СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 7 кл БУП

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Н.Пономаревой БУП

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 7 кл БУП»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ № 1»

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



«Рассмотрено»

на заседании МО

________________________

протокол № _______

от « »____________ 2016г.

Руководитель МО __________ ____________


«Согласовано»


Зам. директора по УВР


_______ Узденова Ф.А.


«___»________ 2016г.


«Утверждаю»


Директор ГКОУ «ШИСОО№1»


________Захохова Б.Ж.


«___» __________ 2016г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса «БИОЛОГИЯ»


для 7 класса

на 2016-2017 учебный год.









Составитель: Токова Ирина Тольбиевна

учитель первой квалификационной категории

г. Нальчик




Раздел 1



Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Примерной авторской программы И.Н.Пономаревой, основного общего образования по биологии (БУП-2004) –для 7 кл. и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа по биологии для 7 кл разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Закон РФ « Об образовании Российской Федерации» от 29.122012 г.№273-ФЗ;


2.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования( приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089


«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.

3. Письмо Министерства образования и науки РФ, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 10 декабря 2012 г. № 07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

5.Учебный план ГКОУ «ШИСОО №1» Минобрнауки КБР на 2016-2017 уч.год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией

И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008


Основная цель курса: Формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах. Дать представление о многообразии животных организмов и принципах их классификации;

Задачи курса:

сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития; принципы классификации определеяющие принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе; понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем.

сформировать умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Раздел 2

Общая характеристика учебного предмета в учебном плане

Курс «Биология. Животные» имеет комплексный характер, включая основы зоологических наук:анатомии,физиологии,эмбриологии,экологии,систематики,зоогеографии,содержание которых адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся.Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражая родственные отношения между организмами и историю развития животного мира. У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма ,взаимосвязи между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой, что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеет приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны: рождение ,рост и развитие, размножение, старение и смерть. Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, системы животного мира, отражающей длительную эволюцию животных, изучение ведется от простейших к млекопитающим.

Раздел 3

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов.

Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа) в неделю в течении 1 учебного года на базовом уровне.

Программой предусмотрено проведение:

1) контрольных работ-4;

2 )лабораторных работ-10;


Раздел 4

Личностные, метапредметные и предметные освоения освоения конкретного учебного предмета.

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД:

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и раз решать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Раздел 5

Содержание учебного предмета.


Тема1: Общие сведения о мире животных.(5 часов). Зоология – наука о животных. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Тема2: Строение тела животных (3 часа). Клетка. Ткани. Органы и системы органов.

Тема3: Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4 часа). Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие

Тема4: Подцарство Многоклеточные животные (3 часа). Тип Кишечнополостные. Морские кишечнополостные.

Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 часов). Тип Плоские черви. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Тема6: Тип Моллюски (4 часа). Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.

Тема7: Тип Членистоногие (7 часов). Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Тема8: Тип Хордовые(7 часов). Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные . Надкласс Рыбы. Внутреннее строение рыбы (на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Тема9: Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа). Места обитания и строение земноводных. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.

Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов). Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность

пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

Тема11: Класс Птицы ( 7 часов). Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов). Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервные системы, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные Непарнокопытные, Хоботные, Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Тема13: Развитие животного мира на Земле (5 часов). Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле.

Распределение учебных часов по разделам программы.



/№

Название раздела

Количество часов

1

Тема1: Общие сведения о мире животных.

5

2

Тема2: Строение тела животных

3

3

Тема3:Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные

4

4

Тема4: Подцарство Многоклеточные животные

3

5

Тема5: Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

5

6

Тема6: Тип Моллюски

4

7

Тема7: Тип Членистоногие

7

8

Тема8: Тип Хордовые.

7

9

Тема9: Класс Земноводные, или Амфибии

4

10

Тема10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

5

11

Тема11: Класс Птицы

7

12

Тема12: Класс Млекопитающие, или Звери

9

13

Тема13: Развитие животного мира на Земле

5

Итого: 68 часов.






Раздел 6

Календарно-тематическое планирование по биологии в 7 классе на 2016-2017 учебный год


урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Элементы дополнительного содержания

Требования к уроку

Дата проведения

Знать

Уметь

Планируемая

Фактическая

1.

Зоология - наука о животных.

Урок усвоения новых знаний

1

Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть предмет изучения зоологии.

Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйственных растений.

Описывать признаки животных.

Отличать животных от растений.

Выделять значение животных в природе и в жизни человека



2.

Животные и окружающая среда.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций

1

Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах жизни.

Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам.

Различать понятия «среда жизни», «среда обитания», «место обитания».

Доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе.

Определять роль вида в биоценозе.

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме «Животные и окружающая среда»



3.

Классификация животных.


Урок усвоения новых знаний


1

Классификация животных.Значение классификации животных.


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть систематическиекатегории.

Отличать классификацию растений от классификации животных,характеризовать этапы развития зоологии



4

Влияние человека на животных.

Краткая история развития зоологии.


1

Зависимость жизни животных от человека.

Охрана животного мира:заповедники,заказники,памятники природы,природный национальный парк.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть животных,

исчезнувших

в результате действия человека.

Описывать меры охраны редких животных.

Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных.

Прогнозировать последствия исчезновения животных.



5

Обобщающий урок по главе: «Общие сведения о животных»

Урок обобщения и систематизации знаний

1


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: пройденный материал

Уметь: пользоваться полученными знаниями при решении тестовых работ.



6

Клетка.

Урок усвоения новых знаний


1

Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей.


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Перечислять основные органоиды клетки.

Называть роль в клетках основных органоидов.


Отличать клетки животных от клеток растений.

Распознавать на рисунке основные органоиды животной клетки.





7

Ткани.

Урок усвоения новых знаний

1

Ткань.Определение особенности строения.

Виды тканей:эпителиальная,соединительная,мышечная,нервная.

Особенности строения основных видов тканей.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Давать определение термину « ткани».

Называть основные виды тканей.

Характеризовать основные виды тканей.




8

Органы и системы органов.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций

1

Органы и системы органов организмов. Регуляция деятель­ности органов, систем органов и целостного организма.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Давать определение терминам орган,система органов.

Называть системы органов.

Характеризовать строение и функции систем органов.

Доказать,что системы органов в организме функционируют взаимосвязанно.



9

Класс Саркодовые.

Урок усвоения новых знаний


1

Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

. http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть среду обитания и способ передвижения

Описывать условия образования цисты.

Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы.

Объяснять способ питания и выделения,размножения.

Доказывать,что клетка амебы является самостоятельным организмом.



10

Класс Жгутиконосцы.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой.

Называть условия обитания и способ передвижения.


Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным организмам.

Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными.

Выделять черты усложнения у эвглены зеленой



11

Тип Инфузории.

Урок усвоения новых знаний и

формирования умений и навыков работы с микроскопом

1

Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть функции органоидов инфузории-туфельки.

Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории-туфельки.

Доказывать, что инфузории – более сложные организмы.

Выделять особенности размножения у инфузорий



12

Многообразие простейших.

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

Значение простейших в природе и жизни человека.



http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Перечислять меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией.

Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека

Характеризовать типы простейших.

Высказывать предположение о том, что одноклеточные животные не вымирают



13

Общие черты кишечнополостных.

Пресноводная гидра.


Урок усвоения новых знаний


1

Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть признаки типа Кишечнополостные.

Объяснять значение термина кишечнополостные.

Называть образ жизни гидры.

Распознавать строение гидры.

Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела

Описывать особенности жизнедеятельности гидры.

Объяснять при помощи рисунка процесс регенерации пресноводной гидры.

Сравнивать строение

и жизнедеятельность гидры и инфузории-туфельки.

Характеризовать по плану размножение пресноводной гидры



14

Морские кишечнополостные.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций

1

Многообразие и значение морских кишечнополостных.. Коралловые полипы и медузы.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать представителей типа Кишечнополостные.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

Характеризовать тип Кишечнополостные



15

Обобщение знаний по теме «Тип Кишечнополостные».

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: пройденный материал

Уметь: пользоваться полученными знаниями при решении тестовых работ.



16

Общая характеристика плоских червей.

Урок усвоения новых знаний


1

Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть функции систем внутренних органов.


Узнавать по рисункам и таблицам системы органов.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Объяснять поведение белой планарии.

Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными.



17

Разнообразие плоских червей.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


Печёночный сосальщик, свиной (либо бычий) цепень как представители паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть меры защиты от паразитических червей.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека.

Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика.

Выявлять приспособления к паразитизму.

Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей.



18

Тип Круглые черви.

Урок усвоения новых знаний


1

Аскариды, острицы как представители типа круглых червей.

Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Распознавать и описывать животных,принадлежащих к типу Круглые черви.


Объяснять меры профилактики заражений

Характеризовать образ жизни круглых червей.




19

Тип Кольчатые черви.

Многощетинковые.


Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дож¬девых червей в биогеоценозах.


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Узнавать по рисункам и называть системы органов

Описывать приспособления для жизни в почве.

Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании.

Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей



20

Тип Кольчатые черви.

Малощетинковые.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций

1

Значение червей и их место в истории развития животного мира. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php



Применять полученные знания и умения в ходе выполнения самостоятельной работы по теме



21

Общая характеристика типа Моллюски.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Тип Моллюски:среда обитанияи образ жизни,особенности строения(мантия,отделы тела).

Системы внутренних органов.Появление дыхательной системы.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

Выделять особенности строения и функции моллюсков.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей;

Определять принадлежность моллюсков к классам.



22

Класс Брюхоногие моллюски.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

Выделять особенности строения и функций моллюсков.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Узнавать системы органов брюхоногих моллюсков.


Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков.

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей

Объяснять значения в природе и в жизни человека.

Выделять приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания



23

Класс Двустворчатые моллюски.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Беззубка и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков.

Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания.

Объяснять значение двустворчатых моллюсков.



24

Класс Головоногие моллюски.


Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть функции головоногих моллюсков.

Выделять особенности строения головоногих моллюсков.

Характеризовать по плану представителей классов моллюсков.



25

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные

Урок усвоения новых знаний

1

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: признаки типа членистоногие; особенности строения (от-делы тела, число ног, органы чувств) и жизнедеятельности ракообразных, связанные со средой обитания.

Уметь: приводить примеры представителей классов членистоногих; давать определение терминам; объяснять характер приспособлений членистоногих к среде обитания.



26

Класс Паукообразные.

Урок усвоения новых знаний


1

Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей на территории Липецкой области. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: особенности строения, жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания. Значение в природе и жизни человека. Системы внутренних органов. Типы ротовых аппаратов Ловчие сети различных видов пауков.

Уметь: оказывать доврачебную помощь при укусах клещей; узнавать по рисункам и коллекциям представителей паукообразных; приводить примеры представителей класса.



27

Класс Насекомые.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого, обитающих на территории Липецкой области). Передвижение. Питание. Дыхание.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: особенности строения,

жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания; значение в при-роде и жизни человека.

Уметь: объяснять характер приспособлений к среде обитания; узнавать по рисункам.



28

Типы развития насекомых.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: стадии развития с полным и неполным превращением ,отряды насекомых с полным и неполным превращением.

Уметь: узнавать по рисункам представителей отрядов насекомых; описывать представителей различных отрядов; доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам; сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.



29

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Урок-конференция


Одомашнивание насекомых на примере тутового шелкопрядов. Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: что пчёлы и муравьи – общественные насекомые; структуру особей пчелиной и муравьиной семьи; продукты пчеловодства.

Уметь: объяснять особенности строения в связи с образом жизни.



30

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Урок-экскурсия (заочная мультимедийная)

1

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями в сельском хозяйстве Липецкой области. Охрана насекомых в России и Липецкой области.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: вредителей сельскохозяйственных растений.

Методы борьбы с вредителями с помощью

естественных врагов, переносчиков заболеваний человека

Уметь: узнавать по рисункам. Описывать

представителей разных отрядов.



31

Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие».

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения, многообразие членистоногих.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: пройденный материал

Уметь: пользоваться полученными знаниями при решении тестовых работ.



32

Общие признаки хордовых животных. Ланцетник.

Урок усвоения новых знаний

1

Общая характеристика типа хордовых.

Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка. Пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость.

описание ланцетника П.С.Палласом развитие ланцетника; биологическую терминологию.

Уметь: определять систематическое положение животного; выделять особенности строения и признаки, анализировать содержание таблиц, объяснять значение терминов.перечислять черты



33

Общая характеристика и внешнее строение рыб.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью

в воде

Роль плавников в движении рыб.

Уметь: выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и особенностями строения.



34

Внутреннее строение рыб.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: особенности внутреннего строения рыб; черты усложне-ния; расположение и значение органов чувств.

Уметь: объяснять усложнение позвоночных в процессе эволюции; описывать строение биологического объекта; самостоятельно формулировать определение термина.



35

Особенности размножения рыб.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Размножение и развитие рыб. Особенности поведения.

Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: Размножение и развитие рыб.;

места нагула и нереста у проходных рыб; миграции, забота о потомстве.

Уметь: Объяснять усложнение поведения позвоночных в процессе эволюции; анализировать содержание таблиц. Объяснять значение терминов.



36

Основные систематические группы рыб.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. 3апасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: классификацию надкласса рыб; многообразие хрящевых и костных рыб.

Уметь: сравнивать классы костных и хрящевых рыб Доказывать принадлежность раз-личных представителей рыб к тем или иным отрядам.

Используя современные компьютерные технологии готовить сообщения и создавать презентации о рыбах.



37

Охрана промысловых рыб.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводное производство и его значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма - карп. Другие виды рыб, используемые в прудовык хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: географию рыб-ного промысла. Схему прудового хозяйства. Аквариумное рыбоводство. Акклиматизация рыб: биологическое и хозяйственное обоснование.

Уметь: распознавать изученных животных, доказывать принадлежность представителей к одному классу; объяснять хозяйственное значение рыб.



38

Обобщающий урок по главе Тип Хордовые.


Урок систематизации и обобщения знаний.

1

Особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения, многообразие рыб.


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: пройденный материал

Уметь: пользоваться полученными знаниями при решении тестовых работ.



39

Особенности внешнего строения земноводных.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Внешнее строение лягушки. Приспособленность к земноводному образу жизни.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: признаки класса. места обитания и образ жизни;

внешнее строение лягушки; признаки наземных животных; скелет и мускулатура.

Уметь: выделять особенности строения и признаки систематики позвоночных. Объяснять усложнение позвоночных в процессе эволюции. Анализировать содержание таблиц. Объяснять значение терминов. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания.



40

Особенности внутреннего строения земноводных.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: Системы внутренних органов.

Обмен веществ и энергии. Зависимость процессов жизнедеятельности от температуры окружающей среды.

Уметь: Сравнивать строение и жизнедеятельность позвоночных Сравнивать земноводных и рыб. Самостоятельно давать определение терминам.



41

Годовой цикл жизни земноводных.


Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных на территории Липецкой области.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: размножение, внешнее оплодотворение; развитие лягушки с метаморфозом; сходство личинок земноводных с рыбами; оцепенение; влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных;

возникновение древних земноводных (ихтиостегид) от древних пресноводных кистепёрых рыб.

Уметь: объяснять значение терминов; выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания; находить различие в развитие земноводных и рыб.



42

Происхождение и многообразие земноводных.

Урок контроля и коррекции знаний

1

Особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения, многообразие земноводных. Сравнение с рыбами.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: Многообразие земноводных, значение в природе ив жизни человека. охрана земноводных.

Уметь: доказывать принадлежность различных представителей земноводных к тем или иным отрядам;

сравнивать земноводных и рыб .



43

Особенности внешнего строения пресмыкающихся.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Приспособленность пресмыкающихся к наземному образу жизни. Особенности внешнего строения и скелета прыткой ящерицы.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: особенности внешнего строения; приспособления к жизни в наземно-воз душной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез; строение скелета.

Уметь: выделять особенности строения и признаки систематики позвоночных; объяснять усложнение позвоночных в процессе эволюции.



44

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Особенности внутреннего строения пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы в связи с наземным образом жизни. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: признаки класса: трехкамерное сердце, два круга кровообра-щения, внутреннее оплодотворение, наличие яйца, ячеистое строе-ние легких и появление дыхательных путей; увеличение отделов головного мозга;пове-дение; размножение и развитие.

Уметь: выделять особенности строения; объяснять значение терминов.



45

Многообразие пресмыкающихся.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека на примере Липецкой области.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы.


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов.

Перечислять общие признаки пресмыкающихся.

Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся.




46

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Древние пресмыкающиеся.

Урок-конференция


Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающикся от древних земноводных.


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Приводить примеры ящеров и их среды жизни.

Называть причины вымирания ящеров.

Объяснять:

роль пресмыкающихсяв жизни человека и в природе;

необходимость охраны пресмыкающихся.



47

Обобщающий урок по главе Класс Пресмыкающиеся.

Урок контроля и коррекции знаний

1

Особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения, многообразие пресмыкающихся. Сравнение с земноводными.


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: пройденный материал

Уметь: пользоваться полученными знаниями при решении тестовых работ.



48

Особенности внешнего строения птиц.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Типы перьев. Строение перьев.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц.

Описывать приспособления внешнего строения для полета.

Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.



49

Опорно-двигательная система птиц.


1

Скелет птиц.Отделы.

Приспособленность к полету:срастание и пневмотичность костей.

Мышцы.

Приспособленность к полету:большие грудные мышцы,длинные сухожилия.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Выделять особенности строение скелета птиц.

Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.

Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.



50

Внутреннее строение птиц.

Урок усвоения новых знаний

1

Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полету.

Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся.

Объяснять:

почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями;

причины интенсивности обмена веществ.



51

Размножение и развитие птиц.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть этапы развития яйца и зародыша.

Выделять особенности строения органов размножения,связанные с полетом.

Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями.

Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.



52

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.


1

Поведение птиц на различных этапах годового цикла:ритуальное поведение в период размножения, гнездостроение, насиживание, послегнездовой период,

сезонные миграции.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть причины появления у птиц инстинкта перелета.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений.

Характеризовать значение гнезд в жизни птиц.



53

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть экологические группы птиц.


Приводить примеры птиц различных экологических групп.

Определять §особенности строения птиц различных экологических групп.



54

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.








Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. Птицеводство на территории Липецкой области.




http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Перечислять роль птиц:

в природе;

в жизни человека;

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц.

Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур.

Распознавать и описывать домашних птиц.

Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся.



55

Особенности внешнего строения млекопитающих.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего строения. Усложнение строения покровов

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть общие признаки млекопитающих.

Перечислять функции желез млекопитающих.

Описывать строение кожи.

Выделять особенности внешнего строения.

Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих.



56

Внутреннее строение млекопитающих.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Перечислять особенности строения скелета.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих.

Выделять особенности внутреннего строения.



57

Размножение и развитие млекопитающих.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Приводить примеры заботы о потомстве.

Находить черты сходства в размножении пресмыкающихся и млекопитающих.

Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша.

Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком.

Объяснять влияние поведения сезонных изменений.



58

Происхождение и многообразие млекопитающих.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.


. http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Назвать группу рептилии,от которых произошли млекопитающие.

Перечислить черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся.

Описывать строение и жизнедеятельность первозверей.

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.



59

Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи).

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные.



60

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.

Выделять особенности отрядов.

Доказывать принадлежность к классу млекопитающие.

Сравнивать отряды млекопитающих.



61

Приматы.


1

Признаки отряда.

Сходство человекообразных обезьян с человеком.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть общие черты строения приматов.

Доказывать,что обезьяны- наиболее высокоорганизованные животные.

Сравнивать человекообразных обезьян и человека.



62

Экологические группы млекопитающих.

Урок-конференция

1

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Перечислять основные экологические группы зверей.

Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп.



63

Значение млекопитающих для человека.

Урок-игра

1

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах Липецкой области. Промысел и промысловые звери, акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих в Липецкой области.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих.

Называть промысловых животных.

Объяснять роль млекопитающих в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать домашних зверей.

Описывать меры по охране млекопитающих и приводить примеры редких и охраняемых млекопитающих.



64

Доказательства эволюции животного мира.

Урок усвоения новых знаний

1

Историческое развитие животного мира, палеонтологические, эмбриональные, сравнительно-анатомические доказательства.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть факторы эволюции.

Приводить доказательства эволюции животного мира.



65

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций


1

Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Называть основные этапы развития животного мира на Земле.

Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.

Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличии от одноклеточных животных.



66

Место и роль животных в природных сообществах.


Урок усвоения новых знаний

1

Естественные природные и культурные сообщества организмов (биогеоценозы и агроценозы). Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Трофические связи в природных сообществах. Цепи питания. Экологические ниши. Численность животных в природе и причины ее колебаний. Колебание численности животных в агроценозах.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php






67

Охрана и рациональное использование животных.

Урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций

1


http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать:

Меры охраны животных.


Уметь:

Приводить примеры рационального использования животных.



68

Заключительный урок по курсу зоологии.

Урок-экскурсия

( виртуальная)





1

Животный мир как многообразие организмов, популяций, видов и сообществ. Уровни организации живой природы.

http://school.do-rcnttu-kbr.ru/course/index.php


Знать: пройденный материал

Уметь: пользоваться полученными знаниями при решении тестовых работ.




Раздел 7


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


Литература для учителя:

1.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.

2.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых / Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.

3.Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998

4. Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

5.Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.

6.Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.

7.Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.

8.Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.

9.Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.

10.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.

11.Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

12.Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.

13.Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

14.Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

15.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

16.Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.

- для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;.;

Интернет-ресурсы по курсу «Животные»

  1. http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых

  2. http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.

  3. http://bratcev.chat.ru/index.htmlё

  4. - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.****

  5. http://www.bober.ru/

  6. - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****

  7. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.****

  8. http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..****

  9. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****

  10. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****

  11. http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****

  12. http://animals.mega.net.kg/ - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.

  13. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.*****

  14. http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.*****

  15. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.*****

  16. http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.*****

  17. http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.****

  18. http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.****

  19. http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.****

Раздел 8

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Ученик научится/ ученик получит возможность научиться знать и понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы.

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы животных; на живых объектах и таблицах животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!