ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса «Биология» 6 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.
(концентрический курс)
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Примерная основная образовательная программа.
Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)
Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2013-2014 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2012. — 304 с.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
Уставом МБОУ "Гимназия № 24".
Учебным планом МБОУ "Гимназия № 24" на 2013 – 2014 учебный год.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
•ориентация в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Разделы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (изучается в 5-м и 6-м классах) включают сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организмов этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания этих разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете.
Место курса биологии в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию — в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.
Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья..
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека;
осознание значения здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;
овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
Предметные результаты
1. В познавательной сфере:
выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);
обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;
понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;
обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;
распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитых грибов, растений, животных);
определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах;
распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений;
определение и классификация основных биологических понятий;
овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;
понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;
знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;
развитие чувства ответственности за сохранение природы.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях;
соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Метапредметные результаты
Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;
умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;
овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта;
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 35 часов, из них 2 часа – резервное время. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. Резервное время (2 часа) может быть использовано на закрепление и повторение знаний в темах "Основные процессы жизнедеятельности растений", "Многообразие и развитие растительного мира"
Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план
Учебно-тематический план
№ п\п | Раздел, тема урока | Количество часов /программа Пономарёвой/ | Количество часов /рабочая программа/ |
1 | Наука о растениях - ботаника. | 4 | 4 |
2 | Органы цветковых растений | 8 | 8 |
3 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 | 7 |
4 | Многообразие и развитие растительного мира | 10 | 11 |
5 | Природные сообщества | 5 | 5 |
| Резервное время | 2 | 0 |
| Итого : | 35 | 35 |
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема программы | Количество часов | № п/п | Тема урока | Лабораторных работ | Экскурсий |
Тема 1. Наука о растениях - ботаника | 4 | 1. 2. 3. 4. | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений. Обобщение и систематизация знаний по теме "Наука о растениях ботаника" | | |
Тема 2. Органы растений. | 8 | 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 «Строение семени фасоли» Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Лабораторная работа №2 «Строение корня проростка» Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3 «Строение вегетативных и генеративных почек» Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов. Обобщение и систематизация знаний по теме "Органы растений" | 4 | |
Тема 3. Основные процессы жизнедеяте-льности растений. | 7 | 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. | Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений – фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений». Рост и развитие растений. Обобщение и систематизация знаний по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений. | 1 | |
Тема 4. Многообра-зие и развитие растительного мира | 11 | 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. | Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». Плауны, хвощи, папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений. Обобщение и систематизация знаний по теме "Многообразие и развитие растительного мира". | 1 | |
Тема 5. Природные сообщества. | 5 | 31. 32. 33. 34. 35. | Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото). Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и её причины. Обобщение и систематизация знаний по теме "Природные сообщества". Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. | | 1 |
Резерв | 0 | | | | |
итого | 35 | 35 | | 6 | 1 |
Лабораторные работы:
Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».
Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».
Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Экскурсии:
Экскурсия « Весенние явления в жизни экосистемы»
Контроль уровня знаний.
Оценка предметных результатов:
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебно–познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.
Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Содержание разделов и тем учебного курса
Наука о растениях - ботаника ( 4ч.)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.
Органы цветковых растений. ( 8ч.)
Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег , его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».
Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».
Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Основные процессы жизнедеятельности растений. ( 7ч.)
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.
Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».
Многообразие и развитие растительного мира.( 11 ч.)
Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Природные сообщества. (5 ч.)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.
Экскурсия « Весенние явления в жизни экосистемы ».
Информационные источники
Перечень учебно-методического обеспечения:
Примерная государственная программа по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304
Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013 - 2014.
И.Н. Пономерева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Методическое пособие (под ред. И.Н. Пономаревой )- М. : Вента – Граф, 2010 – 176
И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: 6 класс: дидактические карточки-— М.: Вентана-Граф, 2008.
Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В. С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Рабочие тетради №1, № 2 для 6 класса. — М.: Вентана-Граф, 2010.
Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова. Правительство Ульяновской области. - Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с.
Список литературы для учащихся:
Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994.– 218с.
Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
http://www.fcior.edu.ru/
www.bio.1september.ru – газета «Биология»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения.
Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений.
Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.
.
Перечень оснащения кабинета биологии
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Растительные сообщества
Коллекции
Семена и плоды
Комплекты микропрепаратов
Ботаника
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения
Приборы
Демонстрационные
Для демонстрации всасывания воды корнями растений
Раздаточные
Лупа ручная
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Демонстрационные
Набор химической посу ды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)
Штатив лабораторный (ШЛб)
Доска для сушки посуды
Лабораторные
Набор препаровальных инструментов
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)
Спиртовка лабораторная литая
Дидактические материалы
Раздел «Растения» 6 класс
Экранно-звуковые средства обучения
Транспаранты
«Культурные растения»
«Размножение и развитие»
«Адаптация организма к средам обитания»
Мультимедийные средства обучения
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бакте-
рии. Гри бы»
Ком пакт-диск «Уро ки био ло гии КиМ. Че ло век и его здо -
ровье»
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные»
Планируемые результаты изучения курса биологии
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
По окончанию 6 класса обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.