СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»


Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается следующим образом: 35 часов из федерального компонента.

В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

  • о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;

  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  • проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными;

  • для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.


Учебно-тематическое планирование.



Название темы




Количество часов


Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов.

1

Тема 1.2. Химический состав клеток

2

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

2

Тема 1.4. Деление клетки.

1

Тема 1.5. Ткани растений и животных

2

Тема 1.6. Органы и системы органов

4

Тема 1.6. Растения и животные как цело­стные организмы

1

Всего

13

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

Тема 2.1. Питание и пищеварение

2

Тема 2.2. Дыхание

2

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

2

Рема 2.4. Выделение. Обмен веществ.

2

Тема 2.5. Опорные системы

1

Тема 2.6. Движение

2

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

2

Тема 2.8. Размножение

3

Тема 2.9. Рост и развитие

2

Что мы узнали о жизнедеятельности организмов.

1

Всего

19

Раздел 3. Организм и среда

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

1

Тема 3.2. Природные сообщества

1

Повторение и обобщение по курсу биология за 6 класс.

1

Всего

3

ИТОГО

35


Содержание тем учебного курса.

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов.

Основные свойства живых организмов .

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Химический состав клеток.

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Строение растительной и животной клеток.

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток.

Ткани растений и животных.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Органы и системы органов.

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Растения и животные как целостная система.

Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Распознавание органов у растений и животных*.

Растения и животные как целостные организмы

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.



Раздел 2. Жизнедеятельность организма.

Питание и пищеварение.

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Дыхание.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Передвижение веществ в организме.

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

Выделение.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Опорные системы.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Движение.

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Регуляция процессов жизнедеятельности.

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Размножение .

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений*.

Рост и развитие.

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.

Раздел 3. Организм и среда.

Среда обитания. Факторы среды.

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

Природные сообщества .

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Требования к уровню подготовки учащихся.


Учащиеся должны знать:

основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;

строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;

типы деления клеток, их роль в организме;

особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

распознавать органоиды клетки;

узнавать органы и системы органов изученных организмов;

составлять простейшие цепи питания;

размножать комнатные растения вегетативным способом;

пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.





Тематическое и поурочное планирование курса «Биология. Введение в биологию» 6 класс (35 ч)

№ урока,

Кол-во уроков в разделе

Тема урока

Кол – во часов

Тип урока

Вид

деятельности

Понятия

Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)

Домашнее задание

Дата

проведения

предметные

метапредметные

личностные


План

факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 13 часов.

1.

(1)

Основные свойства живых организмов


1

Урок «открытия нового знания»

Фронтбеседа

Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение.

Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого.

Познавательные УУД: Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания.

Регулятивные УУД: Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные УУД: Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы.

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


У. стр 6-11, вопросы

7.9


2.

(2)

Химический состав клетки.

1

Урок «открытия нового знания».

Тестовая работа.


Фронт

опрос беседа

работа в парах

Химические вещества, органические и неорганические вещества.


Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы

Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии их решения.

Коммуникативные УУД: устанавливать субъект -субъективные отношения в группе; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга

У. п 2, стр. 12-13.

14.9

















3

(3)

Органические вещества клетки.

Л,Р. №1 «Определение хим. состава семян».

1

Урок обобщения.

Фронт беседа

работа

в парах

Органические вещества, белок,

крахмал, жир, углеводы.


Различать неорганические и органические вещества клетки. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД: выделять главное; сравнивать и делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии их решения.

Коммуникативные УУД: воспринимать учебную информацию; высказывать свою точку зрения; устанавливать субъект -субъективные отношения в группе.

Формирование мотивации исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности.

У. п 2. Вопросы.

21.9


4

(4)

Строение растительной и животной клеток.

1

Урок обобщения.

Тестовая работа.

Фронт беседа

Работа в парах

Клетка, плазматическая мембрана, пластиды, хлоропласт, хлорофилл, ядро, ядрышко, хромосомы

Научиться давать определения понятиям, различать на рисунках структуры клетки; определять отличия растит. от живот. Клеток.

Познавательные УУД: сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные УУД: работать по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

У. п 3.Вопросы.

28.9


5

(5(

Клетка- живая система.

Л.Р. №2 «Строение клеток живых организмов»

1

Урок рефлексии.

Работа в парах, беседа

Клетка, плазматическая мембрана, пластиды, хлоропласт, хлорофилл, ядро, ядрышко, хромосомы и др.

Научиться выделять основные признаки строение клетки при помощи простых опытов; называть основные органоиды клетки и описывать их функции; различать органоиды клетки. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой,

проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты.

Регулятивные УУД: осуществлять рефлексию своей деятельности; совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем ; устанавливать субъект -субъективные отношения в группе.

Формирование познавательного интереса к изучению природы; умение применять полученные знания в практической деятельности.

У. п 3. Творческое задание.

5.10


6

(6)

Деление клетки.

1

Урок «открытия нового знания».

Тестовая работа.


индивработа

Беседа

Митоз, мейоз.

Научиться давать определения понятий: митоз, мейоз; обосновывать биологическое значение деления клетки.

Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы; ; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать учебную проблему; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: : устанавливать субъект -субъективные отношения в группе; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формирование познавательного интереса к изучению природы; экологической культуре.

У. п 4. Вопросы.

12.

10


7

(7)

Ткани растений.

1

Урок «открытия нового знания».


индив работа

БеседаФронт Опрос

Ткань, межклеточное вещество. Виды тканей: образовательная, основная, покровная, механическая и проводящая.

Научиться давать определения понятиям, различать на рисунках ткани.

Познавательные УУД: сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для указанных логических операций; устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать учебную проблему; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: : устанавливать субъект -субъективные отношения в группе; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формирование мотивации исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности.

У. п 5. Стр. 29-31. Вопросы.

19

.10


8

(8)

Ткани животных.

Л.Р.№3 «Ткани живых организмов».

1

Урок «открытия нового знания».


индив работа

работа в парах

БеседаФронт Опрос

Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Научиться давать определения понятиям, различать на рисунках ткани. Определять отличия растительных и животных тканей.

Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД: сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для указанных логических операций; устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать учебную проблему; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: устанавливать субъект -субъективные отношения в группе; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формирование мотивации исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности.

У. п 5. Вопросы. Творческое задание.

26.

10


9

(9)

Органы цветковых растений.

1

Урок «открытия нового знания».

БеседаФронт опрос

Орган, корень, корневая система, корневой чехлик, корневые волоски, древесина, побег, кожица, пробка, кора, камбий, сердцевина, лист, листовая пластинка, черешок.

Научиться давать определения понятиям; называть, распознавать и описывать органы цветкового растения, объяснять их роль в жизни растения.

Познавательные УУД; передавать содержание; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; умение использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий.

У. п. 6. Стр. 36-43. Вопросы.

9.11


10

(10)

Органы цветковых растений (цветок, соцветия, семена).

1

Урок «открытия нового знания».

БеседаФронт опрос

Почка, цветок, пестик, тычинка, пыльца, цветоложе, цветоножка, соцветие, семя.

Научиться давать определения понятиям; называть, распознавать и описывать органы цветкового растения, объяснять их роль в жизни растения

Познавательные УУД; передавать содержание; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; умение использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий.

У. п. 6. Вопросы

16.

11


11

(11)

Органы и системы органов животных.

1

Урок «открытия нового знания».

БеседаФронт опрос

индив работа


Система органов: пищеварительная, кровеносная, выделительная, опорно -двигательная, нервная, эндокринная, дыхательная, половая.

Научиться давать определения понятиям, называть органы и системы органов животных; распознавать и описывать органы и системы органов.

Познавательные УУД; устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Формирование познавательного интереса к изучению природы; экологической культуры.

У. п 7. Вопросы.

23.

11


12

(12)

Сравнение органов растений и животных.

Л.Р.№4 «Распознавание органов и систем органов растений и животных».

1

Урок рефлексии.

Групповая и индивидуальная работа


Системы органов растений и животных.

Научиться сравнивать и сопоставлять строение и функции органов растений и животных; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД; устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска; осуществлять рефлексию своей деятельности .

Коммуникативные УУД: устанавливать субъект -субъективные отношения в группе; добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности.

У. п 6-7.

Творческое задание.

30.

11


13

(13)

Организм как единое целое.

Тестовая работа.

1

Урок развивающего контроля.

Индив работабеседа

Основные понятия темы.

Научиться доказывать, что организм – это единое целое; характеризовать причины нарушения целостности организма; систематизировать изученный материал.

Познавательные УУД; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в др.; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.

Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умения применять знания в практической деятельности.

Задания по группам.

7.12


14

(1)

Питание растений.

1

Урок «открытия нового знания».


БеседаФронт опрос.

Индивработа

Питание, воздушное и почвенное питание, фотосинтез.

Научиться давать определения понятиям; объяснять сущность питания, обосновывать процесс почвенного и воздушного питания и их взаимосвязь; характеризовать фотосинтез как процесс преобразования веществ.

Познавательные УУД; устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Формирование познавательного интереса к изучению природы; экологической культуры.

У. п 10. Стр. 62-63. Вопросы.

14.

12


15

(2)

Питание животных. Типы пищеварения.

1

Урок «открытия нового знания».


БеседаФронт опрос.

Индивработа

Растительноядные животные, хищники, паразиты.

Научиться давать определения понятиям; объяснять значения питания для животных; понимать как осуществляется пищеварение в организме; делать выводы о значении приспособлений к потреблению пищи для выживания видов.

Познавательные УУД; устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; умение использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий.

У. п 10. Вопросы. Творческое задание.

21.

12


16

(3)

Дыхание растений и животных.

1

Урок «открытия нового знания».


БеседаФронт опрос.


Клеточное и кожное дыхание, газообмен, жабры, трахеи, легкие.

Научиться давать определения понятиям; объяснять роль дыхания в жизнедеятельности живых организмов; сравнивать процессы дыхания у разных организмов, делать выводы на основе сравнения, различать типы дыхания.

Познавательные УУД; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли..

Формирование познавательного интереса к изучению природы; экологической культуре

У. п 11. Вопросы.

28.

12


17

(4)

Транспорт веществ в организме.

Л.Р.№5 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

1

Урок «открытия нового знания».


БеседаФронт опрос.

Индивработа

Работа в группах

Сосуды, древесина, ситовидные трубки луба.

Научиться давать определения понятиям; описывать процессы транспорта веществ у растений; выявлять условия передвижения воды и мин. веществ по стеблю; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД: выделять главное; сравнивать и делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование мотивации исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности.

У. п 12. Стр 78.

11.1


18

(5)

Особенности переноса веществ в организмах животных.

1

Урок «открытия нового знания».


БеседаФронт опрос.

Индивработа

Кровеносная система, плазма, красные кровяные клетки, гемоглобин, белые кровяные клетки, артерии. Вены, капилляры

Научиться давать определения понятиям; описывать процессы переноса веществ в организме животных; выявлять роль кровеносной системы и жизнедеятельности животных.

Познавательные УУД; передавать содержание; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи.

Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска; осуществлять рефлексию своей деятельности .

Коммуникативные УУД: устанавливать субъект -субъективные отношения в группе; добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Формирование познавательного интереса к изучению природы; экологической культуре

У. п12. Вопросы.

18.1


19

(6)

Выделение

1

Урок «открытия нового знания».


Работа в парах.

Сократительная вакуоль, выделительные канальца, нефридии, почки, мочеточник, мочевой пузырь.

Научиться давать определения понятиям; определять существенные признаки выделения у живых организмов; сравнивать процессы выделения у животных и растений; делать выводы на основе их сравнения.

Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении, самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

У. п 13. Вопросы.

25.1


20

(7)

Обмен веществ и энергии.

1

Урок рефлексии.

БеседаФронт опрос.

Индивработа

Обмен веществ, холоднокровные и теплокровные животные.

Научиться давать определения понятиям; определять существенные признаки обмена веществ у живых организмов; сравнивать процессы обмена веществ у растений и животных, делать выводы на основе сравнения.

Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем ; устанавливать субъект -субъективные отношения в группе.

Формирование познавательного интереса к изучению природы.

У. п 14. Вопросы.

1.2


21

(8)

Скелет –опора организма.

Л.Р. №6 «Разнообразие опорных систем»

1

Урок «открытия нового знания».


БеседаФронт опрос.

Индивработа

Работа в группах


Опорная система, наружный и внутренний скелет.

Научиться давать определения понятиям; объяснять особенности строения и функций опорных систем живых организмов, соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении, самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


Формирование познавательного интереса к изучению природы; умение применять полученные знания в практической деятельности.

У. п 15.

8.2


22

(9)

Движение как одно из главных свойств организма.

Л.Р. №7 «Движение инфузории туфельки»

1

Урок «открытия нового знания».


Работа в группах

БеседаФронт опрос

Движение, реснички ,

Жгутики.

Научиться давать определения понятиям; выделять особенности движения у одноклеточных организмов; описывать процессы движения у простейших животных, делать выводы; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска; осуществлять рефлексию своей деятельности .

Коммуникативные УУД: устанавливать субъект -субъективные отношения в группе; добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Формирование познавательного интереса к изучению природы; умение применять полученные знания в практической деятельности.

У. п 16. Вопросы.


15.2


23

(10)

Движение многоклеточных животных.

Л.Р. №8 «Перемещение дождевого червя».

1

Урок «открытия нового знания».


Работа в парах

Фронт опрос. Индивид.и групповая работа

Мышечная деятельность, реактивное движение.

Научиться давать определения понятиям; выделять особенности движения у многоклеточных организмов; описывать процессы; делать выводы; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении, самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


Формирование познавательного интереса к изучению природы; умение применять полученные знания в практической деятельности.

У. п 16. Вопросы.

Сообщение о бионике, как особенности строения живых организмов используется человеком.

22.2


24

(11)

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Тестовая работа.

1

Урок «открытия нового знания».


Фронт опрос. Индивработа

Раздражимость или чувствительность, нервная система, спинной мозг, мозжечок, нервный импульс, условные и безусловные рефлексы.

Научиться давать определения понятиям; выявлять особенности регуляции жизнедеятельности организмов; объяснять роль нервной регуляции у животных.

Познавательные УУД; выделять главное, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

У. п17, стр.114-120. Работа в группах (привести примеры условных и безусловных рефлексов).

1.3


25

(12)

Эндокринная система позвоночных животных. Ростовые вещества.

1

Урок «открытия нового знания».


Фронт опрос. Индивид. работа

Гормоны, эндокринная система, щитовидная железа, гипофиз, ростовые вещества.

Научиться давать определения понятиям; объяснять роль эндокр. Регуляции у животных и влияние ростовых веществ на изменение роста растений.

Познавательные УУД: выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении, самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

У. п17,вопросы. Сообщение о заболеваниях, вызванных нарушением работы эндокр. желез.

15.3


26

(13)

Бесполое размножение.

Л.Р. №9 «Вегетативное размножение растений».

1

Урок «открытия нового знания».

Тестовая работа.

Фронт опрос. Индив работа работа в группе



Размножение, бесполое размножение, деление, почкование, спора, вегетативное размножение.

Научиться давать определения понятиям; выделять виды размножения живых организмов; характеризовать бесполое размножение и его роль в жизнедеятельности растений и простейших организмов; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием.

Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы;

Проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты.

Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска; осуществлять рефлексию своей деятельности .

Коммуникативные УУД: устанавливать субъект -субъективные отношения в группе; добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Формирование мотивации исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности.

У п.18. вопросы.

Задание: с помощью вегет. размнож. вырастить комн. раст. и принести осенью.

22.3


27

(14)

Половое размножение животных.

1

Урок «открытия нового знания».


Фронт опрос. Индив работа

Половое размножение, гаметы, сперматозоиды. Яйцеклетки. Раздельнополые и обоеполые особи, гермафродиты, оплодотворение, зигота.

Научиться давать определения понятиям; объяснять сущность полового размножения и его значение в передаче наследственных признаков.

Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска; осуществлять рефлексию своей деятельности .

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; умение использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий

У. п 19. Вопросы.

5.4


28

(15)

Половое размножение растений.

1

Урок «открытия нового знания».


Фронт опрос. Индив работа

Опыление, спермии, двойное оплодотворение. Самоопыление, перекрёстное опыление.

Научиться давать определения понятиям; объяснять сущность полового размножения и его значение в передаче наследственных признаков.

Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи; сравнивать и делать выводы.

Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска; осуществлять рефлексию своей деятельности .

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; умение использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий

У. п 20. Вопросы

12.4


29

(16)

Рост и развитие растений.

1

Урок «открытия нового знания».


Работа в парах

Фронт опрос. Индив работа

Индивидуальное развитие, проросток.

Научиться давать определения понятиям; объяснять процесс роста и развития растений; сравнивать размножение споровых и семенных растений; выделять преимущества размножения цветковых растений; характеризовать признаки приспособленности растений к различным условиям и объяснять их причины.

Познавательные УУД; строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Формирование познавательного интереса к изучению природы и истории развития знаний о природе; понимание значимости растений в жизни человека; эстетическое восприятие объектов природы.

У. п.21. Вопросы.

Приготовит презентацию на тему «Гиганты и карлики растит. мира».

19.4


30

(17)

Рост и развитие животных.

Л.Р. №10 «Прямое и непрямое развитие животных»

1

Урок «открытия нового знания».


Работа в парах

Фронт опрос. Индив работа

Дробление, бластула, гаструла, нейрула, прямое и непрямое развитие.

Научиться давать определения понятиям; выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма; сравнивать прямое и непрямое развитие животных; различать стадии развития у позвоночных.

Познавательные УУД; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении, самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


Формирование мотивации исследовательской деятельности; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение применять полученные знания в практической деятельности.

У. п. 22. Вопросы.

26.4


31

(18)

Что мы узнали о жизнедеятельности организмов. Тестовая работа.

1

Урок развивающего контроля.

Индив работабеседа.

Основные понятия темы.

Научиться выделять характерные свойства живых организмов; приводить доказательства того, что организм функционирует как единое целое; систематизировать изученный материал; оценивать уровень сформированности навыков, способствующих применению биологич. знаний в практич. деятельности, и развивать их самостоятельно.

Познавательные УУД; работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в др.; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.

Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умения применять знания в практической деятельности.

Тест.

3.5



32

(1)

Среда обитания. Экологические факторы.

1

Урок «открытия нового знания».


Индив работабеседа

Групповая работа

Экология, экол. факторы,

хищничество.

Научиться давать определения понятиям; характеризовать среды обитания; выделять особенности живых организмов и связи их со средой обитания; осознавать взаимосвязанность и взаимозависимость всех компонентов природы.

Познавательные УУД; передавать содержание; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи.

Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: устанавливать субъект -субъективные отношения в групповой и парной работе; добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; формирование экологического мышления; оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

У. п24. Вопросы.

10.5


33

(2)

Природные сообщества. Цепи питания.

1

Урок «открытия нового знания».


Индив работабеседа

Работа в парах.

Экосистема, биогеоценоз, производители, потребители, разрушители, цепи и сети питания.

Научиться давать определения понятиям; выделять и объяснять приспособления живых организмов в зависимости от их среды обитания; осознать важность охраны природы и возможность личного участия в этом процессе.

Познавательные УУД; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы в качестве проделанной работы.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; формирование экологического мышления.

У. п 25. Вопросы.

Задание в группах.

17.5


34

(3)

Флора и фауна Ужурского района.

1

Урок проект







24.5







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!