СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 8 класс (2 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №104 им.М.Шаймуратова

Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан


«Рекомендовано»

Руководитель ШМО

________ Абдрахманова А.Ю.


Протокол № ___ от

«____»____________20 г.


«Согласовано»

Зам.директора по НМР

_____________ Шафикова И.Р.


«____»____________20 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №104

_____________Павлова Е.В.


от «__»_____20 г.





Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

8 в, 8 г класс

уровень базовый




Разработана

Марковой Еленой Леонидовной

учителем химии и биологии







Уфа- 2015


Содержание

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета - содержание учебного курса,

5. Тематическое планирование

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения -образовательного процесса

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета

8. Приложение.
























1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2011, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Учебник: Колесов Д.В. Биология: Человек. 8 кл.: учебник / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2014. – 416 с.


Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Срок реализации программы ‐ 1 год.


Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 8 классе программа курса «Биология. Человек»  предусматривает знакомство школьников не только с особенностями строения и функционирования организма человека, но и с происхождением Человека разумного, его местом в системе органического мира, закономерностями психических процессов и индивидуально-личностными свойствами человека


Цели обучения:

- приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;

– овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;

– освоение общепредметных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

4. Информационная компетенция. При помощи объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др.

6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.


Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов в год (2 часа в неделю).



Формы контроля:  устные сообщения, контрольные работы, лабораторные работы, тестирование, биологические диктанты, индивидуальные и дифференцированные карточки-задания.

Технологии, методики:

  1. проблемное обучение;

  2. информационно-коммуникационные технологии;

  3. модульное обучение;

  4. метод проектов


При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.




2. Общая характеристика учебного предмета



Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

 – формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

 – овладение научным подходом к решению различных задач;

– овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

– овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

– воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

– формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: 

– многообразие и эволюция органического мира;     

– биологическая природа и социальная сущность человека;      • структурно-уровневая организация живой природы;

– ценностное и экокультурное отношение к природе;

– практико-ориентированная сущность биологических знаний.

  Данная программа построена с учетом межпредметных связей и полностью соответствует требованиям Стандартов второго поколения.

При создании программы автором учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате.



3. Место учебного предмета в учебном плане

Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

В год – 70 ч.

В неделю – 2 ч., не менее 35 недель

Уровень обучения – базовый

Организация учебного процесса: классно-урочная система

Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).


Региональный компонент призван способствовать выполнению следующих задач:

– расширение, углубление и конкретизация знаний учебной дисциплины «Биология», предусмотренные федеральным

компонентом государственного стандарта;

– реализация гарантированного права на получение комплекса знаний о природе Республики Башкортостан;

– углубление навыков естественнонаучных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся,

оформление результатов собственных изысканий;

– формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация материала.


Материалы по национально – региональному компоненту в 8 классе:


Тема: Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Анализ наиболее характерных заболеваний и нарушений опорно-двигательной системы среди учащихся школы, Республики Башкортостан

Тема: Иммунология на службе здоровья.

Виды вакцинации детей и взрослых в РБ. Станции переливания крови и другие иммунологические учреждения в г.Уфа

Тема: Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Виды сердечно-сосудистых заболеваний, характерных для жителей г. Уфа

Тема: Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Анализ болезней и травм дыхательной системы, характерных для жителей и детей РБ.

Тема: Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

Виды заболеваний желудочно-кишечного тракта у жителей РБ.

Тема: Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Распространенность заболеваний кожи среди жителей г. Уфа.

Тема: Выделение.

Встречаемость заболеваний выделительной системы среди жителей РБ

Тема: Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Встречаемость глазных болезней среди жителей РБ. Ученые РБ: Кудояров Р.А., Мулдашев Э

Тема: Слуховой анализатор.

Виды шумов в г.Уфа и его предприятиях. Защита от шума.

Тема: Функция желёз внутренней секреции.

Эндокринные болезни среди жителей РБ.

Тема: Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Демографическая ситуация в РБ

Тема: Интересы, склонности, способности.

Система дополнительных учреждений в г. Уфа, способствующих развитию интересов и склонностей ребенка.





4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета



Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать:

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Предметными результатами изучения предмета в 8-ом классе является:

рассмотрение биологических процессов в развитии:

– характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.

использование биологических знаний в быту:

– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;

– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;

– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).

объяснять мир с точки зрения биологии:

– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;

– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;

– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;

– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;

– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;

– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;

– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;

– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);

– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);

– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

– оказывать первую помощь при травмах;

– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;

– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.


5. Содержание учебного курса


БИОЛОГИЯ

8 класс


Введение. Глава 1. Науки, изучающие организм человека (2 ч.)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, медицина, психология. Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Глава 2. Происхождение человека (3 ч.)

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Историческое прошлое людей. Расы человека. Критика расизма.

Демонстрации:

Сходство человека и животных.

Расы человека. Видовое единство человеческих рас

Глава 3. Строение организма (4 ч.)

Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Физиология клеток. Ткани. Особенности строения тканей. Рефлекторная регуляция функций организма человека.

Глава 4. Опорно-двигательная система. (8 ч.)

Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Демонстрации:

Строение опорно-двигательной системы.

Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Глава 5. Внутренняя среда организма (3 ч.)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работы Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Глава 6. Кровеносная и лимфатическая система (6 ч.)

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.

Демонстрации:

Кровеносная система.

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лимфатическая система.

Глава 7. Дыхание (5 ч.)

Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждения распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха, как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

Демонстрации:

Система органов дыхания.

Механизм вдоха и выдоха.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

Лабораторная работа: Изменение обхвата груди в состоянии вдоха и выдоха.


Глава 8. Пищеварение (6 ч.)

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Демонстрации:

Пищеварительная система

Глава 9. Обмен веществ и энергии (4 ч.)

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Появление авитаминозов и меры их предупреждения.

Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч.)

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Демонстрации:

Строение кожи. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Мочеполовая система.

Глава 11. Нервная система. (5 ч.)

Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Демонстрации:

Нервная система.

Глава 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч.)

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушение зрения и слуха, их профилактика.

Демонстрации:

Анализаторы

Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч.)

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколения информации.

Индивидуальные особенности личностей: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Нервная система. Строение головного мозга



Глава 14. Эндокринная система. Гуморальная регуляция (2ч.)

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Демонстрации:

Железы внешней и внутренней секреции

Глава 15. Индивидуальное развитие организма (7 ч.)

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.















6. Календарно-тематическое планирование 8 в класс


№ урока

Наименование тем

Дата план

Дата

факт 8 в

Дата

факт 8 г

Домашнее задание


Глава 1. Науки, изучающие организм человека

1

Науки о человеке. Здоровье и его охрана

01.09



§1, стр. 12-17

2

Становление наук о человеке

05.09



§2, стр. 17-21


Глава 2. Происхождение человека

3

Систематическое положение человека

08.09



§3, стр. 24-27

4

Историческое прошлое людей

12.09



§4, вопросы 1-5 стр. 32

5

Расы человека.

15.09



§5, вопросы 1-2 стр.36


Глава 3. Строение организма

6

Общий обзор организма. Самостоятельная работа по теме: Происхождение человека.

19.09



§6, стр. 38-40

7

Клеточное строение организма.

22.09



§7, стр. 40-47, табл. стр.33

8

Ткани. Эпителиальные, соединительная и мышечная.

26.09



§8, стр. 48-52

9

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

29.09



§8, стр. 52-55

§9. стр. 56-60


Глава 4. Опорно-двигательная система

10

Значение опорно-двигательной системы, строение костей.

03.10



§10, вопросы 1-4 стр. 60

11

Скелет человека. Осевой скелет

06.10



§11, стр. 70-75

12

Скелет поясов и свободных конечностей. Добавочный скелет.

10.10



§ 12, стр. 76-82


13

Строение мышц.

13.10



§13, стр. 84-89


14

Работа скелетных мышц и их регуляция.

17.10



§14, вопросы 1,2, стр. 94. Подготовиться к контрольной работе


15

Контрольная работа №1 «Строение организма и опорно-двигательная система».

20.10




16

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.Р. №1 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия».

24.10



§15, вопросы 1-4, стр.98

17

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

27.10



§16, вопросы 1-4, стр.79.


Глава 5. Внутренняя среда организма

18

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

07.11



§17, вопросы, выучить термины

19

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

10.11



§18, стр. 115-120, вопросы на стр.93

20

Иммунология на службе здоровья.

14.11



§19, стр. 121-126, выучить термины.


Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы

21

Транспортные системы организма. Самостоятельная работа по теме: Внутренняя среда организма.

17.11



§20, стр. 130-133, выучить термины

22

Круги кровообращения.

21.11



§21, стр. 134-137

23

Строение и работа сердца.

24.11



§22, стр. 139-144, выучить термины

24

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

28.11



§23, вопросы 1-7, стр.151

25

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Л.Р. №2 «Реакция сердечно­сосудистой системы на дозированную нагрузку».

01.12



§24, вопросы 1-6, стр.158, выучить термины

26

Первая помощь при кровотечениях.

05.12



§25, стр.159-162


Глава 7. Дыхание

27

Значение дыхания.

Заболевания дыхательных путей.

08.12



§26, стр.166-175

28

Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание.

12.12



§27, вопросы

29

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

15.12



§28, стр.178-183

30

Функциональные возможности дых. системы как показатель здоровья.

19.12



§29, стр. 184-191. Подготовиться к контрольной работе

31

Контрольная работа№2 «Кровеносная и дыхательная системы»

22.12





Глава 8. Пищеварение

32

Питание и пищеварение.

26.12



§30, вопросы 1-5, стр.199

33

Пищеварение в ротовой полости.

29.12



§31, стр. 200-204

34

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Л.Р. № 3 «Действие слюны на крахмал»

16.01



§32, вопросы 1-7, стр.210

35

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Аппендицит

19.01



§33, выучить термины

36

Регуляция пищеварения.

23.01



§34, вопросы 1-3, стр.220

37

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение кишечных инфекций.

26.01



§35, стр. 220-225, таблица


Глава 9. Обмен веществ и энергии

38

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

30.01



§36, стр.230-235

39

Витамины.

02.02



§37, стр. 241-245, конспект

40

Энерготраты человека и пищевой рацион.

06.02



§38, подготовиться к контрольной работе

41

Контрольная работа №3 «Пищеварение и обмен веществ».

09.02





Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

42

Кожа - наружный покровный орган

13.02



§39, стр.200-204

43

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

16.02



§40, стр.250-255, вопросы 1,2

44

Терморегуляция организма. Закаливание

20.02



§41, вопросы 1-8, стр. 266

45

Выделение.

27.02



§42, стр.267-272, сообщение


Глава 11. Нервная система

46

Значение нервной системы

29.02



§43, вопросы 1-5, стр.278

47

Строение нервной системы. Спинной мозг

02.03



§44, стр. 279-284

48

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

05.03



§45, стр. 285-289, термины

49

Функции переднего мозга.

12.03



§46, стр. 290-294

50

Соматический и автономный отделы нервной системы. С.Р. «Нервная система»

15.03



§47, стр.295-298 повторить §43-47


Глава 12. Анализаторы. Органы чувств.

51

Анализаторы.

19.03



§48, стр.302-304, термины

52

Зрительный анализатор

22.03



§49, стр. 305-309, заполнить таблицу

53

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

05.04



§50, вопросы 1-3, стр.314, повтор. §49

54

Слуховой анализатор.

09.04



§51, стр.315-319


55

Органы равновесия, кожно-мышечный чувствительности, обоняния и вкуса

12.04



§52, стр. 320-327, термины


Глава 13. Высшая нервная деятельность.

56

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.

16.04



§53, стр.330-336

57

Врожденные и приобретенные программы поведения.

19.04



§54, стр.337-344, таблица «Приобретенные формы поведения»


58

Сон и сновидения.

23.04



§55, вопросы стр.348


59

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание.

26.04



§56,стр. 348-355


60

Воля, эмоции, внимание.

30.04



§57, стр. 357-362, термины



Глава 14. Эндокринная система.

61

Роль эндокринной регуляции

03.05



§58, стр.368-372, таблица

62

Функция желёз внутренней секреции

07.05



§59, стр.373-378, таблица



Глава 15. Индивидуальное развитие организма

63

Жизненные циклы. Размножение. Тест по теме: Эндокринная система.

10.05



§60, стр.382-387


64

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

14.05



§61,стр.388-392

65

Наследственные и врождённые заболевания.

17.05



§62, стр.394-397

Подготовиться к контрольной работе

66

Итоговая контрольная

21.05




67

Развитие ребёнка после рождения.

24.05



§63, вопросы

68

Интересы, склонности, способности

28.05



§64, стр.404-406

69

Обобщение курса

31.05




70

Резерв








7. Учебно-методическое и

материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Учебнометодическое обеспечение курса

Учебник: Колесов Д.В., Биология. Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. –М.: Дрофа, 2006;

Рабочая тетрадь к учебнику: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.

Методические пособия, разработки:

1) А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс:  Методическое пособие для учителя  М: Вентана – Граф, 2005г.

2) 4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии: 8 класс. 2-е изд., парераб.– М.: ВАКО, 2012. – 432 с.

3) Галиева Р.Р. Уроки биологии для средней школы. – Уфа, 2007, 198 с.

4) Кузьмина И.Д. Биология. 9 класс: Методическое пособие к учебник по ред. А.С. Батуева «Биология. Человек. 9 класс» – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.

Дополнительная литература:

1) Пасечник В.В., Биология . 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г Швецов, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.

2) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2007.

3) Агаджанян Н.А., Власова И.Г. Основы физиологии человека: Учебник. Изд-е. 3-е. – М.: РУДН, 2009. – 443 с.       


Оборудование и приборы:

Модели: скелет человека, кости черепа, глаз человека, головной мозг человека, позвонки, почка, сердце

Рельефные модели: кожа человека, пищеварительная система человека, строение почки, строение спинного мозга, строение уха человека, строение кожи человека, органы полости тела человека, пищеварительная система человека, строение легких, строение почки человека, строение спинного мозга человека, строение уха человека.

Цифровые образовательные ресурсы.



8. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен:

знать/понимать

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Приложение к программе:


Тексты контрольных, самостоятельных и лабораторных работ.


Самостоятельная работа: Происхождение человека

1 вариант

1) Дайте полное систематическое положение человека.

2) Что такое рудименты? Приведите примеры.

3) Напишите основные расы человека и опишите их признаки.

4) Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?

А) дриопитеки б) парапитеки в) проплиопитеки

5) К каким людям относят питекантропа, синантропа?

А) к древнейшим б) к древним в) к новым

6) 1) Человека относят к классу млекопитающие, т.к. у него :

А) внутренне оплодотворение б) легочное дыхание

В) заботой о потомстве; Г) объемным зрением.

8) Пример социального фактора эволюции человека:

А) общение друг с другом с помощью устной и письменной речи;

Б) способность передавать приобретенные знания по наследству;

В) трудовая деятельность;

Г) использование одежды.

9) Развитию речи способствовали:

А) коллективная охота Б) пользование огнём;

В) прямохождение; Г) развитая кисть.

10)Какие характерные особенности у европеоидной расы?



2 вариант

1) К древнейшим людям относятся:

1) неандертальцы и питекантропы 3) питекантропы и синантропы

2) австралопитеки и неандертальцы 4) дриопитеки и питекантропы

2) Решающим шагом на пути к человеку было появление:

1) общественного образа жизни 3) членораздельной речи

2) орудие труда 4) прямохождения

3) Человек отличается от человекообразных обезьян:

А) наличием волосяного покрова;

Б) развитием большого пальца руки, противопоставленного всем остальным;

В) наличием ногтей; Г) формой ушей.

4) Кто является человеком прямоходящим:

А) австролопитеки б) питекантроп в) кроманьонец г) неандерталец

Где были найдены останки кроманьонцев:

А) на о.Ява б) в Китае в) во Франции г) в Германии

5) к факторам социальной эволюции не относится:

А) изготовление орудий б) коллективная охота

В) прямохождение г) сбор лекарственных растений

6) Человеком современного типа был:

А) неандерталец; Б) кроманьонец; В) питекантроп; Г) синантроп.

7) Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

А) способностью к трудовой деятельности Б) четырехкамерным сердцем;

8) Пример социального фактора эволюции человека:

А) общение друг с другом с помощью устной и письменной речи;

Б) способность передавать приобретенные знания по наследству;

В) трудовая деятельность; Г) использование одежды


9) Что появилось раньше?

а) общество б) речь


10) Какие характерные особенности у негроидной расы?



Лабораторная работа №1. «Осанка и плоскостопие»


 Тема:  выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Цель:  определить,  имеются ли нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, таз с водой, лист бумаги.

Ход работы:

  1. Выявление нарушений осанки.

1 Выявление сутулости.  (сантиметровой лентой замерить расстояние между крайними  выступающими точками на плечах со стороны спины и со стороны груди).

А – ширина груди =

Б – ширина спины =

А : Б = (если результат равен 0,8 и больше, то нарушений нет

              если результат равен 0,7 и меньше, то  имеется сутулость)

2. Оценка поясничного изгиба (выявление «седловидной спины»)

Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении попробавать просунуть между стеной и поясницей ладонь, затем кулак. Если

между стеной и поясницей проходит только ладонь – значит нарушений поясничного изгиба нет;

между стеной и поясницей проходит кулак – значит нарушен поясничный изгиб.

3. Выявление сколиоза

Раздеться до пояса и встать спиной к наблюдателю. Руки опущены. Наблюдатель проверяет расположение плеч и лопаток. Если плечи и лопатки находятся на одном уровне, то нарушений нет. Если одно плечо или одна лопатка выше другой, то можно предположить наличие сколиоза. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равенства нет.

Вывод: оценить результаты всех трех замеров. Определить, имеются ли нарушения осанки.

  1. Выявление плоскостопия. (Намочить ногу и встать на лист белой бумаги. Получится след. Его необходимо обвести карандашом. После того, как бумага подсохнет, поставить точку в центре   отпечатка среднего пальца и точку в центре  отпечатка пятки. Затем поставленные точки соединить линией.  Если полученная линия не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. Если линия оказалась внутри следа, то плоскостопие есть.)

Вывод:  оценить полученный рисунок, сделать вывод о наличии или отсутствии плоскостопия. 

Оцените выводы, сделанные в работе, укажите мероприятия, которые вы планируете осуществить для сохранения здоровья  своей опорно-двигательной системы.


Контрольная работа №1 «Строение организма и опорно-двигательная система».

1 вариант

1) Позвоночник человека имеет … изгиба:

а) 2 б) 3 в) 4 г) 6

2) Наибольшее количество позвонков в … отделе:

А) шейном б) грудном в) поясничном г) крестцовом

3) К мозговому отделу черепа принадлежат кости:

а)   скуловые б) теменные; в)  верхнечелюстные г) нёбные.

4) Органические вещества придают кости:

а) твердость б)  гибкость; в)  нерастворимость в воде; г) мягкость.

5) При переломах костей для оказания первой помощи нужно:

а)  наложить жгут б) сделать горячий компресс в) наложить шину г) попытаться вправить сломанную кость.

6) Благодаря мышцам обеспечивается:

а)  регуляция функций организма; б)   движение организма в)  рост организма; г)  размножение организма.

7)      Какая кость не входит в состав  верхней конечности

а) плечевая                  б) локтевая в) лучевая                       г) берцовая

8) Какой отдел позвоночника человека не может состоять из пяти позвонков:

а)   шейный; б)   поясничный; в)   крестцовый; г)    копчиковый.


9) Кровь образована … тканью:

А) эпителиальной б) соединительной в) мышечной г) железистой

10) к соединительной ткани относитя:

А) жировая ткань б) кожа в) гладкая мышечная ткань г) нейрон

11) в отличие от дендритов аксоны:

А) проводят возбуждение к телу нейрона б) проводят возбуждение от тела нейрона

В) не способны к проведению возбуждения г) сокращаются

12) Чем эпителиальная ткань отличается от соединительной

13) Каково строение и свойства нейронов?

14) Почему именно в молодом возрасте так важно следить за осанкой?


2 вариант

1) При переломе ребра нужно:

а)    наложить шину б)   туго забинтовать грудную клетку в) наложить марлевую повязку г)  наложить жгут.

2) Для формирования правильной осанки нужно:

а)  меньше бегать б) носить портфель в правой руке в) чередовать виды мышечной деятельности г) спать в очень мягкой постели.

3) Плоскостопие возникает при:

а)  занятиях спортом; б)  нарушении осанки в) длительном сидении г) ношении тесной обуви.

4) Губчатой костью является:

а)   локтевая б) лучевая в)  позвонок г) фаланга пальца.

5) Тип соединения костей мозгового отдела черепа:

А) полуподвижный                б) подвижный в) неподвижнный               г) малоподвижный

6) К непарным костям черепа относятся:

а) лобная                  б) теменная в) скуловая                      г) височная

7) Благодаря мышцам обеспечивается:

а)  регуляция функций организма; б)   движение организма в)  рост организма; г)  размножение организма.

8)  Мелкие безъядерные клетки крови двояковогнутой формы:

А) Эритроциты б) Лейкоциты в) Тромбоциты

9)  Ткань, из которой состоят кости скелета:

А. соединительная                 Б. эпителиальная

В. мышечная                           Г. нервная

10) К непарным костям черепа относятся:

А. лобная                                     Б. теменная

В. скуловая                                  Г. височная

11) Дендрит – это:

а) структурная единица мышцы б) длинный отросток нервной клетки

в) короткий отросток нервной клетки г) это отросток, который образует аксона с клетками

12) Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Какова ее роль в жизни клеток?

13) В каких случаях надо использовать шину, как правильно ее наложить?

14) Что такое рефлекс и рефлекторная дуга? Приведите примеры рефлекторной дуги.



Самостоятельная работа по теме: Внутренняя среда организма.

1 вариант

1)Тромбоциты участвуют в:

А) свертывании крови б) защите организма в) переносе кислорода г) поддерживают постоянство внутренней среды

2) Вакцина представляет собой:

А) Активных возбудителей б) готовые антитела в) ослабленных возбудителей

3) Мелкие безъядерные клетки крови двояковогнутой формы:

а) Эритроциты б) Лейкоциты в) Тромбоциты

4) Сыворотка, вводимая в организм больного для борьбы с инфекцией, содержит:

а) Активных возбудителей б) Антитела против инфекций в) ослабленных возбудителей

5)  Универсальными реципиентами считаются люди:

А) с первой и второй группой крови б) с третьей группой крови в) с четвертой группой крови г) со второй

5) . Эритроциты образуются в:

а) Селезенке б) Печени в) Красном костном мозге г) Лимфатических узлах


6) Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИММУНИТЕТА ВИД

А) Передается по наследству 1) Естественный

Б) Вырабатывается под действием вакцины 2) Искусственный

В) Возникает после введения в организм

лечебной сыворотки

Г) Формируется после перенесенного заболевания


А

Б

В

Г







7) Что такое резус-фактор?

8) Чем искусственный иммунитет отличается от искуссвенного?


  1. вариант

  1. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов:

а) Эритроциты б) Лейкоциты в) Тромбоциты г) плазма

2) Внутреннюю среду организма составляют

а) ферменты, гормоны, витамины б) желудочный сок и поджелудочный сок

в) кровь, лимфа, тканевая жидкость г) внутренние органы

3)Как называются клетки способные вырабатывать антитела:

А) фагоциты б) лимфоциты в) эритроциты г) тромбоциты

4) Кровь людей I группы (с учетом резус-фактора) можно переливать людям:

А) только с I группой крови Б) только с IV группой крови

Г) только со II группой крови в) с любой группой крови.

. 5) В свёртывании крови участвуют

А) эритроциты б) лимфоциты

В) лейкоциты г) тромбоциты

6) Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИММУНИТЕТА ВИД

А) Передается по наследству 1) Естественный

Б) Вырабатывается под действием вакцины 2) Искусственный

В) Возникает после введения в организм

лечебной сыворотки

Г) Формируется после перенесенного заболевания


А

Б

В

Г






7) Что такое иммунитет? внутренние органы

8) Как можно объяснить конфликт между резус –положительным плодом и резус-отрицательным материнским организмом?



Лабораторная работа № 2 Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.


Оборудование:секундомер или часы с секундной стрелкой

Предварительные пояснения:Цель этой работы - познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца. Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. На большом статистическом материале выяснено, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спустя 2-3 минуты после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно-сосудистой системы. Ход опыта: 1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3-4 измерения за 10 с и среднее значение умножьте на 6. 2. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте ЧСС за 10 с. 3. Повторите замеры через каждые 20 с. Определите ЧСС за 10 с. (При замерах 20 с отсчитывается от конца предшествующего измерения.) 4. Свои результаты оформите в виде таблицы, приведенной ниже. В ней даны примерные величины, которые могут не совпадать с вашими.

Оценка результатов: Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину - результаты средние, а если больше чем наполовину - результаты неудовлетворительные.



Контрольная работа №2 «Кровеносная и дыхательная системы»

1 вариант

1. Как образуется звук голоса?

2. Какую функцию выполняет дыхательная система?

3. Правильная схема дыхательной системы:

А. носовая полость–гортань–глотка–трахея–бронхи–легкие.

В. Ротовая полость– глотка– гортань – бронхи – трахея легкие.

С. носовая полость –пищевод – гортань – бронхи – трахея – легкие.

Д. носовая полость – глотка– гортань – трахея – бронхи – легкие

Е. гортань–глотка–трахея–бронхи–легкие- носовая полость.

4. Большой круг кровообращения начинается в

1) левом предсердии 2) левом желудочке

3) правом предсердии 4) правом желудочке

5. Чихание происходит при раздражении стенок

1) трахеи 2) бронхов 3) гортани 4) носовой полости

6. Воздух в дыхательных путях согревается благодаря тому, что:

1)их стенки выстланы ресничным эпителием 2)в их стенках расположены железы, выделяющие слизь

3)в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды

4)легочные пузырьки состоят из одного слоя клеток

7. Ритмические колебания стенок артерий позволяют определить

1) количество сокращений сердца в минуту 2) кровяное давление

3) жизненную емкость легких 4)реакцию оседания эритроцитов

8. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении?

9. Чем отличается артериальное кровотечение от венозного?

10. Как называется самая крупная артерия?

1) аорта 2) сонная артерия 3) легочная вена 4) легочная артерия

11. Опишите большой круг кровообращения

12. . Как называются сосуды, которые несут кровь к сердцу?

13. Что такое пульс

2 вариант

1. От чего зависят оттенки и тембр голоса?

2. Чем покрыта внутренняя поверхность носовой полости?

3. Правильная схема дыхательной системы:

А. носовая полость–гортань–глотка–трахея–бронхи–легкие.

В. Ротовая полость– глотка– гортань – бронхи – трахея легкие.

С. носовая полость –пищевод – гортань – бронхи – трахея – легкие.

Д. носовая полость – глотка– гортань – трахея – бронхи – легкие

Е. гортань–глотка–трахея–бронхи–легкие- носовая полость.

4. Кровь из аорты и легочной артерии не возвращается назад в желудочки, потому что

обратному току препятствуют

1) створчатые клапаны 2) венозные клапаны

3) полулунные клапаны 4) кольцевые мышцы аорты и легочной артерии

5. Из гортани вдыхаемый воздух попадает в

1)носоглотку 2)трахею 3) бронхи 4) легкие

6. Газообмен совершается в

1) легочных альвеолах 2) носовой и ротовой полостях 3) гортани и трахее 4) бронхах

7. При артериальном кровотечении

1) кровоточит вся раневая поверхность

2) кровь вытекает равномерной непульсирующей струей

3) вытекает кровь темного цвета

4) кровь алого цвета вытекает фонтанирующей струей

8. Первая доврачебная помощь при венозном кровотечении?

9. Чем отличается артериальное кровотечение от венозного?

10.Что течет по легочным артериям?

1) артериальная кровь 2) венозная кровь

3) лимфа 4) тканевая жидкость

11. Опишите малый круг кровообращения

12. Как называются сосуды, которые несут кровь от сердца?

13. Что такое пульс?




Лабораторная работа №3 «Действие слюны на крахмал»


Оборудование:

Накрахмаленные бинт, нарезанный на кусочки 10 см, вата. Спички, блюдце. аптечный 5% йод, вода.

Ход работы:

  1. Приготовить реактив на крахмал – йодную воду.( несколько капель йода добавляют в воду до получения жидкости цвета крепкого заваренного чая.)

  2. Намотать на спичку вату, смочить ее слюной написать букву на накрахмаленном бинте.

  3. Расправленный бинт зажать в руках и подержать его некоторое время, чтобы он нагрелся ( 1-2 минуты)

  4. Опустить бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.

  5. После проведения опыта ребятам предлагается ответить письменно на вопросы:

    • Что было субстратом, а что ферментом, когда вы писали букву на бинте?

    • Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта?

    • Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?



Контрольная работа №3 «Пищеварение и обмен веществ»

1 вариант

1) Заполните пробелы в приведенных ниже фразах.

1) У человека количество резцов в обеих челюстях равно ___. 2) У человека имеется ___ пары крупных слюнных желез.

3) Проток поджелудочной железы впадает в ___. 4) Для увеличения поверхности всасывания слизистая оболочка

тонкого кишечника покрыта ___.

5) При полном окислении жиры распадаются до ___. 6) Под влиянием солнечного облучения в организме образуется витамин_________

7) При недостаточном поступлении витаминов в организм развивается ______________

2) Длина тонкого кишечника человека составляет приблизительно:

а) 25-30 см; б)1,5-2м; в) 5 м; г) 10 м.

3) В каком порядке расположены органы пищеварения?

а) ротовая полость - пищевод - желудок - тонкий кишечник - толстая кишка — прямая кишка;

б) ротовая полость - пищевод -желудок — толстая кишка — тонкая кишка— прямая кишка;

в) ротовая полость - желудок - пищевод - толстая кишка — тонкая кишка — прямая кишка.

4) Суть пищеварения в ротовой полости заключается:

а) в расщеплении жиров, белков и углеводов; б) в механической переработке и начальном расщеплении крахмала;

в) в переваривании жиров: г) в завершении переваривания всех органических веществи их усвоении.

5) В какой части пищеварительного тракта завершается полное расщепление белков?

а) в желудке; б) в двенадцатиперстной кишке; в) в тонкой кишке; г) в толстой кишке.

6) В пищеварительном тракте белки расщепляются на:

а) глюкозу; б) фруктозу; в) воду и углекислый газ: г) аминокислоты.

7) Переизбыток витаминов вызывает?

а) гипервитаминоз б) авитаминоз в) гиповитаминоз

8) Как называется наружный защитный слой зубов?

а) дентин; б) эмаль; в) пульпа; г) цемент,

9) Желудок не выполняет функции:

1) Переваривание белков; 2) Секреции соляной кислоты; 3) Секреции пепсина; 4) Секреции желчи.

10) К пищеварительной системе не относится:

1) Глотка; 2) пищевод; 3) трахея; 4) печень.

11) Соляная кислота:

1) Защищает слизистую желудка; 2) Способствует расщеплению белков;

3) Активизирует ферменты; 4) Обладает бактерицидным действием.

12) Опишите особенности строения тонкого кишечника.

13) Что такое рахит?

14) Каково внутренне строение зуба?

15) Какое значение в организме имеют витамины?


2 вариант

1) Заполните пробелы в приведенных ниже фразах.

1) У человека количество резцов в обеих челюстях равно ___. 2) У человека имеется ___ пары крупных слюнных желез.

3) Проток поджелудочной железы впадает в ___. 4) Для увеличения поверхности всасывания слизистая оболочка

тонкого кишечника покрыта ___.

5) При полном окислении жиры распадаются до ___. 6) Под влиянием солнечного облучения в организме образуется витамин_________

7) При недостаточном поступлении витаминов в организм развивается ______________

2) В пищеварительном тракте углеводы расщепляются на:

а) глюкозу; б) фруктозу; в) воду и углекислый газ: г) аминокислоты

3) фермент пепсин:

1) Защищает слизистую желудка; 2) Способствует расщеплению белков;

3) Активизирует ферменты; 4) Обладает бактерицидным действием.

4) Где происходит всасывание аминокислот?

а) в толстом кишечнике; б) в тонком кишечнике; в) в желудке; г) в ротовой полости

5) Авитаминоз – это:

А) переизбыток витамина б) недостаток витамина в) нормальное содержание витамина

7) Печень выделяет в пищеварительный тракт:

а) поджелудочный сок; б) слюну; в) желчь; г) гормоны.

8) У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении , что может быть причиной недостатка витамина? а) В 1 б) А в) С г) В 2

9) В какой части пищеварительного тракта завершается полное расщепление белков?

а) в желудке; б) в двенадцатиперстной кишке; в) в тонкой кишке; г) в толстой кишке.

10) В каком порядке расположены органы пищеварения?

а) ротовая полость -- пищевод -- желудок -- тонкий кишечник — толстая кишка — прямая кишка;

б) ротовая полость — пищевод —желудок — толстая кишка — тонкая кишка — прямая кишка;

в) ротовая полость — желудок — пищевод — толстая кишка — тонкая кишка — прямая кишка.

11) Соляная кислота:

1) Защищает слизистую желудка; 2) Способствует расщеплению белков;

3) Активизирует ферменты; 4) Обладает бактерицидным действием.

12) Как происходит обмен белков в организме?

13) Каковы функции клыков, резцов и коренных зубов?

14) Что такое заболевание Бери-бери?

15) Как проявляется цинга? С чем она связана? Почему раньше ею часто болели мореплаватели



Самостоятельная работа по теме: Анализаторы

1 вариант.

Ответьте на вопросы

  1. Как называется внутренняя оболочка глазного яблока.

  2. Как называется отверстие в радужной оболочке глаза, через которые в глаз проникают световые лучи.

  3. Какое значение для человека имеет орган вкуса? Где возникает возбуждение и как происходит различение вкуса пищи?

  4. Где располагаются колбочки и палочки? Каковы их свойства?

  5. Из каких частей состоит зрительный анализатор?



2 вариант


  1. Что такое бельмо и катаракта?

  2. Чем различается близорукое и дальнозоркое зрение?

  3. Как и куда передаются звуковые колебания от барабанной перепонки?

  4. Что такое зрачок? Каковы его функции?

  5. Из каких частей состоит зрительный анализатор?




Самостоятельная работа по теме: Эндокринная система

1 вариант

А1.  Железы внутренней секреции выделяют:

А)  витамины                   Б) гормоны  В) пищеварительные соки       Г) пот и кожное сало

А2. К эндокринной системе относятся:

А) потовые железы    Б) слюнные железы   В) сальные железы    Г) надпочечники

А3. Нарушении функции щитовидной железы может быть связано с недостатком в пище

      А) йода        Б) хлора            В) витамина А        Г) углеводов

А4. Повышенная  температура тела, худоба, «выпученные» глаза и повышенная возбудимость могут служить признаками нарушения 
       А) печени          Б) щитовидной железы    В) поджелудочной железы     Г) потовых желез

А5. Поджелудочная железа  считается железой смешанной секреции, т.к.

А) выделяет пищеварительный сок и гормон инсулин  Б) вырабатывает пищеварительные ферменты  

В) содержит в составе разные ткани                      Г) ее работа регулируется нервным и гуморальным путем

А6. Человеку, страдающему сахарным диабетом, необходимо регулярно
    А) принимать витамины    Б) вводить инсулин     В) прогуливаться на свежем воздухе

     Г) выполнять физические упражнения

А7. Основным гормоном надпочечников является

    А) витамин Д      Б) инсулина     В) гормона роста     Г) адреналина.

А8. У человека, опаздывающего на важное мероприятие, увеличивается секреция

А) пищеварительных соков    Б) инсулина    В) адреналина            Г) гормона роста

А9. Гормон роста выделяется

А) поджелудочной железой           Б) щитовидной железой В)  печенью    Г)гипофизом

А. 10.  Объясните, в чем заключается различие между железами внешней и внутренней секреции?

А11. Вставьте в текст пропущенные слова, используя цифровые обозначения.

На рост и развитие организма  оказывает большое влияние _______(А).  Для выработки ее гормонов необходим_____(Б).  В результате недостаточного функционирования этой железы у взрослых развивается заболевание_____(В),  при котором все окислительные процессы протекают вяло, развивается отечность тела.  В случае чрезмерного выделения гормонов повышается уровень энергетического обмена, возбудимость нервной системы - развивается_____(Г).

Термины:

1.Печень 2. щитовидная железа 3. Йод 4. Микседема 5. базедова болезнь 6. Фосфор


2 вариант



 А1. Адреналин вырабатывается в
    А) гипофизе      Б) сальной железе В) надпочечниках       Г) щитовидной железе

А2. В результате гиперфункции щитовидной железы развивается 
   А) базедова болезнь           Б) рахит В)сахарный диабет                   Г) гигантизм
А3. Йод необходим для синтеза 
       А) гормона поджелудочной железы Б)  гормона щитовидной железы   

        В)  сока поджелудочной железы       Г)  желчи

А4. Поджелудочная железа вырабатывает гормон:

       А) адреналин        Б) тироксин     В) инсулин           Г) гормон роста

А5. В случае опасности у человека усиливается выделение гормона
     А) поджелудочной железы            Б) печени  В) надпочечников           Г) сальных желез

А6.  Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции, называются

А)  ферментами          Б) витаминами В) гормонами           Г) нуклеиновыми кислотами

А 7. Гиперфункция  гипофиза может стать причиной развития

        А) гигантизма            Б) сахарного диабета   В) рахита           Г) базедовой болезни

А 8. Секрецию гормонов осуществляет железа:

А) потовая                  Б) сальная   В) слюнная            Г) щитовидная

А 9. Железы внутренней секреции, в отличие от внешней, выделяют свой секрет:

А)  на поверхность тела        Б) в протоки В) в полость внутренних органов      Г) в кровь

А10.Объясните, почему поджелудочную железу относят к железами смешанной секреции?

А11. Вставьте в текст пропущенные слова, используя цифровые обозначения.

На рост и развитие организма  оказывает большое влияние _______(А).  Для выработки ее гормонов необходим_____(Б).  В результате недостаточного функционирования этой железы у взрослых развивается заболевание_____(В),  при котором все окислительные процессы протекают вяло, развивается отечность тела.  В случае чрезмерного выделения гормонов повышается уровень энергетического обмена, возбудимость нервной системы - развивается_____(Г).

Термины:

1.Печень 2. щитовидная железа 3. Йод 4. Микседема 5. базедова болезнь 6. фосфор


66. Итоговая контрольная работа

1 вариант

1) Сосуд, несущий кровь от сердца, называется: а) артерия б) вена г) капилляр

2) Большой круг кровообращения начинается в:

а) левом желудочке б) левом предсердии в) правом желудочке г) правом предсердии

3) Жгут накладывают во время кровотечения: а) венозного б) артериального в) внутреннего

4) Кровоизлияние в мозг называется: а) инсультом б) инфарктом в) некрозом

5) У людей, пострадавших в результате травм, пульс прощупывается в:

а) сонной артерии б) легочной артерии в) аорте

6) Когда человек молчит, голосовые связки: а) сближены б) трутся друг о друга в) разведены

7) Ритмические колебания стенок артерий позволяют определить

1) количество сокращений сердца в минуту 2) кровяное давление

3) жизненную емкость легких 4)реакцию оседания эритроцитов

8) Из гортани вдыхаемый воздух попадает в а)носоглотку б)трахею в) бронхи г) легкие

9) Суть пищеварения в ротовой полости заключается:

а) в расщеплении жиров, белков и углеводов; б) в механической переработке и начальном расщеплении крахмала;

в) в переваривании жиров: г) в завершении переваривания всех органических веществи их усвоении.

10) В пищеварительном тракте белки расщепляются на:

а) глюкозу; б) фруктозу; в) воду и углекислый газ: г) аминокислоты.

11) Цвет глаз определяется:

а) роговицей б) зрачком в) радужкой г) сетчаткой

12) Слуховая зона находится в … доле: а) височной б) теменной в) затылочной г) лобной

13) Зрачок – это отверстие в: а) сетчатке б) радужке в) роговице г) склере

14) Как называются сосуды, которые несут кровь от сердца?

15) Напишите, что входит в состав среднего уха?

16) Обозначьте зоны языка, воспринимающие сладкое, горькое, кислое, соленое

17) Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИММУНИТЕТА ВИД

А) Передается по наследству 1) Естественный

Б) Вырабатывается под действием вакцины 2) Искусственный

В) Возникает после введения в организм

лечебной сыворотки

Г) Формируется после перенесенного заболевания


А

Б

В

Г






2 вариант

1) Сосуд, несущий кровь к сердцу, называется: а) артерия б) вена г) капилляр

2) Малый круг кровообращения начинается в:

а) левом желудочке б) левом предсердии в) правом желудочке г) правом предсердии

3) Как называется самая крупная артерия?

а) аорта б) сонная артерия в) легочная вена г) легочная артерия

4) Чем заполнена полость внутреннего уха?

а) воздухом б) жидкостью в) в полости уха вакуум г) смесью газов

5) Что позволяет человеку различать предметы по запаху?

а) обоняние б) осязание в) вкус г) обаяние

6) Палочки и колбочки – светочувствительные рецепторы глаза расположены в?

а) радужке б) белочной оболочке в) сосудистой оболочке г) сетчатке

7) Назовите отдел пищеварительного тракта, эпителиальные клетки слизистой оболочки которого имеют очень большое количество микроворсинок.

a)  Тонкая кишка б)  Ротовая полость в) Желудок г) Пищевод

8) Соляная кислота входит в состав:

a) слюны б) желудочного сока в) печени г) содержимого толстого кишечника

9) Из гортани вдыхаемый воздух попадает в:

а) носоглотку б)трахею в) бронхи г) легкие

10) В пищеварительном тракте белки расщепляются на:

а) глюкозу; б) фруктозу; в) воду и углекислый газ: г) аминокислоты.

11) Как называется наружный защитный слой зубов? а) дентин; б) эмаль; в) пульпа; г) цемент,

12) Зрительная зона находится в … доле: а) височной б) теменной в) затылочной г) лобной

13) Зрачок – это отверстие в: а) сетчатке б) радужке в) роговице г) склере

14) Каковы функции клыков, резцов и коренных зубов?

15) Что такое венозное кровотечение? Первая медицинская помощь при венозном кровотечении

16) Обозначьте зоны языка, воспринимающие сладкое, горькое, кислое, соленое

17) Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИММУНИТЕТА ВИД

А) Передается по наследству 1) Естественный

Б) Вырабатывается под действием вакцины 2) Искусственный

В) Возникает после введения в организм

лечебной сыворотки

Г) Формируется после перенесенного заболевания


А

Б

В

Г







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!