СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 8-9 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 8-9 класс, разработана в соответствии с ФК ГОС, ориентирована на учебник предметной линии Пасечника В.В.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 8-9 классов»

Планируемые результаты

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки


  1. практической деятельности людей; методах познания живой природы;

    1. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях


  1. области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;


    1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;


    1. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;


    1. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  1. В результате изучения биологии ученик должен:

  2. знать/понимать:

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;


Уметь:

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами

  • Вирусами; травматизма, стрессов, вич-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

  • Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Содержание учебного курса.

Биология как наука. Методы биологии


Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения

  1. Биологическим объектам, их охраны.


Признаки живых организмов


Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.


Система, многообразие и эволюция живой природы


Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы - неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Значение работ р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).


Человек и его здоровье


Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.

Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ л. Пастера и и.и. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.


Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Вич-инфекция и ее профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Психология и поведение человека. Исследования И.И. Сеченова и И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы.

Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.


Взаимосвязи организмов и окружающей среды


Среда - источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

8 класс

урока


Тема раздела,

Урока

Кол-во

часов


Демонстрации

Содержание образовательного минимума (дидактические единица)

Дата

Примечание

План.

Факт.


Введение – 2 часа

2






1

1. Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека.

1
















Сходство человека и животных




























Органы и системы органов организма человека


Строение и разнообразие клеток организма человека
Ткани организма человека









Нервная система




















Железы внешней и внутренней секреции










Строение опорно-двигательной системы












Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы



Состав крови
Группы крови












Кровеносная система

Лимфатическая система





Кровеносная система
















Приемы оказания первой помощи при кровотечениях





Система органов дыхания


Механизм вдоха и выдоха
Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении
утопающего






Пищеварительная система


















Мочеполовая система






















Строение кожи
Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях





Анализаторы

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.




2

2. Становление наук о человеке.

Входная контрольная работа

1






Тема 1. Происхождение человека – 3 часа

3





3

1. Систематическое положение человека

1

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.




4

2. Историческое прошлое людей

1





5

3. Расы человека

1






Тема 2. Строение и функции организма – 57 часов

57






Общий обзор организма – 1 час

1

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.




6

1. Общий обзор организма







Клеточное строение организма. Ткани. – 3 часа

3





7

1. Строение и жизнедеятельность клетки

1

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.




8

2. Покровные и соединительные ткани

Л.р.№1

«рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

1




9

3. Мышечная и нервная ткани

1






Рефлекторная регуляция органов и систем организма – 1 час

1





10

1. Рефлекторная регуляция

1






Нервная система человека – 5 часов

5





11

1. Значение и строение нервной системы

1

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.




12

2. Спинной мозг

1




13

3. Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок

Лабораторная работа №2

«пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

1




14

4. Передний мозг

Л.р.№ 3

«рефлексы продолговатого и среднего мозга»

1




15

5. Соматический и автономный отделы нервной системы

1






Железы внутренней секреции – 2 часа

2





16

1. Роль эндокринной регуляции

1

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.. Эндокринная

Система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.




17

2. Функции желез

1





Опорно-двигательная система – 7 часов

7





18

1.Строение костей. Соединение костей.

Лабораторная работа №4 «микроскопическое строение кости»

1

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.


Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.




19

2. Скелет человека.

1




20

3.строение мышц.

Лабораторная работа №5 «мышцы человеческого тела»

1




21

4. Работа скелетных мышц и их регуляция.

Лабораторная работа №6 «утомление при статической и динамической работе

1




22

5. Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Лабораторная работа №7 «выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия»

1




23

6. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1




24

7. Обобщающий урок по теме «опорно-двигательная система»

1





Внутренняя среда организма – 3 часа

3





25

1. Компоненты внутренней среды

1

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.


Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.




26

2. Кровь

Л.р.№8 «рассматривание под микроскопом крови лягушки и человека»

1




27

3. Борьба организма с инфекцией

1





Кровеносная и лимфатическая системы организма – 7 часов

7





28

1. Транспортные системы организма

1

Кровеносная и лимфатическая системы.




29

2. Круги кровообращения

1









30

3. Строение и работа сердца

1




31

4.Движение крови по сосудам. Регуляция

Кровообращения

Лабораторная работа №9. «положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Лабораторная работа №10 «определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

1




32

5.Гигиена-сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Л.р.№11 «реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

1




33

6. Первая помощь при кровотечениях

1

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.




34

7. Обобщающий урок по темам «внутренняя среда организма» и «кровеносная и лимфатическая системы»

1






Дыхательная система – 4 часа

4





35

1. Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания.

1

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.




36

2.значение и механизм дыхания.

Лабораторная работа №12

«измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

1




37

3. Регуляция дыхания.

1




38

4. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания.

1





Пищеварительная система – 7 часов

7





39

1. Питание и пищеварение.

1

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования и.п. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций




40

2. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Л.р.№ 13 «действие ферментов слюны на крахмал»

1




41

3. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

1




42

4. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание.

1




43

5. Регуляция пищеварения.

1




44

6. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1




45

7. Обобщающий урок по темам «дыхание», «пищеварение».

1





Выделительная система – 1 час

1





46

Выделение

1

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.





Обмен веществ и энергии – 3 часа

3





47

1. Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни лабораторная работа №14 «установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

1

Обмен веществ и превращения энергии.








Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.




48

2. Витамины

1




49

3. Энерготраты человека и пищевой рацион л.р.№ 15 «составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

1





Покровные органы. Теплорегуляция. – 4 часа

4





50

1. Кожа – наружный покровный орган.

1

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.




51

2. Терморегуляция. Закаливание.

1




52

3. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1




53

4. Обобщающий урок по темам «обмен веществ и энергии», «выделение», «кожа»

1





Анализаторы – 4 часа

4





54

1. Анализаторы

1


Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика




55

2. Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней. Л.р.16 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением

1




56

3. Слуховой анализатор

1




57

4. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1





Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика – 5 часов

5





58

1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Лабораторная работа №17

«выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа

1

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и и.п. Павлова, а.а.

Ухтомского, П.К. Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы.

Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.


Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.




59

2. Врожденные и приобретенные программы поведения

1




60

3. Сон и сновидения

1




61

4. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1




62

5. Воля, эмоции, внимание.

Лабораторная работа №18

«изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

1





Тема 3. Индивидуальное развитие организма – 5 часов

5





63

1. Жизненные циклы. Размножение.

1

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Вич-инфекция и ее профилактика.




64

2. Развитие зародыша и плода.

1




65

3. Наследственные и врожденные заболевания.

1




66

4. Развитие ребенка после рождения.

1




67

5. Интересы и склонности.

1





68

69

Обобщающее повторение по курсу биологии 8 класса

Итоговая контрольная работа

2

1

Итоговая контрольная работа №3




70

Анализ ошибок. Заключительный урок

1






Итого:


70


Контрольных работ – 3

Лабораторных работ - 18





9 класс

урока


Тема раздела,

урока

Кол-во

часов

Демонстрации

Содержание образовательного минимума (дидактические единица)

Дата

Примечание

План.

Факт.


Введение – 2 часа

2






1 (1)

Биология как наука и методы ее исследования.

Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии.

1

  1. Результатов опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.
    Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических
    веществ.

  1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения биологическим объектам, их охраны.




2 (2)

Сущность жизни и свойства живого.

1






Раздел 1. Уровни организации живой природы

54







Тема 1.1. Молекулярный уровень.

10






1( 3)

Уровни организации жизни. Молекулярный уровень: общая характеристика

1






2 (4)

Углеводы.

1






3 (5)

Липиды.

1






4 (6)

Состав и строение белков.

1






5 (7)

Функции белков.

1






6 (8)

Нуклеиновые кислоты. ДНК.

1






7 (9)

Нуклеиновые кислоты: РНК. Сравнение ДНК и РНК.

1






8 (10)

АТФ и другие органические соединения клетки

1






9 (11)

Биологические катализаторы.

1






10 (12)

Вирусы. Обобщение.

1


Вирусы - неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами.





Тема 1.2. Клеточный уровень.

15






1 (13)

Основные положения клеточной теории.

1


Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий;




2 (14)

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Л. р. №1 «Изучение клеток растений, животных под микроскопом»

1

Клетки растений, животных, грибов и бактерий

Половое и бесполое размножение
Половые клетки
Оплодотворение
Изменчивость у организмов




3 (15)

Ядро.

1

Хромосомы




4 (16)

ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1





5 (17)

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1





6 (18)

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1





7 (19)

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1





8 (20)

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1





9 (21)

Энергетический обмен в клетке.






10 (22)

Питание клетки.Гетеротрофы.

1





11 (23)

Фотосинтез и хемосинтез.

1





12 (24)

Синтез белков в клетке.

1





13 (25)

Синтез белков в клетке.

1





14 (26)

Общие понятия о делении клетки. (Митоз).

1

Хромосомы Деление клетки





15 (27)

Обобщение. Контрольный тест по темам 1-2 "Молекулярный и клеточный уровни".

Промежуточная контрольная работа №2

1

Строение вируса






Организменный уровень (17 часов)

17






1 (28)

Бесполое размножение организмов.

1

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Половое и бесполое размножение
Половые клетки

Оплодотворение





2 (29)

Половое размножение организмов.

1






3 (30)

Оплодотворение.

1





4 (31)

Индивидуальное развитие организмов.

Биогенетический закон.






5 (32)



6 (33)

Закономерности наследования признаков, установленные Г Менделем. . Моногибридное скрещивание

2

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.





7 (34)

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1





8 (35)



9 (36)

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

2





10 (37)

Сцепленное наследование признаков. Закон Томаса Моргана.Перекрест.

1





11 (38)

Взаимодействие генов.

1





12 (39)


13 (40)

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

2






14 (41)

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Л.р. №2 «Выявление изменчивости организмов»

1

Изменчивость у организмов

Выявление изменчивости организмов.





15

(42)

Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость

1





16

((43)

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

1






17

(44)

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1







Популяционно-видовой уровень (3 часа)

3



Многообразие видов

Признаки вида


Приспособления у организмов к среде обитания

Классификация организмов





1 (45)

Вид, его критерии. Структура вида.

Л. р. №3 «Изучение морфологического критерия вида».

1

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность

Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).




2 (46)

Популяция – форма существования вида.

1




3 (47)

Биологическая классификация.

1





Экосистемный уровень (5 часов)

5






1 (48)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

Пр/р№1 Изучение и описание экосистемы своей местности.

1

Экосистема

Экологические факторы
Структура экосистемы
Пищевые цепи и сети
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)
Агроэкосистема

Среда - источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).


Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.




2 (49)

Состав и структура сообщесва.

Пр/р№2 Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

1




3(50)

Потоки вещества и энергии в экосистеме

Пр/р№3 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).





4 (51)

Продуктивность сообщества.

1




5 (52)

Саморазвитие экосистемы

Пр/р№4 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы

1





Биосферный уровень (4 часа)

4






1 (53)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Среды жизни.

1

Границы биосферы

Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.




2 (54)

Средообразующая деятельность организмов.

1





3 (55)

Круговорот веществ и энергии в биосфере.






4 (56)

Экологические кризисы.

1






Раздел 2. Эволюция (7 часов)







1 (57)

Основные положения теории эволюции.

1


Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие


Силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.





2 (58)

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

1





3 (59)

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность.

1




Приспособления к среде обитания у организмов




4 (60)

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

1





5 (61)

Искусственный отбор. Селекция.

1

Изменчивость у организмов
Порода, сорт




6 (62)

Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

1





7 (63)

Экскурсия «Причины многообразия видов в природе».

1






Раздел 3. Возникновение и развитие жизни

(5часов)

7






1 (64)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1






2 (65)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1






3 (66)

Краткая история развития органического мира.

Л. р. №4 «Изучение палеонтологических доказательств


Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.






4 (67)

Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.

1






5 (68)






Доказательства эволюции.


Итоговая контрольная работа №3

3

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. эволюции»








Итого:

68


Л/р-4

Пр/р -4

Экскурсий -2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!