Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету курсу «БИОЛОГИЯ» для 5-9 классов разработана на основе нормативных документов:
1. Федерального компонента государственного стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ 2004 г.)
2. Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования.
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении
4. Примерной программы по биологии для учащихся 5-9 классов под редакцией И.Н.Пономаревой. -М.: Вентана- Граф, 2010.
Общая характеристика учебного предмета курса биология
Рабочая программа учебного курса биологии 5-9 классов составлена в соответствии с программой по биологии для 5–9 классов авторов Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. и др. Учебники Федерального перечня, в которых реализуется данная программа:
Рабочая программа обеспечивает последовательное изучение разделов курса: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Предмет биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии включает в себя следующие содержательные линии:
· многообразие и эволюция органического мира;
· биологическая природа и социальная сущность человека;
· структурно-уровневая организация живой природы;
· ценностное и экокультурное отношение к природе;
· практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Учебный комплект:
Программа предполагает использование учениками следующих учебных пособий:
Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.);
Биология. 6 класс (авт. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.);
Биология. 7 класс (авт. Константинов В.М., БабенкоВ.Г., Кучменко В.С.);
Биология. 8 класс (авт. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.);
Биология. 9 класс (авт. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.)
Место курса биологии в учебном плане
Биология на уровне основного общего образования изучается с 5 по 9 классы.
Класс | Количество часов в год | В неделю (по учебному плану школы) |
5 | 34 | 1 |
6 | 34 | 1 |
7 | 68 | 2 |
8 | 68 | 2 |
9 | 68 | 2 |
итого | 272 | |
В соответствии с учебным планом школы курсу биологии на уровне основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.Содержание курса биологии на уровне основного общего образования является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в курсе биологии 10-11 классов. Таким образом, содержание курса биологии на уровне основного общего образования представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Учебно – тематическое планирование
Тема | Количество часов по программе | Добавлено | Всего часов |
5 класс |
ТЕМА №1 Введение что тебя окружает | 6 | | 6 |
ТЕМА №2 Явления природы | 35 | 9 | 46 |
Многообразие природных явлений | 1 | 1 | 2 |
Физические и химические явления в живой и неживой природе | 10 | 2 | 12 |
Биологические явления особенности живого организма. Жизнь растений | 24 | 5 | 29 |
ТЕМА №3 Движение в сферах. Планеты в космосе | 9 | 1 | 10 |
ТЕМА №4 Освоение природы человеком | 2 | 3 | 5 |
Задание на лето | 1 | | 1 |
Резерв | | | 2 |
Всего | 53 | 13 | 68 |
Лабораторные работы – | | | 8 |
Практические работы – | | | 8 |
Повторительно-обобщающие уроки – | | | 7 |
Экскурсии – | | | 5 |
6 класс |
ТЕМА №1 Введение Общее знакомство с растениями | 3 | | 3 |
ТЕМА №2 Клеточное строение растений | 2 | | 2 |
ТЕМА №3 Органы цветковых растений | 10 | | 10 |
ТЕМА №4 Основные процессы жизнедеятельности растений | 7 | | 7 |
ТЕМА №5 Основные отделы царства растений | 5 | | 5 |
ТЕМА №6 сторическое развитие многообразия растительного мира на Земле | 1 | | 1 |
ТЕМА №7 Царство бактерии | 2 | | |
ТЕМА №8 Царство грибы.Лишайники | 3 | | 3 |
ТЕМА №9 Природные сообщества | 2 | -1 | 1 |
Всего | 35 | | 34 |
Экскурсий - | | | 4 |
Контрольных работ - | | | 1 |
7 класс |
ТЕМА №1 Общие сведения о мире животных | 4 | 1 | 5 |
ТЕМА №2 Строение тела животных. | 2 | 1 | 3 |
ТЕМА №3 Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные | 4 | | 4 |
ТЕМА №4 Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 2 | 2 | 4 |
ТЕМА №5 Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 6 | | 6 |
ТЕМА №6 Тип Моллюски | 4 | | 4 |
ТЕМА №7 Тип Членистоногие | 7 | 1 | 8 |
ТЕМА №8 Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 28 1 | 2 | 31 |
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы | 5 | | 5 |
Класс Земноводные, или Амфибии | 4 | | 4 |
Класс Пресмыкающиеся, или рептилии | 4 | | 4 |
Класс Птицы | 6 | 2 | 8 |
Класс Млекопитающие, или Звери | 8 | | 8 |
ТЕМА № 9 развитие животного мира на Земле | 4 | | 4 |
Итого | 61 | 7 | 68 |
Экскурсий | 5 | -3 | 2 |
Лабораторные работы | | | 10 |
8 класс |
Введение Биологическая и социальная природа человека | 1 | | 1 |
Организм человека. Общий обзор | 4 | | 4 |
Опорно-двигательная система | 7 | | 7 |
Кровь и кровообращение | 8 | | 8 |
Дыхательная система | 4 | | 4 |
Пищеварительная система | 6 | | 6 |
Обмен веществ и энергии. Витамины | 3 | | 3 |
Мочевыделительная система | 2 | | 2 |
Кожа | 3 | | 3 |
Эндокринная система | 2 | | 2 |
Нервная система | 4 | | 4 |
Органы чувств. анализаторы | 5 | | 5 |
Поведение и психика | 6 | | 6 |
Индивидуальное развитие человека | 4 | | 4 |
ИТОГО | 68 | | 68 |
Лабораторные работы | | | 3 |
Практические работы | | | 31 |
9 класс |
Введение в основы общей биологии | 4 | -1 | 3 |
Основы учения о клетки | 10 | | 10 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 | | 5 |
Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 | | 11 |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 | | 5 |
Происхождения жизни и развитие органического мира | 5 | | 5 |
Учение об эволюции | 12 | -1 | 11 |
Происхождение человека(антропогенез) | 6 | | 6 |
Основы экологии | 12 | | 12 |
Заключение | 1 | | 1 |
Итого | 70 | | 68 |
Экскурсии | | | 2 |
Лабораторные работы | | | 6 |
Содержание курса биологии
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов1. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдений за ростом и развитием растений и животных; опытов по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; изучение клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.
СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Проведение простых биологических исследований: наблюдений за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Проведение простых биологических исследований: наблюдений за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Требования к результатам обучения.
В результате изучения биологии 5-9 класса ученик должен
знать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь
находить:
в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Обеспечение образовательного процесса
Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа России» (издательство «Вентана-Граф»).
И.Н.Пономарева, О.А Корнилова, И.В.Николаев. Биология 6 класс - М.: Вентана-Граф, 2010
Методическое пособие для учителя - М.: Вентана-Граф, 2010
А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний но биологии» 6 класс
М. Дрофа, 2010 Дмитриева Т.А., Суматохин С,В. Биология. Растения. Грибы. Лишайники.
Животные.6-7 кл
Вопросы. Задания. Задачи -М.: Дрофа, 2014,- Фросин В.Н., Сивоглазов В,
И.Н.Пономарева, В.М.Константинов. Биология: Животные
7 класс. М.: Вентана-Граф, 2010,
Методическое пособие для учителя - М.: Вентана-Граф, 2010,
А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний но биологии» 7 класс М. Дрофа, 2010
Учебные издания серии «Темы школьного курса авт Т.А.Козловой,В.И. издательства Дрофа;
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Биология. 8 кл.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2010;
а также методических пособий для учителя:
1). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2010;
2). Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с.;
дополнительной литературы для учителя:
1). Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - 160с.: ил.:
2). Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003.-96с.: ил.:
3). Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - 240с.: ил.;
4). Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006. -144с.
5). Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2012. - 224с.; для учащихся:
1). Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.— М.: Вентана-Граф, 2010;
2). Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. - М.: Дрофа, 2005. -96с.
1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.
2. Биология. Экология. 5 – 11 классы: программы / И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова, И.М. Швец.» – М.: Вентана-Граф, 2010
3.«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
4.Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: методич. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012
5.Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе
6.И.Н. Пономаревой. – Волгоград: Учитель, 2013
7.Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005.
8.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2010
Дополнительная литература для обучающихся.
1.Акимушкин И.И. Занимательная биология. М.: Молодая гвардия.2009.
2.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения ( По страницам Красной книги).Агропромиздат 2012
3.Биология. Энциклопедия для детей. М.: Аванта.2010
4.Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. -М.:Дрофа 2012
5.Учебные издания серии «Животные» авт. Т.А.Козловой, В.И. издательство Дрофа;
6. Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. Готовимся к единому государственному экзамену:
«Животные»- М.Дрофа,2010.
Техническое обеспечение
Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой микроскоп, интерактивная доска. Видеомагнитофон. Телевизор.
Учебные таблицы и демонстрационные пособия
Наименование | Количество |
Портреты выдающих биологов | 1 |
Таблица раздаточная Ботаника А-4 ламинирована | 1 |
Набор таблиц по общей биологии | 2 |
Слайд – комплект «Подростковая наркомания» | 1 |
Слайд – комплект «Размножение и развитие» | 1 |
Слайд – комплект «Цитология» | 1 |
Гербарий «Культурные растения» | 1 |
Гербарий «Деревья и кустарники» | 1 |
Гербарий «Основные группы растений» | 1 |
Гербарий «Растительные сообщества» | 1 |
Гербарий «Сельскохозяйственные растения России» | 1 |
Гербарий «Дикорастущие растения» | 1 |
Гербарий «Морфология растений» | 1 |
«Гербарий Лекарственные растения» | 1 |
Микропрепараты «Общая биология» | 1 |
Модель - аппликация ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ | 1 |
Модель - аппликация МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ | 1 |
Модель - аппликация НАСЛЕДОВАНИЕ РЕЗУС – ФАКТОРА | 1 |
Модель - аппликация ГЕНЕТИКА ГРУПП КРОВИ | 1 |
Модель - аппликация ПЕРЕКРЁСТ ХРОМОСОМ | 3 |
Модель - аппликация БИОСИНТЕЗ БЕЛКА | 3 |
Модель - аппликация ЦИКЛ РАЗВИТИЯ ПЕЧЁНОЧНОГО СОСАЛЬЩИКА И БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ | 1 |
Модель - аппликация НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ | 1 |
Модель - аппликация СТРОЕНИЕ И РАЗМНОЖЕНИЕ ГИДРЫ | 1 |
Модель - аппликация ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ И МЕЙОЗ | 1 |
Модель - аппликация СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ | 1 |
Модель - аппликация ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД АНТРОПОГЕНЕТИКИ | 1 |
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХОРДОВЫХ | 1 |
Модель - аппликация ТИПИЧНЫЕ БИОЦЕНОЗЫ | 1 |
Модель - аппликация БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК | 1 |
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ ПАПОРОТНИКА | 1 |
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ СОСНЫ | 1 |
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ ОДНОКЛЕТОЧНОЙ ВОДОРОСЛИ | 1 |
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ МХА | 1 |
Модель - аппликация ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВАХ | 1 |
Модель - аппликация БИОГЕННЫЙ КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА В ПРИРОДЕ | 1 |
Модель - аппликация БИОГЕННЫЙ КРУГОВОРОТ АЗОТА В ПРИРОДЕ | 1 |
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ ШЛЯПОЧНОГО ГРИБА | 1 |
Модель - аппликация ТКАНИ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА | 1 |
Модель - аппликация РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ | 1 |
Модель - аппликация БИОГЕННЫЙ КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА В ПРИРОДЕ | 1 |
Модель - аппликация РАЗМНОЖЕНИЕ МНОГОКЛЕТОЧНОЙ ВОДОРОСЛИ | 1 |
Модель - аппликация РАЗНООБРАЗИЕ КЛЕТОК ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | 1 |
Модель - аппликация ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯЭВОЛЮЦИИ | 1 |
Модель - аппликация СИМБИОТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЭУКАРИОТ | 1 |
Модель - аппликация РОЛЬ ЯДРА В РЕГУЛЯЦИИ РАВИТИЯ ОРГАНИЗМА | 1 |
Фолии «Экология. Адаптация Организмов» | 1 |
Коллекция «Голосеменные растения» | 1 |
Коллекция «Раковины моллюсков» | 1 |
Коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений» | 1 |
Коллекция «Палеонтологическая» | 1 |
Коллекция «Хлопок и продукты переработки» | 1 |
Коллекция «Классификация растений и животных» | 1 |
Коллекция «Шишки, семена плодов, деревьев и кустарников» | 1 |
Набор палеонтологических находок «Происхождение человека» | 1 |
Коллекция «Приспособительные изменения в конечностях насекомых.» | 1 |
Коллекция «Насекомые вредители» | 1 |
Муляжи «Дикая форма и сорта томатов» | 1 |
Муляжи «Дикая форма и культурные растения» | 1 |
Модель структуры ДНК | 2 |
Модель растительная клетка | 1 |
Модель молекулы белка | 1 |
Модель мозг позвоночных | 1 |
Набор лабораторной посуды | 5 |
Коллекция Шерсть | 1 |
Коллекция Лён | 1 |
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.