Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ№7г. Мичуринска Тамбовской области
Рабочая программа
по биологии
6 класс. ФГОС
(35 часов, 1 час в неделю)
Авторы УМК: И.Н. Пономарёва и др.
Учитель биологии Ковалева Г.Е.
г. Мичуринск
Планируемые результаты изучения курса биологии
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
По окончанию 6 класса обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса биологии 6 класса
Личностными результатами являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметными результатами являются формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- определять роль растений в природе и жизни человека;
- объяснять роль растений в круговороте веществ;
- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;
- перечислять отличительные свойства растений;
- различать основные группы растений;
- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;
- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые растения Тамбовской области.
Содержание курса биологии в 6 классе
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Наука о растениях – ботаника (4 ч)
Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Экскурсия
«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».
Органы растений (9 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений
Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Лабораторные работы
«Клеточное строение кожицы лука»
«Особенности строения различных видов растительных тканей
«Строение семени фасоли»
«Внешнее и внутреннее строение корня»
«Строение вегетативных и генеративных почек»
«Внешнее строение листьев»
«Внешнее и внутренне строение стебля»
«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»
«Изучение строения соцветий»
«Изучение плодов цветкового растения»
Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Практические работы
«Черенкование комнатных растений»
Многообразие и развитие растительного мира (9 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторные работы
«Изучение внешнего строения мхов»
Природные сообщества (3 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Учебно-тематическое планирование
№ | Модуль (глава) | Количество часов |
1. | Наука о растениях - ботаника | 4 |
2. | Органы растений | 9 |
3. | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 |
4. | Многообразие и развитие растительного мира | 9 |
5. | Природные сообщества | 3 |
6. | Итоговое повторение Итоговый контроль | 4 |
Итого | 35 |
Тематическое планирование
№ урока п/п | № темы урока | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности учащихся |
|
1. | 1. | Царство Растения. Общая характеристика растений | Урок изучения новых знаний | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы |
2. | 2. | Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. | Комбинированный урок. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений» | Познавательные УУД: умение наблюдать, развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей,, самостоятельно оформлять отчёт об экскурсии в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на экскурсии, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. |
3. | 3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Л/р№1«Клеточное строение кожицы лука» | Урок - практикум | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками |
4. | 4. | Ткани растений. Л/Р№2 «Особенности строения различных видов растительных тканей | Комбинированный урок | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи Приобретение элементарных навыков работы с лабораторными приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками |
5. | 1 | Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян Л/р №3 «Изучение строения семени фасоли» | Урок получения новых знаний с элементами лабораторной работы | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, формирование познавательной цели. Регулятивные: правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование. контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: опора на жизненный опыт. |
6. | 2 | Корень, его строение и значение Л/р №4 «Внешнее и внутреннее строение корня» | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы | Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. |
7. | 3 | Побег, его строение и развитие Л/р№5 «Строение вегетативных и генеративных почек» | Комбинированный урок | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. |
8. | 4 | Лист, его строение и значение Л/р №6 «Внешнее строение листа» | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. |
9. | 5 | Стебель, его строение и значение Л/р№7 «Внешнее и внутренне строение стебля» | Комбинированный урок. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. анализировать и обобщать, владеть смысловым чтением Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
| | | | |
10. |
6 | Видоизменения побегов Л/р№8 «Особенности строения корневища, клубня и луковицы» | Комбинированный урок | Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; фиксировать результаты наблюдения и делать выводы; умение планировать и регулировать свою деятельность; Познавательные: умение определять понятия, строить логические рассуждения, делать выводы; умение применять алгоритм для решения учебных задач. Коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, выдвигать гипотезу, доказательства продуктивно взаимодействовать с партнерами Регулятивные осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач. |
11. | 7 | Цветок, его строение и значение. Соцветия. Л/р №9 «Типы соцветий» | Комбинированный урок | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
12. | 8 | Плод. Разнообразие и значение плодов Л/р№10 «Изучение плодов цветкового растения» | Комбинированный урок | Познавательные УУД формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные результаты: развитие навыков коллективной работы (при выполнении исследовательских заданий); овладение компетенциями выполнения исследовательских и творческих заданий; развитие умений давать самооценку деятельности и подводить итоги работы; Регулятивные: развитие навыков оценки и самоанализа |
13. | 9 | Взаимосвязь органов растения как организма. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» | Урок обобщения и систематизации знаний | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
14. | 1 | Минеральное питание растений | Комбинированный урок | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
15. | 2 | Воздушное питание растений — фотосинтез | Комбинированный урок | Познавательные УУД: - умение работать с разными источниками информации, выбрать содержание по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственную связь и соответствие; - выстраивать логическую цепь рассуждений; - аргументировать свою точку зрения; - приобретать опыт проведения не сложных опытов; - анализ, сравнение, классификация, аналогия; Предметные результаты:- объяснять какова необходимость компонентов для выполнения основной функции листа, а также что будет образовываться в листе с участием этих веществ. Личностные: - формировать познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, экологическое мышление на основе бережного отношения к растениям и их охране; - умение презентовать свои знания. Регулятивные: - дополнять, уточнять ответы одноклассников; - проявлять познавательный интерес |
16. | 3 | Дыхание и обмен веществ у растений | Комбинированный урок | Познавательные УУД: - умение работать с разными источниками информации, анализировать и обобщать Регулятивные: - дополнять, уточнять ответы одноклассников; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество и согласовывать общее решение. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
17. | 4 | Размножение и оплодотворение у растений. | Комбинированный урок | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
18. | 5 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком Л/р№11 «Черенкование комнатных растений» | Комбинированный урок | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах |
19. | 6 | Рост и развитие растений. Обобщение знаний по теме. | Комбинированный урок | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
20 | 1 | Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе | Урок изучения и закрепления новых знаний | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
| | | | |
21. | 2 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение Л/р№12 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | Урок изучения и закрепления новых знаний | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах |
22. | 3 | Плауны. Хвощи, папоротники. | Комбинированный урок | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах |
23. | 4 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | Комбинированный урок | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах |
24. | 5 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | Комбинированный урок | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
25. | 6 | Семейства класса Двудольные | Урок изучения и закрепления новых знаний | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
26. | 7 | Семейства класса Однодольные | Урок изучения и закрепления новых знаний | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
27. | 8 | Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. | Комбинированный урок | . Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
28. | 9 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | Урок обобщения и систематизации знаний | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
29. | 1. | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме | Урок изучения и закрепления новых знаний | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
30. | 2. | Совместная жизнь организмов в природном сообществе | Комбинированный урок | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
31. | 3. | Смена природных сообществ и её причины | Комбинированный урок | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
32. | 1 | Итоговое повторение | Комбинированный урок | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
33. | 2 | Обобщающий урок «Прощай, БОТАНИКА!» | Урок обобщения и систематизации знаний | Регулятивные: выдвигать версии, сравнивать объекты Познавательные: анализировать и обобщать, : владеть смысловым чтением Коммуникативные: излагать свое мнение, организовывать работу в парах Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы |
34. | 3 | Итоговый контроль | Урок контроля оценки и коррекции знаний уч-ся | Тесты, карточки, дополните предложения, на соответствие, дайте развёрнутый ответ на вопрос |
35. | 4 | Летние задания | Урок обобщения и систематизации знаний | |
лабораторных работ -12
экскурсий – 1