Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №89 Калининского района
Санкт-Петербурга
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей Протокол №______ от ___.______________20___г. Председатель МО ________ /_______________/ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ._____________ ____.______________.20____г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ СОШ № 89 Симагина И.К.. ____________ _____._____________.20____г. |
Рабочая программа учебного курса
биологии
для 5 класса
( 1 час в неделю, 34 часа в год)
Учитель-составитель: Егорушкина Екатерина Сергеевна
2017-2018
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования по биологии, учебного плана, примерной программы основного общего образования 5-9 по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» ( Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2013г). Рабочая программа соответствует образовательной программе основного общего образования ГБОУ СОШ № 89 Санкт-Петербурга, учебному плану ГБОУ СОШ № 89 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Предмет «Биология» в учебном плане ГБОУ СОШ № 89 в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 5 классе – 34 часа.
В условиях развития современного общества значительно возрастает роль знаний о природе, её структуре, строении, биологических процессах, значении в хозяйственной деятельности человека, сохранении его здоровья. В связи с вышеобозначенным большую роль играет курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Данная программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Цели и задачи обучения
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы, изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественно-научными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Содержание подготовки школьников по биологии определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Формы деятельности учащихся указаны в поурочном планировании в зависимости от темы и формы урока. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Продолжаются формирование предметных, метапредметных и личностных результатов через учебную деятельность по биологии. Ожидаемые предметные результаты описаны после каждой темы тематического планирования.
Метапредметные результаты обучения:
учащиеся должны уметь:
—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
—осуществлять описание изучаемого объекта;
—определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта;
—классифицировать объекты;
—проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
—сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
—оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
—работать с текстом и иллюстрациями учебника, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
—находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,
анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую
—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
—различать объём и содержание понятий;
—различать родовое и видовое понятия;
—определять аспект классификации;
—осуществлять классификацию.
Личностные результаты обучения:
—Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
—знание правил поведения в природе;
—понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение реализовывать теоретические познания на практике;
—понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
—признание права каждого на собственное мнение;
—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
—умение слушать и слышать другое мнение.
—умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Рабочая программа для 5-х классов составлена с учетом следующих особенностей:
5а: Класс характеризуется хорошей активностью на уроках, в целом успешным усвоением учебного материала
5б:, Класс характеризуется хорошей работоспособность, но некоторые ученики испытывают проблемы дефицита внимания, недостаточной сформированности основных мыслительных функций, отличаются недобросовестным отношением к выполнению домашних заданий по устным предметам.
5в: Класс характеризуется хорошей активностью на уроках, в целом успешным усвоением учебного материала, но испытывает проблемы с переключением внимания и регулярностью выполнения домашних заданий (в особенности по устным предметам).
5г: Многие учащихся отличаются дефицитом внимания, недостаточной сформированностью основных мыслительных функций (сравнения, анализа), плохой памятью и ограниченным словарным запасом. Для этих учащихся характерны нерегулярность и недобросовестность выполнения домашних заданий (в особенности по устным предметам).
2 часа резервного времени используются для обобщения и закрепления материала курса.
Для реализации программного содержания используется
учебно-методический комплект:
Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5 - 11классы. – М.: Дрофа, 2009 (авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов)
Пасечник В.В. ««Биология. Бактерии. Грибы. Растения»». 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013;
Дубинина Н.В., Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2013;
Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. ««Биология. Бактерии. Грибы. Растения»». 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Пасечник В.В. «Бактерии, грибы, растения». 5 класс: – М.: Дрофа, 2016;
Литература
Дополнительные пособия для учителя:
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. «Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».- М.: Дрофа, 2004;
Гуленкова М.А. «Тестовые задания по ботанике».- М., Творческий центр Сфера 1999.
Гуленкова М.А., Дмитриева Т.А., «Дидактический материал по биологии 6-7».- М., Просвещение, 1997.
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи». - М.: Дрофа, 2002;
Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения».Пособие для учителя. – М., «Дрофа», 2005.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. «Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие». – М.: Дрофа, 2002;
Лернер Г.И., «Ботаника» Проверочные задания, тесты, контрольные работы дла 6-7 кл.- М., Аквариум, 1998.
Никишов А.И. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 6 класс». – М.: Дрофа, 2008;
Никишов А.И., Косорукова Л.А. «Ботаника». Дидактический материал:-М., «Рауб-Илекса», 1998.
Панина Г.Н. Диагностические работы. 6 -9 классы (авторская линия В.В.Пасечника). – СПб: Паритет, 2006г.
Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. С.Н. Лебедев. – 2-е изд. – М.: Глобус, 2009;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. «Готовимся к единому государственному экзамену: Растения. Грибы. Лишайники». – М.: Дрофа, 2008;
Дополнительные пособия для учащихся:
Акимушкин И.И. «Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972;
Артамонов В.И. «Редкие и исчезающие растения (по страницам Красной книги СССР): Кн. 1.- М.: Агропромиздат, 1989;
Верзилин Н.М. «По следам Робинзона: книга для учащихся сред. и ст. шк. Возраста. – М.: Просвещение, 1994;
Новиков В.С., Губанов И.А. «Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. – 2-изд. - М.: Просвещение, 1991;
Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. «Биология: бактерии, грибы, растения». 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Пасечник В.В. «Бактерии, грибы, растения». 6 класс: – М.: Дрофа, 2008;
Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология : бактерии, грибы, растения : Рабочая тетрадь. 6 кл. –М., «Дрофа», 2013.
Трайтак Д.И., «Книга для чтения по биологии. Растения»-М., Просвещение, 1996.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися:
Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004;
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание). Дрофа, Физикон, 2008;
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание). Фирма «1С», Издательский центр «Вентана – граф», 2007;
CД – Биология : Растения, бактерии, грибы. Лишайники. 6 класс. «Просвещение»
СД Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.
http://bio.1september.ru – газета «Биология», приложение к «1 сентября»
www.bio.natur.ru – научные новости биологии
www.eidos.ru – Эйдос, центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Предметные результаты обучения |
1 | Введение | 6 | Учащиеся должны знать: — о многообразии живой природы; — царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; — признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; — экологические факторы; — основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; — правила работы с микроскопом; — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь: — определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; — отличать живые организмы от неживых; — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; — характеризовать среды обитания организмов; — характеризовать экологические факторы; — проводить фенологические наблюдения; — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. |
2 | Клеточное строение организмов | 10 | Учащиеся должны знать: — строение клетки; — химический состав клетки; — основные процессы жизнедеятельности клетки; — характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: — определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; — работать с лупой и микроскопом; — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; — распознавать различные виды тканей. |
3 | Царство Бактерии. Царство Грибы | 7 | Учащиеся должны знать: — строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; — разнообразие и распространение бактерий и грибов; — роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику бактериям и грибам; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. |
4 | Царство Растения | 9 | Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. |
5 | Резервное время | 2 | Повторение и закрепление материала, обобщение, летнее задание. |
Поурочное планирование
№п/п | № в теме | Тема, урок | Д/З | Виды работ; виды деятельности учащихся | Контроль качества знаний | Использование тех.средств |
| | Введение (6 часов) | | | | | |
-
| -
| Биология — наука о живой природе | §1 | Биология как наука. Значение биологии Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | | CД – Биология : Растения, бактерии, грибы. Лишайники. 6 класс «Просвещение» |
-
| -
| Методы исследования в биологии | §2 | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация Приборы и оборудование Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | | |
-
| -
| Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | §3 | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | | |
-
| -
| Среды обитания живых организмов. | §4 | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | | |
-
| -
| Экологические факторы и их влияние на живые организмы | §5 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | | |
-
| -
| Обобщающий урок | | Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | | |
| | Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) | | | | |
-
| -
| Устройство увеличительных приборов | §6 | Лабораторная работа №1 Рассматривание строения растения с помощью лупы Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | | |
-
| -
| Строение клетки | §7 | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | | CД – Биология : Растения, бактерии, грибы. Лишайники. 6 класс «Просвещение» |
-
| -
| Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | §7 | Лабораторная работа №2 Строение клеток кожицы чешуи лука Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | | |
-
| -
| Пластиды | §7 | Лабораторная работа№3 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | | |
-
| -
| Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | §8 | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | | |
-
| -
| Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | §9 | Лабораторная работа№4 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | | CД – Биология : Растения, бактерии, грибы. Лишайники. 6 класс «Просвещение» |
-
| -
| Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | §9 | Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | | |
-
| -
| Деление клетки | §9 | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | Проверочная работа «Клеточное строение организмов» | |
-
| -
| Понятие «ткань» | §10 | Лабораторная работа №5 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | | |
-
| -
| Обобщающий урок | | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | | |
| | Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа) | | | | |
-
| -
| Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | §11 | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение Выделяют существенные признаки бактерий | | CД – Биология : Растения, бактерии, грибы. Лишайники. 6 класс «Просвещение» |
-
| -
| Роль бактерий в природе и жизни человека | §12 | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | | |
| | РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов) | | | | |
-
| -
| Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | §13 | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | | |
-
| -
| Шляпочные грибы | §14 | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | | |
-
| -
| Плесневые грибы и дрожжи | §15 | Лабораторная работа №6 Особенности строения мукора и дрожжей Плесневые грибы и дрожжи. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | | |
-
| -
| Грибы-паразиты | §16 | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Проверочная работа «Царства Бактерии и Грибы» | |
-
| -
| Обобщающий урок | | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | | |
| | РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (9 часов) | | | | | |
-
| -
| Ботаника — наука о растениях | §17 | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | | |
-
| -
| Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | §18 | Лабораторная работа №7 Строение зеленых водорослей Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | | СД Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс |
-
| -
| Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | §18 | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | | |
-
| -
| Лишайники | §19 | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | | CД – Биология : Растения, бактерии, грибы. Лишайники. 6 класс «Просвещение» |
-
| -
| Мхи, папоротники, хвощи, плауны | §20, 21 | Лабораторные работы №8 Строение мха (на местных видах) Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя) Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | | СД Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс |
-
| -
| Голосеменные растения | §22 | Лабораторная работа№9 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Проверочная работа «Царство Растения» | СД Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс |
-
| -
| Покрытосеменные растения | §23 | Лабораторная работа №10 Строение цветкового растения Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | | СД Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс |
-
| -
| Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | §24 | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | | |
-
| -
| Обобщающий урок | | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | | |
| | Резерв (2 часа) | | | | |
-
| -
| Обобщение материала за курс «Биология. 5 класс» | | | | |
-
| -
| Летнее задание. | | | | |