СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование рассчитано на 34 часа. Все методические инструкции соблюдены

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СЛОБОДСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


141644, Московская область, Клинский район, дер. Слобода, ул. Центральная, д.20, тел. 8 (49624) 6–75-43




Принято Согласовано Утверждаю

На ШМО учителей Зам. директора по УВР Директор МОУ – СЛОБОДСКОЙ ООШ

Естественно-матема- _________ Зубенко М.В. _______________ Пескова И.А.

тического цикла

руководителей ШМО Приказ № ___ от ________ 20 ___ г.

_______ Кистанова Г.Ф.


Протокол № ___ от ____ 20 __ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии


для учащихся 5 класса


Учитель: Кистанова Галина Федоровна










2017 – 2018 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Биология» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Примерной программы основного общего образования по биологии (Москва, «Просвещение», 2011г.);

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N253);

  • Рабочей программы «Биология» 5-9 классы авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника. (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2015.),


Данная программа ориентирована на использование учебников: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе /В.В. Пасечник – М.: Дрофа,2017.


Планируемые результаты изучения курса.

Личностные результаты

У обучающегося 5 класс будут сформированы:

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

  • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;


Обучающийся 5 класса получит возможность для формирования:


  • воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • получения знаний основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • личностных представлений о целостности природы,

  • толерантности и миролюбия;

  • освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  • основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

Обучающийся 5 класса научится:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • знакомиться с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности


Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:

  • формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  • формированию умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

  • формированию умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию.

  • формированию навыка смыслового чтения;

  • умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные результаты обучения

Обучающийся 5 класса научится:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

  • соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

  • классифицировать — определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснять роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе.

  • различать на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

  • овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • формированию системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для создания естественнонаучной картины мира.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:


  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • давать определения понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Обучающиеся 5 класса должны уметь:

  • определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;

  • работать с лупой и микроскопом;

  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

  • распознавать различные виды тканей.

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;

  • отличать живые организмы от неживых;

  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

  • характеризовать среды обитания организмов;

  • характеризовать экологические факторы;

  • проводить фенологические наблюдения;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

  • давать общую характеристику растительного царства;

  • объяснять роль растений биосфере;

  • давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Обучающиеся должны знать:

  • многообразие живой природы;

  • царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

  • основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

  • признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

  • экологические факторы;

  • основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

  • правила работы с микроскопом;

  • правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.:

  • устройство лупы и микроскопа;

  • строение клетки;

  • химический состав клетки;

  • основные процессы жизнедеятельности клетки;

  • характерные признаки различных растительных тканей.

  • основные методы изучения растений;

  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

  • особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

  • роль растений в биосфере и жизни человека;

  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.



Обучающиеся смогут научиться:

  • определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

  • определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;

  • объяснять отличия молодой клетки от старой,

  • доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;

  • находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей;

  • уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

  • выявлять приспособления у растений к среде обитания,

  • различать лекарственные и ядовитые растения.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Введение ( 6 часов)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Тема 1. Клеточное строение организмов (10 часов) +1

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растений с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы- паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Раздел 4. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Водоросли. Многообразие водорослей, среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания, значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов, среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана редких видов. Голосеменные, их строение и разнообразие, среда обитания, распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Покрытосеменные (цветковые) растения, их строение и многообразие, среда обитания, значение цветковых растений в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные работы

Строение зеленых водорослей.

Строение мха (на местных видах)

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Строение цветкового растения»


Тематическое планирование.


Тема

Тема урока

К-во

часов

Лабораторные

работы, практические работы

Экскурсии

. " Введение "

1. Биология — наука о живой природе

2. Методы исследования в биологии

3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

4. Среды обитания живых организмов.

5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

6. Обобщающий урок

6 часов

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»


Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Раздел 1. " Клеточное строение организмов "


1. Устройство увеличительных приборов

2. Строение клетки

3. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

4. Пластиды

5. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

6. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

7. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

8. Деление клетки

9. Понятие «ткань»

10. Обобщающий урок

11 часов

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.»

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.»

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.».


Раздел 2. " Царство Бактерии.



Раздел 3. Царство Грибы "


1. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

2. Роль бактерий в природе и жизни человека




1. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

2. Шляпочные грибы.

3. Плесневые грибы и дрожжи

4. Грибы-паразиты

5. Обобщающий урок




2 часа






5 часов








П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».










Раздел 4.. " Царство Растения "

1. Ботаника — наука о растениях

2. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

3. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

4. Лишайники

5. Мхи

6. Папоротники, хвощи, плауны

7. Голосеменные растения

8. Покрытосеменные растения

9. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

. Обобщающий урок

9 часов

Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.»

Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).»

Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Л.р.№13 «Строение цветкового растения»































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

урока

Дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

план

Факт.

Введение. Биология как наука . 5 часов +1ч.


1.1.



Биология – наука о живой природе

Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Устанавливают основные приёмы работы с учебником.


2.2



Методы исследования в биологии


Определяют методы биологических исследований

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии.

3.3



Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого


Выделяют существенные признаки отличия живого от неживого.

Систематизируют знания о многообразии живых организмов.

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные».

Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа


4.4



Среды обитания живых организмов.


Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней.

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания».

Анализируют связи организмов со средой обитания.

Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Соблюдать правила поведения в окружающей среде.

5.5



Экологические факторы и их влияние на живые организмы


Научаться давать определение понятия экологические факторы; различать биотические, абиотические и антропогенные экологические факторы; характеризовывать влияние экологических факторов на живые организмы; приводить доказательства взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы.; приводить примеры положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.

6.6



Обобщающий урок. Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»


Научаться проводить фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе, соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений в природных условиях. Закрепляют основные понятия и определения данной темы, классифицируют живые организмы,определяют свойства живых организмов. Сравнивают объекты и процессы по определенным критериям.




Раздел 1. " Клеточное строение организмов " 11часов


7.1



Устройство увеличительных приборов. Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Работают с лупой и микроскопом,

Изучают устройство микроскопа, правила работы с микроскопом.

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. Сотрудничают с одноклассниками при обсуждении результатов л/р.

8.2



Строение клетки. Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

Научаться давать определение понятия клетка; описывают особенности строения растительной клетки как единицы строения растительного организма; различают на рисунках и микропрепаратах основные части и структуры растительной клетки.

9.3



Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Учатся готовить микропрепараты. Самостоятельно готовят микропрепарат кожицы чешуи лука.

Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

10.4



Пластиды. Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научаться готовить микропрепараты. Объясняют значение пластид в растительной клетке; называют главный пигмент в растительной клетке; сравнивают клетки мякоти плодов .

11.5



Химический состав клетки: неорганические вещества

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Учатся характеризовывать химический состав клетки, различают понятия химический элемент и химическое вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки. Объясняют значение неорганических веществ.

Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

12.6



Химический состав клетки: органические вещества

Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Объясняют значение органических веществ в клетке; соотносят вещества с функциями, которые они выполняют.

Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работают с лабораторным оборудованием

13.7



Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Описывают основные процессы жизнедеятельности клетки. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Наблюдают за движением цитоплазмы.

14.8



Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Наблюдают процессы жизнедеятельности при помощи увеличительных приборов, учатся различать молодые и старые растительные клетки

15.9



Деление клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Объясняют значение хромосом; характеризуют процесс деления клетки. Выделяют главное в тексте, структурируют учебный материал, грамотно формулируют вопросы, работают с различными источниками информации, готовят сообщения, представляют результаты работы классу.


16.10



Понятие «ткань». Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Научаться давать определение понятия ткань. Различают на рисунках, таблицах, среди микропрепаратов типы растительных тканей; описывают особенности строения каждого типа растительной ткани; объясняют значение каждого типа ткани в растительном организме; устанавливают взаимосвязь между особенностями строения тканей и функциями, которые они выполняют.

17.11



Обобщающий урок





Раздел 2. " Царство Бактерии. 2 часа


18.1



Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

Выделяют существенные признаки бактерий; дают общую характеристику бактериям;

отличают бактерии от других живых организмов; объясняют причины широкого распространения бактерий; характеризуют процессы питания, размножения и спорообразования у бактерий; сравнивают способы питания сапротрофных бактерий и бактерий-паразитов; объясняют значение спорообразования в жизни бактерий.


19.2



Роль бактерий в природе и жизни человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Описываю процесс участия бактерий в круговороте веществ; приводят примеры положительного и отрицательного влияния бактерий в жизни человека. Подбирают и систематизируют информацию, строят поисковый запрос по изучаемой теме.




Раздел 3. Царство Грибы. 5 часов

20.1



Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Характеризуют особенности строения и жизнедеятельности грибов как представителей самостоятельного царства живой природы; описывают процессы питания и размножения грибов; различают одноклеточные и многоклеточные грибы; приводят примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; демонстрируют знания правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.

21.2



Шляпочные грибы. П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Учатся описывать особенности строения шляпочного гриба; различать на рисунках и муляжах трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы; объясняют значение спорообразования у грибов; сравнивают споры грибов и споры бактерий; объясняют значение симбиоза между шляпочными грибами и растениями; различают наиболее распространенные съедобные и ядовитые грибы. Формулируют правила сбора грибов и правила оказания первой медицинской помощи и при отравлении ими.

22.3



Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».


Учатся характеризовывать особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей; различают мукор, пеницилл и дрожжи на рисунках и натуральных объектах; выращивают культуру мукора и дрожжей; объясняют значение мукора, пеницилла и дрожжей в природе и жизни человека.

23.4



Грибы-паразиты


Учатся давать определение понятия паразит; сравнивают симбиоз и паразитизм; приводят примеры паразитических грибов; определяют по внешним признакам растения вид заразившего его гриба; описывают строение гриба-трутовика; приводят доказательства отрицательного влияния грибов –паразитов на растения.

24.5



Обобщающий урок

Повторяют основные определения темы; характеризуют особенности строения и жизнедеятельности грибов и бактерий; различают бактериальную и грибную клетку и споры, объясняют значение спор для грибов и бактерий; приводят примеры положительной и отрицательной роли грибов и бактерий в природе и жизни человека, работают с тестовыми заданиями.




Раздел 4. Царство Растения. 9 часов +1

25.1



Ботаника — наука о растениях


Характеризуют ботанику как науку о растениях; характеризуют растения как представителей самостоятельного царства живой природы; объясняют причины разделения растений на высшие и низшие; описывают растения, произрастающие в различных местах обитания; раскрывают роль растений в природе и жизни человека.

26.2



Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.»


Выделяют существенные признаки водорослей. Различают на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Характеризуют особенности строения и жизнедеятельности водорослей как низших растений.

27.3



Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека

28.4



Лишайники


Выделяют существенные признаки строения лишайников.

Объясняют роль лишайников в природе и жизни человека.

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники».

29.5



Мхи. Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).»



Характеризуют особенности строения и жизнедеятельности мхов как высших споровых растений; различают на рисунках, в таблицах и среди натуральных объектов печеночные и листостебельные мхи; сравнивают мхи с многоклеточными водорослями и делают выводы на основе сравнения; описывают процессами размножения мхов на примере кукушкина льна; характеризуют роль мхов в природе и жизни человека.



30.6



Папоротники, хвощи, плауны

Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника»

Характеризуют особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников как высших споровых растений; сравнивают папоротники с другими высшими споровыми растениями; описывают места обитания споровых растений; объясняют значение воды для размножения споровых растений; различают и показывают на рисунках и натуральных объектах органы споровых растений, объясняют их функции.

31.7



Голосеменные растения. Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Выделяют существенные признаки голосеменных растений.

Различают на объектах представителей голосеменных растений. Приводят доказательства преимущества семенного размножения перед споровым.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

32.8



Покрытосеменные растения. Л.р.№13 «Строение цветкового растения»


Выделяют существенные признаки высших семенных растений.

Различают органы цветкового растения, представителей покрытосеменных растений.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Сравнивают представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения.

Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира.

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводя из одной формы в другую.

33.9



Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира


Описывают методы изучения древних растений; приводят доказательства усложнения строения растений в процессе эволюции; характеризуют этапы развития растительного мира; описывают строения первых наземных растений; характеризуют условия, в которых появились первые наземные растения; объясняют причины появления усложнения строения растений в результате их выхода на сушу; сравнивают растения различных групп; приводят доказательства преимущества семенных растений перед споровыми; характеризуют значение фотосинтеза для развития жизни на планете.

34.10



Обобщающий урок за курс 5 класса

Повторяют основные определения биологических понятий; классифицируют живые организмы; выделяют существенные признаки различных групп живых организмов; различают представителей различных групп живых организмов на рисунках, в таблицах и среди натуральных объектов; характеризуют значение живых организмов в природе и жизни человека; работают с тестовыми заданиями.








24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!