Учебный план МКС(К)ОУ Еманжелинской школы- интерната составлен на основе модельного областного базисного плана (приказ МОиН Челябинской области от 25.08.2014г. № 01/2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год», соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает реализацию федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего образования, основывается на следующих нормативных документах:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред.Приказов Минобрнауки от 26.11.2010 г. 1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12.2012г. №1060);
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования» (в ред.Приказов Минобрнауки от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 №69);
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10. 2009 г. № 373»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089»;
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013 г. № 1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
11. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.05.2014 г. №01/1810 « О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»;
12. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
13.Инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 г. № 48»;
14. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования и науки Российской Федерации»;
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2001 г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога ОУ»;
16. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2002 г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в С(К)ОУ VIII вида»;
17. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 « О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях.
18. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.10.2010 г. № 01/5139 «О введении третьего часа физической культуры»;
19. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.06.2016 №03-02/5361 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2016-2017 учебном году»;
20.Письмо МОиН РФ от 11.08.2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
21. Устав школы
22. Школьный учебный план на 2016-2017 учебный год.
23. Положение образовательного учреждения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных курсов и индивидуально-групповых занятий. (принято на заседании педагогического совета 30.08.2013, протокол №1).
24. Рабочая программа основана на государственной программе для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Естествознание 6-9 классы»). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1; Допущено Министерством образования Российской Федерации.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа – в неделю.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Для проведения занятий по естествознанию необходимо иметь соответствующие оборудование и наглядные пособия, влажные препараты, раздаточный материал. Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете естествознания.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
1. Никишов А.И., Теремов А.В. биология «Животные» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для 8 класса. Москва: «Просвещение», 2013г. 4-е издание, 231с.
2. Учебно-методический комплекс
Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2010
Большая энциклопедия школьника. М.: «РОСМЭН», 2006
1. Гитис М.С. Краткий справочник. Челябинская область. Познай свой край. Челябинск. АБРИС, 2008 год.
2. Челябинская область. Атлас / под. ред. Проф. В.В. Латюшина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010.
3.Дерягин В.В., Гитис М.С. «Краеведение. Челябинская область». 6 класс. Ч., АБРИС, 2008г.
4. Дерягин В.В., Гитис М.С. «Краеведение. Челябинская область». 7 класс. Ч., АБРИС, 2009г.
5. Учебно-демонстрационный:
- «Дождевые черви».
- «Круглые черви».
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
В связи с тем, что в системе специальных школ до сих пор нет единого подхода к оцениванию знаний учащихся, администрацией школы разработано школьное положение о системе оценок, формах, периодичности проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» (Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2011г). Также решением школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла (протокол №1 от 30.08.2011г) было принято решение:
- учителям-предметникам, основываясь на данном положении, ежегодно при составлении рабочей программы самостоятельно определяют для своего предмета систему оценивания учащихся, учитывая дифференцированный подход в обучении.
В основу разработки положения о системе оценок, формах, периодичности проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» были взяты работы И.Г. Ерёменко (1985 г.), В.Г. Петровой (1987 г.), И.М. Бгажноковой (1997 г.), опирающиеся на многочисленные психолого-педагогические исследования. В свою очередь, В.В. Воронкова (1994 г.) и Б.Н. Пузанов (2000 г.) считают, что оценка знаний учащихся коррекционных школ носит индивидуальный характер, а каждый учитель, зная возможности учащихся, вправе повысить или снизить отметку.
Учитывая индивидуально-дифференцированный подход в обучении, разработано оценивание учащихся по биологии следующим образом.
«5»-отлично, «4»-хорошо, «3»-удовлетворительно, «2»- неудовлетворительно.
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы: неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих).
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Дата | № урока | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Основные термины и понятия | Учебно-дидактическое обеспечение | НРК | Коррекционная работа |
| | I четверть 16 часов Введение (2ч) | |
6.09 | 1 | Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Стр. 3-6 | 1 | Урок сообщения новых знаний | Дикие и домашние животные | Учебник, тетрадь, ЦОР | Многообразие животного мира в Челябинской области. | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. |
7.09 | 2 | Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных. Стр. 6-9 | 1 | Комбини-рованный | Красная книга, заповедники, заказники, редкие животные. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Охрана животных на Урале | Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. |
| | Беспозвоночные животные 13 часов |
13.09 | 3 | Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета. Стр. 10-11 | 1 | Урок сообщения новых знаний | Беспозвоночные животные | Учебник, тетрадь, ЦОР, | | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. |
| | Черви |
14.09 | 4 | Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразования. Стр. 12-15 Дем-ция живого червя | 1 | Урок сообщения новых знаний | Черви, членики – кольца, дождевые черви. | Учебник, тетрадь, ЦОР, живой червь | | Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию) |
20.09 | 5 | Круглые черви – паразиты человека (глиста). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. Стр. 15-19 | 1 | Комбени-ованный | Черви – паразиты, аскариды, глисты, санитары водоемов, черви-сосальщики | Учебник, тетрадь, ЦОР | Профилактика с глистными заболеваниями в условиях школы-интерната | Коррекция и развитие мышления (анализ и синтез) |
| | Насекомые |
21.09 | 6 | Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых. Стр. 20-23 | 1 | Урок сообщения новых знаний | Насекомые, дыхальца, усики, крылья, грудь, ноги, глаза | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция и развитие внимания: объем, переключение, распределение, устойчивость и переключение. |
27.09 | 7 | Бабочка – капустница (и её гусеница). Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, при носимый этим насекомым (повреждение растений). Меры борьбы с вредным насекомым. Стр. 23-25 Дем-ция коллекции насекомых | 1 | Комбени-рованный | Бабочка-капустница, куколка, линька | Учебник, тетрадь, ЦОР, коллекция насекомых | | Коррекция памяти: быстроты и прочности запоминания. |
28.09 | 8 | Яблонная плодожорка. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, при носимый этим насекомым (повреждение растений). Меры борьбы с вредным насекомым. Стр. 25-27 Дем-ция коллекции насекомых | 1 | Комбени-рованный | Яблонная плодожорка – вредитель плодовых садов, гусеница | Учебник, тетрадь, ЦОР коллекция насекомых | | Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
4.10 | 9 | Майский жук. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, при носимый этим насекомым (повреждение растений). Меры борьбы с вредным насекомым. Стр. 27-29 Дем-ция коллекции насекомых | 1 | Комбени-рованный | Майский жук, личинка, яйца | Учебник, тетрадь, ЦОР. коллекция насекомых | | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. |
5.10 | 10 | Комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, при носимый этим насекомым (повреждение растений). Меры борьбы с вредным насекомым. Стр. 29-31 Дем-ция коллекции насекомых | 1 | Комбени-рованный | Муха, яйца, личинки, куколка | Учебник, тетрадь, ЦОР, коллекция насекомых | Борьба с насекомыми – вредителями в Челябинской области | Коррекция и развитие мышления: анализ, синтез, обобщения и исключения. |
11.10 | 11 | Пчела – полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и её жизнь. Стр. 31-33 Дем-ция коллекции насекомых | 1 | Комбени-рованный | Пчелы, соты, роение. | Учебник, тетрадь, ЦОР коллекция насекомых | | Коррекция связной устной речи, путем составлении устных рассказов |
12.10 | 12 | Тутовый шелкопряд – полезное в хозяйственной деятельности человека насекомое. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Разведение тутового шелкопряда. Стр. 35-36 Дем-ция коллекции насекомых | 1 | Комбени-рованный | Тутовый шелкопряд, грена, коконы. | Учебник, тетрадь, ЦОР, коллекция насекомых | | Коррекция и развитие произвольного внимания, повышение уровня его концентрации. |
18.10 | 13 | Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. Стр. 33-34,36-37 | 1 | Комбени-рованный | Пасека, пчеловодство, роение, шелк | Учебник, тетрадь, ЦОР | Пчеловодство на Южном Урале | Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
19.10 | 14 | Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми. | 1 | Комбени-рованный | | Учебник, тетрадь | Насекомые Челябинской области. | Коррекция внимания (объем и переключение) |
25.10 | 15 | Демонстрация фильма о насекомых «Класс насекомые» | 1 | Комбени-рованный | Класс насекомые | DVD диск с учебным фильмом | | Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. |
| | Позвоночные животные 43 часа |
26.10 | 16 | Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). Стр. 44-45 | 1 | Урок сообщения новых знаний | Позвоночные животные, скелет | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция и развитие произвольного внимания: концентрации и устойчивости, умение работать по словесной инструкции учителя.» |
| | II четверть 14 часов Рыбы |
8.11 | 17 | Общие признаки рыб. Среда обитания – водоемы. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Стр. 46-52 Дем-ция живой рыбы, скелета рыбы | 1 | Урок сообщения новых знаний | Рыбы, голова, туловище, хвост, костная пластинка, плавники, жабры. | Учебник, тетрадь, ЦОР, скелет рыбы. | | Развитие и коррекция мышления, умение устанавливать причинно-следственные зависимости. |
9.11 | 18 | Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Стр. 54-58 | 1 | Комбени-рованный | Речные рыбы, морские рыбы, косяки, трал, рыболовство | Учебник, тетрадь, ЦОР | Рыбы обитающие в реках и озерах Челябинской области | Коррекция памяти: быстроты и прочности запоминания. |
15.11 | 19 | Размножение рыб. Стр. 52-54 | 1 | Комбени-рованный | Икринки, личинки, мальки | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция и развитие внимания (объем и переключение), зрительного и слухового восприятия. |
16.11 | 20 | Демонстрация фильма о рыбах «Класс рыбы» | 1 | Комбени-рованный | Класс рыбы | Учебник, тетрадь, ЦОР. | | Коррекция и развитие мышления: анализ и синтез, сравнение и обобщение. |
| | Земноводные |
22.11 | 21 | Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Стр. 72-74 Дем-ция влажного препарата лягушки. | 1 | Урок сообщения новых знаний | Земноводные, позвоночные животные, передняя и задняя конечности, перепонки | Учебник, тетрадь, ЦОР, влажный препарат лягушки | Места обитания лягушек в Челябинской области | Коррекция памяти: быстроты и прочности запоминания. |
23.11 | 22 | Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Стр. 75-77 | 1 | Комбени-рованный | Череп, органы пищеварения, кровообраще-ния, дыхания, нервная система. | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Развитие и коррекция мышления: сравнение и обобщение, анализ и синтез. |
29.11 | 23 | Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Стр. 77-79 | 1 | Комбени-рованный | Икринки, головастики, лягушонок. | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция и развитие мышления: обобщение и сравнение |
30.11 | 24 | Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. Стр. 80-81 | 1 | Комбени-рованный | Жаба, бородавки. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Охрана земноводных на Южном Урале | Развитие речи, умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя |
| | Пресмыкающиеся |
6.12 | 25 | Общие признаки пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение. Стр. 82-84 Дем-ция влажного препарата | 1 | Урок сообщения новых знаний | Пресмыкаю-щиеся, прыткая ящерица, ужи, гадюки, крокодилы, черепахи. | Учебник, тетрадь, ЦОР, влажный препарат пресмыкающегося | | Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала |
7.12 | 26 | Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Стр. 85-87 | 1 | Комбени-рованный | Пищевод, легкие, костный скелет. | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция и развитие памяти, приемов запоминания и припоминания |
13.12 | 27 | Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся. Стр. 87-93 | 1 | Комбени-рованный | Яйца, песчаные ямки, кладка, яд. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Охрана пресмыкающихся в Челябинской области | Коррекция устойчивости внимания, памяти |
| Птицы |
14.12 | 28 | Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего строения. Стр. 94-97 Дем-ция скелета птицы, чучел птиц | 1 | Урок сообщения новых знаний | Птицы, пуховые перья, пух, стержень, опахало, очин, две пары конечностей, слуховые отверстия. | Учебник, тетрадь, ЦОР, скелет и чучело птиц | | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение |
20.12 | 29 | Особенности внутреннего строения. Стр. 97-101 | 1 | Комбени-рованный | Череп, позвоночник, клюв, гребень, мышцы | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция памяти запоминания и воспроизведения учебного материала |
21.12 | 30 | Размножение и развитие. Особенности образа жизни. Питание птиц. Стр. 101-104 | 1 | Комбени-рованный | Яйца, желток, белок, зародыш, канатики, твердая скорлупа, подскорлупная оболочка, гнезда, птенцы | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Развитие мышления, способности обобщать и делать выводы |
| | III четверть 22 часа |
10.01 | 31 | Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Стр. 105-107 | 1 | Комбени-рованный | Насекомоядные, перелетные птицы, деревенские и городские ласточки. | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение |
11.01 | 32 | Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Стр. 107-109 | 1 | Комбени-рованный | Дятел, синица, синичники. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Птицы лесов Челябинской области | . Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания |
17.01 | 33 | Хищные птицы (сова, орел). Стр. 110-113 | 1 | Комбени-рованный | Хищные птицы, сова, орел. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Хищные птицы Юж. Урала. | Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания |
18.01 | 34 | Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Стр. 113-117 | 1 | Урок закрепления знаний и умений | Плавательные перепонки, перелетные птицы. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Водоплавающие птицы Челябинской области | Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания |
24.01 | 35 | Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Стр. 117-119 | 1 | Комбени-рованный | Сизый голубь, воробьи. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Образ жизни голубей и воробьев в Челябинской области | Развитие устной речи, умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя |
25.01 | 36 | Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. | 1 | Комбени-рованный | Петунья, душистый табак, черный паслен, ядовитые растения. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Охрана птиц в Челябинской области | Развитие устной речи, умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя |
31.01 | 37 | Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Стр. 127-131 | 1 | Комбени-рованный | Домашние птицы, зубчатый гребень, красные сережки, шпоры, цыплята, шкафы-инкубаторы. | Учебник, тетрадь, ЦОР. | | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия |
1.02 | 38 | Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. Стр. 131-134 | | Комбени-рованный | Птицеферма, инкубаторный цех, брудерный цех, молодняк, несушки. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Разведение домашней птицы в Челябинской области | Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов |
7.02 | 39 | Демонстрация фильма о птицах «Класс птицы» | 1 | Урок закрепления знаний и умений | Класс птицы | DVD диск с учебным фильмом | Разведение кур на Еманжелинской птицефабрике. | Коррекция и развитие наглядно-образного мышления |
8.02 | 40 | Экскурсия на птицеферму. | 1 | Урок закрепления знаний и умений | Класс птицы | Учебник, тетрадь. | Разведение кур на Еманжелинской птицефабрике. | Коррекция и развитие наглядно-образного мышления Коррекция памяти запоминания и воспроизведения учебного материала |
| | Млекопитающие |
14.02 | 41 | Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. Стр. 136-138 | 1 | Урок сообщения новых знаний | Млекопитаю-щие, «молоком питающиеся» | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция мышления: обобщения и исключения, развитие зрительной и слуховой памяти |
15.02 | 42 | Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств. Стр. 138-140 | 1 | Комбени-рованный | Волосяной покров, наружная ушная раковина. | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция и развитие словесно-логического мышления |
21.02 | 43 | Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей. Мышцы. Стр. 140-141 Дем-ция скелета млекопитающего, чучел | 1 | Комбени-рованный | Черепная коробка, нижняя челюсть, шейные позвонки. | Учебник, тетрадь, ЦОР, скелет млекопитаю-щего, чучело. | | Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания |
22.02 | 44 | Нервная система млекопитающих: головной мозг, спиной мозг, нервы, значение. Стр. 142 Дем-ция влажных препаратов | 1 | Комбени-рованный | Нервы, головной и спиной мозг | Учебник, тетрадь, ЦОР, влажный препарат | | Коррекция и развитие мышления: обобщения и исключения |
28.02 | 45 | Внутренние органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения. Стр. 143-145 | 1 | Комбени-рованный | Органы пищеварения, дыхания, кровообращениявыделения | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция и развитие наглядно-образного мышления |
1.03 | 46 | Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Стр. 146-148 | 1 | Комбени-рованный | Мелкие грызуны, растительно-ядные | Учебник, тетрадь, ЦОР | Грызуны Челябинской области | Коррекция внимания (объем и переключение |
7.03 | 47 | Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. Стр. 149-151 | 1 | Комбени-рованный | Колонии, хранилища. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Охрана белок и бобров на Южном Урале. | Коррекция и развитие памяти: объем и устойчивость |
8.03 | 48 | Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Стр. 151-153 | 1 | Комбени-рованный | заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний | Учебник, тетрадь, ЦОР | Места обитания зайцеобразных на Урале | Коррекция памяти, запоминания и припоминания |
14.03 | 49 | Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве. Стр. 153-156 | 1 | Комбени-рованный | Кролиководчес-кая ферма | Учебник, тетрадь, ЦОР | Разведение кроликов на Южном Урале | Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря |
15.03 | 50 | Хищные звери: волк медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Стр. 159-165 | 1 | Комбени-рованный | Хищные звери, млекопитающиеплотоядные, резцы, клыки. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Хищные звери обитающие на Урале | Коррекция и развитие логического мышления: анализ, обобщение, систематизация |
21.03 | 51 | Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. Стр. 165-168 | 1 | Комбени-рованный | Пушные звери, мех, зферовермы | Учебник, тетрадь, ЦОР | Пушные звери Челябинской области | Развитие слухового и зрительного восприятия |
22.03 | 52 | Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Стр. 172-176 | 1 | Комбени-рованный | Домашние животные, порода. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Разведение домашних хищников. | Коррекция и развитие логического мышления: анализ, обобщение, систематизация |
| | IV четверть 16 часов |
4.04 | 53 | Экскурсия в Ильменский заповедник. Стр. 223 | 1 | Урок закрепление знаний и умений | Вольеры, загоны | Учебник, тетрадь. | | Развитие устной связной речи, умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя |
5.04 | 54 | Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей. Стр. 176-178 | 1 | Урок сообщения новых знаний | Ластоногие, ласты. | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция устойчивости внимания, памяти |
11.04 | 55 | Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. Стр. 178-180 | 1 | Комбени-рованный | Китообразные, ноздря-дыхало, роговые пластины. | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция внимания (объем и переключение |
12.04 | 56 | Парнокопытные животные. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные. Стр. 181-184 | 1 | Комбени-рованный | Парнокопытные копыта. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Парнокопытные животные обитающие в Челябинской области | Коррекция устойчивости внимания и памяти |
18.04 | 57 | Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными. Стр. 186 - 189 | 1 | Комбени-рованный | Непарнокопытные, табун, травоядные, вожак. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Непарнокопытные животные обитающие в Челябинской области | Коррекция и развитие памяти, запоминания и припоминания |
19.04 | 58 | Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни. Стр. 190-193 | 1 | Комбени-рованный | Приматы, плоские ногти, молочные железы | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные зависимости |
| | Сельскохозяйственные млекопитающие 10 часов |
25.04 | 59 | Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Стр. 194-197 | 1 | Комбени-рованный | Корова, травоядные, рога, хвост, молочные и мясные породы | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция и развитие мышления: анализ и синтез, сравнение и обобщение |
26.04 | 60 | Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. Стр. 197-202 | 1 | Комбени-рованный | Коровник, привязь, телята | Учебник, тетрадь, ЦОР | Современные животноводческие фермы в Еткульском Районе | Коррекция памяти, запоминания и припоминания |
2.05 | 61 | Экскурсия на звероферму для наблюдения за поведением животных, за их кормлением и уходом. Стр. 225 | 1 | Урок закрепления знаний и умений | | Учебник, тетрадь | | Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания |
3.05 | 62 | Практическая работа. Работа на животноводческой ферме: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов. Стр. 226 | 1 | Урок закрепления знаний и умений | Животноводче-ская ферма | | Работа на животноводчес-кой ферме с. Еманжелинки | Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания |
9.05 | 63 | Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят. Стр. 202-207 | 1 | Комбени-рованный | Овца, айран, овцеводство, тонкорунные овцы, полугрубошёрстные, кошары, овчарни | Учебник, тетрадь, ЦОР | Разведение овец в Еткульском районе | Коррекция и развитие устной связной речи |
10.05 | 64 | Верблюд. Особенности внешнего строения – приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. Стр. 207-209 | 1 | Комбени-рованный | Жвачные животные, горбы. | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию) |
16.05 | 65 | Северный олень. Особенности строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. Стр. 209-211 | 1 | Комбени-рованный | Ветвистые рога, мех, упряжки | Учебник, тетрадь, ЦОР | | Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию) |
17.05 | 66 | Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. Стр. 211-216 | 1 | Комбени-рованный | Нежвачное животное, щетина, свинарник. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Разведение свиней в Еткульском районе | Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). |
23.05 | 67 | Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Стр. 217-220 | 1 | Комбени-рованный | Тяжеловозы, рысак, упряжки, конюшни, конюх | Учебник, тетрадь, ЦОР | Разведение лошадей в Еткульском районе | Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания |
24.05 | 68 | Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Охрана диких и уход за домашними Стр. 221-223 | 1 | Урок обобщения и систематиза ции знаний | | Учебник, тетрадь, ЦОР, тест | | Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания |
-элементы уроков № 1,2,5,10,13,14,18,21,24,27,32,33,34,35,36,38,39,46,47,48,49,50,51,52,56,57,60,62,63,66,67
1.Краткий справочник. Челябинская область. Познай свой край. Челябинск. АБРИС, 2008 год.
2.Дерягин В.В., Гитис М.С. «Краеведение. Челябинская область». 6 класс. Ч., АБРИС, 2008г.
3. Григорьева Е.В. «Природа Южного Урала»: Учебное пособие для учащихся 4 классов – Челябинск: Юж.-Урал. кн. Изд-во, Юж.- Урал изд. – торг.дом, 2001г. – 144с.
№ п/п | тема урока | Основные виды учебной деятельности |
1 | Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. | Многообразие животного мира в Челябинской области. |
2 | Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных. | Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране животных. |
3 | Круглые черви – паразиты человека (глиста). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. | Составить правила: «Профилактика с глистными заболеваниями в условиях школы-интерната» |
4 | Комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этим насекомым (повреждение растений). Меры борьбы с вредным насекомым. | Борьба с насекомыми – вредителями в Челябинской области |
5 | Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. | Рассказать о значении пчеловодства на Южном Урале |
6 | Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми | Зарисовать и подписать насекомых, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране насекомых. |
7 | Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). | Зарисовать и подписать рыб, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране рыб. |
8 | Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. | Зарисовать и подписать земноводных, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране земноводным. |
9 | Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. | Зарисовать и подписать земноводных, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране земноводным. |
10 | Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся. | Зарисовать и подписать пресмыкающихся, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране пресмыкающихся. |
11 | Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. | Зарисовать и подписать птиц, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране птиц. |
12 | Хищные птицы (сова, орел). | Зарисовать и подписать хищных птиц, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране хищных птиц. |
13 | Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). | Водоплавающие птицы Челябинской области |
14 | Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). | Образ жизни голубей и воробьев в Челябинской области |
15 | Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. | Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране земноводным. |
16 | Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. | Разведение домашней птицы в Челябинской области |
17 | Экскурсия на птицеферму. | Разведение кур на Еманжелинской птицефабрике. |
18 | Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. | Зарисовать и подписать грызунов, занесенных в Красную книгу области. |
19 | Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. | Зарисовать и подписать грызунов, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране грызунов. |
20 | Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. | Зарисовать и подписать зайцеобразных, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране зайцеобразных. |
21 | Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве. | Рассказать о разведении кроликов на Южном Урале и о их значении в хозяйстве. |
22 | Хищные звери: волк медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. | Зарисовать и подписать хищных зверей, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране хищным зверям. |
23 | Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. | Зарисовать и подписать пушных животных, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране пушным животным. |
24 | Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. | Написать сочинение на тему: «Мое любимое животное» |
25 | Парнокопытные животные. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные. | Зарисовать и подписать парнокопытных, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране парнокопытным. |
26 | Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными. | Зарисовать и подписать непарнокопытных, занесенных в Красную книгу области. Читать местную периодическую печать о мероприятиях посвященных охране непарнокопывтным. |
27 | Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. | Рассказать о современных животноводческих фермах в Еткульском Районе |
28 | Практическая работа. Работа на животноводческой ферме: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов. | Работа на животноводческой ферме с. Еманжелинки |
29 | Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее – на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят. | Рассказать о разведении овец в Еткульском районе |
30 | Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. | Рассказать о разведении свиней в Еткульском районе |
31 | Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. | Рассказать о разведении лошадей в Еткульском районе |