакасии | |
Основы экологии (12 часов) |
19 | | Что изучает экология | Экология | Знать основные этапы становления и развития науки экологии. Уметь показать роль экологии в современном обществе | Рисунок Схема Проверочная работа | | |
20 | | Среда обитания организмов и ее факторы | Среда обитания. Экологические факторы. Абиотические, биотические факторы. Кривая толерантности | Знать все виды факторов среды и их влияние на животные и растительные организмы. Знать механизмы и силу влияния экологических факторов на организмы. Уметь составить кривую толерантности | Опорный конспект | Среда обитания организмов Таштыпского района | Презентация |
21 | | Местообитание и экологические ниши. Практическая работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | Место обитания. Экологические ниши | Знать отличительные особенности понятий «Местообитания» и «Экологические ниши». Уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания | Практическая работа | | |
22 | | Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия | Экологические взаимодействия. Нейтрализм. Симбиоз. Кооперация. Комменсализм. Паразитизм. Мутуализм. Хищничество. Конкуренция | Знать основные виды отношений между организмами: нейтральные, положительные, отрицательные. Уметь показать типы взаимоотношений организмов между собой | Опорный конспект | | Презентация |
23 | | Основные экологические характеристики популяций. Динамика популяций | Демографические характеристики популяций. Динамика популяций | Знать основные демографические показатели и их значение в жизни популяции. Уметь приводить примеры регуляторных механизмов. Знать основные причины колебаний численности | Схема | | |
24 | | Экологические сообщества. Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем нашей местности» | Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Агробиоценоз | Уметь отличать понятия: Сообщество, экосистема, биоценоз, агроценоз. Знать их структуру и значение в природе. Уметь показать отличие естественных и антропогенных систем нашей местности | Практическая работа | | |
25 | | Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах | Структура сообщества. Пищевая сеть. Пищевая цепь. Автотрофы. Гетеротрофы | Знать структуру сообщества и значение в природе. Уметь показать целостность и взаимосвязь между компонентами сообществ | Биологический диктант | Взаимосвязь организмов в сообществах Хакасии | |
26 | | Пищевые цепи. Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | Цепи и сети питания. Трофические уровни | Знать значение биогенного круговорота веществ в природе и типы организмов, играющих в нем ключевую роль. Уметь распределять организмы по трофическим уровням, составлять цепи питания | Практическая работа | | |
27 | | Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия | Экологические пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Экологическая сукцессия | Знать основные правила построения экологических пирамид. Уметь показать закономерности смены сукцессии на определенной территории, знать их виды и значение | Рисунок | | Презентация |
28 | | Влияние загрязнений на живые организмы | Ядохимикаты | Знать основные типы загрязнителей и их влияние на живые организмы. Уметь спрогнозировать последствия влияния загрязнителей на живые организмы, знать меры предотвращения загрязнений | Рисунок Схема | Экология Хакасии | Презентация |
29 | | Основы рационального природопользования | Природные ресурсы. Экологическое сознание | Знать основы рационального природопользования, примеры влияния человека на природу | Урок - семинар | | |
30 | | Решение экологических задач. Практическая работа «Решение экологических задач» | | Знать основные правила решения экологических задач. Уметь решать задачи и правильно оформлять решение | Практическая работа | | |
Эволюция биосферы и человек (5 часов) |
31 | | Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни | Креационизм. Биологическая эволюция. Панспермия. Самозарождение. Химическая, предбиологическая, биологическая эволюция | Знать основные гипотезы происхождения жизни, уметь выявлять их плюсы и минусы. Уметь проследить путь зарождения и развития жизни на Земле | Конспект Схема | Раскопки в Хакасии | Презентации |
32 | | Основные этапы развития жизни на Земле | Гипотеза. Биопоэза. Симбиотическая гипотеза | Знать основные этапы в возникновении и развитии жизни на Земле. Уметь доказать достоверность симбиотической гипотезы происхождения эукариотических клеток | Таблица Схема Рисунок | | |
33 | | Эволюция биосферы | Биосфера. Вернадский В.Н. Структура биосферы | Знать основные этапы эволюции биосферы в хронологической последовательности | Реферат Доклад | | Презентация |
34 | | Итоговое тестирование по теме «Основы экологии» | | Выявить знания по теме «Основы экологии» | Тесты | | |
|
|
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |