СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии. 5 класс. Учебник Пасечник В.В., 2012

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №89 Калининского района

Санкт-Петербурга



«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей

Протокол №______ от ___.______________20___г.


Председатель МО ________ /_______________/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

._____________

____.______________.20____г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ СОШ № 89


Симагина И.К.. ____________

_____._____________.20____г.








Рабочая программа учебного курса

биологии

для 5 класса

( 1 час в неделю, 34 часа в год)


Учитель-составитель: Егорушкина Екатерина Сергеевна











2017-2018


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования по биологии, учебного плана, примерной программы основного общего образования 5-9 по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» ( Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2013г). Рабочая программа соответствует образовательной программе основного общего образования ГБОУ СОШ № 89 Санкт-Петербурга, учебному плану ГБОУ СОШ № 89 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предмет «Биология» в учебном плане ГБОУ СОШ № 89 в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 5 классе – 34 часа.

В условиях развития современного общества значительно возрастает роль знаний о природе, её структуре, строении, биологических процессах, значении в хозяйственной деятельности человека, сохранении его здоровья. В связи с вышеобозначенным большую роль играет курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Данная программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Цели и задачи обучения

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы, изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественно-научными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.


Содержание подготовки школьников по биологии определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Формы деятельности учащихся указаны в поурочном планировании в зависимости от темы и формы урока. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Продолжаются формирование предметных, метапредметных и личностных результатов через учебную деятельность по биологии. Ожидаемые предметные результаты описаны после каждой темы тематического планирования.

Метапредметные результаты обучения:

учащиеся должны уметь:

—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

—осуществлять описание изучаемого объекта;

—определять отношения объекта с другими объектами;

—определять существенные признаки объекта;

—классифицировать объекты;

—проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

—сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

—оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

—работать с текстом и иллюстрациями учебника, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

—находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,

анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую

—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

—различать объём и содержание понятий;

—различать родовое и видовое понятия;

—определять аспект классификации;

—осуществлять классификацию.


Личностные результаты обучения:


—Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

—знание правил поведения в природе;

—понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

—умение реализовывать теоретические познания на практике;

—понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

—признание права каждого на собственное мнение;

—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—умение отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

—умение слушать и слышать другое мнение.

—умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;

—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


Рабочая программа для 5-х классов составлена с учетом следующих особенностей:

: Класс характеризуется хорошей активностью на уроках, в целом успешным усвоением учебного материала

5б:, Класс характеризуется хорошей работоспособность, но некоторые ученики испытывают проблемы дефицита внимания, недостаточной сформированности основных мыслительных функций, отличаются недобросовестным отношением к выполнению домашних заданий по устным предметам.

5в: Класс характеризуется хорошей активностью на уроках, в целом успешным усвоением учебного материала, но испытывает проблемы с переключением внимания и регулярностью выполнения домашних заданий (в особенности по устным предметам).

5г: Многие учащихся отличаются дефицитом внимания, недостаточной сформированностью основных мыслительных функций (сравнения, анализа), плохой памятью и ограниченным словарным запасом. Для этих учащихся характерны нерегулярность и недобросовестность выполнения домашних заданий (в особенности по устным предметам).

2 часа резервного времени используются для обобщения и закрепления материала курса.


Для реализации программного содержания используется

учебно-методический комплект:


  • Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5 - 11классы. – М.: Дрофа, 2009 (авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов)

  • Пасечник В.В. ««Биология. Бактерии. Грибы. Растения»». 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013;

  • Дубинина Н.В., Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2013;

  • Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. ««Биология. Бактерии. Грибы. Растения»». 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Пасечник В.В. «Бактерии, грибы, растения». 5 класс: – М.: Дрофа, 2016;

Литература

Дополнительные пособия для учителя:

  • Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. «Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».- М.: Дрофа, 2004;

  • Гуленкова М.А. «Тестовые задания по ботанике».- М., Творческий центр Сфера 1999.

  • Гуленкова М.А., Дмитриева Т.А., «Дидактический материал по биологии 6-7».- М., Просвещение, 1997.

  • Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи». - М.: Дрофа, 2002;

  • Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения».Пособие для учителя. – М., «Дрофа», 2005.

  • Козлова Т.А., Кучменко В.С. «Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие». – М.: Дрофа, 2002;

  • Лернер Г.И., «Ботаника» Проверочные задания, тесты, контрольные работы дла 6-7 кл.- М., Аквариум, 1998.

  • Никишов А.И. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 6 класс». – М.: Дрофа, 2008;

  • Никишов А.И., Косорукова Л.А. «Ботаника». Дидактический материал:-М., «Рауб-Илекса», 1998.

  • Панина Г.Н. Диагностические работы. 6 -9 классы (авторская линия В.В.Пасечника). – СПб: Паритет, 2006г.

  • Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. С.Н. Лебедев. – 2-е изд. – М.: Глобус, 2009;

  • Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. «Готовимся к единому государственному экзамену: Растения. Грибы. Лишайники». – М.: Дрофа, 2008;

Дополнительные пособия для учащихся:

  • Акимушкин И.И. «Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972;

  • Артамонов В.И. «Редкие и исчезающие растения (по страницам Красной книги СССР): Кн. 1.- М.: Агропромиздат, 1989;

  • Верзилин Н.М. «По следам Робинзона: книга для учащихся сред. и ст. шк. Возраста. – М.: Просвещение, 1994;

  • Новиков В.С., Губанов И.А. «Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. – 2-изд. - М.: Просвещение, 1991;

  • Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. «Биология: бактерии, грибы, растения». 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Пасечник В.В. «Бактерии, грибы, растения». 6 класс: – М.: Дрофа, 2008;

  • Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология : бактерии, грибы, растения : Рабочая тетрадь. 6 кл. –М., «Дрофа», 2013.

  • Трайтак Д.И., «Книга для чтения по биологии. Растения»-М., Просвещение, 1996.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися:

  • Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004;

  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание). Дрофа, Физикон, 2008;

  • Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание). Фирма «1С», Издательский центр «Вентана – граф», 2007;

  • CД – Биология : Растения, бактерии, грибы. Лишайники. 6 класс. «Просвещение»

  • СД Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.

  • http://bio.1september.ru – газета «Биология», приложение к «1 сентября»

  • www.bio.natur.ru – научные новости биологии

  • www.eidos.ru – Эйдос, центр дистанционного образования

  • www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Тематическое планирование


Тема

Количество часов

Предметные результаты обучения


1

Введение

6

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

2

Клеточное строение организмов

10

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

3

Царство Бактерии. Царство Грибы

7

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

4

Царство Растения

9

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

5

Резервное время

2

Повторение и закрепление материала, обобщение, летнее задание.


Поурочное планирование


п/п

  1. в

  2. теме

Тема, урок

Д/З

Виды работ; виды деятельности учащихся

Контроль качества знаний

Использование

тех.средств



Введение (6 часов)






Биология — наука о живой природе

§1

Биология как наука. Значение биологии

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества


CД – Биология : Растения, бактерии, грибы. Лишайники. 6 класс

«Просвещение»

Методы исследования в биологии

§2

Методы познания в биологии: наблюдение,

эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии




Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

§3

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа



Среды обитания живых организмов.

§4

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу



Экологические факторы и их влияние на живые организмы

§5

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника



Обобщающий урок


Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений






Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)





Устройство увеличительных приборов

§6

Лабораторная работа №1

Рассматривание строения растения с помощью лупы

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом



Строение клетки

§7

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки


CД – Биология : Растения, бактерии, грибы. Лишайники. 6 класс

«Просвещение»

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

§7

Лабораторная работа №2

Строение клеток кожицы чешуи лука Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их



Пластиды

§7

Лабораторная работа№3

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки



Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

§8

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием



Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

§9

Лабораторная работа№4

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом


CД – Биология : Растения, бактерии, грибы. Лишайники. 6 класс

«Просвещение»

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

§9

Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты



Деление клетки

§9

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

Проверочная работа «Клеточное строение организмов»


Понятие «ткань»

§10

Лабораторная работа №5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Ткань.

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах



Обобщающий урок


Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом





Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)





Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

§11

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий


CД – Биология : Растения, бактерии, грибы. Лишайники. 6 класс

«Просвещение»

Роль бактерий в природе и жизни человека

§12

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека





РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов)





Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

§13

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека



Шляпочные грибы

§14

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами



Плесневые грибы и дрожжи

§15

Лабораторная работа №6

Особенности строения мукора и дрожжей

Плесневые грибы и дрожжи.

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением



Грибы-паразиты

§16

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Проверочная работа «Царства Бактерии и Грибы»


Обобщающий урок


Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)





РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (9 часов)






Ботаника — наука о растениях

§17

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием



Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

§18

Лабораторная работа №7

Строение зеленых водорослей

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом


СД Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

§18

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей



Лишайники

§19

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе


CД – Биология : Растения, бактерии, грибы. Лишайники. 6 класс

«Просвещение»

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

§20, 21

Лабораторные работы №8

Строение мха (на местных видах)

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека


СД Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс

Голосеменные растения

§22

Лабораторная работа№9

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Проверочная работа «Царство Растения»

СД Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс

Покрытосеменные растения

§23

Лабораторная работа №10

Строение цветкового растения

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека


СД Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

§24

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира



Обобщающий урок


Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую





Резерв (2 часа)





Обобщение материала за курс «Биология. 5 класс»





Летнее задание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!