Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
«Согласовано» | | «Утверждено» |
Заместитель директора по УВР ____________Сергеева Н.Е. | | Директор СОШ №4 ____________ Н.Н.Семигина |
«____»_________20____г. | | «____»_________20____г. |
Рабочая программа
по предмету«биология»
в 5 «а» классе
на 2016 – 2017 учебный год
Составил учитель
Трусова Ирина Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основании ООП (ООО) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4». Для реализации содержания программы используется учебник «Биология Бактерии Грибы Растения» для 5.класса, Пасечник ВВ. – М. : издательство Дрофа, 2015 год.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» на изучение предмета» для занятий на дому отводится 34ч в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Календарно – тематическое планирование составлено на основе учебника «БиологияБактерии Грибы Растения » для 5 класса, , ПасечникВВ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛичностныеОсознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные
Метапредметные Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Предметные1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание учебного предмета
Тема1.Введение 6 часов
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Тема 2. Клеточное строение организмов 10 часов
Устройство увеличительных приборов(лупа, световой микроскоп). Строение клетки. (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание, рост, развитие). Деление клетки. Понятие «ткань.
Тема 3. Царство Бактерии и Грибы 7 часов
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правило сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Раздел 4. Царства растения. 11 часов
Растения. Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли. мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.). Принципы классификации. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосемянные, их строение и многообразие, среда обитания. Распространение голосемянных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнения растений в процессе эволюции
КалЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности |
план | факт |
| I ЧЕТВЕРТЬ | | | | |
| Тема 1. Введение (6 часов) | | | | |
1 | Биология - наука о живой природе | 1 | | | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества |
2 | Методы исследования в биологии | 1 | | | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1 | | | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное |
4 | Среды обитания живых организмов | 1 | | | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | | | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника |
6 | Обобщающий урок. | 1 | | | Ведут дневник фенологических наблюдений |
| Тема 2 Клеточное строение организмов 10 часов | | | |
7 | Устройство увеличительных приборов | 1 | | | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом |
| 2 четверть | | | | |
8 | Строение клетки | 1 | | | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
9 | Пластиды | 1 | | | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
10 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | | | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки |
11 | Жизнедеятельность клетки: | 1 | | | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. |
12 | Поступление веществ в клетку | 1 | | | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. |
13 | Процессы жизнедеятельности клетки: рост, развитие | 1 | | | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты |
14 | Деление клетки | 1 | | | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки |
| 3 четверть | | | | |
15 | Понятие «ткань» | 1 | | | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей |
16 | Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов» | 1 | | | Рисуют «портрет клетки», составляют рассказ о её жизни, разгадывают загадки, кроссворды |
| Тема3 «Царство Бактерии и Грибы 7 часов | | |
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 1 | | | Выделяют существенные признаки бактерий |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | | | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека |
19 | Общая характеристика грибов | 1 | | | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека |
20 | Шляпочные грибы | 1 | | | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами |
21 | Плесневые грибы и дрожжи | 1 | | | Выдекляют существенные признаки одноклеточных грибов |
22 | Грибы-паразиты | 1 | | | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека |
23 | Обобщающий урок Царство Бактерии. Царство Грибы | 1 | | | Работают с учебником, таблицей |
| Тема 4 Царство растения 11 часов | | | | |
24 | Разнообразие, распространение и значение растений | 1 | | | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием |
25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | 1 | | | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей |
| 4 четверть | | | | |
26 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | 1 | | | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей |
27 | Лишайники | 1 | | | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе |
28 | Мхи | 1 | | | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека |
29 | Папоротники, хвощи, плауны | 1 | | | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека |
30 | Голосеменные растения | 1 | | | Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека |
31 | Покрытосеменные растения | 1 | | | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека |
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | | | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения |
34 | Обобщающий урок | 1 | | | Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её. |