СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8-9 класс на 2016-2017 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 8-9 классов, составлена в соответсвии с требованиями к рабочим программа 2016 года. Соответствует стандарту основного общего образования в редакции 2015 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8-9 класс на 2016-2017 учебный год»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение вечерняя(сменная) общеобразовательная школа №13

города Тюмени.



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

естественно -математического цикла.

Руководитель

Т.А. Егошина

_____________

Протокол №__

от «___»______2016г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР

В.Ю. Сутермина

____________________

«___»___________2016г.

УТВЕРЖДЕНО

директор

МАОУ В(С)ОШ №13 города Тюмени

А. А. Ляпин

__________________

Приказ №_________

«___»__________2016 г.






Рабочая программа

по биологии

для 7 - 9 классов.




Учитель

Пятых Татьяна Васильевна,

первая квалификационная категория.









2016-2017 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

Пояснительная записка

3

Цели, задачи курса

3

Место предмета в учебном плане

4

Содержание учебного предмета, включая виды учебной деятельности и формы организации учебных занятий

4

Планируемые предметные результаты.


17

Календарно-тематическое планирование 7 м классе

21

Календарно-тематическое планирование 8 мн классы

22

Календарно-тематическое планирование 9 м классе

24

Календарно-тематическое планирование 9 б классе

25



























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 8-9 КЛАССЫ

(базовый уровень)


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012),

Примерной программы основного общего образования (Сайт Министерства науки и образования РФ http://old.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/),

Примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. — М., Просвещение, 2010.

Рабочей программы Биология 5-9 класс (учебно-методическое пособие) 4-е издание, стереотипное, составитель Пальдяева Г.М. М,, «Дрофа» 2012

Данная программа реализована в учебниках:

  1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. М.: Дрофа, 2008

  2. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 кл. М.: Дрофа, 2008

  3. Колесов В.Д., Маш Р.Д. и др. Биология. Человек. 8 кл. М.: Дрофа, 2008 .

  4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. М.: Дрофа, 2008

Учебники входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

2.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ КУРСА

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствие с учебным планом МАОУ В(С)ОШ №13 города Тюмени в 2016-2017 учебном году на изучение биологии отводится:

Класс

Количество

часов в неделю

Количество

часов в год

Заочная форма обучения

6-9

0,5

17,5

9

1

35

Вечерняя форма обучения

8

1

17,5

9

1,5

52,5


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


6 КЛАСС


ВВЕДЕНИЕ

Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.


Раздел 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Раздел. 2. ЦАРСТВА БАКТЕРИИ И ГРИБЫ

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.


Раздел 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.


Раздел. 4. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.


Лабораторные работы.

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.


Раздел 5. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

Раздел 6. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.





7 КЛАСС


ВВЕДЕНИЕ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ

Роль зоологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения животных. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.


Раздел 1 МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ ПРОСТЕЙШИЕ

Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Колониальные организмы.


Раздел 1 МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ.

Многоклеточные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа Знакомство с многообразием ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа. Изучение представителей отрядов насекомых.


Раздел 3 МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. ХОРДОВЫЕ.

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа. Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.


Раздел 4 ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ. И ФУНККЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ.

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторная работа.

Изучение особенностей различных покровов тела.

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.


Раздел 5 РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.


Раздел 6 БИОЦЕНОЗЫ

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.



Раздел 7 ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Воздействие человека и его деятельности человека на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.


8 КЛАСС


ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ


ВВЕДЕНИЕ

Биологическая и социальная природа человека. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.


Раздел 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них


Раздел 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА

Тема 2.1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. Доказательства животного происхождения человека Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Лабораторная работа

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека


Тема 2.2 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Ткани животных и человека: эпителиальные. Соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервные. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Тема 2.3. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение травматизма.

Демонстрация скелета, черепа, костей конечностей, позвонков, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы

Выявление нарушений осанки.(выполняется дома)

Выявление плоскостопия (выполняется дома).


Тема 2.4. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови. Резус-фактор. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.


Тема 2.5. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Сердце и кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Значение кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значен6ие лимфообразования. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полустворчатые клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). Нейрогуморальная регуляция работы сердца. Автоматизм сердечной мышцы.

Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального кровяного давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Подсчет частоты пульса. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сосудов.

Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношений к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы сердечно-сосудистой системы. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска – гиподинамия, переутомление.

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Демонстрация моделей сердца, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

Измерение кровяного давления

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке


Тема 2.6. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь при отравлении угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определе­ния проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.


Тема 2.7. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.


Тема 2.7. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Лабораторные работы

Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.


Тема 2.8. ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ.

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация таблицы «Строение кожи».

Выделительная система

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Демонстрация таблицы «Органы выделения».


Тема 2.9. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Демонстрация модели головного мозга человека.


Тема 2.10. АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация таблиц глаза и уха; опытов: обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха

Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Поиск слепого пятна.


Тема 2.11. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ, ПСИХИКА.

Вклад отечественных ученых в разработку уче­ния о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П.К. Анохин. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индук­ции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей неявной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.


Тема 2.12. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.


Раздел 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА.

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Развитие зародыша и плода. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.


9 КЛАСС


ВВЕДЕНИЕ

Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.


Раздел 1.УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Тема 1.1 МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Ка­тализаторы. Вирусы.


Тема 1.2 КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ

Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Демонстрация таблицы строение клетки; видеофильма митоз в клетках корешков лука; хромосом ;видеофильм , иллюстрирующий деление кле­ток.

Лабораторная работа

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.


Тема 1.3 ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Генети­ческая непрерывность жизни. Закономерности из­менчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Лабораторная работа

Выявление изменчивости организмов.


Тема 1.4 ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.


Тема 1.5 ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем.

Экологическая сукцессия.

Лабораторная работа

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)


Тема 1.6 БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ

Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.


Раздел 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Тема 2.1.ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.



Тема 2.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.


Раздел 3. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экологические факторы и их влияние на организм. Экологические ресурсы.


Основные виды деятельности учащихся

I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Написание докладов.

Решение генетических задач.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.

Анализ проблемных ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:

Работа со схемами.

Решение экспериментальных задач.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Измерение величин.

Выполнение фронтальных лабораторных работ.

Выполнение работ практикума.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Формы организации учебных занятий:

Лекции

Дискуссии

Семинары

Практикумы

Нетрадиционные уроки: презентации, круглые столы, уроки решения задач, защита проекта или идеи

Деловые игры

Демонстрации

Лабораторные опыты

Доклад


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;

экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего

региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,

питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,

наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма,

раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей

нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной

картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство,

общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере

сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека

и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты

окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и

роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины

наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,

иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические

эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом

и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными

изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и

описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки,

органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы

цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных

отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные

растения и животных своей местности, культурные растения и домашних

животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и

животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде

обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,

организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать

выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной

систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,

факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах,

влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в

тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в

биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в

различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том

числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,

животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ

инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;

  • при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях,травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



6.Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Животные» в 7 м классе на 2016-2017 учебный год (0,5 часа в неделю, 17,5 часов в год).

урока

Тема

Количество часов

Дата

план

факт

ВВЕДЕНИЕ


История развития зоологии. Современная зоология

Изучают самостоятельно

Раздел 1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ. ПРОСТЕЙШИЕ. 1 час

1

Общая характеристика простейших. Жгутиконосцы, инфузории.

1



Раздел 2 МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ.

6 часов

2

Губки. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Многообразие.

1



3

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви. Полихеты.

Многообразие кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие моллюсков

Тип Иглокожие

1



4

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Клещи.

1



5

Класс Насекомые. Общая характеристика и значение. Отряд насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки.

1



6

Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. Перепончатокрылые насекомые.

1



7

Зачет № 1 по темам:

Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Тип Моллюски. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви. Тип Членистоногие

1



Раздел 3. МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. ХОРДОВЫЕ. 5 часов.

8

Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные. Классы рыб.

1



9

Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряды пресмыкающихся

1



10

Класс Птицы. Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные.

Воробьинообразные голенастые.

1



11

Класс Млекопитающие или ,Звери

Отряды: Насекомоядные и рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Отряд Хищные

Отряды: Китообразные, Ластоногие

1



12

Отряды млекопитающих. Парнокопытные, Непарнокопытные. Приматы.

1



Раздел 4. ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ. 3 часа

13

Покровы тела. Опорно-двигательная система. Способы передвижения и полости тела животных. Органы дыхания и газообмен.

1



14

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности.

1



15

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных

1



Раздел 5. РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ Раздел 6. БИОЦЕНОЗЫ. 1 час.

16

Доказательство эволюции животных.

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Цепи питания и поток энергии

Взаимосвязь компонентов биоценоза

1



Раздел 7. ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 1 час.

17

Воздействие человека и его деятельности на животных Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Многообразие животных. Эволюция строения и функций органов и систем животных.

1



18

Зачет№ 2 итоговый за курс биологии 7 класса.

0,5



7.Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек»

в 8 мн классах на 2016-2017 учебный год (0,5 часа в неделю, 17,5 ч. в год)


урока

Тема

Количество часов

Дата

план

факт


Введение.

Изучают самостоятельно


Раздел 1. Происхождение человека

Изучают самостоятельно

Раздел 2. Строение и функции организма

Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час)

1

Входной контроль.

Общий обзор организма человека.


1



Тема 2.2. Клеточное строение организма. (1час)

2

Клеточное строение организма. Ткани.

1



Тема 2.3. Опорно-двигательная система (2 часа.)

3

Значение опорно-двигательной системы, ее состав.

1



4

Скелет человека. Л.р.№1 Выявление нарушений осанки.

1




Тема 2.4. Внутренняя среда организма

Изучают самостоятельно

Тема 2.5. Кровеносная и лимфатическая системы организма (2 часа)

5

Круги кровообращения.

1



6

Сердце человека. Л.р.№2 Опыты с пульсом.

1



Тема 2.6. Дыхательная система (2 часа)

7

Органы дыхательной системы. Легкие. Л.р.№3 Измерение грудной клетки на вдохе и выдохе.

1



8

Зачет№1 за первое полугодие

1



Тема 2.7. Пищеварительная система ( 2 часа)

9

Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы.

1



10

Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1



Тема 2.8. Обмен веществ и энергии. (1час.)

11

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Л.р №4.Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

1



Тема 2.9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система (1час.)

12

Кожа – наружный покровный орган. Уход за кожей.

Терморегуляция организма. Закаливание.

Органы мочевыделительной системы.

1



Тема 2.10. Нервная система. (2часа).

13

Значение нервной системы.

Спинной мозг.

1



14

Строение и функции головного мозга.

1



Тема 2.11. Анализаторы. Органы чувств. (1час).

15

Зрительный анализатор.

Слуховой анализатор.

Л. р. №5 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», «Поиск слепого пятна»

1




Органы чувств

Изучают самостоятельно

Тема 2.11. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.(1час).


Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

Врождённые и приобретённые программы поведения.

Изучают самостоятельно

16

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание. Сон

1




Тема 2.12. Железы внутренней секреции

Изучают самостоятельно

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма. 2 часа

17

Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

1




Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

Изучают самостоятельно

18

Зачет № 2 по курсу «Биология. Человек».

1




8.Календарно - тематическое планирование уроков биологии в 9 м классе на 2016-2017 учебный год. (0,5 часа в неделю, 17,5 часов в год)


урока

Тема

Количество часов

Дата

план

факт


Введение

Изучают самостоятельно

Раздел 1. Уровни организации живой природы

Тема 1.1. Молекулярный уровень. (2 часа)

1

Входной контроль

Общая характеристика молекулярного уровня.

1



2

Углеводы. Липиды.

Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ

Вирусы

1



Тема 1.2.Клеточный уровень. (6 часов)

3

Основные положения клеточной теории.

Строение и функции органоидов в клетке.

1



4

Различия в строении клеток

Л.р.№1 строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.

1



5

Энергетический обмен в клетке. Питание клетки.

1



6

Митоз и мейоз.

1



7

Подготовка к контрольной работе по теме Молекулярный и клеточный уровень.

1



8

Контрольная работа №1 по теме Молекулярный и клеточный уровень

1



Тема 1.3. Организменный уровень ( 2часа)

9

Бесполое размножение организмов.

Закономерности наследования признаков

1



10

Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности изменчивости

1



Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (1час)

11

Критерии вида. Популяции.

1



Тема 1.5. Экосистемный уровень (1час)

12

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Продуктивность сообщества

Саморазвитие экосистемы.

1



Тема 1.6. Биосферный уровень (2 часа)

13-14

Биосфера – глобальная экосистема

2



Раздел 2. Эволюция органического мира (2час)

Тема 2.1.Основы учения об эволюции (1 час)

15

Основные положения теории эволюции.

Движущие силы эволюции

Основные закономерности эволюции.

1



Тема 2.2. Возникновение и развитие жизни на земле (1 час)

16

Гипотезы возникновения жизни.

Основные этапы развития жизни.

1



Раздел 3. Основы экологии (2 часа)

17

Экологические факторы и их влияние на организм. Экологические ресурсы.

1



18

Зачет № 1 по темам «Эволюция органического мира. Основы экологии»

1




  1. Календарно - тематическое планирование уроков биологии в 9 б классе на 2015-2016 учебный год. (1 час в неделю, всего 35 часов)


урока

Тема

Количество

часов

Дата

план

факт

Введение 2 часа.

1

Биология - наука о жизни.

1



2

Методы исследования в биологии.

1



Раздел 1. Уровни организации живой природы

Тема 1.1. Молекулярный уровень. 4 часов.

3

Входной контроль.

Общая характеристика молекулярного уровня.

1



4

Углеводы. Липиды.

1



5

Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ

1



6

Вирусы.

1



Тема 1.2. Клеточный уровень. 8 часов.

7

Основные положения клеточной теории.

1



8

Строение и функции органоидов в клетке.

1



9

Различия в строении клеток.

Л.р.№1 строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.

1



10

Энергетический обмен в клетке

1



11

Питание клетки.

1



12

Митоз и мейоз.

1



13

Подготовка к контрольной работе по теме Молекулярный и клеточный уровень.

1



14

Контрольная работа №1 по теме Молекулярный и клеточный уровень

1



Тема 1.3. Организменный уровень 8 часов

15

Бесполое размножение организмов.

1



16

Закономерности наследования признаков.

1



17

Моно- и дигибридное скрещивание.

1



18

Закономерности изменчивости.

Л. р. №2 «Выявление изменчивости организмов».

1



19

Основы селекции

1



20

Практическая работа№1. Решение простейших генетических задач.

1



21

Подготовка к зачету по теме «Уровни организации живой природы».

1



22

Зачет№1. Уровни организации живой природы.

1



Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень 2 часа.

23

Критерии вида

1



24

Популяции.

1



Тема 1.5. Экосистемный уровень 2 часа

25

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

1



26

Продуктивность сообщества

Саморазвитие экосистемы.

1



Тема 1.6. Биосферный уровень 2 часа

27

Биосфера. Среды жизни.

1



28

Средообразующая деятельность организмов.

Л.р.№ 3 составление схем передачи веществ и энергии

1



Раздел 2. Эволюция органического мира 4 часа

Тема 2.1.Основы учения об эволюции 2 часа.

29

Основные положения теории эволюции.

Движущие силы эволюции

1



30

Основные закономерности эволюции

1



Тема 2.2. Возникновение и развитие жизни на земле 1 час

31

Гипотезы возникновения жизни. Основные этапы развития жизни.

1



Раздел 3. Основы экологии 3часа.

32

Экологические факторы и их влияние на организм. Экологические ресурсы Основы рационального природопользования.

1



33

Зачет№ 2 "Эволюция органического мира. Основы экологии"

1



34

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1



35

Контрольная работа №2 Итоговая за курс биологии 9 класса

1