Биология 7 КЛАСС.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе:
Приказа Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;
примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника («Программы для общеобразовательных учреждений Биология 5 -11 класс» М «Дрофа»), учебного плана МБОУ Чем-Куюковской основной общеобразовательной школы, приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г Приказ № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2014/15 учебный год; учебника для 7 класса общеобразовательных учреждений «Биология. Животные» В.В. Латюшин, В.А. Шапкин М «Дрофа» 2009 г
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю. В программу внесены следующие изменения:
- 1ч перенесен из повторения в раздел «Многообразие животных» с целью изучения представителей отрядов насекомых с использованием справочников и определителей, так как в обязательный минимум содержания основных образовательных программ включено проведение работы по определению принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Реализация регионального компонента образования по обществознания.
Региональный компонент реализуется через отдельные уроки, а также путём включения элементов краеведения в структуру уроков, что помогает изучить живую природу Удмуртии. Данные уроки выделены курсивом.
Основными формами организации учебных занятий являются:
- познавательные уроки; проведение биологических исследований; урок-экскурсия; комбинированные уроки, уроки-игры и т.д.
Содержание курса
Биология как наука. Методы биологии.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Признаки живых организмов.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов.
Признаки живых организмов, их проявление у животных. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Приемы выращивания и размножения домашних животных, уход за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием животных; опыты по изучению процессов жизнедеятельности и поведения животных ; распознавание органов, систем органов животных.
Система, многообразие и эволюция живой природы.
Система органического мира. Основные систематические категории. Царство животных. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными.
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов, домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Проведение простых биологических исследований: выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость у животных;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных;
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных; опасных для человека животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов | Основные требования к разделу |
1 | Введение | 2 | Знать сущность зоологии и методы, используемые при изучении животных. Уметь сравнивать биологические объекты (растений и животные) Знать основные систематические категории. Уметь находить в тексте учебника нужную информацию. |
2 | Многообразие животных | 35 | Знать многообразие губок, кишечнополостных, плоских червей круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, иглокожих, ракообразных, паукообразных, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих, их биологические и экологические особенности. Знать значение в природе и жизни человека. Уметь сравнивать, работать с текстом учебника |
3 | Эволюция строения и функций органов и их систем | 17 | Знать эволюцию строения и функций органов дыхательной, пищеварительной, кровеносной, нервной, выделительной систем; способы размножения и развития животных. Уметь распознавать, описывать, сравнивать биологические объекты. Знать сущность эволюции и его доказательства. Знать причины эволюции животного мира .Уметь объяснять эволюцию животных, находить значение биологических терминов. |
4 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 3 | Знать закономерности размещения животных. Уметь выявлять приспособления организмов к окружающей среде. |
5 | Биоценозы | 4 | Уметь сравнивать биоценозы и делать выводы на основе сравнения. Знать факторы среды и их влияние на биоценозы. Уметь составлять цепи питания. Уметь объяснять взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу, приводить примеры. |
6 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 5 | Знать о последствиях воздействие человека и его деятельности на животных. Уметь соблюдать правила поведения в окружающей среде. Знать законы России об охране животного мира. Уметь объяснять причины сокращения численности животных. Знать охраняемые территории в России, Удмуртии; распознавать охраняемых животных Удмуртии. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни. Знать породы местных домашних животных, условия их содержания |
7 | Повторение | 2 | Знать многообразие животных, их среду обитания, образ жизни, значение в природе и жизни человека. Знать эволюция строения и функций органов и их систем; развитие и закономерности размещения животных на Земле. Уметь объяснять влияние хозяйственная деятельность человека на животный мир. |
| Итого | 68 | Уметь анализировать результаты работы. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол. ч. | Элементы содержания | Вид контроля | Дата проведения | |
Домашнее задание |
1 | Ведение 2 ч История развития зоологии. | 1 | Наука зоология и ее структура. История изучения животных. Методы изучения животных. Признаки живых организмов, их проявление у животных. Сходство и различия животных и растений. | | | 1 |
2 | Современная зоология. | 1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Система органического мира. Основные систематические категории. | | | 2 |
3 | Многообразие животных 35 ч Простейшие. Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. Простейшие. Жгутиконосцы, Инфузории. | 1 | Царство Животных. Простейшие (одноклеточные организмы). Многообразие, среда обитания и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | | | 3,4 |
4 | Тип Губки | 1 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Многоклеточные организмы. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | | | 5, презентация |
5 | Тип Кишечнополостные. | 1 | Тип Кишечнополостные. Многообразие: Класс Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Тестирование | | 6 |
6 | Тип Плоские черви. | 1 | Тип Плоские черви. Многообразие: Класс Ресничные, Сосальщики, Ленточные. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых плоскими червями. | | | 7 |
7 | Тип Круглые черви | 1 | Тип Круглые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых круглыми червями. | Тестирование | | 8 |
8 | Тип Кольчатые черви. Л/р №1 Изучение многообразия кольчатых червей. | 1 | Многообразие: Класс Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Задания на сравнение | | 9- 10 |
9 | Тип Моллюски | 1 | Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека | | | 11, презентация |
10 | Классы моллюсков | 1 | . Многообразие: Класс Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Среда обитания, образ жизни. | | | 12 |
11 | Тип Иглокожие | 1 | Многообразие: Класс Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | | | 13 |
12 | Тип Членистоногие. Л/р № 2 Изучение многообразия ракообразных. | 1 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых клещами. | | | 14 |
13 | Класс Насекомые. | 1 | Биологические и экологические особенности класса Насекомых. | Тестирование | | 15 |
14 | Отряды насекомых. Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | | | 16, презентация |
15 | Отряды насекомых. Стрекозы, Отряды насекомых. Вши, Жуки, Клопы. | | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | | | 17, презентация |
16 | Отряды насекомых. Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых двукрылыми. | | | 18, сообщения |
17 | Отряд насекомые. Перепончатокрылые | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Тестирование | | Сообщения |
18 | Пчеловодство в Удмуртии | 1 | Особенности разведения пчёл в наших условиях | | | Учить записи |
19 | Л/р № 3 Изучение представителей отрядов насекомых (с использованием справочников и определителей) | 1 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Влияние экологических факторов на организмы. | | | 19 |
20 | Тип Хордовые. | 1 | Многообразие: Подтип Бесчерепные, Класс Ланцетники. среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | | | 20 |
21 | Классы рыб. Л/р № 4 Внешнее строение и передвижение рыб | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | Тестирование | | 21 |
22 | Классы Хрящевые рыбы. | 1 | Многообразие: Отряд Акулы, Скаты. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | | | 22, сообщения |
23 | Класс Костные рыбы. | 1 | Многообразие: Отряд Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | | | 23 |
24 | Класс Земноводные, или Амфибии. | 1 | Многообразие: Отряд Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Тестирование | | 24, сообщения |
25 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. | 1 | Биологические и экологические особенности. | | | 25, презентация |
26 | Отряды пресмыкающихся | 1 | Многообразие: Отряд Черепахи, Крокодилы, Чешуйчатые. Среда обитания, образ жизни. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Значение в природе и жизни человека. | | | 26 |
27 | Класс Птицы. Л/р № 5 Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни. | 1 | Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Строение птицы, пера, яйца. | | 27 |
28 | Отряды птиц. Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | | | 28, презентация |
29 | Отряды птиц. Дневные хищные, Совы, Куриные. | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | | | 29, презентация , |
30 | Отряды птиц. Воробьинообразные, Голенастые. | 1 | Многообразие, Исчезающие, редкие и охраняемые виды.среда обитания, образ жизни. | | | 30 |
31 | Экскурсия № 1 Изучение многообразия птиц. | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни птиц своей местности. | | | Отчет по экскурсии |
32 | Класс Млекопитающие, или Звери. | 1 | Многообразие: Подкласс Яйцекладущие, Настоящие звери. Среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Тестирование | | 31 |
33 | Отряды Млекопитающих. Грызуны. Зайцеобразные. | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | | | 32, презентация |
34 | Отряды Млекопитающих. Китообразные, Ластоногие, Хищные. | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | | | 33, презентация |
35 | Отряды Млекопитающих. Парнокопытные, Непарнокопытные. | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | | | 34, презентация |
36 | Отряд Млекопитающих. Приматы. | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | | | 35 |
37 | Контрольно – обобщающий урок по теме «Многообразие животных» | 1 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Провероч. работа № 1 | | Составить кроссворд |
38 | Эволюция строения и функций органов и их систем 17ч Покровы тела. Л/р № 6 Изучение особенностей покровов тела. | 1 | Покровы тела. Ткани: плоский эпителий. Усложнение покровов тела в процессе эволюции. | | | 36 |
39 | Опорно – двигательная система. | 1 | Опорно – двигательная система. Эволюция опорно – двигательной системы, ее усложнение. | | | 37 |
40 | Способы передвижения животных. Полости тела. | 1 | Способы передвижения животных: амебовидное, при помощи ресничек и жгутиков, с помощью мышц. Полости тела. | | | 38 |
41 | Органы дыхания и газообмен. Л/ № 7 Изучение способов дыхания животных | 1 | Дыхательная система, органы и ткани дыхательной системы. Газообмен у животных разных систематических групп. | | | 39 |
42 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращения энергии. | 1 | Пищеварительная система, органы и ткани пищеварительной системы. Усложнение органов пищеварительной системы в процессе эволюции. Обмен веществ и превращения энергии. | | | 40 |
43 | Кровеносная система. Кровь. | 1 | Кровеносная система, ткани и органы кровеносной системы. Кровообращение. Эволюция кровеносной системы. | | | 41 |
44 | Органы выделения. | 1 | Органы выделения. Эволюция органов выделения. | | | 42 |
45 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | 1 | Нервная система, ткани и органы нервной системы. Усложнение нервной системы в процессе эволюции. | | | 43 |
46 | Л/р № 8 Изучение ответной реакции животных на раздражение | 1 | Поведение животных. Рефлекс. Инстинкт. | | | 43 |
47 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | 1 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Эволюция органов чувств. | | | 44, презентация |
48 | Л/р № 9 Изучение органов чувств животных | 1 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. | | | 44 |
49 | Продление рода. Органы размножения. | 1 | Продление рода. Органы размножения. Усложнение органов размножения в процессе эволюции. | | | 45 |
50 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | 1 | Способы размножения животных: бесполое и половое. Оплодотворение. | | | 46 |
51 | Развитие животных с превращением и без превращения | 1 | Развитие животных с превращением и без превращения. | | | 47 |
52 | Л/р № 10 Изучение стадий развития и определение возраста животных. | 1 | Рост и развитие животных | | | 47 |
53 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | 1 | Периодизация жизни животных: эмбриональный, рост, половая зрелость, старость. Продолжительность жизни животных. | | | 48 |
54 | Обобщающее повторение по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | 1 | Эволюция строения и функций органов дыхательной, пищеварительной, кровеносной, нервной, выделительной систем. Способы размножения и рост животных. | Провероч. работа № 2 | | Составить кроссворд |
55 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле 3 ч Доказательства эволюции животных. | 1 | Учение об эволюции органического мира. Усложнение животных в процессе эволюции. | | | 49, презентация «Ч. Дарвин» |
56 | Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 | Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | | | 50 - 51 |
57 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | 1 | Ареалы обитания. Миграции: возрастные, периодические, непериодические. Закономерности размещения животных. | | | 52 |
58 | Биоценозы 4 ч Естественные и искусственные биоценозы. | 1 | Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт) | | | 53 |
59 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. | 1 | Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. | | | 54-55 |
60 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 1 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | | | 56 |
61 | Экскурсия № 2 Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза. | 1 | Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных. | | | Отчет по экскурсии |
62 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека 5 ч Воздействие человека и его деятельности на животных. | 1 | Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. | | | 57 |
63 | Одомашнивание животных. Л/р № 11 Распознавание пород домашних животных. | 1 | Одомашнивание. Выращивание, размножение, уход за домашними животными. Селекция сельскохозяйственных животных. | | | 58, составить презентацию |
64 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | 1 | Законы об охране животного мира. Система мониторинга. | | | 59, найти статьи из периодических изданий об охране животных. |
65 | Охрана и рациональное использование животного мира. | 1 | Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к животным, их охрана. | | | 60 |
66 | Экскурсия № 3 Посещение животноводческой фермы. | 1 | Выращивание, размножение, уход за домашними животными. Наиболее распространенные породы домашних животных. | | | Подготовиться к контрольной работе |
67 | Резерв 2 ч Итоговая контрольная работа. | 1 | Многообразие животных, среда обитания, образ жизни, значение в природе и жизни человека. Эволюция строения и функций органов и их систем. Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | Контрольная работа по всему курсу «Животные» | | |
68 | Заключительный урок по курсу «Биология. Животные» | | Анализ итоговой контрольной работы. | | | Летние задания |
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. «Биология. Животные. 7 кл» В.В. Латюшин, В.А. Шапкин М «Дрофа» 2009 г
2. «Поурочные разработки по биологии. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова М «Вако» 2004 г
3. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся» А.И. Никишов М «Сфера» 2000 г
4. «Классная биология в вашей школе» Н.А. Бравая Ростов-на-Дону «Феникс» 2008 г
Учебно-методический комплект для ученика.
1. «Биология. Животные. 7 кл» В.В. Латюшин, В.А. Шапкин М «Дрофа» 2009 г
Дополнительная литература для учителя и учащихся.
1. «Занимательная зоология» В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова М «АСТ-ПРЕСС» 1999 г
2. Видеофильм «Насекомые. Птицы»»
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Животные»
Система оценивания ответа учащихся:
Отметка «5» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена логическая (или хронологическая) последовательность элементов ответа; общие положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами.
Отметка «4» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует полнота его раскрытия; соблюдена логика изложения, но отдельные положения ответа не подтверждены фактами, не обоснованы аргументами.
Отметка «3» выставляется в том случае, когда в ответе выпускника приведены отдельные несистематизированные положения, отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные факты.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на поверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
Критерии оценивания тестов:
Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90% - 100% от общего количества вопросов
Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50% - 70% правильных ответов