СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс для занятий на дому

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС . Представлена программа для занятий на дому 1час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс для занятий на дому»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»


«Согласовано»


«Утверждено»

Заместитель директора по УВР


____________Сергеева Н.Е.


Директор СОШ №4


____________ Н.Н.Семигина

«____»_________20____г.


«____»_________20____г.









Рабочая программа

по предмету«биология»

в 5 «а» классе

на 2016 – 2017 учебный год









Составил учитель

Трусова Ирина Владимировна




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основании ООП (ООО) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4». Для реализации содержания программы используется учебник «Биология Бактерии Грибы Растения» для 5.класса, Пасечник ВВ. – М. : издательство Дрофа, 2015 год.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» на изучение предмета» для занятий на дому отводится 34ч в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Календарно – тематическое планирование составлено на основе учебника «БиологияБактерии Грибы Растения » для 5 класса, , ПасечникВВ



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



ЛичностныеОсознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные

Метапредметные Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т

Предметные1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.



Содержание учебного предмета



Тема1.Введение 6 часов

Биология как наука. Роль биологии в практической деятель­ности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, экспери­мент. Клеточное строение организмов. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.


Тема 2. Клеточное строение организмов 10 часов

Устройство увеличительных приборов(лупа, световой микроскоп). Строение клетки. (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание, рост, развитие). Деление клетки. Понятие «ткань.


Тема 3. Царство Бактерии и Грибы 7 часов

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.



Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правило сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание приёмов пер­вой помощи при отравлении грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.



Раздел 4. Царства растения. 11 часов

Растения. Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли. мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.). Принципы классификации. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосемянные, их строение и многообразие, среда обитания. Распространение голосемянных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнения растений в процессе эволюции





































КалЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды учебной деятельности

план

факт


I ЧЕТВЕРТЬ






Тема 1. Введение (6 часов)






1

Биология - наука о живой природе

1



Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

2

Методы исследования в биологии

1



Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1



Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное

4

Среды обитания живых организмов

1



Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1



Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

6

Обобщающий урок.

1



Ведут дневник фенологических наблюдений


Тема 2 Клеточное строение организмов 10 часов




7

Устройство увеличительных приборов

1



Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом


2 четверть





8

Строение клетки

1



Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

9

Пластиды

1



Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки


10

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества


1



Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки

11

Жизнедеятельность клетки:

1



Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

12

Поступление веществ в клетку

1



Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

13

Процессы жизнедеятельности клетки: рост, развитие

1



Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

14

Деление клетки

1



Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки


3 четверть





15

Понятие «ткань»

1



Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей

16

Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»

1



Рисуют «портрет клетки», составляют рассказ о её жизни, разгадывают загадки, кроссворды


Тема3 «Царство Бактерии и Грибы 7 часов



17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1



Выделяют существенные признаки бактерий

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1



Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

19

Общая характеристика грибов

1



Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

20

Шляпочные грибы

1



Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

21

Плесневые грибы и дрожжи

1



Выдекляют существенные признаки одноклеточных грибов

22

Грибы-паразиты


1



Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

23

Обобщающий урок Царство Бактерии. Царство Грибы

1



Работают с учебником, таблицей


Тема 4 Царство растения 11 часов





24

Разнообразие, распространение и значение растений


1



Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

1



Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей


4 четверть





26

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

1



Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

27

Лишайники


1



Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

28

Мхи


1



Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

29

Папоротники, хвощи, плауны


1



Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

30

Голосеменные растения

1



Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

31

Покрытосеменные растения


1



Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1



Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

33

Итоговая контрольная работа

1



Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения

34

Обобщающий урок

1



Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!