СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Д. В. Колесов, Р. Д. Маш «Биология. Человек 8 класс». М.: «Дрофа», 2014г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального Государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 г..

- примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта М.: Дрофа, 2007г.

- авторской программы Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева) М.: Дрофа, 2011г.

Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение предмета 70 часов (2 часа в неделю). Планирование учебного материала рассчитано на 70 часов согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Д. В. Колесов, Р. Д. Маш «Биология. Человек 8 класс». М.: «Дрофа», 2014г.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Распределение часов по темам составлено по авторской программе со следующей корректировкой: резервное время используется следующим образом: 2 часа добавлены в тему «Железы внутренней секреции (эндокринная система)», 1 час на изучение темы «Индивид и личность. Темперамент и характер», 1 час на итоговую контрольную работу.


























Содержание программы учебного предмета

Человек и его здоровье


(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение. (1 час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.


РАЗДЕЛ 1


Происхождение человека (3 часа)


Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека» моделей остатков древней культуры человека.


РАЗДЕЛ 2


Строение и функции организма (57 часов)

Тема 2.1.

Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.


Тема 2.2.

Клеточное строение организма. Ткани. (5 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клеток. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функции нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

  • Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

  • Лабораторные работы

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

Коленный рефлекс и др.


Тема 2.4.

Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

  • Лабораторные работы

Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.



Тема 2.5.

Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

  • Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.


Тема 2.6.

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

  • Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.


Тема 2.7.

Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

  • Лабораторные работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные проблемы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.


Тема 2.8.

Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

  • Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.


Тема 2.9.

Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

  • Лабораторные работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.


Тема 2.10.

Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.


Тема 2.11.

Выделительная система (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.

Нервная система человека (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.


Тема 2.13.

Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.


Тема 2.14.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.


Тема 2.15.

Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.


РАЗДЕЛ 3


Индивидуальное развитие организма (5 часов)


Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.



Резерв времени – 4 часа.















Тематическое планирование



п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

Введение (1ч)

1 (1)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

4.09


Раздел 1. Происхождение человека (3ч.)

1 (2)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.

5.09


2 (3)

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё.

11.09


3 (4)

Человеческие расы. Человек как вид.

12.09


Раздел 2. Строение и функции организма (57ч.)

Тема 2.1 Общий обзор организма (1ч.)

1 (5)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

18.09


Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани.(5ч.)

1 (6)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки.

19.09


2 (7)

Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Роль ферментов в обмене веществ.

25.09


3 (8)

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные. Л.р.№1 Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

26.09


4 (9)

Нервная ткань. Строение и функция нейрона. Синапс.

2.10


5 (10)

Повторение материала по теме» Клеточное строение организма».

3.10


Тема 2.3 Рефлекторная регуляция организмов и систем организма (1ч.)

1 (11)

Центральная и периферическая части нервной системы.Спинной и головной мозг.

Л.р. №2 Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.

9.10


Тема 2.4 Опорнодвигательная система (7ч.)

1 (12)

Значение опорнодвигательной системы, её состав. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей.

Л.р.№ 3 Микроскопическое строение кости.

10.10


2 (13)

Скелет человека, его приспособленность к прямохождению и трудовой деятельности.

16.10


3 (14)

Скелет поясов и свободных конечностей: добавачный скелет. Типы соединения костей: неподвижные,полуподвижные, подвижные.

17.10


4 (15)

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.

Л.р. № 4 Мышцы человеческого тела.

23.10


5 (16)

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Л.р. № 5 Утомление при статистической и динамической работе.

24.10


6 (17)

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Л.р. № 6 Выявление нарушений осанки и плоскостопия.

30.10


7 (18)

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

31.10


Тема 2.5 Внутренняя среда организма (3ч.)

1 (19)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови.

Л.р. № 7 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

13.11


2 (20)

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

14.11


3 (21)

Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки.

20.11


Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч.)

1 (22)

Органы кровеносной и лимфатических систем, их роль в организме.

21.11


2 (23)

Круги кровообращения.

Л.р. № 8 Функция венозных клапанов в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

27.11


3 (24)

Строение и работа сердца.

28.11


4 (25)

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.

Л.р. № 9 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

4.12


5 (26)

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов.

5.12


6 (27)

Первая помощь при кровотечениях.

11.12


Тема 2.7 Дыхательная система (4ч.)

1 (28)

Значения дыхания. Строение и функции органов дыхания. Заболевания дыхательных путей.

12.12


2 (29)

Газообмен в лёгких и тканях.

18.12


3 (30)

Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Охрана воздушной среды.

Л.р. № 10 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

19.12


4 (31)

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания.

25.12


Тема 2.8 Пищеварительная система (6ч.)

1 (32)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы.

26.12


2 (33)

Пищеварение в ротовой полости.

Л.р. № 11 Действие ферментов слюны на крахмал.

15.01


3 (34)

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

16.01


4 (35)

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.

22.01


5 (36)

Регуляция деятельности пищеварительной системы.

23.01


6 (37)

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

29.01


Тема 2.9 Обмен веществ и энергии (3ч.)

1 (38)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

30.01


2 (39)

Витамины.

5.02


3 (40)

Энерготраты человека и пищевой рацион.

Л. р. № 12 Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

6.02


Тема 2.10 Покровные органы. Теплорегуляция (3ч.)

1 (41)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.

12.02


2 (42)

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

13.02



3 (43)

Теплорегуляция организма. Закаливание.

19.02


Тема 2.11 Выделительная система (1ч.)

1 (44)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма.

20.02


Тема 2.12 Нервная система человека (5ч.)

1 (45)

Значение нервной системы. Мозг и психика.

26.02


2(46)

Строение нервной системы: спинной и головной мозг.Центральная нервная система; нервы и нервные узлы –периферическая.

27.02


3(47)

Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

Л.р. № 13 Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

4.03


4 (48)

Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий головного мозга.

5.03


5 (49)

Соматический и автономный отделы нервной системы

11.03


Тема 2.13 Анализаторы (5ч.)

1 (50)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов.

12.03


2 (51)

Зрительный анализатор. Положение и строение глаза.

Л.р. № 14 Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

18.03



3 (52)

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

19.03


4 (53)

Слуховой анализатор.

1.04


5 (54)

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

2.04


Тема 2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч.)

1 (55)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.

8.04


2 (56)

Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.

Л.р. № 15 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стериотипа.

9.04


3 (57)

Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.

15.04


4 (58)

Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание,трудовая деятельность. Познавательные процессы.

16.04


5 (59)

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Эмоции. Внимание.

22.04


Тема 2.15 Железы внутренней секреции (эндокринная система) (4ч.)

1 (60)

Роль эндокринной регуляции. Гормоны.

23.04


2 (61)

Железы внутренней секреции.

29.04


3 (62)

Железы смешанной секреции.

30.04


4 (63)

Железы внешней секреции.

6.05


Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5ч.)

1 (64)

Жизненные циклы организмов.

7.05


2 (65)

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

13.05


3 (66)

Наследственные и врождённые заболевания.

14.05


4 (67)

Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.

20.05


5 (68)

Развитие ребёнка после рождения

21.05


1 (69)

Индивид и личность. Темперамент и характер.

27.05


1 (70)

Итоговая контрольная работа.

28.05
































Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения биологии обучающийся должен

Знать/понимать

  • специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

  • особенности строения клетки – основной структурной единицы живого организма;

  • строение и функции основных тканей и систем органов;

  • функциональные системы организма;

  • об обмене веществ, его значении и видах;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;

  • строение и функции анализаторов;

  • механизмы высшей нервной деятельности;

  • функциональное значение высших органов головного мозга человека;

  • особенности индивидуального развития организма человека;

  • правила личной гигиены;

  • причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека; причины заболеваний;

  • о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека;

уметь

  • распознавать органы и их топографию;

  • оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;

  • измерять кровяное давление и частоту пульса;

  • давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказание первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

- проведение наблюдений за состоянием собственного организма.



Перечень учебно-методического обеспечения


Колесов Д. В., Маш Р. Д.

Биология. Человек 8 класс. М.: «Дрофа», 2014г.

Рабочая тетрадь

Колесов Д. В., Маш Р. Д.

Биология. Человек 8 класс. М.: «Дрофа», 2014г

Е.П. Бруновт Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. М.: «Просвещение». 2013г


Учебно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Лабораторные и практические работы

Контрольные

1

Введение

1

1



2

Происхождение человека

3

3



3

Общий обзор организма

1

1



4

Клеточное строение организма

5

5

1


5

Рефлекторная регуляция органов

1

1

1


6

Опорно-двигательная система

7

7

4


7

Внутренняя среда организма

3

3

1


8

Кровеносная и лимфатическая системы организма

6

6

2


9

Дыхательная система

4

4

1


10

Пищеварительная система

6

6

1


11

Обмен веществ и энергии

3

3

1


12

Покровные органы

3

3



13

Выделительная система

1

1



14

Нервная система

5

5

1


15

Анализаторы

5

5

1


16

Высшая нервная деятельность

5

5

1


17

Железы внутренней секреции

4

4



18

Индивидуальное развитие организма

5+1

6



19

Итоговая контрольная работа

1

1



Итого:

70

70

15









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!