СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

представлена рабочие программы учителя биологии и химии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:

Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ

_____ / Ж. М. Серебренникова/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»

Протокол №____ _______/И. А. Дремова/ _______/А. В. Серебренников/

от «___» августа 2017 г. «___» августа 2017 г. Приказ №_____

от «___» августа 2017 г.


Рабочая программа



Наименование учебного предмета: Биология


Образовательная область: естествознание


Класс: 11


Уровень общего образования: базовый


Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018


Учитель: Садоева Татьяна Григорьевна


Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы по биологии в соответствии с государственными стандартами 2004 года и Программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 11-го класса «Общая биология» А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника. М.: Дрофа, 2005


Учебник: Каменский, А. А. Общая биология. 10-11 класс: учебник общеобразовательных учебных учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – М.:Дрофа, 2005.-367с.

















с. Коргон, 2017 г

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы

Настоящая программа по биологии для 11 класса создана на основе следующих документов:

- Примерной программы по биологии для 11 класса, разработанной в соответствии с государственными стандартами 2004 года;

- Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по биологии к учебникам для 5-11 классов (авторы В. В. Пасечник);

- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»

Учебно-методический комплект

- Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.:: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2005г.;

Вклад учебного предмета в общее образование

Одной из важнейших задач этапа среднего (полного) общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Большой вклад в достижение главных целей среднего общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить:

-формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

-развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

-выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

Цели учебного предмета «Биология»

Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах.

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов , идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.



Особенности класса

Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.

В 11 классе 4 человека. 2 девочки и 2 мальчика.

В конце 10 класса результат коэффициента обученности 10 класса за 2016-2017 учебный год по биологии – 100%, а качества - 75%.

Наблюдения показали, что обучающиеся 11 класса активны в условиях специально организованной деятельности на уроках, могут работать в парах, группах, самостоятельно, учатся контролировать и оценивать друг друга. Обладают элементарными навыками самостоятельного поиска информации.

Исходя из этого, в учебном процессе, для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 11 классе - 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать:

-основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория антропогенеза); теория эволюции; Н. Н. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);

-сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Хайди-Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистых гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека);

-имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно - научной картины мира;

-строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение)» генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

-сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах в биосфере; эволюции биосферы;

-использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаления гибридизации, трансгенез);

современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

-объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний , генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

-решать биологические задачи разной сложности;

-составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

-описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде; антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

-сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

-анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований биологической науке;

-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет - ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Перечень контрольно-измерительных материалов

- Сухова Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл.:Учебно-метод. пособие.-М.:Дрофа,1999.-80с.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 11 КЛАССЕ

Генетика человека (4 часа). Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Основы учения об эволюции (17 часов). развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Вид. Его критерии. Популяции. Генетический состав популяций. Изменения генофонда популяций. Борьба за существования. Естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Система растений и животных. Главные направления эволюции.

Основы селекции и биотехнологии (10 часов). Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений. Методы селекции животных. Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Антропогенез (6 часов). положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.

Основы экологии (18 часов).Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Эволюция биосферы и человек (13 часов). Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.


Учебно-тематический план

Раздел программы

количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

Генетика и человек

4


1

Основы учения об эволюции

17

1


Основы селекции и биотехнологии

10

3


Антропогенез

6

1


Основы экологии

18

1


Эволюция биосферы и человек

13

2




Перечень контрольных работ

урока п/п

урока в теме

Тема

Дата

1

3

Входная диагностика


2

21

Основы учения об эволюции


3

31

Основы селекции и биотехнологии


4

37

Антропогенез


5

55

Основы экологии


6

65

Эволюция биосферы и человек


7

68

Роль биологии в будущем




3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

(№ урока в теме)

Кол-во часов

Название темы,

тип урока

Новые понятия

Домашнее задание

Дата по плану

По факту

I полугодие (32 часа)

Тема 1. Генетика и человек (4 часа)

1

(1)

1

Методы исследования генетики человека


Генеалогический метод, популяционный метод, близнецовый, цитогенетический, биохимический метод

Повторить § 49

Сообщения

05.09


2

(2)

1

Генетика и здоровье


Генные заболевания, аутасомо-доминантное наследование, аутосомо-рецессивное наследование, хромосомные болезни

§ 50

Ответить на вопросы с. 180

07.09


3

(3)

1

Проблемы генетической безопасности

Входная диагностика

Медико-генетическое консультироание

Повторить § 50

§ 51, с. 181-184

12.09


4

(4)

1

Практическая работа Решение генетических задач


Решить задачи

14.09


Тема 2. Основы учения об эволюции (17 часов).

5

(1)

1

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина


Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, борьба за существование

Повторить § 51

§ 52 с. 186-190


19.09


6

(2)

1

Чарльз Дарвин и основные положения его теории


Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, борьба за существование

Прочитать § 52

с. 190-195

Выполнить задание с. 195

21.09


7

(3)

1

Вид, его критерии


Биологический вид, критерии вида

Прочитать § 53

Выполнить задание с. 198

26.09


8

(4)

1

Популяции


Популяция

Прочитать § 54 ответить на вопросы с. 200

28.09

9

(5)

1

Генетический состав популяций


Генофонд, мутационный процесс,

Ответить на вопросы с. 202

§ 55

03.10


10

(6)

1

Изменения генофонда популяций


Генетическое равновесие, дрейф генов, направленные изменения генофонда

Прочитать § 56

Выполнить задание с.205

05.10


11

(7)

1

Борьба за существование


Борьба за существование и основные формы, межвидовая борьба

Прочитать § 57 Выполнить задание с. 207

10.10


12

(8)

1

Естественный отбор


Естественный отбор

Прочитать § 58

с.208-211

12.10


13

(9)

1

Формы естественного отбора


Естественный отбор, биологические адаптации, полиморфизм

Прочитать § 58

с. 211-214

Ответить на вопросы с. 214

17.10


14

(10)


1

Изолирующие механизмы


Микроэволюция, аллопатрическое видообразование, симпатрическое видообразование

Прочитать § 59

Выполнить задание с. 217

19.10


15

(11)

1

Видообразование


Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы

Прочитать § 60

Выполнить задание на с. 222

24.10


16-17

(12-13)

2

Макроэволюция, ее доказательства


Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды

Прочитать § 61

Ответить на вопросы § 61

26.10

07.11



18

(14)

1

Система растений и животных — отображение эволюции

Биноминальное название видов, естественная классификация

Прочитать § 62

Ответить на вопросы с. 229

9


19-20

(15-16)


2

Типы эволюционных изменений

Главные направления эволюции органического мира.

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, регресс

Прочитать § 63

с.230-232

повторить § 52-63

заполнить таблицу


14.11

16.11


21

(17)

1

Обобщающий урок зачет по теме «Основы учения об эволюции»

Термины и понятия темы «основы учения об эволюции»

Изучить краткое содержание главы

21


Тема 3. Основы селекции и биотехнологии (10 часов)

22

(1)

1

Основные методы селекции и биотехнологии


Селекция, порода, сорт, штамм, аутбридинг, инбридинг, биотехнология, клеточная инженерия, гибридизация

Прочитать § 64

Ответить на вопросы с. 244

23


23

(2)

1

Методы селекции растений


Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственности

Изучить § 65

28


24

(3)

1

Методы селекции растений. Закрепление

Полиэмбриония, генетическое клонирование

Прочитать § 65

30


25

(4)

1

Тестирование по теме: методы селекции растений

Термины и понятия темы

Повторить § 65

05.12



26-27

(5-6)

2

Методы селекции животных


Полиэмбриония, генетическое клонирование

Прочитать § 66

Обсудить вопрос на с. 256

Повторить § 66

07.12

12.12


28

(7)

1

Тестирование по теме: методы селекции животных

Термины и понятия темы

Повторить § 66


14


29

(8)

1

Селекция микроорганизмов


Клон, штамм

Прочитать § 67

Ответить на вопросыс.258

19

30

(9)

1

Современное состояние и перспективы биотехнологии

Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологические виды топлива.

Изучить § 68

Обсудить вопрос на с. 263

21


31

(10)

1

Зачетно-обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии»

Термины и понятия уроков темы «основы селекции и биотехнологии»

Изучить краткое содержание главы

26


Тема 4. Антропогенез (6 часов)

32

(1)

1

Положение человека в системе животного мира


Антропология, человек разумный (Homo sapines)

Прочитать § 69

Ответить на вопросы с. 270

11.01


33

(2)

1

Основные стадии антропогенеза

Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, прямоходящий

Прочитать § 70

16


34

(3)

1

Движущие стадии антропогенеза


Социальные факторы антропогенеза, трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление

Прочитать § 71

Ответить на вопросы с. 280

18


35

(4)

1

Прародина человека


Прародина человека, молекулярно-генетические методы исследования

Прочитать § 72

Ответить на вопросы с. 284

23


36

(5)

1

Расы и их происхождения


Человеческие расы, расогенез

Прочитать § 73

Обсудить вопрос на с. 289

25


37

(6)

1

Обобщающий урок зачет по теме «Антропогенез»

Понятия и термины темы «антропогенез»

Изучить краткое содержание главы

30

Тема 5. Основы экологии (18 часов)

38

(1)

1

Что изучает экология


Экология, популяционная, химическая, промышленная экология

Прочитать § 74

Выполнить задание на с. 294

01.02


39

(2)

1

Среда обитания организмов и ее факторы

Среда обитания, экологические факторы, толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума

подобрать материал об экологических проблемах нашей местности, § 75

6


40

(3)

1

Адаптация организмов


Адаптация, миграция

Прочитать § 75

Выполнить задание на с. 299

8


41

(4)

1

Местообитание и экологические ниши


Местообитание, экологическая ниша

Прочитать § 76

Выполнить задание с. 302

13


42

(5)

1

Основные типы экологических взаимодействий

Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

Прочитать § 77

Ответить на вопросы с. 308

15


43

(6)

1

Конкурентные взаимодействия

Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция.

Прочитать § 78

20


44

(7)

1

Основные экологические характеристики популяции


Обилие, плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура

Прочитать § 79

Выполнить задание с. 315

22


45

(8)

1

Динамика популяций


Динамика, популяции

Прочитать § 80

Выполнить задание с. 318

27


46

(9)

1

Экологические сообщества


Биотические соообщества, биосфера, агробиоценоз

Прочитать § 81

Выполнить задание на с. 323

01.03


47

(10)

1

Экологические сообщества


Биотические сообщества, биосфера, агробиоценоз

Прочитать § 81


6


48

(11)

1

Структура сообщества


Видовая структура, морфологическая структура, пищевая цепь

Прочитать § 82

выполнить задание на с. 327

08.03

09.03

49

(12)

1

Взаимосвязь организмов в сообществах


Пищевая цепь, автотрофные и гетеротрофные организмы, продуценты, редуценты

Прочитать § 83

Ответить на вопросы на с. 328

13


50

(13)

1

Пищевые цепи


Детрит, пастбищная пищевая сеть, круговорот веществ, биогенные элементы

Прочитать § 84

Выполнить задание с. 331

15


51

(14)

1

Экологические пирамиды


Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности

Прочитать § 85

20


52

(15)

1

Экологическая сукцессия


Сукцессия, общее дыхание, сообщества, первичная

Прочитать § 86

Ответить на вопросы с. 337

22


53

(16)

1

Влияние загрязнений на живые организмы


Токсические вещества, диоксины, аллергены

Выполнить задание с. 339 § 87

03.04


54

(17)

1

Основы рационального природопользования


Природные ресурсы, экологическое сознание

Прочитать § 88

Ответить на вопросы с.342

5


55

(18)

1

Обобщающий урок зачет по теме «Основы экологии»

Термины и понятия темы «Основы экологии»

Изучить краткое содержание главы

10


Тема 6. Эволюция биосферы и человека (13часов)

56

(1)

1

Гипотезы о происхождении жизни


Креационизм, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции коацерваты, пробионты

Прочитать § 89

Выполнить задание с. 348

12.04


57-58

(2-3)

2

Современные представления о происхождении жизни

Гипотеза абиогенного зарождения жизни

Прочитать § 90

Выполнить задание с. 350

17.04

19.04


59-60

(4-5)

2

Основные этапы развития жизни на Земле

Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток

Прочитать § 91

24.04

26.04


61-62

(6-7)

2

Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле

Биосфера

Прочитать § 92

Ответить на вопросы на с. 360

01.05

03.05

30.04

03.05

63-64

(8-9)

2

Антропогенное воздействие на биосферу

Заповедники, заказники, национальные парки,

Прочитать § 93, подготовится к зачету

08.05

10.05


65 (10)

1

Зачет по теме «Эволюция биосферы и человек»

Понятия и термины темы

Подготовка к итоговому уроку

15.05


66-67

(11-12)

2

Подготовка к итоговому уроку за курс 11 класса


Подготовка к итоговому уроку

17.05

22.05


68

(13)

1

Итоговый урок «Роль биологии в будущем»



24.05


4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Список рекомендуемой учебно – методической литературы:

- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009.

Экранно-звуковые пособия

- Биология. 10-11 классы. Тестовый контроль.

- Биология. 6-11 классы. Школьный курс.

- Биология. 10 класс.

- Дидактический и раздаточный материал. Биология. 9-11 классы

Электронные ресурсы:

- www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

- http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку.

- www.bio.nature.ru – научные новости биологии

- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

- http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».

- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

- http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология".








5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!