СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Латю­шин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2014. - 304с: ил.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 г. Примерной программой основного общего образования по биологии и авторской программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2011//.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение предмета 70 часов (2 часа в неделю). Планирование учебного материала рассчитано на 70 часов согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Латю­шин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2014. - 304с: ил.

Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; прово­дить наблюдения за животными;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспери­ментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домаш­ними животными.

Рабочая программа для 7-го класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2014.




Учебно-тематическое планирование


Наименование тем и разделов

Коли

чество часов

В том числе на:

уроки

лаборатор

ные и практичес

кие работы

контрольные работы

1

Введение.

2

2



2

Многообразие животных. Простейшие.

2

2

1


3

Многоклеточные животные. Беспозвоночные.

23

23

4


4

Многоклеточные животные. Хордовые.

20

20

2


5

Эволюция строения и функции органов и их систем.

14

14

5


6

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

4

4



7

Биоценозы.

2

2



8

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

3

3




Итого

70

70

12



















Содержание программы учебного предмета


Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч.)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1.Многообразие животных. Простейшие (2 ч.)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа

Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных

2.Многоклеточные животные. Беспозвоночные (23ч.)

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

3.Многоклеточные организмы. Хордовые (20 часов)

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

4. Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 ч.) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Индивидуальное развитие животных (4ч.)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

6. Биоценозы (2ч.)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3ч.)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.



































Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения биологии обучающийся должен

Знать/ понимать

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона

  • Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

  • Особенности строения организмов животных разных систематических групп

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды

  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты

  • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.

  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем

  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

  • Оказания первой помощи при укусах животных

  • Соблюдения правил поведения в окружающей среде

  • Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

Тематическое планирование

урока

Наименование темы урока.

Дата

План

Факт

Введение (2 часа)

1(1)

История развития зоологии.

4.09


2(2)

Современная зоология

7.09


Тема 1. Многообразие животных. Простейшие (2 часа)

1(3)

Общая характеристика простейших

Лабораторная работа №1 «Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных»

11.09


2(4)

Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории.

14.09


Тема 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (23 часа)

1(5)

Губки. Строение, роль в природе и жизни человека

18.09


2(6)

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

21.09


3(7)

Многообразие кишечнополостных

25.09


4(8)

Тип Плоские черви. Белая планария.

28.09


5(9)

Многообразие плоских червей. Паразитические плоские черви.

2.10


6(10)

Тип Круглые Черви. Образ жизни, значение

Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей»

5.10


7(11)

Тип Кольчатые черви. Полихеты.

9.10


8(12)

Тип Кольчатых черви. Олигохеты.

Лабораторная работа №3

«Внешнее строение дождевого червя»

12.10


9(13)

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение.

Лабораторная работа №4

«Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков»

16.10


10(14)

Многообразие моллюсков.

19.10


11(15)

Тип Иглокожие. Особенности строения и жизнедеятельности.

23.10


12(16)

Тип Членистоногие. Ракообразные, их строение.

26.10


13(17)

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания. Образ жизни и поведение. Клещи.

30.10


14(18)

Повторение материала по теме «Класс Ракообразные», «Класс Паукообразные»

9.11


15(19)

Класс Насекомые. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа №5

«Изучение представителей отрядов насекомых»

13.11



16(20)

Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые.

13.11


17(21)

Отряды насекомых. Уховёртки, подёнки.

16.11


18(22)

Отряды насекомых. Стрекозы, клопы.

16.11


19(23)

Отряды насекомых. Жуки, вши.

20.11


20(24)

Отряды насекомых. Бабочки.

23.11


21(25)

Отряды насекомых. Равнокрылые, двукрылые, блохи.

27.11


22(26)

Отряды насекомых. Перепончатокрылые насекомые. Муравьи, пчёлы.

30.11


23(27)

Обобщение по теме «Членистоногие»


4.12


Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (20 часов)

1(28)

Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник.

7.12


2(29)

Подтип черепные или позвоночные. Класс круглоротые.

11.12


3(30)

Позвоночные. Классы рыбы.

Лабораторная работа №6 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

14.12


4(31)

Класс хрящевые рыбы.

18.12


5(32)

Многообразие костных рыб.

21.12


6(33)

Класс Земноводные. Места обитания. Особенности строение

25.12


7(34)

Многообразие земноводных.

28.12


8(35)

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

15.01


9(36)

Отряды пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся

18.01


10(37)

Класс Птицы. Общая характеристика класса

Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения птиц»


22.01


11(38)

Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные.

25.01


12(39)

Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные.

29.01


13(40)

Отряды птиц. Воробьинообразные, голенастые.

1.02


14(41)

Класс Млекопитающие, или Звери

5.02


15(42)

Отряды млекопитающих: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и зайцеобразные

8.02


16(43)

Отряды Ластоногие, китообразные. Признаки отрядов

12.02


17(44)

Отряд Хищные. Признаки отряда.

15.02


18(45)

Отряды млекопитающих. Парнокопытные. Непарнокопытные.

19.02


19(46)

Отряды Млекопитающих. Приматы.

22.02


20(47)

Обобщение по теме «Многоклеточные организмы. Хордовые»

26.02


Тема 4. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)

1(48)

Покровы тела. Функции покровов.

Лабораторная работа №8 «Изучение особенностей различных покровов тела»

29.02


2(49)

Опорно – двигательная система.

4.03


3(50)

Способы передвижения. Полости тела.

Лабораторная работа №9 «Наблюдение за способами передвижения у животных»

7.03


4(51)

Органы дыхания и газообмена.

Лабораторная работа №10 «Наблюдение за способами дыхания у животных»

11.03


5(52)

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Лабораторная работа №11 «Наблюдение за особенностями питания животных»

14.03


6(53)

Кровеносная система. Кровь.

18.03


7(54)

Органы выделения. Строение. Функции.

1.04


8(55)

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

4.04


9(56)

Органы чувств. Регуляция деятельности.

Лабораторная работа №12 «Знакомство с различными органами чувств у животных»

8.04


10(57)

Продление рода. Органы размножения.

11.04


11(58)

Способы размножения животных. Оплодотворение.

15.04


12(59)

Развитие животных с превращением и без превращения.

18.04


13(60)

Периодизация и продолжительность жизни животных.

22.04


14(61)

Обобщение по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

25.04


Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (4 часа)

1(62)

Доказательства эволюции животных.

29.04


2(63)

Чарльз Дарвин о причинах эволюции

29.04


3(64)

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

6.05


4(65)

Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размещения животных.

13.05


Тема 6. Биоценозы . (2 часа)

1(66)

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды.

16.05


2(67)

Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.

20.05


Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека . (3часа)

1(68)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных.

23.05


2(69)

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Сохранение и рациональное использование видов животных

27.05


3(70)

Экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных»

30.05









Перечень учебно-методического обеспечения


- Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2013

- Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2013.- 192 с.

- Латюшин, В. В. Биология: Животные. 7 класс: учебник/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин, - М.: Дрофа, 2014 – 304 сл. ил.

- Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2014. – 176с: ил.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!