СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс. Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.В.Иванова. Биология 10-11 классы Москва «Просвещение» 2019

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  биологии для  10  класса  составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

    Рабочая программа  биологии для  10  класса  составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;м

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс. Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.В.Иванова. Биология 10-11 классы Москва «Просвещение» 2019»




Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области

«Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО ЕМЦ_____________ Е.А.Терентьева

«___» ______________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая УКП при ИК-8

_____________ Т.В.Набоева

«___» _______________2020 г.











Рабочая программа

по биологии

10 класс



Разработана Лисенко Ю.В.

учителем биологии

высшей квалификационной категории



















Г.Благовещенск

2020 г




Пояснительная записка



Рабочая программа биологии для 10 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

  • Примерная программа по биологии 10-11 классы.

  • Приказ МО РФ от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказ МО РФ от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»

  • Авторская программа: Программа курса биологии  10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В.Иванова)

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.В.Иванова. Биология 10-11 классы Москва «Просвещение» 2019/20г.

Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

1) формирование системы биологических знаний как компонента

естественнонаучной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Учащийся научится:

■■ раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

■■ понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками:

биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

■■ понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: «клетка», «организм», «вид», «экосистема», «биосфера»;

■■ использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению

биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

■■ формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты их проверки;

■■ сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

■■ обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

■■ приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

■■ распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных)

по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

■■ распознавать популяцию и биологический вид по основным при-

знакам;

■■ описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

■■ объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную

теорию;

■■ классифицировать биологические объекты, на основании одного

или нескольких существенных признаков (типы питания, способы

дыхания и размножения, особенности развития);

■■ объяснять причины наследственных заболеваний;

■■ выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

■■ выявлять морфологические, физиологические, поведенческие

адаптации организмов к среде обитания и действию экологических

факторов;

■■ составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи

питания);

■■ приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия

для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

■■ оценивать достоверность биологической информации, полученной

из разных источников, выделять необходимую информацию для

использования её в учебной деятельности и решении практических задач;

■■ представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы,

графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

■■ оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в

практической деятельности человека и собственной жизни;

■■ объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

■■ объяснять последствия влияния мутагенов;

■■ объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Учащийся получит возможность научиться:

■■ давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности, изменчивости;

■■ характеризовать современные направления в развитии биологии;

описывать их возможное использование в практической деятельности;

■■ сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

■■ решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

■■ решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления

(мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

■■ решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы

наследственности и используя биологическую терминологию и

символику;

■■ устанавливать тип наследования и характер проявления признака

по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

■■ оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей

среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и

целых природных сообществ.


Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение курса общей биологии отводится: 70 часов, в том числе: 10 классе 35 часов, в 11 классе 34 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю.

Учитывая специфику работы школы при ИК, обучение в старших классах продолжается три года (10, 11 и 12 классы), вместо двух лет (10 и 11 классы). По учебному плану ГОКУ АО при ФКУ ИК - 8 на изучение курса общей биологии в 10 классе отводится 70 ч. (2 ч. в неделю), в 11 классе отводится 70 ч. (2ч. в неделю) и в 12 классе 68 ч. (2 ч. в неделю), в группах очной формы обучения, итого 210 ч. вместо 70 ч., отведенных государственной программой.

Общее количество часов увеличено на 140 ч., что способствует увеличению количества часов на изучение наиболее трудных и значимых тем.

В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, добавлены темы: размножение и индивидуальное развитие организмов, так как данные темы рассматриваются в курсе общей биологии 11 классе.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения биологических знаний учащихся в старшем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.


Содержание курса «Общая биология»

10 класс (70 часов)

ТЕМА 1. Введение в биологию (6 часов)

Инструктаж по ТБ.

Предмет и задачи общей биологии. Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании научного мировоззрения. Методы познания живой природы. Объект изучения биологии -биологические системы. Уровни организации живой материи.

СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ – самостоятельная работа


ТЕМА 2. Основы цитологии (27 часов)

События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточное, по­лового процесса. Возникновение растительных и животных клеток. Гипотеза симбиогенеза. Строение и функции прокариотической клетки. Прокариотические клетки, форма и размеры. Строение бактериальной клетки. Место и роль прокариот в биогеоценозах. Строение растительной и животной клетки. Цитоплазма и наружная мембрана эукариотической клетки. ЭПС и рибосомы. Комплекс Гольджи, митохондрии и лизосомы. Цитоскелет и органоиды движения. Клеточное ядро. Хроматином ядра. Принцип естественного отбора. Анаболизм. Реализация наследственной информации - биосинтез белков. Энергетический обмен -катаболизм. Автотрофный тип обмена веществ.


ТЕМА № 3. Обмен веществ в клетке (12 часов)

Анаболизм. Реализация наследственной информации - биосинтез белков Энергетический обмен - катаболизм. Автотрофный тип обмена веществ Жизненный цикл клеток. Клетки в многоклеточном организме

Митоз. Биологический смысл и значение митоза. Неклеточные формы жизни. Вирусы - внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Бактериофаги. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Клеточная теория строения организмов. Матричный характер реакций биосинтеза. Роль ДНК, и-РНК, т-РНК, АТФ, рибосом в биосинтезе белка. Этапы транскрипции: связь РНК-полимеразы с ДНК; инициация цепи РНК, наращивание цепи РНК; . Этапы трансляции: инициация, элонгация, терминация. Локализация специфических ферментов в мембранах митохондрий.

Роль лизосом в подготовительном этапе. Потребность живых организмов в кислороде. Локализация специфических ферментов в мембранах хлоропластов. Особенности организации тилакоидов. Свет - источник энергии для реакций. Биологическое и экологическое значение фотосинтеза.


ТЕМА 4. Размножение и индивидуальное развитие (21час + повторение 4 часа)

Деление клетки. Митоз. Биологическое значение митоза. Формы размножения организмов. Бесполое. Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Развитие половых клеток и оплодотворение у цветковых растений. Обобщающий урок по теме. Индивидуальное развитие организма - онтогенеза. Развитие органов из зародышевых листков. Постэмбриональное развитие. Развитие представлений о сущности жизни и ее возникновении. Современные теории развития жизни.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Общая биология» 10 класс (базовый уровень)

рассчитан на 70 часов

(2 часа в неделю)

п/п

Название раздела



Количество

часов

В том числе

уроков

к/р

с/р

п/р

л/р

1

Введение

6

6


1



2

Основы цитологии

27

27

1

1

1

1

3

Обмен веществ и энергии

12

12

1


1


4

Размножение и индивидуальное развитие

21

21

1




5

Повторение

4

4

1





Итого:

70

70

4

2

2

1


Учебно-методический комплекс

Основная литература:

  • Биология. Методические рекомендации. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Дмитриева Е. А.

  • Биология. Поурочное тематическое планирование. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Дмитриева Е. А.

  • Биология. Тетрадь-тренажер. 10-11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Власова Е. А.

  • Биология. Тетрадь-экзаменатор. 10 - 11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Сорокин В. В.

  • Биология. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В.

  • Общая биология. Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко В. С., Ивановой Т.В., 10-11 классы. Базовый уровень

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

10 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

Часы

Тема

Элементы содержания

Основные виды деятельности

обучающихся

Д/з

Дата

Формы работы

1 0а

10б

В10


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ (6 часов)


1

1

Биология как наука. Место биологии в системе наук.

урок ознакомления с новым материалом

Факты Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формирова­нии научного мировоззрения

Определять темы курса, которые носят мировоз­зренческий характер. Определять место био­логии в системе естест­венных наук. Выделять объект биоло­гического исследования. Осуществлять само­стоятельный поиск био­логической информации. Описывать методы по­знания живых организ­мов.

записи в тетрадях

02.09

01.09

07.09

Беседа

2

1

Методы исследования в биологии.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Факты Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формирова­нии научного мировоззрения. Методы познания живой природы.

Объект изучения биологии -биологические системы.

Давать определение понятию жизнь.

Объяснять проявления иерархического принципа организации живой при­роды.

Объяснять значение для развития биологии под­разделения на уровни организации.

Определять принадлеж­ность биологического объекта к уровню органи­зации жизни.

записи в тетрадях

02.09

01.09

07.09

Беседа,

индивидуальный опрос

3

1

Значение биологии для понимания научной картины мира.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Факты Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формирова­нии научного мировоззрения. Методы познания живой природы.

Объект изучения биологии -биологические системы.

Определять темы курса, которые носят мировоз­зренческий характер. Определять место био­логии в системе естест­венных наук. Выделять объект биоло­гического исследования. Осуществлять само­стоятельный поиск био­логической информации. Описывать методы по­знания живых организ­мов.

записи в тетрадях

09.09

08.09

14.09

Беседа,

индивидуальный опрос

4

1

Сущность жизни и свойства живого.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Жизнь

Факты Уровни организации живой материи.

Принцип Иерархический (многоуров­невый) принцип построения живой природы.


Давать определение понятию жизнь.

Объяснять проявления иерархического принципа организации живой при­роды.

Объяснять значение для развития биологии под­разделения на уровни организации.

Определять принадлеж­ность биологического объекта к уровню органи­зации жизни.

§1, с.8-9,

09.09

08.09

14.09

Беседа,

индивидуальный опрос

5

1

Уровни организации жизни.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Жизнь

Факты Уровни организации живой материи.

Принцип Иерархический (многоуров­невый) принцип построения живой природы.

Давать определение понятию жизнь.

Объяснять проявления иерархического принципа организации живой при­роды. Объяснять значение для развития биологии под­разделения на уровни организации. Определять принадлеж­ность биологического объекта к уровню органи­зации жизни.

§1, с.8-9,

16.09

15.09

21.09

Беседа,

индивидуальный опрос

6

1

Стартовый контроль.

контроль знаний и умений




16.09

15.09

21.09

Тесты по 2 вариантам


ТЕМА 2. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ (27 часов).


7

1

Предмет, задачи и методы цитологии. Значение цитологических исследований

урок ознакомления с новым материалом

Основные понятия Цитология

Факты Клетка - основная структурная и функциональная единица орга­низмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Приводить примеры орга­низмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках зна­чение термина теория.

Объяснять общность проис­хождения растений и животных. Доказывать, что клетка - жи­вая структура.

Самостоятельно формули­ровать определение термина цитология.

Записи в тетрадях,

23.09

22.09

28.09

Беседа,

индивидуальный опрос

8

1

История открытия и изучения клетки. Клеточная теория.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Цитология

Факты Клетка - основная структурная и функциональная единица орга­низмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Теория Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Приводить примеры орга­низмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках зна­чение термина теория. Объяснять общность проис­хождения растений и животных. Доказывать, что клетка - жи­вая структура. Самостоятельно формули­ровать определение термина цитология. Давать оценку значению от­крытия клеточной теории. Использовать лабораторную работу для доказательства вы­двигаемых предположений; ар­гументировать полученные результаты.

Записи в тетрадях,

23.09

22.09

28.09

Беседа,

объяснение

9

1

Химический состав клетки.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Мономер Полимер Биополимер

Факты Уровни организации живой при­роды. Молекулярный уровень как био­логическая система. Универсальность биополимеров. Принцип организации биополи­меров


Приводить примеры биопо­лимеров. Называть:

процессы, происходящие на молекулярном уровне; уровни организации жизни и элементы, образующие уро­вень. Определять принадлежность биологических объектов к уров­ню организации. Выделять группы полимеров и находить различие между ними.

Раскрывать сущность прин­ципа организации биополиме­ров.

Записи в тетрадях,

30.09

29.09

05.10

Беседа, объяснение индивидуальный опрос

10

1

Неорганические вещества клетки: вода.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия неорганические вещества, вода

Факты свойства и функции воды в клетке

Приводить примеры веществ, относящихся к неорганическим веществам; Называть местонахождение их в клетке; Объяснять биологическую роль воды

§2,с.10-11,

30.09

29.09

05.10

Беседа, объяснение индивидуальный опрос

11

1

Неорганические вещества клетки: минеральные соли.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия неорганические вещества, минеральные соли

Факты свойства и функции минеральных веществ

Приводить примеры веществ, относящихся к неорганическим веществам; Называть местонахождение их в клетке; Объяснять биологическую роль минеральных веществ

§2,с.10-11,

07.10

06.10

12.10

Беседа, объяснение индивидуальный опрос

12

1

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Углеводы, моносахара, дисахара, полисахара

Факты свойства углеводов. функции

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам; Называть местонахождение углеводов в клетке; Объяснять биологическую роль углеводов

§3, с.12-13,

07.10

06.10

12.10

Беседа, объяснение индивидуальный опрос

13

1

Липиды и их функции.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Липиды Гормоны

Факты Функции липидов: источник энер­гии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плот­ность меньше воды, нераство­римость в воде.

Объекты липиды живых орга­низмов.

Приводить примеры ве­ществ, относящихся к липидам. Называть: органические вещества клет­ки; клетки, ткани, органы, бога­тые липидами и углеводами. Характеризовать: биологическую роль липидов.

§3, с.12-13,

14.10

13.10

19.10

Беседа, объяснение индивидуальный опрос

14

1

Строение белков.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Белки (протеины, полипепти­ды). Глобула Денатурация

Факты Уровни структурной организа­ции: первичная, вторичная, тре­тичная, четвертичная.

Объекты Молекула белка. Основные понятия Фермент Гормон

Факты Функции белков: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетиче­ская. Нахождение в организме белков выполняющих различные функ­ций.

Называть продукты, богатые белками.

Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: связь, образующую первич­ную структуру белка; вещество - мономер белка. Характеризовать уровни структурной организации бел­ковой молекулы. Описывать механизм дена­турации белка. Определять признак деления белков на простые и сложные. Называть функции белков. Описывать проявление строи­тельной, регуляторной и энер­гетической функций органиче­ских веществ.

Давать определение основ­ным понятиям. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять причины многооб­разия функций белков. Характеризовать проявле­ние функций белков. Объяснять, почему белки редко используются в качестве источника энергии.

§4, с.14-17,

14.10

13.10

19.10

Беседа, работа с учебником, составление таблицы, объяснение учителя

15

1

Функции белков. Л/р №1. «Роль ферментов в клетке».

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Факты Функции белков: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетиче­ская. Нахождение в организме белков выполняющих различные функ­ций.




Определять признак деления белков на простые и сложные. Называть функции белков. Описывать проявление строи­тельной, регуляторной и энер­гетической функций органиче­ских веществ.

Давать определение основ­ным понятиям. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять причины многооб­разия функций белков. Характеризовать проявле­ние функций белков. Объяснять, почему белки редко используются в качестве источника энергии.

§4, с.14-17,

21.10

20.10

26.10

Беседа, работа с учебником, составление таблицы, объяснение учителя

16

1

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Нуклеиновые кислоты

Факты Нуклеиновые кислоты - биопо­лимеры. ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота; РНК - рибо­нуклеиновая кислота. Нуклеотид - мономер нуклеино­вых кислот. Строение нуклеотида: азотистое основание, угле­вод (дезоксирибоза, рибоза, ос­таток фосфорной кислоты). Пространственная структура ДНК - двойная спираль. Нахож­дение ДНК в клетке: ядро, мито­хондрии, пластиды. Виды РНК и нахождение: рибо-сомальные, транспортные, информационные. Функции нуклеиновых кислот.

Давать полное название нук­леиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть нахождение молекулы ДНК в клетке;

мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры. Сравнивать строение моле­кул ДНК и РНК.

§5, с.18-19,

21.10

20.10

26.10

Беседа, работа с учебником, составление таблицы, объяснение учителя

17


Решение задач по молекулярной биологии.

урок применения знаний и умений


Уметь применять знания при решении простейших задач по молекулярной биологии

Записи в тетрадях,


28.10

27.10

09.11

групповая

18

1

АТФ. Витамины.

Промежуточная аттестация

Комбинированный

Основные понятия Макроэргическая связь Факты АТФ - универсальный источник энергии. Процессы Механизм освобождения и вы­деления энергии. Комбинированный урок.

Называть структурные компо­ненты и функцию АТФ. Описывать механизм осво­бождения и выделения энергии. Приводить примеры жиро­растворимых и водораствори­мых витаминов.

Объяснять, почему связи ме­жду остатками фосфорной ки­слоты называются макроэргическими.

Характеризовать: биологическую роль АТФ; роль витаминов в организме.

Записи в тетрадях,

28.10

27.10

09.11

Объяснение уч-ля,

групповая,

с/р

19

1

Строение клетки эукариот: клеточная мембрана

Л/р № 2.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Органоиды Цитоплазма Пищеварительная вакуоль Факты

Строение и функции клеточной мембраны.

Функции клеточной мембраны: защитная, структурная, обеспе­чение связи клеток, избиратель­ный транспорт клеток. Объекты Строение клеточной мембраны: двойной липидный слой, распо­ложение белков.

Распознавать и описывать на таблицах клеточную мем­брану. Называть: способы проникновения ве­ществ в клетку; функции клеточной мембра­ны.

Описывать строение клеточ­ной мембраны.

Характеризовать функции клеточной мембраны. Прогнозировать последст­вия удаления различных орга­ноидов из клетки

Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

§6, с. 20-21, §16, с.40-41,

11.11

10.11

16.11

Индивидуальный опрос, Объяснение уч-ля,


20

1

Ядро.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Диплоидный набор Гаметы Гаплоидный набор Гомологичные хромосомы Кариотип Прокариоты Соматические клетки Эукариоты Хромосомы

ФактыФункции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии.

Расположение и число ядер в клетках различных организмов. Состояния хроматина: хромосо­мы, деспирализованные нити.

Объекты Строение ядра: ядерная оболоч­ка, кариоплазма, хроматин, яд­рышко: Значение образования спор у бактерий.

Условия гибели спор.

Объекты Клетки прокариот.

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строе­ние ядра.

Анализировать содержание предлагаемых в тексте опреде­лений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра.

Объяснять механизм обра­зования хромосом. Определять набор хромосом у различных организмов в га­метах и в соматических клет­ках.

Описывать по таблице: строение клеток прокариот; механизм процесса спорооб­разования у бактерий. Сравнивать строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого срав­нения.

Объяснять значение спор для жизни бактерий.

§11, с. 30-31,

11.11

10.11

16.11

Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

21

1

Строение клетки: цитоплазма, клеточный центр, рибосомы.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Органоиды Цитоплазма

Факты Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибо­сомы, аппарат Гольджи, лизосомы, их структура и функции.

Объекты Эндоплазматическая сеть, рибо­сомы, аппарат Гольджи, лизосомы

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть:

органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Отличать по строению шеро­ховатую от гладкой ЭПС. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последст­вия удаления различных орга­ноидов из клетки.

§7, с. 22-23,

18.11

17.11

23.11

Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

22

1

«Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке». Л/р №1

Комбинированный


Применять на практике полученные знания о строении и функциях клетки

Записи в тетрадях,

18.11

17.11

23.11

Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя групповая работа

23

1

Строение клетки: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Органоиды Цитоплазма Факты Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибо­сомы, аппарат Гольджи, лизосомы, их структура и функции.

Объекты Эндоплазматическая сеть, рибо­сомы, аппарат Гольджи, лизосомы

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть:

органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Отличать по строению шеро­ховатую от гладкой ЭПС. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последст­вия удаления различных орга­ноидов из клетки.

§7, с. 22-23,

25.11

24.11

30.11

Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

24

1

Строение клетки: митохондрии, пластиды, органоиды движения.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Кристы Гоаны

Цитоскелет Центриоль

ФактыОрганеллы цитоплазмы: мито­хондрии, пластиды. Клеточный центр, органоиды движения, кле­точные включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения расти­тельных клеток.

Объекты Митохондрии, пластиды, клеточ­ный центр, органоиды движения, клеточные включения.

Распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточ­ных включений.

Отличать виды пластид рас­тительных клеток. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последст­вия удаления различных орга­ноидов из клетки.

§8, с. 24-25,

25.11

24.11

30.11

Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

25

1

Особенности клеток прокариот. Бактерии и сине -зеленые водоросли

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Прокариоты Эукариоты

Объекты Органоиды прокариоти-ческой клетки: клеточная стенка, мембрана, нук-леоид, кольцевая ДНК (плазмида), рибосома. Факты Доядерные клетки (про­кариоты). Разнообразие прокариот. Форма клеток бактерий: палочковидные, сфери­ческие, спиралевидные, в форме запятой. Распространение и зна­чение бактерий в приро­де.

Процесс Спорообразование.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть: части и органоиды прокариотической клетки; экологическую роль бак­терий.

Описывать влияние бо­лезнетворных микроорга­низмов на состояние макро­организма.

Выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Раскрывать сущность процесса спорообразования у бактерий.

Записи в тетрадях

02.12

01.12

07.12

Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

26

1

Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Прокариоты Эукариоты Объекты Органоиды прокариоти-ческой клетки: клеточная стенка, мембрана, нук-леоид, кольцевая ДНК (плазмида), рибосома. Факты Доядерные клетки (про­кариоты). Разнообразие прокариот.

Форма клеток бактерий: палочковидные, сфери­ческие, спиралевидные, в форме запятой. Распространение и зна­чение бактерий в приро­де. Процесс Спорообразование.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть: части и органоиды прокариотической клетки; экологическую роль бак­терий.

Описывать влияние бо­лезнетворных микроорга­низмов на состояние макро­организма.

Выделять различия в строении клеток эукариот и прокариот.Раскрывать сущность

процесса спорообразования у бактерий.

сравнительная таблица

02.12

01.12

07.12

Беседа,

индивидуальный опрос

27

1

Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов

урок применения знаний и умений

Основные отличия в строении клеток грибов, растений и животных и их сходства

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток. Описывать органоиды ци­топлазмы и их значение в жизнедеятельности клетки.

Раскрывать взаимосвязь строения и функций мем­браны клетки. Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза

сравнительная таблица

09.12

08.12

14.12

Беседа,

индивидуальный опрос. с/р, групповая

28

1

Сходство и различие в строении клеток растений, животных, грибов, бактерий

урок применения знаний и умений

Основные отличия в строении клеток грибов, растений и животных и их сходства

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки.

Сравнивать строение растительной и животной клеток. Описывать органоиды ци­топлазмы и их значение в жизнедеятельности клетки. Раскрывать взаимосвязь строения и функций мем­браны клетки.

Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза

Записи в тетрадях,

09.12

08.12

14.12

Беседа,

индивидуальный опрос. с/р, групповая

29

1

Вирусы и бактериофаги

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Вирус Генетическая информа­ция

Объекты Вирусы, бактериофаг.

Факты Строение вируса: гене­тический материал, кап-сид и размножение. Зна­чение в природе и жизни человека: вирусы как возбудители болезней; вирусы, инфицирующие бактерии.

Меры профилактики распространения вирус­ных заболеваний.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Описывать процесс про­никновения вируса в клетку. Объяснять сущность воз­действия вирусов на клетку.

Использовать приобре­тенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

Общие принципы клеточной организации (интерактивные задания

§17, с.42-43,

16.12

15.12

21.12

Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

30

1

Здоровье человека и вирусные заболевания

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

В рамках Проекта «Школа за ЗОЖ»

Давать определение клю­чевым понятиям.

Описывать процесс про­никновения вируса в клетку. Объяснять сущность воз­действия вирусов на клетку.

Использовать приобре­тенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

Общие принципы клеточной организации

Записи в тетрадях,

план-конспект

16.12

15.12

21.12

Беседа,

индивидуальный опрос. с/р, групповая

31

1

Вирусное заболевание - СПИД

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

В рамках Проекта «Школа за ЗОЖ»

Давать определение клю­чевым понятиям.

Описывать процесс про­никновения вируса в клетку. Объяснять сущность воз­действия вирусов на клетку.

Использовать приобре­тенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

Общие принципы клеточной организации

Записи в тетрадях,

план-конспект

23.12

22.12

28.12

Беседа,

индивидуальный опрос. с/р, групповая

32

1

Обобщающий уро по теме «Строение клетки»

урок обобщения и систематизации знаний

Промежуточная аттестация

Общие принципы клеточной организации

Повт.


23.12

22.12

28.12

Беседа,

индивидуальный опрос. с/р, групповая

33

1

Контрольная работа №1 по теме «Основы цитологии»

контроль знаний и умений




30.12

29.12

11.01

Тесты по 2 вариантам

ТЕМА 3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (12 часов)

34

1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

урок ознакомления с новым материалом



Записи в тетрадях,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

35

1

Каталитический характер реакций обмена веществ.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний



Записи в тетрадях,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

36

1

Этапы энергетического обмена.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Гпиколиз Брожение

Дыхание Факты Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Процессы Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, непол­ное бескислородное расщепле­ние, полное кислородное рас­щепление. Внутриклеточное пи­щеварение и накопление энер­гии, расщепление глюкозы.

Дать определение понятию

диссимиляция

Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссими­ляции.

Называть: вещества - источники энер­гии; продукты реакций этапов об­мена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена.

Записи в тетрадях,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

37

1

Питание клетки

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Питание Фотосинтез Фотолиз

Факты Питание. Различия организмов по способу питания.

Давать определение терми­нам питание, автотрофы, фотосинтез.Называть: органы растения, где проис­ходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиза

Записи в тетрадях,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

38

1

Фотосинтез, световая фаза.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Питание Фотосинтез Фотолиз Факты Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Зна­чение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. Объекты Хлоропласты. Процессы Световая и темновая фазы фо­тосинтеза.

Давать определение терми­нам питание, автотрофы, фотосинтез.Называть: органы растения, где проис­ходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиза. Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фо­тосинтеза.

Сравнивать процессы фото­синтеза и хемосинтеза.

§10, с. 28-29,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

39

1

Темновые реакции фотосинтеза.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Питание Фотосинтез Фотолиз Факты Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Зна­чение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. Объекты Хлоропласты. Процессы Световая и темновая фазы фо­тосинтеза.

Давать определение терми­нам питание, автотрофы, фотосинтез.Называть: органы растения, где проис­ходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиза. Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фо­тосинтеза.

Сравнивать процессы фото­синтеза и хемосинтеза.

§10, с. 28-29,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

40

1

Автотрофное питание. Хемосинтез.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Автотрофы Фототрофы Хемотрофы Гетеротрофы

Факты Источники энергии автотрофных организмов: солнечных свет, энергия химических реакций. Наличие хлорофилла - условие автотрофного питания.

Объекты Нитрифицирующие бактерии.

Процессы Хемосинтез.

Перечислять способы пита­ния, использование поглощае­мых клеткой веществ. Приводить примеры гетеро­трофных и автотрофных орга­низмов.

Описывать механизм хемо­синтеза. Анализировать содержание определений терминов. Классифицировать организ­мы по способу питания. Выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов. Характеризовать автотро­фов и гетеротрофов. Обосновывать наличие раз­ных способов питания клеток зеленого растения.

Записи в тетрадях,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

41

1

Биосинтез белка. Транскрипция

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон

Трансляция.

Факты Затраты энергии - условие для синтеза белков. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы Механизм транскрипции, меха­низм трансляции. Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков).

Давать определение терми­нам ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосин­тезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транс­крипция, трансляция. Объяснять сущность генети­ческого кода.

Описывать процесс биосин­теза белка по схеме. Характеризовать: механизм транскрипции;

механизм трансляции. Составлять схему реализа­ции наследственной информа­ции в процессе биосинтеза бел­ка.

§26, с. 62-65,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

42

1

Биосинтез белка. Трансляция.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон

Трансляция.

Факты Затраты энергии - условие для синтеза белков. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы Механизм транскрипции, меха­низм трансляции.

Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков).

Давать определение терми­нам ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосин­тезе белка.

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транс­крипция, трансляция. Объяснять сущность генети­ческого кода.

Описывать процесс биосин­теза белка по схеме. Характеризовать: механизм транскрипции;

механизм трансляции. Составлять схему реализа­ции наследственной информа­ции в процессе биосинтеза бел­ка.

§26, с. 62-65,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

43

1

Регуляция биосинтеза.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Основные понятия Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон

Трансляция.

ФактыЗатраты энергии - условие для синтеза белков. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы Механизм транскрипции, меха­низм трансляции.

Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков).

Давать определение терми­нам ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосин­тезе белка.

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транс­крипция, трансляция Объяснять сущность генети­ческого кода.

Описывать процесс биосин­теза белка по схеме. Характеризовать: механизм транскрипции;

механизм трансляции. Составлять схему реализа­ции наследственной информа­ции в процессе биосинтеза бел­ка.

§27, с. 66-67,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

44

1

Решение биологических задач по теме «Основы цитологии».

урок обобщения и систематизации знаний


Применять полученные знания при решении задач по данной теме

Задача в тетради решить




Тестовые задания по вариантам, беседа, групповая

45

1

Контрольная работа №2 по теме «Обмен веществ и превращение энергии в клетке».

контроль знаний и умений







Тесты по 2 вариантам


ТЕМА 4. РАЗМНОЖЕНИЕ ИИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. (21 час + 2 часа повторение)


46

1

Жизненный цикл клетки.

урок ознакомления с новым материалом

Ключевые понятия Жизненный цикл Факты Размножение - свойство организмов.

Деление клетки - основа роста, развития и размно­жения организмов. Митоз, сущность и значение.

Процесс Деление клетки - митоз.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Описывать: процесс удвоения ДНК; последовательно фазы митоза.

Объяснять: значение процесса уд­воения ДНК;

сущность и биологическое значение митоза.

§12, с. 32-33,




Беседа. объяснение учителя

47

1

Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Жизненный цикл Факты Размножение - свойство организмов.

Деление клетки - основа роста, развития и размно­жения организмов. Митоз, сущность и значение. Процесс Деление клетки - митоз.


Давать определение клю­чевым понятиям.

Описывать: процесс удвоения ДНК; последовательно фазы митоза.

Объяснять: значение процесса уд­воения ДНК;

сущность и биологическое значение митоза.

§12, с. 32-33,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

48

1

Биологическое значение митоза

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия

Жизненный цикл Факты Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размно­жения организмов. Митоз, сущность и значение.

Процесс Деление клетки - митоз.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Описывать: процесс удвоения ДНК; последовательно фазы митоза.

Объяснять: значение процесса уд­воения ДНК;

сущность и биологическое значение митоза.

§12, с. 32-33,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

49

1

Мейоз, его биологическое значение.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия

Жизненный цикл Факты Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размно­жения организмов. Митоз, сущность и значение.

Процесс Деление клетки - митоз.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Описывать: процесс удвоения ДНК; последовательно фазы мейоза.

Объяснять: значение процесса уд­воения ДНК;

сущность и биологическое значение мейоза.

§12, с. 32-33,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

50

1

«Сравнение процессов митоза и мейоза».

Комбинированный


Уметь сравнивать два процесса, уметь находить черты сходства и отличия между митозом и мейозом.

составить сравнительную таблицу




беседа, групповая

51

1

Формы размножения организмов: бесполое размножение, его типы.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятияРазмножение Половое размножение Бесполое размножение

Факты Типы бесполого размно­жения.

ПроцессРазмножение: бесполое, половое.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Доказывать, что размно­жение - одно из важнейших свойств живой природы.

Сравнивать бесполое и половое размножение

§13, с. 34-35,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

52

1

Формы размножения организмов: половое размножение.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия

Размножение Половое Факты Типы бесполого размно­жения.

ПроцессРазмножение: половое.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Доказывать, что размно­жение - одно из важнейших свойств живой природы.

Сравнивать бесполое и половое размножение

§13, с. 34-35,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

53

1

Развитие половых клеток у животных.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Гаметогенез Овогенез

Сперматогенез

Объекты Строение половых клеток.

Факты Значение гаметогенеза.

Процесс Образование половых клеток. Стадии размно­жения, роста, созревания. Мейоз. Фазы первого и второго мейотического деления.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть стадии гамето­генеза. Описывать:

строение половых клеток; процесс мейоза.

Выделять отличия мейоза от митоза.

Записи в тетрадях,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

54

1

Развитие половых клеток у растений.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Оплодотворение Внутреннее оплодотво­рение Двойное оплодотворение Наружное оплодотворе­ние

Факты Биологическое значение оплодотворения.

Процесс Оплодотворение: наруж­ное и внутреннее. Искусственное опыление у растений и оплодотво­рение у животных.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть типы оплодо­творения.

Характеризовать сущ­ность и значение оплодо­творения.

Выделять отличия между типами оплодотворения.

Записи в тетрадях,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

55

1

«Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».

Комбинированный


Ключевые понятия Оплодотворение Внутреннее оплодотво­рение Двойное оплодотворение Наружное оплодотворе­ние

Факты Биологическое значение оплодотворения.

Процесс Оплодотворение: наруж­ное и внутреннее. Искусственное опыление у растений и оплодотво­рение у животных.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть типы оплодо­творения.

Характеризовать сущ­ность и значение оплодо­творения.

Выделять отличия между типами оплодотворения.

Записи в тетрадях, сравнительная таблица




беседа, групповая

56

1

Оплодотворение, его типы.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Оплодотворение Внутреннее оплодотво­рение Двойное оплодотворение Наружное оплодотворе­ние

Факты Биологическое значение оплодотворения.

Процесс Оплодотворение: наруж­ное и внутреннее. Искусственное опыление у растений и оплодотво­рение у животных.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть типы оплодо­творения.

Характеризовать сущ­ность и значение оплодо­творения.

Выделять отличия между типами оплодотворения.

§14, с. 36-37,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

57

1

Особенности оплодотворения у цветковых растений.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Оплодотворение Внутреннее оплодотво­рение Двойное оплодотворение Наружное оплодотворе­ние

Факты

Биологическое значение оплодотворения.

Процесс Оплодотворение: наруж­ное и внутреннее. Искусственное опыление у растений и оплодотво­рение у животных.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть типы оплодо­творения.

Характеризовать сущ­ность и значение оплодо­творения.

Выделять отличия между типами оплодотворения.

§14, с. 36-37,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

58

1

Понятие онтогенеза организмов.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Онтогенез Эмбриогенез

Факты Эмбриональный и по­стэмбриональный перио­ды развития. Прямое и непрямое развитие. Причины нарушения раз­вития организмов.

Процесс Индивидуальное разви­тие организмов (онтоге­нез). Этапы эмбриогене­за.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть: периоды онтогенеза; типы постэмбрионально­го развития; причины нарушения раз­вития организмов.

Описывать процесс м­бриогенеза.

Записи в тетрадях,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

59

1

Онтогенез. Эмбриональный период.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Онтогенез Эмбриогенез

Факты Эмбриональный перио­д развития.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Описывать процесс эм­бриогенеза.

§15, с. 38-39,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

60

1

Взаимовлияние частей развивающегося зародыша.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Онтогенез Эмбриогенез

Факты Эмбриональный перио­д развития.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Описывать процесс эм­бриогенеза.

Выделять факторы, влияющие на эмбриогенез

Записи в тетрадях,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

61


Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Онтогенез Эмбриогенез

Факты Эмбриональный перио­д развития.

Давать определение клю­чевым понятиям.

Описывать процесс эм­бриогенеза.

Выделять факторы, влияющие на эмбриогенез

Записи в тетрадях,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

62

1

Онтогенез. Постэмбриональный период. Л/р №3. Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки

знаний

Ключевые понятия Онтогенез Эмбриогенез

Факты по­стэмбриональный перио­д развития. Прямое и непрямое развитие. Причины нарушения раз­вития организмов.

Процесс Индивидуальное разви­тие организмов (онтоге­нез).

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть: периоды онтогенеза; типы постэмбрионально­го развития; причины нарушения раз­вития организмов.

Описывать процесс эм­бриогенеза.

§15, с. 38-39,




Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

63

1

Особенности онтогенеза у растений.

Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Ключевые понятия Онтогенез

Факты Причины нарушения раз­вития организмов.

Процесс Индивидуальное разви­тие организмов (онтоге­нез).

Давать определение клю­чевым понятиям.

Называть: периоды онтогенеза, причины нарушения раз­вития организмов.

Описывать процесс эм­бриогенеза





Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

64

1

Обобщающий урок по теме «размножение. Онтогенез»

урок обобщения и систематизации знаний


Повторение основных вопросов темы






Беседа,

индивидуальный опрос. объяснение учителя

65

1

Контрольная работа №3 по теме «Размножение. Онтогенез»

контроль знаний и умений







Тесты по 2 вариантам

66

1

Анализ контрольной работы

Коррекция знаний







индивидуальный опрос.

Повторение 4 часа

67

1

Повторение. Онтогенез.

урок обобщения и систематизации знаний

Повторение основных вопросов темы


§




Беседа, с/р с учебником, записи в тетрадях

68

1

Повторение основных понятий темы «Учение о клетке»

урок обобщения и систематизации знаний

Повторение основных вопросов темы






Беседа,

индивидуальный опрос

69

1

Контрольная работа №4 Итоговая аттестация

контроль знаний и умений


Знать основные темы курса





Тесты по 2 вариантам

70

1

Повторение основных понятий темы «Размножение и развитие»

урок обобщения и систематизации знаний

Повторение основных вопросов темы






Беседа,

индивидуальный опрос


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей