МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕСЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания № ___ От «__» __________ 2016г. Руководитель М/О ________ (Л.П.Харченко) | «СОГЛАСОВАНО» «____»____________2016г. Заместитель директора по УВР _______ (Ю.А. Нечипорук) | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ №__________ От «__» __________ 2016г. Директор школы _______(Н.О. Колесник) |
Рабочая программа
Предмет: Биология
Класс: 5
Уровень изучения: базовый
Количество часов: 1 час в неделю, 34 часа в год
Учитель: Аблялимова Лиля Ленуровна
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644); рабочей программы по биологии издательство «Просвещение».
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса общеобразовательной основной школы составлена на основе:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, №273-ФЗ
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).
3.Основной образовательной программы МБОУ «Веселовская средняя школа».
4.Рабочая программа по биологии издательство «Просвещение»
5.Программа «Биология. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы». Авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко – М., «Просвещение», 2011 г.
6. Учебный план МБОУ «Веселовская средняя школа» на 2016-2017 учебный год.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели и задачи курса биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
Общая характеристика учебного предмета
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественно-научные предметы» обеспечивает: формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира; овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учётом следующих содержательных линий:
многообразие и эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
уровневая организация живой природы.
Содержание курса биологии в примерной программе структурировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В рабочей программе содержание раскрывается в разделах: «Живой организм», «Разнообразие живых организмов», «Человек. Культура здоровья», «Живые системы и экосистемы».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10-11 классов.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной; формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Место курса биологии в учебном плане школы
Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Окружающий мир», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования. Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.
Планируемые результаты освоения биологии
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере
6. выявление эстетических достоинств объектов живой природы
Содержание учебного курса
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
Биология. Живой организм. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. JI.H. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова.
Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс. Авт. JI.H. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова.
Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. JI.H. Сухорукова, B.C. Кучменко, Т.А.
Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. JI.H. Сухорукова, B.C. Кучменко.
Тематический план
Наименование раздела или темы | Всего часов | Из них количество |
лабораторных работ | практических работ | контрольных работ | экскурсий |
Введение | 2 | - | - | - | 1 |
Разнообразие живых организмов. Среды жизни. | 12 | 2 | - | 1 | - |
Строение клетки | 11 | 5 | - | 1 | - |
Ткани живых организмов | 9 | 3 | - | 1 | 1 |
ИТОГО | 34 | 10 | 0 | 3 | 2 |
Всего | Практических работ | контрольных работ |
1 четверть | - | 0 |
2 четверть | - | 1 |
3 четверть | - | 1 |
4 четверть | - | 1 |
Год | 0 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Дата проведения | Тема урока | Лабораторные работы | Планируемые результаты изучения раздела обучающимися | примечание |
Личностные (через ЛУУД) | Метапредметные (через ПУУД, КУУД, РУУД) | Предметные (через предметные учебные действия) |
План | факт |
Тема 1. Введение – 2 ч. | | |
1 | | | Вводный инструктаж по ТБ. Биология – наука о живых организмах | | Знание моральных норм, умение соотносить поступки с принятыми этическими нормами. Развитие личностных представлений о целостности природы, организме как живой системе, его связи со средой обитания. Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе. Формирование уважительного отношения к ученым-биологам, истории науки, биосферному образу жизни малых народов, толерантности, миролюбия | Осознают значения изучения биологии для каждого человека, формирование научной картины мира, развитие экологической культуры. Структурируют знания. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Определять предмет изучения биологии. Описывать основные направления биологии и пути её развития. Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека | |
2 | | | Условия, необходимые для жизни организмов. Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края | | Знание моральных норм, умение соотносить поступки с принятыми этическими нормами. Развитие личностных представлений о целостности природы, организме как живой системе, его связи со средой обитания. Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе. | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Осознавать значения изучения биологии для каждого человека, формирование научной картины мира, развитие экологической культуры. Ориентироваться на осознание целей и задач учебной деятельности, важности развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах деятельности. Акцентировать внимание на необходимости сотрудничества в ходе выполнения совместной деятельности, важности самооценки и самоконтроля в учебном познании. | Называть условия, необходимые для жизни организмов. Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека. Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере | |
Тема 2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни – 12 ч. |
3 | | | Признаки живых организмов. Царства живой природы | | Знание моральных норм, умение соотносить поступки с принятыми этическими нормами. Развитие личностных представлений о целостности природы, организме как живой системе, его связи со средой обитания.
Бережное отношение к природе. Приобщение к правилам и нормам поведения в природе. | Акцентировать внимание на необходимости сотрудничества в ходе выполнения совместной деятельности, важности самооценки и самоконтроля в учебном познании. Осознавать значения изучения биологии для каждого человека, формирование научной картины мира, развитие экологической культуры. Осознавать значения изучения биологии для каждого человека, формирование научной картины мира, развитие экологической культуры. | Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края». Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | |
4 | | | Деление царств на группы | Л. р. 1. Разнообразие отделов растений | Формировать эмоционально- ценностное отношение к живой природе на уровне восприятия ценностных экологических установок и реагирования на ситуации негативного поведения человека в природе. Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы | Актуализировать знания, полученные в разделе «Окружающий мир» о физических, химических свойствах воды, воздуха, почвы; морях, океанах, природных зонах. Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании. Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, важности развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах деятельности. | Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере | |
5 | | | Среда обитания. Экологические факторы | | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы | Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи) Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой | Называть типы животных, отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных | |
6 | | | Вода как среда жизни организмов | | Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе. | Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании. | Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы | |
7 | | | Наземно-воздушная среда жизни | Л. р. 2. Экологические группы наземных растений по отношению к воде | Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетичес-кое отношение к объектам живой природы Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечест-ва, правилам и нормам поведения в природе. | Составляют план и последовательность действий. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, важности развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах деятельности. | Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдать за водными организмами. Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений). | |
8 | | | Почва как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании | | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи) Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой | Называть основные абиотические факторы, действующие в наземновоздушной среде. Приводить примеры обитателей на- земно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности назем- но-воздушной среды. Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги Выполнять лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Объяснять возможные причины гибели живых организмов водоёмов. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | |
9 | | | Организменная среда жизни | | Формировать эмоционально- ценностное отношение к живой природе на уровне восприятия ценностных экологичес-ких установок и реагирования на ситуации негативного поведения человека в природе. Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоя-тельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий. | Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливать взаимосвязь междупродолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям | |
10 | | | Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе | | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи) Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой | Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова. Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв | |
11 | | | Роль животных, грибов и бактерий в сообществе | | Формировать эмоционально- ценностное отношение к живой природе на уровне восприятия ценностных экологичес-ких установок и реагирования на ситуации негативного поведения человека в природе. Развивать мотивацию к познавательной деятель-ности, самостоятель-ному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования | Устанавливают причинно-следственные связи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания. Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания | |
12 | | | Отношения организмов в сообществе | | Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи) Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой | Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. Объяснять ведущую роль растений в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных | |
13 | | | Обобщение и закрепление знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» | | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоя-тельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологичес-кую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направлен-ных на этическое эстетическое отношение к объектам природы | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий. | Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере | |
14 | | | Контрольная работа | | Вовлекать в экологичес-кую и природоохранную деятельность, ориентиро-вать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе. | Устанавливают причинно-следственные связи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями. Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества | |
Тема 3. Строение клетки – 11 ч. |
15 | | | Развитие знаний о клеточном строении организмов | | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несуществен-ные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании. | Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе | |
16 | | | Работа с лупой и микроскопом | Л. р. 3. Устройство увеличительных приборов | Формирование мотивации к осознанному выбору | Выражают свои мысли, участвуют в беседе Целеполагание, анализ, сравнение, самооценка | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулировать положения клеточной теории | |
17 | | | Повторный инструктаж по ТБ. Состав и строение клеток | | Развивают личностные представления о клеточном строении, клетке как единице жизни, ее связи с внешней средой. Формируют познавательный интерес и чувство ответственности при работе с микрообъектами и увеличительными приборами | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Составляют план и последовательность действий. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориенти-ровки предметно-практической деятельности.Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Называть части лупы и микроскопа. Описывать этапы и правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении | |
18 | | | Лабораторная работа 4. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Лабораторная работа 5. Состав клеток растений | | Формируют познавательный интерес и чувство ответственности при работе с микрообъектами и увеличительными приборами | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения. | Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки и иллюстрировать их примерами. Приводить примеры белков, углеводов, жиров. Описывать общие черты строения клеток всех организмов Объяснять значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма в целом. Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений». Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы на их основе. Уметь работать с лабораторным оборудованием | |
19 | | | Строение клеток бактерий | | Оценивать риск взаимоотношений человека и природы. Оценивать поведение с точки зрения здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию. Составляют план и последовательность действий. Предвосхищают временные характеристики достижения результата. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. Описывать строение бактериальной клетки. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека | |
20 | | | Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы | Л. р. 6. Строение клетки листа элодеи. | Оценивать риск взаимоотношений человека и природы. Оценивать поведение с точки зрения здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены | Выделяют и формулируют познавательную цель. Осущест-вляют поиск и выделение необходимой информации. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Осознают качество и уровень усвоения. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы | |
21 | | | Образование новых клеток | | Формируют познавательный интерес и чувство ответственности при работе с микрообъектами и увеличительными приборами | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | |
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Основное содержание урока (включая демонстрационные опыты, практические работы, проверочные работы и др.) | примечание | |
план | факт | Личностные (через ЛУУД) | Метапредметные (через ПУУД, КУУД, РУУД) | | |
22 | | | Одноклеточные организмы | Л.р.7. Строение животной клетки | Развивают личностные представления о клеточном строении, клетке как единице жизни, ее связи с внешней средой. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | | |
23 | | | Колониальные и многоклеточные организмы | | Проявляют уважительное отношение к партнерам. Развивают личностные представления о клеточном строении, клетке как единице жизни, ее связи с внешней средой | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выполняют операции со знаками и символами. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Предвосхищают результат и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | | |
24 | | | Обобщение и закрепление знаний по теме «Строение клетки» | | Приобщение к ценностям биологических знаний, их практической направленности, жизнепригодности. Развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме. | Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Устанавливают причинно-следственные связи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | | |
25 | | | Контрольная работа | | Приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете биологии, обращения с микроскопической техникой и лабораторным оборудованием | Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуаль-ного характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи) Развитие способности аргументировать и отстаивать свое мнение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов в процессе групповой работы на уроках, лабораторных занятиях | | |
Тема 4. Ткани живых организмов – 9 ч. | |
26 | | | Ткани. Покровные ткани растений и животных | Л.р. 8. Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений | Формировать мотивацию к познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с микроскопической техникой, работой с электронным приложением | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой | | |
Номер урока | Дата проведения | Тема урока | Основное содержание урока (включая демонстрационные опыты, практические работы, проверочные работы и др.) | примечание | |
План | факт | Личностные (через ЛУУД) | Метапредметные (через ПУУД, КУУД, РУУД) | | |
27 | | | Механические и проводящие ткани растений | | Стимулировать к самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории обучения. Развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме. Приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете биологии, обращения с микроскопической техникой и лабораторным оборудованием | Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи). Развитие способности аргументировать и отстаивать свое мнение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов в процессе групповой работы на уроках, лабораторных занятиях | | |
28 | | | Основные и образовательные ткани растений | | Приобщение к ценностям биологических знаний, их практической направленности. Развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме Приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете биологии, обращения с микроскопической техникой и лабораторным оборудованием | Развитие внимания, памяти, способности к наблюдению, воображению, выбору рациональных способов решения познавательных задач Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности Дальнейшее формирование способности наблюдать и оформлять результаты наблюдений | | |
29 | | | Соединительные ткани животных | | Формировать мотивацию к познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с микроскопической техникой, работой с электронным приложением | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Раскрывать значение экологических понятий как ценност-но-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой | | |
30 | | | Мышечная и нервная ткани животных | | Формировать мотивацию к познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с микроскопической техникой, работой с электронным приложением | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существен-ные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании. | | |
31 | | | Лабораторная работа 9. Строение соединительной ткани животных Лабораторная работа 10. Строение мышечных тканей и нервной ткани животных | | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы. | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании. | | |
32
33
34 | | | Экскурсия. Весенние явления в жизни растений родного края
Контрольная работа
Повторение | | Приобщение к ценностям биологических знаний, их практической направленности. Развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме | Развитие внимания, памяти, способности к наблюдению, воображению, выбору рациональных способов решения познавательных задач Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности Дальнейшее формирование способности наблюдать и оформлять результаты наблюдений
| | |
| | | Итого: | 34часа | Резерв: | 1 час | | |
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся. Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.
Отметка "5" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
или было допущено два-три недочета;
или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
или эксперимент проведен не полностью;
или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка "1" ставится, если ученик:
Оценка умений ставить опыты.
Учитель должен учитывать:
- правильность определения цели опыта;
- самостоятельность подбора оборудования и объектов;
- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;
- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта;
- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта;
- не отобрано нужное оборудование;
- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка"1" ставится, если ученик:
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка умений проводить наблюдения.
Отметка"5" ставится, если ученик:
правильно по заданию учителя провел наблюдение;
выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Отметка"4" ставится, если ученик:
правильно по заданию учителя провел наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка"3" ставится, если ученик:
допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
допустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка "1" ставится, если ученик:
Учебно-методическое и материально-техническое обепечение образовательного процесса
Для учителя:
УМК «Сферы» Биология. Живой организм. 5-6 классы включает основные ресурсы:
Примерные программы по учебным предметам. Биология. - 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2013. – 143 с.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: Электронное приложение к учебнику. М.: Просвещение, 2012. (1 DVD)
Дополнительные ресурсы: книги и журналы.
Интернет – ресурсы.
Для учащихся:
УМК «Сферы» Биология. Живой организм. 5-6 классы включает основные ресурсы:
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2013. – 143 с.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: Электронное приложение к учебнику. М.: Просвещение, 2012. (1 DVD)
Дополнительные ресурсы: книги и журналы.
Каменский А.А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. – 192с.
Интернет – ресурсы.
www.spheres.ru
www.shishlena.ru
http: //bio.1september/ru
http://lppbio.ucoz.ru/index/botanika/0-17
http://mirbiologii/ru
http://www.openclass.ru
http://www.bioloogyexpets.ru
http: //vneuroka.ru
hhttp://www.biology.ru
http://biologiya.net
http://edu.km.ru
http:;//www.uchpooortal.ru
http://school-collection.edu.ru
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №1 по теме: « Среды обитания живых организмов»
1.Прочитайте текст 1 и ответьте на вопросы.
Текст 1.
Самый быстроногий из зверей. Развивает скорость до 110 км в час, но довольно быстро устаёт . Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
Вопросы.
Какое это животное?
В какой среде обитает?
Какие у него приспособления к жизни в этой среде?
2.Прочитать текст 2 и ответить на вопросы.
Текст 2.
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха . Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Вопросы.
О какой среде идёт речь?
Назовите животных, живущих в этой среде.
3.Внимательно прочтите текст 3 и ответьте на вопросы
Текст 3.
Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
Вопросы.
Как называется эта среда обитания?
Каких животных, живущих в этой среде вы знаете? Назовите их.
4.Выберите « Кто здесь лишний?»
страус, кенгуру, шмель, волк
белка, дельфин, акула, щука.
5. Какие утверждения верны?
1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3)Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.
4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
Контрольная работа №2 по теме «Жизнь организмов на планете Земля»
Вариант I
Часть А
Выберите один ответ из четырёх предложенных.
А1. Первые живые обитатели Земли появились в:
1) почвенной среде; 3) наземно-воздушной среде;
2) водной среде; 4) организменной среде.
А2. Среда обитания соболя:
1) почвенная; 3) организменная;
2) наземно-воздушная; 4) водная.
А3. Среда обитания повилики:
1) наземно-воздушная; 3) водная;
2) почвенная; 4) организменная.
А4. Фактором живой природы является:
1) влажность; 3) температура;
2) растительноядность; 4) освещённость.
А5. К факторам неживой природы относятся:
1) свет и тепло; 3) бактерии и грибы;
2) растения и минеральные соли; 4) животные и растения.
А6. К светолюбивым растениям относят:
1) ландыш; 3) чернику;
2) подсолнечник; 4) кислицу.
А7. Плоды одуванчика распространяются:
1) белками; 3) ветром;
2) водой; 4) муравьями.
А8. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
1) производителя; 3) «разлагателя»;
2) потребителя; 4) хищника.
А9. Природная зона, занимающая самую большую территорию в России:
1) тундра; 3) пустыня;
2) степь; 4) тайга.
А10. Верблюжья колючка произрастает в:
1) смешанных лесах; 3) тундре;
2) пустынях; 4) широколиственных лесах.
А11. На каком рисунке изображён эвкалипт?
1) 2) 3) 4)
А12. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется
определённая связь. Целое Часть
природное сообщество производители (растения)
материк …
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) океан; 2) местный вид; 3) море; 4) планктон.
Часть В
В1. Кто обитает в степи? Выберите три верных ответа.
1) Ягель
2) Глухарь
3) Сайгак
4) Ковыль
5) Иволга
6) Журавль-красавка.
В2. Установите соответствие между характеристикой и средой обитания, которой она соот-
ветствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
А) Содержатся различные минеральные соли, но
мало кислорода и солнечного света.
Б) Отсутствие света, нет резких колебаний 1) Водная
температуры, водой вполне обеспечена.
В) В этой среде обитают кувшинки, раки, рыбы, 2) Почвенная
моллюски.
Г) Температура мало меняется в течение суток
и сезонов, причём она плюсовая (+4…+250С).
Д) В этой среде можно обнаружить корни растений,
личинки жуков, простейшие, грибы и бактерии.
А Б В Г Д
Ответ:
В3. Установите соответствие между характеристикой и зоной морей и океанов, которой она
соответствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столб-
ца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗОНЫ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ ЗОНЫ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ
А) Здесь обитают прикреплённые организмы – мидии,
устрицы, водоросли.
Б) Обитатели этой зоны имеют обтекаемое тело и
мощные мышцы, позволяющие развивать быструю 1) Мелководья
скорость.
В) В этой зоне находятся богатые «планктонные пастбища». 2) Открытая вода
Г) На песчаном дне этой зоны видны маленькие холмики
с круглыми отверстиями на вершине, ведущими в норке
где живёт морской червь пескожил.
Д) Здесь живут рыбы, прячущиеся на дне и возле дна – камбала,
конёк-тряпичник.
Ответ:
А Б В Г Д
Часть С
С1. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы?
С2. Объясните, почему круговорот веществ считают главным условием существования природного сообщества.
Приложение 2
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено
методического объединения заместитель директора по УВР директор МБОУ «Веселовская средняя школа»
«____»____________20___г. «____»__________20____г. «____»___________20____г.
________________ (Л.П.Харченко) ___________( ) ________________( )
Лист коррекции
Рабочей программы учителя Аблялимовой Л.Л.
по_______________________ в_______классе
№ п/п | Тема урока | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | . | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
15