СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»; приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Данная рабочая программа составлена на базе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В. В. Пасечника Дрофа 2009 –92с. Программа разработана с таким расчётом, чтобы обучающиеся приобрели достаточные знания по биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Рабочая программа по биологии федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»; приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Данная рабочая программа составлена на базе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В. В. Пасечника Дрофа 2009 –92с. Программа разработана с таким расчётом, чтобы обучающиеся приобрели достаточные знания по биологии. Плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу.


Планируемые результаты освоения учебного материала

В результате изучения биологии в 8 классе учащиеся должны

Знать/понимать:

  • Систематическое положение человека; строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людей; становление рас.

  • Расположение внутренних органов; строение животной клетки; особенности строения и функции основных тканей; функцию нервных клеток.

  • Строение и функции скелета мышц; о приспособлении организма к труду и прямо хождению; о нервной регуляции работы мышц; о тренировочном эффекте и вреде гиподинамики.

  • Состав крови, лимфы, тканевой жидкости; об иммунной системе; причины возникновения и способы профилактики инфекционных заболеваний; о переливании крови; о пересадке органов и преодолении тканевой несовместимости.

  • Как взаимодействуют кровеносная и лимфатическая системы; работу сердца; как происходит регуляция деятельности сердца и сосудов; что надо делать при нарушении сердечной деятельности и кровотечениях.

  • Строение и функции органов дыхания, голосообразование; способы укрепления дыхательных мышц и повышение жизненной емкости легких; как предупредить заболевания органов дыхательной системы; меры первой помощи при утоплении, завалах землей, электротравмах; клиническая и биологическая смерть и способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

  • Строение и функции органов пищеварения; значение пищеварительных желез; строение зубов; условные и безусловные рефлексы.

  • Превращение белков, жиров и углеводов в организме, о значении воды и минеральных солей в организме; подготовительную, основную и заключительную фазы обмена; об энерготратах организма и энергетической емкости пищевых веществ; правила рационального питания; значение витаминов.

  • Защитную. Роль кожных покровов от потери влаги и микроорганизмов; участие кожных покровов в поддержании температуры тела; как происходит удаление жидких продуктов распада из организма; как регулируется содержание питательных веществ в крови.

  • Строение и функции спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов; врожденные и приобретенные рефлексы; функционирование соматического и автономного отделов нервной системы.

  • Строение и работу органов чувств.

  • Врожденные и приобретенные программы поведения; природу сна и сновидений, памяти, мышления, об эмоциях и волевых действиях; значение речи и трудовой деятельности.

  • Действие гормонов на организм; признаки эндокринных нарушений и способы их устранения у людей.

  • Развитие человеческого организма; изменения в организме в подростковом возрасте; болезни передающиеся половым путем; типы темперамента и способности характера; понятие интерес и склонности, о развитии способностей к той или иной деятельности.

Уметь:

  • Соблюдать правила личной и общественной гигиены; находить общность и различия человека и млекопитающих животных.

  • Использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриологические методы для доказательства родства живых организмов.

  • Распознавать органы и системы органов; пользоваться анатомическими таблицами, микроскопом; анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги.

  • Выявлять нарушения осанки и плоскостопия; оказывать первую помощь при ушибах, проломах костей, растяжениях связок и вывихах.

  • Определять форменные элементы крови, распознавать инфекционные болезни, пресекать пути их распространения; бороться с болезнетворными микроорганизмами.

  • С помощью функциональных приборов определять степень тренированности сердечно-сосудистой системы; подсчитывать число пульсовых ударов; оказывать первую помощь при кровотечениях.

  • Определять состояние миндалин и аденоидов; измерять обхват грудной клетки; оказывать доврачебную помощь при нарушении дыхания.

  • Определять местоположение желудка, печени аппендикса; распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать первую помощь при их проявлении; соблюдать правила ухода за зубами.

  • Составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат.

  • Ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за одежной и обувью, предупреждать заболевания кожи; оказывать помощь при ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе; закаливать организм; предупреждать заболевания почек.

  • Проводить функциональные пробы, позволяющие выявить особенности нервной деятельности.

  • Оценивать работу органов чувств; предупреждать возможные нарушения органов чувств.

  • Разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов; оценивать свою наблюдательность, память, внимание путем тренировок улучшать их.

  • Определять расположение некоторых эндокринных желез; распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.

  • Доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами; определять темперамент; различать интересы и склонности.

Использовать:

  • Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.




Содержание тем учебного курса биологии 8 класса


  1. Науки, изучающие организм человека (1 час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

  1. Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

  1. Строение и функции организма (7 часов)

Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клеток. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологические окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клеки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.

Образование тканей. Эпителиальные, соединительные мышечные, нервная ткань. Строение и функции нейрона. Синапс.

Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

  1. Опорно-двигательная система (8 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо хождению, трудовой деятельности. Изменения связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статистическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Лабораторные работы:

«Микроскопическое строение костей»;

«Мышцы человеческого тела»;

«Утомление при статистической работе»;

«Осанка и плоскостопие».

  1. Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группа крови. Резус-фактор.

  1. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатических систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторные работы:

«Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

  1. Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервна и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающим, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Лабораторная работа:

«Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

  1. Пищеварительная система (7 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в разных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа:

«Действие слюны на крахмал».

  1. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии– основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторная работа:

«Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

  1. Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Выделительная система.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

  1. Нервная система человека (6 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Лабораторная работа:

«Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

  1. Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаз. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Лабораторная работа:

«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».

  1. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественный ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Лабораторные работы:

«Выработка навыка зеркального письма».

  1. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

  1. Индивидуальное развитие организма (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половая системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции.

Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.


Календарно-тематическое планирование 8 класс



п/п

Тема урока

Всего часов

Дата

План.

Факт.


Науки, изучающие организм человека

2



1 (1)

Введение. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.

1



2 (2)

Становление науки о человеке.

1




Происхождение человека

3



1 (3)

Систематическое положение человека.

1



2 (4)

Историческое прошлое людей.

1



3 (5)

Расы человека.

1




Клеточное строение организма. Ткани.

7



1 (6)

Общий обзор организма.

1



2 (7)

Строение клетки. Жизнедеятельность клетки.

1



3 (8)

Покровные и соединительные ткани.

1



4 (9)

Мышечная и нервные ткани.

1



5 (10)

Л/Р№1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп».

1



6 (11)

Обобщение .

1



7 (12)

Рефлекторная регуляция

Л/Р №2 «Самонаблюдение мигательного и коленного рефлекса».

1




Опорно-двигательная система

8



1 (13)

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Л/Р №3 «Микроскопическое строение костей».

1



2 (14)

Скелет человека. Осевой скелет.

1



3 (15)

Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей.

1



4 (16)

Строение мышц. Л/Р №4 «Мышцы человеческого тела».

1



5 (17)

Работа скелетных мышц и их регуляция. Л/Р №5 «Утомление при статистической работе».

1



6 (18)

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л/Р №6 «выявление нарушений осанки».

Л/Р №7 «Выявление плоскостопия)– выполняется дома).

1



7 (19)

Первая помощь при ушибах., переломах костей и вывихах суставов. Л/Р №8 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении рук» – выполняется дома.

1



8 (20)

Обобщающий урок по изученному материалу.

1




Внутренняя среда организма

3



1 (21)

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л/Р №9 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

1



2 (22)

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1



3 (23)

Иммунология на службе здоровья.

1




Кровеносная и лимфатическая системы

6



1 (24)

Транспортные системы организма.

1



2 (25)

Круги кровообращения.

1



3 (26)

Строение и работа сердца.

1



4 (27)

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Л/Р №10 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

1



5 (28)

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

1



6 (29)

Первая помощь при кровотечениях.

1




Дыхательная система

4



1 (30)

Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Заболевания дыхательных путей.

1



2 (31)

Механизм вдоха и выдоха. Л/Р №11 «Изминение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

1



3 (32)

Регуляция дыхания.

1



4 (33)

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Л/Р №12 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».

1




Пищеварительная система

7



1 (34)

Питание и пищеварение

1



2 (35)

Пищеварение в ротовой полости. Л/Р №13 «Действие ферментов слюны на крахмал».

1



3 (36)

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание.

1



4 (37)

Барьерная роль печени. Аппендицит.

1



5 (38)

Регуляция пищеварения.

1



6 (39)

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1



7 (40)

Контрольно-обобщающий урок.

1




Обмен веществ и энергии

3



1 (41)

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ.

1



2 (42)

Витамины.

1



3 (43)

Энергозатраты человека и пищевой рацион. Л/Р. №14 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».

1




Покровные органы. Теплорегуляция.

4



1 (44)

Кожа – наружный покровный орган.

1



2 (45)

Терморегуляция организма. Закаливание.

1



3 (46)

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1



4 (47)

Выделение.

1




Нервная система человека

6



1 (48)

Значение и строение нервной системы.

1



2 (49)

Спинной мозг.

1



3 (50)

Строение головного мозга.

1



4 (51)

Функции продолговатого, переднего и среднего мозга, моста и мозжечка. Л/Р №№15 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»..

1



5 (52)

Соматический и автономный отделы нервной системы.

1



6 (53)

Контрольно-обобщающий урок.

1




Анализаторы

5



1 (54)

Анализаторы.

1



2 (55)

Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней. Л/Р №16 «Иллюзии связанные с бинокулярным зрением».

1



3 (56)

Слуховой анализатор.

1



4 (57)

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1



5 (58)

Обобщающий урок по изученному материалу.

1




Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5



1 (59)

Вклад отечественных ученых в разработку учения ВНД.

1



2 (60)

Врожденные и приобретенные программы поведения. Л/Р №17 «Выработка навыка зеркального письма».

1



3 (61)

Сон и сновидения.

1



4 (62)

Речь и сознание. Познавательные процессы.

1



5 (63)

Воля, эмоции, внимание. Л/Р №18 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».

1




Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2



1 (64)

Роль эндокринной регуляции.

1



2 (65)

Функции желез внутренней секреции.

1




Индивидуальное развитие организма.

5



1 (66)

Жизненные циклы. Размножение.

1



2 (67)

Развитие зародыша и плода.

1



3 (68)

Наследственные и врожденные заболевания.

1



4 (69)

Развитие ребенка после рождения. Интересы, склонности, способности.

1



5 (70)

Обобщение курса.

1



Всего

70







10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!