СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 6 класс  разработана на основе:

Примерной программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. – М.: Просвещение -2014

Авторской  программы для общеобразовательных  школ по биологии 6класспод руководством В.В. Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) - М.: Дрофа-2013

Рабочая программа содержит следующую структуру: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, ценностные ориентиры содержания учебного  предмета, основные  цели  изучения биологии в 6 классе, место учебного предмета в учебном плане, содержание курса, календарный график, календарно-тематическое планирование, основные виды учебной деятельности, результаты освоения конкретного учебного курса и система их оценивания, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, текущий и промежуточный контроль

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

Ростовская область Морозовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Парамоновская основная общеобразовательная школа


Утверждаю:

Директор МБОУ Парамоновской

основной общеобразовательной

школы__________ / Ермолова Е.А./

Приказ от «31» августа 2015 г. № 31





Рабочая программа



По биологии


Уровень общего образования (класс): основное общее, 6 класс


Количество часов: 70 ч


Учитель: Кубанцева Елена Николаевна


Программа разработана на основе:

Примерной программы основного общего образования.Биология. 6-9 классы. – М.: Просвещение

Авторской программы для общеобразовательных школ по биологии 6класс,под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) - М.: Дрофа
















Пояснительная записка.


Рабочая программа по биологии 6 классразработана на основе:

  • Примерной программы основного общего образования. Биология. 6-9 классы. – М.: Просвещение

  • Авторской программыдля общеобразовательных школ по биологии 6класс,под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) - М.: Дрофа,

  • Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: учёб.дляобщеобразоват. Учеб. Заведений.- М. Дрофа, 2015.

  • Образовательной программы МБОУ ПарамоновскаяООШ на 2014 – 2016 уч. годпо БУП 2004г


Цели и задачи биологического образования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания:

- Признаки живых организмов;

- Система, многообразие и эволюция живой природы;

- Человек и его здоровье;

- Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;


Задачи:

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Общая характеристика учебного предмета.


В VI классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роль растений, о методах познания растительного организма;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу

« готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно- познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:Пасечник В. В; Снисаренко т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. – 8-е изд; стереотип. – М. Дрофа, 2013.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают

объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное

отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный

учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель

которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные

методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе

изучения биологии, проявляются в признании:

• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии

позволяет сформировать:

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

• понимание необходимости здорового образа жизни;

• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных

ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию биологической терминологии и символики;

• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать

в дискуссии;

• развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою

точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами,

направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее

проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех

живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических

ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и

преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения

к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в

совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу,

человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.



Место предмета в плане.


На изучение биологии в 6 классе отводится 2 часов в неделю, из части, формируемой участниками образовательных отношений, добавлен 1 час в неделю для реализации модуля «Общие вопросы ботаники» в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, их родителей (законных представителей). В основное программное содержание включены дополнительные вопросы, способствующие развитию биологического кругозора, освоению более продвинутого биологического аппарата, биологических способностей, т. е. углубления знаний учащихся по биологии.

Программа по биологии для 6 класса составлена на 67 часов в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ Парамоновской ООШ на 2015-2016 учебный год.

(Праздничные дни: 07.03.16г. – понедельник, 02.05.16г. – понедельник, 09.05.16г. – понедельник).



Содержание учебного предмета.

Программа имеет 4 раздела: «Клеточное строение организмов», «Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме», «Царство растений. Классификация растений», «Бактерии грибы. Лишайники».


Содержание программы

Введение (1 ч)

Биология – наука о живой природе. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.Вещества, из которых состоит растение.

Лабораторные работы

  • Химический состав растений

1. Клеточное строение организмов (4ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

  • Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

  • Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

  • Рассматривание пластид под микроскопом.

2. Основные процессы жизнедеятельности (31 часов)

Корень как орган растения.Зоны корня.Корневое питание. Дыхание.Видоизменения корней.Побег и почки.Внешнее строений листа. Осенние явления в жизни растений.

Клеточное строение листа.Зеленые листья – органы воздушного питания.Дыхание растений.Испарение воды растением. Листопад.Видоизменения листьев.Строение стебля.Рост стебля в толщину.Передвижение воды и веществ в растении.Видоизменения побегов.Цветок, его строение.Соцветия.Опыление.Оплодотворение, значение набора хромосом.Половое и бесполое размножение, его роль в преемственности поколений и расселении растений.Вегетативное размножение растений.Строение семян однодольных и двудольных растений.Прорастание семян.Плоды. Распространение семян и плодов.

Растение – целостный организм.Растения и окружающая среда.Растительные сообщества.

Лабораторные работы

  • Стержневая и мочковатая корневые системы

  • Корневой чехлик и корневые волоски.

  • Строение почек. Расположение почек на стебле

  • Строение листа камелии.

  • Внутреннее строение ветки дерева.

  • Подсчет возраста ветки на спиле.

  • Строение клубня, луковицы.

  • Строение цветка

  • Соцветия.

  • Строение семян фасоли и пшеницы.

Экскурсии: «Осенние явления в жизни растений», «Зимние явления в жизни растений»

3. Многообразие растений (5 ч)

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

  • Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

  • Изучение строения мха (на местных видах).

  • Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

  • Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

  • Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

  • Экскурсия: «Весенние явления в жизни растений»

4. Бактерии. Грибы. Лишайники (8ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

  • Изучение строения тел шляпочных грибов.

  • Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

  • Рассматривание плодовых тел трутовиков.


Модуль. Общие вопросы ботаники.

1. Вещества, из которых состоит растение.

2. Корневое питание. Дыхание.

3. Экскурсия. Осенние явления в жизни растений.

4. Зеленые листья – органы воздушного питания.

5. Испарение воды растением. Листопад.

6. Видоизменения листьев.

7. Рост стебля в толщину.

8. Оплодотворение, значение набора хромосом.

9. Половое и бесполое размножение, его роль в преемственности поколений и расселении растений.

10. Размножение споровых растений.

11. Прорастание семян.

12. Экскурсия. Зимние явления в жизни растений.

13. Общая характеристика водорослей. Значение водорослей.

14. Классификация покрытосеменных растений.

15. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

16. Семейство Розоцветные.

17. Семейство Пасленовые

18. Семейство Мотыльковые.

19. Семейство Сложноцветные.

20. Семейство Лилейные. Класс Однодольные.

21. Семейство Злаки.

22. Сельскохозяйственные растения. Пшеница.

23. Масличные и плодово – ягодные растения.

24. Картофель и капуста.

25. Обобщающий урок по теме «Многообразие растений».

26. Зачет по теме «Многообразие растений».

27. Экскурсия. Весенние явления в жизни растений.

28. Основные этапы развития растений. Усложнение растений в процессе исторического развития.

29. Влияние деятельности человека на растительный мир.

30. Болезнетворные бактерии. Значение работ Р.Коха и Л.Пастера

31. Лишайники

32. Редкие и охраняемые грибы и лишайники Ростовской области

33. Растительность и флора. Редкие виды растений Ростовской области и их охрана.


Календарный график

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Сроки прохождения

Практическая часть

Контроль

1.

Введение

2

1 – 7.09

Л.р. –7 .09


2.

Клеточное строение

4

8 – 21.09

Л.р. – 8,15.09


3.

Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме

31

22.09 – 19.01

Л.р. – 22,28.09

6,19.10

10,16,23,24,30.11

21.12

Экскурсии – 13.10; 19.01


4.

Многообразие растений.

22


25.01 – 25.04

Л.р. – 25,26.01

1,2,15,22,29 .02

1,15.03

4.04

Экскурсия –25.04

Зачет –19.04

5.

Бактерии. Грибы. Лишайники

7

10.05 – 31.05

Л.р. – 23,24.05

Защита проектов –

5 – 12.04

В программу внесены следующие изменения:-изменена последовательность изучения: «Введение», «Клеточное строение организмов», «Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме», «Многообразие растений», «Бактерии. Грибы. Лишайники»

  • объединены несколько тем в один раздел: в раздел «Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме» входят темы: «Строение и многообразие покрытосеменных растений», «Жизнь растений», «Природные сообщества»; в раздел «Многообразие растений» входят темы: «Царство растений», «Классификация растений», «Развитие растительного мира».






Тематическое планирование биологии в 6 классе.

Клеточное строение растений (6 часов).

Знать:

- особенности строения растительной клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы;

- основные виды тканей и их функции;

- устройство и правила работы с микроскопом, лупой.

Уметь:

- пользоваться микроскопом и лупой;

- готовить микропрепараты;

- находить на таблице, микропрепарате основные части растительной клетки, схематически изображать строение клетки.


Дата

Раздел учебной программы

Кол-во

часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

Оборудование

Практическая часть

Виды контроля

Домашнее задание


1.09




7.09





8.09

14.09





15.09




21.09

Клеточное строение растений

6

1.




2.





3-4.







5.



6.


Введение. Биология – наука о живой природе.



Вещества, из которых состоит растение.




Клеточное строение органов растения.






Понятие о тканях



Жизнедеятельность клеток. Деление и рост клеток.


Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инстру­ментами, правила работы в кабинете биологии.

Выделять существенные признаки строения и существенные жизне­деятельности клетки.

Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их.


Таблицы, демонстрационный материал



Семена пшеницы, подсолнечника, мука, йод, спиртовка, стакан, вода



Лупа, микроскоп, мякоть арбуза и помидора, лук, предметные и покровные стекла.





Микроскопы, микропрепараты




Таблицы, дем. материал






Л.р.1. Химический состав растений.





Л.р.2Устройство микроскопа и правила работы с ним. Рассматривание препарата кожицы лука.



Л.р.3 Рассматривание микропрепаратов.



с. 3, 9-12




§32





§1

§2






§ 4




§3

Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме (31 часов)

Знать:

- внешнее и внутренне строение органов цветкового растения, об их видоизменениях, о зависимости особенностей строения цветкового растения от среды обитания;

- основные процессы жизнедеятельности у растений: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ, размножение;

- роль растений в природе, значение их в жизни человека, мероприятия по охране и рациональному использованию растений;

- взаимосвязь растений с факторами неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию.

Уметь:

- распознавать органы цветкового растения и их видоизменения;

- устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания;

- определять всхожесть и нормы высева семян, создавать условия, необходимые для роста и развития семян, растений;

- размножать растения

Дата

Раздел учебной программы

Кол-во

часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

Оборудование

Практическая часть

Контроль

Домашнее задание


22.09




28.09



29.09




5.10


6.10




12.10



13.10



19.10



20.10



26.10


27.10



9.11


10.11




16.11



17.11



23.11



24.11


30.11




1.12

7.12



8.12



14.12





15.11




21.12




22.12



28.12



29.12



11.01



12.01


18.01





19.01

Основные процессы жизнедеятельности в растительном организме

31

1.




2.



3.




4.


5.




6.



7.



8.



9.



10.


11.



12.


13.




14.



15.



16.



17.


18.




19.

20.



21.



22.





23.




24.




25.



26.



27.



28.



29.


30.





31.



Корень как орган растения.




Зоны корня.



Корневое питание. Дыхание.




Видоизменения корней.


Побег и почки.




Внешнее строение листа



Осенние явления в жизни растений.


Клеточное строение листа.



Зеленые листья – органы воздушного питания.


Дыхание растений.


Испарение воды растением. Листопад.


Видоизменения листьев.


Строение стебля.




Рост стебля в толщину.



Передвижение воды и веществ в растении.


Видоизменения побегов.



Цветок, его строение.


Соцветия.




Опыление.

Оплодотворение, значение набора хромосом.


Вегетативное размножение растений.


Половое и бесполое размножение, его роль в преемственности поколений и расселении растений.


Размножение споровых растений.



Строение семян однодольных и двудольных растений.


Условия прорастание семян.



Плоды. Распространение семян и плодов.


Растение – целостный организм.


Растения и окружающая среда.


Растительные сообщества.


Растительность и флора.

Редкие виды растений

Ростовской области и их

охрана.


Зимние явления в жизни растений.



Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедея­тельности растений.

Сравнивать клетки разных тканей, ткани, представителей разных групп растений; способы размножения растений, делать выводы на основе сравнения.

Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизне­деятельности растительного организма и объяснять их результаты. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тка­ней, органов и выполняемыми ими функциями у растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового расте­ния, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивать бесполое и половое размножение, рост и развитие

организмов.

Проводить наблюдения за ростом и развитием растений


Таблица, проростки фасоли и пшеницы, гербарии





Микропрепараты, микроскоп, таблица



Таблицы, коллекция «Удобрения»






Таблица


Таблица, побеги тополя, сирени, каштана




Гербарии, таблицы





Блокноты, карточки-задания, карандаш




Таблица, микроскоп, микропрепарат




Таблица, схема



Схема



Таблица, картины осени




Таблицы, гербарии



Таблица, микроскоп, микропрепарат, коллекция




Спилы деревьев, лупа, таблица




Таблица




Таблица, луковица, клубень, корневище



Таблица, модели




Таблицы, гербарии, демонстрационный материал




Таблицы, гербарии


Таблица




Таблицы, комнатные растения





Таблицы











Таблицы, семена фасоли и пшеницы, лупы





Таблицы



Таблицы, коллекция семян и плодов




Таблицы




Таблицы, гербарии





Таблицы




Таблицы, гербарии, коллекции


Л.р.4

Стержневая и мочковатая корневые системы


Л.р.5 Корневой чехлик и корневые волоски.









Л.р. 6. Строение почек. Расположение почек на стебле.






Экскурсия



Л.р. 7. Строение листа камелии.












Л.р. 8. Внутреннее строение ветки дерева.


Л.р. 9Подсчет возраста ветки на спиле.






Л.р. 10. Строение клубня, луковицы.


Л.р. 11.Строение цветка


Л.р. 12.Соцветия.





















Л.р.13. Строение семян фасоли и пшеницы.






















экскурсия





























































































§19




§20



§33




§21


§ 22




§23



Отчет по экскурсии


§ 24



§34



§35


§36



§ 25


§26 до c.118




§26



§37



§27



§ 28


§29




с. 211 – 215

с. 208 – 211



§ 43




§40








§ 18




§38


§§ 30, 31



§ 39



§§ 54, 55




§§56, 57





Многообразие растений (22 часа).

Знать:

- представителей различных отделов растительного царства и особенности их строения; признаки усложнения растений в процессе исторического развития;

- приспособленность растений к различным средам обитания и различным природным условиям;

- основные систематические группы растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство; главные признаки классов и семейств цветковых растений; основные виды дикорастущих и культурных растений типичных для местных условий.

Уметь:

- распознавать растения различных отделов, семейств;

- сравнивать растения различных отделов, классов, семейств; находить сходство и различие;

- составлять морфологическое описание растения;

- определять растения с помощью определителя.


Дата

Раздел учебной программы

Кол-во

часов

Тема урока

Виды учебной деятельности

Оборудование

Практическая часть

Контроль

Домашнее задание


25.01





26.01




1.02




2.02


8.02


9.02



15.02




16.02

22.02



29.02




1.03



14.03



15.03




4.04




5.04



11.04




12.04




18.04



19.04



25.04



26.04





3.05




Многообразие растений

22

1.





2.




3.




4.


5.


6.



7.




8-9.




10.




11.



12.



13.




14.




15.



16.




17.




18.



19.



20.



21.





22.





Отдел Водоросли. Одноклеточные и многоклеточные зеленые, бурые, красные водоросли.


Отдел Мохообразные.




Папоротникообразные.




Голосеменные.


Покрытосеменные растения.


Классификация покрытосеменных растений.


Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.



Семейство Розоцветные.




Семейство Пасленовые




Семейство Мотыльковые.



Семейство Сложноцветные.



Семейство Лилейные. Класс Однодольные.



Семейство Злаки.




Сельскохозяйственные растения. Пшеница. Проект


Масличные и плодово – ягодные растения. Проект



Картофель и капуста. Проект



Обобщающий урок по теме «Многообразие растений».


Зачет по теме «Многообразие растений».


Весенние явления в жизни растений.


Основные этапы развития растений.Усложнение растений в процессе исторического развития.


Влияние деятельности человека на растительный мир.


Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблю­дения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных систематических групп). Освоить приемы работы с определителями растений; оказания пер­вой помощи при отравлении ядовитыми растениями; выращивания и размножения культурных растений.

Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Определять принадлежность растений к определенной систематиче­ской группе (классификация).

Оценивать с эстетической точки зрения представителей раститель­ного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира.




Таблицы, гербарии








Таблицы, гербарии





Таблицы, гербарии






Таблицы, гербарии, шишки, побеги ели и сосны

Таблица





Таблица




Таблица, гербарии, определительные карточки




Таблица, гербарии с определительными карточками




Таблица, гербарии с определительными карточками




Таблица, гербарии с определительными карточками



Таблица, гербарии с определительными карточками


Таблица, гербарии с определительными карточками




Таблица, гербарии с определительными карточками



Гербарии, таблица





Рисунки, таблицы





Таблиц, рисунки






Таблицы, гербарии





Карточки – задания, тесты



Задания по группам





Таблица



Рисунки, открытки


Л.р.14 Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.



Л.р. 15 Изучение строения мха (на местных видах).


Л.р. 16 Изучение строения спороносящегопапоротника (хвоща).



Л.р. 17. Строение хвои и шишек хвойных







Л.р.18.Работа с определительными карточками



Л.р.19. Определение растений сем. Розоцветные


Л.р20. Определение растений сем. Пасленовые



Л.р.21Определение растений сем. Мотыльковые






Л.р.22 Определение растений сем. Лилейные


Л.р.23 Определение растений сем. Злаки






























































Зачет




экскурсия


§ 12





§§ 14

§§15



§§16

§ 17

§ 45,46



§ 47



§48



§ 49



§ 50



§51



§52



§53



с. 250 - 255



с. 243 – 245, 231 - 234

с. 226 – 228,с. 236 – 237



§§45 – 53





Отчет



§ 58



§ 59





Бактерии. Грибы. Лишайники (7 часов).

Знать:

- особенности строения бактерий, грибов, лишайников и их место и роль в природе и жизни человека;

Уметь:

- распознавать представителей этих групп организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых грибов;

- оказывать первую помощь при отравлении грибами.




10.05




16.05




17.05





23.05





24.05



30.05




31.05


Бактерии. Грибы. Лишайники

7

1.




2.




3.





4.





5.



6.




7.





Строение и

жизнедеятельность бактерий.



Условия и распространение бактерий в природе.



Болезнетворные бактерии. Значение работ Р.Коха и Л.Пастера



Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы




Плесневые грибы. Дрожжи.



Грибы – паразиты.




Лишайники.

Редкие и охраняемые грибы и лишайники

Ростовской области



Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, лишайников.

Объяснять роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека.

Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблю­дения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами.




Таблица






Таблица






Таблицы




Таблицы, муляжи










Таблицы, хлебные дрожжи, мукор




Таблицы, гриб-трутовик





Таблицы, гербарии





Таблицы, карточки
















Л.р. 24.Строение плодовых тел шляпочных грибов.




Л.р.25. Плесневый гриб мукор. Дрожжи



Л.р.26. Рассматривание плодовых тел трутовиков.



































§ 5




§ 6 до с. 33





с. 33 – 34




§§7, 8





§9



§10




§ 13


Результаты освоения биологии и система их оценки.

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/ понимать:

• признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;


уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

•проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).


Формы текущего контроля:отчеты по экскурсиям, зачет, тесты

Форма промежуточной аттестации: тест


Система оценка знаний и умений учащихся по биологии.

Оценка знаний учащихся

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей уча­щихся, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терми­нов;

  • степень сформированности интеллектуальных и общеучеб­ных умений;

  • самостоятельность ответа;

  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме програм­мы и учебника;

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, вы­воды из наблюдений и опытов;

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный;

  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений учащихся

Оценка умений ставить опыты

Учитель должен учитывать:

  • правильность определения цели опыта;

  • самостоятельность подбора оборудования и объектов;

  • последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

  • логичность и грамотность в описании наблюдений, в фор­мулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

  • научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформу­лированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;

  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности,
    выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта;

  • подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

  • допущены неточности и ошибки при закладке опыта, опи­сании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта;

  • не подготовлено нужное оборудование;

  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Отметка «1»:

  • полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения наблюдений по заданию;

  • умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логичность и научную грамотность в оформлении резуль­татов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
    Отметка «3»:

  • допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблю­дений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;

  • допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и вы­водов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по за­данию учителя;

  • неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);

  • допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и вы­водов.



Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.



Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.



Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,

«4» - 14-17,

«3» - 10-13,

«2» - менее 10 правильных ответов.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Учебно-методический комплект:

1. Учебник. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учёб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.- М. Дрофа, 2013. – 272с.т

2.Тетрадь с печатной основой.Пасечник В. В; Снисаренко т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. – 8-еизд; стереотип. – М. Дрофа, 2014.- 80 с.: ил.

3. Методическое пособие для учителя. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, Грибы. Растения. – М.: Дрофа, 2012г.

4. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2012

Интернет ресурсы.

  1. uchportal.ru

  2. biochimik.ucoz.ru

  3. http://festival.1september.ru/

  4. nsportal.ru

  5. http://www.proshkolu.ru/

  6. http://www.fipi.ru/

  7. pedsovet.org

  8. openclass.ru

  9. rusedu.ru

  10. tana.ucoz.ru

  11. lotoskay.ucoz.ru

  12. biologymoscow.ucoz.ru

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса уроков биологии в 6 классе.

  1. Телевизор.

  2. DVD – проигрыватель

  3. Компьютер

  4. Принтер – копир.

  5. Звуковые колонки

  6. Принтер лазерный цветная печать

  7. Медиопроектор

  8. Портреты ученых – биологов

  9. Микроскопы

  10. Лупы

  11. Набор микропрепаратов

  12. Коллекция «Плоды и семена»

  13. Коллекция «Голосеменные растения»

  14. Палеонтологическая коллекция

  15. Гербарий «Сельскохозяйственные растения»

  16. Гербарий « Основные отделы растений»

  17. Набор муляжей «Овощи»

  18. Набор муляжей «Фрукты»

  19. Влажные препараты « Корень бобового растения с клубеньками»

  20. Комплект наглядно-дидактических материалов «Сорные растения»

Таблицы

Ботаника – 1.

Грибы. Лишайники. Мхи. Водоросли. Папоротникообразные. Голосеменные.

1. Грибы.

2. Сосна обыкновенная.

3. Зеленые водоросли.

4. Образовательные ткани.

5. Лишайники.

6. Органы цветкового растения.

7. Бурые и красные водоросли.

8. Зоны корня. Микориза.

9. Зеленые мхи. Кукушкин лен.

10. Семена.

11. Строение цикл развития папоротника.

12. Клетка зеленого листа.



Ботаника – 2

1. Ткани растений.

Плоды.

2. Ткани растений.

3. Корень.

Организм как единое целое.

4.Органы цветкового растения.

Химический состав клетки.

5.Семя.

Строение клетки.

6.Разнообразие листьев.

Видоизменения корней.

7.Побег.

Ткани животных.

8.Экологические факторы.

Цветок.

9.Природные сообщества.

Лист.

10.Рост и развитие растений.

Выделение животных.



Общее знакомство с цветковыми растениями.

1. Жизненные формы растений.

2. Генеративные органы.

3. Вегетативные органы.

4. Цветковые растения и его органы.

5. Дикорастущие и культурные растения.

6. Царства живой природы.



Растения и окружающая среда.

1. Растения елового леса.

2. Растения соснового леса.

3. Растения широколиственного леса.

4. Растения луга.

5. Растения болота.

6. Ярусность в растительном сообществе.

7. Смена растительного сообщества.



Компьютерные диски.

  1. Уроки биологии. 6 класс

  2. Лекарственные растения.

  3. 1С репетитор. Биология



DVD – диски

1.Биология. Систематика растений. 4 части

2. Биология 6-11 кл. лабораторный практикум



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей

МБОУ Парамоновская ООШ

от «31» августа 2015г. № 1

_________________ /Л.П. Сухова/

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

___________________ /Л.П. Сухова/

«___»________2015г.





19.04.2016

Зачет «Многообразие растений»

1. К низшим растениям относят:

A. Мхи

Б. Водоросли

B. Мхи и водоросли

Г. Папоротникообразные


2. Для водорослей характерны следующие признаки:

A. Имеют листья и стебли

Б. Обитают в водоемах и цветут

B. Размножаются семенами

Г. Имеют слоевище и ризоиды


3. Заполните таблицу «Признаки высших и низших растений».

4. Выберите один наиболее точный и полный ответ.

Водоросли – это:

A. Растения, обитающие в воде

Б. Одноклеточные растения, обитающие в воде

B. Самые древние растения на Земле

Г. Самые древние растения на Земле, тело которых одноклеточное или многоклеточные –

слоевище


5. Выберите правильные ответы.

Хроматофор – это:

A. Название многоклеточной водоросли

Б. Название пигмента

B. Один крупный хлоропласт

Г. Чашеобразная пластида в клетке водоросли

Д. Органоиды – водоросли, содержащие пигмент


6. Выберите один правильный ответ.

Ризоиды – это:

A. Название растений

Б. Вид корня

B. Органоид клетки

Г. Ветвистые клетки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату


7. Хламидомонада получила такое название из-за того, что она:

A. Небольших размеров

Б. Имеет грушевидную форму тела

B. Имеет орган передвижения – жгутик

Г. Простейший организм, покрытый оболочкой


8. Красные водоросли обитают:

A. На мелководьях морей

Б. На больших глубинах морей

B. Во всех водоемах

Г. Во всей тоще океанов


9. Морской капустой называют:

А. Ламинарию

Б. Порфиру

В. Ульву

Г. Филлофору


10. Подберите соответствующие названия для различных форм лишайников:

I. Кустистые

II. Листовые

III. Накипные


A. Ксантория настенная

Б. Бацидия

B. Олений мох


11. Вставьте пропущенные слова.

Слоевище лишайников состоит из... и..., живущих в...


12. Сходство с водорослями имеют мхи:

A. Риччия

Б. Маршанция

B. Сфагнум

Г. Кукушкин лен


13. У кукушкиного льна женские растения, в отличие от мужских имеют:

A. Сперматозоиды

Б. Яйцеклетки

B. Коробочки на длинных ножках

Г. Листья


14. Сфагнум, в отличие от кукушкиного льна:

A. Быстро всасывает и проводит воду

Б. Не имеет ризоидов

B. Размножается спорами

Г. Не имеет стебля и листьев


15. Там, где растет сфагнум:

A. Деревья развиваются хорошо

Б. Деревья становятся угнетенными

B. Деревья расти не могут

Г. Лес заболачивается


16. Выберите правильное определение.

Торф – это:

A. Толща полуразложившихся растительных остатков

Б. Название мхов

B. Толща разложившихся папоротников

Г. Тип болота


17. Выберите наиболее полный ответ.

Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям:

A. Они широко расселились по земле

Б. Размножаются спорами

B. Имеют корни, стебель, листья и размножаются спорами

Г. Размножаются семенами


18. Вайями называют:

A. Сильно рассеченные листья папоротника

Б. Вид папоротника

B. Корень папоротника

Г. Подземные побеги


19. Становится редким и нуждается в охране:

А. Папоротник

Б. Хвощ

В. Плаун

Г. Кукушкин лен


20. Показателем повышенной кислотности почв на пашне служит распространение на

этой территории:

А. Папоротника

Б. Хвоща

В. Плауна

Г. Крапивы


21. Вставьте пропущенные слова.

Папоротник имеет подземные побеги – ..., от них растут..., на нижней стороне которых

находятся маленькие бугорки – ...


22. Папоротникообразные относятся к высшим споровым растениям, так как они:

A. Широко расселились по земле

Б. Имеют корень

B. Имеют корень, стебель, листья и размножаются спорами

Г. Размножаются спорами


23. К голосеменным растениям относят:

A. Кукушкин лен и сосну

Б. Ель и хвощ

B. Пихту и лиственницу

Г. Можжевельник и плаун


24. Выберите более точный ответ.

Залежи каменного угля образовались:

A. Из отмерших древовидных папоротников

Б. Из отмерших частей мхов

B. Из большого скопления остатков растительности

Г. Из большого скопления отмерших водорослей


25. Хвойные растения хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям:

A. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения

испаряют мало воды

Б. Имеют стебель, корень, хвою

B. Имеют шишки

Г. Образуют семена, с помощью которых размножаются


26. К названиям растений, обозначенным цифрами, допишите характерные для них

признаки, обозначенные буквами.

I. Сосна

II. Можжевельник

III. Лиственница

IV. Кедр

V. Ель


A. На укороченном побеге имеются две хвоинки

Б. На укороченном побеге имеются 3–5 хвоинок

B. Имеются шишкоягоды

Г. На зиму сбрасывает хвою

Д. Хвоинки располагаются на побеге по одной, супротивно друг другу


27. Название голосеменные получили потому, что:

A. Семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек

Б. Размножаются семенами

B. Имеют шишки

Г. Имеют хвою


28. Женские шишки в отличие от мужских:

A. Образуют семена

Б. Растут у оснований молодых побегов

B. Участвуют в размножении

Г. Зеленовато-желтые, собраны тесными группами


29. Рассеивание семян сосны и ели происходит:

А. Весной

Б. Летом

В. Зимой

Г. Осенью


30. Отличительным признаком покрытосеменных является:

A. Наличие цветка

Б. Размножение семенами

B. Наличие корня, стебля, листьев, плодов

Г. Занимают различные среды жизни


31. К деревьям относят:

A. Малину и рябину

Б. Ель и березу

B. Бамбук и орешник

Г. Липу и дуб


32. К однолетним растениям относят:

А. Крапиву

Б. Картофель

В. Капусту

Г. Одуванчик


33. Найдите соответствие.

Определите растения по продолжительности жизни.

I. Однолетние

II. Двулетние

III. Многолетние


A. Береза

Б. Рябина

B. Капуста

Г. Горох

Д. Морковь

Е. Бегония


34. Выберите верное утверждение.

1. Водоросли обитают в воде и на суше в местах с повышенной влажностью.

2. Водоросли относятся к низшим растениям, т. к. они не имеют корней, стеблей и

листьев.

3. Водоросли размножаются спорами.

4. Плеврококк – это одноклеточная водоросль.

5. Многоклеточные водоросли имеют тело – слоевище.

6. Водорослями питаются многие водные животные.

7. Ламинария – это морской салат.

8. Тело лишайника – слоевище состоит из водоросли и гриба.

9. Лишайники первыми заселяются на бесплодных землях.

10. Различают печеночные и листоватые мхи.

11. Мхи имеют стебель, листья и ризоиды, с помощью которых они прикрепляются к

грунту и всасывают воду, например сфагнум.

12. Папоротников насчитывается более 100 000 видов.

13. Вайи – сильно расчлененные листья папоротников, растут прямо от корневищ.

14. Голосеменные – это высшие растения, они имеют стебель, корень, листья и образуют

семена.

15. У голосеменных семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек.

16. К голосеменным относятся ель, сосна, пихта, кипарис, щитовник, можжевельник, туя.



СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Проверьте свои знания о семействах цветковых растений.

Выбе­рите для одного из предложенных семейств соответствующие ха­рактеристики и выпишите их номера.

1. Семейства цветковых растений.

1. 1. Крестоцветные. 1. 5. Пасленовые.

1. 2. Бобовые. 1. 6. Злаковые.

1. 3. Розоцветные. 1. 7. Лилейные.

1. 4. Сложноцветные.

2.Представители семейств.

2. 1. Редька дикая. 2. 5 Тимофеевка луговая.

2. 2. Паслен черный. 2. 6. Лилия Даурская.

2. 3. Василек синий. 2. 7. Земляника лесная.

2. 4. Клевер луговой.

3.Представители семейств.

3. 1. Тюльпан Шренка.

3. 2. Пырей ползучий.

3. 3. Черемуха обыкновенная.

3. 4. Дурман обыкновенный.

3. 5. Горчица сарептская.

3. 6. Люпин однолетний.

3. 7. Одуванчик лекарственный.

4. Представители семейств.

4. 1. Спаржа лекарственная.

4. 2. Мятлик луговой

4. 3. Физалис обыкновенный.

4. 4. Астра альпийская.

4. 5. Горох посевной.

4. 6. Пастушья сумка.

4. 7. Вишня степная.

5. Класс растений.

5. 1.Растения относятся к классу однодольных.

5. 2. Растения относятся к классу двудольных.

6.Строение цветка.

6. 1. Формула цветка О2Т3П1.

6. 2. Цветки пятичленные, спайнолепестные, язычковой, труб­чатой, воронковидной формы, формула цветка Л(5)Т5П1.

6. 3. Формула цветка Ч5Л5ТмногоПмного или Ч5Л5ТмногоП1.

6. 4. Формула цветка Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1.

6. 5. Формула цветка Ч(5) Л(5) Т5 П1.

6. 6. Формула цветка Ч4 Л4 Т2+4П1 .

6. 7. Формула цветка О3+3 Т3+3 П1.

7. Типы плодов.

7. 1. Плод сухой, боб.

7. 2. Плод сухой, зерновка.

7. 3. Плоды сочные, костянка, ягода, сборная костянка, яблоко.

7. 4. Плод сухой, стручок или стручочек.

7. 5. Плод сочный, ягода, или сухой, коробочка.

7. 6. Плод сухой, семянка.

8.Типы корневой системы.

8. 1. Корневая система мочковатая или корневище.

8. 2. Корневая система мочковатая, видоизменение в виде кор­невищ, корнеклубней, луковиц.

8. 3. Корневая система стержневая, на корнях имеются клу­беньки с азотобактериями.

8. 4. Корневая система стержневая.

9. Продолжительность жизни и жизненные формы растений.

9. 1. Семейство представлено многолетними травянистыми растениями, древовидные формы встречаются редко.

9. 2. Семейство представлено однолетними и многолетними травянистыми растениями.

9. 3. Семейство представлено однолетними, двулетними и многолетними травянистыми растениями, встречаются также кустарники и полукустарники.

9. 4. Семейство представлено однолетними и многолетними растениями всех жизненных форм - деревья, кустарники, травы, встречаются лианы.

9. 5. Семейство представлено однолетними и многолетними травянистыми растениями, редко древовидные формы.

9. 6. Семейство представлено многолетними растениями всех жизненных форм -деревья, кустарники, травы.

10.Характеристика листьев.

10. 1. Листья простые и сложные, с сетчатым жилкованием.

10. 2. Листья только простые, с дуговым и параллельным жил­кованием.

10. 3. Листья чаще сложные, редко простые, с сетчатым жил­кованием.

11.Характеристика стебля.

11.1. Стебли заполнены тканью, имеется слой камбия.

11.2. Стебли чаще полые, иногда заполнены тканью, камбий

отсутствует.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!