СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс 2015-2016 год.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация обучающихся как вхождение а мир культуры и социальныз отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства в миром живой природы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс 2015-2016 год.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

НОВО-ЯМСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ШВЕДЧИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ







Рассмотрено на заседании МО « Согласовано» Утверждено приказом № 53 естественно-математического Зам. директора по УВР от 02.09.2017 г

цикла

«01» сентября 2017 г. ___________М.М. Глазова Директор школы: ____________

/В.Н. Ткачёв/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

5 КЛАСС

2017-2018 учебный год





Срок реализации – 1 год

Учитель биологии и химии

Глазова М.М.,

1 квалификационная категория







с. Шведчики

2017 г.



Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

  • Примерной программы по биологии 5–9 классы. М.: Академкнига\Учебник, 2015 г.

  • Примерной рабочей программы по учебному предмету биология 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшиной, Д.И. Рокотовой, В.А. Самковой, А.М. Шереметьевой. М. : Академкнига/Учебник 2015.


Тип программы: линейная модель, базовый уровень Класс: общеобразовательный

Цели:

  • социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Задачи:

  • обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

  • обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • обеспечить овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

  • обеспечить формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;

  • обеспечить формирование экологического сознания.

Рабочая программа по содержанию не имеет расхождений с авторской.

Количество часов в год 35 ч (1 час в неделю), что соответствует учебному плану Шведчиковского филиала МБОУ – Ново-Ямской ООШ на 2017-2018 учебный год. За счет компонента образовательной организации количество недельных часов увеличено до 1 часа. Выбор системы обучения и УМК по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования — повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.

Рабочая программа по биологии создана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а так- же в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В данном курсе соблюдается преемственность с курсами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях, вступать в диалог и т.д.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

- многообразие и эволюция органического мира;

- биологическая природа и социальная сущность человека;

- уровневая организация живой природы.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о принципиальном строении клетки, о тканях и органах живых организмов, о единстве

организма и окружающей среды. Учащиеся знакомятся с основными уровнями организации живой природы, наиболее существенными этапами развития жизни на нашей планете, узнают о современных точках зрения на происхождение человека, определяют место человека в системе живой природы. Основные положения азбуки экологической культуры, представленные в курсе 5 класса, в дальнейшем участвуют в формировании нравственного фундамента современного гражданина нашей страны.


Содержание курса структурировано в виде четырех глав: «Человек изучает живую природу», «По ступеням «Лестницы жизни», «Жизнь на Земле – явление космическое», «Человек и разнообразие жизни на Земле».

Глава «Человек изучает живую природу» включает сведения о жизни, как о величайшем чуде на планете; как человек познает мир природы; о научных методах; наблюдении и экспериментах в биологии, о биологических иллюстрациях: рисунки, фотографии, компьютерные моделях.

В главе «По ступеням «Лестницы жизни» содержатся сведения о том, что такое система; каковы особенности биологических систем, как работает система жизнеобеспечения планеты, о шести ступенях «лестницы жизни»: от биосферы к клетке, как растут и развиваются организмы?

Глава «Жизнь на Земле – явление космическое» включает сведения о страницах истории жизни, происхождении человека, периодических явлениях в живой природе, связи космических и биологических ритмов.

В главе «Человек и разнообразие жизни на Земле» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации учебного материала, который был освоен учащимися при изучении курса биологии в начальной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.


Описание учебного предмета в учебном плане

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике биологии Самкова В.А., Рокотова Д.И. «Биология. 5 класс: учебник», М.: Академкнига,2015, учебно-методическом пособии В.И. Лапшиной «Биология. Методическое пособие. 5 класс», М.: Академкнига,2015

Учебное содержание включает 35 часов (1 час в неделю) по примерной программе, по учебному плану – 35 часов ( 1 час в неделю, в том числе из обязательной части базисного учебного плана – 0,5 часа, из части, формируемой участниками образовательного процесса 0,5 часа.


Количество контрольных, практических, лабораторных работ, предусмотренных при изучении предмета:


Лабораторные

Практические

Контрольные

Количество

1

6

4



























Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. 

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании: 

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; 

  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы; 

  • понимании сложности и противоречивости самого процесса познания. 


Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать: 

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; 

  • понимание необходимости здорового образа жизни; 

  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы; 

  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. 


Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. 

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: 

правильному использованию биологической терминологии и символики; 

развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента,

участвовать в дискуссии; 

развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. 


Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. 
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. 
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность до- стичь следующих личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая

взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само- управлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  1. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  3. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

  4. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  5. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  6. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  1. умение оценивать правильность выполнения учебной за- дачи, собственные возможности ее решения;

  2. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  4. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  5. смысловое чтение;

  6. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  7. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  8. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

  9. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.



Предметными результатами освоения биологии в основ- ной школе являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  2. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  3. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  4. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  5. освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.







































Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные методы биологических исследований;

  • основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;

- значение микроскопа для биологических исследований. Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в жизни человека;

  • объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;

  • приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;

  • описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.

  • что означает понятие «система»;

  • взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;

  • какие явления называют биологическими;

  • в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;

  • основные возрастные периоды в жизни человека. наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;

- современные точки зрения о происхождении человека;

- место человека в системе живой природы;

- сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.

  • что такое биологическое разнообразие;

  • почему необходимо сохранять биоразнообразие;

  • какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие к социальной;

  • главные причины исчезновения видов;

  • основные положения азбуки экологической культуры;

  • почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;

  • различать виды потребностей;

  • приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды

  • приводить примеры природных и искусственных систем;

  • описывать особенности биологических систем;

  • приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;

  • доказывать единство организма и окружающей среды;

  • описывать принципиальное строение клетки;

  • давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;

  • объяснять, как ученые узнают о прошлом земли;

  • находить в строении своего тела особенности, общие для всех ипредставителей отряда приматов;

  • приводить примеры биологических ритмов.


Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • составлять план выполнения учебной задачи;

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.

Личностные результаты
  • Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;

  • соблюдение правил поведения в природе;

  • осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

  • формирование любви к природе;

  • развитие эстетического восприятия живой природы;

  • формирование ответственного отношения к учению, труду;

  • умение слушать и слышать другое мнение;

  • формирование основ экологической культуры.





























Содержание учебного предмета

(35 ч, 1 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч)

Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов

чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.

Естествознание — система знаний о природе. Биология —дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы.

Связь биологии с другими науками. Важность биологическихзнаний для каждого человека.

Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.

Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.

Приборы и инструменты, необходимые для изучения живойприроды. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка. Содержание учебного предмета...

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований*.

Опыт с элодеей (работа в группе).

Измеряем рост (работа в группе).

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— основные методы биологических исследований;

— основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;

— значение микроскопа для биологических исследований.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в жизни человека;

— объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;

— приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;

— описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)

Системы природные (системы живой и неживой природы) иискусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты)систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.

Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.

«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.

Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.

Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современныеоценки численности видов на планете. Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.

Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.

Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные

части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др.

Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.

Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.

Лабораторные и практические работы

Изучаем кожу (индивидуальная работа).

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— что означает понятие «система»;

— взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;

— какие явления называют биологическими;

— уровни организации жизни;

— от чего зависит устойчивость биосферы;

— структуру экосистем и популяций;

— что такое вид;

— в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;

— основные возрастные периоды в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры природных и искусственных систем;

— описывать особенности биологических систем;

— приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;

— доказывать единство организма и окружающей среды;

— описывать принципиальное строение клетки;

— давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;

— объяснять уникальные особенности вирусов.

Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (6 ч)

Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. ≪Космическая≫ гипотеза.

Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия. Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.

Демонстрация

Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).

Экскурсии

Экскурсия в краеведческий музей.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;

— современные точки зрения о происхождении человека;

— место человека в системе живой природы;

— сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;

— находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;

— приводить примеры биологических ритмов.

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая —Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.

Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные.

Взаимовлияние природы и человека. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов. Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.

Демонстрация

Изображения животных, вымерших за последние 200–300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

— что такое биологическое разнообразие;

— почему необходимо сохранять биоразнообразие;

— какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие — к социальной;

— главные причины исчезновения видов;

— основные положения азбуки экологической культуры;

— почему экологические проблемы не могут быть решены

только за счет достижений науки и техники.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;

— различать виды потребностей;

— приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— составлять план выполнения учебной задачи;

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— систематизировать и обобщать разные виды информации;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.

Личностные результаты

— Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;

— соблюдение правил поведения в природе;

— осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

— формирование любви к природе;

— развитие эстетического восприятия живой природы;

— формирование ответственного отношения к учению, труду;

— умение слушать и слышать другое мнение;

— формирование основ экологической культуры.

Резервное время — 1 ч.

Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса



  1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».

  2. Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).

  3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели, научная фотография (выставка, проект).

  4. Составление паспорта дерева.

  5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).

  6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды:

«Экологические проблемы моей малой Родины»,

«Азбука экологической культуры» и др.












Тематическое планирование

п\п


Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Величайшее чудо на планете

Приводят доводы, подтверждающие справедливость высказывания «жизнь на земле — величайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность самозарождения живых организмов

2

В поисках ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы

Объясняют роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой.

Дают характеристику науки биологии и объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Приводят примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Определяют основные методы биологических исследований. Описывают условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента. Объясняют, в чем заключается метод научного моделирования. Приводят пример модели из окружающей жизни. Определяют значение микроскопа для биологических исследований. Дифференцируют иллюстрации учебника.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

3

Биология наука для всех

4

Какие научные методы используют биологи?

Практическая работа № 1 «Измеряем рост»


5

Наблюдение и эксперимент в биологии. Практическая работа №2: «Опыт с элодеей»

6

С какой целью в биологии используется моделирование?

7

Какое оборудование необходимо биологу?

8

Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели


9

Контрольная работа №1 по теме: «Человек изучает живую природу»

10


«Невозмутимый строй во всём», или Что

такое система?

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры природных и искусственных систем. Доказывают, что объекты живой природы представляют собой системы. Описывают особенности биологических систем. называют уровни организации жизни. Приводят примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню. Разбирают, от чего зависит устойчивость биосферы. знакомятся с тем, как устроены и как функционируют экосистемы. Обсуждают, почему возникло множество различных видов. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид. характеризуют структуру популяции. Описывают, как происходит обмен информацией между организмом и внешней средой. Различают факторы живой и неживой природы. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу. называют основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами. Описывают строение клетки. называют ткани, образующие тело человека. Используя иллюстрации учебника, описывают особенности клеток, образующих различные ткани. называют функции, которые выполняют различные ткани. Объясняют, почему о вирусах говорят, что они находятся на границе живого и неживого.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

11


Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

12

Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке

13

Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты

14

Экосистема – живая мозаика планеты

15

Вид – единица живого мира.

16

Популяция- это «население». Практическая работа №3 «Наблюдение за птицами»

17

Организм, особь, индивид.

18

«Нити жизни»: организм в окружающей среде

19

Как растут и развиваются организмы?

20

Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблём?

21

Из каких тканей «сотканы» живые организмы? Практическая работа № 4: «Изучаем кожу»

22

На границе живого и неживого: вирусы

23


Контрольная работа №2 по теме: «По ступеням «Лестницы жизни» »

24



По страницам истории жизни.

Практическая работа

№ 5: «Изучение мела (известняка) под микроскопом»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Рассказывают, как был установлен примерный возраст земли. Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете. находят и рассматривают под микроскопом известняк. Узнают, как ученые восстанавливают облик древних животных и растений. Обсуждают, можно ли точно восстановить внешний вид древнего животного или растения по ископаемым останкам. Посещают краеведческий музей; рассматривают экспонаты, представляющие собой древние окаменелости. знакомятся с теориями происхождения человека. Обсуждают точку зрения о происхождении человека, которой придерживается большинство современных ученых. Приводят доводы в защиту этой точки зрения. Определяют место человека в системе живой природы. называют признаки строения человека, которые роднят его с человекообразными обезьянами. Приводят примеры ритмов в природе. называют основные космические ритмы; объясняют, в чем они проявляются. Приводят примеры биологических ритмов.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

25


Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли

26

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему

27

Человек разумный – один из миллионов видов организмов

28

Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.


29


Контрольная работа.№3 по теме: «Жизнь на Земле явление космическое»

30

Что такое «биологическое разнообразие»? Практическая работа№6:«Паспорт моего дерева».



Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры. Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие. Обсуждают, какие меры предпринимаются для сохранения биоразнообразия. Определяют, в чем проявляется взаимное влияние человека и окружающей его среды. Сравнивают природную и социальную среду человека. Приводят примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. Сравнивают и характеризуют биологические и социальные, материальные и духовные потребности человека. называют потребности, присущие только человеку. Объясняют, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Обсуждают, почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники. называют отрицательные качества человека, которые при- водят к ухудшению экологической ситуации на планете. Объясняют значение основных положений азбуки экологической культуры.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют практические и творческие задания. Работают с текстами и дополнительным иллюстративным материалом

32

Какая среда необходима человеку?

33

Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

34

Кто отвечает за Землю?


Контрольная работа №4 по теме: « Человек и разнообразие жизни на Земле»







































Календарно-тематическое планирование

Тема урока с указанием раздела

Основные виды деятельности

учащихся

Дата проведения

план

факт


Введение ( 1 час)




1/1

Величайшее чудо на планете

Приводят доводы, подтверждающие справедливость высказывания «Жизнь на Земле — величайшее чудо». Объясняют, с помощью какого опыта Ф. Реди Доказал невозможность самозарождения живых организмов




Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч.)



2/1

В поиске ответа на вопрос: как человек познает мир природы

Объясняют роль органов чувств во

взаимодействии человека с окружающей средой.



3/2

Биологи – наука для всех

Дают характеристику науки биологии и объясняют роль биологических знаний в жиз-

ни человека. Приводят примеры, иллюстри-рующие связь биологии с другими науками



4/3

Какие научные методы используют биологи. Практическая работа № 1 «Измеряем рост»

Определяют основные методы биологических

исследований.



5/4

Наблюдение и эксперимент в биологии. Практическая работа №2 «Опыт с элодеей»

Описывают условия, которые следует соблюдать

при проведении эксперимента.

Предлагают эксперимент, с помощью которого можно выяснить, какие условия, необходимы для прорастания семян.



6/5

С какой целью в биологии используется моделирование

Объясняют, в чем заключается метод научного

моделирования. Приводят пример

модели из окружающей жизни.



7/6

Какое оборудование необходимо биологу

Определяют значение микроскопа

для биологических исследований.



8/7

Биологические иллюстрации: рисун-ки, иллюстрации, биологические модели

Дифференцируют иллюстрации учебника.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.



9/8

Контрольная работа №1 по теме: «Человек изучает живую природу»





Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)



10/1

«Невозмутимый строй во всем», или Что такое система?

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры природных и искусственных систем.Доказы-вают, что объекты живой природы пред-

ставляют собой системы.



11/2

Живое и неживое: каковы особенности биологических систем

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Описывают особенности биологических систем.



12/3

Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке

Называют уровни организации жизни. Приводят примеры биологических систем, относящихся к каждому уровню.



13/4

Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты

Разбирают, от чего зависит устойчивость

биосферы.



14/5

Экосистемы: живая мозаика планеты

Знакомятся с тем, как устроены и как функционируют экосистемы.



15/6

Вид – единица живого мира

Обсуждают, почему возникло множество различных видов. Используя иллюстрации учебника, объясняют, что такое вид.



16/7

Популяция – это «население». Практическая работа №3 «Наблюдения за птицами»

Характеризуют структуру популяции.



17/8

Организм, особь, индивид

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Описывают, как происходит обмен информацией между организмом и

внешней средой.



18/9

«Нити жизни»: организм в окружа-ющей среде

Различают факторы живой и неживой природы. Приводят примеры благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на живую природу.



19/10

Как растут и развива-ются организмы

Называют основные возрастные периоды в жизни человека. Определяют возрастную группу, к которой относятся сами.



20/11

Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблем

Описывают строение клетки. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы



21/12

Из каких тканей «сотканы» живые организмы. Практическая работа №4 « Изучаем кожу»

Называют ткани, образующие тело человека. Используя иллюстрации учебника, описывают особенности клеток, образующих различные ткани. Называют функции, которые выполняют различные ткани.



22/13

На границе живого и неживого: вирусы

Объясняют, почему о вирусах говорят, что они находятся на границе живого и неживого.



23/14

Урок контроля знаний. Контрольная работа №2 «По ступеням «лестницы жизни»





Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (6 ч)

24/1

По страницам истории жизни. Практическая работа №5 «Изучение мела»

Определяют понятия, формируемыев ходе изучения темы. Рассказывают, как был установлен примерный возраст Земли. Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете. Находят

и рассматривают под микроскопом известняк.



25/2

Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом земли

Узнают, как ученые восстанавливают облик древних животных и растений. Обсуждают, можно ли точно восстановить внешний вид

древнего животного или растения

по ископаемым останкам. Посещают краеведческий музей; рассматривают экспонаты, представляющие собой древние окаменелости.



26/3

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему

Знакомятся с теориями происхождения человека. Обсуждают точку зрения о происхождении человека, которой придерживается большинство современных ученых. Приводят доводы в защиту этой точки зрения.



27/4

Человек разумный – один из миллионов видов организмов

Определяют место человека в системе живой природы. Называют признаки строения человека, которые роднят его с человекообразными обезьянами.



28/5

Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы

Приводят примеры ритмов в природе. Назы-

вают основные космические ритмы;

объясняют, в чем они проявляются. Приводят примеры биологических ритмов.



29/6

Урок контроля знаний. Контрольная работа №3«Жизнь на Земле явление космическое»





Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)



30/1

Что такое «биологическое разнообразие». Практическая работа № 6 «Паспорт моего дерева»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры.

Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое разнообразие. Обсуждают, какие меры предпринимаются для сохранения биоразнообразия.



31/2

Какая среда необходима человеку

Определяют, в чем проявляется взаимное влияние человека и окружающей его среды. Сравнивают природную и социальную среду человека. Приводят примеры, подтвержда-ющие, что организм приспосабливается

к изменяющимся условиям окружающей среды. Сравнивают ихарактеризуют биоло-гические и социальные, материальные и ду-

ховные потребности человека. Называют потребности, присущие только человеку.



32/3

Как деятельность че-ловека влияет на биологическое разнообразие

Объясняют, каковы главные причины исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения природных экосис-тем: лесов, болот, степей и др.Обсуждают, почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.



33/4

Кто отвечает за Землю?

Называют отрицательные качества человека, которые приводят к ухудшению экологической ситуации на планете. Объясняют значение основных положений азбуки экологической культуры.



34/5

Итоговая контрольная работа




35/1

Резервное время –

1 час






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование линии УМК (учебно-методических комплексов) по биологии с 5 по 9 класс.

Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник,М.:Академкнига,2015,

Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь. М.: Академкнига,2015

Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие. М.: Академкнига, 2015 г.

В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева «Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие», М.: академкнига/учебник, 2015 г.









































План контроля

Количество часов за неделю/год

1 час в неделю, 35 часов за год

Из них на

1 полугодие

2 полугодие

16 часов

19 часов

Контроль ЗУН учащихся:

тестовые, письменные контрольные, проверочные, зачётные работы

  • Тестовых -

  • Контрольных- 2

  • Зачётов -

  • Проверочных -


  • Тестовых -

  • Контрольных - 2

  • Зачётов -

  • Проверочных -

Практические работы

3 часа

2 часа

Лабораторные работы


1 час































Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть

направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ

здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на

изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,

анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым

объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы

по биологии являются:

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника,

научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать

информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими

исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить

вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,

наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать

материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы,

ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и

прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае

обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном.

Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и

что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и

поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые

средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,

аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по

биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков

живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и

превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,

размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и

превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими

животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека

от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,

бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных

привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к

определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в

природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на

примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека;

значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов

наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека,

видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;

на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов

животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее

распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов;

опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и

умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;

типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями

строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических

объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их

результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях,

травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания

и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения

наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы