СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс Пасечник В. В.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю всего 35 часов. Планируемые реультаты (УУД), система контроля достижения планируемых реультатов, сожержание курса, тематическое планирование. В рамках требований на 2017-18 уч.год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс Пасечник В. В.»

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 123 с углубленным изучением отдельных предметов им Охрименко О. И.»




СОГЛАСОВАНО


Руководитель МО



подпись Ф. И. О.


Протокол № _______ от

«______» __________ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО


Председатель МС заместитель директора БОУ «СОШ № 123»


подпись Ф. И. О.



«______» ___________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор БОУ «СОШ № 123»



подпись Ф. И. О.



«______» ___________ 20___ г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Биология

5 класс






Составила: учитель первой

квалификационной категории

Карих Наталия Анатольевна



Срок реализации программы – 1 год













г. Омск, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы курса биологии составителя Палядьевой Г. М. «Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие» – 2 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013. – 383. к УМК В. В. Пасечника «Биология. 5-9 классы».

Для изучения биологии в 5 классе используется учебник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник / В. В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014 - 141», рекомендованный Министерством образования и науки Российской федерации. Данный учебник входит в линию учебников по биологии для основной школы (5-9 классы), созданную под руководством В. В. Пасечника.

Изучение биологии в 5 классе предполагает применение полученных знаний на практике. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в планирование включены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков. Процент оцениваемых лабораторных работ, являющаяся элементом урока, определяет учитель. Лабораторная работа, выполнение которой занимает по времени весь урок, оценивается у каждого ученика.

Согласно учебному плану в 5 классе предусмотрено изучение биологии в объеме 35 часов (1час в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ БИОЛОГИИ

Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:

1. Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.


2. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно или с помощью учителя обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- составлять план предложенного текста, преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- получать биологическую информацию из различных источников;

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника;

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о биологических объектах в научно-популярной литературе, в Интернете, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


3. Предметными результатами изучения биологии являются следующие умения:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- под руководством учителя готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей;

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕУЛЬТАТОВ

Вид контроля

Форма контроля

Стартовый мониторинг

Контрольный тест

Полугодовая контрольная работа

Контрольный тест

Промежуточная годовая аттестация

Защита группового проекта

Текущий тематический контроль

Лабораторных работ – 11

Практических работ – 1

Экскурсий – 1

Контрольная работа, самостоятельная работа, творческая работа, устный ответ, фронтальный опрос, тест, письменный опрос, биологический диктант, работа с текстом, взаимоконтроль, дидактические карточки, работа с дополнительным источниками информации, выполнение интерактивных заданий, выполнение заданий в рабочей тетради с печатной основой.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

5 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Практическая работа. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации. Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.


Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы. Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.


Раздел 3. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация. Гербарные экземпляры растений.

Лабораторные работы. Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Строение цветкового растения.

Итого – 32 часа. Резервное время — 3 часа.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

5 класс (35 часов, 1 час в неделю)


уро

ка


Тема раздела или урока

Количество часов


Примечание


Введение

6


1

Биология — наука о живой природе. Инструктаж по ТБ, правила работы в кабинете биологии.

1


2

Методы исследования в биологии.

1


3

Разнообразие живой природы. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого.

1


4

Среды обитания живых организмов.

1


5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1


6

Обобщающий урок.

Практическая работа № 1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсия. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

1



Раздел 1. Клеточное строение организмов

10


7

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа № 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы.

1


8

Строение клетки.

1


9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Лабораторная работа № 2. Строение клеток кожицы чешуи лука

1


10

Пластиды.

Лабораторная работа № 3. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.

1


11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

1


12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание).

Лабораторная работа № 4. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

1


13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

1


14

Деление клетки

1


15

Понятие «ткань».

Лабораторная работа № 5. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

1


16

Обобщающий урок

1



Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы

7


17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1


18

Бактерии, их роль в природе и жизни человека

1


19

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1


20

Шляпочные грибы.

Лабораторная работа № 6. Строение плодовых тел шляпочных грибов

1


21

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа № 7. Особенности строения мукора и дрожжей.

1


22

Грибы-паразиты

1


23

Обобщающий урок

1



Раздел 3. Царство Растения

9


24

Ботаника — наука о растениях.

1


25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа № 8. Строение зелёных водорослей

1


26

Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

1


27

Лишайники

1


28

Мхи. Папоротники, хвощи, плауны.

Лабораторная работа № 9. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)

1


29

Голосеменные растения.

Лабораторная работа № 10. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

1


30

Покрытосеменные растения.

Лабораторная работа № 11. Строение цветкового растения

1


31

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1


32

Обобщающий урок

1



ИТОГО

32


Резервное время – 3 часа, используется на проведение стартового мониторинга, полугодовой контрольной работы, защиты групповой проектной работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!