СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии  разработана для  5 классов на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного  приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.  № 1897 (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937); ООП ООО МБОУ «Беляевская СОШ»;  авторской программы  по биологии под редакцией С.Н.Новиковой и  Н.И. Романовой; учебного плана МБОУ «Беляевская СОШ» на 2016 – 2017 учебный год; локального акта  МБОУ «Беляевская СОШ» «Положение о разработке рабочих программ».

 

Учебный предмет «Биология».В состав УМК входит:

- Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс» /  Плешаков А.А., Введенский Э.Л.. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 128 с.

- Рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А., Введенского Э.Л.. «Биология. Введение в биологию» учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / С.Н. Новикова, Н.И. Романова.

Настоящая программа составлена на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы.  Программа рассчитана на 35 учебные недели. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Беляевская средняя общеобразовательная школа»





«Утверждаю»

Директор школы ___________О.А.Пустобаева

Приказ № ___ от ____ 2016год






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии


5 класс


Серженко Татьяны Павловны



Предмет биология

Класс 5 а, 5б

МО география - биология

Учебный год 2016-2017





Рекомендовано решением педагогического совета МБОУ «Беляевская СОШ»

Протокол № ____ от ____ 2016г.




1.Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии разработана для 5 классов на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937); ООП ООО МБОУ «Беляевская СОШ»; авторской программы по биологии под редакцией С.Н.Новиковой и  Н.И. Романовой; учебного плана МБОУ «Беляевская СОШ» на 2016 – 2017 учебный год; локального акта МБОУ «Беляевская СОШ» «Положение о разработке рабочих программ».


Учебный предмет «Биология».В состав УМК входит:

- Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс» / Плешаков А.А., Введенский Э.Л.. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 128 с.

- Рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А., Введенского Э.Л.. «Биология. Введение в биологию» учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / С.Н. Новикова, Н.И. Романова.

Настоящая программа составлена на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы. Программа рассчитана на 35 учебные недели.

2.Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса).

Личностные результаты:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  1. умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планиро­вать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять кон­троль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  1. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отноше­нию к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  2. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегриро­ваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; уме­ние адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  1. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

  1. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Обучающиеся должны знать:

  • основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

  • принципы современной классификации живой природы;

  • основные характеристики царств живой природы;

  • клеточное строение живых организмов;

  • основные свойства живых организмов;

  • типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

  • приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологи­ческих факторов;

  • правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

  • проводить наблюдения и описания природных объектов;

  • составлять план простейшего исследования;

  • сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;

  • давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;

  • составлять цепи питания в природных сообществах;

  • распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.

Ученик научится:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Ученик получит возможность научиться:

- определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный.

3. Перечень тем учебного предмета


п/п

Глава

количество часов

Введение

2

Мир биологии

18

Организм и среда обитания

15


ИТОГО:

35


4.Содержание учебного предмета

Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях стро­ения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и живот­ных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости полу­чаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сооб­щества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и живот­ным миром материков планеты.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в ис­следовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Резерв учебного времени целесообразно использовать на увеличение в преподавании доли развиваю­щих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических техноло­гий. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от сущес­твующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Введение (2 ч)

Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.

Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).

Персоналии: Жан Анри Фабр.

Глава 1. Мир биологии (18 ч)

История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.

Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классифика­ции: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, спер­матозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; орга­низмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.

Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются эко­логическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотноше­ний друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей пла­неты и кем населены воды Мирового океана.

Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологи­ческие факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.

Резерв 1 ч




Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Фактич

Тема занятия

Планируемые результаты обучения

личностные

метапредметные

предметные

1

05.09


Введение

Науки о природе


Развитие навыков обучения

Систематизировать и обобщать разумные виды информации

Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

2

12.09


Методы изучения природы


Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты

Характеризовать методы биологических исследований

3

19.09


Что изучает биология

Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Знать разделы биологии, какая наука что изучает

4

26.09


Из истории биологии

Формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека

Составлять план выполнения учебной задачи.

Знать ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

5

03.10


Входная диагностика К/Р. №1

Познавательный интерес к естественным наукам

умение работать с КИМами.

Знать разделы биологии, объект их изучения, вклад ученых биологов в развитие науки, методы изучения.

6

10.10


Экскурсия в мир клеток.

Л/Р№1 «Строение растительной и животной клетки»

Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты

Знать основные органоиды клетки, узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки

7

17.10


Как классифицируют организмыЛ/Р№2 «Классификация растений»

Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Составлять план выполнения учебной задачи

Знать единицы классификации, знать схему классификации организмов

8

21.10


Живые царства. Бактерии



Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ

Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам

Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов

9

07.11


Живые царства. ГрибыЛ/Р№3 «Внешнее строение грибов»



Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов

Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам

Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания

10

14.11


Живые царства. Растения.Л/Р№4 «Внешнее строение растений»

Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов

Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам

Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде

обитания

11

21.11


Живые царства. Животные.Л/Р№5 «Внешнее строение рыбы»




Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов

Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам

Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания

12

28.11


Обобщение знаний по теме «Живые царства»К/Р. №2

Формирование ответственного отношения к обучению

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Знать строение и жизнедеятельность живых организмов разных царств

13

05.12


Жизнь начинается

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ

Составлять план выполнения учебной задачи

Знать названия и строение женских и мужских половых клеток.

14

12.12


Жизнь продолжается

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ

Составлять план выполнения учебной задачи

Знать размножение простейших; знать способы размножения растений и животных; уметь наблюдать за развитием комнатных растений и домашних животных.

15

19.12


Почему дети похожи на родителей

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ

Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

Знать строение ядра клетки; уметь по фотографиям различать сходство черты внешности родителей и старшего поколения.

16

26.12.


Нужны все на свете

Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов

Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

Знать роль бактерий, грибов, растений и животных в природе; знать основные звенья круговорота веществ.

17

16.01


Как животные общаются между собой

Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов

Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

Знать способы общения животных и роль звуков в жизни животных; уметь наблюдать за общением животных в природе и дома

18

23.01


Биология и практика

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ

Участвовать в совместной деятельности

Знать роль биологии в сельском хозяйстве, медицине, в повседневной жизни; уметь на рисунках, таблицах различать съедобные и ядовитые растения, грибы.

19

30.01


Биологи защищают природу

Формирование познавательных интересов и мотивов, осознания ценности живых объектов

Участвовать в совместной деятельности

Знать основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; уметь объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

20

06.02


Биология и здоровье

Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни

Участвовать в совместной деятельности

Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др; уметь обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы, соблюдать правила поведения в природе, различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных, вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

21

13.02


Живые организмы и наша безопасность

Формирование познавательных интересов и мотивов, осознания ценности здоровья своего организма

Участвовать в совместной деятельности

Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, простейшие способы оказания первой помощи при отравлениях, укусах и уколов ядовитых животных и др; уметь обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы, соблюдать правила поведения в природе, различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.

22

20.02


Обобщающие знаний по теме «Мир биологии»К/Р. №3

Формирование ответственного отношения к обучению

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Знать строение и жизнедеятельность живых организмов

3. Организм и среда обитания 5 ч.

23

27.02


Водные обитатели

Формировать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их.

Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

Знать среду обитания и представителей живых организмов

24

06.03


Между небом и землёй

Формировать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их.

Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

Знать среду обитания и представителей живых организмов, уметь сравнивать различные среды обитания

25

13.03


Кто в почве живёт

Формировать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их.

Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

Знать среду обитания и представителей живых организмов, уметь сравнивать различные среды обитания

26

20.03


Кто живёт в чужих телах

Формировать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их.

Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

Знать основные среды обитания живых организмов, уметь сравнивать различные среды обитания

27

03.04


Обобщающий урок по теме «Три среды обитания»

К/Р№4

Формирование ответственного отношения к обучению

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Знать строение и жизнедеятельность живых организмов

28

10.04


Экологические факторы

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ

Составлять план выполнения учебной задачи

Знать группы экологических факторов, знать приспособление живых организмов к абиотическим факторам неживой природы.

29

17.04


Экологические факторы: биотические и антропогенные

Формировать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их.

Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

Знать экологические факторы живой природы; Знать какое положительное воздействие оказывает человек на природу.

30

24.04


Природные сообщества

Формировать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и устранять их.

Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

Знать экологические факторы живой природы; знать природное сообщество, экосистемы и группы организмов присутствуют в них; уметь приводить примеры цепи питания леса, парка, огорода и т.д.

31

08.05


Жизнь в Мировом океане

Формирование основ экологической культуры

Находить и использовать причинно-следственные связи

Уметь выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям,  приводить примеры обитателей морей и океанов

32

15.05


Путешествие по материкам

Формирование основ экологической культуры

Находить и использовать причинно-следственные связи

Уметь характеризовать условия жизни в различных средах обитания

33

22.05


Обобщение знаний по теме «Организм и среда обитания»

К/Р №5

Формирование ответственного отношения к обучению

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Знать строение и жизнедеятельность живых организмов

34

29.05


Итоговый тест

К/Р№6

Формирование ответственного отношения к обучению

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Знать строение и жизнедеятельность живых организмов

35

29.05


Урок коррекции знаний




Оценочные материалы

Входной и итоговый контроль

Входной контроль. Тест №1. Вариант 1.

Часть А. выберите один ответ из предложенных.

А1. Наука о живой природе носит название:1. Физика2. Химия3. Биология4. География 

А2. Имя учёного, который первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством:1. Аристотель2. Теофраст3. К. Линней4. Ч. Дарвин

А3. Имя учёного, который сдал каждому организму название, состоящее из двух слов:
1. Аристотель2. Теофраст3. К. Линней4. Ч. Дарвин

А4. Наука о бактериях:1. Ботаника 2. Зоология 3. Биология4.Микробиология 

А5. Имя учёного, который создал учение о биосфере:
1. Аристотель2. В .И. Вернадский3. Н. И. Вавилов4. Ч. Дарвин

А6. Метод изучения природы, применяемый в лаборатории с использованием микроскопа:
1. Наблюдение2. Эксперимент3. Описание

А7. Какие из этих организмов относятся к царству растений? 1. Жук 2. Гриб – боровик 3. Дуб 4. Окунь

А8. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название 1. Разглядывание 2. Измерение 3. Наблюдение 4. Экспериментирование.

А 9. Ч. Дарвин 1. Открыл кровообращение 2.Создал учение о строении Вселенной 3. Объяснил происхождение видов растений и животных 4.Начал изучать наследственность

Задания уровня В

В 1. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают.

ОРГАНИЗМЫ НАУКИ

А) ромашка 1) ботаника

Б) опята 2) зоология 3) грибы

В) сосна

Г) окунь Д) ворона Е) мухомор

А

Б

В

Г

Д

Е







В2. Какие утверждения верны?

Найдите неверные утверждения, запишите их в исправленном виде.

  1. Зоология - наука о грибах.

  2. Массу измеряют в килограммах.

  3. Химия изучает вещества и их превращения.

  4. Естественные науки изучают жизнь людей, их духовный мир, культуру и экономику.

  5. Астрономия отвечает на вопросы, как возникает эхо, что такое радуга

  6. Ботаника – наука о наследственности.

  7. Р. Гук впервые обнаружил клетки растений в микроскоп.

С2. Какие методы изучения живых организмов применяют в природе, а какие в лаборатории. Приведите примеры.

Входной контроль. Тест №1. Вариант 2.

Часть А. выберите один ответ из предложенных.

А1. Наука о растениях носит название:1. Ботаника 2. Зоология 3. Биология4. Микология 

А2. Укажите метод, с помощью которого можно изучать продолжительность зимней спячки у бурого медведя:1. Наблюдение2. Эксперимент3. Измерение

А3. Имя учёного, который создал первую классификацию организмов:
1. Аристотель2. Гарвей 3. К.Линней4. Ч.Дарвин

А4. Наука о животных носит название:1. Ботаника 2. Зоология 3. Биология4. Микология 

А5. Имя учёного, который объяснил происхождение живых организмов:
1. Аристотель2. Мендель 3. К.Линней4. Ч.Дарвин

А6. Учение о биосфере создал 1. К.Линней 2. В.Вернадский 3. Ч.Дарвин 4.Ж.А.Фабр

А 7. Какие из этих организмов относятся к царству растений? 1. Жук 2. Гриб – боровик 3. Дуб 4. Окунь

А8. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки, был 1. Ч. Дарвин 2. Р. Гук 3. У. Гарвей 4. К. Линней

А9. Имя учёного, который изучал наследственность организмов:
1. Аристотель2. В.И.Вернадский3. Грегор Мендель4. Ч.Дарвин

Задания уровня В

В 1. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают.

ОРГАНИЗМЫ НАУКИ

А) берёза 1) ботаника

Б) зяблик 2) зоология

В) яблоня

Г) бабочка Д) корова Е) дуб

А

Б

В

Г

Д

Е







В2. Какие утверждения верны?

Найдите неверные утверждения, запишите их в исправленном виде.

  1. Анатомия - наука о микроорганизмах.

  2. Температуру измеряют в секундах.

  3. География обозначает «землеописание».

  4. Естественные науки изучают природу.

  5. Физика отвечает на вопросы, как возникает эхо, что такое радуга

  6. Зоология – наука о наследственности.

  7. Р. Гук впервые обнаружил клетки животных в микроскоп.

С1. Как изобретение микроскопа повлияло на изучение природы?

Итоговый контроль (тестирование)

Тест №1

1.Средствами жизни организмов являются:

а) почва, вода, суша, другой организм; б) почва, воздух, море; в) Америка, Европа, Антарктика.

2. Факторами среды являются:

а) определенные условия обитания в природе для живых организмов; б) все, что окружает организм;

в) неживая природа, другие живые организмы и деятельность человека.

3. К фактором живой природы относят:

а) температуру, влажность, свет; б) связи между живыми организмами; в) деятельность человека.

4. Антропогенными факторами являются:

а) вода;б) деятельность человека; в) связи между живыми организмами.

5. Среда обитания – это:

а) все, что окружает организм; б) неживая природа; в) деятельность человека.

6. Жизнь на суше невозможна без:

а) опорных образований; б) воды; в) кислорода.

7. Обитатели наземно-воздушной среды:

а) карась, кит, акула; б) стрекоза, бабочка, птица; в) лягушка, крот, дельфин.

8. К светолюбивым растениям относятся:

а) ландыш, липа, сирень; б) пшеница, василек, клевер; в) луговые травы, ландыш.

9. Теплолюбивые организмы – это:

а) пингвин, белый медведь; б) лягушка, капуста, кактус; в) верблюд, кактус, пингвин.

10. К засухоустойчивым растениям относят:

а) монстеру; б) кактус; в) алоэ.

11. Обитель суши:

а) крот, дождевой червь; б) слепыш, лягушка; в) бабочка, бактерии.

12. Организм является средой обитания для:

а) дождевого червя; б) аскариды; в) комара.

13. Биоценоз – это:

а) группа организмов, совместно обитающих и связанных между собой;

б) определенный вид животного, обитающего на определенной территории;

в) группа организмов, живущих совместно, но не связанных между собой.

14. Экосистема-это

а) группа организмов в совокупности с факторами неживой природы;

б) группа организмов совместно обитающих и связанных между собой.

15. Найти правильную цепь питания:

а) растение - мышь-лиса-клещ; б) клещ- лиса мышь – растение.

Тест №2

1.Средами жизни организмов являются:

а)почва, вода, суша, другой организм; б)почва, воздух, море; в)Америка, Европа, Антарктида.

2.Факторами среды являются:

а)определённые условия обитания в природе для живых организмов; б)всё, что окружает организмы; в)Факторы живой природы.

3.К факторам неживой природы относятся:

а)температура, влажность, свет; б)связи между живыми организмами; в)деятельность человека.

4.Антропогенным фактором является:

а)радиоактивность; б)состав воды; в)деятельность человека.

5.Среда обитания это:

а)всё, что окружает организм; б)неживая природа; в)деятельность человека.

6.Благоприятные условия водной среды для организмов –это:

а)наличие в воде растворённых минеральных веществ; б)недостаток кислорода; в)резкие колебания температур.

7.Обитатели воды:

а)карась, кит, акула; б)дождевой червь, стрекоза, щука; в)лягушка, крот, дельфин.

8.К теневыносливым растениям относятся:

а)ландыш, липа, сирень; б) пшеница, василёк, клевер; в)луговые травы, ландыш.

9Морозостойкие организмы –это:

а) пингвин, белый медведь; б) лягушка, капуста; в) верблюд, кактус.

10.К влаголюбивым растениям относятся:

а) монстеру, б) кактус, в) алоэ.

11.Почва населена многочисленными организмами, так как:

а) организмы находят в ней условия, благоприятные для жизни; б) она плотная ;в) сюда не проникает свет.

12.Организм является средой обитания для:

а) дождевого червя, б) аскариды, в) комара.

13.Биоциноз – это:

а) группа организмов, совместно обитающих и связанных между собой;

б) определённый вид животного, обитающего на определённой территории;

в) группа организмов, живущих совместно, но не связанных между собой.

14.Экосистема – это:

а) группа организмов в совокупности с факторами неживой природы;

б) группа организмов совместно обитающих и связанных между собой.

15.Найдите правильную цепь питания:

а) растение - мышь лиса – клещ; б) мышь - растение – лиса – клещ; в) клещ – лиса – мышь – растение.






Проверил – зам. директора по УВР_____________________ Гриценко Л.И.

24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!