Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Беляевская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор школы ___________О.А.Пустобаева
Приказ № ___ от ____ 2016год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
5 класс
Серженко Татьяны Павловны
Предмет биология
Класс 5 а, 5б
МО география - биология
Учебный год 2016-2017
Рекомендовано решением педагогического совета МБОУ «Беляевская СОШ»
Протокол № ____ от ____ 2016г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана для 5 классов на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937); ООП ООО МБОУ «Беляевская СОШ»; авторской программы по биологии под редакцией С.Н.Новиковой и Н.И. Романовой; учебного плана МБОУ «Беляевская СОШ» на 2016 – 2017 учебный год; локального акта МБОУ «Беляевская СОШ» «Положение о разработке рабочих программ».
Учебный предмет «Биология».В состав УМК входит:
- Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс» / Плешаков А.А., Введенский Э.Л.. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 128 с.
- Рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А., Введенского Э.Л.. «Биология. Введение в биологию» учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / С.Н. Новикова, Н.И. Романова.
Настоящая программа составлена на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы. Программа рассчитана на 35 учебные недели.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса).
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Обучающиеся должны знать:
основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
принципы современной классификации живой природы;
основные характеристики царств живой природы;
клеточное строение живых организмов;
основные свойства живых организмов;
типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Обучающиеся должны уметь:
работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
проводить наблюдения и описания природных объектов;
составлять план простейшего исследования;
сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
составлять цепи питания в природных сообществах;
распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.
Ученик научится:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Ученик получит возможность научиться:
- определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный.
3. Перечень тем учебного предмета
№ п/п | Глава | количество часов |
-
| Введение | 2 |
-
| Мир биологии | 18 |
-
| Организм и среда обитания | 15 |
| ИТОГО: | 35 |
4.Содержание учебного предмета
Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.
Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Резерв учебного времени целесообразно использовать на увеличение в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Введение (2 ч)
Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.
Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).
Персоналии: Жан Анри Фабр.
Глава 1. Мир биологии (18 ч)
История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.
Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.
Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.
Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)
Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.
Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.
Резерв 1 ч
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Фактич | Тема занятия | Планируемые результаты обучения |
личностные | метапредметные | предметные |
1 | 05.09 | | Введение Науки о природе | Развитие навыков обучения | Систематизировать и обобщать разумные виды информации | Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни |
2 | 12.09 | | Методы изучения природы | Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты | Характеризовать методы биологических исследований |
3 | 19.09 | | Что изучает биология | Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Знать разделы биологии, какая наука что изучает |
4 | 26.09 | | Из истории биологии | Формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека | Составлять план выполнения учебной задачи. | Знать ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. |
5 | 03.10 | | Входная диагностика К/Р. №1 | Познавательный интерес к естественным наукам | умение работать с КИМами. | Знать разделы биологии, объект их изучения, вклад ученых биологов в развитие науки, методы изучения. |
6 | 10.10 | | Экскурсия в мир клеток. Л/Р№1 «Строение растительной и животной клетки» | Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты | Знать основные органоиды клетки, узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки |
7 | 17.10 | | Как классифицируют организмыЛ/Р№2 «Классификация растений» | Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Составлять план выполнения учебной задачи | Знать единицы классификации, знать схему классификации организмов |
8 | 21.10 | | Живые царства. Бактерии | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ | Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам | Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов |
9 | 07.11 | | Живые царства. ГрибыЛ/Р№3 «Внешнее строение грибов» | Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов | Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам | Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания |
10 | 14.11 | | Живые царства. Растения.Л/Р№4 «Внешнее строение растений» | Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов | Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам | Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания |
11 | 21.11 | | Живые царства. Животные.Л/Р№5 «Внешнее строение рыбы» | Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов | Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам | Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания |
12 | 28.11 | | Обобщение знаний по теме «Живые царства»К/Р. №2 | Формирование ответственного отношения к обучению | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Знать строение и жизнедеятельность живых организмов разных царств |
13 | 05.12 | | Жизнь начинается | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ | Составлять план выполнения учебной задачи | Знать названия и строение женских и мужских половых клеток. |
14 | 12.12 | | Жизнь продолжается | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ | Составлять план выполнения учебной задачи | Знать размножение простейших; знать способы размножения растений и животных; уметь наблюдать за развитием комнатных растений и домашних животных. |
15 | 19.12 | | Почему дети похожи на родителей | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ | Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту | Знать строение ядра клетки; уметь по фотографиям различать сходство черты внешности родителей и старшего поколения. |
16 | 26.12. | | Нужны все на свете | Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов | Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту | Знать роль бактерий, грибов, растений и животных в природе; знать основные звенья круговорота веществ. |
17 | 16.01 | | Как животные общаются между собой | Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов | Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту | Знать способы общения животных и роль звуков в жизни животных; уметь наблюдать за общением животных в природе и дома |
18 | 23.01 | | Биология и практика | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ | Участвовать в совместной деятельности | Знать роль биологии в сельском хозяйстве, медицине, в повседневной жизни; уметь на рисунках, таблицах различать съедобные и ядовитые растения, грибы. |
19 | 30.01 | | Биологи защищают природу | Формирование познавательных интересов и мотивов, осознания ценности живых объектов | Участвовать в совместной деятельности | Знать основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; уметь объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу. |
20 | 06.02 | | Биология и здоровье | Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни | Участвовать в совместной деятельности | Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др; уметь обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы, соблюдать правила поведения в природе, различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных, вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. |
21 | 13.02 | | Живые организмы и наша безопасность | Формирование познавательных интересов и мотивов, осознания ценности здоровья своего организма | Участвовать в совместной деятельности | Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, простейшие способы оказания первой помощи при отравлениях, укусах и уколов ядовитых животных и др; уметь обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы, соблюдать правила поведения в природе, различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных. |
22 | 20.02 | | Обобщающие знаний по теме «Мир биологии»К/Р. №3 | Формирование ответственного отношения к обучению | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Знать строение и жизнедеятельность живых организмов |
3. Организм и среда обитания 5 ч. |
23 | 27.02 | | Водные обитатели | Формировать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их. | Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту | Знать среду обитания и представителей живых организмов |
24 | 06.03 | | Между небом и землёй | Формировать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их. | Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту | Знать среду обитания и представителей живых организмов, уметь сравнивать различные среды обитания |
25 | 13.03 | | Кто в почве живёт | Формировать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их. | Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту | Знать среду обитания и представителей живых организмов, уметь сравнивать различные среды обитания |
26 | 20.03 | | Кто живёт в чужих телах | Формировать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их. | Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту | Знать основные среды обитания живых организмов, уметь сравнивать различные среды обитания |
27 | 03.04 | | Обобщающий урок по теме «Три среды обитания» К/Р№4 | Формирование ответственного отношения к обучению | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Знать строение и жизнедеятельность живых организмов |
28 | 10.04 | | Экологические факторы | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ | Составлять план выполнения учебной задачи | Знать группы экологических факторов, знать приспособление живых организмов к абиотическим факторам неживой природы. |
29 | 17.04 | | Экологические факторы: биотические и антропогенные | Формировать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их. | Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту | Знать экологические факторы живой природы; Знать какое положительное воздействие оказывает человек на природу. |
30 | 24.04 | | Природные сообщества | Формировать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их. | Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту | Знать экологические факторы живой природы; знать природное сообщество, экосистемы и группы организмов присутствуют в них; уметь приводить примеры цепи питания леса, парка, огорода и т.д. |
31 | 08.05 | | Жизнь в Мировом океане | Формирование основ экологической культуры | Находить и использовать причинно-следственные связи | Уметь выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям, приводить примеры обитателей морей и океанов |
32 | 15.05 | | Путешествие по материкам | Формирование основ экологической культуры | Находить и использовать причинно-следственные связи | Уметь характеризовать условия жизни в различных средах обитания |
33 | 22.05 | | Обобщение знаний по теме «Организм и среда обитания» К/Р №5 | Формирование ответственного отношения к обучению | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Знать строение и жизнедеятельность живых организмов |
34 | 29.05 | | Итоговый тест К/Р№6 | Формирование ответственного отношения к обучению | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Знать строение и жизнедеятельность живых организмов |
35 | 29.05 | | Урок коррекции знаний | | | |
Оценочные материалы
Входной и итоговый контроль
Входной контроль. Тест №1. Вариант 1.
Часть А. выберите один ответ из предложенных.
А1. Наука о живой природе носит название:1. Физика2. Химия3. Биология4. География
А2. Имя учёного, который первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством:1. Аристотель2. Теофраст3. К. Линней4. Ч. Дарвин
А3. Имя учёного, который сдал каждому организму название, состоящее из двух слов:
1. Аристотель2. Теофраст3. К. Линней4. Ч. Дарвин
А4. Наука о бактериях:1. Ботаника 2. Зоология 3. Биология4.Микробиология
А5. Имя учёного, который создал учение о биосфере:
1. Аристотель2. В .И. Вернадский3. Н. И. Вавилов4. Ч. Дарвин
А6. Метод изучения природы, применяемый в лаборатории с использованием микроскопа:
1. Наблюдение2. Эксперимент3. Описание
А7. Какие из этих организмов относятся к царству растений? 1. Жук 2. Гриб – боровик 3. Дуб 4. Окунь
А8. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название 1. Разглядывание 2. Измерение 3. Наблюдение 4. Экспериментирование.
А 9. Ч. Дарвин 1. Открыл кровообращение 2.Создал учение о строении Вселенной 3. Объяснил происхождение видов растений и животных 4.Начал изучать наследственность
Задания уровня В
В 1. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают.
ОРГАНИЗМЫ НАУКИ
А) ромашка 1) ботаника
Б) опята 2) зоология 3) грибы
В) сосна
Г) окунь Д) ворона Е) мухомор
В2. Какие утверждения верны?
Найдите неверные утверждения, запишите их в исправленном виде.
Зоология - наука о грибах.
Массу измеряют в килограммах.
Химия изучает вещества и их превращения.
Естественные науки изучают жизнь людей, их духовный мир, культуру и экономику.
Астрономия отвечает на вопросы, как возникает эхо, что такое радуга
Ботаника – наука о наследственности.
Р. Гук впервые обнаружил клетки растений в микроскоп.
С2. Какие методы изучения живых организмов применяют в природе, а какие в лаборатории. Приведите примеры.
Входной контроль. Тест №1. Вариант 2.
Часть А. выберите один ответ из предложенных.
А1. Наука о растениях носит название:1. Ботаника 2. Зоология 3. Биология4. Микология
А2. Укажите метод, с помощью которого можно изучать продолжительность зимней спячки у бурого медведя:1. Наблюдение2. Эксперимент3. Измерение
А3. Имя учёного, который создал первую классификацию организмов:
1. Аристотель2. Гарвей 3. К.Линней4. Ч.Дарвин
А4. Наука о животных носит название:1. Ботаника 2. Зоология 3. Биология4. Микология
А5. Имя учёного, который объяснил происхождение живых организмов:
1. Аристотель2. Мендель 3. К.Линней4. Ч.Дарвин
А6. Учение о биосфере создал 1. К.Линней 2. В.Вернадский 3. Ч.Дарвин 4.Ж.А.Фабр
А 7. Какие из этих организмов относятся к царству растений? 1. Жук 2. Гриб – боровик 3. Дуб 4. Окунь
А8. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки, был 1. Ч. Дарвин 2. Р. Гук 3. У. Гарвей 4. К. Линней
А9. Имя учёного, который изучал наследственность организмов:
1. Аристотель2. В.И.Вернадский3. Грегор Мендель4. Ч.Дарвин
Задания уровня В
В 1. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают.
ОРГАНИЗМЫ НАУКИ
А) берёза 1) ботаника
Б) зяблик 2) зоология
В) яблоня
Г) бабочка Д) корова Е) дуб
В2. Какие утверждения верны?
Найдите неверные утверждения, запишите их в исправленном виде.
Анатомия - наука о микроорганизмах.
Температуру измеряют в секундах.
География обозначает «землеописание».
Естественные науки изучают природу.
Физика отвечает на вопросы, как возникает эхо, что такое радуга
Зоология – наука о наследственности.
Р. Гук впервые обнаружил клетки животных в микроскоп.
С1. Как изобретение микроскопа повлияло на изучение природы?
Итоговый контроль (тестирование)
Тест №1
1.Средствами жизни организмов являются:
а) почва, вода, суша, другой организм; б) почва, воздух, море; в) Америка, Европа, Антарктика.
2. Факторами среды являются:
а) определенные условия обитания в природе для живых организмов; б) все, что окружает организм;
в) неживая природа, другие живые организмы и деятельность человека.
3. К фактором живой природы относят:
а) температуру, влажность, свет; б) связи между живыми организмами; в) деятельность человека.
4. Антропогенными факторами являются:
а) вода;б) деятельность человека; в) связи между живыми организмами.
5. Среда обитания – это:
а) все, что окружает организм; б) неживая природа; в) деятельность человека.
6. Жизнь на суше невозможна без:
а) опорных образований; б) воды; в) кислорода.
7. Обитатели наземно-воздушной среды:
а) карась, кит, акула; б) стрекоза, бабочка, птица; в) лягушка, крот, дельфин.
8. К светолюбивым растениям относятся:
а) ландыш, липа, сирень; б) пшеница, василек, клевер; в) луговые травы, ландыш.
9. Теплолюбивые организмы – это:
а) пингвин, белый медведь; б) лягушка, капуста, кактус; в) верблюд, кактус, пингвин.
10. К засухоустойчивым растениям относят:
а) монстеру; б) кактус; в) алоэ.
11. Обитель суши:
а) крот, дождевой червь; б) слепыш, лягушка; в) бабочка, бактерии.
12. Организм является средой обитания для:
а) дождевого червя; б) аскариды; в) комара.
13. Биоценоз – это:
а) группа организмов, совместно обитающих и связанных между собой;
б) определенный вид животного, обитающего на определенной территории;
в) группа организмов, живущих совместно, но не связанных между собой.
14. Экосистема-это
а) группа организмов в совокупности с факторами неживой природы;
б) группа организмов совместно обитающих и связанных между собой.
15. Найти правильную цепь питания:
а) растение - мышь-лиса-клещ; б) клещ- лиса мышь – растение.
Тест №2
1.Средами жизни организмов являются:
а)почва, вода, суша, другой организм; б)почва, воздух, море; в)Америка, Европа, Антарктида.
2.Факторами среды являются:
а)определённые условия обитания в природе для живых организмов; б)всё, что окружает организмы; в)Факторы живой природы.
3.К факторам неживой природы относятся:
а)температура, влажность, свет; б)связи между живыми организмами; в)деятельность человека.
4.Антропогенным фактором является:
а)радиоактивность; б)состав воды; в)деятельность человека.
5.Среда обитания это:
а)всё, что окружает организм; б)неживая природа; в)деятельность человека.
6.Благоприятные условия водной среды для организмов –это:
а)наличие в воде растворённых минеральных веществ; б)недостаток кислорода; в)резкие колебания температур.
7.Обитатели воды:
а)карась, кит, акула; б)дождевой червь, стрекоза, щука; в)лягушка, крот, дельфин.
8.К теневыносливым растениям относятся:
а)ландыш, липа, сирень; б) пшеница, василёк, клевер; в)луговые травы, ландыш.
9Морозостойкие организмы –это:
а) пингвин, белый медведь; б) лягушка, капуста; в) верблюд, кактус.
10.К влаголюбивым растениям относятся:
а) монстеру, б) кактус, в) алоэ.
11.Почва населена многочисленными организмами, так как:
а) организмы находят в ней условия, благоприятные для жизни; б) она плотная ;в) сюда не проникает свет.
12.Организм является средой обитания для:
а) дождевого червя, б) аскариды, в) комара.
13.Биоциноз – это:
а) группа организмов, совместно обитающих и связанных между собой;
б) определённый вид животного, обитающего на определённой территории;
в) группа организмов, живущих совместно, но не связанных между собой.
14.Экосистема – это:
а) группа организмов в совокупности с факторами неживой природы;
б) группа организмов совместно обитающих и связанных между собой.
15.Найдите правильную цепь питания:
а) растение - мышь лиса – клещ; б) мышь - растение – лиса – клещ; в) клещ – лиса – мышь – растение.
Проверил – зам. директора по УВР_____________________ Гриценко Л.И.
24