Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального Государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 г..
- примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта М.: Дрофа, 2007г.
- авторской программы Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева) М.: Дрофа, 2011г.
Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение предмета 70 часов (2 часа в неделю). Планирование учебного материала рассчитано на 70 часов согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Д. В. Колесов, Р. Д. Маш «Биология. Человек 8 класс». М.: «Дрофа», 2014г.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе со следующей корректировкой: резервное время используется следующим образом: 2 часа добавлены в тему «Железы внутренней секреции (эндокринная система)», 1 час на изучение темы «Индивид и личность. Темперамент и характер», 1 час на итоговую контрольную работу.
Содержание программы учебного предмета
Человек и его здоровье
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение. (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1
Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека» моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 2
Строение и функции организма (57 часов)
Тема 2.1.
Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Тема 2.2.
Клеточное строение организма. Ткани. (5 часов)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клеток. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функции нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2.3.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.
Коленный рефлекс и др.
Тема 2.4.
Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Выявление нарушений осанки.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Тема 2.5.
Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6.
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7.
Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные проблемы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Тема 2.8.
Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Тема 2.9.
Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Тема 2.10.
Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Тема 2.11.
Выделительная система (1 час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Тема 2.12.
Нервная система человека (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Тема 2.13.
Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 2.15.
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 3
Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Резерв времени – 4 часа.
Тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
Введение (1ч) |
1 (1) | Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. | 4.09 | |
Раздел 1. Происхождение человека (3ч.) |
1 (2) | Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. | 5.09 | |
2 (3) | Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. | 11.09 | |
3 (4) | Человеческие расы. Человек как вид. | 12.09 | |
Раздел 2. Строение и функции организма (57ч.) |
Тема 2.1 Общий обзор организма (1ч.) |
1 (5) | Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. | 18.09 | |
Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани.(5ч.) |
1 (6) | Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. | 19.09 | |
2 (7) | Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Роль ферментов в обмене веществ. | 25.09 | |
3 (8) | Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные. Л.р.№1 Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. | 26.09 | |
4 (9) | Нервная ткань. Строение и функция нейрона. Синапс. | 2.10 | |
5 (10) | Повторение материала по теме» Клеточное строение организма». | 3.10 | |
Тема 2.3 Рефлекторная регуляция организмов и систем организма (1ч.) |
1 (11) | Центральная и периферическая части нервной системы.Спинной и головной мозг. Л.р. №2 Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс. | 9.10 | |
Тема 2.4 Опорнодвигательная система (7ч.) |
1 (12) | Значение опорнодвигательной системы, её состав. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Л.р.№ 3 Микроскопическое строение кости. | 10.10 | |
2 (13) | Скелет человека, его приспособленность к прямохождению и трудовой деятельности. | 16.10 | |
3 (14) | Скелет поясов и свободных конечностей: добавачный скелет. Типы соединения костей: неподвижные,полуподвижные, подвижные. | 17.10 | |
4 (15) | Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Л.р. № 4 Мышцы человеческого тела. | 23.10 | |
5 (16) | Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р. № 5 Утомление при статистической и динамической работе. | 24.10 | |
6 (17) | Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Л.р. № 6 Выявление нарушений осанки и плоскостопия. | 30.10 | |
7 (18) | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 31.10 | |
Тема 2.5 Внутренняя среда организма (3ч.) |
1 (19) | Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови. Л.р. № 7 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. | 13.11 | |
2 (20) | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 14.11 | |
3 (21) | Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. | 20.11 | |
Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч.) |
1 (22) | Органы кровеносной и лимфатических систем, их роль в организме. | 21.11 | |
2 (23) | Круги кровообращения. Л.р. № 8 Функция венозных клапанов в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. | 27.11 | |
3 (24) | Строение и работа сердца. | 28.11 | |
4 (25) | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Л.р. № 9 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. | 4.12 | |
5 (26) | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. | 5.12 | |
6 (27) | Первая помощь при кровотечениях. | 11.12 | |
Тема 2.7 Дыхательная система (4ч.) |
1 (28) | Значения дыхания. Строение и функции органов дыхания. Заболевания дыхательных путей. | 12.12 | |
2 (29) | Газообмен в лёгких и тканях. | 18.12 | |
3 (30) | Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Охрана воздушной среды. Л.р. № 10 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. | 19.12 | |
4 (31) | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. | 25.12 | |
Тема 2.8 Пищеварительная система (6ч.) |
1 (32) | Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. | 26.12 | |
2 (33) | Пищеварение в ротовой полости. Л.р. № 11 Действие ферментов слюны на крахмал. | 15.01 | |
3 (34) | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. | 16.01 | |
4 (35) | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. | 22.01 | |
5 (36) | Регуляция деятельности пищеварительной системы. | 23.01 | |
6 (37) | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | 29.01 | |
Тема 2.9 Обмен веществ и энергии (3ч.) |
1 (38) | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 30.01 | |
2 (39) | Витамины. | 5.02 | |
3 (40) | Энерготраты человека и пищевой рацион. Л. р. № 12 Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. | 6.02 | |
Тема 2.10 Покровные органы. Теплорегуляция (3ч.) |
1 (41) | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. | 12.02 | |
2 (42) | Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 13.02 | |
3 (43) | Теплорегуляция организма. Закаливание. | 19.02 | |
Тема 2.11 Выделительная система (1ч.) |
1 (44) | Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. | 20.02 | |
Тема 2.12 Нервная система человека (5ч.) |
1 (45) | Значение нервной системы. Мозг и психика. | 26.02 | |
2(46) | Строение нервной системы: спинной и головной мозг.Центральная нервная система; нервы и нервные узлы –периферическая. | 27.02 | |
3(47) | Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Л.р. № 13 Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. | 4.03 | |
4 (48) | Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий головного мозга. | 5.03 | |
5 (49) | Соматический и автономный отделы нервной системы | 11.03 | |
Тема 2.13 Анализаторы (5ч.) |
1 (50) | Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. | 12.03 | |
2 (51) | Зрительный анализатор. Положение и строение глаза. Л.р. № 14 Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением. | 18.03 | |
3 (52) | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | 19.03 | |
4 (53) | Слуховой анализатор. | 1.04 | |
5 (54) | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса. | 2.04 | |
Тема 2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч.) |
1 (55) | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. | 8.04 | |
2 (56) | Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Л.р. № 15 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стериотипа. | 9.04 | |
3 (57) | Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. | 15.04 | |
4 (58) | Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание,трудовая деятельность. Познавательные процессы. | 16.04 | |
5 (59) | Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Эмоции. Внимание. | 22.04 | |
Тема 2.15 Железы внутренней секреции (эндокринная система) (4ч.) |
1 (60) | Роль эндокринной регуляции. Гормоны. | 23.04 | |
2 (61) | Железы внутренней секреции. | 29.04 | |
3 (62) | Железы смешанной секреции. | 30.04 | |
4 (63) | Железы внешней секреции. | 6.05 | |
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5ч.) |
1 (64) | Жизненные циклы организмов. | 7.05 | |
2 (65) | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 13.05 | |
3 (66) | Наследственные и врождённые заболевания. | 14.05 | |
4 (67) | Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др. | 20.05 | |
5 (68) | Развитие ребёнка после рождения | 21.05 | |
1 (69) | Индивид и личность. Темперамент и характер. | 27.05 | |
1 (70) | Итоговая контрольная работа. | 28.05 | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии обучающийся должен
Знать/понимать
специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
особенности строения клетки – основной структурной единицы живого организма;
строение и функции основных тканей и систем органов;
функциональные системы организма;
об обмене веществ, его значении и видах;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
строение и функции анализаторов;
механизмы высшей нервной деятельности;
функциональное значение высших органов головного мозга человека;
особенности индивидуального развития организма человека;
правила личной гигиены;
причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека; причины заболеваний;
о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека;
уметь
распознавать органы и их топографию;
оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
измерять кровяное давление и частоту пульса;
давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказание первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
- проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
Перечень учебно-методического обеспечения
Колесов Д. В., Маш Р. Д.
Биология. Человек 8 класс. М.: «Дрофа», 2014г.
Рабочая тетрадь
Колесов Д. В., Маш Р. Д.
Биология. Человек 8 класс. М.: «Дрофа», 2014г
Е.П. Бруновт Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. М.: «Просвещение». 2013г
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Уроки | Лабораторные и практические работы | Контрольные |
1 | Введение | 1 | 1 | | |
2 | Происхождение человека | 3 | 3 | | |
3 | Общий обзор организма | 1 | 1 | | |
4 | Клеточное строение организма | 5 | 5 | 1 | |
5 | Рефлекторная регуляция органов | 1 | 1 | 1 | |
6 | Опорно-двигательная система | 7 | 7 | 4 | |
7 | Внутренняя среда организма | 3 | 3 | 1 | |
8 | Кровеносная и лимфатическая системы организма | 6 | 6 | 2 | |
9 | Дыхательная система | 4 | 4 | 1 | |
10 | Пищеварительная система | 6 | 6 | 1 | |
11 | Обмен веществ и энергии | 3 | 3 | 1 | |
12 | Покровные органы | 3 | 3 | | |
13 | Выделительная система | 1 | 1 | | |
14 | Нервная система | 5 | 5 | 1 | |
15 | Анализаторы | 5 | 5 | 1 | |
16 | Высшая нервная деятельность | 5 | 5 | 1 | |
17 | Железы внутренней секреции | 4 | 4 | | |
18 | Индивидуальное развитие организма | 5+1 | 6 | | |
19 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | | |
Итого: | 70 | 70 | 15 | |