Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 г. Примерной программой основного общего образования по биологии и авторской программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2011//.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение предмета 70 часов (2 часа в неделю). Планирование учебного материала рассчитано на 70 часов согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2014. - 304с: ил.
Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.
Рабочая программа для 7-го класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2014.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование тем и разделов | Коли чество часов | В том числе на: |
уроки | лаборатор ные и практичес кие работы | контрольные работы |
1 | Введение. | 2 | 2 | | |
2 | Многообразие животных. Простейшие. | 2 | 2 | 1 | |
3 | Многоклеточные животные. Беспозвоночные. | 23 | 23 | 4 | |
4 | Многоклеточные животные. Хордовые. | 20 | 20 | 2 | |
5 | Эволюция строения и функции органов и их систем. | 14 | 14 | 5 | |
6 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | 4 | 4 | | |
7 | Биоценозы. | 2 | 2 | | |
8 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 3 | 3 | | |
| Итого | 70 | 70 | 12 | |
Содержание программы учебного предмета
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч.)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1.Многообразие животных. Простейшие (2 ч.)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа
Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных
2.Многоклеточные животные. Беспозвоночные (23ч.)
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
3.Многоклеточные организмы. Хордовые (20 часов)
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
4. Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 ч.) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных
5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Индивидуальное развитие животных (4ч.)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
6. Биоценозы (2ч.)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3ч.)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии обучающийся должен
Знать/ понимать
Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
Оказания первой помощи при укусах животных
Соблюдения правил поведения в окружающей среде
Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
Тематическое планирование
№ урока | Наименование темы урока. | Дата |
План | Факт |
Введение (2 часа) |
1(1) | История развития зоологии. | 4.09 | |
2(2) | Современная зоология | 7.09 | |
Тема 1. Многообразие животных. Простейшие (2 часа) |
1(3) | Общая характеристика простейших Лабораторная работа №1 «Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных» | 11.09 | |
2(4) | Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории. | 14.09 | |
Тема 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (23 часа) |
1(5) | Губки. Строение, роль в природе и жизни человека | 18.09 | |
2(6) | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. | 21.09 | |
3(7) | Многообразие кишечнополостных | 25.09 | |
4(8) | Тип Плоские черви. Белая планария. | 28.09 | |
5(9) | Многообразие плоских червей. Паразитические плоские черви. | 2.10 | |
6(10) | Тип Круглые Черви. Образ жизни, значение Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей» | 5.10 | |
7(11) | Тип Кольчатые черви. Полихеты. | 9.10 | |
8(12) | Тип Кольчатых черви. Олигохеты. Лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя» | 12.10 | |
9(13) | Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Лабораторная работа №4 «Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков» | 16.10 | |
10(14) | Многообразие моллюсков. | 19.10 | |
11(15) | Тип Иглокожие. Особенности строения и жизнедеятельности. | 23.10 | |
12(16) | Тип Членистоногие. Ракообразные, их строение. | 26.10 | |
13(17) | Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания. Образ жизни и поведение. Клещи. | 30.10 | |
14(18) | Повторение материала по теме «Класс Ракообразные», «Класс Паукообразные» | 9.11 | |
15(19) | Класс Насекомые. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа №5 «Изучение представителей отрядов насекомых» | 13.11 | |
16(20) | Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые. | 13.11 | |
17(21) | Отряды насекомых. Уховёртки, подёнки. | 16.11 | |
18(22) | Отряды насекомых. Стрекозы, клопы. | 16.11 | |
19(23) | Отряды насекомых. Жуки, вши. | 20.11 | |
20(24) | Отряды насекомых. Бабочки. | 23.11 | |
21(25) | Отряды насекомых. Равнокрылые, двукрылые, блохи. | 27.11 | |
22(26) | Отряды насекомых. Перепончатокрылые насекомые. Муравьи, пчёлы. | 30.11 | |
23(27) | Обобщение по теме «Членистоногие» | 4.12 | |
Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (20 часов) |
1(28) | Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. | 7.12 | |
2(29) | Подтип черепные или позвоночные. Класс круглоротые. | 11.12 | |
3(30) | Позвоночные. Классы рыбы. Лабораторная работа №6 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» | 14.12 | |
4(31) | Класс хрящевые рыбы. | 18.12 | |
5(32) | Многообразие костных рыб. | 21.12 | |
6(33) | Класс Земноводные. Места обитания. Особенности строение | 25.12 | |
7(34) | Многообразие земноводных. | 28.12 | |
8(35) | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. | 15.01 | |
9(36) | Отряды пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся | 18.01 | |
10(37) | Класс Птицы. Общая характеристика класса Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения птиц» | 22.01 | |
11(38) | Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. | 25.01 | |
12(39) | Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные. | 29.01 | |
13(40) | Отряды птиц. Воробьинообразные, голенастые. | 1.02 | |
14(41) | Класс Млекопитающие, или Звери | 5.02 | |
15(42) | Отряды млекопитающих: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и зайцеобразные | 8.02 | |
16(43) | Отряды Ластоногие, китообразные. Признаки отрядов | 12.02 | |
17(44) | Отряд Хищные. Признаки отряда. | 15.02 | |
18(45) | Отряды млекопитающих. Парнокопытные. Непарнокопытные. | 19.02 | |
19(46) | Отряды Млекопитающих. Приматы. | 22.02 | |
20(47) | Обобщение по теме «Многоклеточные организмы. Хордовые» | 26.02 | |
Тема 4. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов) |
1(48) | Покровы тела. Функции покровов. Лабораторная работа №8 «Изучение особенностей различных покровов тела» | 29.02 | |
2(49) | Опорно – двигательная система. | 4.03 | |
3(50) | Способы передвижения. Полости тела. Лабораторная работа №9 «Наблюдение за способами передвижения у животных» | 7.03 | |
4(51) | Органы дыхания и газообмена. Лабораторная работа №10 «Наблюдение за способами дыхания у животных» | 11.03 | |
5(52) | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии Лабораторная работа №11 «Наблюдение за особенностями питания животных» | 14.03 | |
6(53) | Кровеносная система. Кровь. | 18.03 | |
7(54) | Органы выделения. Строение. Функции. | 1.04 | |
8(55) | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | 4.04 | |
9(56) | Органы чувств. Регуляция деятельности. Лабораторная работа №12 «Знакомство с различными органами чувств у животных» | 8.04 | |
10(57) | Продление рода. Органы размножения. | 11.04 | |
11(58) | Способы размножения животных. Оплодотворение. | 15.04 | |
12(59) | Развитие животных с превращением и без превращения. | 18.04 | |
13(60) | Периодизация и продолжительность жизни животных. | 22.04 | |
14(61) | Обобщение по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | 25.04 | |
Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. (4 часа) |
1(62) | Доказательства эволюции животных. | 29.04 | |
2(63) | Чарльз Дарвин о причинах эволюции | 29.04 | |
3(64) | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | 6.05 | |
4(65) | Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размещения животных. | 13.05 | |
Тема 6. Биоценозы . (2 часа) |
1(66) | Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды. | 16.05 | |
2(67) | Цепи питания и поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза. | 20.05 | |
Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека . (3часа) |
1(68) | Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных. | 23.05 | |
2(69) | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Сохранение и рациональное использование видов животных | 27.05 | |
3(70) | Экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных» | 30.05 | |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В,А, Шапкина /авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2013
- Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. -М.: Дрофа, 2013.- 192 с.
- Латюшин, В. В. Биология: Животные. 7 класс: учебник/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин, - М.: Дрофа, 2014 – 304 сл. ил.
- Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2014. – 176с: ил.