муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Торбеевская основная школа имени А.И. Данилова»
Принята: на заседании педагогического совета Протокол № _____ от «_____» ______________2017 г. | | Утверждаю: Директор МКОУ « Торбеевская ОШ» _________ С.Г. Петрова Приказ № ______ от « ___» ___________ 2017 г. |
Рабочая программа по предмету
«Биология»
5 класс
на 2017-2018 учебный год
Разработана: Петровой С.Г.учителем первой
квалификационной категории
Торбеево
2017
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, Образовательной программы ООО МКОУ «Торбеевская ОШ», учебного плана МКОУ «Торбеевская ОШ». Программа ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения.5 класс. Дрофа, 2013 год. Учебник входит в линию УМК «Биология 5-11 классы» В.В. Пасечника. Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся.
Цели реализации программы:
Формирование представления о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
Систематизация знаний, обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;
Освоение обучающимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средобразующей роли живых организмов разных царств;
Овладение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растительными организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Систематизация знаний об объектах живой природы, которые обучающиеся получили при освоении курса биологии в 5 классе;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни , оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Задачи обучения:
Ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее правлениях, здоровья своего и других; экологическое сознание, воспитание любви к природе;
Развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений;
Овладение ключевыми компетенциями: учебно0познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
Формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Общая характеристика курса:
Курс биологии в 5 классе разделен на 4 главы, которым предшествует введение. Во введении обучающиеся знакомятся с биологией как наукой о живой природе, с биологическими науками и объектами их изучения; Школьники получают представление о методах научного познания и приобретают навыки их использования. Материал введения позволяет углубить и расширить представления о свойствах живых организмов и их приспособленности к жизни в различных средах обитания. Знакомство с экологическими факторами акцентирует внимание на взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы.
Глава 1. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности растительной клетки как единицы живого. Школьники узнают о тканях растительного организма и учатся различать их на микропрепаратах. Особое внимание уделяется формированию навыка работы с увеличительными приборами и самостоятельному выполнению лабораторных работ.
Глав 2. Посвящена изучению особенностей строения и жизнедеятельности бактерий как представителей самостоятельного царства живой природы.
Гава 3. При изучении этой главы обучающиеся узнают об особенностях строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, получают представление об их многообразии.
Глава 4. Посвящена царству Растения. Обучающиеся знакомятся с многообразием растений и расширяют свои знания об их значении в природе и жизни человека. Школьники учатся распознавать растения разных отделов и устанавливать связь между особенностями строения растения и средой обитания. Основные отделы царства Растения изучаются последовательно от водорослей к покрытосеменным, что дает возможность проследить усложнение растений в процессе эволюции.
Содержание курса строится на деятельностного подхода.
Место предмета в учебном плане:
В учебном плане МКОУ «Торбееская ОШ» на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Планируемые результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Личностные результаты обучения биологии:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);эстетического восприятия живых объектов;
умение применять полученные знания в практической деятельности;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
формирование и развитие уважительного отношения к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
оценка жизненной ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды-гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (формирование и развитие навыков и умений).
Регулятивные УУД:
Умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать-определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Владеть основами самоконтроля и самооцеки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п). структурировать учебный материал, давать определения понятий;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность, преобразовывать ее из одной формы в другую;
Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД:
слушать и вступать в диалог, учувствовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1) в познавательной(интеллектуальной)сфере:
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
- осуществлять элементарные биологические исследования;
- перечислять свойства живого;
- выделять существенные признаки клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов, а также основные группы растений.
- сравнивать биологические объекты и процессы;
- делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп организмов;
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
- составлять элементарные пищевые цепи;
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давть им объяснение;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
-проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления изучения препаратов;
2. в ценностно-ориентационной сфере:
– демонстрировать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
3. в сфере трудовой деятельности:
– соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
4. в сфере физической деятельности:
-уметь оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями;
6.в эстетической сфере:
– оценивать с эстетической точки зрения растения и растительные сообщества.
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы;
- применять методы биологической науки для изучения растений-проводить наблюдения за растениями, ставить несложные опыты и объяснять их результаты;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи)
- ориентироваться в системе познавательных ценностей-оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и жизни человека.
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, работы с определителями растений; размножения и выращивания растений;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание .
Тема 1. Введение (6 часов)
Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы
Демонстрации:
Практическая работа: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».
Экскурсия: «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
Тема 2. Клеточное строение организмов (8 часов)
Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани.
Демонстрации:
Лабораторные работы:
1. «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»
2. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»
3. «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
4. «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»
5. «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
Тема 3. Царство Бактерии (3 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Демонстрации:
Тема 4. Царство Грибы (5 часа)
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи.Грибы-паразиты.
Демонстрации:
Лабораторные работы: №
6. «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
7. «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».
Тема 4. Царство Растения (12 часа)
Разнообразие, распространение, значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники. Многообразие споровых растений, их значение в природе и Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.жизни человека. Голосеменные. Многообразие Голосеменных. Покрытосеменные или Цветковые. Многообразие Покрытосеменных.
Демонстрации:
Лабораторные работы:
8. «Строение зеленых водорослей»
9. «Строение мха (на местных видах)»
10. « Строение спороносящего хвоща»
11. «Строение спороносящего папоротника»
12. «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
Тематическое планирование курса биологии 5 класса.
№ п.п | Тема | Количество часов | Лабораторные работы, практические работы | Экскурсии |
1. | Введение | 6 часов | Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». | Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» |
2. | Клеточное строение организмов | 8 часов | Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» Л.р.№3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» Л.р.№4 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» Л.р.№5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | |
3. | Царство Бактерии | 3 часа | | |
4. | Царство Грибы. | 5 часов | П.р.№6 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей». | |
5. | Царство Растения | 12 часов | Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей» Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)» Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща» Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | |
| | | | |
Итого 34 часа
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
электронное приложение к учебнику на www.drofa. ru ,
материально- техническое оборудование кабинета биологии (Приложение 2)
дидактический материал по предмету,
интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и практические требования
КТП (Приложение № 1)
Календарно тематическое планирование.
№ урока по предмету | № урока по теме | Содержание программного материала | Количество часов | Дата | Примечания |
Тема 1. Введение (6 часов) |
1 | 1 | Биология - наука о живой природе. | 1 | | |
2 | 2 | Методы исследования в биологии. Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». | 1 | | |
3 | 3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | 1 | | |
4 | 4 | Среды обитания живых организмов. | 1 | | |
5 | 5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1 | | |
6 | 6 | Экскурсия «Многообразие живых организмов.Осенние явления в жизни растений и животных» | 1 | | |
Тема 2. Клеточное строение организмов (8 часов) |
7 | 1 | Устройство увеличительных приборов. Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» | 1 | | |
8 | 2 | Строение клетки. Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». | 1 | | |
9 | 3 | Особенности строения клеток. Пластиды. Л.р.№3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника» | 1 | | |
10 | 4 | Химический состав клетки. | 1 | | |
11 | 5 | Жизнедеятельность клетки. Л.р.№4 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | 1 | | |
12 | 6 | Деление и рост клетки. | 1 | | |
13 | 7 | Ткани. Л.р.№5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | 1 | | |
14 | 8 | КОУ по теме «Клеточное строение организма» | 1 | | |
Тема 3. Царство Бактерии (3 часа) |
15 | 1 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | 1 | | |
16 | 2 | Роль бактерий в природе. | 1 | | |
17 | 3 | Роль бактерий в жизни человека | 1 | | |
Тема 4. Царство Грибы (5 часа) |
18 | 1 | Общая характеристика грибов. | 1 | | |
19 | 2 | Шляпочные грибы. Л.р.№6 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | 1 | | |
20 | 3 | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей». | 1 | | |
21 | 4 | Грибы-паразиты. | 1 | | |
22 | 5 | Повторение | 1 | | |
Тема 4. Царство Растения (12 часа) |
23 | 1 | Разнообразие, распространение, значение растений. | 1 | | |
24 | 2 | Водоросли. Строение одноклеточных зелёных водорослей Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей» | 1 | | |
25 | 3 | Водоросли многоклеточные. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | | | |
26 | 4 | Лишайники. | 1 | | |
27 | 5 | Мхи. Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)» | 1 | | |
28 | 6 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща»Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника» | 1 | | |
29 | 7 | Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека. | 1 | | |
30 | 8 | Голосеменные. Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | 1 | | |
31 | 9 | Покрытосеменные, или Цветковые. | 1 | | |
32 | 10 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1 | | |
33 | 11 | Повторение | 1 | | |
34 | 12 | Заключение. Летнее задание | 1 | | |
11