СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 кл ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 размещена рабочая программа по биологии 7 кл ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Бюджетное общеобразовательное учреждение»

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области


Принято Утверждено

на педагогическом совете Директор БОУ «Орловская СОШ»

«______» ______________ 2016г. № 1 _____________ /Спиченок Р.Г./

«______» _______________ 2016г.


Рабочая программа по предмету «Биология»

7 класс




Учитель физики Скоромных Людмила Георгиевна, высшая категория

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области


Принято Утверждено

на педагогическом совете Директор БОУ «Орловская СОШ»

«______» ______________ 2016г. № 1 _____________ /Спиченок Р.Г./

«______» _______________ 2016г.


Календарно-тематическое планирование по предмету «ОБЖ»

8 класс




Учитель физики Скоромных Людмила Георгиевна, высшая категория

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области


Принято Утверждено

на педагогическом совете Директор БОУ «Орловская СОШ»

«______» ______________ 2016г. № 1 _____________ /Спиченок Р.Г./

«______» _______________ 2016г.


Календарно-тематическое планирование по предмету «ОБЖ»

10 класс




Учитель физики Скоромных Людмила Георгиевна, высшая категория

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области


Принято Утверждено

на педагогическом совете Директор БОУ «Орловская СОШ»

«______» ______________ 2016г. № 1 _____________ /Спиченок Р.Г./

«______» _______________ 2016г.


Календарно-тематическое планирование по предмету «ОБЖ»

11 класс




Учитель физики Скоромных Людмила Георгиевна, высшая категория

Просмотр содержимого документа
«Раздел 1б»

Раздел 1.

Пояснительная записка

Цель:

-формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе

- овладение методами познания живой природы и умени­ями использовать их в практической деятельности



Данная рабочая программа по биологии

составлена на основе Примерной государственной программы по биологии, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте под редакцией Пасечника В.В. 2015г

и учебного плана БОУ" Орловская СОШ" на 2016-17 уч.года.



Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: Пасечник В..В. Биология.7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений– М. Дрофа, 2015.

Место и роль предмета по физике в учебном плане :

Учебный предмет «Биология» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана. На изучение биологии отводится 68 часов.

Виды и формы контроля: Тесты, самостоятельные и контрольные работы, лабораторные работы в соответствии с рабочей программой.





















Раздел 2

Планируемые результаты освоения учебного материала

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  3. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  4. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  6. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

  1. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  2. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  5. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
    причинно-следственные связи;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,

  7. смысловое чтение;

  8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

  1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  2. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

  3. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.


  1. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности
    человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях,

  3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  4. формирование основ экологической грамотности;

  5. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования;

  6. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


















Раздел 3

Содержание учебного предмета

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных (32ч)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа

Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (16ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

3 Индивидуальное развитие животных(6 ч).

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

4. Развитие животного мира на Земле(3 ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

5.Закономерности размещения животных на Земле (2ч)

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

6. Биоценозы (3 ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.Законы об охране животного мира.

Раздел 4

Учебно - тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

Контрольные работы

Лабораторные работы

1.

Введение

2



2.

Многообразие животных часа


32

№1

№1-№10

3

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных


16

№2

№11-№16

4.

Индивидуальное развитие животных

6

№3

№17

5.

Развитие животного мира на Земле

3



6.

Закономерности размещения животных на Земле

2

№4


7.

Биоценозы

3



8.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


4

№5



ИТОГО:

68ч.+2 ч. резерв

5

17








Просмотр содержимого документа
«Тематическое план 7 кл»

Тема


Дата


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Планируемые образовательные результаты





предметные

УУД

личностные

Введение (2 часа)

История развития зоологии



биология – наука удивительная!

1.Какими примерами это можно доказать?

2.Какие организмы вами изучены в 5-6 классах?

3.Какие царства живых организмов вам известны?

Заполните таблицу и сделайте выводы о многообразии животного мира


Приводят примеры многообразия живых организмов,

заполн. Схему «Царства органического мира»

Работа с таблицей

Самостоятельная работа с учебником(стр. 4-5), отв. на вопр.1-2Заполнение схемы(приложение 2)

Делают вывод по уроку.


Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных, отрабатывают правила работы с учебником.

Регулятивные:

Составление таблиц,

Определение последовательности действий при работе с учебником.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и учащимися;

Выражение своих мыслей при ответах на вопросы.

Познавательные:

Поиск и отбор информации,

Личностные:

Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран;

Законы по охране животного мира.


Современная зоология



Беседа по вопросам:

1.Что способствовало выделению знаний в науку зоологию?

2.Чем характеризуется донаучный этап развития зоологии?

Что изучает современная зоология? Какова ее структура?

4.Беседа о значении животных в природе и в жизни человека

1.Работа в группах:

По приготовленным картинкам выделите сходство и различие

1гр. Между животными и растениями

2гр.ж-е и грибы,

3гр. Ж-е и бактерии

2, 3.Самостоятельная работа с текстом учебника

4.составление цепей питания с участием животных.

Определяют понятия «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». Составляют схему «Структура науки зоологии». Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний

Познавательные:

Поиск и отбор информации,

Речевое развитие

Регулятивные:

Составление таблиц,

Определение последовательности действий при работе с учебником.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и учащимися;

Личностные:

Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран;

Законы по охране животного мира.

Многообразие животных

Раздел 1. Простейшие (2 часа)

Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики



Рассказ учителя

1.На основании каких признаков животных относят к простейшим?

2.Почему тело простейших является самостоятельным организмом?

3.О чем свидетельствует сходство простейших и растений?

Отвеч. на вопрос:

1.Почему охранять животных и заботится об их видовом разнообразии должен каждый человек на Земле?

2.Подготовленный материал о животных своей местности.

Составление плана в тетради по статье учебника.

Выполнение лабораторной работы №1

понятия «простейшие», «корненожки», «радиолярии», солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями. Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений».. Оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы

Познавательные:

Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование

Речевое развитие, выделение признаков простейших,

Регулятивные:

Составление плана лабораторной работы, прогнозирование результатов работы

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и учащимися;

Личностные:

Знание многообразия животного мира

Простейшие: жгутиконосцы, инфузории


1.Какие организмы называют простейшими?

2.Как доказать, что тело простейших является самостоятельным организмом?


1,2.Беседа с элементами рассказа и использованием рисунков учебника

1.Отвеч. на вопросы


2.Работа по карточкам(прилож1)


Самостоятельная работа по учебнику: используя текст заполнить таблицу(прилож 2)

Определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения

Познавательные:

Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование

Регулятивные:

Составление плана работы c учебником, прогнозирование результатов работы

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и учащимися;

Личностные:

Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения

Раздел 2. Многоклеточные животные (32 часа)

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные


Рассказ учителя с элементами беседы и использованием

рисунков учебника

Работа с текстом и

рисунками учебника

Ответы на вопросы и

задания учебника


1. Развивать умение выделять существенные признаки т. Губки

2. Выявлять черты приспособлений Губок к среде обитания

П. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты

Р. Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя

К. умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные


Рассказ учителя с использованием презентации

Работа по извлечению информации со слайдов презентации и из текста учебника, знакомство с натуральными биологическими объектами.

1. Развивать умения распознавать и описывать строение кишечнополостных

2. Выделять сходства между Губками и кишечнополостными

П. умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы

Л. умение соблюдать дисциплину на уроке Р. Развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя

Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, сравнивать, делать выводы о соответствии строения клеток Кишечнополостных

Многообразие кишечнополостных


Эвристическая беседа, заслушивание сообщения учащихся.

Обсуждение сообщений учащихся «Многообразие Кишечнополостных и их значение

в природе и жизни человека», сотрудничество с одноклассниками.

Выявление существенных особенностей представителей разных классов т. Кишечнополостные Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными

П. Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу

Р. Умение определять цель работы, планировать ее выполнение

К.Умение воспринимать информацию на слух

Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе. Понимание причин возникновения негативных последствий в природе

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные



Рассказ с использование презентации

Просмотр слайд-фильма

по данной теме

Работа с текстом и рисунками учебника, заполнение таблицы «Многообразие Плоских червей»


1.Выявление приспособления организмов к паразитическому образу жизни. 2.Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами

П. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Л. Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья

Р. Умение организовать выполнение заданий учителя.

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения червями.

Тип Круглые черви



Рассказ с использование презентации, заслушивание сообщений учащихся

Обсуждение сообщений учащихся на тему «Многообразие круглых червей». Выполнение рисунков, схем в тетрадях.

1. Развивать умения распознавать и описывать строение Круглых червей

2.Сравнивать плоских и круглых червей.

3. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами

П. Умение работать с различными источниками Л. Умение применять полученные на уроке знания на практике Р. Умение организовать выполнение заданий учителя

К. умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение

Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека.

Тип Кольчатые черви, или кольчецы. Класс Многощетинковые, Полихеты


Обеспечивает закрепление основных биологических понятий, развивает навык работы с текстом учебника; развивает навык планирования, показывает необходимость знания темы.

Просмотр видеофрагмента, работа с текстом учебника. Определяют понятия, систематизируют кольчатых червей,дают характеристику типа Кольчатые черви. Начинают заполнение таблицы

Иметь представление о классификации Кольчатых червей, их особенностях строения и многообразии. Знать представителей типа Кольчатых класса Многощетинковых и их значение в природе и жизни человека.

Уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы (П). Уметь воспринимать разные виды информации. Уметь отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других

Уметь объяснять необходимость знаний о животных типа Кольчатые черви, об особенностях представителей разных классов для понимания их роли в природе.


Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки



Выстраивает логику изучения темы, дает рекомендации по работе с текстом, продолжает формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты, исследовать живые объекты. Формирует умения анализировать результаты

Определяют понятия: «диапауза», «Защитная капсула», «гирудин», «анабиоз». Выполняют самостоятельную работу по изучению внешнего строения и поведения дождевого червя. Оформляют отчет

Знать представителей типа Кольчатых класса Малощетинковых и их значение в природе и жизни человека.

Давать определения понятиям, уметь делать выводы на основе полученной информации (П). Уметь воспринимать разные формы информации, слушать ответы других, уметь работать в малых группах (К). Уметь организовать свою деятельность

Уметь объяснять роль малощетинковых червей в природе и жизни человека.

Тип Моллюски



Рассказывает об общей характеристике типа Моллюски, показывает их строение, сравнивает с изученными ранее животными. Обобщает изученный материал, оценивает.

Направляет, информирует


Воспринимает, запоминает информацию. Распознаёт представителей типа Моллюсков. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает. Обобщает материал

Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие


Познавательные УУД:

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия

Регулятивные УУД

Выдвигать версии решения проблемы, осознав результат.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.


Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие



Рассказывает о строении и жизнедеятельности Двустворчатых и Головоногих моллюсков, показывает их строение, сравнивает с изученными ранее животными. Обобщает изученный материал, оценивает.

Направляет, информирует

Воспринимает, запоминает информацию. Распознаёт представителей Двустворчатых и Головоногих моллюсков. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает. Обобщает материал

Применяет знания на практике


Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей Головоногих и Двустворчатых моллюсков Знания о значении моллюсков в природе и жизни человека

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

Регулятивные УУД

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, изменения.

Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рац природопользования

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры


Проводит фронтальную беседу. Проверяет дом. Задание. Активизирует знания.Демонстрирует препараты представителей Иглокожих. Предлагает определить цель и задачи урока. Иглокожих.Корректирует работу обучающихся. Предлагает выполнить тест и оценить свою работу по времени и качеству.

Принимают участие в беседе. Предоставляют домашние задания.

Рассказывают об известных им Иглокожих. Рассматривают препараты. Ставят цель урока и формулируют задачи урока. Работают с учебником.

Выбирают лучшие вопросы и оценивают их.

Выполняют тест оценивают свою работу

Знание особенностей строения типа Иглокожие.

Умение различать классы Иглокожих, их разнообразия и образа жизни. Умение сравнивать представителей разных классов.

П:Умение воспроизводить информацию по памяти, работать с препаратами

Р:Умение определять цель урока и ставить задачи необходимые для её достижения.

К:Умение слушать учителя, и одноклассников

Л:Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Познавательный интерес к естественным наукам.

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные


Рассказывает о происхождении членистоногих и их многообразии; отличительных особенностях этого типа. Обобщает изученный материал, оценивает результаты.

Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Отвечает на вопросы, оценивает.

Знания происхождения членистоногих; знания о многообразии членистоногих. Знания о местообитаниях членистоногих

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Познавательные: Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков

Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.


Тип Членистоногие. Класс Насекомые


Рассказывает о строении насекомых, на примере пчелы; показывает их строение, сравнивает с изученными ранее ракообразными и паукообразными. Обобщает изученный материал, оценивает.

Воспринимает, запоминает информацию. Распознает внутреннее строение насекомых. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает

Знания общей характеристики насекомых. Знания о местообитании, строении и образе жизни пчелы.

Регулятивные: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки Отряд насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы


Рассказывает о типах развития насекомых; показывает на примерах насекомых с полным и неполным превращением. Обобщает изученный материал, оценивает.

Воспринимает, запоминает информацию. Распознает насекомых с полным и неполным превращением. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает

Знания о типах развития насекомых. Знания о местообитании, строении и образе жизни насекомых.

Регулятивные:

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные: Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.


Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Беспозвоночные»


Рассказывает о значении насекомых в биоценозах; Рассказывает о строении и многообразии Многоножек;

показывает их строение, сравнивает с изученными ранее животными. Обобщает изученный материал, оценивает.

Воспринимает, запоминает информацию. Распознает внешнее строение многоножек. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает

Знания о значении насекомых, их местообитании. Знания о строении и образе жизни Многоножек.

Регулятивные:

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные:. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные


Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Предлагает разделить предложенные изображения животных на две группы и объяснить свой выбор

Помогает формулировать цели урока, знакомит с планом урока

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу

Работают в парах, обмениваются своим мнением

Формулируют цели урока

Отвечают на вопросы

Выполняют тест. Делают выводы, корректируют свои знания

Распознают животных типа Хордовых.

Выделяют особенности строения ланцетника для жизни воде.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Доказывают усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


П: предлагают способы решения

Р: корректируют свои знания

К: высказывают свою точку зрения


Осмысливают тему урока

Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных Типа Хордовые, их многообразии, значении в природе и жизни человека


Классы рыб: Хрящевые, Костные



Ставит проблемные вопросы о водной среде

Демонстрирует презентацию, отмечает особенности строения рыб

Предлагает индивидуальную работу

Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся

Предлагает работу в четырех группах.

Индивидуальная работа: каждый ученик с помощью фломастера рисует на отдельном листке рыбу

Афиширование результатов работы: каждый ученик вывешивает на доску свой рисунок

Формулируют цель и тему занятия и записывают их в информационный лист

Работают в группах

Распознают и описывают внешнее строение и особенности передвижения рыб в связи со средой обитания.

Называют органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Выделяют особенности строения рыб.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли

П: предлагают способы решения

Р: корректируют свои знания

К: высказывают свою точку зрения

Осмысливают тему урока

Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных класса Рыбы Рефлексируют, оценивают результаты деятельности

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные


Проверяет знания:

тест, индивидуальные карточки

Помогает формулировать цели урока, знакомит с планом урока

Создает проблемную ситуацию

Предлагает учащимся работу в группах – заполнение таблицы с использованием докладов учащихся, кинофрагментов, учебника

Работают в парах, проверяют друг у друга результаты

Отвечают на вопросы

Обобщают полученные знания. Работают в группах

Каждая группа выступает по результатам своей работы.

Слушают и корректируют записи

Выполняют самостоятельную работу Оценивают свой ответ

Распознают и описывают представителей хрящевых рыб.

Доказывают родство хрящевых рыб с ланцетниками.

Выявляют приспособленность хрящевых рыб к местам обитания.

Раскрывают  значение хрящевых рыб в природе

Формулируют вывод.


П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


П: предлагают способы решения

Р: корректируют свои знания

К: высказывают свою точку зрения

Осмысливают тему урока

Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных класса Хрящевые рыбы, их многообразии, значении в природе и жизни человека


Класс Костные рыбы. Отряды: Осётрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные


Вызывает у учащихся познавательный интерес к предстоящему уроку. Создает проблемную ситуацию

Создает общее представление о целях и содержании урока

Объясняет материал с демонстрацией ЭОР

Организует беседу

Предлагает интерактивные задания

Организует беседу

Определяют и формулируют тему и цели урока

Актуализируют субъективный опыт

Работают в группах – выполняют задания с использованием наглядных пособий, слайдов, электронных ресурсов

Заполняют схему

Делают выводы. Оценивают свою деятельность, чувства

Распознают и описывают представителей костных рыб.

Приводят примеры видов рыб, обитающих в Московской области.

Характеризуют отряды костных рыб.

Объясняют значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


П: предлагают способы решения

Р: корректируют свои знания

К: высказывают свою точку зрения


Осмысливают тему урока

Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Костные рыбы, их многообразии, эстетической ценности, значении в природе и жизни человека, правилах рыбной ловли

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Помогает формулировать цели урока, знакомит с планом урока

Задает вопросы, обобщая опыт учащихся

Создает проблемную ситуацию

Дифференцирует работу по группам. Предлагает тесты, карточки для самостоятельной работы на выбор..

Предлагает д.з. на выбор

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу

Высказывают свои мнения

Формулируют цели урока

Отвечают на вопросы

Самостоятельно (по источникам в Интернете) находят ответы на вопросы, поставленные учителем

Обобщают полученные знания. Работают в группах. Выполняют тест. Сильные учащиеся работают с карточками


Распознают и описывают внешнее строение Земноводных.

Выделяют особенности строения в связи со средой обитания.

Сравнивают внешнее строение земноводных и рыб.

Объясняют:

  • Роль в природе и жизни человека

  • Происхождение земноводных.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.




П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


П: предлагают способы решения

Р: корректируют свои знания

К: высказывают свою точку зрения

П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное

Р: корректируют свои знания

К: взаимооценка

Осмысливают тему урока

Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Земноводных, их многообразии, значении в природе и жизни человека

Рефлексируют, оценивают результаты деятельности

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые


Вызывает у учащихся познавательный интерес к предстоящему уроку. Создает проблемную ситуацию

Создает общее представление о целях и содержании урока

Предлагает учащимся работу в группах - продолжить предложения

Делает дополнения

Задает вопросы для закрепления

Предлагает решить биологические задачи

Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на учебном занятии.

Предлагает д.з. на выбор

Определяют и формулируют тему и цели урока

Актуализируют субъективный опыт

Работают в группах – выполняют задания с использованием наглядных пособий, слайдов, электронных ресурсов

Заполняют схему

Делают выводы. Оценивают свою деятельность, чувства, настроение.

Записывают задание, задают учителю уточняющие вопросы

Определяют принадлежность к типу, классу и распознают наиболее распространённых представителей класса.

Выявляют особенности строения пресмыкающихся.

Доказывают:

  • что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными

  • происхождение пресмыкающихся от земноводных.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


П: предлагают способы решения

Р: корректируют свои знания

К: высказывают свою точку зрения


П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное

Р: корректируют свои знания

К: взаимооценка


Осмысливают тему урока

Развивают любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с электронными учебниками, составлять схемы

Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Пресмыкающихся, их многообразии, значении в природе

Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы


Проверяет знания:

фронтальный опрос, тест

Показывает фрагмент фильма

Предлагает заполнить таблицу

Делает дополнения

Задает вопросы для закрепления

Проводит зоовикторину

Предлагает д.з. на выбор

Отвечают на вопросы

Выполняют тест, проводят самопроверку с пом. ответов на экране

Заполняют таблицу в парах с пом. учебника и электронных ресурсов

Закрепляют полученные знания

Оценивают свои знания самостоятельно

Записывают задание, задают учителю уточняющие вопросы

Распознают и описывают представителей класса Пресмыкающиеся.

Определяют принадлежность рептилий к определённым отрядам.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.









П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


П: предлагают способы решения

Р: корректируют свои знания

К: высказывают свою точку зрения

П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное

Р: корректируют свои знания

К: взаимооценка


Осмысливают тему урока

Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Пресмыкающиеся, их многообразии, значении в природе и жизни человека

Рефлексируют, оценивают результаты деятельности

Класс Птицы. Отряд Пингвины



Сообщает о многообразии птиц; отличительных особенностях этого класса, особенностях внешнего и внутреннего строения, связанных с полётом. Даёт характеристику Отряду Пингвины.

Обобщает изученный материал, корректирует и оценивает результаты. Подводит к правильному выводу.

Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Работает с текстом учебника, наглядными пособиями, выполняет и оформляет лабораторную работу. Знакомится с представителями отряда Пингвины, их образом жизни, особенностями строения, связанных со средой обитания.

Выделяет признаки отряда. Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает.

Многообразие птиц. Понятия: орнитология, крылья, перьевой покров, обтекаемая форма тела, цевка, киль, полые кости, отсутствие зубов, крупные глазницы, воздушные мишки, двойное дыхание, высокий обмен веществ, теплокровность, выводковые и гнездовые птенцы, инкубация.

Бионика.

Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой.


Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные


Даёт характеристику Отряду

Обобщает изученный материал, корректирует и оценивает результаты. Подводит к правильному выводу.

Знакомится с представителями отряда , их образом жизни, особенностями строения, связанных со средой обитания.

Выделяет признаки отряда. Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает.

Распознают и описывают представителей .Определяют принадлежность к отрядам.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.



П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.


Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные


Даёт характеристику Отряду

Обобщает изученный материал, корректирует и оценивает результаты. Подводит к правильному выводу.

.Знакомится с представителями отряда, их образом жизни, особенностями строения, связанных со средой обитания.

Выделяет признаки отряда. Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает.

Распознают и описывают представителей .Определяют принадлежно к отрядам.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.



Р:Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами.


Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.


Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые


Даёт характеристику Отряду

Обобщает изученный материал, корректирует и оценивает результаты. Подводит к правильному выводу.

Знакомится с представителями отряда , их образом жизни, особенностями строения, связанных со средой обитания.

Выделяет признаки отряда. Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает.

Распознают и описывают представителей .Определяют принадлежность к отрядам.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.



П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.


Экскурсия «Изучение многообразия птиц»






Обобщает изученный материал, корректирует и оценивает результаты. Подводит к правильному выводу.

.Знакомится с представителями отряда, их образом жизни, особенностями строения, связанных со средой обитания.

Выделяет признаки отряда. Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает.

Распознают и описывают представителей .Определяют принадлежность к отрядам.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.



Р:Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.


Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные,


.Даёт характеристику Отряду

Обобщает изученный материал, корректирует и оценивает результаты. Подводит к правильному выводу.

Знакомится с представителями отряда , их образом жизни, особенностями строения, связанных со средой обитания.

Выделяет признаки отряда. Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает.

Распознают и описывают представителей .Определяют принадлежность к отрядам.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.



П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.


Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные


Даёт характеристику Отряду

Обобщает изученный материал, корректирует и оценивает результаты. Подводит к правильному выводу.

Знакомится с представителями отряда , их образом жизни, особенностями строения, связанных со средой обитания.

Выделяет признаки отряда. Отвечает на вопросы.

Распознают и описывают представителей .Определяют принадлежность к о отрядам.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.


Р:Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные


Даёт характеристику Отряду

Обобщает изученный материал, корректирует и оценивает результаты. Подводит к правильному выводу.

Знакомится с представителями отряда , их образом жизни, особенностями строения, связанных со средой обитания.

Выделяет признаки отряда. Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает.

Распознают и описывают представителей .Определяют принадлежность к отрядам.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.



П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.


Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные


Даёт характеристику Отряду

Обобщает изученный материал, корректирует и оценивает результаты. Подводит к правильному выводу.

Знакомится с представителями отряда, их образом жизни, особенностями строения, связанных со средой обитания.

Выделяет признаки отряда. Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает.

Распознают и описывают представителей .Определяют принадлежность к отрядам.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Формулируют вывод.

Структурируют знания.



П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.


Отряд млекопитающих: Приматы


Даёт характеристику Отряду

Обобщает изученный материал, корректирует и оценивает результаты.

Знакомится с представителями отряда, их образом жизни, особенностями строения, связанных со средой

Распознают и описывают представителей .Определяют принадлежность к отрядам.

Объясняют роль в природе и жизни человека.

Р:Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности П: умение работать с текстом.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные.»


Обобщает изученный материал, корректирует и оценивает результаты. Подводит к правильному выводу.

Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Работает с текстом учебника, наглядными пособиями, выполняет и оформляет

Умение различать классы , их разнообразия и образа жизни. Умение сравнивать представителей разных классов

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.



Строение, индивидуальное развитие, эволюция

Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 часов)

Покровы тела


Подводит к осознанию названия и цели урока путем постановки проблемного вопроса: с помощью чего животные защищены от вредного влияния окружающей среды Дает тесты по прошлому материалу

Организует лабораторную работу по изучению покровов тела животных

Включаются в эвристическую беседу, формулируют цели

Проверяют тесты друг у друга и выставляют оценки

Работают в группе с информацией в учебнике, с муляжами животных, с природными объектами, с электронным приложением

Выступают, анализируют, делают выводы

Учащиеся должны знать:

—покровы тела животных;

—особенности строения покровов тела у разных групп животных;

—эволюцию покровов тела.

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике покровов тела специфические понятия;

—объяснять закономерности строения покровов тела;

Познавательные:

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать.

Коммуникативные: Сформировать умение организовывать учебное взаимодействие при Регулятивные: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему

Осмысливание темы урока,

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Опорно-двигательная система животных


Подводит к осознанию цели, предлагая модели скелетов разных животных

Показ слайдов – что общего и какие различия у этих животныхРассказ учителя с помощью показа презентации

Предлагает разные варианты целей урока, дети настраиваются на урок

Распределяет материал между участниками групп.

Составляют таблицу по тексту учебника

Учащиеся должны знать:

—опорно-двигательную систему органов животных и органы, их образующие;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике ОДС специфические понятия;

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность. Познавательные: Анализировать содержание таблицы и рисунков

Коммуникативные: умение сотрудничать

Обеспечить ориентацию ученика на личностный моральный выбор, оценить собственный вклад в работу группы

Способы передвижения и полости тела животных


Показывает видеоряд по изображению животных с разными способами передвижения

Организует лабораторную работу


Дети указывают способы передвижения животных

Выполнение лабор работы «Способы передвижения животных» на примере дождевого червя.

Делают тестовые задания

—основные способы передвижения животных и органы, участвующие в движении;

—правильно использовать при характеристике способов передвижения понятия

Регулятивные: уметь организовывать учебную деятельность Познавательные: осуществл наблюдения и делать выводы, научиться работать с информацией

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Органы дыхания и газообмен


Учитель показывает кроссворд. Его решение подводит к цели урока.

Проверка пройденного материала - тест

Записывает на доске изучаемые понятия, объясняет тему на моделях легкого, дети сами пытаются изготовить модель легкого млекопитающего из воронки и надувных шаров.

Каждой группе даются проблемные вопросы.

Дети отгадывают кроссворд, формулируют цель урока.

После решения тестовых заданий дети сами себя оценивают.

Составить по тексту схему, работа с понятиями, изготовление модели легкого.

Решение проблемных вопросов в группах: условия среды обитания, необходимые для жизнедеятельности живых организмов

Учащиеся должны знать:

—способы дыхания у животных и органы, участвующие в дыхании;

—особенности строения дыхательной системы органов у разных групп животных;

—эволюцию органов дыхания у животных.

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов дыхания специфические понятия;


Регулятивные: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания.

Коммуникативные: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.

Образование знания о моральных нормах поведения в природе, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Органы пищеварения


Постановка проблемного вопроса о способах переваривания пищи.

Учитель разбивает класс на группы, раздает инструктивные карточки с прошлой темой урока

Организует работу с учебником.

Дает задание составить кроссворд, организует дискуссию.

Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.

Составить по тексту план ответа на вопрос об усложнении органов пищеварения у животных

Дети дискуссируют по способам и проблемам пищеварения у животных, делают кроссворды.

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов пищеварения у разных групп животных;

—эволюцию пищеварит системы органов животных.

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов пищеварения понятия;

—объяснять закономерности строения органов пищеварения и механизмы их функционирования;

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий

Познавательные: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, умение работать с информацией, умение формулировать цель.

Коммуникативные: умение договариваться и вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.

Способность к решению моральных проблем через организацию питания домашних животных, осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Обмен веществ и превращение энергии


Учитель разбивает класс на группы, раздает инструктивные карточки с прошлой темой урока

Организует работу с учебником.

Дает задание составить кроссворд, организует дискуссию.

Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.

Составить по тексту план ответа

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;

—объяснять закономерности строения органов и механизмы их функционир;

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Способность к решению моральных проблем через организацию питания домашних животных, осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Кровеносная система. Кровь




Учитель разбивает класс на группы, раздает инструктивные карточки с прошлой темой урока

Организует работу с учебником.

Дает задание составить кроссворд, организует дискуссию.

Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.

Составить по тексту план ответа

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;

—объяснять закономерности строения органов и механизмы их функционир

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Способность к решению моральных проблем через организацию питания домашних животных, осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Органы выделения


Учитель разбивает класс на группы, раздает инструктивные карточки с прошлой темой урока

Организует работу с учебником.

Дает задание составить кроссворд, организует дискуссию.

Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.

Составить по тексту план ответа

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;

—объяснять закономерности строения органов и механизмы их функционир

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Способность к решению моральных проблем через организацию питания домашних животных, осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт


Учитель разбивает класс на группы, раздает инструктивные карточки с прошлой темой урока

Организует работу с учебником.

Дает задание составить кроссворд, организует дискуссию.

Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.

Составить по тексту план ответа

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;

—объяснять закономерности строения органов и механизмы их функционир

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Способность к решению моральных проблем через организацию питания домашних животных, осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Органы чувств. Регуляция деятельности организма


Учитель разбивает класс на группы, раздает инструктивные карточки с прошлой темой урока

Организует работу с учебником.


Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.

Составить по тексту план ответа

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Способность к решению моральных проблем через организацию питания домашних животных, осознавать неполноту знаний

Продление рода. Органы размножения, продления рода


Учитель разбивает класс на группы, раздает инструктивные карточки с прошлой темой урока

Организует работу с учебником.

Дает задание составить кроссворд, организует дискуссию.

Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.

Составить по тексту план ответа

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;

—объяснять закономерности строения органов и механизмы их функционир

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Способность к решению моральных проблем через организацию питания домашних животных, осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»


Дает задания индивидуально в виде теста, кроссвордов и т д

Выполняют индивидуальные задания

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;

—объяснять закономерности строения органов и механизмы их функционир

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Способность к решению моральных проблем через организацию питания домашних животных, осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения животныхОплодотворение


Организует работу

учащихся по формированию

умений формулировать

вопросы к тексту, представлять

результаты работы.

Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.


Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Личностные:

Уметь соблюдать

дисциплинуна уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам

Развитие животных с превращением и без превращения


Организует работу

учащихся по формированию

умений формулировать

вопросы к тексту, представлять

результаты работы.

Предлагает разные варианты целей урока, дети настраиваются на урок

Распределяет материал между участниками групп.

Составляют таблицу по тексту учебника

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;


Познавательные:

уметь проводить исследования,

работать с различными

источниками информации.

Регулятивные:

Уметь организовать выполнение

заданий учителя

Коммуникативные: уметь

Воспринимать информацию

Личностные:

уметь

соблюдать

дисциплину

на уроке,

уважительно

относиться к

учителю

Периодизация и продолжительность жизни животных


Организует работу по

Формированию умений

учащимися

Структурировать

Учебный материал по

теме, делать выводы,

работать в группах

Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.


Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;

—объяснять закономерности строения органов и механизмы их функционир

Познавательные:

уметь проводить исследования,

работать с различными

источниками информации.

Регулятивные:

Уметь организовать выполнение

заданий учителя

Коммуникативные: уметь

Воспринимать информацию на

слух

Личностные:

уметь

соблюдать

дисциплину

на уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам

Раздел 4. Развитие животного мира на земле (3 часа)

Доказательства эволюции животных


Организует работу

учащихся по формированию

умений формулировать

вопросы к тексту, представлять

результаты работы.

Предлагает разные варианты целей урока, дети настраиваются на урок

Распределяет материал между участниками групп.

Составляют таблицу по тексту учебника

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—объяснять закономерности строения органов и механизмы их функционир

Познавательные:

уметь проводить исследования,

Регулятивные:

Уметь организовать выполнение

заданий учителя

Коммуникативные: уметь

Воспринимать информацию на

слух

Личностные:

Уметь соблюдать

дисциплину

на уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира


Организует работу по

Формированию умений

учащимися

Структурировать

Учебный материал по

теме, делать выводы,

работать в группах

Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.


Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;

—объяснять закономерности строения органов

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Личностные:

уметь

соблюдать

дисциплину

на уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции


Организует работу по

Формированию умений

учащимися

Структурировать

Учебный материал по

теме, делать выводы,

работать в группах

Предлагает разные варианты целей урока, дети настраиваются на урок

Распределяет материал между участниками групп.

Составляют таблицу по тексту учебника

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;


Познавательные:

уметь проводить исследования,

работать с различными

источниками информации.

Регулятивные:

Уметь организовать выполнение

заданий учителя

Коммуникативные: уметь

Воспринимать информацию на

слух

Личностные:

уметь

соблюдать

дисциплину

на уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам

Раздел 5. Биоценозы (5 часов)

Естественные и искусственные биоценозы


Организует работу

учащихся по формированию

умений формулировать

вопросы к тексту, представлять

результаты работы.

Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.


Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;

—объяснять закономерности строения органов и механизмы их функционир

Познавательные:

уметь проводить исследования,

работать с различными

источниками информации.

Регулятивные:

Уметь организовать выполнение

заданий учителя

Коммуникативные: уметь

Воспринимать информацию на

слух

Личностные:

уметь

соблюдать

дисциплину

на уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам

Факторы среды и их влияние на биоценозы


Организует работу по

Формированию умений

учащимися

Структурировать

Учебный материал по

теме, делать выводы,

работать в группах

Предлагает разные варианты целей урока, дети настраиваются на урок

Распределяет материал между участниками групп.

Составляют таблицу по тексту учебника

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;

—объяснять закономерности строения органов и механизмы их функционир

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли


Личностные:

уметь

соблюдать

дисциплину

на уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам

Цепи питания. Поток энергии


Организует работу

учащихся по формированию

умений формулировать

вопросы к тексту, представлять

результаты работы.

Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока.

Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя.


Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—объяснять закономерности строения органов и механизмы их функционир

Познавательные:

уметь проводить исследования,

Регулятивные:

Уметь организовать выполнение

заданий учителя

Коммуникативные: уметь

Воспринимать информацию на

слух

Личностные:

Уметь соблюдать

Дисциплину на уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам

Экскурсия

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза


Организует работу по

Формированию умений

учащимися


Предлагает разные варианты целей урока, дети настраиваются на урок

Распределяет материал между участниками групп.

Составляют таблицу по тексту учебника

Учащиеся должны знать:

—особенности строения органов у разных групп животных;

Учащиеся должны уметь:

—правильно использовать при характеристике органов понятия;

П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации

Р: определяют цель работы

К: задают вопросы, выражают свои мысли



Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)


Воздействие человека и его деятельности на животный мир


Организует работу учащихя с текстом учебника, с

дополнительными

источниками, работу по

заданиям учителя,

построение учащимися

причинно- следственных

связей

Определяют

Понятия «промысел»,

«промысловые животные».

Анализируют причинно-

Следетвенные связи,

возникающие в результате

воздействия человека на

животных и среду их


Знать способы положитель-

ного и отрицательного

воздействия человека и его

деятельности на животных и

среду их обитания; виды

промысла

Познаватель-

ные:

уметь работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные:

Уметь организовать

Выполнение заданий учителя

Согласно установленным

правилам работы в кабинете.

Коммуникативные: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы

Личностные

: уметь

соблюдать

дисциплину

на уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам.


Одомашнивание животных


Организует работу по

Формированию умений

учащимися

Структурировать

Учебный материал по

теме, делать выводы,

работать в группах

Определяют

понятия«одомашнивание», «отбор», «селекция»,

«разведение».

Изучают методы селекции и

Разведения домашних

животных. Анализ условий их содержания

Знать: этапы одомашнивания

животных, основы

разведения,содержания и

основные методы селекции

сельскохозяйственных животных

Познаватель

ные: :уметь структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные: уметь

Организовать выполнение

заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативн

ые: уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах


Личностные:

уметь

соблюдать

дисциплину

на уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассни

кам

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга


Организует работу

учащихся по

формированию умений

проводить элементарные

исследования ,работу с различными источниками информации.


Определяют понятия

«мониторинг» «биосферный

заповедник».

Изучают законодательные акты Российской Федерации об

Охране животного мира.

Знакомятся с местными

законами. Составляют схемы

мониторинга


Ознакомиться с законами об

Охране животного мира:

федеральными, региональным Знать основы составления

системы мониторинга

Познавательные:

уметь проводить исследования,

работать с различными

источниками информации.

Регулятивные:

Уметь организовать выполнение

заданий учителя

Коммуникативные: уметь

Воспринимать информацию на

слух

Личностные:

уметь

соблюдать

дисциплину

на уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам

Охрана и рациональное использование животного мира


Организует работу

учащихся по формированию

умений формулировать

вопросы к тексту, представлять

результаты работы.

Определяют

Понятия «заповедники»

«заказники», «памятники

природы», «акклиматизация».

Знакомятся с Красной книгой.

Определяют признаки

Охраняемых территорий

Знать:

Классификации охраняемых

территорий и видов деятельности

человека разрешённых на

них; животных занесенных в Красную книгу

Познавательные:

: уметь выделять главное в тексте,

Грамотно формулировать

вопросы, работать с различными

источниками информации,

готовить сообщения и

презентации и представлять

результаты работы.

Регулятивные:

Уметь организовать выполнение

заданий учителя, сделать выводы

по результатам работы.

Коммуникативн

ые: уметь работать в составе

творческих групп

Личностные:

:осознать

возможности

участия

каждого

человека в

комплексе

мероприятий

по охране

природы

Обобщение по теме


Организует повторение материала по теме

Выявляют

Наиболее существенные

Признаки породы.

Выясняют условия

выращивания.

Определяют исходные

формы. Составляют

характеристики на породу

Знать материал о

Воздействии человека на

животных, об одомашнивании

о достижениях селекции

Познавательные:

Владеть умением оценивать

информацию, выделять в ней

главное.

Регулятивные:

Уметь организовать выполнение

заданий учителя.

Развивать навыки самооценки и

самоанализа.

Коммуникативные: уметь

работать в группах, обмениваться

информацией с одноклассниками

Личностные:

сформировать потребность

в справедливом

оценивании

своей работы

и работы

одноклассников.