Планируемые результаты
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки
практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях
области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Уметь:
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами
Вирусами; травматизма, стрессов, вич-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного курса.
Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения
Биологическим объектам, их охраны.
Признаки живых организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.
Система, многообразие и эволюция живой природы
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы - неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
Значение работ р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
Человек и его здоровье
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.
Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ л. Пастера и и.и. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Вич-инфекция и ее профилактика.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Психология и поведение человека. Исследования И.И. Сеченова и И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы.
Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Среда - источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
8 класс
№ урока | Тема раздела, Урока | Кол-во часов | Демонстрации | Содержание образовательного минимума (дидактические единица) | Дата | Примечание |
План. | Факт. |
| Введение – 2 часа | 2 | | | | | |
1 | 1. Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека. | 1 | Сходство человека и животных Органы и системы органов организма человека Строение и разнообразие клеток организма человека Ткани организма человека
Нервная система
Железы внешней и внутренней секреции
Строение опорно-двигательной системы
Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы Состав крови Группы крови
Кровеносная система Лимфатическая система
Кровеносная система
Приемы оказания первой помощи при кровотечениях
Система органов дыхания
Механизм вдоха и выдоха Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего
Пищеварительная система Мочеполовая система Строение кожи Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях Анализаторы | Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. | | | |
2 | 2. Становление наук о человеке. Входная контрольная работа | 1 | | | | |
| Тема 1. Происхождение человека – 3 часа | 3 | | | | |
3 | 1. Систематическое положение человека | 1 | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | | | |
4 | 2. Историческое прошлое людей | 1 | | | | |
5 | 3. Расы человека | 1 | | | | |
| Тема 2. Строение и функции организма – 57 часов | 57 | | | | |
| Общий обзор организма – 1 час | 1 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | | | |
6 | 1. Общий обзор организма | | | | | |
| Клеточное строение организма. Ткани. – 3 часа | 3 | | | | |
7 | 1. Строение и жизнедеятельность клетки | 1 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. | | | |
8 | 2. Покровные и соединительные ткани Л.р.№1 «рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп» | 1 | | | |
9 | 3. Мышечная и нервная ткани | 1 | | | | |
| Рефлекторная регуляция органов и систем организма – 1 час | 1 | | | | |
10 | 1. Рефлекторная регуляция | 1 | | | | |
| Нервная система человека – 5 часов | 5 | | | | |
11 | 1. Значение и строение нервной системы | 1 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. | | | |
12 | 2. Спинной мозг | 1 | | | |
13 | 3. Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок Лабораторная работа №2 «пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» | 1 | | | |
14 | 4. Передний мозг Л.р.№ 3 «рефлексы продолговатого и среднего мозга» | 1 | | | |
15 | 5. Соматический и автономный отделы нервной системы | 1 | | | | |
| Железы внутренней секреции – 2 часа | 2 | | | | |
16 | 1. Роль эндокринной регуляции | 1 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.. Эндокринная Система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. | | | |
17 | 2. Функции желез | 1 | | | |
| Опорно-двигательная система – 7 часов | 7 | | | | |
18 | 1.Строение костей. Соединение костей. Лабораторная работа №4 «микроскопическое строение кости» | 1 | Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | | | |
19 | 2. Скелет человека. | 1 | | | |
20 | 3.строение мышц. Лабораторная работа №5 «мышцы человеческого тела» | 1 | | | |
21 | 4. Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа №6 «утомление при статической и динамической работе | 1 | | | |
22 | 5. Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа №7 «выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия» | 1 | | | |
23 | 6. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 | | | |
24 | 7. Обобщающий урок по теме «опорно-двигательная система» | 1 | | | |
| Внутренняя среда организма – 3 часа | 3 | | | | |
25 | 1. Компоненты внутренней среды | 1 | Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. | | | |
26 | 2. Кровь Л.р.№8 «рассматривание под микроскопом крови лягушки и человека» | 1 | | | |
27 | 3. Борьба организма с инфекцией | 1 | | | |
| Кровеносная и лимфатическая системы организма – 7 часов | 7 | | | | |
28 | 1. Транспортные системы организма | 1 | Кровеносная и лимфатическая системы. | | | |
29 | 2. Круги кровообращения | 1 | | | | |
30 | 3. Строение и работа сердца | 1 | | | |
31 | 4.Движение крови по сосудам. Регуляция Кровообращения Лабораторная работа №9. «положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Лабораторная работа №10 «определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» | 1 | | | |
32 | 5.Гигиена-сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов Л.р.№11 «реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | 1 | | | |
33 | 6. Первая помощь при кровотечениях | 1 | Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | | | |
34 | 7. Обобщающий урок по темам «внутренняя среда организма» и «кровеносная и лимфатическая системы» | 1 | | | | |
| Дыхательная система – 4 часа | 4 | | | | |
35 | 1. Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания. | 1 | Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | | | |
36 | 2.значение и механизм дыхания. Лабораторная работа №12 «измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» | 1 | | | |
37 | 3. Регуляция дыхания. | 1 | | | |
38 | 4. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. | 1 | | | |
| Пищеварительная система – 7 часов | 7 | | | | |
39 | 1. Питание и пищеварение. | 1 | Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования и.п. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций | | | |
40 | 2. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Л.р.№ 13 «действие ферментов слюны на крахмал» | 1 | | | |
41 | 3. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 1 | | | |
42 | 4. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. | 1 | | | |
43 | 5. Регуляция пищеварения. | 1 | | | |
44 | 6. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | | | |
45 | 7. Обобщающий урок по темам «дыхание», «пищеварение». | 1 | | | |
| Выделительная система – 1 час | 1 | | | | |
46 | Выделение | 1 | Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. | | | |
| Обмен веществ и энергии – 3 часа | 3 | | | | |
47 | 1. Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни лабораторная работа №14 «установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 | Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | | | |
48 | 2. Витамины | 1 | | | |
49 | 3. Энерготраты человека и пищевой рацион л.р.№ 15 «составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» | 1 | | | |
| Покровные органы. Теплорегуляция. – 4 часа | 4 | | | | |
50 | 1. Кожа – наружный покровный орган. | 1 | Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | | | |
51 | 2. Терморегуляция. Закаливание. | 1 | | | |
52 | 3. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 | | | |
53 | 4. Обобщающий урок по темам «обмен веществ и энергии», «выделение», «кожа» | 1 | | | |
| Анализаторы – 4 часа | 4 | | | | |
54 | 1. Анализаторы | 1 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика | | | |
55 | 2. Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней. Л.р.16 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением | 1 | | | |
56 | 3. Слуховой анализатор | 1 | | | |
57 | 4. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | | | |
| Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика – 5 часов | 5 | | | | |
58 | 1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Лабораторная работа №17 «выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа | 1 | Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и и.п. Павлова, а.а. Ухтомского, П.К. Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. | | | |
59 | 2. Врожденные и приобретенные программы поведения | 1 | | | |
60 | 3. Сон и сновидения | 1 | | | |
61 | 4. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | | | |
62 | 5. Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа №18 «изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом» | 1 | | | |
| Тема 3. Индивидуальное развитие организма – 5 часов | 5 | | | | |
63 | 1. Жизненные циклы. Размножение. | 1 | Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Вич-инфекция и ее профилактика. | | | |
64 | 2. Развитие зародыша и плода. | 1 | | | |
65 | 3. Наследственные и врожденные заболевания. | 1 | | | |
66 | 4. Развитие ребенка после рождения. | 1 | | | |
67 | 5. Интересы и склонности. | 1 | | | |
68 69 | Обобщающее повторение по курсу биологии 8 класса Итоговая контрольная работа | 2 1 | Итоговая контрольная работа №3 | | | |
70 | Анализ ошибок. Заключительный урок | 1 | | | | |
| Итого: | 70 | | Контрольных работ – 3 Лабораторных работ - 18 | | | |
9 класс
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Демонстрации | Содержание образовательного минимума (дидактические единица) | Дата | Примечание |
План. | Факт. |
| Введение – 2 часа | 2 | | | | | |
1 (1) | Биология как наука и методы ее исследования. Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии. | 1 | Результатов опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений. Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ. | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения биологическим объектам, их охраны. | | | |
2 (2) | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | | | | |
| Раздел 1. Уровни организации живой природы | 54 | | | | | |
| Тема 1.1. Молекулярный уровень. | 10 | | | | | |
1( 3) | Уровни организации жизни. Молекулярный уровень: общая характеристика | 1 | | | | | |
2 (4) | Углеводы. | 1 | | | | | |
3 (5) | Липиды. | 1 | | | | | |
4 (6) | Состав и строение белков. | 1 | | | | | |
5 (7) | Функции белков. | 1 | | | | | |
6 (8) | Нуклеиновые кислоты. ДНК. | 1 | | | | | |
7 (9) | Нуклеиновые кислоты: РНК. Сравнение ДНК и РНК. | 1 | | | | | |
8 (10) | АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | | | | | |
9 (11) | Биологические катализаторы. | 1 | | | | | |
10 (12) | Вирусы. Обобщение. | 1 | | Вирусы - неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. | | | |
| Тема 1.2. Клеточный уровень. | 15 | | | | | |
1 (13) | Основные положения клеточной теории. | 1 | | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; | | | |
2 (14) | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Л. р. №1 «Изучение клеток растений, животных под микроскопом» | 1 | Клетки растений, животных, грибов и бактерий
Половое и бесполое размножение Половые клетки Оплодотворение Изменчивость у организмов | | | |
3 (15) | Ядро. | 1 | Хромосомы
| | | |
4 (16) | ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | | | | |
5 (17) | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | | | | |
6 (18) | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | | | | |
7 (19) | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | 1 | | | | |
8 (20) | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | | | | |
9 (21) | Энергетический обмен в клетке. | | | | | |
10 (22) | Питание клетки.Гетеротрофы. | 1 | | | | |
11 (23) | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | | | | |
12 (24) | Синтез белков в клетке. | 1 | | | | |
13 (25) | Синтез белков в клетке. | 1 | | | | |
14 (26) | Общие понятия о делении клетки. (Митоз). | 1 | Хромосомы Деление клетки | | | | |
15 (27) | Обобщение. Контрольный тест по темам 1-2 "Молекулярный и клеточный уровни". Промежуточная контрольная работа №2 | 1 | Строение вируса | | | | |
| Организменный уровень (17 часов) | 17 | | | | | |
1 (28) | Бесполое размножение организмов. | 1 | Одноклеточные и многоклеточные организмы Половое и бесполое размножение Половые клетки Оплодотворение | | | | |
2 (29) | Половое размножение организмов. | 1 | | | | |
3 (30) | Оплодотворение. | 1 | | | | |
4 (31) | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | | | | | |
5 (32) 6 (33) | Закономерности наследования признаков, установленные Г Менделем. . Моногибридное скрещивание | 2 | Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. | | | |
7 (34) | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | | | | |
8 (35) 9 (36) | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | 2 | | | | |
10 (37) | Сцепленное наследование признаков. Закон Томаса Моргана.Перекрест. | 1 | | | | |
11 (38) | Взаимодействие генов. | 1 | | | | |
12 (39) 13 (40) | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 2 | | | | | |
14 (41) | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Л.р. №2 «Выявление изменчивости организмов» | 1 | Изменчивость у организмов | Выявление изменчивости организмов. | | | |
15 (42) | Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость | 1 | | | | |
16 ((43) | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова | 1 | | | | | |
17 (44) | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | | | | | |
| Популяционно-видовой уровень (3 часа) | 3 | Многообразие видов Признаки вида Приспособления у организмов к среде обитания Классификация организмов | | | | |
1 (45) | Вид, его критерии. Структура вида. Л. р. №3 «Изучение морфологического критерия вида». | 1 | Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация). | | | |
2 (46) | Популяция – форма существования вида. | 1 | | | |
3 (47) | Биологическая классификация. | 1 | | | |
| Экосистемный уровень (5 часов) | 5 | | | | | |
1 (48) | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Пр/р№1 Изучение и описание экосистемы своей местности. | 1 | Экосистема Экологические факторы Структура экосистемы Пищевые цепи и сети Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм) Агроэкосистема
| Среда - источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | | | |
2 (49) | Состав и структура сообщесва. Пр/р№2 Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме | 1 | | | |
3(50) | Потоки вещества и энергии в экосистеме Пр/р№3 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | | | | |
4 (51) | Продуктивность сообщества. | 1 | | | |
5 (52) | Саморазвитие экосистемы Пр/р№4 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы | 1 | | | |
| Биосферный уровень (4 часа) | 4 | | | | | |
1 (53) | Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Среды жизни. | 1 | Границы биосферы | Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | | | |
2 (54) | Средообразующая деятельность организмов. | 1 | | | | |
3 (55) | Круговорот веществ и энергии в биосфере. | | | | | |
4 (56) | Экологические кризисы. | 1 | | | | |
| Раздел 2. Эволюция (7 часов) | | | | | | |
1 (57) | Основные положения теории эволюции. | 1 | | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие Силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | | | |
2 (58) | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | 1 | | | | |
3 (59) | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. | 1 | Приспособления к среде обитания у организмов | | | |
4 (60) | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | 1 | | | | |
5 (61) | Искусственный отбор. Селекция. | 1 | Изменчивость у организмов Порода, сорт | | | |
6 (62) | Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. | 1 | | | | |
7 (63) | Экскурсия «Причины многообразия видов в природе». | 1 | | | | |
| Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (5часов) | 7 | | | | | |
1 (64) | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | 1 | | | | | |
2 (65) | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | 1 | | | | | |
3 (66) | Краткая история развития органического мира. Л. р. №4 «Изучение палеонтологических доказательств | | Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. | | | | |
4 (67) | Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение. | 1 | | | | | |
5 (68) | Доказательства эволюции. Итоговая контрольная работа №3 | 3 | Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. эволюции» | | | | |
| Итого: | 68 | | Л/р-4 Пр/р -4 Экскурсий -2 | | | |