Рабочая программа по биологии федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»; приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Данная рабочая программа составлена на базе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В. В. Пасечника Дрофа 2009 –92с. Программа разработана с таким расчётом, чтобы обучающиеся приобрели достаточные знания по биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу.
Планируемые результаты освоения учебного материала
В результате изучения биологии в 8 классе учащиеся должны
Знать/понимать:
Систематическое положение человека; строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людей; становление рас.
Расположение внутренних органов; строение животной клетки; особенности строения и функции основных тканей; функцию нервных клеток.
Строение и функции скелета мышц; о приспособлении организма к труду и прямо хождению; о нервной регуляции работы мышц; о тренировочном эффекте и вреде гиподинамики.
Состав крови, лимфы, тканевой жидкости; об иммунной системе; причины возникновения и способы профилактики инфекционных заболеваний; о переливании крови; о пересадке органов и преодолении тканевой несовместимости.
Как взаимодействуют кровеносная и лимфатическая системы; работу сердца; как происходит регуляция деятельности сердца и сосудов; что надо делать при нарушении сердечной деятельности и кровотечениях.
Строение и функции органов дыхания, голосообразование; способы укрепления дыхательных мышц и повышение жизненной емкости легких; как предупредить заболевания органов дыхательной системы; меры первой помощи при утоплении, завалах землей, электротравмах; клиническая и биологическая смерть и способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Строение и функции органов пищеварения; значение пищеварительных желез; строение зубов; условные и безусловные рефлексы.
Превращение белков, жиров и углеводов в организме, о значении воды и минеральных солей в организме; подготовительную, основную и заключительную фазы обмена; об энерготратах организма и энергетической емкости пищевых веществ; правила рационального питания; значение витаминов.
Защитную. Роль кожных покровов от потери влаги и микроорганизмов; участие кожных покровов в поддержании температуры тела; как происходит удаление жидких продуктов распада из организма; как регулируется содержание питательных веществ в крови.
Строение и функции спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов; врожденные и приобретенные рефлексы; функционирование соматического и автономного отделов нервной системы.
Строение и работу органов чувств.
Врожденные и приобретенные программы поведения; природу сна и сновидений, памяти, мышления, об эмоциях и волевых действиях; значение речи и трудовой деятельности.
Действие гормонов на организм; признаки эндокринных нарушений и способы их устранения у людей.
Развитие человеческого организма; изменения в организме в подростковом возрасте; болезни передающиеся половым путем; типы темперамента и способности характера; понятие интерес и склонности, о развитии способностей к той или иной деятельности.
Уметь:
Соблюдать правила личной и общественной гигиены; находить общность и различия человека и млекопитающих животных.
Использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриологические методы для доказательства родства живых организмов.
Распознавать органы и системы органов; пользоваться анатомическими таблицами, микроскопом; анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги.
Выявлять нарушения осанки и плоскостопия; оказывать первую помощь при ушибах, проломах костей, растяжениях связок и вывихах.
Определять форменные элементы крови, распознавать инфекционные болезни, пресекать пути их распространения; бороться с болезнетворными микроорганизмами.
С помощью функциональных приборов определять степень тренированности сердечно-сосудистой системы; подсчитывать число пульсовых ударов; оказывать первую помощь при кровотечениях.
Определять состояние миндалин и аденоидов; измерять обхват грудной клетки; оказывать доврачебную помощь при нарушении дыхания.
Определять местоположение желудка, печени аппендикса; распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать первую помощь при их проявлении; соблюдать правила ухода за зубами.
Составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат.
Ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за одежной и обувью, предупреждать заболевания кожи; оказывать помощь при ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе; закаливать организм; предупреждать заболевания почек.
Проводить функциональные пробы, позволяющие выявить особенности нервной деятельности.
Оценивать работу органов чувств; предупреждать возможные нарушения органов чувств.
Разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов; оценивать свою наблюдательность, память, внимание путем тренировок улучшать их.
Определять расположение некоторых эндокринных желез; распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.
Доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами; определять темперамент; различать интересы и склонности.
Использовать:
Содержание тем учебного курса биологии 8 класса
Науки, изучающие организм человека (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Строение и функции организма (7 часов)
Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клеток. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологические окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клеки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.
Образование тканей. Эпителиальные, соединительные мышечные, нервная ткань. Строение и функции нейрона. Синапс.
Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Опорно-двигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо хождению, трудовой деятельности. Изменения связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статистическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Лабораторные работы:
«Микроскопическое строение костей»;
«Мышцы человеческого тела»;
«Утомление при статистической работе»;
«Осанка и плоскостопие».
Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группа крови. Резус-фактор.
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатических систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные работы:
«Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервна и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающим, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Лабораторная работа:
«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
Пищеварительная система (7 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в разных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторная работа:
«Действие слюны на крахмал».
Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии– основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторная работа:
«Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена».
Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Выделительная система.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Нервная система человека (6 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Лабораторная работа:
«Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».
Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаз. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Лабораторная работа:
«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественный ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Лабораторные работы:
«Выработка навыка зеркального письма».
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половая системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции.
Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата |
План. | Факт. |
| Науки, изучающие организм человека | 2 | | |
1 (1) | Введение. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. | 1 | | |
2 (2) | Становление науки о человеке. | 1 | | |
| Происхождение человека | 3 | | |
1 (3) | Систематическое положение человека. | 1 | | |
2 (4) | Историческое прошлое людей. | 1 | | |
3 (5) | Расы человека. | 1 | | |
| Клеточное строение организма. Ткани. | 7 | | |
1 (6) | Общий обзор организма. | 1 | | |
2 (7) | Строение клетки. Жизнедеятельность клетки. | 1 | | |
3 (8) | Покровные и соединительные ткани. | 1 | | |
4 (9) | Мышечная и нервные ткани. | 1 | | |
5 (10) | Л/Р№1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп». | 1 | | |
6 (11) | Обобщение . | 1 | | |
7 (12) | Рефлекторная регуляция Л/Р №2 «Самонаблюдение мигательного и коленного рефлекса». | 1 | | |
| Опорно-двигательная система | 8 | | |
1 (13) | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Л/Р №3 «Микроскопическое строение костей». | 1 | | |
2 (14) | Скелет человека. Осевой скелет. | 1 | | |
3 (15) | Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей. | 1 | | |
4 (16) | Строение мышц. Л/Р №4 «Мышцы человеческого тела». | 1 | | |
5 (17) | Работа скелетных мышц и их регуляция. Л/Р №5 «Утомление при статистической работе». | 1 | | |
6 (18) | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л/Р №6 «выявление нарушений осанки». Л/Р №7 «Выявление плоскостопия)– выполняется дома). | 1 | | |
7 (19) | Первая помощь при ушибах., переломах костей и вывихах суставов. Л/Р №8 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении рук» – выполняется дома. | 1 | | |
8 (20) | Обобщающий урок по изученному материалу. | 1 | | |
| Внутренняя среда организма | 3 | | |
1 (21) | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л/Р №9 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом». | 1 | | |
2 (22) | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | | |
3 (23) | Иммунология на службе здоровья. | 1 | | |
| Кровеносная и лимфатическая системы | 6 | | |
1 (24) | Транспортные системы организма. | 1 | | |
2 (25) | Круги кровообращения. | 1 | | |
3 (26) | Строение и работа сердца. | 1 | | |
4 (27) | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Л/Р №10 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | 1 | | |
5 (28) | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | 1 | | |
6 (29) | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | | |
| Дыхательная система | 4 | | |
1 (30) | Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Заболевания дыхательных путей. | 1 | | |
2 (31) | Механизм вдоха и выдоха. Л/Р №11 «Изминение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». | 1 | | |
3 (32) | Регуляция дыхания. | 1 | | |
4 (33) | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Л/Р №12 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе». | 1 | | |
| Пищеварительная система | 7 | | |
1 (34) | Питание и пищеварение | 1 | | |
2 (35) | Пищеварение в ротовой полости. Л/Р №13 «Действие ферментов слюны на крахмал». | 1 | | |
3 (36) | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. | 1 | | |
4 (37) | Барьерная роль печени. Аппендицит. | 1 | | |
5 (38) | Регуляция пищеварения. | 1 | | |
6 (39) | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | | |
7 (40) | Контрольно-обобщающий урок. | 1 | | |
| Обмен веществ и энергии | 3 | | |
1 (41) | Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. | 1 | | |
2 (42) | Витамины. | 1 | | |
3 (43) | Энергозатраты человека и пищевой рацион. Л/Р. №14 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат». | 1 | | |
| Покровные органы. Теплорегуляция. | 4 | | |
1 (44) | Кожа – наружный покровный орган. | 1 | | |
2 (45) | Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | | |
3 (46) | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 | | |
4 (47) | Выделение. | 1 | | |
| Нервная система человека | 6 | | |
1 (48) | Значение и строение нервной системы. | 1 | | |
2 (49) | Спинной мозг. | 1 | | |
3 (50) | Строение головного мозга. | 1 | | |
4 (51) | Функции продолговатого, переднего и среднего мозга, моста и мозжечка. Л/Р №№15 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».. | 1 | | |
5 (52) | Соматический и автономный отделы нервной системы. | 1 | | |
6 (53) | Контрольно-обобщающий урок. | 1 | | |
| Анализаторы | 5 | | |
1 (54) | Анализаторы. | 1 | | |
2 (55) | Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней. Л/Р №16 «Иллюзии связанные с бинокулярным зрением». | 1 | | |
3 (56) | Слуховой анализатор. | 1 | | |
4 (57) | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | | |
5 (58) | Обобщающий урок по изученному материалу. | 1 | | |
| Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 | | |
1 (59) | Вклад отечественных ученых в разработку учения ВНД. | 1 | | |
2 (60) | Врожденные и приобретенные программы поведения. Л/Р №17 «Выработка навыка зеркального письма». | 1 | | |
3 (61) | Сон и сновидения. | 1 | | |
4 (62) | Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | | |
5 (63) | Воля, эмоции, внимание. Л/Р №18 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях». | 1 | | |
| Железы внутренней секреции (эндокринная система) | 2 | | |
1 (64) | Роль эндокринной регуляции. | 1 | | |
2 (65) | Функции желез внутренней секреции. | 1 | | |
| Индивидуальное развитие организма. | 5 | | |
1 (66) | Жизненные циклы. Размножение. | 1 | | |
2 (67) | Развитие зародыша и плода. | 1 | | |
3 (68) | Наследственные и врожденные заболевания. | 1 | | |
4 (69) | Развитие ребенка после рождения. Интересы, склонности, способности. | 1 | | |
5 (70) | Обобщение курса. | 1 | | |
Всего | 70 | | |
10