№ | Название раздела | Тема урока | Кол-в часов | Планируемые результаты | Практическая/ лабораторная работа | Дата проведения |
по плану | по факту |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Введение (5 ч) | | | | | | | | |
1 | | Зоология - наука о животных | | Иметь представление о многообразии животного мира. Знать основные отличительные признаки животных. Уметь: характеризовать черты многообразия животного мира; объяснять черты сходства и различия животных и растений | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | | | |
2 | | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе | | Знать основные среды жизни и места обитания животных. Уметь приводить примеры местных животных, обитающих в различных средах жизни, характерных для конкретной местности | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Практическая работа№ I «Выявление приспособлений животных к среде обитания»; рабочая тетрадь 1, с. 6, №2, 3; с. 7, №4 | | |
3 | | Классификация животных. Основные систематические группы | | Знать основные таксономические единицы животного мира. Уметь распознавать животных различных таксономических групп; объяснять классификацию животных и её значение | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
4 | | Влияние человека на животных | | Знать животных, исчезнувших в результате деятельности человека. Уметь: описывать меры охраны редких животных; давать характеристику роли животных в природных сообществах | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | | | |
5 | | Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных» | | Уметь: обобщать знания и умения по теме; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | | | |
| Строение тела животных (3 часа) | | | | | | | | |
6 | | Клетка | | Знать: понятие «цитология»; органоиды растительной и животной клеток. Уметь: характеризовать функции органоидов и частей клетки; выявлять черты сходства и различия растительной и животной клеток | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | | | |
7 | | Ткани | | Знать основные ткани животных и их функции. Уметь: характеризовать разнообразие тканей животных и их типы; обосновывать функции тканей и взаимосвязь процессов жизнедеятельности | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Практическая работа № 2 «Строение клеток и тканей животных»; рабочая тетрадь 1, с. 21, №4, 5 | | |
8 | | Органы и системы органов | | Знать понятие «орган». Уметь: называть системы органов и их взаимосвязь; применять знания о свойствах тканей для объяснения жизнедеятельности органов и всего организма | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | | | |
9 | | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые | | Знать строение одноклеточных животных. Уметь: сравнивать одноклеточных животных с одно- клеточными растениями; доказывать, что клетка амёбы является самостоятельным организмом | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
10 | | Класс Жгутиконосцы | | Знать общие признаки одноклеточных животных. Уметь: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности жгутиковых на примере эвглены зелёной; выявлять черты сходства и различия в строении одноклеточных животных и одно- клеточных растений | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | | | |
11 | | Тип Инфузории, или Ресничные | | Знать общие признаки инфузорий. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки. Распознавать инфузории на таблицах, рисунках, микропрепаратах; сравнивать строение амёбы протей, эвглены зелёной, инфузории туфельки | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Лабораторная работа 1 «Строение и передвижение инфузории туфельки» (учебник, с. 50-51); рабочая тетрадь 1, с. 30, № 1,2 | | |
12 | | Многообразие простейших. Паразитические простейшие | | Знать меры борьбы и профилактики заражения паразитическими одноклеточны- ми животными. Уметь: характеризовать основные типы современных одноклеточных животных; объяснять роль одноклеточных животных в природе и в жизни человека | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | | | |
| | | | | | | | | |
13 | Под царство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (4 ч) | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика | | Знать характерные черты многоклеточных животных. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности кишечно-полостных; обосновывать взаимосвязи строения и жизнедеятельности | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | | | |
14 | | Пресноводная гидра | | Знать виды и значение различных клеток в составе тела гидры. Уметь: объяснять процесс регенерации; сравнивать строение гидры и инфузории туфельки | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
15 | | Морские кишечно-полостные | | Знать происхождение кишечнополостных. Уметь: характеризовать основные классы: Гидроидные, Коралловые полипы, Сцифоидные; выявлять черты сходства кишечнополостных с одноклеточными животными, их основные отличия; применять знания о строении кишечнополостных для сохранения здоровья человека | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. . | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Практическая работа № 3 «Распознавание животных типа Кишечнополостные»; рабочая тетрадь 1, с. 41, № 1; с. 42, №2 | | |
16 | | Зачет 1 по темам «Тип Простейшие» и «Тип Кишечно-полостные» | | Уметь: применять полученные знания при выполнении практических заданий | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | | | |
| Типы: Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви (6 ч) | | | | | | | | |
17 | | Тип Плоские черви. Белая планария (класс Ресничные черви) | | Знать основные признаки плоских червей. Уметь: обосновывать значение плоских червей в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека; распознавать представителей типа плоских червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных; описывать процессы размножения и регенерация | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Практическая работа № 4 «Распознавание животных типа Плоские черви»; рабочая тетрадь 1, с. 48, № 1, 2; с. 49, № 4 | | |
18 | | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни | | Знать основные черты приспособленности паразитических плоских червей к жизни в других организмах. Уметь: характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности плоских паразитических червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Практическая работа № 5 «Выявление приспособлений к среде обитания у плоских червей»; рабочая тетрадь 1, с. 53, № 5, 6 | | |
19 | | Тип Круглые черви. Класс Нематоды | | Знать основные признаки круглых червей, их приспособленность к жизни в других организмах. Уметь: выявлять особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей и плоских червей; применять знания о строении и жизнедеятельности паразитических круглых червей для борьбы с ними и профилактики заражения | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. . | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Практическая работа № 6 «Распознавание животных типа Круглые черви»; рабочая тетрадь 1, с. 54, № 1 | | |
20 | | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые | | Знать основные признаки кольчатых червей. Уметь: характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности; распознавать и описывать представителей многощетинковых кольчатых червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кольчатых червей | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Лабораторная работа 2 «Внешнее строение, передвижение, раздражимость» (учебник, с. 89); рабочая тетрадь 1, с. 58, №3,4 | | |
21 | | Класс Малощетинковые черви | | Знать приспособления для жизни в почве. Уметь: обосновывать значение малощетинковых кольчатых червей в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; выявлять черты сходства и различия в строении плоских, круглых и кольчатых червей | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Лабораторная работа 3 «Внутреннее строение дождевого червя» (учебник, с. 91); рабочая тетрадь I, с. 59, № 1; с. 60, № 3 | | |
22 | | Зачёт 2 по теме «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» | | Уметь: выявлять черты сходства и различия плоских, круглых и кольчатых червей; применять на практике полученные знания для решения практических задач | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | | | |
| Тип Моллюски (4 ч) | | | | | | | | |
23 | | Общая характеристика типа Моллюски | | Знать отличительные признаки типа Моллюски. Уметь: приводить примеры наиболее распространённых видов моллюсков своей местности; характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности моллюсков в связи со средой их обитания; обосновывать значение моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Практическая работа № 6 «Распознавание животных типа Моллюски»; рабочая тетрадь 1, с. 67, №4 | | |
24 | | Класс Брюхоногие моллюски | | Знать отличительные признаки класса Брюхоногих моллюсков, представителей. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания; обосновывать значение брюхоногих моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-ледственные связи, делать обобщения и выводы). | Практическая работа № 7 «Определение принадлежности моллюсков к классам»; рабочая тетрадь 1, с. 68, № 2; с. 69, №4 | | |
25 | | Класс Двустворчатые моллюски | | Знать отличительные признаки двустворчатых моллюсков. Уметь: характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности; обосновывать значение двустворчатых моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Лабораторная работа 4 «Определение принадлежности моллюсков к классам» (учебник, с. 107); рабочая тетрадь 1, с. 70-71, № 1-3 (внешнее строение раковин); с. 72, № 5 | | |
26 | | Класс Головоногие моллюски. Обобщающий урок по теме «Тип Моллюски» | | Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности головоногих моллюсков в связи со средой их обитания | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | | | |
| Тип Членистоногие (8 ч) | | | | | | | | |
27 | | Класс Ракообразные | | Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Ракообразные. Уметь: обосновывать черты приспособленности ракообразных к средам обитания; распознавать животных типа Членистоногие; сравнивать членистоногих с кольчатыми червями | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Практическая работа № 7 «Распознавание животных типа Членистоногие» (внешнее строение и приспособления ракообразных)»; рабочая тетрадь 1, с. 79, № 1; с. 80, №2; с. 81-82, №4 | | |
28 | | Класс Паукообразные | | Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Паукообразные. Уметь: обосновывать черты приспособленности паукообразных к средам обитания; объяснять значение паукообразных в природе и в жизни человека; называть особенности класса паукообразных | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
29 | | Класс Насекомые. Внешнее строение | | Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Насекомые. Уметь: обосновывать черты приспособленности насекомых к средам обитания; описывать поведение насекомых; выявлять черты сходства и различия видов насекомых | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Лабораторная работа 5 «Внешнее строение насекомого», учебник, с. 127; рабочая тетрадь 1, с. 85-86, № 1,2 | | |
30 | | Класс Насекомые. Внутреннее строе-ние | | Уметь: объяснять взаимосвязь строения и функций систем органов насекомых; сравнивать внутреннее строение насекомых и паукообразных | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
31 | | Типы развития и многообразие насекомых | | Знать характеристику основных отрядов насекомых. Уметь: характеризовать типы развития насекомых; называть отличительные черты представителей различных отрядов насекомых | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | | | |
32 | | Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых | | Знать значение общественных насекомых в природе и в жизни человека. Уметь давать характеристику общественным насекомым, их отличительным чертам | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
33 | | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека | | Знать: особенности насекомых-вредителей; меры борьбы с насекомыми-вредителями и с переносчиками заболеваний человека | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. . | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | | | |
34 | | Зачёт 3 по теме «Тип Моллюски» и «Тип Членистоногие» | | Уметь применять полученные знания при решении тестовых задач | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | | | |
| Тип Хордовые (33 ч) | | | | | | | | |
| Подтип Бесчерепные (1 ч) | | | | | | | | |
35 | | Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные | | Знать: общие признаки хордовых животных; особенности строения и жизнедеятельности ланцетника; усложнение строения хордовых в сравнении с беспозвоночными. Уметь: делать выводы о родстве низших хордовых с позвоночными животными | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Практическая работа № 8 «Распознавание животных типа Хордовые»; рабочая тетрадь 2, с. 3-5, № 1,2,4 | | |
| Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч) | | | | | | | | |
36 | | Подтип Черепные. Надкласс Рыбы | | Знать: внешнее строение рыб; особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде. Уметь давать систематическую характеристику надкласса Рыбы | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Лабораторная работа 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» (учебник, с. 154); рабочая тетрадь 2, с. 5-6, № 1,3 | | |
37 | | Внутреннее строение костистой рыбы | | Знать особенности обмена веществ рыб. Уметь: объяснять значение плавательного пузыря; делать выводы о чертах усложнения организации костных рыб по сравнению с ланцетниками | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | | | |
38 | | Особенности размножения рыб | | Знать: определение термина «нерест»; особенности размножения и развития рыб. Уметь: объяснять миграции рыб; выявлять взаимосвязь между числом отложенных икринок и заботой о потомстве у рыб | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
39 | | Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы | | Знать: черты приспособленности рыб к разным условиям и определённым местам обитания; черты сходства и различия у представителей различных видов рыб. Уметь: распознавать и описывать рыб водоёмов своей местности; сравнивать различные отряды костистых рыб | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Практи-ческая работа № 9 «Определение принадлежности рыб к определённой систематической группе»; рабочая тетрадь 2, с. 15-16, №4, 5 | | |
40 | | Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме «Надкласс Рыбы» | | Уметь: обосновывать необходимость охраны рыб и рационального ведения рыбоводства; объяснять значение акклиматизации рыб | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | | | |
| Класс Земноводные или Амфибии (5 ч) | | | | | | | | |
41 | | Среда обитания и строение тела зем-новодных | | Знать общие черты класса Земноводные; особенности внешнего строения земноводных и процессы их жизнедеятельности. Уметь: объяснять приспособления земноводных к жизни на суше; сравнивать скелет земноводных и костистых рыб | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Практическая работа№ 10 «Изучение внешнего строения лягушки» | | |
42 | | Строение и функции систем внутренних органов земноводных | | Знать строение систем органов земноводных; особенности строения земноводных в связи с жизнью и на суше, и в воде. Уметь: выявлять черты сходства и различия земноводных и рыб; характеризовать особенности жизнедеятельности земноводных | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
43 | | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных | | Знать годовые жизненные циклы земноводных, их размножение и развитие. Уметь: делать выводы о происхождении земноводных; сравнивать размножение и развитие рыб и земноводных | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | | | |
44 | | Многообразие и значение земноводных | | Уметь: применять полученные знания для охраны земноводных; отличать хвостатых земноводных от бесхвостых | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). | Практическая работа № 11 «Выявление приспособлений земно водных к среде обитания»; рабочая тетрадь 2, с. 29, №4 | | |
45 | | Зачет 4 по теме «Класс Земноводные» | | Уметь применять полученные знания при решении практических задач | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | | | |
| Класс Пресмыкающиеся или Рептилии (4 ч) | | | | | | | | |
46 | | Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы) | | Знать особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни. Уметь: выявлять общие черты представителей класса Рептилии; обосновывать черты сходства и различия прыткой ящерицы и гребенчатого тритона | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | | | |
47 | | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся | | Уметь: выявлять черты сходства и различия у рептилий и амфибий; делать вывод о чертах усложнения организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
48 | | Многообразие пресмыкающихся | | Знать систематические группы рептилий. Уметь: приводить примеры многообразия пресмыкающихся; характеризовать основные отряды; сравнивать змей и ящериц | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | | | |
49 | | Значение пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся | | Уметь: называть причины вымирания древних пресмыкающихся; характеризовать роль пресмыкающихся в природе | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | | | |
| Класс Птицы (8 ч) | | | | | | | | |
50 | | Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц | | Знать особенности внешнего строения птиц, указывающие на их родство с пресмыкающимися. Уметь называть черты приспособленности внешнего строения птиц к полёту | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Лабораторная работа 8 «Внешнее строение птиц. Перьевой покров и различные типы перьев» в учебнике на с. 209-210; рабочая тетрадь 2, с. 45-46, №1,2 | | |
51 | | Опорно-двигательная система птиц | | Знать особенности строения скелета и мускулатуры птиц в связи с полётом. Уметь: находить взаимосвязь строения отделов скелета и их функций; черты сходства и различия скелета и мышц птиц и пресмыкающихся | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). | Лабораторная работа 9 «Строение скелета птицы» (учебник, с. 212); рабочая тетрадь 2, с. 47, № 4 | | |
52 | | Внутреннее строение птиц | | Уметь: выявлять черты сходства и различия во внутреннем строении и обмене веществ птиц и рептилий; объяснять усложнение поведения птиц по сравнению с рептилиями | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | | | |
53 | | Размножение и развитие птиц | | Знать строение яйца и развитие зародыша птицы, виды гнезд птиц. Уметь: находить черты сходства и различия в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся; сравнивать птиц с разным типом развития птенцов | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | | | |
54 | | Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц | | Уметь видеть, как сезонные явления влияют на жизнь птиц | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-ледственные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
55 | | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц | | Знать основные систематические и экологические группы птиц | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. . | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Практическая работа № 12 «Выявление приспособлений птиц к среде обитания»; рабочая тетрадь 2, с. 56, № 3-4; с. 55, №2 | | |
56 | | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц | | Знать о системах мероприятий по охране птиц. Уметь: описывать домашних птиц; делать выводы о происхождении птиц | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Практическая работа № 13 «Распознавание домашних птиц»; рабочая тетрадь 2, с. 56, №4 | | |
57 | | Зачет 5 по теме «Класс Птицы» | | Уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | | | |
| Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч) | | | | | | | | |
58 | | Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих | | Знать общие черты класса Млекопитающие; особенности внешнего строения. Уметь: выявлять черты сходства и различия во внешнем строении пресмыкающихся и млекопитающих; описывать строение кожи | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Практическая работа № 14 «Изучение внешнего строения млекопитающих»; рабочая тетрадь 2, с. 64, № 1; с. 65, №2 | | |
59 | | Внутреннее строение млекопитающих | | Знать особенности строения скелета и мускулатуры, нервной системы млекопитающих. Уметь называть особенности строения опорно-двигательной системы | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Лабораторная работа 10 в учебнике, с. 249 («Скелет млекопитающих») | | |
60 | | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл | | Уметь характеризовать размножение и развитие млекопитающих, их годовой жизненный цикл, особенности заботы о потомстве | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
61 | | Происхождение и многообразие млекопитающих | | Знать происхождение и многообразие млекопитающих, представителей первозверей и сумчатых. Уметь обосновывать биологические особенности первозверей и сумчатых | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | | | |
62 | | Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные | | Знать основные отряды млекопитающих | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
63 | | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные | | Уметь называть черты приспособленности представителей различных отрядов к средам обитания | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | | | |
64 | | Отряд Приматы | | Знать основных представителей отряда Приматы; биологические особенности представителей отряда Приматы. Уметь выявлять черты сходства и различия человекообразных обезьян и человека | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы). | | | |
65 | | Экологические группы млекопитающих | | Знать основные экологические группы млекопитающих. Уметь характеризовать приспособления млекопитающих к жизни в различных средах обитания | Метапредметные: Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | | | |
66 | | Значение млекопитающих для человека | | Знать основные виды домашних животных, определение понятий «порода», «промысел». Уметь отличать породы домашних животных друг от друга | Метапредметные: Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Личностные: Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Практическая работа № 15 «Распознавание домашних животных»; рабочая тетрадь 2, с. 82-83, № 1, 5 | | |
67 | | Зачет 7 по теме «Класс Млекопитающие» | | Уметь применять полученные знания при решении практических задач | Метапредметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. | Личностные: Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | «Подведем итоги»: раба-чая тетрадь 2, с. 83-87, № 1-5 | | |
| Развитие животного мира (1 ч) | | | | | | | | |
68 | | Доказательства эволюции животного мира. Основные этапы развития животного мира на Земле | | Знать факторы эволюции, основные этапы развития животного мира. Уметь приводить доказательства родства и усложнения организации высших позвоночных животных по сравнению с низшими | Метапредметные: Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СО, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | | | |