СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по биологии для 5 класса.

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

В соответствии с учебным планом МАОУ "Гимназия №14" курсу биологии на ступени основного общего образования на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). При распределении часов по темам учтены значимость разделов, их объём и личный опыт учителя.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5 класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 14» г. Улан-Удэ

















Рабочая программа

учебного предмета

предмет___БИОЛОГИЯ__

класс_________5_________









Разработчик программы

ФИО___Дугарова Т. В._____________

Учитель___биологии , I категории____

(предмет, категория)









Улан-Удэ

2017 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по биологии для 5-го класса составлена в соответствии

  • с законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от 31.12.2015 г. № 1576.

  • с Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения на основе Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.,

  • авторской Программы по биологии к учебно-методическому комплексу И.Н. Пономарёвой и др. М.: Вентана-Граф, 2013,


Цель и задачи изучения курса учебного предмета;

изучение биологии как учебной дисциплины предметной области «естественно-научные предметы» обеспечивает

  • формирование биологических знаний как компонент целостной научной картины мира,

  • овладение научным подходом к решению различных задач,

  • формирование и развитие умений формулировать гипотезу, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни,

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития

  • формирование безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведение точных измерений, адекватной оценке полученных результатов,

  • овладение методов научной аргументации действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Основные задачи биологического образования

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей, экологическое сознание и воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными,информационными, ценностно-смысловыми, комуникативными;

  • формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности,и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.


Место учебного предмета в учебном плане.

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

В соответствии с учебным планом МАОУ "Гимназия №14" курсу биологии на ступени основного общего образования на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). При распределении часов по темам учтены значимость разделов, их объём и личный опыт учителя.

Национально-региональный компонент.

-Содержание регионального компонента позволяет приобщить учащихся к экологическим и культурным традициям региона. Оно направлено на воспитание личности, в систему ценностей которой будут входить любовь к природе родного края, готовность постоянной ее защиты и бережного отношения.


Тема урока

Национальный компонент

Биология - наука о живой природе


Беседа о красоте природы Республики Бурятия, просторах малой родины, Эстетическое и патриотическое воспитание учащихся

Среды обитания живых организмов.

Экологическая обстановка в Республике Бурятия

Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Формирование биологического образования на объектах родного края, понимание жизни как величайшей ценности. Определение морали нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено»

Шляпочные грибы

Богатство лесов РБ. Патриотический аспект— изучение сведений о природных богатствах малой родины, воспитание чувства гордости за своей Родину.

Покрытосеменные растения

Умение видеть, понимать, чувствовать красоту природы родного края

Экскурсия. Растения нашего края.

Изучение растений местных видов

Экскурсии:

«Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».

Контроль уровня знаний.

Оценка предметных результатов:

Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно–познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.

Срок реализации рабочей программы – 1 год.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала 5 класса являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументи­ровать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в 5 классе являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере.

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере.

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

  1. В сфере трудовой деятельности.

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  1. В сфере физической деятельности.

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Биология – наука о животном мире.(8 ч) Биология — наука о живой природе.

Свойства живого. Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,

«экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объектов

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника

Демонстрации

  1. Приборы и оборудование

  2. Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

  3. Схемы и видеоматериалы о делении клетки

  4. Микропрепараты различных растительных тканей

Лабораторные работы

1. Изучение строения увеличительных приборов.

2. Знакомство с клетками растений.

Экскурсия

Осенние явления в жизни растений и животных.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 часов) Разнообразие живой природы.

Царства живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения. Ботаника ‒ наука о растениях. Царство животные. Общая характеристика животного царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразие животных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере. Охрана животных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

Микропрепараты. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

1. Знакомство с внешним строением растения.

2. Наблюдение за передвижением животных.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

Среды обитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания.

Организм как среда обитания. Условия (факторы) среды обитания.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Условия жизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиям существования.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— среды обитания живых организмов;

— особенности каждой среды обитания;

— приспособления организмов к среде обитания.

__ виды экологических факторов

Учащиеся должны уметь:

— описывать особенности среды обитания;

— различать действие экологических факторов;

— называть приспособления организмов к среде обитания;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

Тема 4 . Человек на планете Земля (5 часов)

Как и где появился человек? Человек умелый. Наш родственник - неандерталец. Наш непосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека.

История влияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др. )

Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраны живого мира планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохраним богатство живого мира. Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Значение Красной книги.

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериал

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

— особенности предков человека;

—историю влияния человека на природу;

— обязанности перед природой.

Учащиеся должны уметь:

— называть экологические проблемы региона;

—называть свои обязанности перед природой ;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы
















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел

Тема

Колич часов

1

Введение

1. Введение

1

2 - 9

Биология – наука о живой природе

  1. Наука о живой природе

  2. Свойства живого

  3. Методы изучения природы

  4. Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

  5. Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

  6. Химический состав клетки

  7. Процессы жизнедеятельности

  8. Систематизация знаний


8

10 - 20

Многообразие живых организмов

  1. Царства живой природы

  2. Бактерии: строение и жизнедеятельность

  3. Значение бактерий в природе и для человека

  4. Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»

  5. Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

  6. Значение растений и животных в природе и для человека

  7. Грибы

  8. Многообразие и значение грибов

  9. Лишайники

  10. Значение живых организмов в природе и жизни человека

  11. Систематизация знаний

11

21 - 28

Жизнь организмов на планете Земля.

  1. Среды жизни планеты Земля

  2. Экологические факторы среды

  3. Приспособления организмов к жизни в природе

  4. Природные сообщества

  5. Природные зоны России

  6. Жизнь организмов на разных материках

  7. Жизнь организмов в морях и океанах

  8. Систематизация знаний

8

29 - 33

Человек на планете Земля

  1. Как появился человек на Земле

  2. Как человек изменял природу

  3. Важность охраны живого мира планеты

  4. Сохраним богатство живого мира

  5. Систематизация и обобщение знаний

5


Резерв


2

Итого:


35 ч


Лабораторные работы:

  1. «Изучение строения увеличительных приборов»

  2. «Знакомство с клетками растений».

  3. «Знакомство с внешним строением растения»

  4. «Наблюдение за передвижением животных»



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основная учебная литература для учащихся:

1. Биология.. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.–. М.: Вентана-Граф 2012 год.- 125, (3) с.

2. Рабочая тетрадь по биологии Корниловой 5 класс разработана к учебнику по биологии Пономаревой И.Н., Николаева И.В. и Корниловой О.А-.–. М.: Вентана-Граф 2012 год

3.Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. –/ Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.–. М.: Вентана-Граф 2012 год.- 125, (3) с.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;

2. Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.;

3. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;

4. Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000

5. .Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение

6. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001

7. http://www.livt.net

Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"

8. http://www.floranimal.ru/

Портал о растениях и животных

9. http://www.plant.geoman.ru/

Занимательно о ботанике. Жизнь растений

Основная литература для учителя:

1. Биология 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.–. М.: Вентана-Граф 2012 год.- 125, (3) с

2.Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику Пономарева И.Н . Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г.

Издательство Дрофа

3.Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.

4. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.

5. Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник.

– М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

Дополнительная литература для учителя:

1. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.

2. Биология 6 класс. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Образовательный комплекс предназначен для изучения , повторения, и

закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит -материалы учебника под редакцией профессора

И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана-Граф»

3. Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В.

Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.

5. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. - 2009. - №2.

6.Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008.9.Открытая биология. Версия 2.6. Физикон. Авт. Д. И. Мамонтов. Полный мультимедийный курс биологии.

7. Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии для учащихся школы, лицеев, гимназий, колледжей, студентов вузов. Версия

2.6. Физикон

8..Пономарёва И.Н., О, А. Корнилова, В. С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс. Методическое пособие для

учителя. – М.; Вентана – Граф,2005;.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!