СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 9Г класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 9Г класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ Карелина В.В.



УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ СОШ № 8 ______________А.Н. Ахмадиева

Приказ № от 28 августа 2017 г.





Рабочая программа

по биологии для 9Г класса

на 2017-2018 учебный год

составила учитель биологии

Салиева Надежда Александровна







Рассмотрено на заседании кафедры учителей предметов естественно – научного цикла МБОУ СОШ № 8 г. Бирска

Протокол № 1 от 28 августа 2017 года

Руководитель кафедры ____________________Тазиева А.И.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа.

  1. Федеральный Закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования и среднего (полного) общего образования»;

  3. Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»;

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);

  5. Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

  6. Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2017-2018 учебный год ( 8-9 классы);

  7. Приказ МБОУ СОШ № 8 г. Бирска от № 110-К от 25.08.2017 «Об утверждении списка учебников, учебных пособий используемых в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2017-2018 учебный год

  8. Положение о рабочих программах по учебным предметам (курсам основного и среднего обще го образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан .


Сведения о

примерной


программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

- Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011.

- Примерная программа по предмету «Биология» для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан (региональный компонент). 5-11 классы. Авт. – сост. Юнусбаев Б.Х. – Уфа: Китап, 2013. – 24с.


Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК для основной школы (5-9 классы), разработанной под руководством Пасечника В.В.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Задачи:

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов

и явлений живой природы; использовать информацию о современных

достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими

приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за

биологическими объектами, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,

биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры

поведения в природе;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода

за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки

последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, экскурсии. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

- понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии

позволяет сформировать:

- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

- понимание необходимости здорового образа жизни;

- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию биологической терминологии и символики;

• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать

в дискуссии;

• развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объеме 170 часа. В том числе: в V классе –34 часа, в VI классе – 34 часа, в VII – 68 часов, в VШ классе – 68 часов, в IХ классе – 66 часов.


Результаты изучения учебного предмета

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;

-овладение понятийным аппаратом биологии;

-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности чело века в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

-умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

-овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

-формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

-освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Предпочтительные формы контроля

Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, тестирование, проверочные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.


Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

I. Введение

Биология. Биофизика. Биохимия. Микробиология. Генетика. Радиобиология. Научное исследование. Научный факт. Наблюдение. Гипотеза. Эксперимент. Закон. Теория. Сущность жизни и свойства живого. Обмен веществ. Процессы синтеза и распада. «Открытая система». Размножение. Наследственность.

II. Молекулярный уровень

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

III. Клеточный уровень

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Лабораторная работа № 1«Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

IV. Организменный уровень.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Закономерности изменчивости.

Лабораторная работа № 2«Выявление модификационной изменчивости организмов».

V. Популяционно-видовой уровень

Вид – основная систематическая единица. Критерии вида. Признаки вида. Структура вида. Происхождение видов. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Лабораторная работа № 3 «Изучение морфологического критерия вида».

VI. Экосистемный уровень

Экосистемная организация живой природы. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистемах. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

VII. Биосферный уровень

Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и её структура, свойства, закономерности. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы и кризисы. Основы рационального природопользования. Последствия деятельности человека в экосистемах.

VIII. Основы учения об эволюции

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

IX. Возникновение и развитие жизни на Земле

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Лабораторная работа №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ


Четверть

Количество часов в

неделю

Количество часов в четверти

Количество лабораторных работ

I четверть

2

18

1

II четверть

2

16

-

III четверть

2

18

2

IV четверть

2

14

1

Итого в год


66

4



Особенности классов

9 Г- общеобразовательный с наличием учащихся по программе VII-го вида

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета учащиеся должны.
Знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



Календарно-тематическое планирование

урока


Название раздела, тема урока

Кол- во часов по разделу, теме

Дата




План

факт

Введение

3

1.



Биология – наука о жизни

1

2.



Методы исследования в биологии

1

3.



Сущность жизни и свойства живого

1




Молекулярный уровень

9

4.



Уровни организации живой природы

1

5.



Углеводы

1

6.



Липиды

1

7.



Состав и строение белков

1

8.



Функции белков

1

9.



Нуклеиновые кислоты

1

10.



АТФ и другие соединения клетки

1

11.



Биологические катализаторы

1

12.



Вирусы

1




Клеточный уровень

14

13.



Основные положения клеточной теории. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1«Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

1

14.



Общие сведения о клетках

1

15.



Ядро клетки. Хромосомный набор клетки

1

16.



Эндоплазматическая сеть. Рибосомы.

Комплекс Гольджи

1

17.



Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

1

18.



Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

1

19.



Различие в строении клеток эукариот и прокариот

1

20.



Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

1

21.



Энергетический обмен в клетках

1

22.



Питание клетки

1

23.



Фотосинтез и хемосинтез

1

24.



Синтез белков в клетке. Транскрипция

1

25.



Синтез белков в клетке. Трансляция

1

26.



Деление клетки. Митоз

1




Организменный уровень

14

27.



Размножение организмов. Оплодотворение

1

28.



Развитие половых клеток. Мейоз

1

29.



Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1

30.



Моногибридное скрещивание

1

31.



Закон чистоты гамет

1

32.



Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

1

33.



Дигибридное скрещивание

1

34.



Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана

1

35.



Генетика пола

1

36.



Модификационная изменчивость. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2«Выявление модификационной изменчивости организмов»

1

37.



Мутационная изменчивость

1

38.



Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

1

39.



Методы селекции растений, животных, микроорганизмов

1

40.



Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Организменный уровень»

1




Популяционно-видовой уровень

3

41.



Вид. Критерии вида. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3«Изучение морфологического критерия

вида»

1

42.



Популяции

1

43.



Биологическая классификация

1




Экосистемный уровень

5

44.



Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

1

45.



Состав и структура сообщества

1

46.



Потоки веществ и энергии в экосистеме

1

47.



Саморазвитие экосистемы

1

48.



Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Экосистемный уровень»

1




Биосферный уровень

3

49.



Биосфера

1

50.



Средообразующая деятельность организмов

1

51.



Круговорот веществ в биосфере

1




Основы учения об эволюции

7

52.



Развитие эволюционного учения

1

53.



Изменчивость организмов

1

54.



Борьба за существование. Естественный отбор

1

55.



Видообразование

1

56.



Макроэволюция

1

57.



Основные закономерности эволюции

1

58.



Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Основы учения об эволюции»

1




Возникновение и развитие жизни на Земле

8

59.



Гипотезы возникновения жизни

1

60.



Современное представление проблемы

1

61.



Основные этапы развития жизни на Земле

1

62.



Эра древней жизни. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

1

63.



Развитие жизни в протерозое и палеозое

1

64.



Развитие жизни в мезозое

1

65.



Развитие жизни в кайнозое

1

66.



Заключительный урок по курсу «Введение в общую биологию»

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!