СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена по учебнику  Пономаревой И.Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 9 класс.»

Пояснительная записка


Программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. На основании примерных программ Минобразования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания учебного материала по биологии в 9 классах, в нем реализуется базисный уровень. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учётом образовательного уровня.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи курса «Общая биология» (9 класс )

Обучения:

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования (через систему уроков)

- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме (через систему заданий)

- выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы (через лабораторные работы)

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально- успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана данная программа

  1. Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273 – ФЗ

  2. Государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г № 1089

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2008 г №164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.№1089»

  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации

  5. Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Липецкой области ( приказ управления образования и науки Липецкой области от 15.04.2016 г №386 « О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области на 2016 – 2017 учебный год», учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области на 2017 – 2018 учебный год.

  6. Положение о промежуточной аттестации учащихся МБОУ СОШ с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области

  7. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин( модулей) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области

  8. Учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253

  9. Примерная программа по биологии.

  10. Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области на 2017 – 2018 учебный год

  11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Рабочая программа разработана на основании авторской программы для общеобразовательных учреждений «Биология 5-9 кл».

Авторы: под ред. проф. И.Н. Пономаревой: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.М. Константинов и др. М., «Вентана-Граф», 2004 г.

Обоснование выбора авторской программы.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:


  1. рекомендована Министерством образования РФ для преподавания биологии;

  2. соответствует стандарту основного общего образования по биологии;

  3. построена с учетом принципов системности, доступности и приемственности;

  4. обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении учащимися требований к уровню подготовки учащихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении

утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены две лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сорентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с технологическими картами- модулями.

Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Рабочая программа по биологии в 9 классе рассчитана на 2 часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса.

На уроках биологии используются следующие виды работ:

  • самостоятельные

  • практические

  • работа в парах

  • работа в группах

  • работа по алгоритму

  • работа с тестами и др.

Виды уроков:

  • традиционный урок

  • лекции,

  • семинары,

  • урок - упражнение,

  • дидактическая игра,

  • урок - практическая работа,

  • урок – путешествие

  • экскурсии

  • обобщение

  • творческие уроки

  • урок – зачет

  • уроки соревнования и др.

Методы организации обучающихся

  • словесно – наглядные

  • практические

  • контроля и самоконтроля

  • поисковый

  • дедуктивный

Технологии обучения.

  • Технология классно-урочной системы;

  • Технология проблемного обучения;

  • Групповая работа;

  • Технология проектного обучения;

  • Компьютерная технология (тестирование)

  • ИКТ

Механизмы формирования ключевых компетенций.

Выделим основные виды компетенций, которые приобретаются

учащимися при обучении биологии в средней школе: ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно- коммуникативная, общекультурная, социально- трудовая.

В рамках ценностно-смысловой компетенции у учащихся формируется способность:

— видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать

себе и окружающим вопросы – «почему?», «зачем?», «в чем причина?», «как это устроено?» осознавать свою роль и предназначение в нем – «а я смогу так?», «как это сделать?»);

— видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от

физических явлений;

— прогнозировать направление научного использования биологических

знаний в практической деятельности человека. Сюда же можно отнести формирование индивидуальнойобразовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора

профессий, связанных с биологией. Ценностное отношение и интерес к

содержанию и процессу учебной деятельности формируется путем

постоянного обращения к реалиям жизни, к окружающей действительности

На уроках биологии рассматриваются явления, с которыми школьники часто

сталкиваются в повседневной жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.

Образовательная компетенция. На уроках биологии школьники учатся с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему, аргументировано отстаивая любую точку зрения. Подготовка проектов и научных работ формирует умение самостоятельно ставить цели исследования, определять задачи и поэтапно двигаться к достижению результата.

Готовность и способность учащихся к осуществлению самодиагностики и самоанализа формируются на протяжении всего времени изучения биологии.

Учебная компетенция. В процессе работы учащиеся решают сложные задачи, дифференцируя их, делают обобщения и выводы о наблюдаемых явлениях или процессах. На практических и лабораторных работах, при проведении индивидуальных исследований у учащихся формируется навык в определении основных этапов работы, составления алгоритма для выполнения работы и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от ситуации. Учащиеся много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, осуществляется постоянно.

Познавательная компетенция. На уроках биологии учащиеся овладевают

такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение, опыт, моделируют определенные процессы (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающие в живых организмах, решают творческие задачи и предлагают новые нестандартные решения проблем.

Информационно-коммуникативная компетенция предполагает формирование:

— навыков работы в группе;

— овладение различными социальными ролями в коллективе через интеллектуальную, игровую, исследовательскую деятельность;

— умений логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных биологических терминов, вводимых в оборот на каждом занятии;

— умений составления планов и опорных конспектов по изученному материалу.

Общекультурная компетенция:

— осознание роли науки биологии в жизни человека, ее влияния на мир;

— овладение познанием и опытом деятельности науки биологии как составной части жизни человека и человечества;

— осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах;

— формирование у учащихся научной картины мира, расширяющейся до культурного и всечеловеческого понимания.

Социально-трудовая компетенция:

— формирование у школьников социальной активности и функциональной грамотности;

— овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения;

— формирование умений анализировать ситуацию на рынке труда, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Таким образом, формирование универсальных компетенций происходит

на всех этапах образовательного процесса, на которых мы стремимся развивать мыслительную деятельность учащихся, закладывая основы для формирования ключевых компетенций.

Виды и формы контроля.


  • Промежуточная аттестация;

  • Итоговая аттестация;

  • Лабораторные работы;

  • Практические работы;

  • Тестирование;

  • Обобщающие уроки;

  • Уроки-семинары,

  • Контрольные работы по темам;

  • Игры.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2007.

  • Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2007, -100.)

  • Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. «Основы общей биологии» 9 класс. М., «Вентана - Граф», 2010 г.

  • В.М.Константинов. Общая биология. 9 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008














5

Содержание



1. Биология как наука. Методы биологии. (3 ч)

Биология – наука о живом мире. (Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.)

Общие свойства живых организмов. (Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.)

Многообразие форм живых организмов.

2. Признаки живых организмов. Основы учения о клетке (10 ч)

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Неклеточные формы. (Клетка - основная структурная единица организма растения. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы . Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Эукариоты и прокариоты.)

Химический состав клетки. Органические вещества клетки.(Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.)

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции.

Обмен веществ— основа существования клетки.

Биосинтез белков в живой клетке. Биосинтез углеводов - фотосинтез.

Обеспечение клетки энергией.

Лабораторные работы. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом. Строение растительной клетки (на примере листа элодеи и кожицы лука). Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. Опыты по изучению клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание.

Воздействие факторов внешней среды на скорость движения цитоплазмы в клетках элодеи.

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

Типы размножения организмов в органическом мире. (Половое и бесполое. Вегетативное размножение.)

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. (Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза).) Митоз.

Образование половых клеток. Мейоз.

Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез. (Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.)

Лабораторные работы. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побеги взрослого растения.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 ч)

Наука генетика. История развития генетики. Основные понятия генетики. (Наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.)

Генетические опыты Г. Менделя. Законы Г. Менделя. (Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.). Исключения из законов Г. Менделя.

Взаимодействие генотипа и среды.

Сцепленное наследование генов.

Взаимодействие генов.

Наследование признаков сцепленных с полом.

Наследственные болезни человека. Значение генетики.

Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. (Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.)

Лабораторные работы. Отличительные признаки сорта у разных семян гороха, фасоли (или других растений). Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Выявление изменчивости организмов. Решение генетических задач.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

Генетические основы селекции организмов. (Задачи и методы селекции.)

Особенности селекции растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. (Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.)

Особенности селекции животных.

Селекция микроорганизмов. (Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.)

6. Система, многообразие и эволюция живой природы. (16 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота в развитии жизни на Земле. Этапы развития жизни на Земле.

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. (Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.)

Современные теории возникновения жизни на Земле. (Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.)

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. (наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор.)

Результат эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

Современные представления об эволюции органического мира.

Вид, его структура и особенности.( Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.)

Видообразование.

Микроэволюция и макроэволюция.

Основные направления эволюции. (Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.)

Влияние человеческой деятельности на процесс эволюции видов. (Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.)

Лабораторные работы. Изменчивость - общее свойство организмов. Виды изменчивости организмов. Статистические закономерности изменчивости, Приспособленность организмов к среде обитания. Доказательства эволюции растений и животных.

7. Происхождение человека (антропогенез) (7 ч)

Место и особенности человека в системе органического мира.

Доказательства эволюционного происхождения человека. (Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.)

Этапы эволюции человека. Человек разумный. Биосоциальная сущность вида Человек разумный. Человеческие расы, их родство и происхождение. (Человек как единый биологический вид, Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного.)

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. (8 ч)

Среда источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. (Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная почвенная, другие организмы как среда обитания. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные, Основные закономерности действия факторов среды на организмы. )

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. ((на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.)

Биотические связи в природе.

Популяция. Функционирование популяций. (Взаимодействие разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.) Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.)

Характеристика биогеоценоза дубравы. Экосистема. (Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.)

Развитие и смена биогеоценозов. (Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни).) Основные законы устойчивости живой природы.

Биосфера - глобальная экосистема. Роль человека в биосфере.(В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.)

Рациональное использование природы и ее охрана. (Последствия деятельности человека в экосистемах.)

Лабораторные работы. Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

9. Заключение. (3 ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.



Резерв - 2 часа.












































Учебно-тематическое планирование




Название темы

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

1

Введение в основы общей биологии

3


2

Признаки живых организмов. Основы учения о клетке

10

Л.р.№1 «Строение клеток растений и животных . Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом. Строение растительной клетки (на примере листа элодеи и кожицы лука). Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.»

Л.р.№2. Опыты по изучению клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание.

Л.р.№3. Воздействие факторов внешней среды на скорость движения цитоплазмы в клетках элодеи.

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

Л.р. № 4 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побеги взрослого растения.»

4

Основы учения о наследственности и изменчивости.

11

Л. р.№5 «Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание»

Л. р.№6 «Решение задач на сцепленное наследование»

Л.р.№7. Отличительные признаки сорта у разных семян гороха, фасоли (или других растений). Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Выявление изменчивости организмов.

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

5


6

Система, многообразие и

эволюция живой природы.

16

Л.р.№8 «Изучение морфологического критерия на примере хвойных растений»

Л.р.№9 «Изучение приспособленности у растений и животных»

Л.р.№10 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

7

Происхождение человека (антропогенез)

7


8

Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

8

Л.р. № 11. «Характеристика одного из природных биоценозов. . Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

Л. р.№12. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Л.р.№13.Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме;

Л.р.№13. Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.



Резерв



Итого

70 часов

13









































Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.






































Литература


· литература для учащихся:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

"Основы общей биологии" М., "Вентана-Граф", 2010 г.

  1. Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по

факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)

  1. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»

(М., «Наука», 1996 год)

  1. Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму

(М., «Просвещение», 1970 год)

· литература для учителя:

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.

  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

  5. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.

  6. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.

  7. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.

  8. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.

  9. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.

10.  Природоведение. Биология.  Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176с.

11.  Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.

12.  Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.

13.  Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.

14.  Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.

15.  Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.

16.  Пономарева И.Н., Корниклова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.





Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к олимпиаде по биологии:

  1. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ - М.; Дро­фа, 1998.

  2. Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999;

  3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.
    –М.; Дрофа, 1991-2001;

  4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10–11 классы, –М: Дрофа, 2006;

  5. Мягкова А. Н. и др. "Биология-8", М.: Просвещение, 1998 и др. издания;

  6. Общая биология. 10-11 кл. / Д.К.Беляев, Н.Н.Воронцов, Г.М.Дымшиц и др.. Под ред. Д.К.Беляева. -М.: Просвещение, 1998-2002;

  7. Пасечник В. В. "Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс", М.: Дрофа, 1997 и другие издания;

  8. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. "Основы общей биологии. 9 класс", М.: Вентана-Граф, 2000 и др. издания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!