СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6-9 классы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФКГОС  ООО  в  ред. от 23.06.2015, с учетом Примерной программы по биологии  и на основе авторской программы: Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова. (Программы для общеобразовательных учреждений . Биология 6-11 классы.М.: Дрофа. 2007)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6-9 классы»

МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта»

МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей»












Рабочая программа

учебного предмета

«Биология»

6-9 класс

Основное общее образование

срок реализации 4 года



Рабочая программа составлена в соответствии с ФКГОС ООО (ФКГОС СОО) в ред. от 23.06.2015, с учетом Примерной программы по биологии и на основе авторской программы: Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова. (Программы для общеобразовательных учреждений . Биология 6-11 классы.М.: Дрофа. 2007)





Составитель: Кочкина Н.Л., учитель биологи

Заглубоцкая Л.В., учитель биологии









Ухта, 2015г.









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с ФКГОС ООО (ФКГОС СОО) в ред. от 23.06.2015, с учетом Примерной программы по биологии и на основе авторской программы: Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова. (Программы для общеобразовательных учреждений . Биология 6-11 классы.М.: Дрофа. 2007)

Главной целью рабочей программы является реализация содержания основной образовательной программы по предмету «Биология», формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции.

На изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 35 часов в 7классах – по 70 часов в 8 классах-72 часа, в 9 классах -68 часов

Основные задачи программы:

-обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования;

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с

различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и

здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

- формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Основное содержание Рабочей программы соответствует авторской.

В разделе Рабочей программы 6 класса, 2 часа отведено на тему «Повторение». Часы взяты за счет сокращения темы «Жизнедеятельность организма», т.к. считаем необходимым проведение обобщающих уроков по крупным разделам курса.

В разделе Рабочей программы 7 класса на 1 час сокращена тема введение, этот час отдан на изучение раздела Царства Растения, где много лабораторных и практических работ.

В разделе Рабочей программы 8 класса за счет резервного времени увеличено количество часов на изучение темы 4 «Общий обзор строения и функций организма человека» на 1 час.

В разделе Рабочей программы 9 класса увеличено количество часов в разделе 1 «Эволюция живого мира на Земле» на 1 час и в разделе 2 «Структурная организация живых организмов» на 2 часа за счет резервного времени. Раздел 4 «Наследственность и изменчивость организмов» сокращен на 3 часа, т.к. материал этой темы не вызывает у учащихся затруднений. Эти часы отданы на изучение Раздела 5 «Взаимоотношения организма и среды», т.к. в материалах ГИА много вопросов касающихся экологии.

Часы резервного времени по авторской программе отведены на повторение и обобщение пройденного материала.

В Рабочую программу включен лицейский компонент для расширенного изучения ряда тем и для подготовки учащихся к олимпиадам. Рабочая программа содержит региональный компонент, включающий изучение тем на примере организмов Республики Коми.

Реализация программы предусматривается через современные образовательные технологии на основе развивающего и личностно-ориентированного подхода. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, экскурсии и наблюдения.

Для реализации рабочей программы выбран УМК Сонина Н.И. ,т.к.:

  1. Программа и учебник содержат материал рекомендованный Госстандартом.

  2. В учебниках есть материал развивающего характера, что необходимо в работе с лицеистами и ссылки на сайты в Интернет, для углубленного изучения тем.

  3. УМК снабжен рабочими тетрадями с тестами для подготовки к ЕГЭ и электронными дисками, что позволяет организовать индивидуальную и дифференцированную работу с лицеистами.


Тематическое планирование 6 класс

Наименование раздела

Количество

часов

В т.ч.

К.р.

В т.ч.

Пр.р.

В т.ч.

НРК

1

Строение и свойства живых организмов

10

2

3 л.р.


2

Жизнедеятельность организмов

21

3

1 л.р.

2 пр.р.

2

3

Организм и среда

2



2

4

Повторение

2





ИТОГО


35

5

4 л.р.

1 пр.р.

4














Содержание учебного материала.

Живой организм 6 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

РАЗДЕЛ 1 Строение и свойства живых организмов(10 часов)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энер­гии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Лабораторные работы

1 Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

2 Ткани живых организмов.

3 Распознавание органов у растений и животных.

Контрольная работа №1 Клетки и ткани растений и животных.

Контрольная работа № 2 Органы и системы органов.


РАЗДЕЛ 2 Жизнедеятельность организма (23 часа)

Сущность понятия. Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лицейский компонент Растения – хищники и паразиты.

Региональный компонент \

-Травоядные животные и хищники Республики Коми.

-Способы размножения и распространения плодов и семян на примере организмов Республики Коми.

Лабораторная работы №4 Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Практическая работа №1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

№2. Вегетативное размножение комнатных растений

Контрольная работа № 3 Жизнедеятельность организмов.

Контрольная работа № 4 Жизнедеятельность организмов.

Контрольная работа № 5 Жизнедеятельность организмов


РАЗДЕЛ 3 . Организм и среда (2 часа)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережное отношение к биологическим объектам и их охрана.

Региональный компонент Факторы среды в Республике Коми.

Региональный компонент Природные сообщества в Республике Коми.


РАЗДЕЛ 4. Повторение (2 часа)

Повторение раздела Строение и свойства живых организмов

Повторение раздела Жизнедеятельность организмов



Перечень обязательных, лабораторных, практических , контрольных работ.

6 класс

Лабораторные работы

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах

Ткани живых организмов

Распознавание органов у растений и животных.

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по растению

Вегетативное размножение комнатных растений

Контрольные

Клетки и ткани растений и животных.

Органы и системы органов

Жизнедеятельность организмов.

Жизнедеятельность организмов.

Жизнедеятельность организмов



Литература для учащихся.

  1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2010


Требования к уровню подготовки учащихся

Описывать особенности жизни как формы существования материи;

Определять строение и свойства живых организмов;

Объяснять жизнедеятельность живых организмов, взаимосвязь организмов со средой обитания;

Давать аргументированную оценку новой информации по биологии;

Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микробиологических исследований, работать с учебной и научно-популярной литературой;

Составлять план, конспект, реферат.



Тематическое планирование 7 класс

Наименование раздела

Количество

Часов

В т.ч.к.р

В т.ч.

Пр.р.

В т.ч.

НРК

1

Введение

2





2

Царство Прокариоты

3

1



3

Царство Грибы

4


1 л.р.

1 пр.р.

1

4

Царство Растения

17

1

5 л.р.

1 пр.р.

2

5

Царство Животные

37

2

6 л.р.

1 пр.р

5

6

Царство Вирусы

2




7

Повторение

5





ИТОГО

70


4

12 л.р.

3 пр.р.

8






Содержание учебного материала 7 класс (70 часов, 2 часа в неделю)


ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Система органического мира. Основные систематические категории и их соподчиненность. Царства живой природы.


РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты (2 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Контрольная работа №1. Прокариоты


РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы (4 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов1. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. Отдел Настоящие грибы2, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.


РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (16 часов)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения. Усложнение растений в процессе эволюции.

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.

Региональный компонент. Наиболее распространенные покрытосеменные растения.

Региональный компонент. Съедобные и ядовитые грибы.

Региональный компонент. Мхи, папоротникообразные, голосеменные


Лабораторные работы

1Строение плесневого гриба мукора.

2 Изучение внешнего строения водоросле.

3. Изучение внешнего строения мхов.

4 Изучение внешнего строения папоротника.

5 Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

6.Характерные особенности растений семейства крестоцветные и бобовые.

Практические работы

1. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

2. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Контрольная работа №2 Царства Прокариоты, Грибы, Растения



РАЗДЕЛ 4. Царство Животные (37 часов)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Усложнение животных в процессе эволюции.

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные губки; их распространение и экологическое значение.

Особенности организации кишечнополостных, бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, гидроидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Особенности организации моллюсков; смешанная* полость тела. Многообразие моллюсков; класс брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.-

Класс Ракообразные. Обшая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных.. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. 06щая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение Многоножки.

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (распознавание домашних и сельскохозяйственных животных).

Региональный компонент. Многообразие членистоногих в Р.К.

Млекопитающие Р.К.

Рыбы водоемов Р.К.

Земноводные и пресмыкающиеся в Р.К.

Птицы Р.К.


Лабораторная работа №7.Внешнее строение моллюсков.

Лабораторная работа №8 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Лабораторная работа №9 Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Лабораторная работа №10 Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Лабораторная работа №11Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Лабораторная работа №12 Изучение строения млекопитающих.

Практическая работа № 3.Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Контрольная работа

3 Паразитические черви

К/р№4. по теме «Животные»

РАЗДЕЛ 5. Царство Вирусы (2 часа)

Вирусы – неклеточные формы.История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека, животных и растений. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Повторение ( 5часов )

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.



Перечень обязательных, лабораторных, практических , контрольных работ

7 класс.

Лабораторные работы

Строение плесневого гриба мукора.

Изучение внешнего строения водорослей

Изучение внешнего строения мхов.

Изучение внешнего строения папоротника.

Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Изучение строения растений семейств крестоцветные и бобовые.

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Изучение строения млекопитающих.


Практические работы

Распознавание сьедобных и ядовитых грибов.

Контрольные

Прокариоты

Царства Прокариоты, Грибы, Растения

Паразитические черви

По теме «Животные»


Литература для учащихся.

  1. Захаров В. Б., Санин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2010.


Требования к уровню подготовки учащихся

Называть особенности жизни как формы существования материи;

Описывать фундаментальные понятия биологии;

Определять основные группы прокариот, грибов, растений животных,

Объяснять особенности организации и многообразие живых организмов, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, 'в охране окружающей среды и здоровья человека;

Пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований

Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

владеть языком предмета



Тематическое планирование 8 класс

Наименование раздела

Количество

часов

В т.ч.

К.р.

В т.ч.

Пр.р.

В т.ч.

НРК

1


Место

человека в системе органического мира


2




2

Происхождение человека

2



1

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1




4

Общий обзор строения и функций организма человека

5

1

1 л.р.


5

Координация и регуляция

10

1

1 л.р.


6

Опора и движение

8

1

2 л.р.


7

Внутренняя

среда организма

3


1 л.р.

1

8

Транспорт веществ

4

1

1 пр.


9

Дыхание

5

1

1 пр.

1

10

Пищеварение

5

1

1пр.1л.р.


11

Обмен веществ и энергии

2



1

12

Выделение

2




13

Покровы тела

3

1


1

14

. Размножение и развитие

3



1

15

Высшая нервная деятельность

5




16

Человек и его здоровье

4


2пр.

1

17

Повторение и обобщение

8





ИТОГО


72

7

6 л.р.

5 пр.р.

7




Содержание учебного материала .Человек 8 класс

(72 часов, 2 часа в неделю)


Тема 1.Место человека в системе органического мира (2 часа)3

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.


Тема 2.Происхождение человека (2 часа)1

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Лицейский компонент: Остатки древней культуры предков Коми.

Региональный компонент: Народы РК, национальный состав.


Тема 3.Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)1

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.


Тема 4.Общий обзор строения и функций организма человека (5 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы , системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Лабораторная работа №1 Изучение микроскопического строения тканей.

Контрольная работа №1 Клеточное строение организма


Тема 5.Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторная работа №2 Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка.

Контрольная работа №2 Нервно-гуморальная регуляция


Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном форми­ровании опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа №3 Изучение внешнего строения костей.

Лабораторная работа №4 Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Контрольная работа №3 Опорно-двигательная система


Тема 7 Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Профилактика заболеваний и закаливающие факторы в РК

Значение работ Л. Пастера, Р.Коха и И.И. Мечникова в области иммунитета4.

Лабораторная работа №5 Изучение микроскопического строения крови.


Тема 8 .Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения и их предупреждение.

Практическая работа № 1. Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Контрольная работа №4. Внутренняя среда организма.


Тема 9 .Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

Практическая работа №2. Определение частоты дыхания.

Контрольная работа №5. Дыхание

Региональный компонент: Болезни органов дыхания у населения Республики Коми.


Тема 10

Пищеварение (5 часов)

Пища как биологическая основа жизни. Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Лабораторная работа №6. Воздействие желудочного сока на белки, слюны

на крахмал.

Практическая.работа №3. Определение норм рационального питания.

Контрольная работа № 6. Пищеварительная система.

Тема 11

Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Гипервитаминоз.

Региональный компонент: Особенности обмена веществ жителей севера.


Тема 12

Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Тема 13

Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Уход за кожей, волосами и ногтями.

Региональный компонент: Факторы закаливания в Республике Коми.

Особенности одежды и обуви жителей севера.

Контрольная работа № 7. Выделение, кожа.


Тема 14

Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Забота о репродуктивном здоровье, инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ.

Региональный компонент: Влияние климатических факторов на рост и развитие ребенка в Республике Коми.


Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Биологическая природа и социальная сущность человека. Гигиена умственного труда. Речь. Мышление. Сознание. Память. Эмоции. Особенности психики человека. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Организация труда и отдыха.

Тема 16 Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Практическая работа №3,4 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Лицейский компонент: Влияние вредных привычек на развитие и здоровье. Наследственные, врожденные заболевания.

Региональный компонент: Эколого-климатические особенности РК.

Резервное время — 8 часов.

Повторение материала: Клетки и ткани. Координация и регуляция. Анализаторы. Внутренняя среда организма. Иммунитет. Обмен веществ. Человек и здоровье


Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных работ

8 класс

Лабораторные работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Изучение головного мозга человека. Изучение изменения размера зрачка.

Изучение внешнего строения костей.

Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Практические работы

Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Определение частоты дыхания.

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Контрольные работы

Клеточное строение организма

Нервно-гуморальная регуляция

Внутренняя среда организма.

Пищеварительная система.

Дыхание

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных работ

8 класс

Лабораторные работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Изучение головного мозга человека. Изучение изменения размера зрачка.

Изучение внешнего строения костей.

Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Изучение микроскопического строения крови.

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Практические работы

Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Определение частоты дыхания.

Определение норм рационального питания.

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Контрольные работы

Клеточное строение организма

Нервно-гуморальная регуляция

Внутренняя среда организма.

Пищеварительная система.

Дыхание

Литература для учащихся

  1. Захаров В. Б., Санин Н. И. Биология. Человек: Учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2010.


Требования к уровню подготовки учащихся

Определять место человека в системе органического мира;

Описывать строение и жизнедеятельность человеческого организма;

Характеризовать

-обмен веществ и превращение энергии;

- роль ферментов и витаминов в организме;

-дыхание, выделение;

-иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

обосновывать

-взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

-родство млекопитающих животных и человека;

-особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

-роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности ВНД человека;

Прогнозировать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда , физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

Соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены, профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями.


Тематическое планирование 9 класс

Наименование раздела

Количество

часов

В т.ч.

К.р.

В т.ч.

Пр.р.

В т.ч.

НРК

1

Введение

1

-

-

-

2

Эволюция животного мира на Земле

22


3


2


3


3

Структурная организация живых организмов

12

2

1

-

4

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

5

-

-

1

5

Наследственность и изменчивость организмов.


17

2

2

1

6

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

6

1

2

2

7

Резервное время. Повторение

5

-

-

-


итого

68

8

6

7



Содержание учебного материала по 9 классу

68 часов, 2 часа в неделю


Введение (1 час).

Место курса «Биология. Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

Раздел1Эволюция живого мира на Земле (22 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы. Основные свойства живых организмов: обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность процессов жизнедеятельности. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Движущие силы и результаты эволюции.

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к разным экологическим факторам. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Контрольно-обобщающий урок по главам: «Приспособленность организмов», «Микроэволюция», «Макроэволюция».

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи и живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Региональный компонент.

Многообразие организмов в Р.К.

Формы борьбы за существование на примере организмов Р.К.

Приспособительные особенности организмов Р.К.

Контрольные работы

К.р.№ 1 Теория Дарвина.

К.р. №2 по главам: «Приспособленность организмов», «Микроэволюция», «Макроэволюция».

К.р.№3по теме: « Эволюция живого мира на Земле»

Лабораторные работы

№1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания

№ 2 Критерии вида


Раздел 2. Структурная организация живых организмов (12 часов).

Элементарный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические вещества клетки; вода; их химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы: белки, жиры и углеводы. Их структурная организация и биологическая роль. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации. Транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные и рибосомальные РНК.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Прокариотические клетки; их форма и размеры. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение.

Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Органоиды ядра. Хроматин. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток – основа размножения, роста и развития организмов. Клетки в многоклеточном организме. Митоз.

Контрольно-обобщающий урок по теме: « Структурная организация живых организмов» К.р. №5

Контрольная работа № 4. Химическая организация клетки.

Лабораторная работа

3.Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (5 часов).

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. Образование половых клеток. Оплодотворение и опыление. Биологическое значение бесполого и полового размножения. Гаметогенез. Мейоз. Периоды образования половых клеток.

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления: образование бластулы, гаструляция, первичный органогенез. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Региональный компонент. Способы размножения на примере организмов Р.К.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов. (17 часов).

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генотип как целостная система. Гены и хромосомы. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Обобщающий урок по теме Наследственность и изменчивость организмов

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики с/х и биотехнологии. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания клеток. Комбинативная изменчивость.

Фенотипическая изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Значение селекции для развития с/х производства, медицинской, микробиологической промышленности.

Региональный компонент Селекционная работа, проводимая в Р.К.

Практическая работа №1. Решение генетических задач.

Лабораторная работа № 4 Построение вариационной кривой (размеры листьев растений).

Контрольная работа . №6 Закономерности наследования признаков

К.р. №7 Наследственность и изменчивость организмов

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (8 часов).

Биосфера – живая оболочка планеты. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Экосистемная организация живой природы. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Особенности агроэкосистем.

Абиотические факторы среды. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Цепи и сети питания. Смена биоценозов.


Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Охрана природа и рационального природопользования.

Региональный компонент. Биоценозы в Республике Коми.

Контрольная работа № 8. Основы экологии.

Практическая работа № 2 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

№3 Изучение описания экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов

№ 4 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах

Раздел 6 Повторение (5 часов)

Клетка – структурная и функциональная единица живого. Становление современной теории эволюции. Закономерности наследственности и изменчивости. Подготовка к экзаменам, работа с тестами и бланками ГИА

Перечень обязательных лабораторных, практических и контрольных работ

Лабораторные работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания .

Критерии вида

Изучение клеток бактерий, растений, животных на готовых микропрепаратах

Практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Изучение описания экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах

Контрольные работы

Теория Дарвина.

По главам: «Приспособленность организмов», «Микроэволюция», «Макроэволюция».

По теме: « Эволюция живого мира на Земле»

Химическая организация клетки.

Основы экологии.

Литература для учащихся

  1. Мамонтов С.Г. , Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология .Общие закономерности . М.: Дрофа 2010.


Требования к уровню подготовки учащихся

Объяснять основные свойства живой материи и методы её изучения;

Описывать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и их характеристики, основные структуры и функции клетки

Объяснять основные закономерности эволюции, и её результаты, роль основных неорганических и органических соединений и сущность обмена веществ и энергии в клетке, закономерности индивидуального размножения и развития;

Прогнозировать антропогенное воздействие на природу и его последствия;

Выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;

Раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;

Готовить микропрепараты и работать с микроскопом;

Уметь пользоваться научно-популярной и периодической литературой;

Участвовать в мероприятиях по охране природы;

Применять полученные знания для охраны собственного здоровья;

Самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.



Критерии и нормы оценки

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

  • полнота (соответствие объему программы );

  • умение применять полученные навыки на практике.

При оценке учитывается число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные признаки, не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно – следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого – либо характерного факта при описании процесса, объекта). К ним можно отнести оговорки, допущенные по невнимательности, которые ученик исправляет самостоятельно.



Оценка устного ответа.

Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком.

Оценка «4»: ответ полный и правильный, в определенной логической последовательности. Допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по просьбе учителя.

Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»: работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом 2-3 несущественные.

Оценка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»: работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка тестированного задания

Оценка «5»: выполнен объем заданий – 100%;

правильных ответов 100 – 95%.

Оценка «4»: выполнен объем заданий – 100%;

правильных ответов 95 -75%.

Оценка «3»: выполнен объем заданий –75%;

правильных ответов 75 - 50%.

Оценка «2»: выполнен объем заданий –50%;

правильных ответов менее 50%.

Оценка «1»: ответ отсутствует

Оценка за лаборатотную работу.

Оценка « 5»-работа выполняется самостоятельно по инструкции, без помощи учителя. Работа грамотно оформлена в тетради . Правильно сделаны выводы.

Оценка «4»-при выполнении работы ученик нуждается в незначительной помощи учителя .Работа проведена правильно ,но есть неточности в оформлении работы .Выводы сделаны правильно.

Оценка «3»-при выполнении работы ученик нуждается в помощи, но есть ошибки в оформлении работы и в выводах.

Оценка «2»-при выполнении работы ученик нуждается в помощи, есть грубые ошибки при оформлении ,не сделаны выводы.

Проектная работа оценивается по следующим критериям:

четкость постановки целей и задач (от 0 до 5 баллов);

обоснованность (выбранной) методики исследования (от 0 до 2 баллов);

полнота освещения (раскрытия) выбранной темы (от 0 до 5 баллов);

наличие и значимость выводов, и соответствие поставленных задач (от 0 до 3 баллов);

представление полученных данных и их математическая обработка (от 0 до 3 баллов);

использование литературных источников (от 0 до 2 баллов);

анализ полученных данных (от 0 до 3 баллов);

качество оформления работы (от 0 до 3 баллов).

Выступление – защита проекта оценивается по следующим критериям:

структура доклада (от 0 до 2 баллов);

соблюдение регламента (от 0 до 2 баллов);

раскрытие темы при докладе (от 0 до 5 баллов);

использование наглядно – иллюстративного материала при защите (от 0 до 3 баллов);

ответы на вопросы по проекту (от 0 до 5 баллов).


Критерии по защите реферата

1. Актуальность темы 2б.

2. Наличие приложения -3б.

3. Компетентность и эрудированность докладчика- 5б.

4. Способность понять вопрос и грамотно дать ответ- 2б.

5. Использование иллюстративного материала- 2б.

6. Соблюдение регламента- 1б.

7. Глубина проработки темы -5б.

8. Наличие вывода -2б

9. Соответствие материала и поставленной цели-1б.

10 .Практическая значимость-2б

11. Оформление –соответствует требованиям-5б.


27-30б- 5

26-23б- 4

18-23б- 3

Критерии при выполнении заданий в форме ГИА

Работа состоит из 3 частей .Часть 1-А содержит 24 задания .За верное выполнение заданий А1-А24 выставляется 1 балл. Часть 2.В содержит 4 задания . За верный ответ на каждое из заданий В1-В4 выставляется 2 балла.

За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до О баллов включительно).

За ответ на задания В2 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и О баллов, если допущено 2 и более ошибки.

За ответы на задания ВЗи В4 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Часть 3

Критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Французский писатель гуманист Франсуа Рабле вложил в уста одного из своих персонажей фразу, ставшую крылатой: «Аппетит приходит во время еды». Что такое аппетит? Используя знание физиологического механизма возникновения аппетита, объясните смысл крылатой фразы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы 1

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Аппетит - эмоциональное ощущение, вызванное потребностью в пище, проявляющееся в желании, стремлении что-нибудь съесть.

2) Аппетит обусловлен формированием в мозгу стойких очагов возбуждения. Попавшая в желудок пища усиливает импульсы от

; рецепторов желудка идущие в мозг, вызывая потребность в новом ее приеме.


Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок.


2

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки.

1

Ответ включает один-два элемента при наличии грубых

биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает один из названных выше элементов при наличии

негрубых биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ неправильный.





0

| Максимальный балл

2

Часть С включает 4 задания С1-оценивается в 2 балла, С-2,С-3 и С-4 оцениваются мах. В 3 балла

Затем все баллы суммируются и выставляется оценка. Максимальное количество баллов -43

0-13- «2»

14-23-«3»

24-33- «4»

34-43- «5»



Приложение к РУП



Поурочно-тематический план 6 класс.

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (10 часов)

1

Основные свойства живых организмов.

2

Строение растительной и животной клеток.

3

Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторная работа №1
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах

4

Типы тканей растений. Лабораторная работа №2 Ткани живых организмов

5

Типы тканей животных. Контрольная работа №1 Клетки и ткани растений и животных.

6

Органы цветкового растения: корень, стебель, лист.

7

Органы цветкового растения: цветки и плоды.

8

Основные системы органов у животных.

9

Лабораторная работа №3 Распознавание органов у растений и животных.

10

Растения и животные как целостный организм. Контрольная работа № 2 Органы и системы органов.


Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (21 часа)

11

Особенности питания растений. Почвенное питание. Лицейский компонент Растения – хищники и паразиты

12

Фотосинтез.

13

Особенности питания животных. Региональный компонент Травоядные жи­вотные и хищники Республики Коми.

14

Особенности строения пищеварительных систем животных.

15

Значение дыхания. Дыхание растений. Контрольная работа №3 Жизнедеятельность организмов.

16

Органы дыхания животных организмов.

17

Передвижение веществ в растении. Пр.р. №1. Передвижение воды и минеральных веществ по растению

18

Выделение у растений.

19

Выделение у животных.

20

Опорные системы у растений.

21

Опорные системы у животных.

22

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

23

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

24

Нервная система, особенности строения.

25

Эндокринная система. Контрольная работа № 4 Жизнедеятельность организмов.

26

Бесполое размножение П/р№2 Вегетативное размножение комнатных растений

27

Половое размножение животных.

28

Половое размножение растений Региональный компонент Способы размножения и распространения плодов и семян на примере организмов Республики Коми

29

Рост и развитие растений

30

Рост и развитие животных. Лабораторная работа №4 Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

31

31.Контрольная работа № 5 Жизнедеятельность организмов


Раздел 3 Организм и среда (2 часа).

32

Среда обитания. Факторы среды. Факторы среды в Республике Коми.

33

Природные сообщества. Природные сообщества в Республике Коми.


Раздел4 . Повторение (2ч)

34

Повторение раздела Строение и свойства живых организмов

35

Повторение раздела Жизнедеятельность организмов









Поурочно-тематический план 7 класс


Введение (2)

1

Мир живых организмов. Уровни организации живого. Ч.Дарвин и происхождение видов

2

Многообразие организмов и их классификация


Раздел I . Царство Прокариоты (3)

3

Общая характеристика и происхождение прокариот

4

Подцарств Настоящие бактерии, Архебактерии.

5

Подцарство Оксифотобактерии, особенности организации, роль в природе и практическое значение


Раздел II . Царство Грибы(4)

6

Царство Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека. К.р. 1 Прокариоты.

7

Л.р.1 Строение плесневого гриба мукора.

8

Отделы грибов. РК. Съедобные и ядовитые грибы. Пр.р.1. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

9

Отдел Лишайники


Раздел III . Царства Растения(17)

10

Общая характеристика царства Растения

11

Подцарство низшие растения. Общая характеристика водорослей

12

Л.р.2 Изучение внешнего строения водорослей.

13

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

14

Общая характеристика подцарства Высшие растения

15

Л.р.3. Изучение внешнего мхов.

16

Отдел Плауновидные и Хвощевидные.

17

Л.р.4 Изучение внешнего строения папоротника.

18

Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение

19

Л.р.5 Изучение строения и многообразия голосеменных растений. РК: мхи, папоротникообразные, голосеменные.

20

Отдел Покрытосеменных, особенности организации, происхождение.

21

Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные

22

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветные, крестоцветные, бобовые.

23

Л.р.6 Изучение строения растений семейств крестоцветные и бобовые.

24

Класс Однодольные, характерные признаки растений семейства злаковых

25

Характерные признаки растений семейства лилейных. Пр.р.2. Распознавание наиболее распространенные покрытосеменные растения Р.К

26

Повторительно-обобщающий по темам: Царства Прокариоты, Грибы, Растения. К.р.2


Раздел IV . Царство Животные (37)

27

Общая характеристика царства Животные Особенности организации одноклеточных.

28

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозе и в жизни человека.


Подцарство Многоклеточные

29

Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные

30

Особенности организации кишечнополостных

31

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека

32

Особенности организации плоских червей

33

Плоские черви-паразиты

34

Тип Круглые черви, особенности их организации. К.р3. Паразитические черви.

35

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей

36

Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые

37

Особенности организации моллюсков, их происхождение Л.р.7 Внешнее строение моллюсков

38

Многообразие моллюсков, значение в природе

39

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные

40

Многообразие ракообразных, их роль в природе

41

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности

42

Многообразие паукообразных, их роль в природе

43

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности

44

Размножение и развитие насекомых. Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

45

Л.р.8 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. Многообразие членистоногих в РК.

46

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе

47

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные

48

Л.р.9 Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни

49

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. Рыбы водоемов Р.К.

50

Л.р.10 Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни

51

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе

52

Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности.

53

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение Земноводные и пресмыкающиеся Р.К..

54

Л.р.11. Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

55

Особенности организации птиц, связанных с полётом

56

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека.

57

Экологические группы птиц. Птицы РК.

58

Л.р.12 Изучение строения млекопитающих.

59

Сумчатые и Первозвери.

60

Плацентарные млекопитающие. Млекопитающие Р.К.Пр.р.3.Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения: в жизни человека.

61

Домашние млекопитающие. Охрана ценных зверей.

62

Урок обобщающий по теме «Животные»

63

К/р по теме «Животные»


Раздел V . Царство Вирусы (2)

64

Царство Вирусы

65

Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека и животных.


Повторение(5)

66-67

Заключение. Особенности организации, многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний

68

Повторение материала по теме Растения.

69

Повторение материала по теме Животные.

70

Повторение материала по теме Бактерии и Грибы



Поурочно-тематический план 8 класс


Тема 1.Место человека в системе органического мира. 2 часа

Место человека в системе органического мира.

Сходство и различие человека и человекообразных обезьян.

Тема 2. Происхождение человека. 2 часа

Этапы и факторы становления человека.

Расы человека, их происхождение и единство. Р.К. Народы РК, национальный состав.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. 1 час

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека. 5 часа

Клеточное строение организма.

Ткани и органы.

Л.р.№1. Изучение микроскопического строения тканей.

Системы органов.

К.р. №1. Клеточное строение организма.


Тема 5. Координация и регуляция. 10 часов

Гуморальная регуляция.

Строение и значение нервной системы.

Строение и функции спинного мозга.

Строение и функции головного мозга.

Полушария большого мозга. Л.р.№2 Изучение головного мозга человека. Изучение изменения размера зрачка.

Зрительный анализатор.

Строение и функции глаза.

Анализаторы слуха и равновесия.

Кожно-мышечная чувствительность.

Обоняние и вкус. К.р.№2. Нерно-гуморальная регуляция.

Тема 6. Опора и движение. 8 часов

Л.р.№3. Изучение внешнего строения костей.

Типы соединения костей. Рост костей.

Осевой скелет.

Скелет конечностей.

Строение и развитие мышц.

Основные группы мышц, их функции.

Л.р.№4. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Работа мышц. К.р.№3. Опорно-двигательная система.


Тема 7. Внутренняя среда организма. 3 часа

Кровь.

Л.р.№5. Изучение микроскопического строения крови.

Иммунитет. Профилактика заболеваний и закаливающие факторы в РК


Тема 8. Транспорт веществ. 4 часа

Строение сердца. Круги кровообращения.

Работа сердца.

Движение крови по сосудам. Пр.р.№ 1 Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

К.р.4. Внутренняя среда организма.


Тема 9. Дыхание. 5 часов

Органы дыхания, их строение.

Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях.

Дыхательные движения. Пр.р.2. Определение частоты дыхания.

Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания.

К.р.5. Дыхание. Р.К. Болезни органов дыхания у населения Республики Коми.


Тема 10. Пищеварение. 5 часов

Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в желудке Л.р.№6. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа.

Пр.р. №3. Определение норм рационального питания.

К.р.6. Пищеварение.


Тема 11. Обмен веществ и энергии. 2 часа.

Пластический и энергетический обмены. Р.К. Особенности обмена веществ жителей севера.

Витамины.


Тема 12 Выделение. 2 часа

Почки, их строение и функции.

Образование мочи.


Тема 13. Покровы тела. 3 часа.

Строение и функции кожи.

Роль кожи в терморегуляции. Р.К. Факторы закаливания в Республике Коми. Особенности одежды и обуви жителей севера

Заболевания кожи и их предупреждение. К.р.7. Выделение, кожа.


Тема 14. Размножение и развитие. 3 часа.

Система органов размножения.

Внутриутробное развитие.

Рост и развитие ребенка. Р.К. Влияние климатических факторов на рост и развитие ребенка в Республике Коми.


Тема 15. Высшая нервная деятельность. 5 часов.

Рефлекс – основа нервной деятельности.

Виды рефлексов. Торможение.

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

Речь. Мышление. Сознание.

Память. Эмоции. Особенности психики человека.


Тема 16. Человек и здоровье. 4 часа.

Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм здорового образа жизни.

Пр.р.№4. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Пр.р.№5. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Человек и окружающая среда. Р.К. Эколого-климатические особенности РК.


Повторение и обобщение . 8 часов.

Клетки и ткани.

Координация и регуляция.

Анализаторы.

Внутренняя среда организма.

Иммунитет.

Пищеварение и обмен и веществ.

Обмен веществ.

Человек и здоровье.


Поурочно-тематический план 9 класс

Тема

1

Введение. Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности»



Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. (22 ч)

2

Единство хим. состава живой материи; уровни организации жизни.

3

Основные свойства живых организмов. Многообразие организмов в Р.К.

4

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы Карла Линнея.

5

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

6

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

7

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

8

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица.

9


Борьба за существование и естественный отбор. Формы борьбы за существование на примере организмов Р.К. К.р.№ 1 Теория Дарвина.

10

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

11


Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Приспособительные особенности организмов Р.К.

12

Лабораторная работа №1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания

13

Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа №2 Критерии вида

14

Эволюционная роль мутаций.

15

Главные направления эволюции.

16

Общие закономерности биологической эволюции. Результаты эволюции.

17

Контрольно-обобщающий урок по главам: «Приспособленность организмов», «Микроэволюция», «Макроэволюция». К.р. №2

18

Органический мир как результат эволюции. Теория А.И. Опарина

19

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

20

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру.

21

Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры.

22

Происхождение человека.

23

К.р.№3 по теме: « Эволюция живого мира на Земле»


Раздел 2. Структурная организация живых организмов.(12ч)

24

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

25

Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки.

26

Органические вещества клетки. Углеводы. Жиры и липиды.

27

ДНК – молекулы наследственности. Виды нуклеиновых кислот

К.р. 4 Химическая организация клетки.

28

Пластический обмен. Биосинтез белка

29

Энергетический обмен.

30

Прокариотическая клетка

31

Эукариотическая клетка. Органоиды цитоплазмы.

32

Эукариотическая клетка. Ядро. Особенности строения растительной клетки.

33

Лабораторная работа 3 «Изучение клеток бактерий, растений, животных на готовых микропрепаратах».

34

Клеточная теория строения организмов. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме.

35

Контрольно-обобщающий урок по теме: « Структурная организация живых организмов»

К.р. № 5


Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.(5)

36

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение. Способы размножения на примере организмов Р.К.

37

Половое размножение. Развитие половых клеток, опыление и оплодотворение. Значение полового размножения.

38

Эмбриональный период развития

39

Постэмбриональный период развития. Формы развития организмов.

40

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.


Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов(17ч)

41

Основные понятия генетики

42

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

43

Первый закон Г. Менделя. Практическая работа №1. Решение генетических задач.

44

Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет. Полное и неполное доминирование.

45

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание

46

Сцепленное наследование генов.

47

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.

48

Взаимодействие генов.

49

Обобщающий урок по теме. К.р. №6 Закономерности наследования признаков

50

Основные формы изменчивости. Ненаследственная изменчивость.

51

Наследственная (генотипическая) изменчивость. Фенотипическая изменчивость.

52

Классификация мутаций

53

Лабораторная работа №4 Построение вариационной кривой (размеры листьев растений)

54

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

55

Методы селекции растений и животных.

56

Селекция микроорганизмов. Значение селекции для развития отраслей народного хозяйства.

Селекционная работа, проводимая в Р.К.

57

К.р.№7 Наследственность и изменчивость организмов


Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.(8ч)

58

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.

59

Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды. Биоценозы в Р.К.

60

Биотические факторы. Практическая. раб. №2 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

61

Взаимоотношения между организмами.

62

Природные ресурсы и их использование. П/р№3 Изучение описания экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов.

63

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

64

К.р. №8 Основы экологии

65

Охрана природа и рационального природопользования. П/р№ 4 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах


Раздел 6 . Повторение. (5ч)

64

Повторение Клетка – структурная и функциональная единица живого.

65

Становление современной теории эволюции

66

Повторение. Закономерности наследственности и изменчивости.

67

Взаимодействие организма и среды обитания

68

Основы экологии


1 Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

2 Знание систематических таксонов не является обязательным.

3 Темы, которые подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников.

4 Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!