СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5-9 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 5-9 класс. Автор учебника И.Н. Пономарёва

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5-9 класс.»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по предмету курсу «БИОЛОГИЯ» для 5-9 классов разработана на основе нормативных документов:


1. Федерального компонента государственного стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ 2004 г.)

2. Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования.

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении

4. Примерной программы по биологии для учащихся 5-9 классов под редакцией И.Н.Пономаревой. -М.: Вентана- Граф, 2010.


Общая характеристика учебного предмета курса биология


Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 классов составлена в соответствии с программой по биологии для 5–9 классов авторов Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. и др. Учебники Федерального перечня, в которых реализуется данная программа:

Рабочая программа обеспечивает последовательное изучение разделов курса: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Предмет биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии включает в себя следующие содержательные линии:

· многообразие и эволюция органического мира;

· биологическая природа и социальная сущность человека;

· структурно-уровневая организация живой природы;

· ценностное и экокультурное отношение к природе;

· практико-ориентированная сущность биологических знаний.


Учебный комплект:

Программа предполагает использование учениками следующих учебных пособий:

  1. Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.);

  2. Биология. 6 класс (авт. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.);

  3. Биология. 7 класс (авт. Константинов В.М., БабенкоВ.Г., Кучменко В.С.);

  4. Биология. 8 класс (авт. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.);

  5. Биология. 9 класс (авт. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.)


Место курса биологии в учебном плане


Биология на уровне основного общего образования изучается с 5 по 9 классы.

Класс

Количество часов в год

В неделю (по учебному плану школы)

5

34

1

6

34

1

7

68

2

8

68

2

9

68

2

итого

272



В соответствии с учебным планом школы курсу биологии на уровне основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.Содержание курса биологии на уровне основного общего образования является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в курсе биологии 10-11 классов. Таким образом, содержание курса биологии на уровне основного общего образования представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


Учебно – тематическое планирование


Тема

Количество часов по программе

Добавлено

Всего часов

5 класс

ТЕМА №1 Введение что тебя окружает

6


6

ТЕМА №2 Явления природы

35

9

46

Многообразие природных явлений

1

1

2

Физические и химические явления в живой и неживой природе

10

2

12

Биологические явления особенности живого организма. Жизнь растений

24

5

29

ТЕМА №3 Движение в сферах. Планеты в космосе

9

1

10

ТЕМА №4 Освоение природы человеком

2

3

5

Задание на лето

1


1

Резерв



2

Всего

53

13

68

Лабораторные работы –



8

Практические работы –



8

Повторительно-обобщающие уроки –



7

Экскурсии –



5

6 класс

ТЕМА №1 Введение Общее знакомство с растениями

3


3

ТЕМА №2 Клеточное строение растений

2


2

ТЕМА №3 Органы цветковых растений

10


10

ТЕМА №4 Основные процессы жизнедеятельности растений

7


7

ТЕМА №5 Основные отделы царства растений

5


5

ТЕМА №6 сторическое развитие многообразия растительного мира на Земле

1


1

ТЕМА №7 Царство бактерии

2



ТЕМА №8 Царство грибы.Лишайники

3


3

ТЕМА №9 Природные сообщества

2

-1

1

Всего

35


34

Экскурсий -



4

Контрольных работ -



1

7 класс

ТЕМА №1 Общие сведения о мире животных

4

1

5

ТЕМА №2 Строение тела животных.

2

1

3

ТЕМА №3 Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

4


4

ТЕМА №4 Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

2

2

4

ТЕМА №5 Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6


6

ТЕМА №6 Тип Моллюски

4


4

ТЕМА №7 Тип Членистоногие

7

1

8

ТЕМА №8 Тип Хордовые.

Подтип Бесчерепные

28

1

2

31

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

5


5

Класс Земноводные, или Амфибии

4


4

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии

4


4

Класс Птицы

6

2

8

Класс Млекопитающие, или Звери

8


8

ТЕМА № 9 развитие животного мира на Земле

4


4

Итого

61

7

68

Экскурсий

5

-3

2

Лабораторные работы



10

8 класс

Введение Биологическая и социальная природа человека

1


1

Организм человека. Общий обзор

4


4

Опорно-двигательная система

7


7

Кровь и кровообращение

8


8

Дыхательная система

4


4

Пищеварительная система

6


6

Обмен веществ и энергии. Витамины

3


3

Мочевыделительная система

2


2

Кожа

3


3

Эндокринная система

2


2

Нервная система

4


4

Органы чувств. анализаторы

5


5

Поведение и психика

6


6

Индивидуальное развитие человека

4


4

ИТОГО

68


68

Лабораторные работы



3

Практические работы



31

9 класс

Введение в основы общей биологии

4

-1

3

Основы учения о клетки

10


10

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5


5

Основы учения о наследственности и изменчивости

11


11

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5


5

Происхождения жизни и развитие органического мира

5


5

Учение об эволюции

12

-1

11

Происхождение человека(антропогенез)

6


6

Основы экологии

12


12

Заключение

1


1

Итого

70


68

Экскурсии



2

Лабораторные работы



6



Содержание курса биологии

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов1. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдений за ростом и развитием растений и животных; опытов по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; изучение клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Проведение простых биологических исследований: наблюдений за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проведение простых биологических исследований: наблюдений за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.



Требования к результатам обучения.

В результате изучения биологии 5-9 класса ученик должен

знать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Обеспечение образовательного процесса

  • Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа России» (издательство «Вентана-Граф»).

  • И.Н.Пономарева, О.А Корнилова, И.В.Николаев. Биология 6 класс - М.: Вентана-Граф, 2010

  • Методическое пособие для учителя - М.: Вентана-Граф, 2010

  • А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний но биологии» 6 класс

  • М. Дрофа, 2010 Дмитриева Т.А., Суматохин С,В. Биология. Растения. Грибы. Лишайники.

  • Животные.6-7 кл

  • Вопросы. Задания. Задачи -М.: Дрофа, 2014,- Фросин В.Н., Сивоглазов В,

  • И.Н.Пономарева, В.М.Константинов. Биология: Животные

  • 7 класс. М.: Вентана-Граф, 2010,

  • Методическое пособие для учителя - М.: Вентана-Граф, 2010,

  • А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний но биологии» 7 класс М. Дрофа, 2010

  • Учебные издания серии «Темы школьного курса авт Т.А.Козловой,В.И. издательства Дрофа;

  • Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  • Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Биология. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеоб­разовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2010;

  • а также методических пособий для учителя:

  • 1). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2010;

  • 2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.;

  • дополнительной литературы для учителя:

  • 1). Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио­логии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - 160с.: ил.:

  • 2). Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003.-96с.: ил.:

  • 3). Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про­свещение, 2009. - 240с.: ил.;

  • 4). Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006. -144с.

  • 5). Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Человек. - М.: Дрофа, 2012. - 224с.; для учащихся:

  • 1). Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.— М.: Вентана-Граф, 2010;

  • 2). Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. - М.: Дрофа, 2005. -96с.

  • 1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.

  • 2. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010

  • 3.«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.

  • 4.Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012

  • 5.Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе

  • 6.И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2013

  • 7.Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005.

  • 8.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2010


Дополнительная литература для обучающихся.

  • 1.Акимушкин И.И. Занимательная биология. М.: Молодая гвардия.2009.

  • 2.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения ( По страницам Красной книги).Агропромиздат 2012

  • 3.Биология. Энциклопедия для детей. М.: Аванта.2010

  • 4.Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. -М.:Дрофа 2012

  • 5.Учебные издания серии «Животные» авт. Т.А.Козловой, В.И. издательство Дрофа;

  • 6. Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. Готовимся к единому государственному экзамену:

  • «Животные»- М.Дрофа,2010.



Техническое обеспечение

Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой микроскоп, интерактивная доска. Видеомагнитофон. Телевизор.


Учебные таблицы и демонстрационные пособия

Наименование

Количество

Портреты выдающих биологов

1

Таблица раздаточная Ботаника А-4 ламинирована

1

Набор таблиц по общей биологии

2

Слайд – комплект «Подростковая наркомания»

1

Слайд – комплект «Размножение и развитие»

1

Слайд – комплект «Цитология»

1

Гербарий «Культурные растения»

1

Гербарий «Деревья и кустарники»

1

Гербарий «Основные группы растений»

1

Гербарий «Растительные сообщества»

1

Гербарий «Сельскохозяйственные растения России»

1

Гербарий «Дикорастущие растения»

1

Гербарий «Морфология растений»

1

«Гербарий Лекарственные растения»

1

Микропрепараты «Общая биология»

1

Модель - аппликация ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

1

Модель - аппликация МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

1

Модель - аппликация НАСЛЕДОВАНИЕ РЕЗУС – ФАКТОРА

1

Модель - аппликация ГЕНЕТИКА ГРУПП КРОВИ

1

Модель - аппликация ПЕРЕКРЁСТ ХРОМОСОМ

3

Модель - аппликация БИОСИНТЕЗ БЕЛКА

3

Модель - аппликация ЦИКЛ РАЗВИТИЯ ПЕЧЁНОЧНОГО СОСАЛЬЩИКА И БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ

1

Модель - аппликация НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ

1

Модель - аппликация СТРОЕНИЕ И РАЗМНОЖЕНИЕ ГИДРЫ

1

Модель - аппликация ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ И МЕЙОЗ

1

Модель - аппликация СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

1

Модель - аппликация ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АНТРОПОГЕНЕТИКИ

1

Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОРДОВЫХ

1

Модель - аппликация ТИПИЧНЫЕ БИОЦЕНОЗЫ

1

Модель - аппликация БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

1

Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ ПАПОРОТНИКА

1

Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ СОСНЫ

1

Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ ОДНОКЛЕТОЧНОЙ ВОДОРОСЛИ

1

Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ МХА

1

Модель - аппликация ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВАХ

1

Модель - аппликация БИОГЕННЫЙ КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА В ПРИРОДЕ

1

Модель - аппликация БИОГЕННЫЙ КРУГОВОРОТ АЗОТА В ПРИРОДЕ

1

Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ ШЛЯПОЧНОГО ГРИБА

1

Модель - аппликация ТКАНИ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

1

Модель - аппликация РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

1

Модель - аппликация БИОГЕННЫЙ КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА В ПРИРОДЕ

1

Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ МНОГОКЛЕТОЧНОЙ ВОДОРОСЛИ

1

Модель - аппликация РАЗНООБРАЗИЕ КЛЕТОК ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

1

Модель - аппликация ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯЭВОЛЮЦИИ

1

Модель - аппликация СИМБИОТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЭУКАРИОТ

1

Модель - аппликация РОЛЬ ЯДРА В РЕГУЛЯЦИИ РАВИТИЯ ОРГАНИЗМА

1

Фолии «Экология. Адаптация Организмов»

1

Коллекция «Голосеменные растения»

1

Коллекция «Раковины моллюсков»

1

Коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений»

1

Коллекция «Палеонтологическая»

1

Коллекция «Хлопок и продукты переработки»

1

Коллекция «Классификация растений и животных»

1

Коллекция «Шишки, семена плодов, деревьев и кустарников»

1

Набор палеонтологических находок «Происхождение человека»

1

Коллекция «Приспособительные изменения в конечностях насекомых.»

1

Коллекция «Насекомые вредители»

1

Муляжи «Дикая форма и сорта томатов»

1

Муляжи «Дикая форма и культурные растения»

1

Модель структуры ДНК

2

Модель растительная клетка

1

Модель молекулы белка

1

Модель мозг позвоночных

1

Набор лабораторной посуды

5

Коллекция Шерсть

1

Коллекция Лён

1



1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!